УДК 159
Н. П. Ансимова, Е. Ю. Мишучкова
Ценностные ориентации и мотивация достижения студентов педагогического вуза
Статья посвящена проблеме связи ценностных ориентаций и мотивации достижения студентов педагогического вуза. Исследования учебной мотивации и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи могут служить инструментом для выявления изменений, происходящих в системе высшего образования. Исследование проведено на выборке студентов 1-4 курсов факультета социального управления и физико-математического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Наиболее значимой ценностью для обеих групп студентов оказалось «духовное удовлетворение», а также ценности общения и личной жизни. Для студентов-психологов наибольшее значение имеет «счастье других», для математиков - «здоровье». Студенты, стремящиеся к максимальному достижению результатов своей деятельности, ориентированы на успешное обучение, получение образования, имеют четкие представления о будущей жизни, характеризуются независимостью в высказывании собственного мнения, широтой взглядов, активной жизненной позицией. Студенты, не стремящиеся к успеху, более ориентированы на социальные процессы, подчинение требованиям и желание проявить себя. Полученные эмпирические данные могут найти свое применение в методической и практической работе психологов, педагогов-психологов, педагогов и других работников образовательных учреждений.
Ключевые слова: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, ценностные ориентации, студенты-психологи, студенты-математики.
N. P. Ansimova, E. Yu. Mishuchkova
Pedagogical University Students' Valuable Orientations and Achievement Motivation
The article is dedicated to the problem of the connection of value orientations and achievement motivation by pedagogical University students. Studies of training motivation and the system of the student youth's value orientations can serve as a tool to reveal changes happening in the higher education system. The study is carried out on the sample of 1-4 year students of the Faculty of Social Management and the Faculty of Physics and Mathematics of YSPU named after K. D. Ushinsky. The most significant value for the both groups of students proved to be «spiritual satisfaction», and also values of communication and personal life. For the student-psychologists the greatest value is «the happiness of others», for the mathematicians it is the value «health». Students, who aim at the maximum achieving of results of their activity, are oriented to successful education, have a clear view about the future life, they are characterized by independence in the statement of their own opinion, latitude of thoughts, by independence, active stand in life. Students, who do not aim at success, are more oriented to the social processes, subordination to requirements and desire to prove themselves. Obtained empirical data can be used in methodical and practical work of psychologists, teacher-psychologists, teachers and other workers of educational establishments.
Keywords: success achievement motivation, failure avoiding motivation, value orientations, student-psychologists, student-mathematicians.
Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, ценностные ориентации, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформи-рованности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Исследования учебной мотивации и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи могут служить инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки под воздействием социально-
экономической ситуацией современного периода развития общества.
Развитие мотивации достижения успеха способствует формированию у студентов целостной системы знаний о себе как о будущем специалисте; активизирует стремление к саморазвитию, совершенствованию в профессиональной деятельности, повышению уровня позитивного самоотношения; развивает стремление руководствоваться в жизни собственными убеждениями, установками и принципами; формирует навыки самоподдержки, саморегуляции поведения; способствует повышению творческой направленности личности; развивает способность субъекта брать на себя ответственность за результат собственных действий; формирует навыки целеполагания и
© Ансимова Н. П., Мишучкова Е. Ю., 2016
повышает уверенность в успешном достижении своих целей [4, 5, 7, 8, 10, 12].
Ценностные ориентации являются психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, которое оказывает влияние на содержательное отношение человека к общественной действительности и определяет мотивацию его поведения [1, 2, 3, 9, 11] и др.
С целью выявления взаимосвязи между мотивацией достижения и ценностными ориентациями студентов нами было проведено исследование на выборке студентов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского с 1 по 4 курс: 72 студентах факультета социального управления (специальности «Психология», «Психология образования», «Психологическое консультирование в образовании») и 61 студента физико-математического факультета (специальность «Математическое образование - Информатика и информационные технологии в образовании»). В дальнейшем первую группу студентов будем называть «Психологами», а вторую - «Математиками».
В исследовании были использованы методика «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиана, методики диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика определения ценностных ориентаций М. Рокича, опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина.
Прежде всего, отметим, что наиболее значимой ценностью для обеих групп студентов оказалось «духовное удовлетворение», а также ценности общения и личной жизни. Как для психологов, так и для математиков наиболее значимы конкретные ценности, нежели абстрактные, но степень значимости конкретных ценностей у психологов несколько выше, чем у математиков.
Статистически значимые различия были выявлены по ценностям «здоровье» и «счастье других», что, по-видимому, определяется спецификой обучения, ориентированного на формирование разных профессиональных компетентностей. Для «психологов» наибольшее значение имеет «счастье других», связанное с основной профессиональной функцией психолога - помощью людям. Именно поэтому на психологические факультеты чаще поступают люди с выраженной гуманистической направленностью. Ведь «счастье других» включает не только заботу, но и развитие, и совершенствование других людей.
Для студентов-математиков наиболее значимой ценностью оказалось собственное здоровье,
что можно объяснить как большой загруженностью студентов, так и отсутствием в сознании специфической профессиональной направленности.
В результате анализа было установлено, что независимо от специальности мотивация достижения успеха у студентов значимо положительно связана с такими ценностями, как «высокие запросы», «образованность», «ответственность», «честность», «активная деятельная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «собственный престиж», «высокое материальное положение», «креативность», «активные социальные контакты», «развитие себя», «достижения», «сохранение собственной индивидуальности», а мотивация избегания неудачи - с ценностями «аккуратность», «воспитанность», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «свобода», «счастье других», «творчество».
Для студентов со смешанной мотивацией достижения значимыми ценностями являются «независимость», «смелость в отстаивании своего мнения», «широта взглядов», «твердая воля», «удовольствия».
Таким образом, студенты, стремящиеся к максимальному достижению конструктивных, положительных результатов своей деятельности, ориентированы на успешное обучение, получение образования, имеют достаточно четкие представления о будущей жизни, независимы в высказывании собственного мнения, характеризуются широтой взглядов, независимостью, активной жизненной позицией, в то время как студенты, не стремящиеся к успеху, более ориентированы не на обучение, а на социальные процессы, подчинение требованиям и желание проявить себя, продемонстрировать свободу от чужого влияния.
Между студентами-психологами и студентами-математиками также были обнаружены значимые различия. Прежде всего, можно отметить, что, к сожалению, все участвовавшие в исследовании студенты в большей степени ориентированы на избегание неудач, нежели на достижение успеха, что ставит перед системой высшего педагогического образования важные социальные задачи, связанные с развитием и коррекцией личности студента.
Чем значимее для психолога такие ценности как «счастливая семейная жизнь», «образованность», «жизнерадостность», тем выше уровень мотивации достижения успеха. Чем выше значимость ценностей «жизненная мудрость», «непримиримость к недостаткам в себе и других», тем
ниже уровень мотивации к успеху. Это говорит о том, что достойное образование, а также положительное отношение к жизни определяют мотивацию достижения успеха у психологов.
У студентов-математиков обнаружена несколько иная картина: чем значимее для них «чуткость», «творческое отношение к жизни», тем ниже уровень мотивации к достижению успеха. Такие люди более чувствительны, рефлексивны. Чуткость как социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам, нередко мешает достигать успеха. Возможно, потому что заботливые, чуткие люди, по своей сущности не могут быть настойчивыми в достижении своей цели.
Что касается мотивации к избеганию неудач, то результаты психологов оказались следующими: чем выше значимость ценностей «общественное признание», «удовольствия», «широта взглядов», «твердая воля», тем ниже уровень выраженности мотивации избегания неудач.
Если же для студента наиболее значимыми являются ценности «уверенность в себе», «аккуратность», «рационализм», то стоит говорить о высокой выраженности мотивации избегания неудач. Это объясняется в первую очередь тем, что аккуратные люди, выполняя свою работу, обращают внимание на все детали. Аккуратность здесь понимается как средство сделать наименьшее количество ошибок, избежать за них наказания. А именно это свойство характерно для людей, ориентированных на избегание неудач. Что касается рационализма, то он понимается как умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. Казалось бы, что данная ценность характерна для людей с мотивацией достижения успеха. Но, как показывают результаты нашего исследования, не все так поверхностно. Возможно, умение здраво и логически мыслить, обдумывать весь ход действий не дает возможности достигать успеха, в отличие от способности быстро принимать решения.
Для студентов-математиков высокий уровень мотивации к избеганию неудач определяется высокой значимостью таких ценностей, как «аккуратность», «воспитанность», «терпимость», «красота природы и искусства», «свобода», «счастье других», «творчество». Можно предположить, что для людей с высокой степенью гуманности, обладающих выдержкой, самообладанием, самоконтролем, склонных к точности, порядку, опрятности и прилежанию, характерна мотивация к избеганию не-
удач. А именно такие люди малоинициативны, избегают ответственных заданий, ставят перед собой завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. А чем значимее для студента такие ценности, как «независимость», «твердая воля», «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», тем ниже уровень мотивации к избеганию неудач. Это эмпирическое подтверждение теории.
Еще одно яркое различие между студентами разных специальностей проявляется в том, что для психологов высокая значимость ценности «сохранение собственной индивидуальности» положительно связана с уровнем мотивации достижения успеха. Это можно объяснить тем, что ценность сохранения собственной индивидуальности говорит о стремлении человека к независимости, сохранению неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремлению как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. А именно эти характеристики важны для достижения успеха. Эта тенденция, по нашему предположению, связана со спецификой подготовки к будущей профессиональной деятельности психологов, которые вынуждены постоянно общаться с большим количеством людей, имеющих различные взгляды, ценности, черты характера, и при этом всегда оставаться собой, не изменять своим убеждениям и принципам, профессиональной позиции.
Мотивация достижения успеха у психологов, таким образом, определяется общим положительным отношением к жизни и стремлением к получению образования, активной жизненной позицией и социальными контактами, стремлением к саморазвитию. У математиков мотивация достижения успеха связана, скорее, со стремлением к саморазвитию и активной позицией в социуме.
Мотивация избегания неудач у психологов чаще проявляется в связи с необходимостью обретения уверенности в себе, стремлением к выполнению требований, в правильности оформления результатов деятельности, а у математиков - с требованиями социума к правилам поведения, терпимостью в отношениях с людьми, ориентацией на красоту природы и искусство.
Полученные эмпирические данные могут найти свое применение в методической и практической работе психологов, педагогов-психологов, педагогов и других работников образовательных учреждений. А также могут быть использованы для более эффективной организации учебной деятельности и развития личности студентов педагогических вузов.
Библиографический список
1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. -1984. - № 5. - С. 63-70.
2. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологический журнал. -1999. - № 5. - С. 38-44.
3. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов [Текст] / Н. А. Буравлева // Вестник ТГПУ -Томск : Изд-во ТГПУ - 2010. - № 6. - С. 127-128.
4. Васильев, И. А., Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М. : МГУ, 1991. - 144 с.
5. Воробьева, Е. В. Оценка мотивации достижения в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Воробьева // Современные наукоемкие технологии. - 2006. - № 1. -С. 36-37.
6. Горчакова, Е. Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии [Текст] / Е. Б. Горчакова. - М. : Смысл, 2001. - 22 с.
7. Жданова, Л. Г. Некоторые особенности мотивации обучения студентов [Электронный ресурс] / Л. Г. Жданова // Международная заочная научно-практическая конференция «Педагогические и психологические науки: современные тенденции». -Новосибирск : «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 162 с. - Режим доступа: http: // sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3671-2012-09-04-04-47-53.
8. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В. Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 508 с.
9. Неврюев, А. Н. Исследование динамики развития профессионального становления студентов-психологов (на примере модальностной характеристики мотивации и мотивации достижения успеха и избегания неудач) [Текст] / А. Н. Неврюев // Акмеология. - 2011. - № 3. - С. 278-281.
10. Шварц, С. И., Билски, В. К универсальной психологической структуре человеческих ценностей [Текст] / С. И. Шварц, В. Билски // Журнал индивидуальности и социальной психологии. -1987. - № 5. - С. 550-562.
11. Шенцева, Н. Н. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения студентов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Шенцева. -М., 2006. - 169 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Alekseeva, V. G. Cennostnye orientacii kak fak-tor zhiznedejatel'nosti i razvitija lichnosti [Tekst] / V. G. Alekseeva // Psihologicheskij zhurnal. - 1984. -№ 5. - S. 63-70.
2. Bubnova, S. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaja nelinejnaja sistema [Tekst] / S. S. Bubnova // Psihologicheskij zhurnal. - 1999. -№ 5. - S. 38-44.
3. Buravleva, N. A. Cennostnye orientacii studen-tov [Tekst] / N. A. Buravleva // Vestnik TGPU. - Tomsk : Izd-vo TGPU. - 2010. - № 6. - S. 127-128.
4. Vasil'ev, I. A., Magomed-Jeminov, M. Sh. Motiva-cija i kontrol' za dejstviem [Tekst] / I. A. Vasil'ev, M. Sh. Magomed-Jeminov. - M. : MGU, 1991. - 144 s.
5. Vorob'eva, E. V. Ocenka motivacii dostizhenija v uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / E. V. Vorob'eva // So-vremennye naukoemkie tehnologii. - 2006. - № 1. -S. 36-37.
6. Gorchakova, E. B. Issledovanie motivacii dostizhenija v otechestvennoj psihologii [Tekst] / E. B. Gorchakova. - M. : Smysl, 2001. - 22 s.
7. Zhdanova, L. G. Nekotorye osobennosti motiva-cii obuchenija studentov [Jelektronnyj resurs] / L. G. Zhdanova // Mezhdunarodnaja zaochnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Pedagogicheskie i psiho-logicheskie nauki: sovremennye tendencii». - Novosibirsk : «Sibirskaja associacija konsul'tantov», 2012. -162 s. - Rezhim dostupa: http: // sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3671-2012-09-04-04-47-53.
8. Lisovskij, V T. Duhovnyj mir i cennostnye orientacii molodezhi Rossii [Tekst] / V. T. Lisovskij. - SPb. : SPbGUP, 2000. - 508 s.
9. Nevijuev, A. N. Issledovanie dinamiki razvitija professional'nogo stanovlenija studentov-psihologov (na primere modal'nostnoj harakteri-stiki motivacii i motivacii dostizhenija uspeha i izbeganija neudach) [Tekst] / A. N. Nevijuev // Akmeolo-gija. - 2011. -№ 3. - S. 278-281.
10. Shvarc, S. I., Bilski, V K universal'noj psiho-logicheskoj strukture chelovecheskih cennostej [Tekst] / S. I. Shvarc, V. Bilski // Zhurnal individu-al'nosti i social'noj psihologii. - 1987. - № 5. - S. 550-562.
11. Shenceva, N. N. Social'no-psihologicheskie de-terminanty motivacii dostizhenija studentov [Tekst] : dis. ... kand. psihol. nauk / N. N. Shenceva. - M., 2006. -169 s.