ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНИКОВ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКИМИ И КИТАЙСКИМИ ПЕДАГОГАМИ-МУЗЫКАНТАМИ
М. С. Осеннева, Чж. Наньнань*,
Московский педагогический государственный университет
148
Аннотация. Статья посвящена анализу учебников «Музыка» как учебно-методического оснащения дисциплины «Музыка» в начальных школах Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Авторами в аспекте сравнительной педагогики выявляются требования государственных документов к созданию современных учебников по содержанию, структуре, методике, полиграфическому исполнению. В статье рассматриваются: информативная и развивающая функции учебного магтериала, его направленность на формирование универсальных учебных действий, реализацию когнитивного, чувственного, коммуникативного, деятельностного и социального опыта младших школьников; соответствие изложения эволюции развития психических процессов в младшем школьном возрасте и, в частноти, музыкального мышления, воображения детей. Авторы делают вывод о наличии единых теоретико-педагогических подходов, обусловленных мировой тенденцией сближения образовательных систем, и характерных особенностей, исторически обусловленных культурными традициями России и Китая.
Ключевые слова: общее музыкальное образование, учебник, федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования в России, план преобразования и развития образования в Китае, воспитание, обучение, развитие.
Abstract. The article is devoted to the analysis of textbooks "Music" as an educational and methodical equipment discipline "Music" in the curriculum of primary school Russian and Chinese. The authors in the aspect of comparative education identify the requirements of the state documents to the creation of modern, textbooks for content, structure, methodology, printing solution. The article discusses: the informative and educational functions of educational material, its focus on the formation of universal educational actions; the implementation of cognitive, sensory, communicative, active and social experience of Junior schoolchildren; the appropriate presentation of the evolution of mental processes in primary school age, and in particular, musical thinking, the imagination of the children. Finally, the authors conclud that there is a unified theoretical and pedagogical sub-strokes caused by the global trend of convergence of the adjustable-systems, and the characteristics, historically conditioned cultural traditions of Russia and China.
* Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. С. Осеннева.
Keywords: general musical education, the textbook, Federal state educational standard of primary education in Russia, the plan for the transformation and development of education in China, education, training, development.
В настоящее время как в России, так и в Китае одним из направлений модернизации общего образования является обновление учебников для общеобразовательных школ. В этой связи представляется актуальным выявление общего и особенного в подходах музыкантов-педагогов к разработке учебников для предмета «Музыка», предназначенных для начальной школы.
В России обновление учебников для общеобразовательных организаций осуществляется в соответствии с новыми требованиями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [1]. В соответствии с государственными нормативными документами педагогическая экспертиза учебников для системы общего образования предполагает оценку по следующим критериям:
а) содержание учебника:
• принадлежность его к завершённой предметной линии учебников;
• направленность на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, развитие мотивации к учению, на реализацию системного подхода в обучении, формирование патриотизма, любви и уважения к семье, отечеству, своему народу, краю, воспитание толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, готовности к межнациональному и межконфессиональному диалогу;
• доступность и понятность учащимся независимо от их пола, национальности и места жительства;
• адекватность психолого-возрастной характеристике детей.
б) разработка методического аппарата, обеспечивающего:
• овладение приёмами отбора, анализа и синтеза информации на определённую тему;
• развитие способности аргументированно высказывать свою точку зрения;
• формирование навыка смыслового чтения;
• формирование навыка самостоятельной учебной деятельности;
• формирование умения использовать профессиональную терминологию;
• развитие критического мышления;
• возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса;
• применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения;
• организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся;
• организацию проектной деятельности учащихся.
в) полиграфическое исполнение:
• текст предоставляет возможность расширения информационного поля;
• изложение учебного материала характеризуется разнообразием ис-
149
150
пользуемых видов текстовых и графических материалов [2].
Рассмотрим, как требования к содержанию, структуре, методической разработанности и оформлению полиграфического издания отражаются сегодня в современных учебниках «Музыка», выпущенных в Российской Федерации. С этой целью проанализируем комплекты учебников «Музыка» (1-4 класс) В. В. Алеева и Т. Н. Кичак [3-6], Е. Д. Критской, Г П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной [7-10], В. О. Усачё-вой и Л. В. Школяр [11-14].
Анализируемые «линейки» учебников для начальной школы разработаны в соответствии с государственной политикой в области образования РФ и основными требованиями и дидактическими единицами, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (раздел «Музыка»), а также авторскими программами «Музыка. 1-4 классы».
Прежде всего необходимо отметить, что при существенных различиях в содержательном отношении учебники «Музыка», разработанные вышеназванными авторскими коллективами для начальной школы, имеют много общего. Имеется в виду то, что они направлены на:
• освоение детьми различных пластов музыкальной культуры: фольклора, духовной музыки, классического наследия российских и зарубежных композиторов;
• познание учащимися закономерностей музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной и жанровой природы музыки;
• изучение младшими школьниками основных средств музыкальной
выразительности с целью формирования осознанного восприятия детьми музыки;
• деятельностное освоение музыкального искусства.
Все рассматриваемые учебники чётко структурированы. В целях облегчения восприятия учебного материала в них выделены как крупные блоки (например, разделы [7-10], проблематизации [11-14]), так и более мелкие структурные единицы (темы разворотов [7-10]).
Вместе с тем при наличии общих закономерностей у каждого из авторских коллективов есть своё видение принципа структурирования учебного материала. В. В. Алеев и Т. Н. Ки-чак структурируют содержание по темам уроков. К примеру, в содержание учебника «Музыка. 4 класс» включены такие темы, как «Музыка Украины», «Музыка Белоруссии», «Музыкальная Австрия. Великие музыкальные классики» [6].
Другой подход к структурированию учебного материала представлен В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр. Авторы предлагают вниманию детей темы блоков (как уже отмечалось, согласно авторской терминологии, это так называемые проблематизации): «Музыкальная партитура мира», «Голос России», «Путешествие во времени и пространстве», «Музыкальное общение без границ» и т. д.), а также темы уроков: «Как живёт музыка?», «Сердце поэта», «Всё растёт, всё изменяется», «Где родился, там и сгодился», «Думать музыкой» [12].
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева и Т. С. Шмагина структурируют содержание учебников по музыке по разделам. В 1 классе таких разделов два: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
В учебниках для 2, 3 и 4 классов - семь: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В названии каждого из них отражена художественно-педагогическая идея целого ряда музыкальных занятий. Систематически расширяя и углубляя предлагаемый в этих разделах учебный материал и круг заданий для учащихся от класса к классу, авторы положили таким образом в основу построения учебника модель концентрического познания детьми музыкального искусства.
Необходимо подчеркнуть, что всеми авторскими коллективами соблюдается научная корректность в отборе и выстраивании содержания, используется общепринятая искусствоведческая терминология. Изложение учебного материала отличается доступностью и наглядностью. Не вызывает сомнения информативность и привлекательность для детей иллюстративного материала.
Следует также отметить, что во всех анализируемых учебниках прослеживается внимание авторов к психолого-возрастным особенностям учащихся начальной школы, что предполагает:
• эмоционально-образную атмосферу обретения детьми знаний о музыкальном искусстве (о чём свидетельствуют, к примеру, предлагаемые названия тем параграфов «Краски осени», «Музыкальное эхо», «Ноги сами в пляс пошли», «Новый год! Новый год! Закружился хоровод», «Тембры-краски», «Музыкальные театры мира» [3], «Путешествие на родину
русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Она вьётся, как тропа в полях», «Сказка ложь, да в ней - намёк» [13]) и др.;
• организацию приобретения учащимися знаний о музыкальном искусстве согласно принципу «немного обо всём» (исходя из склонности младших школьников к калейдоско-пичности восприятия);
• побуждение учащихся к активным видам деятельности;
• адекватность методам педагогики искусства, а именно методам междисциплинарного взаимодействия (В. В. Алеев), сочинения сочинённого (В. О. Усачёва, Л. В. Школяр), эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский), методу стилепостижения (Е. Д. Критская) и др.;
• воспитательную направленность и высокий уровень художественных достоинств учебного материала (с учётом важности начального периода в формировании музыкального вкуса детей);
• небольшой объём и доступность образного строя и технических трудностей музыкальных произведений, предназначенных для слушания и исполнения учащимися с целью охраны физиологического и психического здоровья детского организма;
• позитивность смены эмоций и впечатлений у детей посредством образных и жанровых контрастов произведений (в силу недостаточного произвольного внимания у младших школьников);
• преобладание положительных эмоций - радости познания и творчества с целью поддержания интереса к музыке и формирования мотивации к самообразовательной творческой деятельности.
151
152
Учитывая склонность детей младшего школьного возраста к синкретичному восприятию действительности, авторы учебников «Музыка» предусмотрели межпредметные связи музыки как учебного предмета с другими предметами эстетического цикла (изобразительным искусством, литературным чтением), что оправдано:
• творческим восприятием окружающей действительности поэтами, музыкантами, художниками и в силу этого родством художественных образов, вызванных единым источником происхождения - жизнью;
• наличием в языке искусств общих категорий наряду со специфическими особенностями средств выразительности.
В итоге в сознании ребёнка объединяются разные формы единого художественно-творческого освоения мира, вследствие чего достигнутый уровень переживания в музыкальном произведении способствует лучшему пониманию языка живописи, литературы и наоборот. Важным при этом видится раскрытие в учебниках «Музыка» (1-4 класс) как самоценности музыкального искусства, так и характера его взаимосвязи с другими видами искусства.
В анализируемых учебниках значимое внимание уделяется развитию музыкального мышления детей. Инициируя творческий поиск детьми ответов на вопросы, поставленные в учебном материале, авторы предлагают задания, отличительной особенностью которых является грамотность, чёткость и ясность постановки вопросов, адекватность уровню развития учащихся. В содержательном отношении они выстроены в соответствии с требованиями к реализации
ФГОС НОО на основе системно-дея-тельностного подхода и дифференциации предъявляемых учащимся требований. Так, например, в учебниках в рамках изучаемых учебных тем представлены задания разной степени трудности, в том числе повышенной, что отвечает:
• уровню актуального развития детей («обучающийся научится»);
• уровню зоны их ближайшего развития («обучающийся получит возможность научиться»).
Развитие личности в учебниках этих авторов обеспечивается через формирование универсальных учебных действий:
• личностных (самоопределение, смыслообразование);
• регулятивных (целеобразова-ние, планирование, контроль, рефлексия). В вопросах и заданиях, ориентированных на формирование таких действий, учащимся предлагается организовать самостоятельную творческую деятельность, проанализировать музыкальное произведение, создать музыкально-драматический образ или сочинить мелодию, открыть и оценить свои способности к творчеству;
• познавательных (учебных). Вопросы и задания направлены на работу с различными видами источников информации (текстом учебника, иллюстрациями, интернет-ресурсами), на выполнение различных познавательных действий (анализ, сравнение, обобщение);
• коммуникативных. Вопросы и задания этой группы чаще всего объединены рубрикой «Обсудим вместе». Они позволяют вести диалог с окружающими людьми: одноклассниками, учителями, родителями. Также к этой группе относятся задания, направлен-
ные на работу в группах. Детям предлагается самостоятельно распределять объём работ, сообща выполнять творческие задания и оценивать результаты учебной деятельности.
Язык изложения учебного материала отличают ясность и лаконичность. Полиграфическое исполнение учебников характеризуется комфортностью визуального восприятия: удобный для чтения шрифт, привлекательность цветового решения.
Таким образом, можно констатировать, что существующие сегодня в нашей стране учебники по музыке для начальной школы способствуют развитию музыкально-эстетического сознания учащихся, содействуют становлению эстетических знаний и развитию чувственной сферы, формированию высокого уровня вкуса и потребностей, развитию навыков суждения детей о музыкальном искусстве.
Учитывая, что процесс модернизации образования сегодня характерен не только для России, проанализируем опыт составления учебников педагогами-музыкантами Китая: Чэнь Сюз Я [15]; Фэй Чан Тьен, Ту Ю Шоу [16]; Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй, Чжон Синь Пинь [17].
Требования к учебникам являются государственными и представлены, в частности, в инструктивных документах КНР - «План преобразований и развития образования в XXI веке» и «Основы музыкального воспитания как составная часть программы девятилетнего школьного образования» [18].
Модернизация образования в Китае потребовала:
• пересмотреть ранее поставленные в стране цели музыкального образования в сторону их расширения и углубления, поскольку, по мнению ки-
тайских педагогов-музыкантов, занятия музыкой должны давать больше, чем просто формирование навыков петь и играть на инструменте;
• пересмотреть программы по музыке с целью активизации музыкального творчества детей;
• принять подход, ориентированный на ребёнка, для которого учитель не инструктор, а помощник. Ученики не должны механически заучивать музыку, они должны понимать её [18].
В соответствии с данными установками, современные китайские учебники по музыке направлены на решение ряда задач:
• воспитывать у детей интерес к музыке, любовь к своей стране, народу;
• воспитывать у учащихся национальную гордость на примерах китайского фольклора, а также расширять музыкальный опыт путём знакомства с сочинениями зарубежных композиторов;
• формировать и совершенствовать музыкальные знания и эстетические чувства учеников;
• развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки, навыки инструментального музицирования и музыкально-пластического (музыкально-ритмического) движения.
Учебники «Музыка» Фэй Чан Тьен и Ту Ю Шоу [16] имеют чёткую структуру. Однако это не темы блоков или уроков (разворотов учебника), как это можно видеть в учебниках, разработанных российскими авторами. Китайские коллеги за основу структурирования учебного материала принимают каждое новое музыкальное произведение, с которым знакомятся дети на уроках музыки в школе. Аналогичный подход мы встретим в учебни-
153
154
ках «Музыка» для начальной школы Чэнь Сюз Я [15].
В учебниках «Музыка» для младших школьников китайских авторов первостепенна не информативная, а развивающая функция. Данная особенность нашла отражение в целенаправленном развитии мыслительных операций сравнения, рассуждения, обобщения, анализа, что в итоге способствует развитию музыкального мышления учащихся. Информативная функция реализована китайскими авторами в справочном разделе учебников.
Согласно структуре учебной деятельности, учебники «Музыка» китайских авторов содержат учебную задачу, учебные действия и операции, которые на страницах учебников, как правило, связаны исключительно с музыкой и не предполагают поиска аналогов в других видах искусства (литературе, архитектуре, кино, театре и т. д.). Эта особенность позволяет сделать вывод о стремлении педагогов-музыкантов Китая достичь понимания учащимися музыки как самодостаточного явления.
В оформлении учебного материала авторы используют по большей части цвет как основное средство выражения живописи, назначение которого в учебнике - сделать комфортным вхождение ребёнка в мир музыки. При этом подходы к оформлению у разных авторов различны. Так, для оформления учебников «Музыка» Фэй Чан Тьен и Ту Ю Шоу используется большое количество иллюстраций, связанных с миром природы. Объяснение этому явлению - особое отношение в Китае к природе как объекту пристального наблюдения, любуясь которой, китайцы получают наслаждение и радость (рис. 1).
В учебниках «Музыка» Чжэн Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй, Чжон Синь Пинь картины природы органично объединены с миром детства (рис. 2).
Аналогичный подход к оформлению является ведущим и в учебниках Чэнь Сюз Я.
Во всех случаях учебники китайских педагогов-музыкантов не перенасыщены иллюстрациями. Это объясняется тем, что для младших школьников характерны небольшой объём произвольного внимания, значительная степень непроизвольности и лёгкая отвлекаемость. Оформление адекватно хрупкой психике ребёнка младшего школьного возраста, чем, в частности, объясняется предлагаемая художниками-оформителями мягкость цветовой гаммы.
Психолого-возрастными особенностями обусловлен и выбор репертуара, представленного на страницах учебников: «Маленькая кукла Горлянка» (персонаж китайской народной сказки) у Ин Цзюй, «Золотое детство» Янь Цзянь Сюань, «Дождик» Ван Тянь Мун, «На бамбуковом плоту» (китайская народная песня) и т. д.
Ценно и то, что в китайских учебниках знания не преподносятся ребёнку в готовом виде. Учащимся предлагается посредством проектной деятельности постичь средства музыкальной выразительности - высоту звука, длительность, тембр, выразить характер звучания в музыкально-пластическом движении, исполнить на музыкальных инструментах, пропеть, сочинить и оценить свои возможности владения исполнительскими компетенциями в пении, игре, движении. Оценке подлежат также командный дух и степень уверенности детей в своих силах.
155
Рисунок 1
156
Рисунок 2
Значимое внимание в китайских учебниках уделяется нотной грамоте. В этом отношении авторы различных учебников «Музыка» в Китае едины, поскольку считают, что в результате систематической работы по освоению нотной записи дети должны научиться следить за мелодией по нотам и исполнять несложные песни и ритмические партитуры. Почти каждая страница учебника по музыке в Китае предполагает наличие нотного текста. При этом педагоги-музыканты Фэй Чан Тьен и Ту Ю Шоу используют цифровую систему записи нот, Чэнь Сюз Я, Чжэн Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй и Чжон Синь Пинь - абсолютную систему.
Сопоставив учебники по музыке, разработанные творческими коллективами педагогов России и Китая, можно сделать вывод о наличии в них общего и особенного.
Так, учебники «Музыка» российских и китайских авторов для младших школьников учитывают:
• состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, поскольку нарушения нервной деятельности, как известно, провоцируют быструю утомляемость и отрицательно влияют на становление мотивов учения (познавательных и социальных);
• когнитивный опыт детей: умение выделять существенное, умение видеть сходство и различие, умение работать сосредоточенно, умение рассуждать;
• чувственный опыт детей: понимание учащимися основных эмоциональных состояний, а также умение любоваться красотой, сопереживать и выражать свои чувства;
• коммуникативный опыт: умение слушать объяснения педагога, ответы других детей;
• деятельностный опыт: умение производить действия по предлагаемому образцу;
• социальный опыт: умение работать в коллективе.
Помимо текста, имеющего информативную функцию, в учебниках по музыке нового поколения в России и Китае большое внимание уделяется контексту и подтексту. Эта триада реализована в учебниках «Музыка» различных авторов посредством: формирования у учащихся установки на обогащение специального тезауруса и обретение музыкальных знаний (знаний музыки и знаний о музыке); воссоздания условий реализации полученных знаний в собственной исполнительской деятельности ребёнка (инструментальной, вокально-хоровой и пластическом интонировании); выражения автором отношения к рассматриваемым вопросам путём комментирующих, стимулирующих, эмоционально-оценочных и других знаковых компонентов, что, бесспорно, усиливает контакт с читателем и способствует формированию интереса ребёнка к музыкальному искусству, а это, как отмечал в своё время Д. Б. Кабалевский, является «сверхзадачей» музыкального образования детей [20].
Учебники российских и китайских авторов выполняют ряд функций:
1) информативную. Её реализации способствуют принципы системности, доступности, наглядности изложения материала. В своей совокупности они способствуют формированию у детей теоретических знаний (нотной грамоты, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм; жанров и т. д.), а также знаний истории музыки (представлений о творчестве композиторов различных стран и эпох и т. п.);
157
158
2) развивающую, направленную на обеспечение познавательной активности учащихся и развитие музыкальности как комплекса музыкальных способностей, являющихся предпосылкой их успешной музыкальной деятельности.
Формирование музыкальности в современных российских и китайских учебниках по музыке для начальной школы опирается на взаимосвязь эмоционального и слухового компонентов, единство сознательных и бессознательных процессов, чувственной и интеллектуальной составляющих музыкального творчества.
В результате работы с учебниками, отвечающими данным функциям, при условии доступности и ясности языка изложения у ребёнка формируются способности: оперировать основными понятиями элементарной теории музыки; использовать в собственной музыкально-исполнительской деятельности полученные знания и сформированные умения и навыки творческой самореализации.
Современные учебники по музыке в обеих странах отвечают требованиям интерактивности, что, безусловно, является их достоинством. Работа учащихся с учебной литературой предполагает активное творческое участие детей, чему способствует введение в содержание учебного материала творческих заданий. Их выполнение позволяет ребёнку научиться применять полученные музыкальные знания в собственной деятельности (музыкально-слушательской, исполнительской, музыкально-композиционной), самореализовать творческий потенциал.
Задания для самостоятельной работы учащихся углубляют, расширяют и детализируют знания, полученные
в ходе освоения учебного материала, формируют мотивацию систематической самостоятельной познавательной деятельности - самообразования, что согласуется с установкой ИСМЕ ЮНЕСКО - музыкальное образование на протяжении жизни.
Важно и то, что российские и китайские учебники адекватны ещё одной установке ЮНЕСКО - научиться жить в мире. В этой связи в учебниках российских авторов представлена музыка русского народа, белорусского, украинского, эстонского, азербайджанского и др. В учебниках китайских авторов представлены народные песни различных провинций Китая.
В итоге учебники по музыке российских и китайских авторов инициируют решение комплекса задач:
• воспитательных воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке (формирование музыкально-эстетических чувств, становление потребности в общении с музыкальным искусством, вкусовых установок и отношения к эстетическим ценностям, определяющим образ жизни ребёнка);
• обучающих: формирование осознанного отношения к музыке (формирование музыкальных знаний: знаний музыки - лучших образцов народной, классической и современной музыки и знаний о музыке - средствах музыкальной выразительности, жанрах, формах, стилях, законах драматургии музыкального произведения, особенностях нотного письма; умений самостоятельно применять музыкальные знания в собственном творчестве);
• развивающих: развитие деятель-ностно-практического отношения к музыке (становление и развитие навыков и умений исполнительской и музыкально-слушательской деятельно-
сти), становление и развитие музыкальных способностей детей, а также развитие личностных качеств учащихся в процессе педагогически организованного общения ребёнка с музыкальным искусством.
Интересно сопоставить музыкальный материал учебников по музыке российских и китайских авторов, который, как известно, является основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, музыкальных знаний и обретения навыков творческой самореализации в музыкальном искусстве. В учебниках «Музыка» для начальной школы он представлен произведениями, обращение к которым направлено на знакомство детей: с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с различными музыкальными жанрами, формами и стилями; со средствами музыкальной выразительности и их ролью в создании музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами, ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами.
Музыкальный материал учебников «Музыка» российских авторов содержит инструментальные, вокальные, инструментально-вокальные произведения русских композиторов (М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Кор-сакова, С. В. Рахманинова, С. С Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина и др.), зарубежных (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, К. Дебюсси и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов
(Г. Гладкова, Е. Крылатова, В. Шаинско-го и др.), песни бардов (В. Высоцкого, С. Никитина и др.).
Основными критериями отбора при этом для составителей программ являются следующие ориентиры: высокий художественный уровень произведения; его воспитательная направленность; небольшие объёмы; образные контрасты.
Аналогичные критерии обусловили выбор музыкального материала авторами учебников «Музыка» в Китае. Для слушания музыки учащимся предлагаются произведения китайских, русских, французских, немецких, чешских и других композиторов. Для вокально-хорового музицирования - народные песни и произведения китайских авторов, как например: «Я люблю тебя, Китай» Чжэн Цю Фэн, «Ах, Китай!» Тао Си Уао, «Наше завтра слаще мёда» Люй Юань, «Пара хороших друзей» Лю Цзи Хан, а также народные песни других стран (немецкие, польские, французские и т. д.).
Необходимо заметить, что основными векторами модернизации учебников по музыке в России и Китае являются творческие поиски педагогов-музыкантов, направленные на создание нового поколения учебников в соответствии с наблюдаемыми сегодня процессами компьютеризации и информатизации учебного процесса. Эта тенденция вызвала к жизни электронный учебник по музыке как образовательную модульную мультимедиа-систему. Если сравнивать традиционный учебник в полиграфическом издании и электронный, нетрудно заметить, что тот и другой содержат блоки получения информации, вопросов и заданий. Однако, если прежде ребёнку предлагалось представить себе, на-
159
160
пример, то, что он играет на немой (нарисованной) клавиатуре фортепиано, в электронном учебнике предусмотрена реальная возможность игры на виртуальной клавиатуре фортепиано. Тем самым учащимся предоставляется возможность подбирать музыку по слуху, сочинять. Также ценно, что электронный учебник позволяет не только получать новые знания о музыке, но и слышать саму музыки. Так, например, в словаре ребёнок сможет и найти информацию о том или ином музыкальном инструменте, и послушать его звучание, и услышать тембры различных инструментов, в том числе на новых для него музыкальных образцах.
Таким образом, сопоставив учебники российских и китайских педагогов-музыкантов для начального общего образования, можно выявить общие теоретико-педагогические подходы к их разработке, обусловленные мировой тенденцией сближения образовательных систем в различных странах мира. В данном случае такое сближение прослеживается, прежде всего, в приоритете деятельностного подхода в освоении искусства на уроках музыки и актуализации развития творческого потенциала детей в процессе освоения ими различных видов музыкальной деятельности. Однако в содержательном отношении их реализация в России и Китае значительно различается. В России в учебниках по музыке дея-тельностный подход получает воплощение в большей мере в блоке вопросов и заданий для музыкально-слушательской и проектной деятельности. В меньшей степени он реализован по отношению к вокально-хоровой деятельности учащихся, игре на музыкальных инструментах, музыкально-
пластической, композиционной деятельности и театрализации. При этом нельзя не отметить, что у данного явления есть своё объяснение - наличие дополнения к учебнику «Музыка» в виде «Рабочей тетради», актуализирующей самостоятельную работу учащегося по освоению музыкального искусства. В Китае учебники по музыке объединяют функции учебника и рабочей тетради и сориентированы на деятельностное освоение музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности (музыкально-слушательской, музыкально-исполнительской - хоровом пении и игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическом движении).
Подводя итоги проведённого анализа, отметим также некоторые существенные различия в учебниках по музыке для начальной школы, которые обусловлены особенностями национального менталитета и исторически сложившимися культурными традициями России и Китая в сфере музыкального образования.
В российских учебниках по музыке для начальной школы в учебном материале прослеживается приоритет знаний, стремление к повышению уровня фундаментальности музыкального образования, что, в частности, проявляется в учебниках различных авторов в виде объёмных текстов музыковедческого характера. Данная особенность имеет исторические корни. В этом отношении интересна позиция исследователя Е. Байч: «...с определённого времени в отечественном образовании всё чётче вырисовываются две противоборствующие тенденции: одна - на сохранение приоритета духовности и гармонии, другая - на приоритет знаний. Всё больше набирала силу вторая (училище в Остроге князя А. Курбско-
го (XVI век), эпоха просвещения Петра I, гимназии и лицеи в царской России вплоть до октябрьского переворота). Однако были и блестящие подъёмы первого направления (например, труд К. Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания"; педагогика Л. Н. Толстого)» [21].
В учебниках китайских авторов учащиеся не найдут развёрнутых музыкально-исторических и музыкально-теоретических сведений о жанре, стиле, средствах музыкальной выразительности, что так характерно для российских учебников. Данные материалы представлены лишь некоторыми авторами [17] и только в специальном обобщающем разделе - словаре, где приводится такого рода информация. Объяснение этому феномену можно найти в «Трактате о музыке» Конфуция. В данном труде приведена беседа Конфуция с его учеником Биньмоу Цзя. Анализируя её, Цзинь Синь Синь отмечает, что «интерпретация музыкального произведения бывала весьма далека от музыковедческого без пристрастного анализа... она всегда тяготела к этике, к основному вопросу человеческих взаимоотношений и жизни общества» [22].
Ещё одной особенностью российских учебников по музыке является интегративность как архетипическая константа российского менталитета [23], которая объясняет наличие в учебном материале устойчивой взаимосвязи и взаимодополнения музыки с другими видами искусства: изобразительным, искусством слова, театра, кино. В учебниках китайских авторов, как уже отмечалось ранее, подобная интеграция не прослеживается.
Сравнивая учебники по музыке России и Китая, особое внимание необхо-
димо обратить на разную трактовку авторами триады учебных задач, традиционно подразделяемых на воспитательнъе, об-разовательнъе, развивающие. В России в этом отношении нет единого подхода и существуют принципиально разные позиции. Так, Д. Б. Кабалевский в своё время в качестве эпиграфа к разработанной авторским коллективом под его руководством программе по музыке выбрал высказывание В. А. Сухомлинско-го: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а воспитание человека посредством музыкального искусства» [20]. Авторы современных учебников «Музыка» В. В. Алеев и Т. И. Кичак цель музыкального образования видят в нравственном развитии детей посредством формирования у них музыкальной культуры, что в некоторой мере суживает воспитательный потенциал музыкального искусства одной из его сторон. В. О. Усачёва и Л. В. Школяр полагают, что музыка существует, имея конечную цель в себе самой, и потому в музыкальном образовании недостаточно рассматривать её только с прикладных функций, как средство воспитания.
В Китае авторы учебников по музыке исходят из приоритета воспитательных задач, что отвечает исторически сложившимся культурным традициям и отвечает направленности национальной системы образования. По мнению Чунь Шинь Е, музыка изначально понималась в КНР в тесной связи с моралью, красотой и добром [19]. Эту же особенность отмечает в своих исследованиях Цзинь Синь Синь, убеждая, что содержание, тема-тизм в гуманитарных дисциплинах связан в Китае, в первую очередь, с основными ценностными установками и стереотипами поведения, харак-
161
терными для идеальной личности, модель которой создана в традиционной культуре Китая [22]. Таким образом, позиция авторов современных китайских учебников по музыке для начальной школы оказывается созвучной взглядам Д. Б. Кабалевского.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/1оси ments/922/Шe/748/%D0%A4%D0%93%D 0%9E%D0%A 1_%D0%9D%D0%9E%D 0%9Е^
2. Форма экспертного заключения (педагогическая экспертиза) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruforma. тй^ак1)иЛете/84227.Йт
3. Алеев, В. В., Кичак, Т. Н. Музыка: 1 класс [Текст] : учебник / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - В 2 ч. - 14-е изд. - М. : Дрофа, 2016. - 157 с. : ил.
4. Алеев, В. В., Кичак, Т. Н. Музыка: 2 класс [Текст] : учебник / В. В. Алеев, Т. Н. Ки-чак. - В 2 ч. - 12-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2016. - 128 с. : ил.
5. Алеев, В. В., Кичак, Т. Н. Музыка: 3 класс [Текст] : учебник / В. В. Алеев, Т. Н. Ки-чак. - В 2 ч. - 12-е изд., перераб. - М. :
162 Дрофа, 2016. - 156 с. : ил.
6. Алеев, В. В. Музыка: 4 класс [Текст] : учебник / В. В. Алеев. - В 2 ч. - М. : Дрофа, 2016. - 159 с. : ил.
7. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмаги-на, Т. С. Музыка. 1 класс [Текст] : учебник / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 7-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 79 с. : ил.
8. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка. 2 класс [Текст] : учебник / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с. : ил.
9. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка. 3 класс [Текст] : учебник / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с. : ил.
10. Критская, Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Музыка. 4 класс [Текст] : учебник / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 127 с. : ил.
11. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка:
1 класс [Текст] : учебник / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М. : Вентана Граф, 2016. - 128 с. : ил.
12. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка:
2 класс [Текст] : учебник / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 128 с. : ил.
13. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка:
3 класс [Текст] : учебник / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 144 с. : ил.
14. Усачёва, В. О., Школяр, Л. В. Музыка:
4 класс [Текст] : учебник / В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. - 5-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 128 с. : ил.
15. Чэнь Сюз Я. Музыка. 2 класс [Текст] / Чэнь Сюз Я. - 2-е изд. - Шанхай : Музыка, 2010. - 54 с.
16. Фэй Чан Тьен, Ту Ю Шоу. Музыка. 1 класс [Текст] / Фэй Чан Тьен, Ту Ю Шоу. - 6-е изд. - Пекин : Народная музыка, 2011. - 58 с.
17. Чжэн Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй, Чжон Синь Пинь. Музыка. 3 класс [Текст] / Чжэн Хун Мэнь, Чжун Ан Ли, Чжан Хуэй, Чжон Синь Пинь. - 10-е изд. - Гонконг : Pearson, 2015. - 57 с.
18. Сайт Министерства просвещения Китая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moe.edu/ch
19. Как учат музыке за рубежом [Текст] / сост. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. - М. : Классика-XXI, 2009. - 208 с.
20. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1-8 классы [Текст] / под науч. рук. Д. Б. Кабалевского. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 2006. - 225 с.
21. Байч, Е. Ю. Исторический опыт и культурные традиции России в современной системе образования [Электронный ресурс] / Е. Ю. Байч. - Режим доступа: http://oko-planet.Su/infonfoko/print:pa ge,1,220895-istoricheskiy-opyt-i-kulturnye-tradicii-rossii-v-sovremennoy-sisteme-obra zovaniya.html
22. Цзинь, Синь Синь. Традиционная культура и её роль в образовании Китая [Текст] / Цзинь Синь Синь // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. -Вып. 44. - Т. 18. - СПб., 2007. - С. 293-297.
23. Мчедлова, М. М. Менталитет как цивили-зационная доминанта (российский менталитет) [Электронный ресурс] / М. М. Мчедлова // Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте. - Режим доступа: httpV/рос-мир.рф/node/2290
REFERENCES
1. FGOS NOO. URL: http://minobrnauki.rf/ documents/922/file/748/%D0%A4%D0 %93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0 %9E%D0%9E.pdf (in Russian)
2. Forma ekspertnogo zaklyucheniya (pedago-gicheskaya ekspertiza). URL: https://ruform a.info/zakljuchenie/84227.htm (in Russian)
3. Aleev V. V., Kichak T. N. Muzyka: 1 klass: uchebnik. In 2 part. 14-e izd. Moscow: Drofa, 2016. 157 p. (in Russian)
4. Aleev V. V., Kichak T. N. Muzyka: 2 klass: uchebnik. In 2 part. 12-e izd., pererab. Moscow: Drofa, 2016. 128 p. (in Russian)
5. Aleev V. V., Kichak T. N. Muzyka: 3 klass: uchebnik. In 2 part. 12-e izd., pererab. Moscow: Drofa, 2016. 156 p. (in Russian)
6. Aleev V. V. Muzyka: 4 klass [Tekst] : uchebnik / V. V. Aleev. In 2 part. Moscow: Drofa, 2016. 159 p. (in Russian)
7. Kritskaya E. D., Sergeeva G. P., Shmagi-na T. S. Muzyka. 1 klass: uchebnik. 7-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 79 p. (in Russian)
8. Kritskaya E. D., Sergeeva G. P., Shmagi-na T. S. Muzyka. 2 klass: uchebnik. 8-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 128 p. (in Russian)
9. Kritskaya E. D., Sergeeva G. P., Shmagi-na T. S. Muzyka. 3 klass: uchebnik. 8-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 128 p. (in Russian)
10. Kritskaya E. D., Sergeeva G. P., Shmagina T. S. Muzyka. 4 klass: uchebnik. 5-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 127 p. (in Russian)
11. Usachyova V. O., Shkolyar L. V. Muzyka:
1 klass: uchebnik. 3-e izd., pererab. Moscow: Ventana Graf, 2016. 128 p. (in Russian)
12. Usachyova V. O., Shkolyar L. V. Muzyka:
2 klass: uchebnik. 4-e izd., pererab. Moscow: Ventana-Graf, 2016. 128 p. (in Russian)
13. Usachyova V. O., Shkolyar L. V. Muzyka:
3 klass: uchebnik. 4-e izd., pererab. Moscow: Ventana-Graf, 2016. 144 p. (in Russian)
14. Usachyova V. O., Shkolyar L. V. Muzyka:
4 klass: uchebnik. 5-e izd., pererab. Moscow: Ventana-Graf, 2016. 128 p. (in Russian)
15. Chen' Syuz Ya. Muzyka. 2 klass. 2-e izd. Shankhaj: Muzyka, 2010. 54 p. (in Chinese)
16. Fej Chan T'en, Tu Yu Shou. Muzyka. 1 klass. 6-e izd. Pekin: Narodnaya muzyka, 2011. 58 p. (in Chinese)
17. Chzhen Khun Men', Chzhun An Li, Chzhan Khuej, Chzhon Sin' Pin'. Muzyka. 3 klass. 10-e izd. Gonkong: Pearson, 2015. 57 p. (in Chinese)
18. Sajt Ministerstva prosveshcheniya Kitaya. URL: http://www.moe.edu/ch (in Chinese)
19. Kak uchat muzyke za rubezhom. Sost. D. Dzh. Khargrivz, A. K. Nort. Moscow: Klassika-XXI, 2009. 208 p. (in Russian)
20. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uch-rezhdenij: Muzyka. 1-8 klassy. Pod nauch. ruk. D. B. Kabalevskogo. 3-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2006. 225 p. (in Russian)
21. Bajch E. Yu. Istoricheskij opyt i kul'turnye traditsii Rossii v sovremennoj sisteme obrazovaniya. URL: http://oko-planet.su/ infonfoko/print:page,1,220895-istorichesk iy-opyt-i-kulturnye-tradicii-rossii-v-sovre mennoy-sisteme-obrazovaniya.html (in Russian)
22. Tszin' Sin' Sin'. Traditsionnaya kul'tura i eyo rol' v obrazovanii Kitaya. In: Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. I. Gertsena. Vyp. 44. T. 18. St. Petersburg, 2007, pp. 293-297. (in Russian)
23. Mchedlova M. M. Mentalitet kak tsivilizatsi-onnaya dominanta (rossijskij mentalitet). In: Rossijskaya tsivilizatsiya v prostranstve, vremeni i mirovom kontekste. URL: http:// ros-mir.rf/node/2290 (in Russian)
163