Научная статья на тему 'Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот'

Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1123
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СИРОТЫ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Ахмедпашаева Калимат Арслановна, Ибрагимова Лейла Алиевна

В статье описывается проблема мотивации достижения успеха подростков-сирот. Характеризуется роль мотивации достижения в структуре личности, раскрываемая в рамках когнитивного и атрибутивного подхода. В статье изучаются и анализируются особенности мотивации достижения успеха подростков-сирот в сравнении с детьми, воспитывающимися в условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Ахмедпашаева Калимат Арслановна, Ибрагимова Лейла Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот»

Психолого-педагогические науки •••

11

УДК 159

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ

THE DEVELOPMENT FEATURES OF ORPHANED TEENAGERS’ MOTIVATION OF ACHIEVEMENT

© 2015 Багандова Г. Х., Ахмедпашаева К. А., Ибрагимова Л. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Bagandova G. Kh., Ahmedpashaeva K. A., Ibragimova L. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье описывается проблема мотивации достижения успеха подростков-сирот. Характеризуется роль мотивации достижения в структуре личности, раскрываемая в рамках когнитивного и атрибутивного подхода. В статье изучаются и анализируются особенности мотивации достижения успеха подростков-сирот в сравнении с детьми, воспитывающимися в условиях семьи.

Abstract. The authors of the article describe the issue of orphaned teenagers’ success achievement motivation. They characterize the role of achievement motivation in the personality structure, disclosed in the framework of the cognitive and attributive approach. They also research and analyze the peculiarities of orphaned teenagers’ success achievement motivation in comparison with the children raised in a family environment.

Rezjume. V stat'e opisyvaetsja problema motivacii dostizhenija uspeha podrostkov-sirot. Harakterizuetsja rol' motivacii dostizhenija v strukture lichnosti, raskryvaemaja v ramkah kognitivnogo i atributivnogo podhoda. V stat'e izuchajutsja i analizirujutsja osobennosti motivacii dostizhenija uspeha podrostkov-sirot v sravnenii s det'mi, vospityvajushhimisja v uslovijah sem'i.

Ключевые слова: дети сироты, мотивация, мотивация достижения, мотивация достижения успеха, мотивационный аспект личности.

Keywords: orphaned children, motivation, achievement motivation, success achievement motivation, motivational aspect of the personality.

Kljuchevye slova: deti siroty, motivacija, motivacija dostizhenija, motivacija dostizhenija uspeha, moti-vacionnyj aspekt lichnosti.

В последние годы в России достаточно большое внимание уделяется проблеме сиротства. Проводимая в стране социальноэкономическая политика в последние два года, способствовала снижению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается достаточно высокой. По данным уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова в январе 2013 г. на учете по России стояли 643 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тогда как в начале января 2014 г. количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 106 тыс. человек.

Условия, в которых воспитываются и развиваются дети-сироты, специфичны. Специфичность условий детского дома проявляется в отсутствии родительского тепла, внимания, ласки, недостаточности полноценного эмоционального общения со взрослыми, ограниченности круга общения, узости контактов со сверстникамии др. Неблагоприятные условия воспитания и развития воспитанников детского дома способствует их неадекватной самооценке, несамостоятельности в суждениях и

поведении, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха. Специфичные условия развития и воспитания детей-сирот обусловливают неверие воспитанников в положительность достижения успеха.

В отечественной и зарубежной психологии имеется большое число работ, посвященных исследованию психического и личностного развития подростков-сирот (Bowlby J., 1951; Freud A., 1973; Дубровина И. В., 1991; Кондратьев М. Ю., 1994; Лисина М. Н., 1990; Мухина

B. C., 1989; Прихожан A. M., 2005; Толстых Н. Н., 2005 и др.). По данным этих исследователей в психическом и личностном развитии у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, отмечаются значительные изменения. Авторы отмечают, что у воспитанников из детских домов встречается ряд трудностей в личностном развитии. Многие личностные проблемы подростков-сирот (негативизм, лень, иждивенчество, неуверенность в себе и др.) связаны с неразвитой мотивационной сферой. Низкий уровень самостоятельности детей, воспитывающихся вне семьи, а также ответственности за свои поступки, напрямую связаны с мотивацией достижения успеха.

12

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

В последние годы в условиях детского дома наиболее изучаемыми психологами и педагогами вопросами являются коррекция и эмоционального и когнитивного развития детей-сирот. Одной из малоизученных проблем де-тей-сирот является формирование и развитие мотивационной сферы их воспитанников. Самым «слабым звеном» ребенка, воспитанного вне семьи, является мотивационный аспект.

Проблема мотивации достижения успеха изучалась в исследованиях отечественных психологов (Белкин А. С., 1991; Горожанина Е. В., 2001; Григоричева И. В., 2003; М. Е. Лит-вак, 1994; Магомед-Эминов М. Ш., 1987; Маркова А. К., 1996; Немов Р. С., Синягин Ю. В., 1987; Пересыпкина М. Е., 1996 и др.). Изучением мотивации достижения детей-сирот занимались лишь некоторые психологи Е. А. Булатова, В. А. Кручинин и др. Н. Б. Евстифеева считает, что для воспитанников детских домов большое значение имеет формирование компонентов мотивации достижения успеха [4].

Т. О. Гордеева применяет термин мотивации для объяснения причин поведения людей, его направленности и механизмов осуществления. Основным средством формирования и развития мотивационной сферы личности является деятельность. Одной из основных мотиваций, которая влияет на его полноценное развитие личности, является мотивация достижения. Автор под мотивацией достижения понимает мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение определенного результата [2]. Мотивация достижения связана с двумя мотивами: мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудачи. Мотив избегания неудачи - противоположный мотиву успеха, возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения [5].

Мотивация достижения в структуре личности рассматривается в рамках когнитивного и атрибутивного подхода. Ряд авторов предложили множество теорий, описывающих мотивацию достижения. В качестве предикторов мотивации достижения рассматриваются такие понятия, как локус контроля, каузальные атрибуции, выученная беспомощность, самоэффективность, тип представлений о способностях. В различных теориях каузальной атрибуции Б. Вайнера, теории самоэффективности A. Бандуры, теории ожидаемой ценности Дж. Аткинсона, социокогнитивная теория

C. S. Dwek, теория воспринимаемого контроля Б. Скиннера указывается ведущая роль представлений индивида о своих способностях [1].

Потребность в достижении можно формировать, влияя на мотив достижения, самооценку своих способностей, развивая убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий, увеличивая привлекательность, ценность успеха.

Мотивация достижения успеха имеет возрастные особенности. Благоприятным периодом в формировании мотивации достижения успеха является подростковый возраст. По

мнению Е. А. Булатовой, В. А. Кручинина и др. необходимым условиемдля формирования высокой мотивации достижений у детей является наличие в окружении ребенка образца для подражания. Так, в условиях семьи пример стремления к успеху подают ребенку его родители, а в условиях детского дома воспитатели, педагоги [6]. Авторы считают, что в случае, когда ребенок видит, как взрослые из его окружения смиряются с ролью неудачников, то он или примет его позицию или будет стараться избегать неудачи.

В своих исследованиях С. С. Занюк, Н. В. Афанасьева, М. В. Кондратьева и др. отмечают, что в развитии мотивации достижения успеха у младшего школьника происходит становление определенного типа атрибуции успехов и неудач. У подростков появляется способность взвешивать внешние и внутренние обстоятельства и принимать осознанные решения [6]. Цахаева А. А., Аминов У. К., Аминова Д. К. в качестве эффективного механизма реализации психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности в подростковом возрасте выделяют мотив достижения успеха [7].

Анализ литературных источников мотивации достижения показал тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Стремление к успехам закладывается еще в дошкольном возрасте. Дети, обладающие высоким уровнем мотивации достижения успехов, как правило, самостоятельно преодолевают трудности, возникающие на их жизненном пути, опережают в развитии своих сверстников. От степени развитости мотивации достижения успехов зависит дальнейшее психологическое развитие ребенка как личности. Дети, у которых более выражен мотив в достижении успеха в жизни добиваются большего и в личностном развитии, и в профессиональном росте, чем те, у которых доминирует стремление избегания неудач. Проведенный теоретический анализ литературы показывает низкий уровень сфор-мированности мотивации достижения успеха у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. У детей, воспитывающихся вне семьи, доминирует стремление избегания неудач, что приводит к низкому уровню самостоятельности, ответственности за свои поступки, недисциплинированности, негативизму и т. д. Низкий уровень самостоятельности воспитанников детских домов, ответственности за свои поступки, напрямую связаны с мотивацией достижения успеха. В связи с этим особое значение приобретает осознанная психолого-педагогическая работа, развивающая мотивационный аспект личности подростка, воспитывающегося вне семьи.

На основе проведенного теоретического анализа мотивации достижения нами была подвергнута специальному исследованию мотивация достижений подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в сравнении с подростками, воспитывающимися в семье. Для изучения особенностей мотивации

Психолого-педагогические науки •••

13

достижений подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, были использованы следующие методики: тест-опросник измерения мотивации достижения в модификации А. Мехрабиана (адаптация М. Ш. Ма-гомед-Эминова), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А. А. Реана), шкала потребности в достижениях Ю. М. Орлова, методика «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой.

Таблица

Основные результаты сравнительного анализа уровня выраженности ______________мотивации достижения у подростков__________________________

Тест на диспе однородность рсий Ливена Критерий t-Стьюдента

F р-уров знач. t Число степеней свободы df р-уров знач 95% доверительный интервал

Ниж.гран. Верх.гран.

Мехрабиан 2,526 ,119 ,669 96 ,002 -1,756 18,828

Реан ,331 ,568 1,990 96 ,050 -1,888 1,562

Орлов ,000 ,996 1,055 95 ,294 -,434 1,417

Ильин, Курдюкова ,388 ,535 2,374 95 ,029 -1,671 1,141

Все результаты, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты статистическому анализу. Для сравнения уровня выраженности мотивации достижения у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, был применен статистический критерий t-Стьюдента. Основные результаты статистической обработки представлены в таблице.

обнаружено лишь в отношении потребности в достижениях.

На основе проведенного эмпирического исследования мотивации достижения детей, воспитывающихся в условиях детского дома, обнаружено преобладание мотива избегания неудач над мотивом достижения успеха. Изучаемые показатели мотивационной сферы у подростков, воспитывающихся в семье выше, чем у их сверстников из детского дома.

Таким образом, теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование показали значимые различия в выраженности мотивации достижения в изучаемых выборках. Эффективность работы субъектов образования детских домов в значительной мере определяется степенью учета ими общих и личностных особенностей детей-сирот, в повышении достижения успеха. В перспективе дальнейшей работы нами намечена разработка и реализация программы повышения мотивации достижения подростков-сирот через систему психологических занятий. Такая система психологических занятий является конструктивной формой психологической помощи в решении проблем мотивации успеха, повышении надежды на успех, потребности в достижении.

Литература

1. Булатова Е. А. Формирование мотивации достижении успеха у подростков, лишенных родительского попечительства: Дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 2. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. М. : Смысл; Академия. 2006. 336 с. 3. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы [Текст] / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации / под. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. 2002. С. 47-103. 4. Евстифеева Н. Б. Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов: Дисс. . канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2006. 5. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М. :

ПЕР СЭ, 2007. 6. Кручинин В. А., Булатова Е. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте [Текст]: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. 7. Цахаева А. А., Аминов У. К., Аминова Д. К. Реализация психологического ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. № 3, 2014. С. 33-36.

References

1. Bulatova E. A. Forming the success achievement motivation of teenagers deprived of parental care: Diss. ... Cand. Psychol. Nizhny Novgorod, 2008. 2. Gordeeva T. O. Psychology of achievement motivation [Text] / T. O. Gordeeva. M. :

На гистограмме (рис.) представлено распределение средних значений мотивации достижения двух исследуемых групп. Сравнение мотивации достижений у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и в условиях семьи, показало значимые различия в выраженности мотивации достижения.

20

15

10

5

0

ill

IT

Cr

Игр ■ 2гр

Рис. Гистограмма распределен ия средн их значений мотивации достижения у подростков, воспитывающихся в детском доме (1) и в семье (2)

Подростки, воспитывающиеся в семье, более мотивированы на успех, в большей степени направлены на приобретение знаний, чем их сверстники из детского дома. Различий не

14

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Meaning; Academy. 2006. 336 p. 3. Gordeeva T. O. achievement Motivation: theory, research, problem [Text] / T. O. Gordeeva // Modern psychology of motivation / Ed. by D. A. Leontiev. M. : Smysl. 2002. P. 47-103. 4. Evstifeeva N. B. Peculiarities of motivation of achievement of success of children in orphanages: Diss. ... Cand. Psychol. Nizhny Novgorod, 2006. 5. Kondratiev M. Yu., Ilyin V. A. The alphabet of social psychologist and practices. M. : PER SE, 2007.

6. Kruchinin V. A., Bulatova E. A. Forming the motivation of the teenage success achievement motivation [Text]: monograph / V. A. Kruchinin, E. A. Bulatov; Nizhny Novgoros State Archit. Build. University N. Novgorod: NNSABU, 2010.

7. Tsakhaeva A. A., Aminov U. K., Aminova D. K. Implementing the psychological resource of the adaptive behavior in the process of personality development // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. # 3, 2014. P. 33-36.

Literatura

1. Bulatova E. A. Formirovanie motivatsii dostizhenii uspeha u podrostkov, lishennyih roditelskogo popechitelstva: Diss. ... kand. psihol. nauk. Nizhniy Novgorod, 2008. 2. Gordeeva T. O. Psihologiya motivatsii dostizheniya [Tekst] / T. O.

Gordeeva. M. : Smyisl; «Akademiya». 2006. 336 s. 3. Gordeeva T. O. Motivatsiya dostizheniya: teorii, issledovaniya, problemyi [Tekst] / T. O. Gordeeva // Sovremennaya psihologiya motivatsii / pod. red. D. A. Leonteva. M. : Smyisl. 2002. S. 47-103. 4. Evstifeeva N. B. Osobennosti motivatsii dostizheniya uspeha vospitannikov detskih domov: Diss. . kand. psihol. nauk. Nizhniy Novgorod, 2006. 5. Kondratev M. Yu., Ilin V. A. Azbuka sotsialnogo psihologa-praktika. M. : PER SE, 2007. 6. Kruchinin V. A., Bulatova E. A. Formirovanie motivatsii dostizheniya uspeha v podrostkovom vozraste [Tekst]: monografiya / V. A. Kruchinin, E. A. Bulatova; Nizhegorod. gos. arhit.stroit. un-t. N. Novgorod: NNGASU, 2010. 7. Tshakhaeva А. А., Aminov U. К., Aminova D. К. Implementing the psychological resource of the adaptive behaviour during the process of the personality development | |Dagestan State Pedagogical University, № 3, 2014. P. 33-36.

Статья поступила в редакцию 23.03.2015 г.

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

FORMING THE ELEMENTARY SPATIAL REPRESENTATIONS OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED SCHOOLCHILDREN

© 2015 Бахмудкадиева Д. Б., Мамаев Д. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Bakhmudkadieva D. B., Mallaev D. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены этапы обучения пространственной ориентировке учащихся младших и старших классов школы - интернат IV вида. Так же представлены результаты проведенных занятий со слепыми детьми по обучению ориентировки в пространстве с помощью трости, и с использованием остаточного зрения, сохранных анализаторов слепых и слабовидящих подростков.

Abstract. The authors of the article represent the stages of training the junior and senior schoolchildren for the spatial orientation at boarding school of the 4th type. They also present the results of conducted trainings with blind children in training for the orientation in space with the help of a cane, and with the use of the residual vision, intact analyzers of blind and visually impaired teenagers.

Rezjume. V stat'e predstavleny jetapy obuchenija prostranstvennoj orientirovke uchashhihsja mladshih i starshih klassov shkoly - internat IV vida. Tak zhe predstavleny rezul'taty provedennyh zanjatij so slepymi det'mi po obucheniju orientirovki v prostranstve s pomoshh'ju trosti, i s ispol'zovaniem ostatochnogo zrenija, sohrannyh analizatorov slepyh i slabovidjashhih podrostkov.

Ключевые слова: пространственная ориентировка, слепые и слабовидящие школьники, обучение ориентировке с помощью трости, ориентировка в микропространстве, ориентировка в макропространстве, мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.