Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников'

Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АБСТРАКТНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / PERSONALITY / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / ABSTRACT AND CONCRETE VALUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин Александр Михайлович

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов-первокурсников с 2003 по 2013 и 2018 гг. Актуальность исследования подтверждается необходимостью психологического изучения трансформации ценностной сферы в условиях социальных и политических изменений в российском обществе за последние годы на примере студентов-первокурсников, как одних из наиболее активных представителей социума, начинающих свое профессиональное становление. В результате проведенного исследования выявлено уменьшение инструментальных и абстрактных, с одновременным увеличением терминальных и конкретных ценностей первокурсников с 2003 по 2018 гг. Показано, что это косвенно могло свидетельствовать о снижении веры в себя, личностной незрелости, а также большей ориентации на внешние факторы с целью достижения жизненного успеха. Представлены результаты, что менялась частотность упоминания отдельных ценностей.Студенты стали чаще называть «здоровье», «семья», «родители» в результате пропаганды семейных ценностей и здорового образа жизни, но некоторые абстрактные внутренние инструментальные ценности, такие как «честность», «верность», «доброта» стали встречаться реже. Выявлено, что трудолюбие, совесть, порядочность, терпимость, чуткость в последние годы перестали упоминаться студентами, но появились ценности, связанные с успехом, временем, статусом, материальным благополучием и деньгами. Отмечено возможное искажение отдельных ценностей со временем, например, увеличение значимости ценности «семья» при уменьшении важности таких нравственных инструментальных ценностей, как «честность», «верность», «уважение», «чуткость», «ответственность», «терпимость» может свидетельствовать о трансформациисмыслового наполнения семейной ценности. Автор указывает, что полученные результаты могут быть полезны педагогам, психологам, социологам, а также самим студентам для формирования ценностной сферы молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS

The results of researching first-year students’ value orientations from 2003 till 2013 and 2018 are presented in the article. The relevance of the work is explained by the necessity of studying transformations of the value sphere in the frame-work of social and political changes in the Russian society over the recent years on the example of first-year students as one of the most active representatives of society, embarking on the path of their professional development. The results of the research have demonstrated the decrease of instrumental and abstract values of first-year students and the increase of terminal and concrete ones from 2003 till 2018. It has been shown to signify indirectly the decline in self-assurance, personal immaturity and greater orientation towards external factors with a view to reaching success. Some values have been indicated to distort over time. As an example, the significance of the family value has grown, whereas at the same timesuch moral instrumental characteristics as respect, honesty, responsibility, delicacy, tolerance have become less important, which can imply that the meaning of the family value has been changed.The frequencies of mention of some values have been indicated to be fluctuating. Students mentioned health, family and parents more frequently as a result of popularizing family values and healthy lifestyle, whereas some abstract internal instrumental values, such as honesty, loyalty, kindness have become less common. It has been revealed that hard work, conscience, decency, tolerance, delicacy haven’t been mentioned by students, and yet they have given way to the values, related to success, time, status, material welfare and money. This research has been indicated to be of certain use for psychologists, teachers, sociologists and students with the view to developing young peoples’ value sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников»



ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИИ: ТЕОРИЯ,

ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

DOI:10.23888/humJ20184672-682

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-

ПЕРВОКУРСНИКОВ

Лесин А.М.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов-первокурсников с 2003 по 2013 и 2018 гг. Актуальность исследования подтверждается необходимостью психологического изучения трансформации ценностной сферы в условиях социальных и политических изменений в российском обществе за последние годы на примере студентов-первокурсников, как одних из наиболее активных представителей социума, начинающих свое профессиональное становление.

В результате проведенного исследования выявлено уменьшение инструментальных и абстрактных, с одновременным увеличением терминальных и конкретных ценностей первокурсников с 2003 по 2018 гг. Показано, что это косвенно могло свидетельствовать о снижении веры в себя, личностной незрелости, а также большей ориентации на внешние факторы с целью достижения жизненного успе-ха.Представлены результаты, что менялась частотность упоминания отдельных ценностей.Студенты стали чащеназывать «здоровье», «семья», «родители» в результате пропаганды семейных ценностей и здорового образа жизни, но некоторые абстрактные внутренние инструментальные ценности, такие как «честность», «верность», «доброта» стали встречаться реже. Выявлено, что трудолюбие, со-

весть, порядочность, терпимость, чуткость в последние годы перестали упоминаться студентами, но появились ценности, связанные с успехом, временем, статусом, материальным благополучием и деньгами. Отмечено возможное искажение отдельных ценностей со временем, например, увеличение значимости ценности «семья» при уменьшении важности таких нравственных инструментальных ценностей, как «честность», «верность», «уважение», «чуткость», «ответственность», «терпимость» может свидетельствовать о трансформациисмыслового наполнения семейной ценности.

Автор указывает, что полученные результаты могут быть полезны педагогам, психологам, социологам, а также самим студентам для формирования ценностной сферы молодежи.

Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, абстрактные и конкретные ценности, студенты.

PECULIARITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS' VALUE

ORIENTATIONS

Lesin A.M.

Ryazan State Medical University

Abstract.The results of researching first-year students' value orientations from 2003 till 2013 and 2018 are presented in the article. The relevance of the work is explained by the necessity of studying transformations of the value sphere in the framework of social and political changes in the Russian society over the recent years on the example of first-year students as one of the most active representatives of society, embarking on the path of their professional development.

The results of the research have demonstrated the decrease of instrumental and abstract values of first-year students and the increase of terminal and concrete ones from 2003 till 2018. It has been shown to signify indirectly the decline in self-assurance, personal immaturity and greater orientation towards external factors with a view to reaching success. Some values have been indicated to distort over time. As an example, the significance of the family value has grown, whereas at the same timesuch moral instrumental characteristics as respect, honesty, responsibility, delicacy, tolerance have become less important, which can imply that the meaning of the family value has been changed.The frequencies of mention of some values have been indicated to be fluctuat-ing.Students mentioned health, family and parents more frequently as a result of popularizing family values and healthy lifestyle, whereas some abstract internal instrumental values, such as honesty, loyalty, kindness have become less common. It has been revealed that hard work, conscience, decency, tolerance, delicacy haven't been mentioned by students, and yet they have given way to the values, related to success, time, status, material welfare and money.

This research has been indicated to be of certain use for psychologists, teachers, sociologists and students with the view to developing young peoples' value sphere.

Key words: personality, value orientations, terminal and instrumental values, abstract and concrete values, students.

В настоящее время перед психологической наукой все чаще ставятся вопросы изучения личности, поскольку развитие общества неразрывно связано с гармоничным формированием личностных особенностей каждого его члена.

Личность представляет собой сложную многомерную структуру, характеризующую человека как социальную единицу, в которой особое место занимают направленность в целом и ценностные ориентации в частности.

Ценностная сфера является содержательной, смыслообразующей составляющей направленности личности,системой мировоззренческих ориентиров, которые могут рассматриваться как определенная сжатая программа развития человека и его жизни в целом[4, 5].

Принято различать терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности-цели -наиболее важные жизненные ориентиры, к которым стремиться человек. Инструментальные ценности-средства -морально допустимые и внутренне одобряемые формы поведения, способыдостижения целей, свойства, которые проявляются в большинстве жизненных ситуаций или которыми человек стремится обладать. Также разделяют конкретные, связанные с осязаемым миром (друзья, материальное благополучие, семья и пр.) и абстрактные ценности, которые не представлены в предметном окружении (свобода, творчество, любовь, мудрость и пр.) [2].

Ценностная сфера каждого человека зависит от различных социальных и политических процессов, изменчива и уязвима, особенно в период кризисов и потрясений, что обуславливает актуальностьи своевременность данного исследования, целью которого являлось изучение динамики ценностных ориентаций студентов-первокурсников, как активных представителей общества, находившихся в начале профессионального пути с 2003 по 2018 год.

Проведенный контент-анализ результатов анкетирования 394 студентов 1 курса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (в возрасте 17-19 лет) в 2003-2013 гг., предоставленных доктором педагогических наук, профессором Л.К. Гребенкиной[1], а также 40 студентов,поступивших в университет в 2018 году (17-19 лет), в котором им предлагалось ответить на вопрос: «Что самое ценное для меня?», позволил выявить изменения ценностной сферы студентов в разные годы.

В результате была обнаружена устойчивая тенденция к уменьшению у студентов инструментальных ценностей, связанных с личностными качествами: вос-

питанность, честность, милосердие и пр. В 2013 г. они упоминали их в 3 раза реже, чем в 2003 г. (см. табл. 1). В 2018 году их указывали среди важных только 4% студентов-первокурсников. Это косвенно могло свидетельствовать об уменьшении их склонности задумываться о средствах на пути получения желаемого результата, снижении веры в собственные силы, важности для них собственного образования, развития, личностного роста при увеличении их инфантильности и недостаточной личностной зрелости, а также большей ориентации на внешние факторы (деньги, «связи», помощь родителей, случайности) с целью достижения жизненного успеха.

На это указывало также уменьшение (с 84% в 2003 до 57% в 2013 и 50% в 2018 гг.) количества студентов, которые назвали абстрактные ценности, ориентированные на личностный рост, саморазвитие, самосовершенствование, теплые отношения с людьми и т.д. (трудолюбие, развитие, честность, верность, чуткость и пр.), при увеличении в 2 раза (с 38% в 2003 до 83% в 2013 и 98% в2018 гг.) студентов, упомянувших конкретныеценности, чаще связанные с меркантильными интересами (деньги, материальное благополучие, работа).

Таблица 1

Количество различных групп ценностей, названные студентами (в%)

в различные годы

Годы Группы ценностей

Инструментальные Терминальные Абстрактные Конкретные

2003 67 64 84 38

2005 55 71 71 44

2006 51 96 80 67

2007 25 94 66 69

2008 24 91 56 65

2009 29 95 76 64

2010 21 93 45 79

2011 20 89 37 91

2013 20 94 57 83

2018 4 100 50 98

При этом терминальных ценностей-целей (семья, здоровье, родители, благополучие и пр.), напротив, год от года у студентов становилось все больше (у 64% в 2003 и у 94% в 2013 гг.). В 2018 году все первокурсники (100%) упоминали их среди своих приоритетов. Это, при смутном представлении о том, как их можно достичь, недооценке собственных возможностей и личностного развития, о которых было сказано выше, скорее всего, свидетельствовало о постепенном формировании у студентов последних лет внутриличностного конфликта между желаемыми целями и невозможностью их достижения.

Значимость для студентов отдельных ценностей также менялась (см. табл.2).

Так, одни из них студенты стали называть чаще: «здоровье» (2% в 2003, 21% в 2010, 20% в 2011, 16% в 2013, 10% в 2018 гг.), «семья» (2% в 2003 и 40% в 2011, 2013 и 60% в 2018 гг.), «родители» (2% в 2003, 25% в 2009, 14% в 2010, 2011, 11% в 2013 и 10% в 2018 гг.). Возможно, на это повлияла пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, осуществляемая в последнее время.

Таблица 2

Количество различных ценностей, названных студентами (в %)

в различные годы

Годы

Ценности 200 200 200 200 200 200 201 201 201 201

3 5 6 7 8 9 0 1 3 8

Здоровье 2 - 2 3 3 7 21 20 16 10

Семья 2 18 29 19 15 29 14 40 40 60

Родители 2 11 7 28 15 25 14 14 11 10

Честность 33 20 11 6 6 12 7 - 3 3

Верность 13 2 7 2 3 7 - - - -

Доброта 9 15 9 8 - 10 3 9 3 -

Дружба 16 9 24 19 24 21 24 14 14 15

Любовь 11 11 11 16 21 29 21 11 14 3

Жизнь 13 9 40 22 9 10 17 6 17 3

Свобода 4 0 13 9 12 17 10 11 3 -

Развитие 4 3 7 5 9 2 - - 4 3

Трудолюбие 1 4 2 2 1 1 1 - - -

Совесть 1 2 1 - 2 1 - - -

Успех 2 1 2 8

Статус 1 2 1 -

Материальное благополучие - - - - 2 2 14 3 3 -

Деньги - - - 2 2 - 7 5 2 -

Время 3 3 -

В оспитанность 3 1 2 2 - 1 - - - -

Уважение 7 2 6 16 5 2 3 3 - -

Милосердие 2 - 3

Чуткость 2 2 2

Терпимость 3 2 2 4 - 2 - - - -

Работа - - 4 - - 10 7 9 3 3

Другие ценности, особенно абстрактные внутренние инструментальные, напротив, стали менее важны для студентов. Например, наиболее популярная ранее (33% в 2003 и 20% в 2005 гг.) абстрактная ценность «честность» постепенно все реже упоминалась студентами (3% в 2013 г. и отсутствовала в перечне ценностей в 2011 гг.); ценность «верность» в 2003 г. называлась 13% студентов, а в 2010, 2011, 2013 гг. ее не назвал никто; ценность «доброта» также потеряла свою значимость (9% в 2003, 15% в 2005 и только 3% в 2013и 2018 гг.).

Общечеловеческие ценности, как трудолюбие, совесть, порядочность, терпимость, чуткость, которые нечасто, но все же упоминались в 2003-2006 гг. некоторыми (1 -5%) студентами, в последние годы, к сожалению, ни у кого не встречались.

При этом у студентов появились конкретные ценности - цели, связанные с желанием обладать определённым социальным статусом и материальным благополучием, которых не было ранее и которые отражали ценностные ориентации современного общества в целом: успех (1-2% с 2009 и 8% в 2018 гг.), статус (1-2% с 2010 г.), материальное благополучие (1-14% с 2008 г.), время (3% в 2011 и 2013 гг.), деньги (до7% в 2010-2013 гг.).

Однако были и такие ценности, значимость которых для студентов в различные годы то уменьшалась, то увеличивалась. К ним можно отнести дружбу, любовь, жизнь, свободу, без которых невозможна жизнь человека во все времена.

Возможно, это было связано с изменениями в содержании и неоднозначным пониманием самих этих ценностей. Так, дружбу и любовь студенты могли связывать как с честностью, верностью, взаимопониманием, так и с деньгами, благополучием, статусом. Свободу, с одной стороны, могли понимать как внутреннюю возможность и стремление к саморазвитию и самореализации, с другой стороны, -как независимость от различных общественных норм и ответственности за свои действия и поступки, вседозволенность и т.д.

Анализ названных студентами ценностей позволил предположить также искажение отдельных ценностей со временем. Например, на наш взгляд, значимость терминальной ценности «семья» при уменьшении важности таких нравственных инструментальных ценностей, как «честность», «верность», «уважение», «чуткость», «ответственность», «терпимость» свидетельствовала о потере основного смысла семейной ценности [3]. Это подчеркивало важность рассмотрения терминальных ценностей в соотношении с инструментальными, раскрывающими сущность и способы достижения первых.

Как видим, у студентов появилось большее количество жизненных целей, отражающих внешние и конкретные ценности, однако они стали меньше задумываться о средствах их достижения, на что указывало уменьшение значимости инструментальных ценностей, особенно важности таких общечеловеческих ценностей «честность», «верность», «доброта», которые наполняют смыслом и содержанием ценности-цели и являются необходимыми для жизни человека в обществе.

Эти результаты могут быть полезны педагогам, психологам, социологам, которые занимаются вопросами воспитания молодежи, а также самим студентам для активного формирования гармоничной ценностной сферы.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гребенкина Л.К., Лесин А.М. Некоторые особенности направленности и ценностной сферы личности студентов-первокурсников высшей школы // Российский научный журнал. 2015. 1 (44). С. 88-94.

2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. 17 с.

3. Лесин А.М. Особенности и динамика развития ценностной сферы современной российской молодёжи // Психологическое благополучие в поликультурном мире: сборник статей победителей конкурсов научных работ студентов и аспирантов. - М.: РУДН, 2015. С. 125-143.

4. Пухарева Т.С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи [Электронный ресурс]// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018.Т.6. №3 (22). С. 541-552. Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=338 (дата обращения: 20.11.2018).

5. Тарасьян Н.А. Проблема ценностной сферы личности в психологии и социологии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №3. С. 72-76.

REFERENCES:

1. Grebyonkina L. K., Lesin A. M. Nekotorye osobennosti napravlennosti i tsen-nostnoi sfery lichnosti studentov-pervokursnikov vysshei shkoly [Some peculiarities of higher school first-year students' personality orientation and value system]. Rossiiskii-nauchnyizhurnal [Russian Scientific Journal]. 2015. No. 1(44): 88 - 94. (in Russian).

2. Leontev D.A. Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii [Methodology for studying value orientations]. Moscow: Smysl, 1992. 17 p. (in Russian).

3. Lesin A.M. Osobennosti i dinamika razvitiia tsennostnoi sfery sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Peculiarities and dynamics of developing modern Russian young people's value sphere]. In: Psikhologicheskoe blagopoluchie v polikulturnom mire:

sbornik statei pobeditelei konkursov nauchnykh rabot studentov i aspirantov [Psychological well-being in the multicultural world: the collection of articles by the winners of undergraduate and graduate student research competitions]. Moscow: RUDN, 2015. P. 125-143. (inRussian).

4. Pukhareva T.S. Vzaimosvyaz' tsennostnykhustanovokidoveriya k sebe u stu-dencheskoymolodezhi [The relationship of values and confidence in students]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoyzhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2018. V.6 No. 3 (22): 541-552. (in Russian).Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=338 (accessed20 November2018).

5. Tarasian N.A. Problematsennostnoisferylichnosti v psikhologiiisotsiologii [Problem of valuable sphere of the person in psychology and sociology] Gumanitarnye-sotsialno-ekonomicheskieiobshchestvennyenauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2016. 3: 72-76. (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесин Александр Михайлович - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: am1709@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

LesinAleksandr Mikhailovich - PhD (Psychology), lecturer of the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «I.P. Pavlov Ryazan State Medi-

cal University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Vyso-kovoltnaya street, 9, e-mail: am1709@mail.ru.

Дата поступления: 24.12.2018г.

Дата принятия в печать: 24.12.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лесин А.М. Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников[Электронный ресурс] А.М. Лесин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 № 4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Lesin A.M. Osobennosti cennostnyh orientacij studentov-pervokursnikov[P ecu-liarities of first-year students' value orientations] [Electronic resource] /A.M. Lesin // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.