УДК 78:37.01(091)(510)
Сяньюй Хуан Система музыкального образования в Китае
В статье автор обращается к истокам музыкального образования в Китае и выделяет особенности его развития. Также в исследовании рассматривается процесс реформирования системы музыкально-педагогического образования и современное состояние профессионального музыкального образования в Китае.
Ключевые слова: музыкальное образование, консерватория, Музыкальный институт Шэньянского педагогического университета, музыкальное образование, учебные пособия, учитель музыки
Xian Yu Huang System of musical education in China
In this article the author treats the sources of musical education in China and highlights its development peculiarities. The research also deals with the reforming process of the musical education system and the modern state of professional musical education in China.
Keywords: music education, conservatory, Shen Yang normal university school of music, educational supplies, a teacher of music
История музыкального профессионального образования в Китае в современном виде насчитывает около 100 лет. Но за это, богатое событиями в жизни страны, время образование в области музыки прошло большой путь.
На разных этапах эволюции китайского музыкального образования начиная с 1920-х гг. создавались специальные учебные музыкальные заведения, в первую очередь, Шанхайская государственная консерватория1 и Центральная государственная консерватория в Пекине2. Центральная консерватория - крупнейший музыкальный институт в Китае. За годы своего существования в ней установилась система непрерывного музыкального образования, в которой сочетаются все ступени, начиная от детской музыкальной школы, музыкального училища до консерватории, аспирантуры и докторантуры. В состав консерватории входят 8 факультетов: музыковедческий, композиторский, дирижерский, вокально-оперный, фортепианный, оркестровый, факультеты музыкального образования и традиционных китайских инструментов. Преподаются свыше 200 предметов по специальностям. Консерватория пользуется большим авторитетом в становлении музыкального образования в Китае и за рубежом.
Консерватории обращают особое внимание на совершенствование профессионального уровня преподавателей, приглашают иностранных музыкантов-педагогов для обучения игре на музыкальных инструментах и чтения теории музыки, составляют пособия в соответствии с требованиями традиционного музыкального образования. Важным фактором в повышении
качества педагогического процесса во второй половине XX в. стала деятельность представителей русской и советской музыкальных школ, работавших в Китае.
После образования КНР (1949) культурная политика государства была направлена на усиление роли литературы и искусства среди широких слоев населения. В Пекине были организованы Всекитайская ассоциация литературы и искусства и Союз работников музыки (с 1959 г. -Союз китайских музыкантов). При содействии специалистов из СССР формировалась система музыкального образования; были открыты консерватории, музыкальные институты (Тяньцзинь, Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду), Институт китайской народной музыки (Пекин) и музыкальные училища в различных городах.
Наиболее интенсивное развитие музыкально-образовательной системы приходится на временной период, хронологические границы которого можно определить как конец 70-х гг. XX в. - начало XXI в. Музыкально-педагогическое образование Китая в это время ознаменовалось восстановлением утраченного в годы «культурной революции» (1966-1976); внедрением элементов, придающих образованию системный характер (этап мобилизации и разработки планов реформы: избавление от хаоса, восстановление уважения к учителям и образованию, провозглашение «трех поворотов», конец 70-х - 90-е гг.); реформированием действующей в 1980-1990-е гг. структуры образования; этап осуществления реформы в соответствии с требованиями рыночной экономики (1993-1998 гг.); этап углубления реформы струк-
туры образования и всемерного продвижения вперед, воспитания качественных характеристик (1999-2006 гг.)3.
Восстановительный период был связан с возобновлением деятельности учебных заведений, организацией приема абитуриентов и распределения кадров, налаживанием материально-технического обеспечения учебного процесса. В декабре 1979 г. состоялось совещание руководителей высших музыкально-педагогических учебных заведений в Чжэн Чжоу. Его участники определили четыре главных направления совершенствования системы: составление учебных планов; создание учебников; повышение профессионального уровня педагогов вузов; научно-методическая разработка проблем художественного образования4. Обозначенные направления определили деятельность государственных органов управления и учебных заведений в области высшего музыкально-педагогического образования Китая на ближайшие десятилетия. Далее последовали шаги по реализации намеченной программы.
В 80-е гг. в китайских унверситетах была принята международная система степеней: ба-калавриат-магистратура-докторантура. Каждый университет имеет свои правила поступления. Для того чтобы быть принятым на бакалаврскую программу в государственный вуз, необходимо быть не старше 25 лет и иметь аттестат о среднем образовании.
В 1980 г. Министерством просвещения страны был издан «Учебный план подготовки специалистов в области музыки для высших педагогических заведений с четырехгодичным сроком обучения», а в 1982 г. вышли аналогичные документы для вузов с двух- и трехгодичным сроками обучения5. В этих трех документах были определены: цели учебной и практической подготовки специалистов; учебные дисциплины - обязательные и факультативные; задачи и направления научных исследований; установлены сроки обучения; порядок приема в вузы: очень важной мерой повышения качества подготовки специалистов стала разработка программы вступительных испытаний.
В 1987 г. профессия «учитель музыки» вошла в исправленный Министерством просвещения каталог специальностей, подготовка по которым велась в педагогических вузах. Таким образом, была конкретизирована цель музыкального образования в педагогических университетах -подготовка специалистов для работы в общеобразовательных школах. На этом этапе решение касалось подготовки учителей для школы средней ступени (7-9-е классы).
После 1983 г. Министерство просвещения в
соответствии с существующим планом поручает преподавателям музыкальных факультетов педагогических вузов составлять учебники по своим дисциплинам/предметам (рояль, аккордеон, вокальное мастерство, пение с листа, хор, методика и др.)6, что дало возможность обеспечить учебной литературой вузы. В некоторых высших учебных заведениях по собственной инициативе разрабатываются специальные дополнительные пособия. В первых учебниках по методике преподавания музыки в школе получило отражение стремление к систематизации материала и научному обоснованию вопросов педагогической теории, однако еще не достаточно внимания уделяется разработкам, связанным со спецификой обучения детей музыкальным дисциплинам по дополнительному циклу в общеобразовательной школе.
Качество учебно-методической литературы значительно повысилось в 1990-е гг. Издательством высшего образования выпускаются «Музыкальные учебники телеспутника». Современная форма обучения - Учебные заведения телевизионых передач - используют спутник связи, чтобы передавать учебные и педагогические программы. Первая трансляцию по всей территории Китая прошла 1 октября 1986 г. Шанхайским музыкальным издательством в серии «Основные музыкальные курсы» были выпущены учебники: «Музыкальная теория»7, «Упражнения для развития слуха»8, «Пение с листа»9. Успешно сочетающие задачи теории и практики, ориентированные на развитие практических навыков, они стали полноценными учебными пособиями для вузов, используются на многих музыкальных факультетах и сегодня.
Важной областью деятельности государства в рассматриваемый период стало обеспечение школ дипломированными специалистами. На протяжении длительного времени в школах не хватало преподавателей музыки. В связи с этим с начала десятилетия в XXI в. все музыкальные факультеты педагогических вузов стали расширять масштабы приема студентов, организовывать обучение по сокращенным программам. Возникали факультеты с двух- и трехгодичным сроком обучения, для повышения образовательного ценза учителей музыки начальных и средних школ в некоторых педагогических вузах открывались группы для взрослых, а на заочных и вечерних отделениях университетов организововались экзамены для занимающихся музыкальным самообразованием. В 1987 г. в Педагогическом институте китайского телевидения открылись специальные курсы. Ученики, окончившие программу обучения по профессиональному образованию, сдавали экзамены и
получали сертификат или аттестат. К середине 1990-х гг. в педагогических и специальных вузах страны было подготовлено такое количество школьных учителей музыки, которое позволило значительно смягчить остроту проблемы.
В подготовке музы кантов-педагогов общеобразовательных школ значительную роль сыграли меры по повышению образовательного уровня абитуриентов. После 1980-х гг. вузы формируют контингент студентов с гораздо более высокой подготовкой.
Важным фактором отбора абитуриентов стало восстановление приемных экзаменов. Внедряется система проходного балла с тем, чтобы в высшие учебные заведения попадали абитуриенты с более высоким уровнем подготовки. Например, для поступления на специальность «фортепиано» необходимо исполнить программу из четырех произведений: этюд, полифоническое произведение, произведение крупной формы и пьесу, а также сдать экзамен по теоретическим предметам. Качественно новые стартовые позиции довузовской подготовки позволили за несколько лет повысить профессиональный уровень преподавателей музыкальных дисциплин и в школах, и на музыкальных факультетах.
Как уже отмечалось, важнейшей областью развития системы музыкально-педагогического образования явилось создание педагогических и методических пособий. Уже в 1980-е гг. массовый характер приобрели публикации по вопросам и проблемам специального высшего музыкально-педагогического образования. Они активно обсуждались и в различных средствах массовой информации.
В 1990-е гг. в связи с тем, что административные органы просвещения стали уделять вузам повышенное внимание, научно-исследовательская работа в области музыкального образования значительно активизировалась. Важным фактором активизации стало введение в вузах Китая второй половины нагрузки. Во всех высших учебных заведениях устанавливаются нормы выполнения преподавателями научноисследовательской работы. В результате печатающиеся статьи и монографии по количеству и качеству превосходят публикации 1980-х гг. Преподаватели музыкальных факультетов педагогических вузов издают свои научные работы в журналах «Китайское музыкальное образование», «Народная музыка», «Музыкальные исследования», «Китайская музыка», институтских сборниках. Политика открытости предоставила возможность участия в международных конференциях и симпозиумах. Особенно много было опубликовано теоретических работ - несколько
десятков монографий отечественных авторов и переводы зарубежных.
Все названное свидетельствует о несомненных успехах в развитии музыкально-педагогического образования Китая в 1980-1990-е гг. Вместе с тем очевидно, что система музыкального образования не достигла еще желаемого уровня. В связи с этим во всей остроте встала проблема коренных преобразований системы образования Китая в целом. 13 июня 1999 г. Центральный Государственный Совет опубликовал постановление «О совершенствовании системы образования», где было заявлено: «...наша страна переживает важный период создания современной рыночной экономики. Новый Китай за десять лет осуществления политики реформ и открытости добился больших успехов в развитии образования. Однако по разным субъективным и объективным причинам действующая модель образования, ее содержание и методика обучения не соответствуют современным требованиям»10. Констатация в документе состояния образовательной системы в целом относилась и к области подготовки учителей музыки. С конца 1990-х гг. она официально вступает в полосу реформ. Одно из главных требований, предъявляемых к высшему музыкальному образованию в новых условиях, - подготовка учителей музыки XXI в.
Начиная с 1990-х гг. на музыкальных факультетах многих педагогических вузов Китая изменяют формы и методы преподавания. Главные изменения связаны с компьютеризацией обучения и введением новых дисциплин. В связи с этим можно утверждать, что реформа высшего музыкально-педагогического образования развивается по двум основным направлениям: овладение компьютерными технологиями и освоение музыкально-теоретических дисциплин с помощью этих технологий. К примеру, на музыкальном факультете Пекинского педагогического университета были введены такие дисциплины, как «Музыкальное творчество с помощью компьютера», «Методика обучения игре на рояле», «Методика обучения вокальному мастерству». На музыкальном факультете Наньцзинского педагогического университета сегодня преподаются «Основы компьютерной композиции», в Харбинском педагогическом университете - «Музыкальная психология» и «Слушание китайской и зарубежной современной музыки», в Синаньском педагогическом университете - «Методика написания диссертации по музыке» и «Специальный английский язык», в Фуцзяньском педагогическом университете -«Введение в народное творчество разных стран и народов», в Чжэцзянском педагогическом
университете - «Введение в музыкальную культуру» и «Сочинение диссертации по музыке», в Нэймэнгуском педагогическом университете -«Музыкальное воспитание» и «Электронные музыкальные инструменты», в Сычуаньском музыкальном институте - «Педагогические способности и мастерство», в Сюйчжоуском педагогическом университете - «Настройка рояля» и «Звуковая техника»11.
Музыкальный институт Шэньянского педагогического университета (Shen Yang normal university school of music - бывший факультет музыки Шэньянского педагогического университета) был создан в 1996 г., тем не менее первый прием студентов был осуществлен в 1999 г. В связи с тем, что факультет музыки быстро развивается, что выражается в увеличении новых специальностей, в июле 2000 г. произошли структурные изменения, и были созданы отдельные факультеты по разным специальностям, а в июне 2006 г. официально создан Музыкальный институт12. В течение десяти лет совершенствуется модель подготовки талантливых и профессиональных музыкантов, создается комплекс учебных дисциплин, в связи с чем интенсивно развиваются методики по теоретическим дисциплинам и специальности. В основе созданного факультета (Музыкального института) заложена идея воспитания и обучения талантливой молодежи, совершенствование исполнительского мастерства. Тем не менее рыночные отношения диктуют спрос на колличество и качество исполнителей. Специальные заведения подобной направленности Северо-Восточного района также руководствуются идеями профессиональной музыкальной подготовки, что подтверждает их жизнеспособность.
В последнее время Музыкальный институт Шэньянского педагогического университета готовит студентов дневного отделения (бакалавриат) и аспирантов (магистратура). Программа обучения включает в себя как общепрофессиональные, так и специальные музыкальные дисциплины: вокал, дирижирование, фортепиано и все традиционные инструменты симфонического оркестра, электронные музыкальные инструменты, скрипичная группа (скрипка, альт, виолончель), группа саксофонов, ударные. Всего в институте учатся около 600 студентов дневного отделения.
Институт имеет модернизированную MIDI лабораторию (компьютерная лаборатория с использованием виртуальных музыкальных инструметов) и студию звукозаписи с современным оборудованием, аудиторию электронного пианино, концертный зал. Модернизированное учебное оборудование предоставляет широкое
пространство развития студентам и преподавателям, закладывает прочную материальную основу для подготовки талантливых специалистов высокого качества.
Процесс реформирования системы музыкально-педагогического образования проходит динамично и уже отмечен значительными достижениями. Высокие результаты отмечены дипломами лауреатов международных конкурсов. Китайские студенты проходят стажировку в лучших вузах России. Однако в перестройке системы обозначились и определенные проблемы. Главная, на наш взгляд, связана с абсолютизацией тех возможностей, которые дала научно-техническая революция. Компьютеризация образовательного процесса, новые технологии открывают безграничные возможности овладения профессиональной и общей эрудицией. В формировании интеллекта базовую роль продолжают играть традиционные методы, сложившиеся в образовательных системах на протяжении многих веков. И одной из важнейших задач реформы является органичное сочетание новаций и наиболее ценного опыта мировой музыкальной педагогики.
Таким образом, можно определить особенные черты музыкального образования в Китае. Национальные особенности каждого народа отражаются в культуре. Китай - многонациональная страна с древнейшей культурой. Китайская культура характеризуется культурным единством, своеобразием и уникальностью, в том числе и музыкальной. Концепцию эстетического и музыкального воспитания определяют музыкальные идеи древнего философа Конфуция, эстетические идеи нового культурного движения Кан Ювэй, Лян Цичяо, которые ориентированы на совершенствование личности, воодушевление, обогащение души; самосовершенствование, воспитание добродетели, нормативного поведения. Современные концепции музыкального образования Китая также ориентируются на эту линию, воспитывают личность с активным отношением к жизни, способную воспринимать и любить красоту окружающего мира.
Становление системы музыкального образования в Китае осуществляются под влиянием зарубежных методик музыкального образования, и, в частности, российской музыкальной школы, формируя при этом собственную уникальную систему.
Примечания
1 Шанхайская государственная консерватория была основана 11 ноября 1927 г. (Официальный сайт Шанхай-
ской государственной консерватории. URL: http: // www. shcmusic. edu. cn (дата обращения: 07.12.2011). На кит. и англ. яз.).
2 Центральная государственная консерватория в Пекине была основана в 1940-х гг. Начала функционировать в 1950 г. (Официальный сайт Центральной государственной консерватории Пекина. URL: http: // www. ccom. edu. cn (дата обращения: 07.12.2011). На кит. и англ. яз.).
3 Чжан Ли, Ян Иньфу. Выбор стратегии развития образования КНР // Педагогика. 2007. № 7. С. 91-107.
4 Сун Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000. Шандон, 2004. С. 250. На кит. яз.
5 Да Ма. Взгляд и размышление о 50-й годовщине высшего педагогического образования // Исслед. музыки. 1994. № 4, ч. 2. На кит. яз.
6 Сборники пьес являются учебниками по направ-
лениям исполнительской деятельности или учебно-методическими пособиями, сгруппированными по степени сложности.
7 Музыкальная теория / гл. сост. Сун Цонинь, Ма Донфен. Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 1996. На кит. яз.
8 Упражнения для развития слуха / гл. сост. Сун Цонинь, Фань Цзяньмин. Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 1997. На кит. яз.
9 Пение с листа / гл. сост. Сун Цонинь, Юй Пин. Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 1997. На кит. яз.
10 Ма Да. Научный метод исследования музыкального образования. Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 2005. С. 54. На кит. яз.
11 Чжу Юнбэй. Исследование музыкального образования в высших педагогических заведениях XXI в. Ху Нан, 2004. С. 11. На кит. яз.
12 Официальный сайт Музыкального института Шэньянского педагогического университета. URL: http: // music. synu. edu. cn (дата обращения: 07. 12. 2011). На кит. яз.).