№ 3 - 2014 г. 19.00.00 психологические науки
УДК 314.74-057.875:159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
А. А. Овчинников. А. Н. Султанова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Целью исследования является изучение психосоматических проблем, сопровождающих психологическую адаптацию студентов-мигрантов. Обнаружен низкий уровень показателей адаптации как у студентов-мигрантов, так и у российских студентов. Выявлен высокий уровень личностной тревожности и средний уровень ситуативной тревожности как у студентов-мигрантов, так и у российских студентов. Сравнительный анализ соматических симптомов у студентов-мигрантов и у российских студентов показал низкий уровень проявления изучаемых показателей как у студентов-мигрантов, так и у российских студентов. Изучение взаимосвязи уровня тревожности, соматических жалоб и особенностей адаптации студентов-мигрантов в иной социокультурной среде и российских студентов обнаружил значимую связь показателей адаптации с личностной, ситуативной тревожностью и психосоматическими жалобами, связанными с сердцем.
Ключевые слова: психологическая адаптация, студенты-мигранты, психосоматические проблемы, тревожность, социокультурная среда.
Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: anat1958@mail.ru
Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: sultanova.aklima@yandex.ru
Проблемы миграции сегодня занимают одно из первых мест во всем мире. Они связаны со множеством разнообразных факторов, не последнее место среди которых занимает интенсивный рост возможностей передвижения и ошеломляющее расширение информационного поля.
В современном обществе наблюдается широкое развитие контактов между странами. Обучение студентов-мигрантов занимает значительное место среди различных направлений деятельности университетов в России [1].
Проблема адаптации студентов-мигрантов к обучению в российском вузе представляет собой одну из актуальных проблем современного высшего образования. Адаптация студента-мигранта — это сложный, динамически развивающийся, многоуровневый процесс перестройки имеющихся у человека привычек, умений и навыков в соответствии с новыми для него условиями [3].
Процесс адаптации студентов-мигрантов в вузе обусловлен низкой самооценкой, увеличением социальной дистанции, тревожностью [2]. Все эти факторы могут стать причиной возникновения психосоматических проблем у иностранных студентов в процессе психологической адаптации к обучению.
Низкие адаптивные способности мигрантов приводят к различным пограничным психическим расстройствам или к обострению психосоматических расстройств. Поэтому изучение проблем адаптации мигрантов, анализ факторов, влияющих на уровень и качество приспособляемости, представляются чрезвычайно актуальными.
Цель исследования: изучить психосоматические проблемы, сопровождающие психологическую адаптацию студентов-мигрантов.
Гипотеза исследования: психологическая адаптация студентов-мигрантов сопровождается повышенным уровнем тревожности и обусловлена новой для мигрантов социокультурной средой; процесс адаптации студентов-мигрантов часто сопровождается развитием психосоматических симптомов.
Материал и методы. Исследование проводилось с февраля по апрель 2014 года. Выборку составили студенты стоматологического, лечебного, педиатрического факультетов и факультета социальной работы и клинической психологии в количестве 76-ти человек. В исследовании для диагностики уровня психологической адаптации студентов использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда). Уровень тревожности, как возможное негативное следствие процесса дезадаптации у студентов-мигрантов, определялся по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Диагностика соматических симптомов проводилась с помощью Гиссенского опросника психосоматических жалоб. Количество студентов в основной группе исследования — 35 человек (23 (30 %) юноши и 12 (16 %) девушек). Основная группа представлена иностранными студентами стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов из таких стран как Пакистан (1 человек, 1 %) , Кыргызстан (2 человека, 3 %), Монголия (5 человек, 7 %), Узбекистан (3 человека, 4 %), Азербайджан (2 человека, 3 %), Таджикистан (11 человек, 14 %), Казахстан (9 человек, 11 %), Гана (2 человека, 3 %). В контрольную группу исследования включены студенты факультета социальной работы и клинической психологии в количестве 41-го человека (6 (8 %) юношей и 35 (46 %) девушек), представители титульного этноса России.
Результаты исследования. В результате исследования социально-психологической адаптации была выявлена следующая картина (рис. 1).
Рис. 1. Средние значения показателей по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; * — значимость
различий показателя, р = 0,022
Как видно из рис. 1, по шкале «адаптация» средние показатели ниже нормы как в основной (60,3 ± 9,9), так и в контрольной группах (61,3 ± 10,5). По шкале «самоприятие» средние показатели в норме как в основной (73,0 ± 10,5), так и в контрольной группах (79,0 ± 11,1). По шкале «приятие других» средние значения ниже нормы как в основной (59,8 ± 13,4), так и в контрольной группах (57,8 ± 12,5). По шкале «эмоциональный комфорт» средние значения ниже нормы как в основной (60,3 ± 13,4), так и в контрольной группах (57,7 ± 15,0). По шкале «интернальность» средние значения ниже нормы как в основной (63,2 ± 12,6), так и в контрольной группах.
Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании ^критерия Манна-Уитни есть тенденции (р = 0,022) к значимости различий показателя самоприятия в исследуемых группах.
На следующем этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности в обеих группах. По шкале «личностная тревожность» обнаружены высокие средние значения как в основной (46,4 ± 6), так и в контрольной группах (46,7 ± 10,7). По шкале «ситуативная тревожность» умеренные средние значения как в основной (38,9 ± 9,3), так и в контрольной группах (43,8 ± 9,7).
Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании ^критерия Манна-Уитни между ситуативной тревожностью в обеих исследуемых группах выявлена тенденция к значимым различиям (р = 0,018).
Итоги диагностики уровня соматических симптомов по среднему арифметическому значению распределились следующим образом (рис. 2).
Ревматический фактор
Интенсивность жалоб
Желудочные жалобы
Сердечные жалобы
Истощение
Контрольная группа ■ Основная группа
О 5 10 15 20
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня соматических жалоб в основной и контрольной
группах студентов
Как видно из рис. 3, результаты исследования по шкале «истощение» показали низкие средние значения в основной группе (6,9 ± 4,3) и низкие средние показатели в контрольной группе (7,8 ± 5,3).
Результаты исследования по шкале «желудочные жалобы» показали низкие средние значения в основной группе (2,4 ± 2,6) и низкие средние показатели в контрольной группе (2,7 ± 2,6).
Результаты исследования по шкале «ревматический фактор» показали низкие средние значения в основной группе (4,8 ± 3,9) и низкие средние показатели в контрольной группе (6,0 ± 5,9).
Результаты по шкале «сердечные жалобы» показали низкие средние значения в основной группе (2,3 ± 2,4) и низкие средние значения в контрольной группе (2,4 ± 2,8).
Результаты по шкале «интенсивность жалоб» показали низкие средние показатели в основной группе (16,4 ± 9,7) и низкие средние показатели в контрольной группе (18,8 ±
На следующем этапе был проведен корреляционный анализ полученных данных в исследуемых группах студентов.
Обнаружено, что достаточный уровень адаптации отрицательно коррелирует с психосоматическими проблемами, связанными с сердцем (—0,31) в группе студентов-мигрантов. Чем лучше адаптированы студенты, тем меньше они испытывают подобных проблем.
Уровень адаптации отрицательно коррелирует с личностной тревожностью (—0,43), т. е. чем лучше адаптированы студенты, тем меньше они предрасположены к тревоге.
Достаточный уровень адаптации имеет отрицательную корреляцию с ситуативной тревожностью (—0,32), т. е. чем лучше студенты-мигранты адаптированы, тем меньше они предрасположены к тревоге в стрессовых ситуациях.
Самоприятие отрицательно коррелирует с желудочными жалобами (—0,31), т. е. чем больше студенты-мигранты принимают себя, тем меньше они испытывает психосоматических симптомов, связанных с желудком.
13,4).
Самоприятие имеет отрицательную корреляцию с психосоматическими жалобами, связанными с сердцем (—0,35). Чем выше у студентов-мигрантов уровень самоприятия, тем меньше они испытывают подобных симптомов.
Приятие других отрицательно коррелирует с психосоматическими жалобами, связанными с сердцем (—0,36), т. е. чем больше студенты-мигранты принимают других, тем меньше они испытывают подобных симптомов.
Эмоциональный комфорт отрицательно коррелирует с психосоматическими жалобами, связанными с желудком (—0,32), т. е. чем больше у студентов-мигрантов ощущение благополучия, тем меньше они испытывают подобных симптомов.
Эмоциональный комфорт отрицательно коррелирует с сердечными жалобами (—0,46), т. е. чем выше у студентов-мигрантов уровень эмоционального комфорта, тем меньше они испытывают симптомов, связанных с сердцем.
Эмоциональный комфорт отрицательно коррелирует с интенсивностью психосоматических жалоб (—0,31), т. е. чем больше студенты-мигранты ощущают эмоциональное благополучие, тем меньше они предъявляют психосоматических жалоб.
Психосоматические жалобы, связанные с сердцем, положительно коррелируют с личностной тревожностью (0,34), т. е. чем больше студенты-мигранты испытывают проблем с сердцем, тем больше у них наблюдается предрасположенность к тревоге.
Психосоматические жалобы, связанные с сердцем, положительно коррелируют с ситуативной тревожностью (0,31), т. е. чем больше студенты-мигранты испытывают проблем с сердцем, тем выше у них уровень тревожности в стрессовых ситуациях. Интенсивность соматических жалоб положительно коррелирует с личностной тревожностью (0,35), т. е. чем больше соматических жалоб предъявляют студенты-мигранты, тем больше у них наблюдается предрасположенность к тревоге.
Выводы
1. Изучены особенности социально-психологической адаптации у студентов-мигрантов и у российских студентов. Обнаружен низкий уровень показателей адаптации как
у студентов-мигрантов, так и у российских студентов.
2. Изучен уровень тревожности у студентов-мигрантов и у российских студентов. Выявлен высокий уровень личностной тревожности и средний уровнем ситуативной тревожности как у студентов-мигрантов, так и у российских студентов.
3. Сравнительный анализ соматических симптомов у студентов-мигрантов и у российских студентов показал низкий уровень проявления изучаемых показателей как
у студентов-мигрантов, так и у российских студентов.
4. Изучение взаимосвязи уровня тревожности, соматических жалоб и особенностей адаптации студентов-мигрантов в иной социокультурной среде и российских студентов обнаружил значимую связь показателей адаптации с личностной, ситуативной тревожностью и психосоматическими жалобами, связанными с сердцем.
Список литературы
1. Арефьев А. Ф. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. Центр социологических исследований / А. Ф. Арефьев. — М. : Центр социального прогнозирования, 2007. — 700 с.
2. Рыкова С. А. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов(на примере китайских студентов Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса) / С. А. Рыкова, И. Е. Киришева // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1. 3. Шевелев Г. Е. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в России / Г. Е. Шевелев, О. Г. Берестнева, Х. Б. Нгуен // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS MIGRANTS: PSYCHOSOMATIC PROBLEMS
A. N. Sultanova, D. V. Kaminskaya
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The objective of research is studying the psychosomatic problems accompanying psychological adaptation of students migrants. Low level of indicators of adaptation is found both at students migrants, and at Russian students. High level of personal uneasiness and the average level of situational uneasiness both at students migrants, and at the Russian students is revealed. The comparative analysis of somatic symptoms at students migrants and at the Russian students showed low level of implication of studied indicators both at students migrants, and at the Russian students. Studying on interrelation of level of uneasiness, somatic complaints and features of adaptation of students migrants in other sociocultural medium and the Russian students revealed significant connection of indicators of adaptation with personal, situational uneasiness and the psychosomatic complaints connected with heart.
Keywords: psychological adaptation, students migrants, psychosomatic problems, uneasiness, sociocultural medium.
About authors:
Ovchinnikov Anatoliy Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: anat1958@mail.ru
Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru
List of the Literature:
1. Arefyev A. F. Russian higher education institutions in the international market
of educational services. Center of sociological researches / A. F. Arefyev. — M.: Center of social forecasting, 2007. — 700 P.
2. Rykova S. A. Welfare and personal features of socialization of foreign students (on the example of the Chinese students of the Vladivostok state university of economy and service) / S. A. Rykova, I. E. Kirisheva // Modern problems of science and education. — 2013. — № 1.
3. Shevelev G. E. Problems of adaptation of foreign students to stydying in Russia / G. E. Shevelev, O. G. Berestneva, H. B. Nguyen // Modern problems of science and education. — 2012. — № 3.