Научная статья на тему 'Вокальное профессиональное образование в Китае в 20—30 годы xx века'

Вокальное профессиональное образование в Китае в 20—30 годы xx века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1188
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ШАНХАЯ И ХАРБИНА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / КИТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / CHINA’S STATE EDUCATION SYSTEM / PROFESSIONAL VOCAL EDUCATION / MUSICAL EDUCATION ESTABLISHMENTS IN SHANGHAI AND HARBIN / PERFORMANCE PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вэй Яо

В статье рассматривается история зарождения и формирования в начале двадцатого века в Китае профессионального вокального образования европейского образца, перечисляются характерные особенности этого процесса, постулируется значительный вклад русских исполнителей и педагогов в становление современой китайской системы музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL PROFESSIONAL EDUCATION IN CHINA IN THE 20TH-30TH OF THE 20TH CENTURY

The article discusses the history of nucleation and formation in the early twentieth century in China of professional vocal European-style education. The article lists the characteristic features of this process and postulates a significant contribution of Russian performers and teachers in the formation of modern Chinese system of musical education.

Текст научной работы на тему «Вокальное профессиональное образование в Китае в 20—30 годы xx века»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА

Вокальное профессиональное образование в Китае в 20—30 годы XX века

В статье рассматривается история зарождения и формирования в начале двадцатого века в Китае профессионального вокального образования европейского образца, перечисляются характерные особенности этого процесса, постулируется значительный вклад русских исполнителей и педагогов в становление современой китайской системы музыкального образования.

Ключевые слова: профессиональное вокальное образование, музыкальные образовательные заведения Шанхая и Харбина, исполнительская практика, китайская государственная система образования.

В 1894 г. Япония одержала победу в китайско-японской войне. Представительство Китая считало, что для того чтобы выдержать натиск Японии, сначала необходимо лучше узнать ее и перенять у нее некоторый опыт. Поэтому множество студентов были отправлены в Японию для обучения разным специальностям. Первые 13 студентов поехали в Японию в 1896 г., в дальнейшем численность их значительно увеличилась. В 1904 г. их насчитывалось более 2400, а в 1906 г. уже свыше 12000. В начале 20 века ряд китайских студентов-музыкантов вернулись из Японии в Китай. Они переработали иностранные и китайские песни в учебный материал и положили начало новой системе вокального образование в школах. Первыми учебными пособиями, внедренными в образовательный процесс, были учебник Шэнь Синьгуна «Сборник для школьного пения», учебник Ли Шутуна «Сборник классического вокального пения» и другие.

Школьная музыкальная педагогика стимулировала развитие вокального образования в современном Китае. Она стала первой отправной точкой — китайские музыканты начали пробовать себя в написании романсов, стали появляться требования к исполнению пения. Современное вокальное профессиональное образование сформировалось в Китае в 20—30 гг. XX века, и обладало оно следующими характерными чертами и особенностями:

© Вэй Я., 2012

Я. Вэй

1. На территории Китая появились русские музыкальные профессиональные образовательные заведения.

Современное вокальное искусство появилось в Китае очень поздно, его источником стала Россия. С конца 19 века до начала 20 века русское вокальное искусство начало распространяться в Харбине, и в своем развитии проходило два этапа. Первый: с 1899 г. по 1903 г., обусловленный созданием Россией камерного вокального ансамбля для работников железной дороги. Второй: с 1903 г. по 1920 г., русское вокальное искусство распространяется не только в среде работников железной дороги, но и среди всего населения Харбина [4, с. 9—10].

Около 1924 г., появились такие известные певцы, как Ф. Шаляпин, В. Шушлин, они также выступали с концертами на площадках Харбина. Активная вокальная деятельность способствовала развитию вокальной культуры в Китае. Русские музыканты основали в Харбине несколько профессиональных музыкальных образовательных заведений: в 1921 г. Харбинское высшее музыкальное училище № 1, где работали педагог по сольному пению Поликарпова А.С., педагог по оперному классу Григорьевич Д.И; в июле 1925 г. высшее музыкальное училище им. А.К. Глазунова, в этом училище работал известный русский певец и педагог по вокалу Владимир Шушлин; 20 октября 1927 г. Русские музыканты вместе с православной церковью открыли центр музыкальной подготовки. В 1929 г. было открыто другое высшее музыкальное училище для советских граждан.

Вне стен училищ научиться петь можно было у многочисленных частных педагогов: Томская, Попова, Райский. Педагогическая деятельность русских музыкантов была направлена на русскоговорящее население, но для обычных китайцев это стало источником, который познакомил Восток с западными музыкальными традициями. Г.А. Добротворская, русская камерная и оперная певица, работала в высшем музыкальном училище им. А.К. Глазунова и в высшем музыкальном училище для советских граждан, воспитала для Китая многих выдающихся певцов. Ее ученик, профессор по вокалу Харбинского педагогического университета Лю Кай, вспоминая годы обучения, подчеркивал: «Я учился в высшем музыкальном училище для советских граждан, отличительной чертой которого был высокий профессионализм педагогов. Училищем руководило министерство СССР» [2, с. 46—47].

2. Вслед за русскими и по их образцу создавались китайские профессиональные музыкальные образовательные заведения.

В Китае в 20—30 гг. XX века городская жизнь была спокойной и размеренной, массовая музыкальная и культурная деятельность проходили активно. В этот период быстро развивается вокальное профессиональное образование. Можно отметить следующие факторы, повлиявшие на развитие: китайские студенты, получившие образование за рубежом, возвращались обратно на Родину, укреплялись преподавательские кадры, повыша-

лось качество обучения вокалу, в большом количестве открывались новые профессиональные музыкальные образовательные заведения. Прибытие новых иностранных специалистов, образовывало прочную основу, ускоряло развитие вокального профессионального образования.

В 20—30 годах XX века были основаны новые музыкальные заведения, специализирующиеся на обучении пению. Главными центрами профессионального музыкального образования стали:

1) Музыкальный факультет Пекинского женского высшего педагогического института, открыт в 1920 г. Педагогами по пению были мадам Хорват (русская, ее муж был губернатором Сибири) и Чжао Лилянь. Обучение длилось 4 года. В мае 1924 г., стал называться «Государственный пекинский женский педагогический университет», обучение длилось 5 лет. В 1928 г., был переименован в «Женский гуманитарный и технический институт Пекинского государственного университета», обучение составило 6 лет. В их педагогических записках зафиксировано, что в 1921 г. предмет сольного пения охватывал 240 часов в год, то есть почти 4 часа в неделю. Исходя из этого, мы может сказать, что их вокальное обучение было крайне серьезным.

2) Музыкальный факультет Частного Яньцзинского университета. Создан в 1929 г. при содействии/участии Церкви США, деканом и педагогом по пению была мадам Милдред Вайнт (США); другие педагоги по пению: мадам Смит, Саелли (Италия). Репертуар составляли церковные и классические произведения.

3) Музыкальный факультет частного Хуцзянского университета. Создан в марте 1929 г., педагоги по пению — Герберт Кэр (Англия), Селиванов (Россия).

4) Частный Учжанский профессиональный институт искусств. Открыт в июле 1930 г., ректор Тан Ицзин. Вокальные педагоги: Чжэн Сяокун, Ло Пинмао (поляк, имел китайское имя), обучение длилось в течение 3 лет. В институте имелась средняя профессиональная школа искусств, со сроком обучения 5 лет.

5) Частный Шанхайский профессиональный институт художеств, создан в 1930 г. В нем был музыкальный факультет, специальность — академическое пение, обучение 3 года. Повышение квалификации — обучение

2 года. Длительность урока по вокалу — 40 минут, занятия проводились

3 раза в неделю. Педагогами по вокалу были Чжао Бомэй и Ху Жань.

6) Музыкальный факультет Хэбэйского областного женского педагогического института. Сам институт создан в 1906 г., а музыкальный факультет был открыт в 1930 г. Обучение — 3 года. Педагоги по вокалу: Юй Исюань, Лао Цзинсянь. Вокал был самым главным предметом, частота проведения — 2 раза в неделю, хоровое пение — один раз в неделю. Длительность обучения 3 года.

7) Музыкальный факультет Хуасисехэского университета, создан в 1932 г. Специальности: академическое пение, фортепиано и другие музы-

кальные инструменты. Обучение 4 года. Первым деканом была англичанка, певица миссис Андерсен, на факультете работал профессиональный хор. Каждое рождество хор исполнял ораторию «Миссия» Генделя.

8) Государственный Пекинский институт искусств. Создан в 1934 г., бывшая пекинская художественная школа (созданная в 1918 г.), а в 1928 г. перестроенная в музыкальный и театральный факультеты. Вокал был представлен как одна из 3 главных специальностей. В 1949 г. музыкальный факультет института объединился с музыкальным факультетом Хуа-бэйского университета, создав китайскую «Центральную консерваторию».

9) Музыкальный дом в провинции Чжэцзян, открыт летом 1937 г., директор — Тан Сюэюн. В музыкальном доме было два отделения: институт музыки и аспирантура. Педагогами были многие иностранные музыканты: главный дирижер Симфонического оркестра Шанхайского промышленного министерства — Маэстро Пачи (Италия), первый скрипач Арииго Фоа (Италия) и певец Владимир Шушлин (Россия).

10) Активно развивающаяся Шанхайская государственная консерватория основана в 30-х гг. XX века. Длительность обучения составляла 4 года, педагогического образования — 2 года. Первым ректором был министр образования китайской республики Цай Юаньпэй. С 1928 г. по 30-е годы ректором был Сяо Юмэй и в этот период многие китайские студенты, обучавшиеся за границей, вернулись в Китай в Шанхайскую консерваторию. Такими были: Чжоу Шуань, вернулся из США в 1930 г., занимал пост заведующего кафедрой вокального отделения; Ин Шаннэн, обучался в США, с 1930 г. педагог по пению; Чжао Бомэй, находился на обучении в Бельгии — с 1937 г. декан факультета вокала. Кроме того, значимыми являлись и другие новые музыкальные образовательные заведения.

3. Развитие профессионального обучения вокалу.

В 1922 г. китайское образование находилось на пути преобразований и инноваций, следуя системе образования США, была создана новая система: обучение в младшей школе 6 лет, в начальной средней школе 3 года, в высшей средней школе 3 года, в университете 4—6 лет. Музыкальное образование тоже приняло западную форму, особенно повлияла немецкая и американская системы [1, с. 100]. Вокальными пособиями в 20-е гг. большей частью служили иностранные произведения. Академическое пение берет свои корни на западе, поэтому в пособиях обязательно присутствовали многочисленные иностранные произведения. В 1928 году композитор Чжао Юаньжэнь опубликовал свой вокальный сборник, до конца 30-х гг. количество китайских произведений постепенно увеличивается.

Большое внимание уделялось усилению педагогического состава. Так до конца 20 гг. ХХ века среди иностранных педагогов по пению из 7 человек трое были русские. В Шанхайской консерватории работало 6 иностранных педагогов по пению, из них 5 были русскими: Славянов, Крино-ва, Селиванов, Марглинский и Шушлин. Иностранные педагоги по пению

работали не только в Шанхае, но и в других городах. В Фуцзяньской консерватории преподавали Фуртон и Дря; в институте искусств г. Ханчжоу был Маршин (русский); а так же другие: мадам Андерсен, Бонавита, Стин-сен, и т. д. В период 20—30 гг. в музыкальных образовательных учреждениях насчитывалось 40 педагогов по пению, среди них 21 были иностранцами, в числе которых 8 русских. Китайских педагогов в 20-е гг. ХХ века было только 3 человека. Но после создания Шанхайской государственной консерватории и других заведений численность китайских педагогов непрерывно увеличивалась. В конце 30-х гг. численность китайских педагогов составляла уже 18 человек, впоследствии они стали ведущими педагогами в музыкальных вузах.

4. Сочетание преподавания с активной исполнительской практикой.

В 20—30 гг. ХХ века вокальная деятельность была особенно активной из-за большого внимания к развитию вокального профессионального образования. Педагоги по вокалу не только преподавали пение, а также участвовали в различных концертах певцы. Среди этих педагогов-вокалис-тов особенно отмечают сопрано — Чжоу Шуань, Хуан Юкуй, Юй Исюань, Чжоу Сяоянь, Лан Юйсюй. Теноры и басы — И Шаннэн, Чжао Мэйбо, Ху Жань, Сы Игуй и т. д. В музыкальных журналах были заметки о сольных концертах, музыкальных спектаклях с их участием и об их учениках: шестого марта 1931 г. Чжоу Шуань провел сольный концерт в Шанхае; в апреле 1934 г. Чжоу Шуань организовала концерт вокальной музыки с участием ее учеников в Шанхае; 21 мая 1932 г. И Шаннэн представил сольный концерт в Шанхае; летом 1934 г. И Шаннэн руководил группой учеников Шанхайской консерватории, которые организовали концерты вокальной музыки в городе Ся Мэнь, Гонконге, Гуанчжоу и Наньнине; 1936 г. Лан Юйсюй как солистка участвовала в оратории Генделя «Мессия». В 30-х годах ХХ века многие музыкальные образовательные заведения проводили концерты вокальной музыки, тем самым популяризируя ее и привлекая внимание к новому искусству. С ноября 1929 г. до июля 1936 г. Шанхайской консерваторей были проведены 49 концертов [3, с. 254—257].

В 20—30 гг. ХХ века вокальное профессиональное образование в Китае обогатилось творчество русских исполнителей. Русское музыкальное искусство и музыкальное образование распространялось и развивалось в северном Китае. На тот период в истории вокального образования северный город Харбин был центром русского вокального образования. Китайцы постепенно переняли русское вокальное искусство, многие даже обучались вокалу в русских профессиональных музыкальных заведениях, среди них было много известных певцов.

В 20—30 гг. ХХ века профессиональное вокальное образование в Китае было на начальном этапе, музыкальные учебные заведения были невелики, некоторые вовсе существовали совсем не долго. Но они были очень важны для развития зарубежного вокального искусства в Китае. Особенно

значительным шагом в формировании этого вида искусства стало создание и развитие Шанхайской государственной консерватории в 30-е гг. Она собрала в своих стенах самых лучших студентов и педагогов того времени.

Одним из ярчайших моментов в вокальном образовании в 20—30 гг. ХХ века было заимствование опыта иностранных певцов-педагогов. Среди них большинство были русские. Русские музыканты не только создавали русские музыкальные профессиональные образовательные заведения на территории Китая, но и работали в китайских учебных заведениях. Китайские педагоги, объединив усилия со своими зарубежными коллегами, обеспечили быстрое развитие вокального образования у себя на Родине.

Итак, обзор имеющихся источников позволяет судить о том, что в 20-х и 30-х годах двадцатого века в Китае сформировалось вокальное профессиональное образование. При активной помощи русских профессионалов в области образования и исполнителського искусства, китайские педагоги-новаторы, используя собственные разработки и опыт, полученый из-за рубежа, создали жизнеспособную систему профессиональной подготовки, которая утвердилась как единая система государственного вокального образования КНР. Деятельность русских и китайских педагогов-новаторов заложила крепкую основу вокального профессионального образования в КНР, что позволило ей пойти по пути дальнейшего развития в середине двадцатого века.

Литература:

1. Ван Юйнэ. История современной китайской музыки [Текст] / Ван Юйнэ. Чжунго цзин сяньдай инюэ ши. (История современной китайской музыки). — Пекин: Народное образование, 2000.

2. Линь Линь. Исследования музыкальной педагогической деятельности русских музыкантов в Харбине [Текст] / Линь Линь // Исследование искусства. — 2010. — № 4 — С. 46—47.

3. Чжан Вэй. Вокальное образование в Китае в 20 веке [Текст] / Чжан Вэй. Арши шицзи Чжунго инюэ цзяою (Вокальное образование в Китае в 20 веке). — Сиань: Народная педагогика, 2005.

4. Чжан Хао. Влияние русского вокального искусства на развитие западного вокального искусства в Харбине [Текст] / Чжан Хао. Элуосы чи ше-нъю ишу дуй Хаарбин сиян шенъю фачжан де инсян (Влияние русского вокального искусства на развитие западного вокального искусства в Харбине) // Северная музыка. — 2011. — № 9 — С. 9—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.