Научная статья на тему 'Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот'

Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ / ТИП АТРИБУЦИИ / СТИЛЬ АТРИБУЦИИ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ (НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ) ТИП АТРИБУЦИИ / ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ И ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СТИЛИ АТРИБУЦИИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович

В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот. Выявлены различия в проявлениях и развитии каузальных атрибуций подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Далгатов Магомед Магомедаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот»

УДК 759.9:37.015.3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАУЗАЛЬНЫХ АТРИБУЦИЙ ДОСТИЖЕНИЙ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ

®2010 Багандова Г.Х., Далгатов М.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования каузальных атрибуций достижений подростков-сирот. Выявлены различия в проявлениях и развитии каузальных атрибуций подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.

The authors of the article present results of the empirical research of the causal attributions of teenage orphans' achievements. They've found differences between the displays and the development of causal attributions of teenager orphans and teenagers, brought up in the family conditions.

Ключевые слова: каузальная атрибуция достижений, тип атрибуции, стиль атрибуции, благоприятный (неблагоприятный) тип атрибуции, оптимистический и пессимистический стили атрибуции, самооценка.

Keywords: causal attribution of achievements, attribution type, attribution style, favorable (unfavorable) attribution type, optimistic and pessimistic attribution type, self-esteem.

Актуальность исследования

В России на сегодняшний день более полумиллиона детей-сирот, включая социальных сирот (детей, оставшихся без попечения родителей). Основными причинами, способствующими распространению социального сиротства, являются рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, их асоциальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.) [7, 8]. Хотя в последние годы отмечена тенденция к уменьшению количества детей-сирот, что, вероятно, связано, прежде всего, с увеличением размера материальных выплат на обеспечение детей-сирот и с вознаграждением замещающих родителей.

Условия жизни детей-сирот имеют свою специфику. Она заключается в отсутствии внимания, тепла, ласки со стороны родителей, и в первую очередь матери, а также в недостаточности общения детей с взрослыми, ограниченности круга общения, которая компенсируется высокой интенсивностью контактов со сверстниками данного учреждения. Спе-

цифические условия развития и воспитания в детском доме накладывают отпечаток на весь процесс формирования личности ребенка. Это касается эмоциональной сферы воспитанников детских домов, для большинства которых свойственны высокий уровень тревожности и фрустрированности, пониженное настроение и бедность эмоционального выражения, депрессия и страхи (И. В. Дубровина, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Н. М. Неупокоева, А. М. Прихожан, Н. К. Радина, Л. И. Рюмшина, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульга, Т. Н. Юферева и др.). Вместе с тем в исследованиях названных авторов выявлены характерные различия в личностном развитии у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи. В частности, было обнаружено, что у большинства воспитанников детского дома отмечаются негативная «Я-концепция», низкая самооценка, низкий уровень самоуважения, тогда как у подростков, воспитывающихся в условиях семьи, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и высокий уровень самоуважения.

Несмотря на множество исследований, проведенных среди детей-сирот, мы не обнаружили в доступной нам литературе работ, посвященных изучению особенностей проявления и развития каузальных атрибуций достижений подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. За последние три десятилетия проведено значительное число исследований, направленных на изучение связи каузальной атрибуции с мотивацией, эмоциональными процессами, а также поведенческими проявлениями личности. Полученные на материале изучения учащихся школ, студентов, педагогов и представителей разных профессий данные свидетельствуют о том, что каузальная атрибуция достижений субъекта деятельности положительно коррелиру-ется с такими личностными свойствами, как «Я-концепция», самооценка, уровень тревожности, мотивация достижения и локус контроля (Т. О. Гордеева, М. М. Далгатов и др.). Результаты этих исследований косвенно указывают на специфику функционирования и развития каузальных атрибуций достижений у подростков-сирот в отличие от подростков, воспитывающихся в полноценных семьях.

Нами были исследованы особенности проявления каузальных атрибуций достижений подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в сравнении с подростками, воспитывающимися в условиях семьи. Целью работы послужило изучение особенностей проявления и развития каузальной атрибуции достижений подростков-сирот, в отличие от подростков, воспитывающихся в условиях семьи.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что каузальные атрибуции достижений подростков-сирот, в сравнении с подростками, воспитывающимися в условиях семьи, имеют свои особенности, формирующиеся в условиях детского дома:

- во-первых, большинство подростков-сирот имеют неблагоприятный тип атрибуций достижений и пессимистический атрибутивный стиль, а также низкий уровень самооценки;

- во-вторых, для большинства подростков, воспитывающихся в условиях семьи, характерен благоприятный тип атрибуций достижений и оптимистический атрибутивный стиль, а также относи-

тельно высокий и адекватный уровень самооценки.

Соответственно были определены задачи исследования:

- Теоретический анализ проблемы каузальных атрибуций достижений и личностных особенностей подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.

- Подбор методов и методик изучения каузальных атрибуций достижений (типа и стиля атрибуции) и диагностики самооценки.

- Сравнительно-психологический анализ результатов изучения особенностей каузальных атрибуций достижений подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи.

- Формулирование выводов на основе проведенного исследования.

Определение понятий

Каузальная атрибуция достижений -это когнитивный процесс интерпретации индивидом собственных достижений и приписывание причин своим успехам и неудачам при выполнении какой-либо деятельности. В исследованиях Б. Вай-нера и его коллег эмпирически установлены такие причины, как способности, усилия, везение, настроение, помощь со стороны и трудность задания [цит. по: 5]. Эти причины отличаются друг от друга по психологическим параметрам -по локусу контроля (внешний или внутренний), устойчивости (стабильный и изменчивый) и подконтрольности (контролируемый и неконтролируемый субъектом). Например: усилия - внутренняя, изменчивая и контролируемая причина; способности - внутренняя, стабильная и неконтролируемая причина.

Тип атрибуции - свойственный данному индивиду способ объяснения своих достижений (успехов и неудач) в деятельности определенными причинами.

Благоприятный тип атрибуции - такой тип атрибуции, который обусловливает положительную мотивацию и высокий уровень эффективности деятельности. Согласно Б. Вайнеру, благоприятным типом атрибуции считается атрибуция неуспеха к усилию (неуспех - это результат моих недостаточных стараний) и атрибуция к способности и усилию в ситуации успеха (успех - результат моих способностей и усилий).

Неблагоприятный тип атрибуции -тип атрибуции, который снижает моти-

вацию и как следствие эффективность деятельности. По мнению Б. Вайнера и его коллег, неблагоприятной является атрибуция неуспеха к отсутствию или недостаточности способностей и везения (неуспех - результат отсутствия у меня способностей и невезения), а также атрибуция успеха к везению и легкости задания (успех - результат везения и легкости задачи) [цит. по: 5] .

Стиль атрибуции - это относительно устойчивый способ объяснения индивидом происходящих с ним событий (благоприятных и неблагоприятных). Атрибутивные стили М. Селигмана описываются с помощью трех параметров: постоянство, широта (глобальность) и пер-сонализация. Первый параметр указывает на постоянный или временный характер объяснения причин (атрибуции) происходящих с индивидом событий, в том числе успехов и неудач в деятельности. Второй параметр стиля атрибуции -пространственный, рассматривающий происходящие с индивидом события по степени универсальности: склонен ли человек к чрезмерному обобщению или, наоборот, к специфическому, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций. И, наконец, третий параметр -персонализация указывает на интер-нальный (внутренний) или экстерналь-ный (внешний) характер причинного объяснения (атрибуции) происходящих событий и в оценке достижений.

Пессимистичный стиль объяснения характеризуется объяснением плохих (неблагоприятных) событий личностными (внутренними) характеристиками, являющимися стабильными (постоянными) и универсальными (широкими), а оптимистический стиль - внешними, временными и конкретными причинами. Что же касается хороших событий, то наблюдается противоположная картина: при пессимистическом стиле объяснения хорошие события рассматриваются как временные, вызванные внешними причинами и относящиеся к конкретной области (например, везение), а при оптимистическом стиле - как постоянные, универсальные и вызванные внутренними (личностными) причинами (например, наличием способностей).

Самооценка - относительно устойчивое свойство личности, компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе (самосознание) оценку челове-

ком самого себя, своих способностей, других качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка характеризуется правильной оценкой своих качеств, возможностей и способностей при решении различных задач. Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватно заниженную самооценку - недооценку себя. Самооценка является важным регулятором поведения, которая обусловливает эффективность деятельности и характер взаимоотношений человека с окружающим миром, а также его отношение к своим успехам и неудачам.

Методы и методики исследования

1) методика измерения типов атрибуции Бугенталя-Уейлена-Ханекера (модификация М. М. Далгатова, И. И. Ильясова);

2) опросник атрибутивного стиля Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой;

3) модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн-Прихожан;

4) методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, статистические критерии, корреляционный и дисперсионный анализ. При обработке данных использовались статистические пакеты SPSS 11 и 13.

Выборку эмпирического исследования составили 202 человека, из них 101 испытуемый - учащиеся школы № 30 г. Махачкалы, другие 101 человек - воспитанники школы-интерната г. Махачкалы (72 человека) и 29 воспитанников детского дома г. Избербаша Республики Дагестан.

1. Модифицированный вариант методики Бугенталя-Уейлена-Ханекера [6]. Предназначен для измерения типов атрибуции в соответствии с теорией атрибуции Б. Вайнера. Методика была модифицирована И. И. Ильясовым, М. М. Далгатовым и относится к числу бланковых. Испытуемым предлагается оценить роль способностей, усилий, трудности задания, удачи (везения), помощи со стороны, настроения (самочувствия) в успехах и неудачах в учебной деятельности и ранжировать их по значимости, приписывая этим факторам соответствующий цифру (ранг).

2. Опросник атрибутивного стиля Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой [3]. Теоретической основой данной методики является теория оптимистического-

пессимистического стиля объяснения М. Селигмана [10]. Данная методика направлена на диагностику стиля объяснения благоприятных и неблагоприятных событий. Объяснительный стиль, как указывалось, характеризуется своеобразным сочетанием параметров постоянства, широты и персонализации (локусу контроля).

3. Модифицированный вариант методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн - А. М. Прихожан. Адаптированный нами вариант методики основан на прямом оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда характеристик индивида, которые представляют собой четыре причинных фактора, выступающих в качестве типов атрибуции: способности, усилия, трудность задания и везение. Обследуемым предлагается на вертикальной линии отметить черточкой, крестиком развитие этих характеристик у них в настоящее время [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Таблица 1 Средние ранги при ранжировании каузальных атрибуций достижений в ситуации успеха подростками-сиротами и подростками, воспитывающимися в семье

Группы N Сред ний ранг Уровень значи мости

Атрибуция успеха к способностям 1 101 111,00 ,018

2 101 92,00

Всего 202

Атрибуция успеха к усилиям 1 101 101,09

2 101 101,91

Всего 202

Атрибуция успеха к трудности задачи 1 101 92,41 ,023

2 101 110,59

Всего 202

Атрибуция успеха к везению 1 100 109,97 ,026

2 101 92,12

Всего 201

Атрибуция успеха к помощи со стороны 1 101 91,69 ,015

2 101 111,31

Всего 202

Атрибуция успеха к настроению 1 101 103,16

2 101 99,84

Всего 202

Группирующая переменная: 1 - группа подростков-сирот, 2 - группа подростков, воспитывающихся в семье

Изучение типов атрибуции при объяснении успехов в учебной деятельности у подростков из семьи и подростков-сирот выявило статистически значимые различия в ранжировании перечисленных факторов (табл. 1).

Согласно таблице 1, в группе подростков-сирот при объяснении успехов чаще наблюдается неблагоприятный тип атрибуции (при объяснении своих успехов чаще используют такие причинные факторы, как легкость задачи, помощь со стороны). А у подростков из семьи - благоприятный тип (успех чаще объясняют своими способностями).

При объяснении неудач в учебной деятельности подростки из семьи чаще атрибутируют к недостаточности усилий, что свидетельствует о благоприятной атрибуции достижений. Подростки-сироты же чаще объясняют свой неуспех трудностью задачи.

Для определения стиля атрибуции у изучаемых выборок использовали опросник атрибутивного стиля Т. О. Гор-деевой и В. Ю. Шевяховой. При изучении объяснительного стиля у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, в достиженче-ской и межличностной сферах были выявлены некоторые различия, причем на уровне статистической значимости. В частности, определены значимые различия параметров постоянства и контроля, а также атрибутивного стиля объяснения как успехов, так и неудач в достиженче-ской деятельности у испытуемых двух выборок (табл. 2).

При сравнении параметров объяснительного стиля в межличностной сфере в ситуации успеха и неудачи у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, также были обнаружены значимые различия. В частности, параметр широты в межличностной сфере в ситуации успеха и неудачи у подростков-сирот достоверно ниже, чем у подростков из семьи. В то же время параметр контроля в ситуации неудачи у подростков-сирот наоборот выше, чем у подростков из семьи. Это свидетельствует о пессимистическом атрибутивном стиле у подростков-сирот и оптимисти-

ческом объяснительном стиле у подро- мьи.

стков, воспитывающихся в условиях се-

Таблица2

Средние значения уровней выраженности параметров объяснительного стиля в достиженческой сфере у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семье

Группы N Среднее Стд. отклонение Уровень значимости

Параметр широты атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (успехи) 1 101 16,5347 4,84884

2 101 15,8713 5,74746

Параметр постоянства атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (успехи) 1 101 14,7723 4,67521 ,001

2 101 16,8416 4,32142

Параметр контроля атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (успехи) 1 101 18,9802 5,18263 ,007

2 101 20,7822 4,12942

Атрибутивный стиль в достиженческой деятельности (успехи) 1 101 50,2574 9,44527 ,014

2 101 53,4950 9,08144

Параметр широты атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (неудачи) 1 101 15,4455 5,70697

2 101 16,1881 5,83732

Параметр постоянства атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (неудачи) 1 101 15,0693 4,73341 ,000

2 101 17,6535 4,19627

Параметр контроля атрибутивного стиля в достиженческой деятельности (неудачи) 1 101 18,5149 4,83449 ,018

2 101 19,9406 3,60228

Атрибутивный стиль в достиженческой деятельности (неудачи) 1 101 48,9208 9,14514 ,000

2 101 53,7822 8,14445

Примечание. Здесь и далее: 1 - группа т вающихся в семье

Таким образом, полученные данные в ходе исследования позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу: для большинства подростков-сирот характерны неблагоприятный тип атрибуции и пессимистический атрибутивный стиль, в то время как для большинства подростков, воспитывающихся в условиях семьи, свойственны благоприятный тип атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль.

Как показали исследования А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, самосознание, отношение к себе у детей, выросших вне семьи, отстает в развитии всех аспектов «Я»: представление о себе, отношение к себе, образ «Я», самооценка. «Я-концепция» формируется у подростков-сирот иначе, чем у «семейных» детей. В нашем исследовании подтвердилось, что воспитанники детского дома в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию», они не уверены в себе.

Методика изучения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн, А. М. Прихо-

сов-сирот, 2 - группа подростков, воспиты-

жан, модифицированная М. М. Далгато-вым, позволила нам выявить уровень самооценки у подростков-сирот и подростков из семьи. Подростки-сироты оценивают себя по каждому из предложенных качеств значительно ниже, чем подростки, воспитывающиеся в условиях семьи. Анализ средних значений развития самооценки подростков, воспитывающихся в условиях семьи, и подростков-сирот позволяет утверждать, что самооценка способностей и везения у последних значительно ниже, чем самооценка этих же качеств у подростков из семьи.

Согласно результатам нашего исследования, самооценка у подростков, воспитывающихся в условиях отсутствия родительского попечительства, значительно ниже, чем самооценка подростков из семьи.

Как показал теоретический анализ, изучение личностных особенностей подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, обнаружи-

вает ряд различий между ними. У большинства воспитанников из детского дома отмечается негативная «Я-концепция», низкая самооценка, тогда как у подростков, воспитывающиеся в условиях семьи, позитивная «Я-концепция» и высокая самооценка.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние значения уровней самооценки у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семье

Группы N Среднее Стд. отклонение Знач. (2-сторон)

Самооценка 1 101 61,7129 21,50318 ,006

способностей 2 101 69,4356 17,64733

Самооценка 1 101 67,5842 20,30383 ,756

усилий 2 101 66,6337 23,05590

Самооценка 1 101 51,6337 26,28069 ,001

везения 2 101 62,8911 22,60836

Самооценка 1 101 52,4554 22,57588

трудности задачи 2 101 58,0594 25,93793 ,103

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить особенности проявления каузальных атрибуций достижений подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в сравнении с подростками, воспитывающимися в условиях семьи. Были определены существенные различия каузальных атрибуций достижений у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи. Дополнением к основным результатам исследования служат данные исследования, самооценки в исследуемых группах. Как уже отмечалось выше, результаты исследования показывают, что у большинства подростков-сирот отмечается неблагоприятный тип

атрибуции и пессимистический атрибутивный стиль, тогда как у подростков, воспитывающихся в условиях семьи -благоприятный тип атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование особенностей функционирования и развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот позволяет сделать ряд важных выводов:

1. Установлены различия на уровне статистической значимости в проявлении и функционировании каузальных атрибуций достижений подростков-сирот и подростков из семей.

2. В целом для подавляющего большинства подростков-сирот характерен неблагоприятный тип атрибуции, тогда как у подростков, воспитывающихся в условиях семьи, доминирует благоприятный тип атрибуции.

3. Обнаружены различия также в стилях атрибуции подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи: значительная часть подростков-сирот характеризуется пессимистическим атрибутивным стилем, в то время как многие подростки из семей отличились оптимистическим стилем атрибуции.

4. Большинство подростков-сирот с неблагоприятным типом атрибуции и пессимистическим атрибутивным стилем отличаются относительно заниженным (неадекватным) уровнем самооценки, в то время как у подростков с благоприятным типом атрибуции и оптимистическим атрибутивным стилем, воспитывающихся в условиях семьи, был выявлен адекватный и относительно завышенный уровень самооценки.

Примечания

1. Багандова Г. X. Теоретический анализ проблемы развития личности детей-сирот в условиях депривации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». Кострома : Костромской государственный университет, 2008. 2. Багандова Г. X. Особенности личностного развития подростка-сироты // Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: сборник статей 4-й Международной научно-практической конференции. Пенза : Приволжский Дом знаний, 2009. 3. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижений. М. : Смысл, 2006. 4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н„ Шевякова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОН. М. : Смысл, 2009. 5. Далгатов М. М. Развитие благоприятной атрибуции в процессе обучения. Монография. Ярославль : МАПН, 2001. 6. Далгатов М. М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования и изменение. Монография. М. : УМК «Психология», 2006. 7. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб. : Питер, 2005. 8. Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / ред. сост. В. С. Мухина. М. : Просвещение, 1991. 9. Прихожан А. М„

Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007. 10. Seligman М.Е.Р., Csikszent-mihalyi М. Positive psychology [Special issue] // American Psychologist. 2000. V. 55.

Статья поступила eредакцию 17.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.