СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ СТУДЕНТОВ
Е.Н. Полянская
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена актуальной проблеме ценностных ориентаций современной молодежи в условиях трансформации политической, социальной и экономической жизни разных стран. К странам, переживающим кризис в связи с глобализационными процессами, относятся Греция и Россия. В статье изложены результаты сравнительного эмпирического исследования ценностных ориентаций греческих и российских студентов. Выявлено сходство особенностей ценностных ориентаций греческих и российских студентов, проявляющееся в том, что для студентов обеих групп высокозначимы ценность здоровья (при этом она представляется труднодостижимой), саморазвития и самосовершенствования (легкодостижимая ценность); малозначимы ценности творчества, материально обеспеченной жизни (труднодостижимая ценность). Существенные различия между группами состоят в том, что в группе российских студентов преобладают люди с направленностью на дело, для них важна ценность интересной работы, они ориентированы на любовь, при этом менее значима область межличностных отношений; греческие студенты чаще характеризуются направленностью на себя, более ориентированы на семью, ценят свободу в поступках и действиях, уверенность в себе, дружбу. Особенности ценностных ориентаций российских студентов внутренне более конфликтны: высокая ценность любви — и ее неудовлетворенность, высокая ценность интересной работы — представление о ее малодоступности. Внутренний конфликт греческих студентов чаще относится к значимости и малодоступности ценности свободы. Особенности ценностных ориентаций российских студентов в большей степени отражают социально-экономические изменения в обществе, в то время как ценности греческих студентов остаются более традиционными для их культуры и образа жизни.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, греки, российские студенты, греческие студенты
Современная молодежь разных стран вступает в самостоятельную жизнь в сложное время. В условиях глобализации многие страны сталкиваются с серьезными вызовами в экономике, политике и социальной сфере. Молодежь испытывает трудности в процессе социализации, в том числе с осознанием своего призвания и места в жизни [3]. В этой связи особую актуальность приобретают исследования современных ценностных ориентаций молодежи.
В ценностных ориентациях молодых людей разных стран может обнаруживаться как общее, так и специфическое. Зарубежные сравнительные исследования ценностей обычно посвящены сравнению ценностей «средних представителей» различных стран, редко внимание к российской выборке [12]. Российские исследования последних лет чаще обращены к изучению ценностей представителей разных социальных групп, регионов и этносов России [2; 4; 5; 7; 14]. Единичны работы, в которых рассматриваются ценности представителей других культур в
современном мире [8; 10; 13; 15]. Сравнительные исследования ценностей молодежи России и других стран фактически не встречаются.
Для каждой страны характерно своеобразие экономической и социокультурной жизни. Для Греции наиболее значимы такие отрасли экономики, как туризм и судоходство, характерна особая предпринимательская культура: стремление к быстрой и легкой прибыли, сосредоточенность хозяйственной деятельности «главным образом на выпуске потребительских товаров, а не на производстве знаний или инноваций» [1. С. 24]. Греки предпочитают открывать небольшие частные лавки, мастерские, которые становятся делом всей семьи. Они не желают работать по найму, стремятся к самостоятельности, уделяют много времени досугу, очень оптимистичны [9. С. 224], высоко ценят семейные связи. Греция является одной из стран, переживающих серьезный кризис в связи с глобализационными процессами. В числе кризисных явлений — высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи [10]. Хотя Россия также сталкивается с рядом вызовов, однако ее социально-экономическая ситуация отличается от таковой в Греции, что не может не порождать различий в том числе и в ценностях. В исследованиях, посвященных ценностным ориентациям современных российских студентов начала 2000-х гг., было выявлено, что в данной социальной группе отмечается значимость ценностей индивидуалистической направленности, служащих личностному росту и развитию, возрастание значимости прагматических ценностей достижения успеха делового и в личной жизни, материального благосостояния, направленность на деловую и экономическую активность [6; 11].
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью сравнительного анализа ценностных ориентаций российских и греческих студентов.
В процессе исследования использовались ориентационная анкета для определения направленности личности Б. Баса и методика для определения ценностных ориентаций Е.Б. Фанталовой. Выборку составили 104 студента различных вузов г. Москвы и г. Афин (по 52 в каждой группе) в возрасте 20—24 года.
Результаты ориентационной анкеты для определения направленности личности Б.Басса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Направленности личности российских и греческих студентов (ориентационная анкета Б. Басса)
Направленность личности Греческие студенты (n = 52) Российские студенты (n = 52)
Направленность на себя (Я) 28 9
Направленность на общение (О) 15 7
Направленность на дело (Д) 9 36
По результатам, представленным в табл. 1, можно сделать вывод, что среди опрошенных греческих студентов преобладают субъекты с направленностью на себя, им свойственна ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, властность, склонность к соперничеству. Второй по степени распространенности оказалась направленность на общение — стремление поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную дея-
тельность, социальное одобрение. Нехарактерна направленность на дело — выполнение работы как можно лучше, достижение общей цели в деловых вопросах.
Подавляющее большинство российских студентов (69%), наоборот, обнаружили направленность на дело. Они ориентированы на решение деловых проблем, деловое сотрудничество. Значительно меньше (17,3%) студентов характеризуется направленностью на себя — агрессивностью в достижении статуса, властностью, склонностью к соперничеству, раздражительностью. В наименьшей степени российские студенты оказались направлены на общение (13,5% выборки), выражающееся в стремлении при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий. Полученные результаты свидетельствуют о серьезных ценностных изменениях среди российской молодежи. Особенности ценностных ориентаций греческих студентов оказались вполне традиционными для экономической и социокультурной жизни греков, хотя предполагалось, что направленность на общение у них будет выражена сильнее, чем показали результаты нашего исследования.
По результатам методики Фанталовой была вычислены значимость и доступность каждой ценности, выраженная в процентах (табл. 2).
Таблица 2
Частотные характеристики привлекательности (ценности) и доступности жизненных установок (методика Е.Б. Фанталовой) (%)
Ценности Выбор греческими студентами Выбор российскими студентами
ценность доступность ценность доступность
Счастливая семейная жизнь 75,0 75,0 45,0 70,0
Здоровье 65,0 55,0 80,0 65,0
Свобода как независимость в поступках и действиях 65,0 50,0 25,0 35,0
Саморазвитие, самосовершенствование 55,0 45,0 60,0 30,0
Уверенность в себе 50,0 45,0 20,0 50,0
Наличие хороших и верных друзей 40,0 45,0 25,0 65,0
Жизненная мудрость 40,0 40,0 45,0 35,0
Любовь 35,0 40,0 70,0 10,0
Познание 35,0 40,0 35,0 50,0
Материально обеспеченная жизнь 30,0 35,0 20,0 45,0
Творчество 30,0 35,0 15,0 55,0
Развлечения 20,0 30,0 20,0 60,0
Активная, деятельная жизнь 20,0 30,0 40,0 5,0
Красота природы и искусства 15,0 25,0 40,0 5,0
Интересная работа 15,0 25,0 70,0 10,0
Наиболее значимыми ценностями у греческих студентов оказалась «счастливая семейная жизнь» (75%), «здоровье» и «свобода как независимость в поступках и действиях» (65%), «саморазвитие, самосовершенствование» (55%). Наименьшую значимость для греческих студентов представляют ценности «красота природы и искусства» — 15% и «интересная работа» — 15%.
Есть основания полагать, что ценностная ориентация на счастливую семейную жизнь, преобладающая над ценностью «любовь», у греков заложена еще с детства, поскольку основной жизненной ценностью этой нации является семья. Здоровье как наиболее важная ценность может быть декларативным выбором (в современном обществе здоровье принято декларировать как высшую ценность), в реальности здоровье может не представлять столь высокой ценности для молодых людей, в большинстве своем полных энергии и жизненных сил. Свобода как ценность традиционно характерна для греков. Значимость саморазвития и самосовершенствования, на наш взгляд, может отражать особенности студентов как социальной группы. Низкая значимость интересной работы, неустойчивый интерес к творческой деятельности, видимо, отражает значимость иных мотивов при выборе трудовой деятельности, чем интерес к характеру самой деятельности. Данный результат в сочетании с низкой направленностью на дело, показывает слабость интереса к деловой стороне жизни, ориентацию на частную жизнь.
У большинства российских студентов на первом месте оказалась ценность «здоровье» — 80%, на втором — «интересная работа» и «любовь» — 70%, третье место занимает ценность «саморазвитие, самосовершенствование» — 60%. В отношении ценности здоровья, саморазвития и самосовершенствования наша интерпретация аналогична таковой у греческих студентов. Ценность «интересная работа», видимо, подтверждает их направленность на дело. Характерно, что ценность «любовь» значительно преобладает над ценностью «счастливая семейная жизнь» (45%), что может отражать, на наш взгляд, направленность на романтические переживания, но не семейные отношения. В одном ряду по значимости со «счастливой семейной жизнью» отмечается ценность «жизненная мудрость» (45%), далее по убыванию — «красота природы и искусства» и «активная, деятельная жизнь» (40%), «познание» (35%), «свобода как независимость в поступках и действиях» и «наличие хороших и верных друзей» (25%). Еще менее значимы «материально обеспеченная жизнь», «развлечения», «уверенность в себе» (по 20%), самая непопулярная ценность — «творчество» (15%). Подобная иерархия ценностей российских студентов показывает предпочтение ценностей здоровья, любви, работы, саморазвития, чем семьи, дружбы и творческой самореализации. Видимо, творческая деятельность в современном российском обществе оказывается маловостребованной; молодежь отличается деловитостью и прагматичностью.
Представления о ценностных ориентациях дополняются оценкой ценностей, наиболее привлекательных по степени легкости достижения, доступности. Результаты дальнейшего исследования показывают соотношение между желанием обладать той или иной ценностью и возможностью иметь ее. Из таблицы 2 видно, что к легкодостижимым ценностям большинством российских студентов были отнесены такие ценности как «саморазвитие, самосовершенствование» (70%), «познание» (65%), «развлечения» (65%), «активная деятельная жизнь» (60%), к наиболее трудно достижимым — «интересная работа» (5%), «жизненная мудрость» (5%), «счастливая семейная жизнь» (10%) и «материально обеспеченная жизнь» (10%).
Ценность «саморазвитие и самосовершенствование» высокозначима и легкодостижима — желание и возможности совпадают. «Познание», «активная дея-
тельная жизнь» представляется студентами легкодостижимыми, но не столь значимыми ценностями. Ценность «творчество» доступна, но наименее значима. Студенты имеют широкие возможности для развлечений, однако приятное времяпрепровождение не является для них особой ценностью. «Интересная работа», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь», «семейная жизнь» оцениваются студентами как наименее доступные, что вполне объяснимо их актуальным социальным положением и возрастом. «Материально обеспеченная жизнь» при ее малодоступности является малозначимой, соответственно, внутреннего конфликта здесь не возникает. Наиболее внутренне конфликтными для российских студентов являются ценности «любовь», «интересная работа», «здоровье» и «счастливая семейная жизнь»: их значимость сочетается с представлениями о трудной достижимости. Внутренний конфликт может порождать неудовлетворенность и отрицательные переживания. Несовпадение уровня значимости и доступности ценности здоровья мы предположительно связываем с неблагоприятными условиями жизни в мегаполисе либо с представлениями о малой подконтрольности и зависимости здоровья от собственных действий. Трудная доступность ценности «интересная работа» может отражать объективно недостаточные возможности студента для ее реализации, либо несоответствие своих интересов и ожиданий содержанию профессиональной деятельности. Ценность любви и ее неудовлетворенность может источником наиболее значимых переживаний, что в сочетании с неярко выраженной ценностью счастливой семейной жизни может приводить к выбору внесемейных любовных отношений — при данных установках кризис семьи в российском обществе имеет свое продолжение.
Для греческих студентов легкодостижимыми признаются ценности «саморазвитие, самосовершенствование» — 75%, «познание» — 55%, «уверенность в себе» — 50% испытуемых. Другими словами, они не испытывают дефицит возможностей расширения своего образования и возможностей саморазвития. На наш взгляд, доступность ценности «уверенность в себе» может отражать характерные для греков жизнелюбие, оптимизм, а также сохранение тесных семейных связей, которые являются определенной опорой в жизни. Как и у российских студентов, наиболее трудными для достижения у греческих студентов оказываются ценности «интересная работа» и «материально обеспеченная жизнь» — 25%. Видимо, их труднодостижимость характерна для молодежи в современных социально-экономических условиях. Хотя жизненные ценности «наличие хороших и верных друзей» оказываются явно в числе наиболее реализованной у молодых людей студенческого возраста, но греческие студенты отметили их меньшую доступность по сравнению с российскими студентами. Возможно, в силу большей направленности греческих студентов на общение они более чувствительны к нереализованным потребностям в этой сфере. «Жизненная мудрость» (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) оценивается студентами как малодоступная ценность, что вполне адекватно для молодого возраста.
Для сравнительного анализа результатов исследования ценностных ориента-ций студентов нами был использован критерий Манна—Уитни. Различия в выборе оказывались существенны для критериев-ценностей «интересная работа»,
«любовь», «уверенность в себе», «свобода как независимость в поступках и действиях», «счастливая семейная жизнь». Для российских студентов большую значимость имеет ценность интересной работы и любви, для греческих — уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, свобода и независимость в поступках и действиях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Сходство особенностей ценностных ориентаций греческих и российских студентов состоит в том, что для обеих групп высокозначимы ценности здоровья, саморазвития; среднезначима ценность познания; малозначимы ценности творчества, материально-обеспеченной жизни.
2. Для обеих групп характерна оценка ценностей интересной работы и материально-обеспеченной жизни как труднодостижимых; у обеих групп отмечается расхождение между значимостью и достижимостью ценности здоровья.
3. В группе российских студентов преобладают люди с деловой направленностью, они более ориентированы на карьеру, а также на любовь, менее значимыми становятся общение, дружба, в определенной степени — семья; греческие студенты чаще характеризуются направленностью на себя, более ориентированы на семью, для них более значима свобода в поступках и действиях, уверенность в себе, дружба.
4. Ценности российских студентов внутренне более конфликтны: высокая ценность любви — и ее неудовлетворенность, высокая ценность интересной работы — и представления о ее малодостижимости. Внутренний конфликт греческих студентов чаще относится к значимости и невысокой доступности ценности свободы как независимости в поступках и действиях
На наш взгляд, особенности ценностных ориентаций российских студентов в большой степени определяются социально-экономическими изменениями в обществе и отличаются от традиционных для российской культуры ценностей, в то время как ценности греческих студентов остаются более традиционными для их культуры и образа жизни. Вместе с тем особенности ценностных ориентаций частично отражают особенности данной социальной группы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Авилова А.В. Проблема сближения уровней развития в ЕС и Еврозоне: опыт Греции // Современная Греция в мировой экономике и политике. М.: ИМЭМО РАН, 2013. С. 18— 29.
[2] Бочарова Е.Е. Аксиологическая направленность личности представителей разных социокультурных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 2-1. С. 58—63.
[3] Вагапова А.Р. Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 2. С. 146—151.
[4] Дагбаева С.Б. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов: дисс. ... канд. психол. наук. Чита, 2006.
[5] Джанчатова И.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи Республики Адыгея в современных условиях: Социологический аспект: дисс. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2000.
[6] Исаев Е.А. Психологические аспекты поликультурной самоорганизации языковой личности студента // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 24—28.
[7] Мамсурова Е.А. Ценностные ориентации городской молодежи Республики Северная Осетия-Алания в реформируемом обществе: дисс. ... канд. социол. наук. Владикавказ, 2001.
[8] Маслова О.В., Буй Дык Т. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 49—54.
[9] Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.
[10] Полянская Е.Н. Карьерные ориентации греческих студентов // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2015. С. 280—286.
[11] Полянская Е.Н. Особенности ценностных ориентаций российских студентов // Пути и задачи духовного возрождения России: сб. ст. общественно-политических и гуманитарных чтений. М.: РУДН, 2014. С. 156—164.
[12] Руднев М.Г. Базовые ценности населения. Сравнение россиян с жителями других европейских стран: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2009.
[13] Тищенко С.М. Базовые ценности населения Южно-Африканской Республики в условиях глобальных трансформаций: дисс. ... канд. социол. наук. М., 2014.
[14] Хабудаева В.А. Традиционные социокультурные национальные ценности бурятской молодежи в условиях трансформации российского общества: на материалах Республики Бурятия: дисс. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2013.
[15] Цэвээний Ц. Традиционные и современные ценности монгольской молодежи: дисс. ... канд. социол. наук. М., 1998.
COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS IN RUSSIAN AND GREEK STUDENTS
E.N. Polyanskaya
Department of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
This article is devoted to the problem of the value orientations of modern young people, who begin their independent life in the current conditions of the difficult changes in the political, social and economic life of the countries. Greece and Russia are two of the countries, which are in crisis due to the globalisation processes. The article gives the details of the results of the empirical study of the value orientations in Greek and Russian students and presents their comparative analysis. It identifies the similarity of the value orientations in Greek and Russian students, which appears in the fact that the value of health (it seems quite difficult to achieve) and the value of self-development and self-improvement (an easily achievable value) are important to the students of both groups; and the values of creativity and financially-secure life (the value, which is difficult to achieve) have little significance. The significant differences between the groups lie in the fact, that the Russian group is dominated by the people with the focus on business, the value of interesting work is important to them, they are more focused on business activity, as well as on love, and the interpersonal relations are less significant for
them. The Greek students are often focused on themselves, on their families; freedom in actions, confidence and friendship are more important to them. The peculiarities of the value orientations of the Russian students are internally more conflicting: first of all, we are talking of an important value of love and its dissatisfaction, the important value of an interesting job and the idea that it is difficult to achieve these values. The internal conflict of the Greek students often concerns the importance and the low availability of the value of freedom. The study shows that the peculiarities of the value orientations of Russian students reflect the socio-economic changes in the society, while the values of Greek students remain more traditional for their culture and the way of life.
Key words: value orientations, values, value system, Greeks, Russian students, Greek students
REFERENCES
[1] Avilova A.V Problema sblizheniya urovnei razvitiya v ES i Eurozone: opit Gretsii [The problem of rapprochement of levels of development in the EU and the Eurozone: Greece's experience]. Sovremennaya Gretsiya vmirovoi economike ipolitike [Modern Greece in the global economy and politics]. Moscow: Institute of world economy and international relations of Russian Academy of Sciences Publ., 2013, pp. 18—29.
[2] Bocharova E.E. Aksiologicheskaya napravlennost lichnosti predstaviteley raznykh sotsiokulturnykh grupp [Axiological orientation in members of different sociocultural groups]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. [News of Saratov University. New Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2014, vol. 14, no 2-1, pp. 58—63.
[3] Vagapova A.R. Sotsialno-psikhologicheskie aspekty soprovozhdeniya protsessov napravlennoy sotsializatsii molodezhi [Social-psychological aspects of youth socialization support processes]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [News of Saratov University. New Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology]. 2013, vol. 2, no 2, pp. 146—151.
[4] Dagbaeva S.B. Etnopsychologicheskie osobennosti tsennostnih orienatsii lichnosti studentov: diss.... kand. psichol. nauk [Ethno-psychological features of value orientations of the personality of students: Ph.D. Thesis]. Chita, 2006.
[ 5] Djanchatova I.A. Tsennostnie orientatsii studencheskoi molodiozhi RespublikiAdigeya v sovremennih usloviyah: sotsiologicheskii aspect: diss.... kand. sotsiol. nauk [Value orientations of student youth of the Republic of Adygea in the modern world: Sociological aspect: Ph.D. Thesis]. Maicop, 2000.
[6] Isaev E.A. Psikhologicheskie aspekty polikulturnoy samoorganizatsii yazykovoy lichnosti studenta [Psychological aspects of multicultural self-organization of student' language person]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve [Psychology of education in a multicultural space]. 2015, no 32 (4), pp. 24—28.
[7] Mamsurova E.A. Tsennostnie orientatsiigorodskoi molodiozhi Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya v reformiruemom obschestve: diss.... kand. sotsiol. nauk [The value orientation of the urban youth of the Republic of North Ossetia-Alania in reforming the society: Ph.D. Thesis]. Vladicaucasus, 2001.
[8] Maslova O.V, Duc Tuan Bui. Dinamica tsennostei vietnamskih studentov v Rossii [Dynamics of values in Vietnamese students in Russia]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2014, no 1, pp. 49—54.
[9] Platonov Y.P. Osnovy ethnicheskoipsikholoii [Basis of ethnic psychology]. St.Peterburg, Piter, 2003. 224 p.
[10] Polyanskaya E.N. Kariernie orientatsii grecheskih studentov [Career orientations in Greek students]. Aktualnieproblemypsikhologii i pedagogikivsovremennom mire:sborniknauchnih trudov uhastnikov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of psychology and pedagogy in modern world: collection of scientific works of participants of the II International scientific-practical conference]. Moscow, PFUR Publ., 2015, pp. 280—286.
[11] Polyanskaya E.N. Osobennosti tsennostnih orienatsii rossiiskih studentov [Peculiarities of value orientations of Russian students]. Puti izadachi dukhovnogo voz.roz.hdeniya Rossii: sbornikstatei obschestvenno-politicheskih i gumanitarnih chtenii [Ways and goals of spiritual revival of Russia: collection of articles of socio-political and humanitarian readings]. Moscow, PFUR Publ., 2014. pp. 156—164.
[12] Rudnev M.G. Bazovie tsennosti naseleniya. Sravnenie rossiyan s zhitelyami drugih europeiskih stran: autoref. diss. ... cand. sotsiol. nauk [Basic values of the population. Comparing Russians with citizens of other European countries: Ph.D. Thesis Abstract]. Moscow, 2009.
[13] Tischenko S.M. Bazovie tsennosti naseleniya Uzhno-Afrikanskoi Respubliki v usloviyah globalnih transformatsii: diss.... cand. sotsiol. nauk [Basic values of the population of the Republic of South Africa in the context of global transformations: Ph.D. Thesis]. Moscow, 2014.
[14] Khabudaeva VA. Traditsionnie sotsiokulturnie nationalnie tsennosti buryatskoi molodiozhi v usloviyah transformatsii rossiiskogo obschestva: na materialah RespublikiBuryatiya: diss.... cand. sotsiol. nauk [Traditional socio-cultural values in the Buryat national youth in conditions of transformation of Russian society: on materials of Republic of Buryatia: Ph.D. Thesis]. Ulan-Ude, 2013.
[15] Tseveenii Ts. Traditsionnie i sovremennie tsennosti mongolskoi molodiozhi: diss. ... kand. sotsiol. nauk [Traditional and modern values in the Mongolian youth: Ph.D. Thesis]. Moscow, 1998.