№ 4 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 371.3:159.922.4
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СТРАТЕГИЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ И СТУДЕНТОВ ТИТУЛЬНОГО ЭТНОСА
А. А. Овчинников. А. Н. Султанова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Целью исследования является выявление взаимосвязи стратегий адаптации студентов-мигрантов с уровнем их психологического благополучия. По результатам анализа уровня психологического благополучия выявлены различия в показателях студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлены достоверные различия по шкалам «Автономия», «Управление окружающими» и «Положительные отношения с другими» в исследуемых группах. Обнаружена тенденция к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов. У студентов-мигрантов достоверно высокие значения по шкалам «Интерактивность», «Отчуждение», «Депрессивность» и «Ностальгия» и низкие значения по шкалам «Адаптивность» и «Конформность». Обнаружена зависимость между личностной тревожностью и уровнем депрессии в группе студентов-мигрантов и обратная связь между личностной тревожностью и конформностью, а также обратная связь между положительным отношением к другим и депрессивностью в группе студентов-мигрантов. В группе российских студентов выявлена зависимость между уровнем личностной тревожности и депрессивностью.
Ключевые слова: стратегии адаптации, студенты-мигранты, психологическое благополучие, личностная тревожность, ситуативная тревожность, депрессивность, конформность.
Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: anat1958@mail.ru
Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: sultanova.aklima@yandex.ru
Успешность адаптации во многом определяется психологическим состоянием и настроением человека. Среди основных критериев психического здоровья обычно рассматриваются состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических проявлений, адекватность отражения и реагирования, соответствующих возрасту, уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности, адаптивность в микросоциальных отношениях, способность управлять поведением и ставить жизненные цели, а также поддерживать надлежащий уровень активности в их достижении. В то же время нельзя забывать, что оценка человека как здорового, нормального и рационального в большей степени зависит от обстоятельств, социального, культурного и исторического контекста [1].
В литературе последних лет очень актуален вопрос психологической адаптации мигрантов — многие исследователи работают над этим вопросом, пытаясь определить основные факторы, способствующие психологической адаптации мигрантов. Однако основное внимание уделяется депрессивным, тревожным проявлениям у мигрантов, как негативной стороны психологической адаптации. Причем, если вопросы психологического благополучия рассматриваются тоже широко в мировой литературе и часто трактуются как избегание неудовольствия и достижение удовольствия, то проблема психологического благополучия мигрантов, как основной показатель успешности их психологической адаптации в новых, конкретных условиях и обстоятельствах, решена недостаточно.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с уровнем их психологического благополучия.
Гипотеза исследования: уровень психологического благополучия студентов-мигрантов зависит от стратегии адаптации, используемой в новой культурной среде: такие стили адаптации как депрессивный, ностальгический и отчужденный связаны с низким уровнем психологического благополучия, а также с тревожными симптомами, и, наоборот, адаптивная конформная и интерактивная стратегии адаптации взаимосвязаны с психологическим благополучием и психологическим здоровьем.
Материалы и методы исследования. В данном исследовании выборку составили студенты Новосибирского государственного медицинского университета в количестве 90 человек. Исследование проводилось с февраля по март 2014 года. Была проведена категоризация исследуемых в зависимости от национальной принадлежности: 1) армяне — 11 человек; 2) грузины — 20 человек; 3) казахи — 1 человек; 4) таджики — 5 человек; 5) азербайджанцы — 20 человек; 6) буряты — 3 человека; 7) русские — 30 человек (составили контрольную группу). Для диагностики уровня психологического благополучия как полноты самореализации человека в конкретных условиях и обстоятельствах нахождение «творческого синтеза» между социальным окружением и развитием собственной индивидуальности нами была использована шкала психологического благополучия К. Рифф («Ryffs Psychological Well-Being Scale»). Уровень тревожности как личностной, так и ситуативной диагностировалась с помощью шкалы личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина. Для изучения компонента социально-психологической адаптации был использован тест Л. В Янковского, который позволяет определить преобладающий тип адаптации: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.
Результаты исследования. С целью диагностики уровня психологического благополучия
была использована шкала психологического благополучия К. Рифф («Ryffs Psychological Well-Being Scale») (рис. 1).
Статистический анализ результатов уровня психологического благополучия показал, что при использовании U-критерия Манна-Уитни есть тенденция (p = 0,028) к значимости различий показателя по шкале «Автономия» между группами студентов-мигрантов и российских студентов.
Также при использовании U-критерия Манна-Уитни по шкале «Управление окружающими» выявлена тенденция к значимым различиям (p = 0,014) в показателях между исследуемыми группами.
При продолжении поиска различий между нашими группами, применении U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия (p = 0,0001) среди показателей шкалы «Положительные отношения с другими».
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия в исследуемых группах по шкалам методики; * — р = 0,0001; ** — р = 0,014; *** — р = 0,028
На следующем этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности в обеих группах (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ средних значений уровня тревожности по шкалам
в исследуемых группах; * — р = 0,032
Исследование показало, что при использовании ^критерия Манна-Уитни есть тенденция ф = 0,032) к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов (рис. 2).
Диагностика адаптации студентов к социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) показал, что уровень адаптации студентов-мигрантов соответствует среднему уровню, по данным К. Риф (10,1 ± 2,8), против высокого уровня у российских студентов (14,7 ± 2,85) (рис. 3). Здесь мы можем говорить о том, что у мигрантов умеренно выражены показатели личной удовлетворенности, положительного отношения к окружающим и принятие их чувства социальной и физической защищенности, чувства принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.
Рис. 3. Сравнительный анализ показателей шкал уровня адаптации; * — р = 0,0001; ** — р = 004; *** — р = 0,018
Исследование показало, что при использовании ^критерия Манна-Уитни есть тенденция ф = 0,018) к значимым различиям показателя по шкале интерактивности между исследуемыми группами.
Также при использовании ^критерия Манна-Уитни по шкале депрессивности выявлены значимые различия ф = 0,04) в группах студентов-мигрантов и российских студентов.
При продолжении поиска различий между нашими группами, применении ^критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия ф = 0,0001) среди показателей по шкалам адаптивности, конформности, отчуждения и ностальгии (рис. 3).
Применение коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявило зависимость ф = 0,0004) между личностной тревожностью и уровнем депрессии. Также при использовании коэффициента корреляции Спирмена была выявлена зависимость ф = 0,001) между личностной и реактивной тревожностью. Применение ранговой корреляции Спирмена для проверки взаимосвязи между личностной тревожностью и конформностью выявило обратную связь ф = 0,009) между этими показателями в группе студентов-мигрантов. Дальнейший поиск достоверных связей обнаружил обратную связь между положительным отношением к другим и депрессивностью (р = 0,001).
Далее проведен корреляционный анализ результатов исследования в группе российских студентов. Применение коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявило
зависимость ф = 0,001) между уровнем личностной тревожности и депрессивностью
в группе российских студентов.
Выводы
1. По результатам анализа уровня психологического благополучия выявлены различия в показателях студентов-мигрантов и российских студентов. Выявлены достоверные различия по шкалам «Автономия», «Управление окружающими» и «Положительные отношения с другими» в исследуемых группах.
2. Обнаружена тенденция к значимости различий показателя ситуативной тревожности между группами российских студентов и студентов-мигрантов.
3. У студентов-мигрантов достоверно высокие значения по шкалам «Интерактивность», «Отчуждение», «Депрессивность» и «Ностальгия» и низкие значения по шкалам «Адаптивность» и «Конформность».
4. Обнаружена зависимость между личностной тревожностью и уровнем депрессии в группе студентов-мигрантов и обратная связь между личностной тревожностью и конформностью, а также обратная связь между положительным отношением
к другим и депрессивностью в группе студентов-мигрантов. В группе российских студентов выявлена зависимость между уровнем личностной тревожности и депрессивностью.
Список литературы
1. Соколова Е. Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности. Психологи о мигрантах и миграции в России / Е. Т. Соколова // Информационно-аналитический бюллетень. — 2001. — № 2. — 43 с.
COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL WELLBEING AND
STRATEGY OF ADAPTATION OF MIGRANT STUDENTS AND TITULAR
ETHNIC STUDENTS
A. A. Ovchinnikov. A. N. Sultanova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The objective of research is identification of interrelation of adaptation strategy at migrant students with level of their psychological wellbeing. Differences in indicators of migrant students and the Russian students are revealed according to results of the analysis of level of psychological wellbeing. Reliable differences on such scales as «Autonomy», «Management of surrounding people» and «Positive public relations» in studied groups are revealed. The tendency to the importance of differences concerning indicator of situational uneasiness between groups of the Russian students and migrant students is found. Migrant students have authentically high values on such scales as «Interactivity», «Alienation», «depressiveness» and «Nostalgia» and low values on such scales as «Adaptability» and «Conformality». Dependence between personal uneasiness and depression level in group of migrant students and feedback between personal uneasiness and conformality, and also feedback between the positive attitude towards another people and depressiveness in group of migrant students is revealed. In group of the Russian students dependence between level of personal uneasiness and depressiveness is registered.
Keywords: adaptation strategy, migrant students, psychological wellbeing, personal uneasiness, situational uneasiness, depressiveness, conformality.
About authors:
Ovchinnikov Anatoliy Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: anat1958@mail.ru
Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru
List of the Literature:
1. Sokolova E. T. Model of psychological assistance to the compelled migrants in a context of a perspective violence and self-identity disorders. Psychologists about migrants and migration in Russia / E. T. Sokolova // Information and analytical bulletin. — 2001. — № 2. — 43 P.