Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и социальная адаптация студентов, ведущих клубный образ жизни'

Ценностные ориентации и социальная адаптация студентов, ведущих клубный образ жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / КЛАББЕРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / STUDENTS / YOUTH / CLUBBERS / VALUE ORIENTATIONS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылова Ольга Юрьевна, Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна

В статье представлены результаты исследования студенческой молодежи, ведущей клубный образ жизни-клабберов, их отношения к окружающему, а также ценностных ориентаций и социальной адаптации. Был использован экспериментально-психологический метод анализа. В результатах обнаружилось, что для выборки группы клабберы в отличии от не клабберов в приоритете такие ценности как развлечение, общественное признание, творчество, свобода и наоборот менее важны такие как интересная работа, любовь. Также важными являются такие ценности как независимость, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Не в приоритете в отличие от лиц, ночные клубы не посещающих, являются такие ценности как исполнительность, ответственность, чуткость. В результате анализа корреляционной матрицы мы выявили существующую взаимосвязь между показателями социальной адаптации и показателями ценностных ориентаций выборки студентов-клабберов. Обнаружилось, что студенты, ведущие клубный образ жизни, ориентированы на общественное мнение, но, в то же время, на самореализацию, проявление себя, они оптимистично настроены, имеют оригинальные взгляды и установки на отношения с окружающими. Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что социальная адаптация лиц, ведущих клубный образ жизни, связана с их ценностными ориентациями, подтвердилась. Мы рассматриваем наше исследование как пилотажное в данном направлении, перспективными возможностями его продолжения может быть лонгитюд биографии студентов-клабберов, опыт их самореализации во взрослом возрасте, оценка полезности опыта клаббинга самими студентами и многое другое, что расширит научные знания о современной студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS, LEADING THE CLUB LIFESTYLE

The article presents the results of the study of students leading a club lifestyle-clubbers, their attitude to the environment, as well as value orientations and social adaptation. The experimental psychological method of analysis was used. The results showed that for the sample group of clubbers in contrast to non-clubbers in priority values such as entertainment, public recognition, creativity, freedom and Vice versa are less important such as interesting work, love. Also important are such values as independence, accuracy, cheerfulness, intransigence to shortcomings and high demands. Not a priority unlike individuals who do not attend night clubs, are values such as diligence, responsibility, sensitivity. As a result of the analysis of the correlation matrix, we have revealed the existing relationship between the indicators of social adaptation and indicators of value orientations of the sample of students-clubbers. It was found that students who lead a club lifestyle, focused on public opinion, but at the same time, on self-realization, self-expression, they are optimistic, have original views and attitudes to relationships with others. The hypothesis put forward in the study that the social adaptation of persons leading a club lifestyle is associated with their value orientations was confirmed. We consider our research as a pilot in this direction, promising opportunities for its continuation can be a long-term biography of students-clubbers, the experience of their self-realization in adulthood, evaluation of the usefulness of the experience of clubbing by the students themselves and much more that will expand scientific knowledge about modern students.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и социальная адаптация студентов, ведущих клубный образ жизни»

психологические науки

Копылова Ольга Юрьевна, Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ...

УДК 159

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0085

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ВЕДУЩИХ КЛУБНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

© 2019

Копылова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и телевидения Высшей школы (факультета) телевидения Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: [email protected]) Молокостова Анна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Московского института психоанализа и кафедры педагогики и психологии Московский государственный гуманитарно-экономический университет (107150, Россия, Москва, ул. Лосиноостровская, 49, e-mail: [email protected]) Якиманская Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургский государственный медицинский университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, 6, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты исследования студенческой молодежи, ведущей клубный образ жизни-клабберов, их отношения к окружающему, а также ценностных ориентаций и социальной адаптации. Был использован экспериментально-психологический метод анализа. В результатах обнаружилось, что для выборки группы клабберы в отличии от не клабберов в приоритете такие ценности как развлечение, общественное признание, творчество, свобода и наоборот менее важны такие как интересная работа, любовь. Также важными являются такие ценности как независимость, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Не в приоритете в отличие от лиц, ночные клубы не посещающих, являются такие ценности как исполнительность, ответственность, чуткость. В результате анализа корреляционной матрицы мы выявили существующую взаимосвязь между показателями социальной адаптации и показателями ценностных ориентаций выборки студентов-клаб-беров. Обнаружилось, что студенты, ведущие клубный образ жизни, ориентированы на общественное мнение, но, в то же время, на самореализацию, проявление себя, они оптимистично настроены, имеют оригинальные взгляды и установки на отношения с окружающими. Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что социальная адаптация лиц, ведущих клубный образ жизни, связана с их ценностными ориентациями, подтвердилась. Мы рассматриваем наше исследование как пилотажное в данном направлении, перспективными возможностями его продолжения может быть лонгитюд биографии студентов-клабберов, опыт их самореализации во взрослом возрасте, оценка полезности опыта клаббинга самими студентами и многое другое, что расширит научные знания о современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенты, молодежь, клабберы, ценностные ориентации, социальная адаптация

VALUE ORIENTATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS, LEADING THE CLUB LIFESTYLE

© 2019

Kopylova Olga Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of journalism and television of the Higher School (Faculty) of Television Lomonosov Moscow State University (119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory, 1, e-mail: [email protected]) Molokostova Anna Mikhailovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology of the Moscow Institute of Psychoanalysis and the Department of Pedagogy and Psychology Moscow State University of Humanities and Economics (107150, Russia, Moscow, Losinoostrovskaya St., 49, e-mail: [email protected]) Yakimanskaya Irina Sergeevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of clinical psychology and psychotherapy Orenburg State Medical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya str., 6, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the results of the study of students leading a club lifestyle-clubbers, their attitude to the environment, as well as value orientations and social adaptation. The experimental psychological method of analysis was used. The results showed that for the sample group of clubbers in contrast to non-clubbers in priority values such as entertainment, public recognition, creativity, freedom and Vice versa are less important such as interesting work, love. Also important are such values as independence, accuracy, cheerfulness, intransigence to shortcomings and high demands. Not a priority unlike individuals who do not attend night clubs, are values such as diligence, responsibility, sensitivity. As a result of the analysis of the correlation matrix, we have revealed the existing relationship between the indicators of social adaptation and indicators of value orientations of the sample of students-clubbers. It was found that students who lead a club lifestyle, focused on public opinion, but at the same time, on self-realization, self-expression, they are optimistic, have original views and attitudes to relationships with others. The hypothesis put forward in the study that the social adaptation of persons leading a club lifestyle is associated with their value orientations was confirmed. We consider our research as a pilot in this direction, promising opportunities for its continuation can be a long-term biography of students-clubbers, the experience of their self-realization in adulthood, evaluation of the usefulness of the experience of clubbing by the students themselves and much more that will expand scientific knowledge about modern students.

Keywords: students, youth, clubbers, value orientations, social adaptation

Ночных клубов, как формы бизнеса в России, становится все больше, они привлекают посетителей, среди которой немало молодежи студенческого возраста. Эти молодежные общности, естественно, вызывают интерес с точки зрения научного исследования, особенно их приоритеты, образ жизни, особенности молодежных групп,

в которые они включены, развитие этих групп, их внутренняя и внешняя динамика, вопросы их структуры и устойчивости. Следует отметить, что данные группы часто имеют закрытый характер, отличаются от обычной социальной среды, что увеличивает их притягательность для исследования.

Kopylova Olga Yurievna, Molokostova Anna Mikhailovna, Yakimanskaya Irina Sergeevna VALUE ORIENTATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS ...

psychological science

В психологии признано, что процесс социализации в студенческом возрасте богат и разнообразен, важным его элементом является социальная адаптация, участвуя в которой студенты получают опыт продуктивной социальной практики, становятся лояльными и компетентными профессионалами, производителями общественного продукта, добропорядочными членами общества [1, 2, 3].

Адаптация к социальной среде как процесс включает в себя достаточно глубокое содержание, связанное с преобразованием личности молодого человека - сближаются цели и ценности отдельного студента и группы, он усваивает ее нормы, традиции, входит в ролевую структуру, участвует в процессах групповой динамики [4, 5, 6].

Многие авторы, например, О.И. Зотова и И.К. Кряжева определяют важность собственной активности личности студентов в процесса входа в общества, социальной адаптации [7, 8, 9].

Ценностные ориентации достаточно полно исследуются в работах А. Адыкулова, Б.С. Круглова, А.С. Шарова, В.А. Ядова, ДА. Леонтьева, А.В. Серой и др.

Значение понятий «молодежный клаббинг» и «клаб-бер» раскрыли в своих работах А.А. Кутькина., Г.А. Лукс, А.А Матвеева, И.В.Слесарева, С.С.Спановский , Ф.Джексон и др. Мы приняли для нашей работы определение И. С. Кона: «Молодежь это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [10].

В рамках нашей работы мы будем рассматривать сту-дентов-клабберов, как группу молодежи, которая выделяется нами условно, на основе особенностей социального положения, возрастных характеристик, личностных особенностей, связанных с обучением в ВУЗе [11].

Существуют две полярных точки зрения на явление клаббинга. Согласно первой, клаббинг не является самостоятельным феноменом в молодежной культуре. Другая точка зрения представлена в работе А.А. Кутьина, Г.А. Лукс, А.А. Матвеева «Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий». Основанием для выделения этого вида субкультуры, по мнению авторов, может служить предпочтение частью молодежи того или иного места для проведения досуга [12].

Современный клаббинг представляет собой определенный стиль жизни, главным условием которого является свобода. Причем это свобода, которая трансформируется в процессе ее реализации [13]. Клаббинг - это определенный стиль жизни и поведения, диктуемый и навязываемый массовыми социальными предпочтениями, модой [14].

Основными объективными факторами, оказывающими влияние на посещение ночных клубов, являются: средства массовой информации, референтная группа, гендерная специфика, материальное положение, наличие семьи и внутриклубная атмосфера [15]. Клубная культура отвечает запросам молодежной аудитории, ее отличает динамизм, событийность и нацеленность на развлечения [16].

Без комплексного исследования клаббинга как феномена молодежной субкультуры невозможно содействовать успешной социально-психологической адаптации данного контингента к социуму, их профессиональному становлению, а также противостоять алкоголизации и наркотизации в молодежной среде [17, 18].

Цель нашего исследования: анализ социальной адаптации и ценностных ориентаций студентов, ведущих клубный образ жизни. В рамках нашего исследования были сформулированы следующие гипотезы:

1. Ценностные ориентации студентов, ведущих клубный образ жизни отличаются от ценностных ориента-ций, не ведущих клубный образ жизни

2. Социальная адаптация студентов, ведущих клуб-

ный образ жизни, связана с их ценностными ориентаци-ями.

В качестве базы исследования выступили ночные клубы города Оренбург.

В исследовании приняли участие 80 человек. Возраст испытуемых составляет от 18 до 25 лет.

Методики исследования: «Ценностные ориентации» М. Рокич. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд). Для выявления схожести (расхождения) средних в двух независимых выборках мы использовали критерий Манна-Уитни.

Данные по терминальным ценностям в группах клаб-беры и не клабберы обнаружили различия. Судя по полученным результатам, ценностные ориентации студентов, ведущих клубный образ жизни значительно отличаются от непосещающих ночные клубы. Всего 4 признака (или 22 %) не различаются между группами. Для выборки группы клабберы в отличии от не клабберов в приоритете такие терминальные ценности как развлечение, общественное признание, творчество, свобода и наоборот менее важны такие как интересная работа, любовь.

При анализе инструментальных ценностей клаббе-ров и не клабберов так же обнаружены различия. Судя по полученным результатам, ценностные ориентации студентов, ведущих клубный образ жизни, значительно отличаются от непосещающих ночные клубы, расхождения между группами по 78 % признакам. В приоритетах клабберов в инструментальных ценностях существуют отличия: для лиц ведущих клубный образ жизни в отличии от не клабберов важными являются такие ценности как независимость, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. В неприоритете, в отличие от лиц, ночные клубы не посещающих, такие ценности как исполнительность, ответственность, чуткость.

Далее нами проведен корреляционный анализ показателей ценностных ориентаций и социальной адаптации студентов, ведущих клубный образ жизни. В результате анализа корреляционной матрицы обнаружилась взаимосвязь между социальной адаптацией и ценностными ориентациями: обратная связь (-0,41) между показателем неприятия себя и познания, то есть, чем более важны для клаббера ценности познания, тем более низки показатели по принятию себя; прямая связь (0,50) между показателем неприятия себя и счастливой семейной жизнью, т.е. если клабберы не принимают себя, то у них заниженная самооценка, неудовлетворенность своей внешностью, стеснительность и т.д.; прямая связь (0,41) между показателем эмоциональный контроль и общественное признание, а также обратная связь эмоциональный контроль(-0,40) с творчеством может означать, что чем важнее признание себя в обществе, тем выше у него контроль над своими чувствами эмоциями, он более открытый, общительный, эмоциональный и тем менее творческая натура; прямая связь (0.40) между эмоциональным контролем и жизненной мудростью возможно, свидетельствует о том, что, если у клаббера высокая способность грамотного применения знаний, то данный человек держит свои эмоции под контролем, более сдержан в своих чувствах, настроениях и т.д.

-обратная связь (-0,41) между ведомостью и любовью. Данная связь расшифровывается следующим образом: чем значимее для клаббера любовь, тем менее он ведомый, то есть самостоятельный, с лидерским потенциалом.

-обратная связь (-0,40) между ведомостью и счастливой семейной жизнью: более значима на клаббера счастливая семейная жизнь, тем он менее ведомый; обратная связь (-0,34) между адаптивностью и познанием, т.е. чем более адаптивен, тем менее значимы для него знания, учеба; прямая связь между(0,40) между доминированием и широтой взглядов означает, что, чем более склонна личность к доминированию, тем важнее для нее широта его взглядов, то есть более свободена от узких ограни-

346

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

психологические науки

Копылова Ольга Юрьевна, Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ...

чений.

Выводы.

1)Для выборки группы клабберы в отличии от не клабберов в приоритете такие ценности как развлечение, общественное признание, творчество, свобода и наоборот менее важны такие как интересная работа, любовь. Также важными являются такие ценности как независимость, аккуратность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Не в приоритете в отличие от лиц, ночные клубы не посещающих, являются такие ценности как исполнительность, ответственность, чуткость.

2) В результате анализа корреляционной матрицы мы выявили существующую взаимосвязь между показателями социальной адаптации и показателями ценностных ориентаций выборки студентов-клабберов.

Мы рассматриваем наше исследование как пилотажное в данном направлении, перспективными возможностями его продолжения может быть лонгитюд биографии студентов-клабберов, опыт их самореализации во взрослом возрасте, оценка полезности опыта клаббинга самими студентами и многое другое, что расширит научные знания о современной студенческой молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Копылова О.Ю. Влияние интернета на изменение личности молодого человека. Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 2 (3). С. 39-44.

2. Копылова О.Ю. Индивидуализация обучения в вузе. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2008. № 1 (1). С. 71-75.

3. Шнейдер Л. Б. Адаптация как социально-психологическое явление / Л. Б. Шнейдер. — М. : Трикста, 2008. — 264 с.

4. Шнейдер Л. Б. Адаптация как социально-психологическое явление / Л. Б. Шнейдер. — М. : Трикста, 2008. — 264 с.

5.Якиманская И.С. Шопинг-зависимость как нарушение психического здоровья личности. В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы VВсероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.М. Муталимовой. 2017. С. 440-445.

6. Якиманская И.С. Мотивация учения студентов (на примере подготовки клинических психологов). В сборнике: Педагогические и социологические аспекты образования Материалы Международной научно- практической конференции. 2018. С. 306-307.

7. Молокостова А.М. Особенности социального интеллекта студентов с различным психологическим типом личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самара, 2007

8. Молокостова А.М. Характеристики образа профессионального будущего у студентов вуза. Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2015. № 4. С. 3.

9. Шнейдер Л. Б. Адаптация как социально-психологическое явление / Л. Б. Шнейдер. — М. : Трикста, 2008. — 264 с.

10. Шпарь В.Б. Практическая психология / В. Б. Шпарь // Социальная психология личности. — М., 1989. — 312 с.

11.Будинайте, Г.Л. Личностные ценности личностные предпосылки субъекта /Г.Л. Будинайте //Психологический журнал. 1992. № 5. С. 104-110.

12. Мяло К.Т. Молодёжь и общество в поисках альтернативы: дисс. канд. психол. наук/К.Т. Мяло. — Л., 2003. — 236 с.

13. Слесарева И.В. Молодежная клубная культура ХХ века: Учебно-методическое пособие / И. В. Слесарева. — Оренбург Изд-во ОГПУ, 2005. - 224 с.

14. Глейтман, Г. Основы психологии учебник / Г.Глейтман. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

15.ЯкиманскаяИ.С. Шопинг-зависимость как нарушение психического здоровья личности. В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.М. Муталимовой. 2017. С. 440-445.

16. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 409 с.

Статья поступила в редакцию 10.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.