Научная статья на тему 'Сравнение ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов'

Сравнение ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ВЬЕТНАМСКИЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS / VIETNAMESE STUDENTS / RUSSIAN STUDENTS / TERMINAL VALUES STUDENTS / INSTRUMENTAL VALUES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Май Тхи Куи

Ценностные ориентации студентов является одним из наиболее интересных и недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия. В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов по методике М. Рокича. Новизна исследования заключается в том, что при его проведении некоторые факторы формирования ценностных ориентаций вьетнамских студентов были рассмотрены в новом ключе, в частности в сравнении с российскими студентами привело к новому пониманию ее структуры. На основании проведенного исследования в 2-х группах (российские и вьетнамские студенты), можно утверждать о том, что в обеих группах среди терминальных ценностей ценности личной жизни: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь занимают лидирующие позиции. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование ценностных ориентаций будет более успешным в случае создания в образовательном пространстве специальных социально-психологических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of value orientations of Vietnamese and Russian students

The article is devoted to psychological counseling Vietnamese students in the development of methodical recommendations on the organization of the learning process for students. The value orientation of students is one of the most interesting and understudied issues over the last decades. In this article, the authors analyze the results of the study of value orientations of Vietnamese and Russian students on the methodology of M. Rokich. The novelty of this research lies in the fact that when carrying out some of the factors of formation of value orientations of Vietnamese students were considered in a new way, in particular in comparison with Russian students has led to a new understanding of its structure. The analysis of the issues suggests that the formation of value orientations will be more successful if you create in the educational space of special socio-psychological conditions.

Текст научной работы на тему «Сравнение ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/26PVN515.pdf DOI: 10.15862/26PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/26PVN515)

УДК 1

Май Тхи Куи

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Россия, г. Иваново1 E-mail: [email protected]

Сравнение ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов

1 153025 Россия, г. Иваново, ул. Мальцева, д. 46, к. 421

Аннотация. Ценностные ориентации студентов является одним из наиболее интересных и недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия. В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов по методике М. Рокича. Новизна исследования заключается в том, что при его проведении некоторые факторы формирования ценностных ориентаций вьетнамских студентов были рассмотрены в новом ключе, в частности в сравнении с российскими студентами привело к новому пониманию ее структуры. На основании проведенного исследования в 2-х группах (российские и вьетнамские студенты), можно утверждать о том, что в обеих группах среди терминальных ценностей ценности личной жизни: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь занимают лидирующие позиции.

Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование ценностных ориентаций будет более успешным в случае создания в образовательном пространстве специальных социально-психологических условий.

Ключевые слова: ценностные ориентации студентов; вьетнамские студенты; российские студенты; терминальные ценности студентов; инструментальные ценности студентов.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Май Тхи Куи Сравнение ценностных ориентаций вьетнамских и российских студентов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/26PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/26?^515

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми понимается совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие [1; 4; 7]. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. В процессе становления ценностных ориентаций в личности студента происходят изменения: появляется познавательное, осознанное, положительное отношение к ценностям; адекватное, инициативное, действенное, творческое, ориентирование в них [5].

Актуальность исследования динамики ценностных ориентаций студентов определяется и тем, что они составляют неотъемлемую часть развития личности молодого человека, относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по которым можно судить о степени ее сформированности.

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2; 6]. В работе использованы следующие методы исследования: контент-анализ, логический, системный, графический, а также социологический - анкетирование по адаптированной методике выявления ценностных ориентаций М. Рокича (по варианту А. Гоштаутаса, А.А. Семенова и В.А. Ядова) и др. Метод М. Рокича выбран за основу исследования в силу его доказанной результативности при исследованиях структуры личности и выявлении ценностных ориентаций [9] и мы получили следующие результаты. Наше исследование проведено в пяти российских вузах (Иваново, Москва, Ярославль). Выборку составили основная и контрольная группы из 150 вьетнамских и 150 российских студентов.

По результатам исследования выявлены ранговые структуры терминальных и инструментальных ценностей у студентов.

Для российских студентов среди терминальных ценностей (ценностей-целей) наибольшими ценностями, оказываются: «здоровье» (1), «активная жизнь» (2), «любовь» (3), «счастливая семейная жизнь» (4). А такие как «красота природы и искусства» (18), «развлечения» (17), «счастье других» (16) оказались на последних местах.

А для вьетнамских студентов, в структуру терминальных ценностей входят: «здоровье» (1), «счастливая семейная жизнь» (2), «познание» (3), «наличие хороших и верных людей» (4). Так же аналогично российским студентам «красота природы и искусства» (18), «развлечения» (17), «счастье других» (16) оказались на последних местах.

Как показывает таблица 1 у всех групп испытуемых здоровье занимает первое место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях в отношении к собственному здоровью у испытуемых. Так, 59% вьетнамских студентов, 61% российских студентов отдают первое место в ряду ценностей здоровью. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Без сомнения, «здоровье» первым входит в систему ценностной ориентации большинства студентов.

Таблица№1

Ранговая структура терминальных ценностей студентов

Терминальные ценности Вьетнамские студенты Российские студенты Р (Уровень значимости по Т-критерий Стьюдента)

Средние значения Ранг Средние значения Ранг

1. Активная деятельная жизнь 7,8 7 7,5 2 0,639

2. Жизненная мудрость 9,1 10 9 10 0,958

3. Здоровье 4 1 3,1 1 0,130

4. Интересная работа 9,9 15 8,7 11 0,144

5. Красота природы и искусства 12,8 18 13,4 18 0,451

6. Любовь 5,9 5 6,7 3 0,264

7. Материально-обеспеченная жизнь* 6,8 12 4,8 12 0,002

8. Наличие хороших и верных друзей* 7,1 4 5,5 5 0,005

9. Общественное признание 10,2 9 9,8 9 0,608

10. Познание 8,9 3 9,5 7 0,402

11. Продуктивная жизни 10,7 6 11,7 8 0,150

12. Развитие 9,4 11 9,9 13 0,245

13. Развлечения 11,9 17 13,1 17 0,081

14. Свобода 9,6 13 9,4 14 0,883

15. Счастливая семейная жизнь 6,4 2 6,6 4 0,756

16. Счастье других 11,8 16 11,9 16 0,922

17. Творчество 11,2 8 11 15 0,780

18. Уверенность в себе 7,21 14 7,6 6 0,467

В отличие от российских студентов, вьетнамские студенты больше ориентируются на ценности «материально-обеспеченная жизнь» (при уровне значимости по Т-критерию Стьюдента Р=0,028). Это связано с тем, что иностранные студенты живут далеко от родителей, сами себя кормят, сами о себе заботятся. Некоторые вьетнамские студенты учатся на коммерческом отделении и сами платят за обучение. Им трудно найти работу, так как они не имеют гражданства и испытывают трудности во владении языком. Также необходимо отметить, что большинство студентов приехали из стран третьего мира (развивающиеся страны) - там ниже уровень развития экономики по сравнению с странами западной Европы. Это объясняет, почему вьетнамские студенты больше ориентируются на «материально-обеспеченную жизнь», чем российские студенты.

У вьетнамские студентов имеется выраженное значение ценности «наличие хороших и верных друзей» (при уровне значимости по Т-критерию Стьюдента Р=0,006). Это можно объяснить несколькими факторами: во-первых, попадая в новую социокультурную среду, студенты испытывают трудности в процессе адаптации, для облегчения процесса адаптации и

устранения барьеров, им необходима помощь не только со стороны администрации вуза, но и со стороны друзей, земляков. Во-вторых, жизнь в условии удаления от родины, родителей, близких людей, наличие хороших и верных людей позволяет им устранять недостатоки в общении.

Для более глубокого анализа ценностей студентов необходимо проанализировать результаты, полученные при ранжировании студентами инструментальных ценностей.

Среди инструментальных ценностей, описывающих характеристики средств достижения целей, наиболее высоко оцениваются российскими студентами: «ответственность» (1), «образованность» (2), «воспитанность» (3), «самоконтроль» (4). Низко оцененными оказались: «высокие запросы» (18), «непримиримость к недостаткам» (17) и «эффективность в делах» (16), что может свидетельствовать о низком уровне притязаний.

Наблюдается также тенденция в структуре инструментальных ценностей для вьетнамских студентов: «образованность» (1), «ответственность» (2), «воспитанность» (3), «самоконтроль» (4). Наименее предпочитаемыми является: «чуткость» (18), непримиримость к недостаткам» (17) и «высокие запросы» (16).

По данным показателям, не были обнаружены значительные различия в структуре инструментальных ценностей между вьетнамскими и российскими студентами.

Высшее образование требует от студентов многих качеств. Среди них, с точки зрения большинства студентов, ответственность является наиболее важным. Формирование ответственности студентов за результаты самостоятельной работы как одного из самых важных факторов современного образовательного процесса имеет особое значение для высшей школы [8; 10]. Под ответственностью понимается не только совокупность умений и навыков, но и черта характера, играющая существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Не удивительно, что ответственность является предпочитаемым инструментальной ценностью для многих студентов, в том числе и иностранных студентов.

Таблица№2

Ранговая структура инструментальных ценностей студентов

Вьетнамские Российские Р (Уровень

Инструментальные студенты студенты значимости по Т-

ценности Средние значение Ранг Средние значение Ранг критерий Стьюдента)

1. Аккуратность 9,2 12 10,1 13 0,216

2. В оспитанность 6,8 3 5,8 3 0,253

3. Высокие запросы 12,9 18 11,3 16 0,053

4. Жизнерадостность 8,4 8 8,8 6 0,616

5. Исполнительность 9,6 13 10,6 14 0,235

6. Независимость 8 7 8,4 5 0,622

7. Непримиримость к недостаткам 12,6 17 11,8 17 0,377

8. Образованность 5,3 2 4,9 1 0,589

9. Ответственность 4,9 1 5,2 2 0,738

10. Рационализм 7,8 5 9,5 11 0,053

11. Самоконтроль 7,5 4 8,3 4 0,302

Инструментальные ценности Вьетнамские студенты Российские студенты Р (Уровень значимости по Т-критерий Стьюдента)

Средние значение Ранг Средние значение Ранг

12. Смелость в отстаивании своих взглядов 7,9 6 9,1 9 0,087

13. Твердая воля 8,7 11 9,4 10 0,319

14. Терпимость 10,2 14 9,0 8 0,128

15. Широта взглядов 8,9 10 8,9 7 1

16. Честность 8,5 9 9,9 12 0,104

17. Чуткость 11,3 16 15,4 18 0,661

18. Эффективность в делах 12,3 15 11 15 0,271

Таким образом, на основании проведенного исследования в 2-х группах (российские и вьетнамские студенты), можно утверждать о том, что в обеих группах среди терминальных ценностей ценности личной жизни: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь занимают лидирующие позиции. Ценности, связанные с культурно-духовным развитием личности занимают последнее место в иерархии ценностей студентов. Среди ценностей - средств в обеих группах лидирует ответственность. Затем предпочтение большинства было отдано этическим ценностям: воспитанности, образованности. Ценности, касающиеся устремлений личности: эффективность в делах, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других занимают последнее место в иерархии ценностей студентов обеих групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - №5. - С. 63-70.

2. Вязников Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 88-98.

3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006.

4. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей как педагогическая проблема // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 2. / Отв. Ред. Г.Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. С. 192-211.

5. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 116-125.

6. Патрикеева Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи: монография / Э.Г. Патрикеева; АГПИ им. А.П. Гайдара. - Арзамас: АГПИ, 2008.

7. Платонов А. Идеалы и ценности подрастающего поколения // Психол. газ. 2002. №5. С. 25-26.

8. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. №5. С. 90-98.

9. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

10. Фомичева Т.В. Образовательные ценности молодежи / Моск. гос. соц. ун-т. М.: Изд-во МГСУ, 2003. 201 с.

Рецензент: Карасева Татьяна Вячеславовна, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой «Непрерывного психолого-педагогического образования», ГБОУ ВПО «Ивановский государственного университет».

Mai Thi Quy

Ivanovo State University Russian Federation, Ivanovo E-mail: [email protected]

Comparison of value orientations of Vietnamese and Russian students

Abstract. The article is devoted to psychological counseling Vietnamese students in the development of methodical recommendations on the organization of the learning process for students. The value orientation of students is one of the most interesting and understudied issues over the last decades. In this article, the authors analyze the results of the study of value orientations of Vietnamese and Russian students on the methodology of M. Rokich. The novelty of this research lies in the fact that when carrying out some of the factors of formation of value orientations of Vietnamese students were considered in a new way, in particular in comparison with Russian students has led to a new understanding of its structure.

The analysis of the issues suggests that the formation of value orientations will be more successful if you create in the educational space of special socio-psychological conditions.

Keywords: value orientations of students; Vietnamese students; Russian students; terminal values students; instrumental values of students.

REFERENCES

1. Alekseev V.G. the Value orientation as a factor in the functioning and development of personality // Psychology. Phys. - 1984. - T. 5. - No. 5. - p. 63-70.

2. Vyazniki L.F. Values in education: a choice of ways of development // Psychological science and education. 2002. No. 4. p. 88-98.

3. Zhuravleva N.A. Dynamics of value orientations of personality in Russian society. M.: Institute of psychology RAS, 2006.

4. Kiryakova A.V. Orientation of the personality in the world of values as a pedagogical problem // Professional pedagogy: categories, concepts, definitions: Sat. scientific. Tr. Vol 2. / ANS. Ed. G.D. Bukharova. Ekaterinburg: Publishing house Grew. state professional and pedagogic. University press, 2004. p. 192-211.

5. Nepomnyashchaya N.I. Holistic and personal approach to the study of man / N.I. Nepomnyashchaya // Questions of psychology. - 2005. - No. 1. p. 116-125.

6. Patrikeeva E.G. the Value orientation of today's students: monograph / E.G. patrikeeva; ACRI them. A.P. Gaidar. - Arzamas: ACRI, 2008.

7. Platonov A. Ideals and values of the younger generation // Psychol. gas. 2002. No. 5. p. 25-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ruchkin B.A. youth and the emergence of a new Russia // Sociological researches. 1998. No. 5. p. 90-98.

9. Janicki, M.S. The value orientation of personality as a dynamic system / M.S. Janicki. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. - p. 204.

10. Fomichev T.V. Educational value of youth / Mosk. state SOC. University T.M.: Publishing house of Moscow state University, 2003. p. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.