ориентация против людей, ориентация на людей, ориентация от людей и (табл. 3).
Согласно теории Э. Эриксона, начальный этап становления идентичности человека связан с формированием у него чувства безопасности в отношении к окружающему миру, которое проявляется в базовом доверии к нему. Э. Эриксон пришёл к выводу, что если у ребёнка сформировалось базовое недоверие, зависимость, то ему лучше оставаться в русле заданного пути развития от рождения. Развитие инициативы, активности может оказаться губительным для личности, разрушая её безопасность, в то время как неуверенность в своих силах поможет найти наиболее адекватный стиль поведения и жизни [4]. Большое внимание Э. Эриксон придавал сохранению внешней стабильности системы, в которой живёт человек, т. к. её изменение, согласно воззрениям учёного, влечёт потерю социальных ориентиров, норм и ценностей, тем самым нарушая ее безопасность.
А.Г. Маслоу, основоположник теории мотивации, внёсший наиболее значительный вклад в разработку основ психологической теории безопасности личности, к потребностям безопасности и защиты, занимающим, в его трактовке, второй уровень в структуре потребностей человека, относил потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях. Удовлетворение этих потребностей, по мнению автора, обязательно влечёт за собой улучшение состояния здоровья человека. Таким образом, можно отметить, что в целом, эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.
Маленькие дети, согласно теории А. Маслоу, наиболее эффективно функционируют в семье, где более или менее установлен режим дня и соблюдается дисциплина. Если этого в семье не будет, то ребёнок не будет чувствовать себя в безопасности. При этом он становится агрессивным, недоверчивым, тревожным.
Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надёжной работы с высоким заработком, в компании, предоставляющей своим работникам социальные гарантии,
Библиографический список
попытки откладывать деньги на «черный день», создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской или по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные потребностью в безопасности. В какой-то мере система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих людей в единое целое, наполненное смыслом целое, таким образом, давая ему возможность чувствовать себя «в безопасности».
А. Маслоу указывал, что определённые типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. Невротик воспринимает мир как опасный, угрожающий, враждебный. Потребность в безопасности больного неврозом часто находит специфическое выражение в поиске защитника, сильной личности, «на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться» [5, с. 85].
Таким образом, независимо от различных психологических теорий, имеющих какие-то свои акценты и нюансы, в целом можно сказать, что все сходятся в том, что психологическая безопасность личности проявляется в её способности сохранять устойчивость в среде с определёнными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. При этом психологическая безопасность личности отражается в её переживаниях - защищённости или незащищённости в конкретной жизненной ситуации. Психологическая безопасность личности во многом определена особенностями индивидуального восприятия окружающей действительности и психотравмирующих факторов в ней. При этом различные субъекты в одной и той же среде могут переживать различную степень безопасности. Тем самым задача современных психологов - научить граждан выявлять истинную угрозу безопасности, научить человека избегать или противостоять ей. И в то же время необходимо совершенствовать методики, позволяющие человеку, наоборот, не переоценивать существующие опасности и не ограничивать свою жизнь большим количеством ограничений, не позволяющих полнее раскрыть личностный потенциал.
1. Психологическая безопасность личности в зарубежных теориях личности. Available at: http://1aya.ru/referat6/textbook-10660.php
2. Психологическая безопасность: учебное пособие. В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Малинова, О.В. Шатров. Москва, 2010.
3. Фрейд З. Лекции по психоанализу. Москва, 1999.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. Санкт-Петербург, 1998.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 2007.
References
1. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v zarubezhnyh teoriyah lichnosti. Available at: http://1aya.ru/referat6/textbook-10660.php
2. Psihologicheskaya bezopasnost': uchebnoe posobie. V.P. Solomin, L.A. Mihajlov, T.V. Malinova, O.V. Shatrov. Moskva, 2010.
3. Frejd Z. Lekciipo psihoanalizu. Moskva, 1999.
4. Shul'c D.P., Shul'c S.'E. Istoriya sovremennojpsihologii. Sankt-Peterburg, 1998.
5. H'ell L., Zigler D. Teoriilichnosti. Sankt-Peterburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 04.04.16
УДК 88.4
Pilyugina E.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Teacher Training College (Zheleznovodsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Taranenko O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Caucasian Federal University (Pyatigorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Prozorova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), North Caucasian Federal University (Pyatigorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF THE DIAGNOSTIC TESTING OF THE SELF-ASSESSMENT AS MECHANISM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENT-MIGRANT IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article reveals a system of experimental work, directed to formation of self-assessment as a factor of social and psychological adaptation of students-migrants, with the purpose to show the specifics of diagnostics of a mental state, level of social and psychological adaptedness of students during the change of a habitual social situation of activity. For this purpose the authors use psychological methods of poll, questioning, supervision and conversations. The analysis of the data obtained as a result of preliminary poll showed that one of psychological difficulties at students-migrants is existence of an inadequate self-assessment, formation of which can improve adaptation opportunities of first-year students. Proceeding from it, in article indicators of social and psychological adaptation and self-assessment of the identity of the student-migrant are allocated. For research of the allocated parameters a number of techniques which can be used at diagnostics of social and psychological adaptation are offered. The level characteristic of self-assessment and social and psychological adaptation are defined by means of comparative data of a total level of social and psychological adaptation of students-migrants of control and experimental groups at the stating experiment stage. The presented material allows drawing a conclusion that the complex diagnostics directed on studying of key parameters of social and psychological adaptation and self-assessment of students-migrants allows to define dynamics of formation of a self-assessment as
factor of social and psychological adaptation of students-migrants, and also to define extent of influence of a self-assessment on social and psychological adaptation.
Key words: social and psychological adaptation, self-assessment, student-migrant, polycultural environment of higher education institution, social situation of activity.
Е.И. Пилюгина, канд. психол. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, филиал
в г. Железноводске, Е-mail: [email protected]
О.Н. Тараненко, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, филиал в г. Пятигорске,
Е-mail: [email protected]
С.А. Прозорова, канд. пед. наук, Северо-Кавказский федеральный университет, филиал в г. Пятигорске,
Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-МИГРАНТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В статье раскрывается система экспериментальной работы, направленной на формирование самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, целью которой явилось показать специфику диагностики психического состояния, уровня социально-психологической адаптированности студентов в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности. Для этого использовались психологические методы опроса, анкетирование, наблюдения и беседы. Анализ данных, полученных в результате предварительного опроса, показал, что одной из психологических трудностей у студентов-мигрантов является наличие неадекватной самооценки, формирование которой может улучшить адаптационные возможности студентов первого курса. Исходя из этого, в статье выделены показатели социально-психологической адаптации и самооценки личности студента-мигранта. Для исследования выделенных параметров предлагается ряд методик, которые можно использовать при диагностике социально-психологической адаптации. Кроме того, определены уровневые характеристики самооценки и социально-психологической адаптации, с помощью которых в рассматриваемой статье представлены сравнительные данные суммарного уровня социально-психологической адаптации студентов-мигрантов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что комплексная диагностика, направленная на изучение основных параметров социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов позволяет определить динамику формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, а также определить степень влияния самооценки на социально-психологическую адаптацию.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, самооценка, студент-мигрант, поликультурная среда вуза, социальной ситуации жизнедеятельности.
Проведённый теоретический анализ исследования проблемы социально-психологической адаптации личности студента-мигранта, позволил нам рассмотреть психологические основания самооценки личности как фактора, влияющего на социально-психологическую адаптацию студентов-мигрантов. Нами предложена часть проведённой экспериментальной работы, заключающаяся в диагностическом исследовании самооцен-
ки как механизма социально-психологической адаптации студента в поликультурной среде вуза.
Определяя диагностические параметры предмета исследования, мы выявили, прежде всего, составляющие, показатели и критерии социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза и самооценки как механизма данного вида адаптации (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Составляющие, показатели и критерии социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
к поликультурной среде вуза
№ Структурные компоненты Кол-во Составляющие компоненты (показатели). Кол-во Критерии проявления
1. Социальный. 3 1.1. Социальная компетентность. 1.2. Характер социальных отношений. 2 3 - отношение к другому человеку как высшей ценности; - уровень развития самооценки; - общительность, понимание другого человека (взрослого, сверстника); - конфликтность; - социометрический статус.
1.3. Взаимоотношения в семье. 2 - конфликтность в семье; - социальная (материальная) и психологическая защищенность.
2. Личностный. 3 2.1. Индивидуально - типологические особенности. 3 - темперамент; - характер; - способности;
2.2.Психоэмоциональные состояния. 2 - эмоциональное состояние (настроение, его постоянство, изменчивость); - уровень тревожности.
2.3.Психофизилогические состояния 3 - общее самочувствие; - сон; - аппетит.
3. Деятельностный. 2 3.1. Учебная деятельность. 2 - уровень интеллекта; - достижения в учебе.
3.2. Поведенческий. 2 - культура поведения с нормами этикета; - выбор способа общения адекватного ситуации.
Таблица 2
Составляющие, показатели и критерии самооценки как механизма социально-психологической адаптации
студентов-мигрантов к поликультурной среде вуза
№ Структурные компоненты Кол-во Составляющие компоненты (показатели) Кол-во Критерии проявления
1. Когнитивный 2 1.1. Рефлексивный. 2 - сравнения себя с другими людьми; - сопоставление собственных качеств в внутренними эталонами или результатами деятельности;
1.2. Личностный. 2 - объем и характер знаний относительно «Я». - «Я» - концепция.
2. Эмоциональный. 2. 2.1. Саморегуляция. 3 -тип нервной системы; - механизмы психологической защиты; - эмоциональная и волевая регуляция;
2.2. Индивидуальный. 3 - самоуважение; - адекватность; - критичность;
3. Поведенческий. 2 3.1. Социальная позиция. 2 - соц. отношения; - соц. статус.
3.2. Направленность личности. 3 - установки; - мировоззрения; - мотивы.
студента; анкета по самооценки готовности преподавателя к осуществлении поликультурного образования; тест-анкета «Коммуникативная готовность к диалогу со студентом» анкета для родителей; анкета для преподавателей, направленная на исследование проблемы поддержки и защиты студентов-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве и самооценки как компонента социально-психологической адаптации; анкета для руководителей вуза, направленная на изучение проблемы поликультурного образования; анкета для кураторов, разработанная в целях изучения и внедрения психолого-педагогических основ поддержки студентов-мигрантов и реализации их внутренних особенностей; метод беседы, а также ряд диагностических методик. Перечень методик и инструментариев для диагностики самооценки как механизма социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза представлен в таблице 3.
Таблица 3
Перечень методик и инструментариев для диагностирования самооценки как механизма социально-психологической
адаптации студентов-мигрантов к поликультурной среде вуза
№ Критерии валидности Названия методик, инструментария
I Критерии социально - психологической адаптации студентов - мигрантов
1. Социальный 1.1. Социальная компетентность. - методика исследования адекватности уровня самооценки личности Е.М. Никиреева. - самоописание (методика «Кто Я»). - метод «Полярного профиля». - тест «Самооценка комплекса неполноценности» - изучение стереотипов национальностей - тест «Я - концепция и культура». - анкета по самооценки готовности преподавателя к осуществлению поликультурного образования. - тест - анкета «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком» (для преподавателей). - анкета для педагогов. - методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Эрлеса. - методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач. Т. Эрлеса. - методика «Самооценка направленности контакта». - самооценка эмпатических способностей. - тест «Портрет»
Определив критерии самооценки как механизма социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза, мы разработали уровни социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, представляющие собой модификацию разработанных уровневых характеристик Т.Д. Молодцовой (дезадаптация и самооценка подростков) и О.В. Гукаленко (диагностический инструментарий для изучения особенностей детей - мигрантов), включающие 5 уровней: 0 - «адаптированные студенты», 1 - «в основном адаптированы», 2 - «преддезадаптированные», 3 - «дезадаптированные», 4 - «социально дезадаптированные».
Опираясь на критериальный аппарат самооценки как механизма социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, мы определили следующие методы и методики исследования: метод наблюдения, метод анкетирования: анкета
1.2. Характер социальных отношений. 1.2.Взаимоотношения в семье. - социометрия - тест «Тенденция поведения человека в группе». - методика «Психологическая атмосфера в группе». - тест «Ваш уровень общительности». - тест «Степень индивидуальной выраженности лидерства» - тест «Конфликтная ли вы личность». -тест «Не слишком ли Вы агрессивны?». - методика исследования поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса. - анкета для родителей. - опросник для родителей «Присутствует ли в Вашей семье авторитарный стиль общения?». - опросник социализации для студентов «Моя семья». - опросник «Ваш стиль воспитания». - тест «Родитель-Взрослый-Ребенок». - самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования. - анкета для педагогов. - анкета для кураторов.
2. Личностный. 2.1. Индивидуально - типологические особенности. 2.1. Психоэмоциональные состояния. 2.3.Психофизиологические состояния. - методика исследования типологии личности К. Юнга. - методика диагностики темперамента Г.Ю. Айзенка. - методика исследования форм проявления характера Т.Лири. - методика диагностики акцентуации характера Шмишека. - определение уровня организаторских и коммуникативных способностей. - тест «незаконченные предложения» - методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. - самооценка психических состояний Г.Ю. Айзенка. - опросник самоотношения В. Столина. - анкета студента. - методика определения уровня субъективного контроля и психической стабильности Дж. Роттера. - методика изучения эмоциональной напряженности. - методика исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова. - методика исследования проявления тревоги Дж. Тейлора. - Шкала оценки реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера. - оценка ситуативной тревожности. -самооценка психического состояния; самочувствия; общая активность; настроение (САН). - определение силы нервных процессов (работоспособность, выносливость, решительность, активность, храбрость, выраженность аппетита, глубина сна, настойчивость, выдержка - по 5 бальной системе). - определение доминантного типа сигнальной системы. - определение уравновешенности нервных процессов. - определение подвижности нервных процессов. - определение подвижности и инертности торможения.
3. Деятельностный. 3.1. Учебная деятельность. 3.2. Поведенческий. - анкета студента. - анкета для педагогов. - анкета для руководителей вуза. - анкета для кураторов. - методика «самооценка интеллекта». - методика «самооценка сооброзительности». - методика «Анкета интересов». - методика «Творческие способности». - тест- опросник измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова. - методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Кудрюково-вой. - методика «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Кудрюкововой. - тест «Тенденция поведения человека в группе»; - методика «Самооценка направленности контакта»; - методика исследования направленности личности В. Смекал, М.Кучера.; - тест - опросник измерения потребности в достижениях Ю.М.Орлова.
II Критерии самооценки как механизма социально - психологической адаптации студентов - мигрантов.
1. Когнитивный 1.1. Рефлексивный 1.2. Личностный. - опросник самоотношения В.Столина; - методика «самооценка интеллекта»; - методика «самооценка сообразительности». - методика «Анкета интересов»; - методика исследования адекватности уровня самооценки личности Е.М. Никиреева; - тест «Я - концепция и культура»; - методика «Творческие способности»; - методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. - самооценка психических состояний Г.Ю. Айзенка.
2. Эмоциональный. 2.1. Саморегуляция 2.2. Индивидуальный. - определение силы нервных процессов (работоспособность, выносливость, решительность, активность, храбрость, выраженность аппетита, глубина сна, настойчивость, выдержка - по 5 бальной системе). - определение уравновешенности нервных процессов. - определение подвижности нервных процессов. - определение подвижности и инертности торможения; - методика определения уровня субъективного контроля и психической стабильности Дж. Роттера. - методика изучения эмоциональной напряженности. - методика исследования проявления тревоги Дж. Тейлора. - оценка ситуативной тревожности. -самооценка психического состояния; самочувствия; - тест «Конфликтная ли вы личность». -тест «Не слишком ли Вы агрессивны?». - тест «Самооценка комплекса неполноценности» - самоописание (методика «Кто Я»). - методика «Самооценка направленности контакта»; - методика исследования поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса.
3. Поведенческий 3.1. Социальная позиция. 3.2.Направленность личности. - социометрия - тест «Тенденция поведения человека в группе». - тест «Ваш уровень общительности». - тест «Степень индивидуальной выраженности лидерства»; - методика исследования поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса. - тест «Я - концепция и культура»; - методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Эрлеса. - методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач. Т. Эрлеса; -самооценка эмпатических способностей; - изучение стереотипов национальностей; - методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. - тест «незаконченные предложения».
Таким образом, на основании разработанного диагностического материала, определив этапы и параметры исследования, мы провели диагностику уровня сформированности самооценки студентов-мигрантов и их адаптации к условиям вуза, с помощью методик, тестового материала, перечень которого был выше описан.
Выборка составила 120 студентов-мигрантов, что составляет 42 % от всего числа первокурсников. Из данного числа респондентов, нами были созданы две группы, участвующие непосредственно в исследовании: экспериментальная (59 студентов-мигрантов) и контрольная (61 студент-мигрант). В социальном и этническом аспекте данные группы не имеют принципиальных различий, поэтому в качестве примера мы представим результаты диагностики экспериментальной группы в виде матриц интеркорреляций уровня развития групп структурных компонентов социально-психологической адаптации и самооценки
студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза по данным констатирующего этапа эксперимента.
Таблица 4
Матрица интеркорреляций уровня развития групп структурных компонентов социально-психологической адаптации студентов - мигрантов к поликультурной среде вуза в экспериментальной_группе (по данным констатирующего этапа)
№ Структурный компонент G 1 2 3
1 Социальный 3 1 0,618 0,530
2 Личностный 3 1 0,419
3 Деятельностный 2 1
Рис. 1. Интеркорреляционный уровень развития групп Рис.2.Корреляциснные связи структурных компонентов
самооценкистудентов - мигрантов к поликультурной среде вуза в экспериментальной группе_ (кукстетирующийэтнп)
Сила корреляционтм1тввязуй: Компоренты:
сильная (0,70 > r >0,60) 1. Когнитивный
средняя (0,60 > r >0,50) 2. Эмоциональный
слабая (0,50 > r >0,40) 3. Поведенческий
знания, функционирует как механизм социально-психологической адаптации и саморегуляции личности. А социально-психологическая адаптация, в свою очередь, функционирует через согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды.
Таким образом, изучив теоретический и эмпирический материал по исследуемой проблеме, мы определили диагностические параметры предмета исследования, выделили составляющие, показатели и критерии социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза и самооценки как механизма данного вида адаптации. Подобранные и модифицированные диагностические параметры самооценки как компонента социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза могут иметь прикладное значение не только для дальнейшего решения задач эксперимента, но и полезными в работе таких специализированных служб как: психолого-педагогическая, социальная, меди-ко-валеологическаяидр.
Библиографическийсписок
1. Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2001.
2. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирас-поль,2000.
3. Гордиенко Н.В. Об особенностях эмпирического исследования профессиональной деформации в практике современного образовательного маршрута личности педагога. AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences.20144 9-10:168-171.
4. Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2007.
5. Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов: монография. Армавир: ООО «ЦИУМи НЛ»,2015.
6. Эннс Е.А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности помогающих профессий. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012; 4: 169-174.
References
1. Vasilenko D.V. Psihologicheskaya podderzhka razvitiya lichnosti studenta-migranta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2001.
2. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak sreda podderzhki i zaschity lichnosti uchaschegosya. Tiraspol', 2000.
3. Gordienko N.V. Ob osobennostyah 'empiricheskogo issledovaniya professional'noj deformacii v praktike sovremennogo obrazovatel'nogo marshruta lichnosti pedagoga. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 20144 9-10: 168 - 171.
4. Ivchenko E.I. Formirovanie samoocenki kak faktora uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v obrazovatel'nom prostran-stve vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskihnauk.Stavropol',2007.
5. Pet'kov V.A., Pilyugina E.I. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov-migrantov: monografiya. Armavir: OOO «ClUMi NL», 2015.
6. 'Enns E.A. Professional'noe samosoznanie i professional'naya identichnost' kak sistemoobrazuyuschij faktor razvitiya integral'noj individu-al'nosti pomogayuschih professij. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2012; 4: 169-174.
Статьяпоступила вредакцию24.02.16
УДК 159.9
Pogorskaya V.A., senior teacher, Department of Educational Psychology, School Pedagogy Far Eastern Federal University
(Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECTIVE WELL-BEING. In the article a problem of communication of valuable orientations with different levels of subjective wellbeing on the example of students of pedagogical specialties is considered. The scientific review is provided. The author studies a framework of terms. The concepts "values", "valuable orientations", "subjective well-being" are analyzed. Detection of correlation of the valuable and semantic sphere and subjective well-being of a personality is of great importance in case of study of a problem of activity of a
структу ных компонент в социально-психологической адаптации студентов - мигрантов к поликультурной среде вуза в экспериментальной_группе. (по данным констатирующего этапа)
Сила корреляционных связей: сильная (0,70 >г >0,60) средняя (о,60 >г >0^ слабая (0,50 > r >0,40)
Компоненты: 1 .Социальный
2. Личностный
3. Деятельностн ый
Таблица 5
Матрицаинтеркорреля ци й у ро вня развития групп структурных компонентов самооценки студентов-мигрантов кполикультурнойсред е вузав экспер име нтал ьной группе (по данным констатирующего этапа)
№ Структурный компонент. G 1 2 3
1 Когнитивный 2 1 0,610 0,506
2 Эмоциональный 2 1 0,411
3 Поведенческий 2 1
Проанализировав интеркорреляционный уровень развития групп структурных компонентов социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов к поликультурной среде вуза, мы видим, что самооценка, являясь ядром самопо-