УДК 159.9.07
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Меркушева Юлия Сергеевна, соискатель степени кандидата психологических наук, кафедра физического воспитания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
Казаков Юрий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.(РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия; е-шаП: [email protected]
РЕЗЮМЕ
Представлены результаты исследования, которое направлено на изучение мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы выбора профессии у педагогов-психологов. В ходе теоретического анализа рассматриваются теории изучения профессиональной мотивации студентов в выборе профессии. Анализ профессиональной мотивации позволяет рассматривать процесс развития профессиональной мотивации студента как структурный процесс самосознания. Акмеологическая направленность развития профессиональной мотивации представлена сложной многоуровневой структурой ценностных ориентаций. Эмпирическая проверка проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: опросник исследования мотивации по В.М. Русаловой для оценки мотивации выбора профессии между «ценностью» и «доступностью»; опросник личностной и ситуационной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, САН (самочувствие — активность — настроение); опросник самооценки психических состояний по Г. Айзенку; опросник психологической дезадаптации О.Н. Родиной; опросник общего здоровья Д. Голберга. Выявлены следующие результаты: при выборе профессии с ориентацией на её субъективную значимость (ценность) студенты имеют высокие показатели по уровню тревожности, дезадаптации и состояние их здоровья связано с активацией вегетативной нервной системы и риском неврозов. Студенты, которые при выборе профессии ориентируются на её доступность деньги, материальные ценности, демонстрируют низкий уровень тревожности, хорошую адаптацию и нормальное здоровье.
Ключевые слова: учебная и профессиональная мотивация, ценностные ориентации, профессиональный выбор, образ будущей профессии психологов.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование профессиональной мотивации личности и изучение факторов, оказывающих влияние на динамику и структуру профессиональных мотивов, — новая проблема в современной отечественной науке, которая исследуется в последнее десятилетии в акмеологии профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалёв, А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Казаков и др.). Изучение профессиональной мотивации учебной деятельности связано со многими проблемами. Одна из них — взаимосвязь между потребностями, мотивацией и конкретной деятельностью студента, направленной на достижение учебной цели или выполнение задачи по изучаемому предмету. Вторая проблема связана с необходимостью разработки типологии или перечня мотивов, составляющих структуру профессиональной мотивации для объяснения особенности движущих сил, которые вызывают и формируют деятельность. Один из сложных вопросов современной психологии развития — различение понятий «учебная мотивация» и «профессиональная мотивация» [1].
Учебная мотивация — побудительные силы, движущие к цели обучения. Мотивы учебной деятельности в вузе включают различные компоненты — профессиональные, познавательные, прагматические (получение диплома о высшем образовании), общественные, престижные, а развитие каждого структурного компонента обусловливает содержание и динамику развития общей мотивации. Исследователи рассматривают учебную мотивацию с точки зрения проявления
личностной познавательной активности в учебной деятельности, что предполагает:
— избирательную направленность психического процесса на объекты и явления окружающего мира;
— стремление, потребность личности заниматься именно той сферой, деятельность в которой приносит удовлетворение;
— формирование познавательного интереса как мощного побудителя активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [2].
Профессиональную мотивацию связывают со сложным соотношением различных побуждений, входящих в потребностно-мотивационную сферу, и рассматривают как движущий фактор развития профессионализма личности, высший уровень формирования которого способствует эффективному развитию профессиональной образованности.
Анализ развития профессиональной мотивации студента позволяет рассматривать этот процесс как многоступенчатый процесс самосознания, самореализации, направленность которого зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей деятельности [3]. Акмеологическая направленность развития профессиональной мотивации может быть представлена сложной многоуровневой структурой ценностных ориентаций.
Структура профессиональной мотивации учебной деятельности студента представляет собой четыре взаимосвязанные подструктуры акмеологических факторов:
— профессионально важные качества (ПВК);
— социально-психологические установки на саморазвитие, самокоррекцию, развитие общих способностей;
— характерологические и индивидуально-типологические особенности личности;
— мотивации возможности регуляции самостоятельной деятельности [7].
Стадия структуризации профессиональной мотивации представлена четырьмя факторными структурами ценностных ориентаций: профессионально-результативные, познавательно-целеустремлённые, эстетически-гуманитарные, социально- дипломатические. Эти факторы указывают на различие и своеобразие мотивационного содержания формирующего отношения к будущей профессиональной деятельности. Ценностные ориентации выполняют две функции:
— человек занимает определённую позицию, даёт оценку;
— человек мотивируется к деятельности и поведению, направленных на достижение определённых целей.
Ценностные ориентации оказывают влияние на мотивы как учебной, так и профессиональной деятельности [4; 7]. В развитии профессиональной мотивации можно выделить четыре ступени: самостоятельность; инициативность; интересы и склонности личности [8].
Проблема изучения профессиональной мотивации представлена в различных концепциях.
Возрастной этап формирования профессионального самосознания по О.В. Москаленко [4, с. 352] позволяет конкретизировать понятие профессиональной мотивации учебной деятельности студента, выявляет направления профессиональной мотивации, структуру профессиональной мотивации, а также разрабатывает способы оптимизации процесса.
А.В. Прудило представляет структуру профессионального самосознания посредством:
— «образа Я» — самопонимания, определения себя в собственных ценностях и смыслах, потребностях и мотивах, личностных особенностях;
— «образа профессии» — понимания профессии, осознания её различных сторон;
— «образа Я в профессии» — осознания себя в профессии, готовности осуществить данный выбор и предпринять усилия по его реализации [5].
В «образ профессионала» входит и чаще всего оказывается самым главным «образ себя в профессии» (как я буду себя вести, какие я проявлю способности и добьюсь ли большого успеха, какой я буду «важный», или «влиятельный», или «значительный» в этой профессии, какие «важные» и интересные люди меня будут окружать) [6].
Большой интерес представляет концепция Д. Сьюпера, который раскрывает выбор профессии посредством механизма идентификации образа Я с образом профессионала (представителя данной профессии). Степень идентификации может служить показателем отношения личности к данной профессии и силы профессиональной мотивации [9].
А. И. Донцов и Г. М. Белокрылов, анализируя профессиональные представления студентов-психологов, пришли к выводу, что у всех респондентов доминирующими выступили две группы мотивировок поступления на факультет психологии:
— стремление помочь людям «очеловечить» общество;
— намерение решить собственные проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие.
Эти мотивировки были во всех ответах респондентов независимо от стажа обучения, возраста и иного профессионального опыта. Психология, по существу, рассматривается как средство воздействия на себя и других, тем самым лишается самоценности в качестве предмета познания [10]. По мнению А. И. Донцова и Г. М. Белокрыловой, будущим психологам свойственны:
— положительная оценка себя в целом, своих качеств и перспектив, что приводит к позитивной Я-кон-цепции;
— приемлемый уровень внутренней честности и открытости перед собой и другими;
— осознание норм, правил как этапов для оценки своих качеств;
— способность к управлению и контролю собственных эмоций, желаний, переживаний;
— стремление к саморазвитию и самоизменению при средневыраженной самокритичности и рефлексивности.
0.Г. Кукосян, характеризуя профессиональные качества психолога-практика, высказывает мнение, что в профессиональной деятельности особое значение приобретают ответственность за свою работу, моральное удовлетворение от сделанного добра, высокая компетентность и глубокие профессиональные знания, высоконравственная и моральная устойчивость, умение работать вместе с клиентом, выдержка, самообладание, воля, способность к самопознанию [11].
К. Роджерс выделил четыре фундаментальные составляющие, которые позволяют психологу осуществить эффективное консультирование: объективность, уважение к индивиду, понимание самого себя, психологическое познание [12].
Обобщая теоретические и эмпирические исследования по данной проблеме, мы поставили целью исследования описать влияние мотивации в выборе профессии студентов-психологов.
Мы предположили, что студенты, у которых мотивация вероятности достижения выбора профессии связана с её субъективной значимостью (ценностью), имеют высокие показатели по шкале тревожности и лучше дифференцируют выраженность эмоций и их модальность.
Для реализации замысла мы поставили следующие задачи:
1. Подобрать методики исследования по данной теме.
2. Провести эмпирическое исследование мотивации в структуре личности будущих психологов.
3. Обработать и проанализировать результаты.
МЕТОДИКА
Образ будущей профессии — сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Профессия психолога предполагает оказание помощи и вовлечённость в ситуацию клиента. Человек, выбирающий эту профессию, должен обладать такими качествами, как альтруизм, эмпатия и желание помочь. Эмоциональная сфера характеризуется тревожностью и способностью воспроизводить эмоции. Нами изучены связи эмоциональной сферы при различной мотивации достижения цели при выборе профессии. Мы исследовали уровень тревожности у студентов, которые при выборе профессии ориентировались на её субъективную значимость или доступность [13]. Предметом изучения стали особенности эмоциональной и мотивационной сферы при выборе профессии психологов.
В нашем эксперименте участвовали студенты факультета психологии в возрасте от 18 до 23 лет. В одной группе были взяты показатели по значимости, а в другой — высокие показатели по доступности. Доступность представляет собой лёгкое, непринуждённое поступление в вуз без существенных усилий. Показатели значимости и доступности сравнивались с показателями эмоциональной сферы. Для диагно-
стики уровня значимости и доступности использовался опросник МИМ-2. Он предназначен для оценки мотивации выбора между « ценностью» и доступностью (по В.М. Русаловой). Измерялись два показателя: уровень субъективной значимости выбранной профессии и уровень доступности её получения.
Для диагностики эмоциональной сферы использовались следующие методики:
— тест, направленный на исследования личностной и ситуационной тревожности, по Ч. Д. Спилбер-геру. Данная методика предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности САН (самочувствие - активность - настроение);
— методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку, которая позволяет выявить такие эмоциональные состояния, как тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность;
— опросник психологической дезадаптации О. Н. Родиной. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие психические адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах или отказе от деятельности [14; 15].
— опросник общего здоровья Д. Голберга, предназначенный для диагностики психологического благополучия, эмоциональной стабильности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первая группа студентов при выборе профессии опирается на субъективную значимость (ценность) психологии. Результаты:
1) по опроснику измерения личностной и ситуационной тревожности Спилбергера: ситуационная тревожность — 47%; личностная тревожность — 53%; по опроснику САН — 52%;
2) по методике изучения самооценки психических состояний Г. Айзенка — 30% тревожность, 25% — фрустрация; 20% — агрессивность; 25% — ригидность;
3) по опроснику психологической дезадаптации О.Н. Родиной получены следующие результаты: 65% студентов имеют высокую дезадаптацию;
4) по опроснику общего здоровья Д. Голберга получены следующие результаты: 55% студентов находятся в состоянии эмоциональной нестабильности.
Во второй группе студентов, которая связана с доступностью (коммерция), получены следующие результаты:
1) по опроснику измерения личностной и ситуационной тревожности Спилбергера: ситуационная тревожность — 45%, личностная тревожность — 55%; по опроснику САН — 48%;
2) по методике изучения самооценки психических состояний Г. Айзенка тревожность — 25%; фрустра-
ция — 35%; агрессивность — 20%; ригидность — 20%;
3) по опроснику психологической дезадаптации О.Н. Родиной получены следующие результаты: 35% студентов имеют низкую дезадаптацию;
4) по опроснику общего здоровья Д. Голберга — 45% находятся в состоянии эмоциональной стабильности.
В результате при выборе профессии с ориентацией на её субъективную значимость (ценность) студенты имеют высокую тревожность, дезадаптацию и находятся в состоянии эмоциональной нестабильности, что может характеризоваться субъективными переживаниями эмоций напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванных конкретной ситуацией и сопровождаемых активацией вегетативной нервной системы, учащением сердцебиения, повышенным потоотделением. В целом тревожность связана с риском возникновения неврозов. Высокие результаты по дезадаптации (65%) могут быть связаны с низкой степенью стремления к овладению профессией, ломкой динамических стереотипов, когнитивным диссонансом, акцентуацией характера и т. д. Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие, но и приводит к рекурсивной патологии. В итоге причины выбора профессии по мотивации её субъективной значимости (ценности) у студентов-психологов связаны с личностной глубокой эмоциональной стороной и со стремлением к личностному росту и самоактуализации.
Полученные результаты по мотивации достижения выбора профессии по доступности (деньги, материальные ценности) могут свидетельствовать о низкой тревожности. Можно предположить, что студенты мало волнуются, переживают по поводу выбранной профессии, так как она не представляет собой жизненно важной ценности.
ВЫВОДЫ
Проделанная работа позволила сделать ряд выводов:
1. Мотивация в выборе профессии по субъективной значимости и доступности у студентов-психологов тесно связана с эмоциональной сферой, которая характеризуется тревожностью и способностью воспроизводить эмоции.
2. Мотивация в выборе профессии связана с проблемой здоровья и дезадаптации в социальной среде и может стать причиной возникновения неврозов.
3. Профессиональная мотивация как сложный процесс различных побуждений рассматривается в качестве движущего фактора развития профессионализма личности.
4. Развитие профессиональной мотивации студента выступает как процесс самосознания, самореализации личности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Необходимы разработка и внедрение программы «Антистрес-тренинг», направленой на преодоление адаптационного барьера и связанных с ним стрессовых ситуаций для группы студентов-психологов, которые недавно поступили в вуз. Этот тренинг проводится при стабильной группе участников (30-35 человек) и по заранее составленной программе. Либо проводятся индивидуальные консультации с психологом в режиме 2-3 встреч.
ССЫЛКИ
[1]. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
[2]. Хабаева Л.М. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студента вуза. М., 2002.
[3]. Иноземцова А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. М., 2002.
[4]. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические осо-бенноти самосознания личности. Астрахань: АГПУ, 1996.
[5]. Едышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. 2006. № 7.
[6]. Берн Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
[7]. ДеркачА.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ, 2004.
[8]. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. М.: На-ука.1995.
[9]. Super D.E. The Psychology of careers. N. Y.,1957.
[10]. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2.
[11]. Кукосян О.Г. К вопросу профессиональных качеств личности психолога-практика // Психологические проблемы самореализации личности: Сб., научный выпуск. 1997. № 3.
[12]. Роджерс К. Консультирование психотерапии. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-пресс, 1999.
[13].ДеркачА.А. Методические и прикладные аспекты изучения акмеологической среды. М.: РАГС,2010.
[14]. Казаков Ю.Н. Здоровье — продукт акмеологиче-ского феномена самости в системе безопасности личности // Акмеология. 2011. № 3.
[15]. Казаков Ю.Н. Медицинская акмеология здоровья и стрессоустойчивости в психологии безопасности государственных служащих. М.: РАГС, 2009.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS
Uliya S. Merkusheva — Applicant Candidate of
Psychological Sciences, Chair of Physical training,
Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration; Vemadsky Prospect, 84, Moscow, Russia;
Yury N. Kazakov — Doctor of Medical Sciences, Professor, Chair of Acmeology and Professional Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration; Vernadsky Prospect, 84, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Results of the aimed at studying of motivational, emotional and cognitive spheres of occupational choice by educational psychologists are presented in the article. Theoretical analysis considers theories of professional motivation of students in choice of profession. The analysis of professional motivation allows considering the development of professional motivation of the student as structural process of consciousness. Acmeological orientation of development of professional motivation is presented by complex multilevel structure of value orientations. Empirical test is carried out among selection of students (future psychologists) in the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Service. The following methods are used: 1) motivation research questionnaire by V.M. Rusalova aimed at assessment of motivation of profession selection between «valuableness» and «accessibility»; 2) Ch.D. Spilberger's trait and state anxiety questionnaire, HAM («health-activity-mood»); 3) G. Ayzenk's self-assessment of mental states questionnaire; 4) Questionnaire of psychological disadaptation by O.N. Rodina, questionnaire of general health by D. Golberg. As a result it was revealed that at profession selection focusing on its subjective importance (value), students show high rates of the level of uneasiness, disadaptations and state of health, connected with activation of vegetative nervous system and risk of developing of neuroses. Students making profession selection on the basement of its availability (money, material values) show lower anxiety rates, better adaptation and normal health. Key words: educational and professional motivation, valuable orientations, profession selection, image of future profession of psychologists.
REFERENCES
1. Klimov E.A. Psihologija professional [Psychology professional]. Moscow, 1996.400 p. Psychology professional.
2. Habaeva L.M. Vlijanie cennostnyh orientacii na razvitie professional'noi motivacii studenta vuza. [The Impact of value
orientations on the development of professional motivation of students of the University.]. Moscow, 2002, pp. 4-7.
3. InozemcovaA.N. Vlijanie professional'nogo samo-soznanija studentov na formirovanie psihologicheskoi gotovnosti k professional'noi dejatel'nosti. [Influence of professional consciousness of students on formation of psychological readiness for professional activity.] Moscow, 2002, pp.24-28.
4. Moskalenko O. V. Psihologo-akmeologicheskie osoben-nosti samosoznanija lichnosti. [Psycho-acmeological peculiarities of consciousness of the person]. Astrakhan, 1996. 352 p.
5. Edyshova O.A. Professional'noe samosoznanie kak psi-hologicheskaja sostavljayushaja professional'nogo stanovlenija. Fundamental'nye issledovanija. [Professional consciousness as psychological component of professional formation. Basic researches]. 2006, № 7,196 p.
6. Bern R. Razvitie Ja koncepcii i vospitanie.[Develop-ment I concepts and education] Moscow, Progress, 1986. 336 p.
7. DerkachA.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professional [Acmeological basis of development of professional]. Moscow, MPSI, 2004. 752p.
8. HaljapinaL.N. Socializacija uchitelja. [Socialization of the teacher]. Moscow, Science, 1995. 89 p.
9. Super D.E. The Psychology of careers. [The Psychology of careers]. N, Y, 1957. 180 p.
10. DoncovaA.I., Belokrylova G.M. Professional'nye pred-stavlenija studentov- psihologov. [Professional representations students psychologists]. Voprosy psihologii. [Questions of psychology], no 2, 1999, pp. 43-45.
11. Kukosjan O. G. K voprosu professional'nyh kachestv lichnosti psihologa-praktika. Psihologicheskie problemy samo-realizacii lichnosti. [To a question of professional qualities of the identity of the psychologist — the practician. Psychological problems of self-realization of the personality]. Sbornik nauchnyi vypusk [Collection of Scientific release], no 3, Krasnodar,1997. 205 p.
12. Rodzhers K. Konsul'tirovanie psihoterapii.Noveishie podhody v oblasti prakticheskoi raboty [Consultation of psychotherapy. The latest approaches in the field of practical work] Moscow, Eksmo-press, 1999. 464 p.
13. Derkach A.A. Metodicheskie i prikladnye aspekty izuchenija akmeologicheskoi sredy: sbornik nauchnyh statei [Methodological and applied aspects of acmeological environment: collection of scientific articles]. Moscow, RAGS, 2010. 332 p.
14. Kazakov Y.N. Zdorov'e — produkt akmeologicheskogo fenomena samosti v sisteme bezopasnosti lichnosti. [Health is a product of acmeological phenomenon of the self in the security of the individual.] Akmeologija [Akmeology], 2011, no. 3, p. 39.
15. Kazakov Y.N. Medicinskaja akmeologija zdorov'ja i stressoustoichivosti v psihologii bezopasnosti gosudarstvennyh sluzhashih. [Meditsinskaya akmeology of health and resistance to stress in psychology of safety of public servants] Moscow, RAGS, 2009, no 1, p 25.