Научная статья на тему 'Развитие китайского фортепианного образования после основания КНР'

Развитие китайского фортепианного образования после основания КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
587
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / CHINA / ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / MUSIC HISTORY / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROCESS / ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PIANO EDUCATION / ПЕДАГОГИ / PEDAGOGUES / ПЕРИОДЫ / PERIODS / КОНСЕРВАТОРИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ / UNIVERSITIES / CONSERVATORIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янь Цзе

После основания КНР народное правительство Китая начало уделять значительное внимание развитию музыки. Кроме консерваторий, фортепианное образование начало быстро развиваться также в других вузах. В статье представлена история становления фортепианного образования Китая. Выделены 3 периода ранний период существования КНР (1949-1966), период культурной революции (1966-1976) и период после политики реформы и открытости (с 1978 г.). Подробно раскрывается состояние развития фортепианного образования в вузах Китая, концепции преподавания, учебный материал и программы. В XXI веке многие вузы постепенно открыли магистерские и докторские программы по музыкальному образованию, что значительно повысило способность страны вести подготовку специалистов самого высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие китайского фортепианного образования после основания КНР»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 785

Янь Цзе

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург 185743175@qq.com

РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ ОСНОВАНИЯ КНР

После основания КНР народное правительство Китая начало уделять значительное внимание развитию музыки. Кроме консерваторий, фортепианное образование начало быстро развиваться также в других вузах. В статье представлена история становления фортепианного образования Китая. Выделены 3 периода - ранний период существования КНР (1949-1966), период культурной революции (1966-1976) и период после политики реформы и открытости (с 1978 г.). Подробно раскрывается состояние развития фортепианного образования в вузах Китая, концепции преподавания, учебный материал и программы. ВXXI веке многие вузы постепенно открыли магистерские и докторские программы по музыкальному образованию, что значительно повысило способность страны вести подготовку специалистов самого высокого уровня.

Ключевые слова: КНР, история музыки, процесс развития, фортепианное образование, педагоги, периоды, кон-

серватории, университеты.

Первые 17 лет существования Китайской Народной Республики (1949-1966) стали очень важным этапом развития профессионального музыкального искусства страны. В это время оно значительно расширилось, а его уровень существенно повысился.

Народное правительство Китая уделяло значительное внимание развитию музыки. Оно провело большое количество музыкальных мероприятий международного уровня, приглашало всемирно известных пианистов на гастроли в Китай, отправляло талантливых исполнителей из Китая на международные конкурсы. Кроме того, было приглашено значительное количество зарубежных педагогов, большая часть которых прибыла из Советского Союза.

В этих условиях начало быстро развиваться консерваторское фортепианное образование. Факультет фортепиано Шанхайской консерватории был основан в 1927 году. Его предшественником был факультет клавишных инструментов государственного колледжа искусств города Шанхай. Должность декана факультета с 1929 года занимал русский пианист Борис Харов. Преподавали на факультете известные зарубежные и китайские пианисты, они воспитали большое количество выдающихся исполнителей.

В 1949 году началось строительство Центральной консерватории. В 1950 году консерватория была открыта в Тяньцзине посредством слияния нескольких учебных заведений: основанного в 1927 году факультета музыки Университета города Яньцзин, основанного в 1939 году факультета музыки Университета искусств северного Китая, основанного в 1940 году Государственного музыкального института города Нанкина, основанного в 1946 году факультета музыки Государственного колледжа искусств города Бэйпин, а также двух Китайских консерваторий - Гонконга и Шанхая и основанного

в 1948 году факультета музыки Института искусств им. Лу Сюня города Бэйпин. Базовой структурой нового учебного заведения стал Государственный музыкальный институт города Нанкин. В год основания в консерватории был открыт факультет фортепиано. Центральная консерватория в 1958 году переехала из Тяньцзиня в Пекин.

Начиная с 1953 года, Пекинская и Шанхайская консерватории (которые тогда назывались, соответственно, «Центральная консерватория» и «Восточный филиал центральной консерватории») стали общекитайскими центрами теории и практики преподавания фортепианного искусства и «фабриками талантов». В 1956 году «Шанхайское отделение центральной консерватории» было переименовано в Шанхайскую консерваторию.

Силами педагогов этих учебных заведений были разработаны и утверждены списки дисциплин и учебные программы. Начиная с середины 1950-х, эти две консерватории разработали и внедрили 14-летнюю систему музыкального образования - от младшей школы до ВУЗа, что значительно повысило уровень подготовки студентов и качество образования в целом. Кроме того, они организовали исполнительские коллективы, которые проводили ежегодные мероприятия для проверки и закрепления навыков у учащихся.

Кроме консерваторий, фортепианное образование начало быстро развиваться в других вузах. После основания КНР в Китае была создана масса новых музыкальных колледжей и институтов искусств - всего 6. Один за другим были основаны: Северо-восточный музыкальный колледж (Шэньян), Северо-западный музыкальный колледж (Чэнду) и Южный музыкальный колледж (Ухань); в 1956 году был открыт Музыкальный колледж в Сиане; в 1958 году аналогичный колледж открылся в Гуанчжоу, кроме того, в Тяньцзине была открыта консерватория. Оба этих учебных заведения

© Янь Цзе, 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

195

РАзРУББЖкктайского фортепианного образования после основания КНР

позже стали региональными консерваториями -центрами подготовки пианистов [1, с. 138].

Ряд лучших колледжей в конце 1950-х -1980-е годы были преобразованы в консерватории. Северо-западный музыкальный колледж в 1959 году сменил название на Консерваторию Сы-чуань. Южный музыкальный колледж в 1985 году стал Консерваторией города Ухань. Северо-восточный музыкальный колледж в 1958 году стал Консерваторией города Шэнъян. Музыкальный колледж города Сиань в 1960 - Консерваторией города Сиань. Музыкальный колледж города Гуанчжоу в 1985 году - Консерваторией «Синхай». Основанная в 1958 году Консерватория провинции Хэбэй позже стала называться Консерваторией города Тяньцзин. В 1964 году при поддержке Чжоу Эньлая была основана Китайская консерватория. Названные учебные заведения равномерно распределены по территории КНР, они стали основой всей структуры музыкального образования тогдашней КНР.

В это же время специальность фортепиано открывается на факультетах музыки четырех институтов искусств: Институт искусств города Нанкин, Институт искусств НОАК, Институт искусств провинции Цзилинь и Институт искусств провинции Шаньдун. Помимо этого, специальность «фортепианное образование» появилась на соответствующих факультетах семи провинциальных (Хунань, Сычуань, Аньхой, Фуцзян, Шаньдун, Цзилинь, Внутренняя Монголия) и трех городских (Нанкин, Пекин, Харбин) педагогических университетов. В 1950-е годы выпускники этих факультетов были направлены даже в самые отдаленные регионы КНР, что способствовало повсеместному распространению фортепиано и значительному повышению уровня музыкальной культуры населения.

После основания КНР музыкальное образование в системе педагогических вузов также быстро развивалось и достигло значительных успехов. Это было обусловлено введением обязательных уроков музыки в средней и старшей школе. Требовалось большое количество специально подготовленных кадров.

В 1952 году была проведена реформа высшего образования на основе проверки ВУЗов. По всему Китаю было открыто ещё 31 высшее педагогическое учебное заведение. В 15-ти из них учреждены факультеты музыки, в том числе Пекинском педагогическом университете, Северо-Восточном педагогическом университете, Педагогическом институте провинции Аньхой, Северо-Западном педагогическом институте.

Для педагогических факультетов и консерваторий система образования была заимствована у СССР. Она включала советские образовательные концепции и методику преподавания, а также планирование учебного процесса, набор дисциплин и учебных материалов. Фортепиано официально

было утверждено как обязательный предмет для всех студентов.

Однако в связи с тем, что модель была напрямую скопирована, в высшем педагогическом образовании с этого момента появилось большое количество недостатков. Одним из них стало чрезмерно большое количество обязательных непрофильных предметов. Однако если рассматривать систему в целом, она была эффективна, значительно улучшила подготовку профессиональных музыкантов.

В конце 50-х годов специалисты из СССР в большом количестве прибывают в Китай, а китайские студенты массово обучаются в вузах России. Это значительно подняло уровень исполнения классического репертуара. Лю Шикунь, Фу Цун, Инь Чэньцзуне и другие китайские пианисты завоевывают награды на международных конкурсах.

Фортепианное искусство Китая в период культурной революции (1966-1976). Годы «Куль -турной революции» можно считать катастрофой для всей китайской культуры. Фортепианное искусство значительно деградировало, учебный процесс нарушен. Множество специалистов было репрессировано, а инструменты европейского происхождения объявлены ненужным старьем [5, с. 123].

В этот период было целиком свернуто музыкальное образование как в классических, так и в педагогических университетах. Революционной пропагандой преподаватели определены «реакционными академическими элементами - врагами рабочего класса». Многие из них в соответствии с программой «вверх в горы, вниз в сёла» были отправлены на «рабочее перевоспитание» в сельскую местность, факультеты музыки переименованы в «факультеты революционного искусства». Среди них, например, Педагогический колледж города Цзинин, основанный в марте 1970 года, где обучение длилось 3 года. В августе того же года в Педагогическом университете и в Педагогическом институте провинции Хэбэй музыкальные подразделения получили название «факультетов военного искусства», обучение по специальности «музыка» в них длилось 2 года [3, с. 195].

Набор студентов возобновился после 1970 года, но концепция преподавания, учебный материла и программы были далеки от идеала. Уровень подготовки большинства студентов был низок. Однако, после окончания этих учебных заведений выпускники распределялись учителями в младшие средние школы, что несколько сгладило проблему нехватки кадров.

Новый курс. Восстановление и развитие музыкального образования начинается после окончания культурной революции. Возрождались профессиональные основы подготовки в консерваториях, стандарты для поступающих и выпускников -учебные планы и т. д. Пекинская и Шанхайская консерватории постепенно восстанавливались

196

Вестник КГУ 2018

в статусе общекитайских центров фортепианного образования [2, с. 43].

Открываются и немало новых музыкальных педагогических учреждений. Но в первую очередь возрождалось и продолжилось развитие системы на базе уже существовавших до этого структур. Спецкурсы фортепиано при консерваториях вновь стали полноценными кафедрами фортепиано; на факультетах музыки институтов искусств открыли специальности фортепиано и начали подготовку магистров по этой специальности; в провинциальных педагогических университетах и институтах по всему Китаю фортепиано из дисциплин по выбору перевели в отдельную специальность и начали подготовку магистров.

В этом направлении работали: факультет музыки Колледжа искусств города Нанкин, факультет музыки Колледжа искусств провинции Юннань, Колледж искусств провинции Гуаньси, специальность «музыка» факультета искусств Пекинского педагогического университета, факультет музыки Педагогического университета Внутренней Монголии, факультет музыки Северо-Восточного педагогического университета, факультет музыки Педагогического университета провинции Хэнань, факультет музыки Педагогического университета центрального Китая, факультет музыки Северо-Западного педагогического университета, факультет музыки Шанхайского педагогического университета, факультет музыки Педагогического университета провинции Цзянси, специальность «музыка» на факультете искусств Педагогического университета провинции Шаньдун. В этих учебных заведениях фортепианное образование получило значительное развитие, что весомо повлияло на развитие в Китае всей музыкальной культуры. В течение короткого времени было подготовлено большое количество исполнителей и композиторов, заложена хорошая база для популяризации фортепиано по всей стране.

Вслед за развитием очного образования, очень значительным стал прогресс внедрения вечернего фортепианного образования [3, с. 281]. Число людей, изучающих фортепиано быстро росло, распространилась практика открытия музыкальных школ и ассоциаций. Они быстро стали нормой в больших и средних городах. Появилось большое количество частных педагогов, обучающих игре, как на фортепиано, так и на других музыкальных инструментах. Фортепианное образование в Китае приобретало массовый характер [4, с. 282].

В этот период в Китае активизируется международное сотрудничество. Из-за рубежа было приглашено большое количество специалистов. Осваивались новые методики подготовки и учебные материалы. Постепенно нарастает разработка методических трудов отечественных специалистов. Этому способствовало введение для педагогов

вузов Китая обязательной научно-методической работы. Во многих крупных вузах также испыты-вались экспериментальные методики. Китайские вузы начали активный межвузовский обмен опытом и с зарубежными партнерами [2, с. 49]. В итоге происходит становление национальной образовательной системы нового уровня.

В 90-е годы XX века наблюдается повышение статуса педагогических образовательных учреждений. Большая часть из них постепенно преобразуется в институты и университеты, а при классических и педагогических ВУЗах открываются факультеты музыки. Всего более 160: факультет искусств Педагогического института города Чанчунь, факультет музыки Педагогического института провинции Цзилинь, факультет музыки Педагогического университета провинции Синьцзян, кафедра музыки Педагогического колледжа города Аньян, факультет музыки педагогического института города Ханчжоу, кафедра музыки факультета художественного образования Университета города Сямэнь.

В 1979 году Министерством образования КНР в Чжэнчжоу была организована конференция, посвященная художественным специальностям в системе высшего педагогического образования. Основной целью образования по соответствующим специальностям была обозначена подготовка специалистов для младшей и средней школ. Был утвержден четырёхлетний бакалавриат, концепции обучения и учебный план. Основными курсами по специальности и курсами по выбору были определены: теория музыкальной композиции, хоровое пение и полифоническая музыка, анализ музыкального произведения, оркестровка, практическая композиция, вокал, фортепиано, инструментальная музыка и т.д. Фортепиано было определено основным курсом на соответствующей специальности.

С 1983 года началась публикация специализированных учебных пособий для фортепианного образования. Среди них: «Базовый курс фортепиано», «Начальная практика игры на фортепиано», «Фортепианное аккомпанирование вокальному исполнению», «Курс фортепиано», «Фортепиано» и т.д. В этих пособиях была ярко выраженная педагогическая направленность, содержались произведения зарубежных и китайских композиторов разных эпох. Пособия постоянно совершенствовались, что послужило значительным стимулом к повышению уровня фортепианного образования в XXI веке.

Начиная с 80-х годов XX века все крупные консерватории и художественные институты постепенно открыли специальности «музыкальное образование» или педагогические факультеты, где начали подготовку профессиональных музыкальных педагогов для учебных заведений.

Начиная с 1990-х годов началось развитие магистерского педагогического образования.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

197

РАзРйгТИеЖКИТабского фортепианного образования после основания КНР

К 1995 году на восьми факультетах музыки педагогических университетов были внедрены программы магистерской подготовки: в Пекинском, Северо-Западном, Шанхайском, Нанкинском, Педагогическом университете провинции Фуцзян, Педагогическом университете провинции Ань-хой, Юго-Западном педагогическом университете, Педагогическом университете Внутренней Монголии. Позже подобные программы открыли в Столичном педагогическом университете и Харбинском педагогическом университете. До сих пор в Китае почти 85 вузов подготавливают магистров по специальности фортепиано. В 1996 году на факультете музыки Педагогического университета провинции Фуцзянь была открыта программа доктора, университет был первым, открывшим педагогические докторские программы.

В XXI веке другие классические университеты постепенно открыли докторские программы по музыкальному образованию, это значительно повысило способность страны вести подготовку специалистов самого высокого уровня.

Библиографический список

1. Биань Мэн. Появление и развитие китайской фортепианной культуры. - Пекин: Жэньминь иньюе, 1996. - 181 с.

2. Ван Цзайдун. Возрождение фортепианного образования - анализ фортепианных высших учебных заведений: дис. ... магистра. - Чанша:

Педагогический университет провинции Хунань, 2007. - 65 с.

3. Ван Чанкуй. Культура китайской фортепианной музыки. - Пекин: Гуанмин жибао, 2010. - 270 с.

4. Гун Ли. История развития фортепианных высших учебных заведений в провинции Шандун: дис. ... магистра. - Шандун: Университет провинции Шандун, 2009. - 55 с.

5. Ли Цинь. Исследование развития китайской и западной фортепианной музыкальной культуры. - Пекин: Чжунго шуцзи, 2014. - 192 с.

References

1. Bian' Mehn. Poyavlenie i razvitie kitajskoj fortepiannoj kul'tury. - Pekin: ZHehn'min' in'yue, 1996. - 181 s.

2. Van TSzajdun. Vozrozhdenie fortepiannogo obrazovaniya-analiz fortepiannykh vysshikh uchebnykh zavedenij: dis. ... magistra. - CHansha: Pedagogicheskij universitet provintsii KHunan', 2007. - 65 s.

3. Van CHankuj. Kul'tura kitajskoj fortepiannoj muzyki. - Pekin: Guanmin zhibao, 2010. - 270 s.

4. Gun Li. Istoriya razvitiya fortepiannykh vysshikh uchebnykh zavedenij v provintsii SHandun: dis. ... magistra. - SHandun: Universitet provintsii SHandun, 2009. - 55 s.

5. Li TSin'. Issledovanie razvitiya kitajskoj i zapadnoj fortepiannoj muzykal'noj kul'tury. - Pekin: CHzhungo shutszi, 2014. - 192 s.

Вестник КГУ 2018

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.