№ 3 - 2014 г.
19.00.00 психологические науки
УДК 378-057.875:314.74
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ САМООТНОШЕНИЯ, САМООЦЕНКИ И УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
А. А. Овчинников. А. Н. Султанова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Целью исследования является изучение самооценки как фактора успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза. В результате исследования было выявлено, что в основной группе (студенты-мигранты) ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоприниятие», «самопонимание». В контрольной группе (российские студенты) ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия», «самоинтерес», «самоприниятие», «самопоследовательность», «самооинтерес», «самопонимание». Обнаружен высокий уровень по шкале «общей интернальности», «интернальности в области достижений», «интернальности в области неудач»; низкие показатели по шкалам «интернальности в области межличностных отношений» и «интернальности в отношении здоровья и болезни». Определен уровень тревоги, как основной показатель успешности адаптации к иной социокультурной среде среди студентов-мигрантов и российских студентов. В обеих группах диагностирован средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню. Установлена взаимосвязь между уровнем самоотношения, самооценки и успешностью адаптации студентов-мигрантов.
Ключевые слова: психологическая адаптация, студенты-мигранты, самооценка, самоотношение, тревожность.
Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]
Рубеж XXI века характеризуется активным ростом миграционных процессов, не только в экономических, политических сферах, но и в образовании. Социально-политические изменения, миграционные процессы обусловили появление в поликультурном пространстве России такой категории молодежи как студенты-мигранты. Эти студенты, несомненно, нуждаются как в социальной, так и психологической помощи и поддержке окружающих. Особенности социализации студентов-мигрантов как в контексте специфики взаимоотношения их с социумом, так и в сфере готовности к автономности, самостоятельности, становления позитивного отношения к миру и принятия окружающих, формирования уверенности в себе интересовали таких ученых, как Е. В. Витенберг [1], Л. Г. Почебут, А. А. Бородко [2], А. Kleinman [3], J. Sundquist, L. Bayard-Burfield, L. M. Johansson, S. E. Johansson [4].
Цель исследования: изучить формирование самооценки как фактора успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.
Гипотеза исследования: самооценка выступает как один из факторов успешности психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза. Такие компоненты самооценки, как самоотношение, потребность в достижении улучшают психологическую адаптацию студентов-мигрантов в ином культурном пространстве.
Материал и методы. Выборку составили студенты стоматологического, лечебного, педиатрического факультетов и факультета социальной работы и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 100 человек. Количество студентов в основной группе исследования — 50 человек (25 юношей и 25 девушек). Основная группа представлена иностранными студентами стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов из таких стран как Монголия (2 человека, 4 %), Азербайджан (3 человека, 6 %), Пакистан (5 человек, 10 %), Узбекистан (7 человека, 14 %), Кыргызстан (9 человек, 18 %), Казахстан (9 человек, 18 %) и Таджикистан (15 человек, 30 %).
В контрольную группу исследования включены студенты стоматологического, лечебного факультетов и факультета социальной работы и клинической психологии в количестве 50-ти человек (11 юношей и 39 девушек). В исследовании использовались следующие методики: опросник cамоотношения (Столин В. В., Пантелеев С. Р.); тест-опросник уровня субъективного контроля (Роттер Дж.), личностная шкала проявлений тревоги (Тейлор Дж., адаптация Немчина Т. А.), тест-опросник мотивации аффиляции А. Мехрабиана, модифицированный М. Ш. Магомед-Эминовым.
Результаты исследования. Результаты по опроснику самоотношения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов по опроснику cамоотношения в исследуемых группах; * - р = 0,034; ** - р = 0,0099; *** - р = 0,015
Исследование показало, что при использовании и-критерия Манна-Уитни есть тенденция (р = 0,034) к значимости различий показателя самоуважения в исследуемых группах.
Также при использовании и-критерия Манна-Уитни между уровнем самопоследовательности в группе студентов-мигрантов и российских студентов выявлена тенденция к значимым различиям (р = 0,015). Выявлены значимые различия (р = 0,0099) среди показателей самоинтереса в исследуемых группах.
В результате исследования уровня субъективного контроля была выявлена следующая картина (рис. 2).
О 5 10 20 2$ 30
■ с тудсн т ы-гли гра нт ы ■ росс ий£к ие сгуден ты
Рис. 2. Сравнительный анализ показателей уровня субъективного контроля в исследуемых
группах; Ио — шкала общей интернальности, Ид — шкала интернальности в области достижений, Ин — шкала интернальности в области неудач, Ис — шкала интернальности в семейных отношениях, Ип — шкала интернальности в области производственных отношений, Им — шкала интернальности в области межличностных отношений, Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни; * — р = 0,045; ** — р = 0,00061;
*** — р = 0,008
Исследование показало, что при использовании ^критерия Манна-Уитни есть тенденция ф = 0,045) к значимости различий показателя шкалы интернальности в области достижений в исследуемых группах.
Также при использовании ^критерия Манна-Уитни между уровнем шкалы интернальности в области межличностных отношений в группе студентов-мигрантов и российских студентов выявлена тенденция к значимым различиям ф = 0,008). Выявлены значимые различия ф = 0,000061) среди показателей шкалы интернальности в области неудач и шкалы интернальности в области производственных отношений в исследуемых группах.
В результате исследования по личностной шкале проявления тревоги было выявлено, что респонденты обеих групп имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню. Уровень тревоги выше в основной группе и равен 22,84 ± 8,81, в контрольной группе показатель тревоги составляет 19,32 ± 9,38. Поиск достоверности различий по критерию Манна-Уитни не выявил достоверных различий в группах по результатам данной методики.
В результате исследования при помощи теста-опросника мотивации аффиляции была выявлено, что в группах студентов по шкале «стремление к принятию» и шкале «страх отвержения» диагностирован разный уровень развития этих мотиваций.
В группе студентов-мигрантов высокий уровень развития по шкале «страх отвержения» имеют 33 % испытуемых, средний уровень у 51 %, низкий уровень у 16 %. По шкале «стремление к принятию» высокий уровень развития у 47 % студентов, средний уровень
развития у 40 %, низкий уровень развития у 13 %.
В группе российских студентов высокий уровень развития по шкале «страх отвержения» имеют 5 % испытуемых, средний уровень у 31 %, низкий уровень у 64 %. По шкале «стремление к принятию» высокий уровень развития у 8 % студентов, средний уровень развития у 53 %, низкий уровень развития у 39 %.
Поиск достоверности различий с помощью критерия Манна-Уитни в исследуемых группах: не выявлены достоверные различия как страха отвержения, так и стремления к принятию.
Выводы
1. Изучены особенности самоотношения студентов-мигрантов. В результате исследования особенности самоотношения было выявлено, что в основной группе ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоприниятие», «самопонимание». В контрольной группе показатели иные, ярко выраженными являются показатели шкал «глобальное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия», «самоинтерес», «самоприниятие», «самопоследовательность», «самооинтерес», «самопонимание».
2. Определены особенности уровня самооценки студентов-мигрантов и российских студентов, значимых различий не обнаружено. Обнаружен высокий уровень по шкале «общей интернальности», «интернальности в области достижений», «интернальности в области неудач». Низкие показатели по шкалам «интернальности в области межличностных отношений» и «интернальности в отношении здоровья и болезни».
3. Определен уровень тревоги, как основной показатель успешности адаптации к иной социокультурной среде, среди студентов-мигрантов и российских студентов. В обеих группах диагностирован средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню.
4. Установлена взаимосвязь между уровнем самоотношения, самооценки и успешностью адаптации студентов-мигрантов.
Список литературы
1. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным
и культурным изменениям : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Витенберг.
- 1994. - 24 с.
2. Почебут Л. Г. Показатели адаптации личности в производственном коллективе / Л. Г. Почебут, А. А. Бородко // Личность и деятельность : межвузовский сб. / Под ред.
А. А. Крылова, В. А. Ганзена, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Почебут. — Л., 1982.
- С. 146—151.
3. Kleinman A. Rethinking psychiatry / А. Kleinman. — New York : Free Press, 1988.
4. Kleinman A. Culture and depression / А. Kleinman // N. Engi J. Med. — 2004. — Vol. 351.
— Р. 951-3.
5. Impact of ethnicity, violence and acculturation on displaced migrants : psychological distress and psychosomatic complaints among refugees in Sweden / J. Sundquist,
L. Bayard-Burfield, L. M. ohansson, S. E. Johansson // J. Nerv. Ment. Dis. — 2000 Jun.
— Vol. 188 (6). — Р. 357-65.
COMPARATIVE ANALYSIS OF SELF-RELATION, SELF-RATING AND
SUCCESS OF ADAPTATION AT STUDENTS MIGRANTS AND RUSSIAN
STUDENTS
A. N. Sultanova, D. V. Kaminskaya
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The objective of research is studying of self-rating as factor of success of psychological adaptation at students migrants in educational system of higher education institution. As a result of research it was revealed that in the main group (students migrants) indicators of scales «global self-relation», «self-recipience», «self-comprehension» are well-expressed. In control group (the Russian students) indicators of scales «the global self-relation», «self-esteem», «autosympathy», «self-interest», «self-recipience», «self-sequence», «self-interest», «self-comprehension» are well-expressed. High level on a scale of «general internalnost», «internalnost in the field of achievements», «internality of failures» is revealed; low indicators are on scales «internality of interpersonal relations» and «internality concerning health and illness». Alarm level as the main indicator of success of adaptation to other sociocultural medium among students migrants and the Russian students is determined. In both groups the average level of uneasiness with a tendency to high level is diagnosed. The interrelation between the level of the self-relation, self-rating and success of adaptation of students migrants is established.
Keywords: psychological adaptation, students migrants, self-rating, self-relation, uneasiness.
About authors:
Ovchinnikov Anatoliy Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]
Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Wittenberg E. V. Social and psychological factors of adaptation to social and cultural changes: theses. ... cand. of psycol. science / E. V. Vitenberg. — 1994. — 24 P.
2. Pochenut L. G. Indicators of adaptation of the person in a work collective / L. G. Pochebut, A. A. Borodko // Person and activity: interuniversity col. / Under the editorship
of A. A. Krylov, V. A. Ganzen, E. S. Kuzmin, N. V. Kuzmina, L. G. Pochebut. — L., 1982. — P.
146-151.
3. Kleinman A. Rethinking psychiatry / A. Kleinman. — New York : Free Press, 1988.
4. Kleinman A. Culture and depression / A. Kleinman // N. Engi J. Med. — 2004. — Vol. 351.
— P. 951-3.
5. Impact of ethnicity, violence and acculturation on displaced migrants : psychological distress and psychosomatic complaints among refugees in Sweden / J. Sundquist,
L. Bayard-Burfield, L. M. ohansson, S. E. Johansson // J. Nerv. Ment. Dis. — 2000 Jun.
— Vol. 188 (6). — P. 357-65.