Сорокина О.А.
старший преподаватель кафедры ПСК Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау
УДК 378.1
развитие мотивации достижения у студентов через профессиональные задачи
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений XXI века становится подготовка конкурентоспособных специалистов, творчески мыслящих, способных адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся мире. Данная статья представляет теоретическое обоснование и раскрытие сущности мотивации достижения как психолого-педагогической проблемы. Рассмотрен вопрос развития и формирования мотивации достижения у студентов университета. Установлено, что средством развития мотивации достижения успеха является решение профессиональных задач. Если систематически и целенаправленно использовать профессиональные задачи для развития мотивации достижения, то повысится качество предметных знаний, умений и навыков. Для развития высокой мотивации достижения студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу.
Исследуемая проблема заключается в раскрытии, отображении и осмыслении общих и конкретных педагогических условий и методических средств, способствующих развитию мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности студентов. Оценка достижения студентов должна быть нацелена на успех.
Ключевые слова: мотив, мотивация достижения, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, профессионально-ориентированные задачи.
development of students' achievement motivation by means of professional tasks
In the terms of socio-economic reform, continuous innovation and development of the education system under the influence of scientific-technical and humanitarian progress, competition in the labor market and educational services the main task of educational institutions of the XXI century is the training of competitive specialists, creative thinkers, who are capable of adapting and working in the fast-developing world successfully. This paper presents a theoretical foundation and disclosure of achievement motivation as a psychological-and-pedagogical problem. The question of the development and formation of the students' achievement motivation is considered. The thesis reveals the professional tasks solving as the means of successful motivation. Systematical and purposeful use of the professional tasks for the achievement motivation development will improve the quality of subject knowledge and skills. For the development of high achievement motivation student must have a formed profession image, which will give a personal meaning to the educational process.
The investigated problem includes disclosure, representation and understanding of the general and specific pedagogical conditions and methodological tools to promote motivation of success in the students' professional work. Assessment of students' achievement should be aimed to success.
Key words: motive, achievement motivation, extrinsic motivation, intrinsic motivation, profession-oriented tasks.
Реформирование российской системы образования направлено на создание эффективно функционирующей национальной модели образования, обеспечивающей качество образования, которое удовлетворяет потребности общества в высококвалифицированных кадрах. Поступательное развитие системы образования, в том числе и технического, влечет за собой социально-экономическое продуцирование страны и возможность дальнейшего устойчивого экономического роста. Следовательно, приоритетной за-
дачей совершенствования высшего технического образования является повышение заинтересованности обучающихся в получении качественных профессиональных знаний, навыков и, как следствие, воспитание высокопрофессиональных специалистов.
Главной задачей образовательных учреждений XXI века становится подготовка конкурентоспособных специалистов, творчески мыслящих, способных адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся мире.
В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015
193
Мотивация имеет важное жизненное и общекультурное значение, так как выступает ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. Изучение проблемы мотивации представляет очевидный интерес, ведь современному человеку необходимо владеть информацией о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. По существу никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (в том числе социально-педагогическое взаимодействие со студентом) невозможно без учета особенностей его мотивации.
Мотивация - это психодинамическая система личности, организующая (побуждающая, направляющая), регулирующая деятельность и отражающая жизненное отношение личности к окружающему миру. Содержательная и динамическая сторона мотивации предопределяется рядом факторов: психическими процессами и состояниями - волевыми, эмоциональными, психическими образованиями, имеющими отношение к структуре личности (потребности, установки, ценностные ориентации), системой отношений личности к миру, собственной активностью, планируемыми результатами.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем понятие «мотивация достижения». Это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности, по Г. Мюррею, проявляется в стремлении добиться результата в работе, достичь определенного уровня в каком-либо деле [7]. Мотив достижения, как считает Х. Хекхаузен, показывает, насколько человек стремится повышать свои способности и умения, поддерживать их на высоком уровне. Мотив достижения характеризует две независимые тенденции - стремление к успеху и стремление избежания неудач [6].
Д. Мак-Клелланд выделяет три основные характеристики людей, которых отличает ярко выраженное стремление к достижению успеха. Такие люди предпочитают брать на себя ответственность при решении разнообразных задач; проявляют склонность к заранее просчитанному риску; ставят перед собой реальные и достижимые цели; нуждаются в признании своих заслуг. Мотивация достижений связана с проявлением таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, настойчивость. Основу мотива достижения составляет стремление человека к мастер-
ству, соперничеству, к работе (желание испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы) [4].
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Исследователями изучались различные аспекты проблемы: развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе, влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов, становление студентов в процессе обучения их в вузе, мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в ранней юности, психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе и другие.
Одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация дости-женческой деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [1].
Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотиваци-онной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим) [3].
Мотивация достижения даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации. Одни отдают предпочтение сложным задачам при изучении естественно-научных дисциплин, другие, наоборот, ограничиваясь скромными целями, выбирают сложные темы при изучении гуманитарных дисциплин и достигают именно в данной области значительных результатов.
Одним из важных типов мотивации является мотивация успеха, которая однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных резуль-
194
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (11), 2015
татов. Успех развития мотивации зависит, во-первых, от знания и учета взаимодействия мотивов с психологическими факторами мотивации, во-вторых, от создания педагогических условий, при которых данные психологические факторы могли бы положительно влиять на организацию профессионально-ориентированных заданий.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования будущий специалист должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в области производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, эксплуатационной деятельности.
Решение вышеуказанных задач определяет востребованность естественно-научных знаний при формировании теоретической базы. Средством формирования развития мотивации достижения является применение профессионально-ориентированных задач. Под профессионально-ориентированной задачей можно понимать задачу, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности инженера, а исследование этой ситуации способствует развитию у обучающихся определенных умений. К ним можно отнести следующие умения: коммуникативные, функциональные, алгоритмические, геометрические, стохастические. Для развития мотивации достижения необходимо организовать их целенаправленное и регулярное применение. Для этого преподаватель должен провести анализ дидактических единиц тем разделов; разработать задания, позволяющие проконтролировать уровень сформированно-сти умений. Для развития мотивации достижения необходимо сформулировать требования, предъявляемые к профессионально-ориентированным задачам, созданные на перечисленных умениях:
- содержание задачи и ее решение требует знаний по специальным предметам;
- решение задач должно обеспечивать профессиональное развитие личности будущего инженера;
- задача должна описывать ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности инженера.
Процесс обучения студентов решению профессионально-ориентированных задач должен заключаться в следующей последовательности этапов: восприятие объекта; осмысление; формирование знаний; усвоение знаний; преобразование знаний [5].
Для развития высокой мотивации достижения студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу. Студент будет мотивирован на результат, когда поймет, каким образом получаемые знания влияют на изменение его профессиональной ситуации, как они помогут решать профессиональные задачи. Е.П. Ильин справедливо отмечает, что «цель будет стимулировать человека только тогда, когда ее достижение имеет для него какой-то смысл. Бессмысленная работа не только снижает силу мотива, но и унижает достоинство человека» [2].
Список литературы:
1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006 - 333 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
3. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.
4. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебник для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2011.
6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 256 с.
7. Murray H.A. Explorations in personality / H.A. Murray. - New York; Oxford Press, 1938.
List of literature:
1. Gordeeva ТО. Psychology achievement motivation / Т.О. Gordeeva. - M.: The meaning; Ed. center «Acad-emy», 2006 - 333 p.
2. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Peter, 2000.
3. Magomed-Eminov M.Sh. The transformation of the individual / M.Sh. Magomed-Eminov. - M.: Psychoanalytic Association, 1998. - 496 p.
4. McClelland D. Motivation person / D. McClelland. -SPb.: Peter, 2007. - 672 p.
5. PodlasijI.P. Pedagogika: 100 questions - 100 answers: a textbook for high schools. - M.: Yurayt, 2011.
6. Hekhauzen H. Psychology achievement motivation / H. Hekhauzen. - St. Petersburg: Rech, 2001. - 256 p.
7. Murray H.A. Explorations in personality / H.A. Murray. - New York; Oxford Press, 1938.
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015
195