Научная статья на тему 'Теоретико-методическая модель освоения студентами китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте'

Теоретико-методическая модель освоения студентами китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КУРС / ИСТОРИЯ МУЗЫКИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОПЫТА / КИТАЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА / МОНОГРАФИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / TRAINING COURSE / HISTORY OF MUSIC / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL MODEL OF THE STUDY / THE PEDAGOGICAL INTERPRETATION OF THE RUSSIAN EXPERIENCE / THE CHINESE MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND NATIONAL MENTALITY / MONOGRAPHIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Минхуэй

В статье представлена теоретико-методическая модель освоения студентами Китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов. Характеристика предлагаемой автором модели включает рассмотрение цели, задач, принципов, методов, формируемых умений и навыков, определяющих содержание и организацию музыкально-исторической деятельности студентов при освоении ими творчества русских композиторов. Особенности реализации данной модели получают раскрытие на материале творчества П.И. Чайковского. Представленные в статье результаты апробации авторской модели в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) и в Сычуаньской консерватории позволяют констатировать, что формирование представления о жизни и творчестве композиторов на основе: а) целостного подхода, включающего педагогическую интерпретацию российского опыта с учётом китайских музыкальнопедагогических традиций и национальных особенностей менталитета; б) монографического принципа построения учебного курса; в) формирования многоаспектного представления о российском культурно-историческом контексте как основы для понимания биографических фактов и художественно-эстетических устремлений композитора; г) соблюдения баланса знания музыки и знаний о музыке; д) единства исторического, жанрового, стилевого и аналитического аспектов в освоении произведений способствует оптимизации процесса музыкально-исторического образования студентов Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic-Methodical Model of Mastering the Creative Heritage of the Russian Composers in the Musical-Historical Aspect by Students from the People''s Republic of China

The article presents theoretical-methodological model of studying People’s Republic of China the creative heritage of Russian composers. Characteristics of the proposed model includes consideration of goals, objectives, principles, methods, skills and skills that determine the content and organization of musical and historical activities of the students mastering the works of Russian composers. Features of the implementation of this model get an erection on a material of creativity of P. I. Tchaikovsky. The article presents the results of testing the original model at the Moscow State University of Education and the Sichuan Conservatory allow us to conclude that the formation of ideas about the life and work of composers on the basis of: a) holistic approach that includes pedagogical interpretation of the Russian experience with the Chinese musical and pedagogical traditions and national peculiarities of mentality; b) a monographic principle of constructing a training course; c) forming a multidimensional representation of the Russian cultural-historical context as a basis for understanding the biographical facts and artistic-aesthetic aspirations of the composer; d) balance the knowledge of music and knowledge about music; e) the unity of the historical, genre, stylistic and analytical aspects in the development of the works contributes to the optimization of the process of musical-historical education of the students of the People’s Republic of China.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методическая модель освоения студентами китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Лю Минхуэй*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье представлена теоретико-методическая модель освоения студентами Китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов. Характеристика предлагаемой автором модели включает рассмотрение цели, задач, принципов, методов, формируемых умений и навыков, определяющих содержание и организацию музыкально-исторической деятельности студентов при освоении ими творчества русских композиторов. Особенности реализации данной модели получают раскрытие на материале творчества П. И. Чайковского. Представленные в статье результаты апробации авторской модели в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) и в Сычуаньской консерватории позволяют констатировать, что формирование представления о жизни и творчестве композиторов на основе: а) целостного подхода, включающего педагогическую интерпретацию российского опыта с учётом китайских музыкально-педагогических традиций и национальных особенностей менталитета; б) монографического принципа построения учебного курса; в) формирования многоаспектного представления о российском культурно-историческом контексте как основы для понимания биографических фактов и художественно-эстетических устремлений композитора; г) соблюдения баланса знания музыки и знаний о музыке; д) единства исторического, жанрового, стилевого и аналитического аспектов в освоении произведений - способствует оптимизации процесса музыкально-исторического образования студентов Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: учебный курс, история музыки, теоретико-методическая модель изучения, педагогическая интерпретация российского опыта, китайские музыкально-педагогические традиции, национальные особенности менталитета, монографический принцип.

77

Abstract. The article presents theoretical-methodological model of studying People's Republic of China the creative heritage of Russian composers. Characteristics of the proposed model includes consideration of goals, objectives, principles, methods, skills and skills that determine the content and organization of musical and historical activities of the students

* Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Ж. В. Панова.

mastering the works of Russian composers. Features of the implementation of this model get an erection on a material of creativity of P. I. Tchaikovsky. The article presents the results of testing the original model at the Moscow State University of Education and the Sichuan Conservatory allow us to conclude that the formation of ideas about the life and work of composers on the basis of: a) holistic approach that includes pedagogical interpretation of the Russian experience with the Chinese musical and pedagogical traditions and national peculiarities of mentality; b) a monographic principle of constructing a training course; c) forming a multidimensional representation of the Russian cultural-historical context as a basis for understanding the biographical facts and artistic-aesthetic aspirations of the composer; d) balance the knowledge of music and knowledge about music; e) the unity of the historical, genre, stylistic and analytical aspects in the development of the works contributes to the optimization of the process of musical-historical education of the students of the People's Republic of China.

Keywords: training course, history of music, theoretical and methodological model of the study, the pedagogical interpretation of the Russian experience, the Chinese musical and pedagogical traditions and national mentality, monographic principle.

78

Теоретико-методическая модель

освоения студентами КНР творчества П. И. Чайковского: методологическая основа и структура

Организационные формы и методические подходы к преподаванию музыкально-исторических дисциплин в Китайской Народной Республике (КНР) и Российской Федерации, несмотря на наличие некоторых точек соприкосновения, отличаются друг от друга по ряду существенных параметров. Данное обстоятельство не позволяет непосредственно, в неизменном виде перенести в систему музыкального образования Китая российский опыт обучения студентов. В связи с этим актуальной является разработка теоретико-методической модели освоения студентами КНР творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте, адаптирующей основные подходы российской педагогической школы к условиям КНР.

Рассмотрим положения разработанной авторской модели на материале освоения монографической темы «Творчество П. И. Чайковского». Такой выбор можно обосновать тем, что этот композитор - один из самых известных, исполняемых и любимых во всём мире, в том числе и в Китае. К настоящему времени на китайском языке издано большое количество исследований о П. И. Чайковском, как переводных, так и оригинальных. Нотные материалы, аудио- и видеозаписи исполнений произведений композитора весьма многочисленны и в современных условиях доступны студентам во всех учебных заведениях. Таким образом, обстоятельства, находящиеся за рамками педагогики музыкального образования, не могут препятствовать реализации рассматриваемой далее теоретико-методической модели применительно к обозначенной теме учебного курса.

Методологической основой создания модели в философском аспекте явля-

ется концепция традиционной китайской философии Фэн Икун [1]; в аспекте теории музыкального образования - концептуальные подходы Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой [2], Ин Эйцзин [3], подходы к изучению истории музыкального образования Е. В. Николаевой [4] и Хуан Минь-сюе [5], концепция развития российского музыкально-исторического образования Е. М. Орловой [6], интерпретация метода программированного обучения применительно к курсу истории музыки А. И. Волкова [7; 8]. В освоении музыковедческой проблематики автор опирался на теорию музыкальной интонации Б. В. Асафьева [9], труды А. И. Кандинского [10] и Ю. В. Келдыша [11], а также на современные труды российских и китайских исследователей в области истории русской музыки.

Цель теоретико-методической модели освоения студентами КНР творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте - формирование представления о жизни и творчестве композиторов на основе целостного подхода, включающего в себя:

• педагогическую интерпретацию российского опыта с учётом китайских музыкально-педагогических традиций и национальных особенностей менталитета;

• монографический принцип построения учебного курса;

• формирование многоаспектного представления о российском культурно-историческом контексте как основы для понимания биографических фактов и художественно-эстетических устремлений композитора;

• соблюдение баланса знания музыки и знаний о музыке;

• единство исторического, жанрового, стилевого и аналитического аспектов в освоении музыкальных произведений (подробнее см. [12]).

Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:

1) создать электронный образовательный ресурс (ЭОР) в облачном хранилище (Google Диск и др.) как комплекс специально разработанных текстовых файлов на китайском языке, содержащих всю необходимую для студентов информацию об европейском и российском культурно-историческом контексте, жизненном пути композитора, общей характеристике творчества, жанрах и отдельных произведениях, а также аудио-, видео- и графических файлов;

2) заложить у студентов КНР базовые представления о ключевых составляющих российского и европейского культурно-исторического контекста как основу для понимания жизненного пути и творческих поисков композитора;

3) обосновать для студентов КНР принципы периодизации творческого пути композитора и на основе биографических данных показать процесс его творческого становления;

4) представить творческое наследие композитора как синтез национальных и общеевропейских традиций;

5) выявить особенности стилевой системы композитора, её связи с фольклорной и духовной музыкой, индивидуальные, национальные и общеевропейские черты;

6) осветить жанровую картину творчества композитора, познакомить китайских студентов с наиболее

79

80

репрезентативными образцами разных жанров;

7) осуществить учебные действия, направленные на развитие у студентов умений анализа музыкального материала и способности к обобщению и самостоятельному мышлению;

8) сформировать у китайских студентов готовность к осмысленному восприятию инонациональной (русской) музыки, воспитать у них устойчивый интерес и мотивацию к познанию русской культуры;

9) разработать фонд оценочных средств, процедуру и критерии оценки уровня освоения студентами КНР историко-теоретического и музыкального материала.

Решение данных задач требует опоры на эффективные и адекватные материалу принципы обучения:

а) общедидактические:

• связи теории с практикой;

• принцип межпредметных связей;

б) собственно музыкальные:

• принцип признания уникальных возможностей музыки в эстетическом, нравственном, художественном развитии личности и тесно связанный с ним принцип раскрытия эстетической ценности музыки;

• принцип ориентации на высокохудожественные образцы (шедевры) музыкального искусства;

• принцип изучения музыкального искусства в общеисторическом контексте и во взаимосвязи с другими видами искусства;

• принцип выявления многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью;

• принцип опоры на интонационный и стилевой подходы;

• принцип, основанный на формировании у обучающихся понима-

ния процесса развития музыкального искусства как органической связи преемственности и новаторства;

• принцип нацеленности процесса музыкального образования на развитие личности обучающегося и его музыкальных способностей;

• принцип направленности на овладение обучающимися различными видами музыкальной деятельности (подробнее см. [13]).

Компетентностный подход предполагает в освоении монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» формирование знаний о музыке и понимания особенностей творчества композитора в историческом и теоретическом аспектах:

• культурно-исторического контекста России второй половины XIX века;

• биографических сведений о композиторе, основных периодов его творческого пути;

• образных и идейных доминант творчества;

• жанровой системы соответствующей эпохи;

• индивидуальных, национальных и общеромантических особенностей стилевой системы;

• средств композиторской техники;

• истории создания изучаемых произведений композитора;

• исторической преемственности творчества П. И. Чайковского с музыкой композиторов первой половины XIX века.

Знание музыки в предлагаемой теоретико-методической модели проявляется в следующих аспектах:

• знание образно-содержательных и композиционных особенностей музыкальных произведений;

• знание музыкальных тем произведения и особенностей их развития, проявляющееся в способности узнавать на слух ключевые моменты композиции.

Специальные умения и навыки, необходимые для музыкально-исторической деятельности, включают:

• умение воспринимать, анализировать и понимать музыку композитора;

• умение делать обобщения на уровне отдельных средств выразительности и стиля в целом; умение выражать свои суждения о музыке;

• навыки выявления знакомых стилевых формул в произведениях композитора;

• навыки анализа музыкального материала на слух и по нотам;

• навык осмысленного восприятия инонациональной (в частности, русской) музыки;

• навык использования в учебной деятельности типовых схем.

Опыт музыкально-творческой деятельности формируется в процессе освоения творчества композитора в музыковедческой трактовке содержания прослушиваемых произведений и в собственных исполнительских интерпретациях.

Специфика освоения истории русской музыки китайскими студентами предполагает методы педагогики музыкального образования, характерные для России (словесный, наглядный, практический, сравнения, контроля, размышления о музыке, создания исторического и художественного контекста, программированного обучения и обучения по алгоритму), а также методы, обусловленные национальными педагогическими традициями Китая (толкования, беседы, наслаждения) (подробнее см. [14]).

Апробация авторской теоретико-методической модели:ход и результаты эксперимента

Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной теоретико-методической модели освоения студентами КНР творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте проводился на музыкальных факультетах Московского государственного педагогического университета (МПГУ) и Сычуаньской консерватории.

Основное число участников эксперимента составили китайские студенты, обучающиеся в МПГУ по программам бакалавриата и магистратуры. Они были разделены на две группы. В первую, контрольную группу вошли студенты I и II курсов магистратуры. Основанием для объединения этих двух курсов в контрольную группу послужило то обстоятельство, что в учебном плане магистратуры дисциплина «История музыки» не предусмотрена, поэтому данные опросов должны были стать показателем усвоения учебного материала на предыдущей образовательной ступени - в бакалавриате. Вторую, экспериментальную группу составили студенты II курса бакалавриата. Опросы в обеих группах проводились на констатирующем и на контрольном этапах. В качестве дополнительных испытуемых были привлечены студенты III курса бакалавриата Сычуаньской консерватории, участвовавшие в опросе на контрольном этапе (контрольная группа) и Ш-ГУ курсов бакалавриата российских студентов МПГУ (экспериментальная группа). Таким образом, результаты экспериментальной проверки теоретико-методической модели основаны

81

82

на перекрёстном сравнении показателей контрольной и экспериментальной групп китайских студентов МПГУ, а также контрольной группы студентов Сычуаньской консерватории, что повышает достоверность сделанных выводов.

Опытно-экспериментальная работа была осуществлена в 2011-2014 годах в несколько этапов.

Констатирующий этап исследования состоял в подготовке и проверке исходного уровня подготовки студентов к освоению творчества П. И. Чайковского. Подготовительная стадия заключалась в проведении анализа научных источников по проблеме исследования, в выявлении степени её разработанности, определении методологических и теоретико-методических основ исследования. Были поставлены и решены следующие задачи:

• определение степени изученности проблемы в музыкально-педагогической литературе КНР и РФ;

• изучение опыта преподавания истории музыки в китайских и российских высших учебных заведениях и его осмысление с точки зрения исследуемой проблемы;

• отбор и педагогическая адаптация необходимых для учащихся КНР сведений о творчестве П. И. Чайковского, а также музыкального материала из наследия композитора, наиболее показательного для характеристики его стиля и эволюции как элементов содержания музыкально-исторического образования, на примере которых проводилась апробация теоретико-методической модели;

• создание мультимедийного оснащения монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» на китайском языке.

Педагогическое наблюдение осуществлялось в МПГУ на занятиях с русскими студентами в рамках учебного курса «История русской музыки» доцентов Е. Е. Володиной и Ж. В. Пановой и в Сычуаньской консерватории на занятиях с китайскими студентами преподавателя Хуан Хувэй. Продолжительность изучения монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» составляла 8-10 академических часов в МПГУ и 10 часов в Сычуаньской консерватории. Сравнение содержательного аспекта лекционных занятий показало более широко очерченные российскими преподавателями аспекты деятельности П. И. Чайковского, включающие характеристику его как теоретика и критика, более подробно представленные стилевые особенности творчества и более глубокий анализ произведений. Охват жанров и сочинений композитора также превосходил типичный для китайских вузов. В частности, в качестве обязательного произведения обстоятельно изучалась опера «Пиковая дама», которая вообще не входит в программы музыкально-исторических дисциплин КНР. Кроме того, к положительным факторам организации процесса обучения в МПГУ следует отнести проведение семинарских занятий и контрольных опросов по музыке после освоения теоретического материала. Необходимо подчеркнуть отмеченное в ходе наблюдений их высокое стимулирующее значение для самостоятельной работы студентов.

Результатом педагогического наблюдения стало уточнение факторов, способных оптимизировать процесс освоения учебного материала в области изучения монографических тем и в целом положительно повлиять на

качество музыкально-исторической подготовки студентов КНР.

Собственно констатирующий этап опытно-экспериментального исследования проводился в 2011-2013 годах, когда анализировалось состояние изучаемой проблемы в процессе профессионального обучения истории музыки в вузе. На примере монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» определялись трудности освоения русской музыки китайскими студентами и их основные причины. Констатирующий этап включал проведение анкетирования и первичного тестирования учащихся, обработку полученных данных и внесение с учётом полученных результатов необходимых корректив в разработанную теоретико-методическую модель освоения студентами КНР творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте. В процессе анкетирования, опросов, наблюдения и бесед выявлялась эффективность действующих традиционных программ по освоению музыкально-исторических дисциплин в вузах КНР, разрабатывались критерии оценки и диагностический инструментарий для определения уровня подготовки студентов.

Задачи констатирующего этапа эксперимента заключались в следующем:

• определить объём знаний учащихся о П. И. Чайковском, о значимых фактах его биографии, сферах деятельности, основных жанрах и произведениях;

• выявить способность учащихся к обобщению, самостоятельному мышлению и творческому преобразованию имеющихся знаний о П. И. Чайковском;

• определить уровень знания музыкальных произведений П. И. Чай-

ковского, сформированный на базе личного слухового опыта и практического освоения на занятиях в индивидуальном исполнительском классе;

• установить степень мотивированности студентов к дальнейшему расширению и углублению знаний о П. И. Чайковском и изучению его музыки.

Анкета включала в себя ряд вопросов по персональным данным учащихся: возраст, специальность, наличие и уровень базового музыкального образования с указанием учебного заведения и года его окончания. Также в анкете предлагалось ответить, сколько часов отводилось на изучение курса истории музыки и творчества П. И. Чайковского и оценить полноту полученных знаний.

Тестирование состояло из двух блоков вопросов. В первом проверялось знание биографических фактов, во втором - творчества П. И. Чайковского. Задания различались типологически: одни в основном были направлены на диагностику памяти учащихся и предполагали возможность точных, однозначных в своей правильности ответов (перечислить учителей музыки и меценатов П. И. Чайковского, периоды его творческого пути, сферы деятельности, основные жанры и произведения); другие вопросы требовали от испытуемых интеллектуальной и творческой активности, умения выделить наиболее важное, сделать обобщения.

В качестве дополнительных факторов оценивались такие проявления активности в ответах студентов, как выход за жёсткие рамки вопросов, потребность выразить своё эмоционально-ценностное отношение к теме.

Для оценки результатов по каждому блоку вопросов была разработана

83

84

специальная система показателей и параметров оценки:

Знание значимых фактов биографии П. И. Чайковского, сведений об учителях, сферах деятельности и периодах творческого пути. Параметры: знание биографических сведений о П. И. Чайковском; знание сфер деятельности композитора; точность и полнота ответа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания о творчестве П. И. Чайковского, основных жанрах и произведениях. Параметры: знание основных жанров и произведений П. И. Чайковского; точность и полнота ответа.

Способность учащихся к обобщению, самостоятельному мышлению и творческому преобразованию имеющихся знаний о П. И. Чайковском. Параметры: умение выделить наиболее значимые произведения П. И. Чайковского и назвать основные особенности его композиторского стиля; понимание значения творчества П. И. Чайковского для мировой музыкальной культуры, понимание причинно-следственных связей между стилевой системой композитора и степенью его известности, готовность обосновать феномен популярности музыки П. И. Чайковского в мире; аргументированность и обстоятельность ответа.

Знание музыкальных произведений П. И. Чайковского. Параметры: практическое освоение сочинений П. И. Чайковского на занятиях в индивидуальном исполнительском классе; личный слуховой опыт в ознакомлении с творчеством композитора, знание его произведений, не входящих в учебную программу; умение узнавать на слух и (или) исполнять наизусть основные темы произведений П. И. Чайковского.

Степень мотивированности студентов к дальнейшему расширению и углублению знаний о П. И. Чайковском и изуче-

нию его музыки. Параметры: осознание недостаточности своих знаний о П. И. Чайковском; наличие заинтересованного отношения к личности и творчеству композитора; выраженное желание включить его произведения в свой исполнительский репертуар и расширить личный слуховой опыт.

По всем показателям были установлены критерии оценивания, переведённые также в балльное выражение: высокий уровень - 8-10 баллов, средний - 4-7 баллов, низкий - 1-3 балла.

На основе результатов констатирующего этапа исследования был выявлен исходный уровень представлений учащихся о П. И. Чайковском: определён объём знаний о биографии композитора, сферах его деятельности, основных жанрах и произведениях, а также знаний музыкального материала; выявлены способности испытуемых к обобщению и степень готовности к самостоятельному мышлению и творческому преобразованию имеющихся знаний; установлено наличие или отсутствие мотивированности к дальнейшему расширению и углублению знаний о П. И. Чайковском и изучению его музыки.

Данные были получены на основе индивидуального анкетирования и тестирования участников всех групп испытуемых.

Экспериментальную группу составили китайские студенты II курса бакалавриата МПГУ в возрасте от 20 до 24 лет. Половина курса обучалась по специальности «сольное пение», один студент - «композиция», остальные - «фортепиано». Испытуемые имели различный базовый уровень музыкальной подготовки: половина из них окончили специальные музыкальные школы при консерваториях

(в основном по специальности «фортепиано»), у других (вокалисты) музыкального образования не было. Никто из испытуемых, включая тех, кто уже прослушал курс истории музыки в Китае, не изучал раньше творчество П. И. Чайковского. Именно этим объясняется большое количество ответов «не знаю» и общий невысокий уровень результатов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют, что исходный уровень представлений участников экспериментальной группы китайских студентов о П. И. Чайковском и его творчестве крайне низок (табл. 1).

Контрольная группа состояла из китайских студентов 1-11 курсов магистратуры МПГУ в возрасте от 22 до 25 лет, которые окончили высшие учебные заведения, в основном музыкального или музыкально-педагогического профиля, некоторые - в российских вузах. Больше половины из них обучались как пианисты, трое - как вокалисты, по одному человеку осваивали

специальности «саксофон» и «аккордеон». Все студенты ранее изучали историю музыки на протяжении учебного года на I, II или III курсе бакалавриата.

Результаты констатирующего этапа в контрольной группе представлены в табл. 2.

По данным опроса в целом, можно считать установленным фактом большую осведомлённость и мотивированность изучения творчества П. И. Чайковского на констатирующем этапе в контрольной группе китайских студентов МПГУ, что вполне объяснимо, учитывая наличие у данных учащихся вузовского музыкального образования (табл. 3).

Формирующий этап включал проведение учебных мероприятий по освоению монографической темы «Творчество П. И. Чайковского».

Работа со студентами экспериментальных групп была основана на применении разработанной теоретико-методической модели освоения студентами КНР творческого наследия русских

Таблица 1

Исходный уровень представлений о П. И. Чайковском и его творчестве участников экспериментальной группы

85

Уровень освоения материала Показатели, %

1 2 3 4 5

высокий - - - 17 -

средний - 17 - 17 -

низкий 100 83 100 66 100

Таблица 2

Исходный уровень представлений о П. И. Чайковском и его творчестве участников контрольной группы

Уровень освоения Показатели, %

материала 1 2 3 4 5

высокий - 34 16 25 75

средний 33 58 16 41 17

низкий 67 8 68 34 8

Таблица 3

Сравнительные результаты исходного уровня представлений о П. И. Чайковском и его творчестве участников экспериментальной

и контрольной групп

Уровень освоения материала Показатели, %

1 2 3 4 5

Э* К** Э* К** Э* К** Э* К** Э* К**

высокий - - - 34 - 16 17 25 - 75

средний - 33 17 58 - 6 17 41 - 17

низкий 100 67 83 8 100 68 66 34 100 8

86

* Э - экспериментальная группа.

** К - контрольная группа.

композиторов в музыкально-историческом аспекте. Основная экспериментальная группа состояла из китайских студентов II курса, дополнительная -из российских студентов Ш-ГУ курса бакалавриата МПГУ. В первой группе освоение темы «Творчество П. И. Чайковского» проходило под руководством автора данной статьи, во второй - под руководством доцента кафедры теории и истории музыки МПГУ Ж. В. Пановой.

Апробация разработанной теоретико-методической модели осуществлялась на занятиях по истории музыки в рамках обусловленного действующими учебными планами и программными требованиями учебно-воспитательного процесса. Следовательно, экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях, что позволило обеспечить достоверность полученных результатов.

На занятиях с группой китайских студентов МПГУ время было распределено на четыре примерно равные части, посвящённые соответственно: 1) биографии П. И. Чайковского, общей характеристике его творческого облика и периодизации творческого пути; 2) симфоническому творчеству; 3) оперному творчеству; 4) инструментальному наследию.

В изложении творческого пути был сделан акцент на образно-идейные константы творчества и их варианты на разных этапах развития, а также на эволюцию стиля композитора; очерчены основные сферы активности П. И. Чайковского как педагога, дирижёра, критика и музыкального деятеля.

Характеристика симфонического творчества включала в себя краткое рассмотрение всех симфоний и более подробный анализ не только Симфонии № 4 (что практикуется в вузах КНР), но и Симфонии № 6, являющейся вершинным воплощением трагедийной концепции в творчестве композитора и итогом развития его симфонизма.

Изучение оперного жанра было сосредоточено на анализе оперы «Евгений Онегин» и - с более подробной характеристикой - оперы «Пиковая дама».

Из инструментального наследия композитора были отобраны программные сочинения: Торжественная увертюра «1812 год» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», два концерта - для фортепиано с оркестром № 1 и для скрипки с оркестром, а также «Вариации на тему рококо».

О прочих, менее значимых жанрах упоминалось в биографической

части занятия. Поскольку при расширении по сравнению с общепринятой практикой аналитической части необходимо было соблюсти обычные для китайских учебных программ временные рамки, пришлось исключить из занятий материал по балетам (как наиболее известный в КНР) и камерным жанрам (в надежде на восполнение этого вынужденного пробела в индивидуальной исполнительской практике). Отобранные музыкальные примеры после анализа педагога прослушивались с нотами, фрагменты из опер просматривались в видеозаписи. На занятиях был активно задействован изобразительный иллюстративный материал. Завершалось изучение темы обобщением по стилевой системе композитора, в котором частично были задействованы элементы семинарского занятия с активным участием студентов. Следует отметить, что учебный материал воспринимался учащимися с большим интересом и вниманием.

Контрольные группы китайских студентов МПГУ и Сычуаньской консерватории занимались по двум схожим моделям, принятым в КНР. Китайские

учащиеся магистратуры МПГУ получили задания для самостоятельной работы в соответствии с обычной практикой: им предлагалось изучить определённый теоретический материал по учебникам и прослушать произведения из заданного списка. Студенты Сы-чуаньской консерватории прошли учебный материал по традиционной, принятой в КНР методике. Таким образом, обе контрольные группы - основная и дополнительная - в освоении монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» опирались на устоявшуюся традицию преподавания истории музыки в китайских вузах.

Контрольный этап предполагал проверку эффективности теоретико-методической модели, апробированной в ходе формирующего этапа. Проверка выявила значительное улучшение результатов в экспериментальной группе (табл. 4).

Результаты в контрольной группе китайских учащихся МПГУ, работавших над освоением темы самостоятельно, в целом улучшились незначительно (табл. 5).

Сравнительные результаты опроса контрольной и экспериментальной

87

Таблица 4

Результаты контрольного этапа проверки в экспериментальной группе

Уровень освоения материала Показатели, %

1 2 3 4 5

высокий 66 66 66 83 100

средний - 34 17 17 -

низкий 34 - 17 - -

Таблица 5

Результаты контрольного этапа проверки в контрольной группе

Уровень освоения материала Показатели, %

1 2 3 4 5

высокий - 42 16 66 17

средний 50 50 34 34 34

низкий 50 8 50 - 49

Таблица 6

Сравнительные результаты опроса контрольной и экспериментальной групп китайских студентов МПГУ на контрольном этапе

Уровни освоения материала Показатели, %

1 2 3 4 5

Э* К** Э* К** Э* К** Э* К** Э* К**

высокий 66 - 66 42 66 16 83 66 100 17

средний - 50 34 50 17 34% 17 34 - 34

низкий 34 50 - 8 17 50 - - - 49

* Э - экспериментальная группа. ** К - контрольная группа.

Рис. 1. Результаты опроса контрольной группы китайских студентов МПГУ на контрольном этапе

88

Рис. 2. Результаты опроса экспериментальной группы китайских студентов МПГУ на контрольном этапе

групп китайских студентов МПГУ на контрольном этапе отражены в табл. 6 и наглядно представлены на диаграммах (рис. 1 и 2).

Таким образом, сравнительный анализ динамики развития обучающихся показывает очевидные успехи в экспериментальной группе и минимальные изменения в лучшую сторону в контрольной.

Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что:

1) применение предложенной авторской теоретико-методической мо-

дели позволило существенно повысить эффективность освоения монографической темы «Творчество П. И. Чайковского» в курсе истории музыки;

2) многоаспектный подход к изучению творческого наследия композитора, включающий в себя изучение исторического контекста, биографических данных, системы жанров, стилевых средств и музыкальных произведений, должен опираться на чётко структурированную подачу материала;

3) использование элементов программированного обучения в курсе

истории музыки способствует усвоению большего объёма информации в сжатые сроки и развитию системного мышления, предполагающего способность учащихся к обобщению, самостоятельному рассуждению и творческому преобразованию имеющихся знаний;

4) для формирования целостного представления учащихся о музыкально-историческом явлении (музыкальном произведении, жанре, композиторском творчестве, стиле, эпохе) важно соблюдение баланса знаний о музыке и знания музыкального материала;

5) в преподавании истории музыки значительно большее внимание следует уделять личностному подходу, сообразующемуся с индивидуальностью учащихся во всей совокупности его профессионально-личностных, возрастных, характерологических, национальных и прочих особенностей;

6) плодотворность и действенность разработанной теоретико-методической модели во многом основаны на работе с мотивационно-ценностны-ми установками, стимулирующими личностно заинтересованное отношение студентов к изучаемой теме, их творческую активность и желание расширить и углубить своё представление о музыкальном искусстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

1991. - 416Ж (Фэн, Икун. Методика традиционной китайской философии [Текст] : учебник / Икун Фэн. - Ян Цзи : Янбэнское народное изд-во, 1991. - 416 с.). 2. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин,

Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. -336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

2009. - 175Ж (Ин, Эйцзин. Система современного отличного музыкального образования и её методологическое исследование [Текст] : монография / Эйцзин Ин. - Чанчунь : Изд-во Северно-восточного педагогического университета, 2009. - 175 с.).

4. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и педагогический аспекты) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02, 13.00.01 / Е. В. Николаева. - М., 2000. - 393 с.

5.

2007. -

278 Ж (Хуан, Миньсюе. История китайского музыкального образования [Текст] : учебник / Миньсюе Хуан. - Пекин : Изд-во Китайского народного университета, 2007. - 278 с.).

6. Орлова, Е. М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях [Текст] / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1983. - 64 с.

7. Волков, А. И. История русской музыки [Текст] : учебно-методические материалы / А. И. Волков. - М. : Прометей, 2005. - 24 с.

8. Волков, А. И. О преподавании истории музыки на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов [Текст] / А. И. Волков // Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута : сб. статей. - Куйбышев : Изд-во Куйбышевского ГПИ, 1980. - С. 30-37.

9.

1995. - 174Ж

(Асафьев, Б. В. Теория интонации: монография [Текст] / Б. В. Асафьев, Чжан Хунмо. -Пекин : Народная музыка, 1995. - 174 с.).

10.

1953. - 475 Ж (Кандинский, А. И. История зарубежной музыки [Текст] : учебник / А. И. Кандинский. - Пекин : Изд-во Центральной Пекинской консерватории, 1953. - 475 с.).

89

11.

1952. - 211Ж (Келдыш, Г. В. История русской музыки [Текст] : учебник / Г. В. Келдыш. - Пекин : Народная музыка, 1952. - 211 с.).

12. Лю, Минхуэй. К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР [Текст] / Минхуэй Лю // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 2. - Ч. 1. - С. 163172.

13. Лю, Минхуэй, Панова, Ж. В. Педагогические принципы освоения творчества П. И. Чайковского студентами КНР [Текст] / Минхуэй Лю, Ж. В. Панова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. -№ 12. - С. 55-64.

14. Лю, Минхуэй. Методы преподавания истории музыки: опыт китайской педагогики [Текст] / Минхуэй Лю // Музыка и время. - 2014. - № 6. - С. 58-64.

REFERENCES

1.

1991. 416^ (Fen Ikun. Metodika traditsionnoj kitajskoj filoso-fii: uchebnik. Yan Tszi: Yanbenskoe narod-noe izd-vo, 1991, 416 p.). (in Chinese)

2. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih ucheb-nyh zavedenij. Moscow: Akademiya, 2004, 336 p. (in Russian)

3. Fë», шшшшътщшя. ЩП: Ш /

2009. 175^ (In Ejtszin. Sistema sovremennogo otlichnogo muzykal'nogo obrazovaniya i eyo metodologicheskoe issle-dovanie: monografiya. Chanchun' Izd-vo Severno-vostochnogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, 175 p.). (in Chinese)

4. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii (Istoriko-teoreticheskij i peda-gogicheskij aspekty). Doctoral dissertation (Pedagogy): 13.00.02, 13.00.01. Moscow, 2000, 393 p. (in Russian)

5.

Ш.^Ш: ФШЛКЛ^ЩЖй, 2007.

278^ (Huan Min'syue. Istoriya kitajskogo muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik. Pekin: Izd-vo Kitajskogo narodnogo universiteta, 2007, 278 p.). (in Chinese)

6. Orlova E. M. Metodicheskie zametki

0 muzykal 'no-istoricheskom obrazovanii v konservatoriyah. Moscow: Muzyka, 1983, 64 p. (in Russian)

7. Volkov A. I. Istoriya russkoj muzyki: ucheb-no-metodicheskie materialy. Moscow: Pro-metej, 2005, 24 p. (in Russian)

8. Volkov A. I. O prepodavanii istorii muzyki na muzykal'no-pedagogicheskih fakul'tetah pedagogicheskih institutov. In: // Obuchenie

1 vospitanie uchitelya muzyki na muzykal'no-pedagogicheskom fakul'tete pedinstituta: sb. statej. Kujbyshev: Izd-vo Kujbyshevskogo GPI, 1980, pp. 30-37. (in Russian)

9. m^^/R^^W^,

1995. 174^

(Asaf'ev B. V. Teoriya intonatsii: monografiya. B. V. Asaf'ev, Chzhan Hunmo. Pekin: Narodnaya muzyka, 1995, 174 p.). (in Chinese)

10. Ä^S, ffi^m^Ä: Äfl^/Ä^

1953. 475^ (Kandinskij A. I. Istoriya zarubezhnoj muzyki: uchebnik. Pekin: Izd-vo Tsentral'noj Pe-kinskoj konservatorii, 1953, 475 p.). (in Chinese)

11. i^iSfr, »fl^/^ft

1952. - 211^ (Keldysh G. V. Istoriya russkoj muzyki: uchebnik. Pekin: Narodnaya muzyka, 1952, 211 p.). (in Chinese)

12. Lyu Minhuej. K probleme osvoeniya istorii russkoj muzyki studentami KNR. In: Prepo-davatel' XXI vek. 2014. No. 2, part 1, pp. 163-172. (in Russian)

13. Lyu Minhuej, Panova Zh. V. Pedagogicheskie printsipy osvoeniya tvorchestva P. I. Chaj-kovskogo studentami KNR. In: Izvestiya Yu-zhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2014. No. 12, pp.55-64. (in Russian)

14. Lyu Minhuej. Metody prepodavaniya istorii muzyki: opyt kitajskoj pedagogiki. In: Muzyka i vremya. 2014. No. 6, pp. 58-64. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.