Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов А.А., Шилько В.Г.

Цель исследования - оценить эффективность технологий комплексного и последовательного интегрирования двигательных способностей в физическом воспитании студентов военных учебных центров. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 студентов мужского пола, обучающихся на 3-5-х курсах, в возрасте от 20 до 22 лет. Из числа испытуемых были сформированы две экспериментальные и одна контрольная группы по 10 человек в каждой. В первой контрольной группе (ЭГ-1) была реализована технология комплексного интегрирования двигательных способностей, во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) - технология последовательного интегрирования. Занятия в контрольной группе проводились в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» основной образовательной программы вуза по разным специализациям (на основе спортивно-видовых технологий). Результаты исследования и выводы. Доказано, что обе технологии одинаково эффективны при долгосрочном планировании учебно-тренировочного процесса, при этом технология комплексного интегрирования является более приемлемой в физической подготовке военнослужащих, поскольку способствует поддержанию постоянного уровня физической работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатов А.А., Шилько В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TECHNOLOGIES OF COMPLEX AND SUCCESSIVE INTEGRATION OF MOTOR ABILITIES IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT MILITARY TRAINING CENTERS

Objective of the study was to assess the effectiveness of the technologies of complex and successive integration of motor abilities in physical training of students at military training centers. Methods and structure of the study. The educational experiment involved 30 male students of the 3rd-5th years of study (20-22 years old). The sample was divided into 2 groups: Experimental and Control Group, 10 subjects each. The technology of complex integration of motor abilities was implemented in the first Experimental Group (EG-1), that of successive integration - in the second Experimental Group (EG-2). The Control Group subjects were trained under the traditional academic "Physical Education and Sports" discipline under the main educational program of the university on different specialties (based on the sports-specific technologies). Results and conclusions. The findings prove the benefits of both technologies in the long-term planning of the educational and training process, with the complex integration technology being more suitable for the physical training of military personnel, as it helps maintain a constant level of physical working capacity.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ»

сравнительным анализ технологии комплексного и последовательного интегрирования двигательных способностей в физическом воспитании студентов военных учебных центров

УДК/UDC 796/799+378.14.015.62

Поступила в редакцию 13.07.2021 г.

Аспирант А.А. Игнатов1

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

COMPARATIVE ANALYSIS OF TECHNOLOGIES OF COMPLEX AND SUCCESSIVE INTEGRATION OF MOTOR ABILITIES IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT MILITARY TRAINING CENTRES

Postgraduate A.A. ignatov1 Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1

1National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: vshilko@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность технологий комплексного и последовательного интегрирования двигательных способностей в физическом воспитании студентов военных учебных центров. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 студентов мужского пола, обучающихся на 3-5-х курсах, в возрасте от 20 до 22 лет. Из числа испытуемых были сформированы две экспериментальные и одна контрольная группы по 10 человек в каждой. В первой контрольной группе (ЭГ-1) была реализована технология комплексного интегрирования двигательных способностей, во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) - технология последовательного интегрирования. Занятия в контрольной группе проводились в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» основной образовательной программы вуза по разным специализациям (на основе спортивно-видовых технологий). Результаты исследования и выводы. Доказано, что обе технологии одинаково эффективны при долгосрочном планировании учебно-тренировочного процесса, при этом технология комплексного интегрирования является более приемлемой в физической подготовке военнослужащих, поскольку способствует поддержанию постоянного уровня физической работоспособности.

Ключевые слова: учебный центр, военнослужащий, планирование, тренировочный процесс, двигательные способности, объединение тренирующих воздействий.

Abstract

Objective of the study was to assess the effectiveness of the technologies of complex and successive integration of motor abilities in physical training of students at military training centers.

Methods and structure of the study. The educational experiment involved 30 male students of the 3rd-5th years of study (20-22 years old). The sample was divided into 2 groups: Experimental and Control Group, 10 subjects each. The technology of complex integration of motor abilities was implemented in the first Experimental Group (EG-1), that of successive integration - in the second Experimental Group (EG-2). The Control Group subjects were trained under the traditional academic "Physical Education and Sports" discipline under the main educational program of the university on different specialties (based on the sports-specific technologies).

Results and conclusions. The findings prove the benefits of both technologies in the long-term planning of the educational and training process, with the complex integration technology being more suitable for the physical training of military personnel, as it helps maintain a constant level of physical working capacity.

Keywords: training center, military personnel, planning, training process, motor abilities, complex of training methods.

Введение. Анализ существующей системы физического воспитания в военных учебных центрах при вузах показывает, что она не способна обеспечить должный уровень физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицерских кадров для последующей службы по контракту в Вооруженных Силах. Отсутствие в учебном плане организованных занятий по физической подготовке на 4-5-х курсах затрудняет формирование у выпускников профессиональных качеств и способностей, которые требуются от офицера в контексте военной службы. Таким образом, очевидна необходимость внесения изменений в существующую систему физического воспитания студентов военных учебных цен-

тров за счет применения соответствующих профессио-нально-ориентированныхтехнологий.

Цель исследования - оценить эффективность технологий комплексного и последовательного интегрирования двигательных способностей в физическом воспитании студентов военных учебных центров.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 студентов мужского пола, обучающихся на 3-5-х курсах, в возрасте от 20 до 22 лет. Из числа испытуемых были сформированы

V-□

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О си .с Н

две экспериментальные и одна контрольная группы по 10 человек в каждой. В первой контрольной группе (ЭГ-1) была реализована технология комплексного интегрирования двигательных способностей, во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) - технология последовательного интегрирования. Занятия в контрольной группе проводились в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» основной образовательной программы вуза по разным специализациям (на основе спортивно-видовых технологий). Оценка результатов эксперимента проводилась на основе педагогического тестирования с использованием тестов по оценке уровня физической работоспособности - теста Купера и пробы PWC170 на гребном эргометре (Карпман, Белоцерковский, Гудков, 1988).

Результаты исследования и их обсуждение. На предварительном этапе исследования были разработаны две экспериментальные технологии: комплексного и последовательного интегрирования двигательных способностей. При разработке экспериментальных технологий мы руководствовались принципами, заложенными в традиционной (Матвеев, 1991) и блоковой концепциях (Иссурин, 2010) периодизации спортивной тренировки, а также иерархией компонентов тренировочного процесса (тренировочное упражнение -тренировка - микроцикл - мезоцикл - период - макроцикл).

Двигательные способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств индивида, благодаря которым возможна физическая активность, обеспечивающая эффективность выполнения конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Ввиду особенностей профессиональной деятельности развитие двигательных способностей военнослужащих -это одна из главных составляющих их подготовки, которая

опосредованно способствует повышению физической работоспособности и обеспечивает готовность к выполнению напряженной мышечной работы в максимально широком диапазоне нагрузок (Баранцев, 2017). При этом специальная физическая работоспособность выражается в развитии двигательных способностей и функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в конкретном виде деятельности. Учитывая сложность и большой объем физической нагрузки различных видов военно-профессиональной деятельности, в которых задействовано большинство категорий военнослужащих, специальная работоспособность может и должна обеспечиваться высоким уровнем развития скоростно-силовых и аэробных способностей функциональных систем организма, а также их интеграции.

Ввиду того, что к развитию скоростно-силовых и аэробных способностей приводят совершенно разные физиологические адаптации, в физическом воспитании военнослужащих особое значение приобретают такие способы периодизации тренировочного процесса, которые обеспечивали бы одновременное и при этом относительно эквивалентное их развитие. В трудах Т. Бомпа периодизация двигательных способностей в зависимости от порядка интегрирования делится на два типа: последовательное и комплексное (Бомпа, 2015). Сравнительная характеристика данных типов интегрирования представлена в табл. 1.

Формирующий эксперимент продолжался в течение шести месяцев и предполагал четыре учебно-тренировочных занятия в неделю продолжительностью по 90 мин в среднем. Рассмотрим содержание каждой из разработанных технологий.

1. Технология комплексного интегрирования.

Основное назначение комплексного интегрирования двигательных способностей состоит в объединении раз-

Таблица 1. Сравнительная характеристика данных типов интегрирования

Характеристика Комплексное интегрирование Последовательное интегрирование

Принцип объединения тренирующих воздействий Сопряженное развитие комплекса двигательных способностей Чередование специализированных циклов, направленных на развитие разных двигательных способностей

Тип периодизации Традиционная Блоковая

Способ планирования Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный Среднесрочный и долгосрочный

Иерархический уровень Микроцикл-мезоцикл Мезоцикл-макроцикл

Таблица 2. Содержание мезоцикла на основе технологии комплексного интегрирования, реализованной в ЭГ-1

Мезоцикл (технология комплексного интегрирования)

Характеристика Микроцикл 1 Микроцикл 2 Микроцикл 3 Микроцикл 4

Доля силовой нагрузки 70-80% 50-60% 40-50% 30-40%

Доля аэробной нагрузки 20-30% 40-50% 50-60% 60-70%

Общий объем работы низкий средний значительный высокий

Интенсивность и характеристика силовой нагрузки максимальная анаэробная мощность околомаксимальная анаэробная мощность субмаксимальная анаэробная (анаэробно-аэробная) мощность

Интенсивность и характеристика аэробной нагрузки малая аэробная мощность средняя аэробная мощность субмаксимальная / околомаксимальная аэробная мощность максимальная аэробная мощность

Таблица 3. Последовательность мезоциклов, которая применялась ЭГ-2

Тип мезоцикла Основное направление в развитии двигательных способностей Интенсивность и характеристика нагрузки

Накопительные Общая выносливость Малая аэробная мощность

Средняя аэробная мощность

Силовые способности Силовая выносливость Анаэробно-аэробная и субмаксимальная анаэробная мощность

Собственно силовые способности Максимальная анаэробная мощность

Трансформирующий Скоростно-силовые способности Околомаксимальная аэробная и анаэробно-аэробная мощность

Реализационный Специальная выносливость Околомаксимальная и максимальная аэробная мощность

78

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | ОсЬЬег

Таблица 4. Результаты тестирования, сравнение которых осуществлялось методом однофакторного дисперсионного анализа

Группа Тест Купера (12-минутный бег), м PwC170 (гребной тренажер), Вт

Xm Std. Dev. F Р Xm Std. Dev. F Р

Констатирующий эксперимент

ЭГ-1 2752.00 232.70 0.01 0.99 213.00 29.64 0.03 0.97

ЭГ-2 2737.00 261.45 210.20 36.97

КГ 2750.00 190.44 210.5 20.26

ЭГ-1:ЭГ-2 Q = 0.21 (p = 0.98835) Q = 0.30 (p = 0.97590)

ЭГ-1: КГ Q = 0.03 (p = 0.99979) Q = 0.27 (p = 0.98074)

ЭГ-2: КГ Q = 0.18 (p = 0.99124) Q = 0.03 (p = 0.99972)

Формирующий эксперимент

ЭГ-1 2785.00 215.42 4.42 0.02 217.00 28.60 0.21 0.81

ЭГ-2 2556.00 219.91 210.10 34.48

КГ 2560.00 148.10 209.70 20.29

ЭГ-1:ЭГ-2 Q = 3.67 (p = 0.03876) Q = 0.77 (p = 0.85070)

ЭГ-1: КГ Q = 3.61 (p = 0.04282) Q = 0.81 (p = 0.83456)

ЭГ-2: КГ Q = 0.06 (p = 0.99887) Q = 0.04 (p = 0.99945)

Контролирующий эксперимент

ЭГ-1 2913.00 188.56 6.66 0.004 225.70 28.59 0.75 0.48

ЭГ-2 2734.00 180.81 223.60 30.71

КГ 2649.00 116.28 212.20 18.70

ЭГ-1:ЭГ-2 Q = 3.43 (p = 0.05624) Q = 0.25 (p = 0.98288)

ЭГ-1: КГ Q = 5.06 (p = 0.00372) Q = 1.61 (p = 0.49952)

ЭГ-2: КГ Q = 1.63 (p = 0.49181) Q = 1.36 (p = 0.60716)

личных видов тренирующих воздействий на самом низком звене планирования. В рамках нашего эксперимента таким звеном был выбран мезоцикл, который представляет собой законченный период тренировочного процесса и за которым следует аналогичный цикл с последующим увеличением физической нагрузки. Содержание мезоцикла на основе технологии комплексного интегрирования, реализованной в ЭГ-1, представлено в табл. 2.

2. Технология последовательного интегрирования.

В отличие от комплексного, технология последовательного интегрирования рассматривалась на уровне макроцикла, поскольку здесь идет чередование разных мезоциклов (блоков), направленных на развитие отдельных способностей. Согласно концепции блоковой периодизации, все блоки можно классифицировать на накопительные, трансформирующие и реализационные. В табл. 3 представлена последовательность мезоциклов, которая применялась ЭГ-2.

Тестирование, направленное на определение эффективности разработанных технологий, проводилось на констатирующем, формирующем и контролирующем этапах эксперимента. В табл. 4 представлены результаты тестирования, сравнение которых осуществлялось методом однофакторного дисперсионного анализа. При обнаружении статистически значимых различий апостериорное попарное сравнение групп проводилось с использованием статистического критерия Тьюки.

На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что средние величины показателей в ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ не имели существенного различия. В ходе формирующего эксперимента результаты теста Купера свидетельствовали о наличии статистически значимой разницы в развитии физической работоспособности в ЭГ-1 по сравнению с ЭГ-2 и КГ. По итогам контролирующего эксперимента была выявлена статистически значимая разница в развитии физической работоспособности между ЭГ-1 и КГ, при этом показатели в ЭГ-1 и ЭГ-2 являлись сопоставимыми.

Выводы. Таким образом, результаты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе технологии комплексного и последовательного интегриро-

вания двигательных способностей обладают сопоставимой эффективностью. Однако при среднесрочном планировании на уровне мезоцикла более эффективной является технология комплексного интегрирования, поскольку способствует поддержанию постоянного уровня физической работоспособности. При этом в вопросе профессионально-ориентированной физической подготовки студентов военного учебного центра применение обеих экспериментальных технологий видится более целесообразным по сравнению с существующей системой спортивно-видовых технологий.

Использованная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баранцев С.А. Физическая работоспособность как фактор функционального состояния и ее диагностика у школьников 9-10 лет / С.А. Баранцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2017. - № 7 (149).

2. Бомпа Тудор О. Периодизация спортивной тренировки [Текст] / Тудор Бомпа, Карло А. Буццичелли // пер. с англ. Марии Проко-пьевой. - 3-е изд. - М.: Спорт, 2016. - 383 с.

3. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.

4. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карп-ман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт. - 1988. - 207 с.

5. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 12. - С. 11-20.

References

1. Barantsev S.A. Fizicheskaya rabotosposobnost kak faktor funktsion-alnogo sostoyaniya i ee diagnostika u shkolnikov 9-10 let [Physical performance as factor of functional state and its diagnostics in 9-10-year-olds]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 7 (149).

2. Bompa Tudor O., Buzzicelli Carlo A. Periodizatsiya sportivnoy tre-nirovki [Periodization of sports training]. Transl. From English Maria Prokopeva. 3rd ed.. Moscow: Sport publ., 2016. 383 p.

3. Issurin V.B. Blokovaya periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block periodization of sports training]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010.288 p.

4. Karpman V.L., Belotserkovskiy Z.B., Gudkov I.A. Testirovanie v sportivnoy meditsine [Testing in sports medicine]. Moscow: Fizkultura i sport publ. 1988. 207 p.

5. Matveyev L.P. K teorii postroeniya sportivnoy trenirovki [Sports training planning theory]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1991. No. 12. pp. 11-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.