Научная статья на тему 'Эффективность различных форм организации нагрузок в структурах годового цикла спортивной подготовки'

Эффективность различных форм организации нагрузок в структурах годового цикла спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
508
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОДОВОЙ ЦИКЛ / GODS CYCLE / ОРГАНИЗАЦИИ НАГРУЗОК / ORGANIZATION OF LOADS / КОМПОЗИЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / COMPOSITION PLANNING / КОМПЛЕКСНО-ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ И СОПРЯЖЕННО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ / COMPLEX-PARALLEL AND / БЛОКОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлова Елена Леонидовна

Существенная эволюция методологии, теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обоснования содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки. В рамках композиционного планирования процесса спортивной подготовки требуют пристального внимания особенности, эффекты и последствия (накопление, преобразование и реализация) основных форм организации нагрузок (комплексно-параллельный и сопряженно-последовательный) при блоковом периодизации годового цикла подготовки квалифицированных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойлова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of various forms of organization of loads in the structures of the annual cycle of sports training

I support the evolution of methodology, theory, programs and technologies of sports training, which led to an unprecedented sports rot dose, increase the parameters of set loads, improve the quality and conditions of implementation of the trench and Eastern impacts requires a Series of analysis, indecent and Bosnian content, forms and principles of knowledge and construction of sports training, puts forward as cel Orient for scientific research and practical implementation of the idea of managing the process of sports training. As part of the composition of the planning process of sports training require attention untouched features, effects and consequences (connection, transformation and implementation) of the main forms of organization loads (complex-in parallel and soprano-politely) when blocking the period of Gods cycle training selection of athletes.

Текст научной работы на тему «Эффективность различных форм организации нагрузок в структурах годового цикла спортивной подготовки»

Педагогика

УДК:371

аспирант Самойлова Елена Леонидовна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НАГРУЗОК В СТРУКТУРАХ ГОДОВОГО ЦИКЛА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Существенная эволюция методологии, теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обоснования содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки. В рамках композиционного планирования процесса спортивной подготовки требуют пристального внимания особенности, эффекты и последствия (накопление, преобразование и реализация) основных форм организации нагрузок (комплексно-параллельный и сопряженно-последовательный) при блоковом периодизации годового цикла подготовки квалифицированных спортсменов.

Ключевые слова: годовой цикл, организации нагрузок, композиционное планирование, комплексно-параллельная и сопряженно-последовательные формы, блоковая периодизация.

Annotation. I support the evolution of methodology, theory, programs and technologies of sports training, which led to an unprecedented sports rot dose, increase the parameters of set loads, improve the quality and conditions of implementation of the trench and Eastern impacts requires a Series of analysis, indecent and Bosnian content, forms and principles of knowledge and construction of sports training, puts forward as cel Orient for scientific research and practical implementation of the idea of managing the process of sports training. As part of the composition of the planning process of sports training require attention untouched features, effects and consequences (connection, transformation and implementation) of the main forms of organization loads (complex-in parallel and soprano-politely) when blocking the period of Gods cycle training selection of athletes.

Keywords: Gods cycle, organization of loads, composition planning, complex-parallel and.

Введение. В современной цивилизации отчётливо проявляется переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов. Данная тенденция должна быть реализована, в первую очередь, в экстремальных, крайне напряженных, здоровьезатратных видах человеческой деятельности, к которым следует отнести и спортивную подготовку, требующую максимального проявления двигательных, функциональных, психических и интеллектуальных резервов организма спортсменов. В этом аспекте речь должна идти о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров задаваемых нагрузок (производительность труда) на всю более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого спортсмена (продуктивность внутренних ресурсов) в конкретном виде спорта и условиях подготовки при эффективном использовании внетренировочных и внесоревновательных факторов (продуктивность внешних ресурсов). Возникает необходимость модернизации доминирующей парадигмы спортивной подготовки, переживающий серьёзный кризис и исчерпывавшей свои временные границы. В настоящее время спортивная подготовка содержит в себе существенные элементы неопределенности и нелинейности, связанные с многообразием методологических подходов к использованию программ и технологий построения спортивной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки и разработку эффективных технологий реализации данных направлений с учетом объективных научных данных. В рамках доминирующей парадигмы спортивной подготовки требуется акцентированое внимания на повышение действенности организации (дозирования величины, направленности, специализированности, определение структуры и учет запланированных и выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок).

В процессе спортивной подготовки должен быть реализован феномен "узнавания" понимаемый как соответствие выполняемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к определенной двигательной деятельности, уровню здоровья и тренированности, текущему состоянию и условиям подготовки. Принципиальное препятствие - это нелинейность воздействия включаемых нагрузок и их кумуляции. Одни и те же по внешним характеристикам нагрузки и их сочетания и, тем более, у разных спортсменов приводят к неодинаковым адаптационным реакциям.

В данном аспекте показано, что наиболее значимые результаты могут быть получены при изучении особенностей взаимосвязи включаемых нагрузок, вызываемых ими ответов - острого, срочного, устойчивого и долговременного характера (нелинейность в задаваемых нагрузках и становлении ключевых компонентов спортивного мастерства.

Получило теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение положения (закономерность и принцип) об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах спортивной подготовки. При реализации этого положения ведущее место занимает критерий оптимизации в преемственности нагрузок различной направленности, предусматривающих создания положительного фона от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих воздействий.

Необходима персональная регламентация педагогических воздействий. Во-первых строго сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отличают излишнее увеличение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Это не даёт ожидаемых результатов; резко возросло число перенапряжения функциональных систем организма и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких двигательных и психических нагрузок, исчерпания

адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины задаваемых нагрузок вошли в противоречие с другими их компонентами, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной двигательной и, в частности технической подготовки.

Во-вторых, это оптимизация задаваемых нагрузок. Под оптимальной нагрузкой следует принимать тот индивидуальный минимум в объёме, интенсивности, характере, специфики, который отвечает основной задаче - достижению максимальных спортивных результатов.

Оптимизация (индивидуализация, персонализация) педагогических воздействий, в частности, задаваемых нагрузок, возможна на основе композиционного планирования. Последнее предполагает интеграцию видов (собственно-двигательного, технико-тактического, психического, интеллектуально-теоретического), форм (индивидуальной, групповой, командной) и структурных звеньев (периоды, этапы, мезоцикла, блоки, микроцикла, модули, фрагменты, тренировочные дни, занятия, сеансы) в единую, устойчивую, но достаточно подвижную функциональную систему. Данная система определяет достижение модельных характеристик соревновательной деятельности и подготовленности игроков различного амплуа за счёт гибких управляющих (развивающих, поддерживающих, восстанавливающих, корректирующих) воздействий в условиях продолжительной и многотуровой системы соревнований в командных игровых видов спорта.

Годовой цикл подготовки включает основания к его построению (основные направления развития вида спорта и совершенствования конкретной системы спортивной подготовки, модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, исходный уровень спортивного мастерства) программу и технологию подготовки, оценку эффективности подготовки (достигнутый и реализованный уровень соревновательной деятельности).

Программа и технология годовой подготовки предполагает формирование оптимальной готовности к началу годового цикла (переходный период, восстановительный мезоцикл, нормализация двигательного и психического потенциала средствами активного отдыха, лечение и профилактика травм и заболеваний); достижение готовности к выполнению высоких (околопредельных) тренировочных нагрузок (подготовительный период - базовый, развивающий мезоциклы); формирование готовности к соревновательной деятельности (предсоревновательный мезоцикл; реализация готовности в длительном соревновательном периоде (соревновательный период - соревновательно-подготовительные мезоциклы).

С изменением структурных звеньев годовой подготовки меняются различные принципы, программы и технологии комплексирования нагрузок.

В малых структурах (отдельные занятия, тренировочные дни, фрагменты, модули) используется подход, связанный с разведением ближайших тренировочных и соревновательных воздействий на основе их величины, направленности и последовательности включения. В более длительных структурах (блоки, мезоциклы, этапы, периоды), эффект повышается с применением преимущественно однонаправленных воздействий. В первом случае используется в основном комплексно-параллельная, во втором - сопряжено-последовательная формы организации нагрузок.

Комплексно-параллельной форме организации нагрузок присуще одновременное применение на длительном этапе подготовки нагрузок различной преимущественной направленности (условно А, В и С), что несмотря на повышение интенсивности или объема задаваемых нагрузок создаёт монотонное, валовое воздействие на организм.

При этом дифференцированные приспособительные реакции организма на специфические компоненты нагрузок выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка носит обобщенный характер. В результате этого тренирующее воздействие включаемых нагрузок быстро исчерпывается, адаптационный процесс замедляется, а уровень специальной работоспособности спортсменов стабилизируется или даже снижается.

Сопряженно-последовательная форма организации нагрузок представляет собой, по существу, комплексную организацию тех же нагрузок (А В и С), но развернутых во времени. Последовательность в данном случае означает строгий порядок и очередность включения в подготовку нагрузок с постепенно повышающейся величиной и специфичностью их тренирующегося воздействия на организм спортсменов. Сопряженность имеет в виду целесообразную преемственность в очередности включения нагрузок, исходящую из создания тех условий, при которых одни нагрузки (например, нагрузки типа А) создают благоприятную основу для решения задач, предусматриваемых другими нагрузками (нагрузками типа В и С).

Одна из характерных особенностей сопряженно-последовательной формы организации нагрузок является концентрация, т.е. сосредоточение на ограниченной по времени структуре подготовки нагрузок определенной преимущественной направленности в разведение во времени нагрузок с различной направленностью тренирующего его воздействия. Концентрация нагрузок обеспечивает возможность массированного специализированного воздействие на организм спортсмена, а разведение нагрузок во времени - достижение устойчивого адаптационного и выраженного эффекта от использования каждой из них.

При этом следует обратить внимание на две особенности в практической реализации принципа суперпозиции нагрузок, главным образом, в подготовительном периоде тренировочного цикла.

Во-первых, при изменении преимущественной направленности нагрузок возможны два случая. В первом случае это связано с изменением состава тренировочных средств; в частности скоростно-силовых и сложнокоординационных и технико-эстетических видах спорта выбор и порядок включения тренировочных средств в процесс подготовки могут определяться последовательностью решения следующих задач: специальная физическая подготовка - совершенствование технического мастерства - повышение скорости соревновательного упражнения. Во втором случае - в спортивных играх и единоборствах - это достигается за счёт изменения тренирующего воздействия одного и того же состава тренировочных средств, например, в такой последовательности: аэробно-силовая подготовка - развитие локальной мышечной выносливости -повышение скоростной выносливости. В данном аспекте для решения всех трех задач могут использоваться как средство технико-тактической подготовки, так и специализированные средства физической подготовки; изменяется лишь преимущественная направленность их тренирующего воздействия.

Во-вторых, принцип суперпозиции предполагает постепенную замену (вытеснение) одних нагрузок другими, но не буквальное разграничение их во времени. Иными словами, речь идет о преимущественном использовании тех или иных нагрузок на том этапе подготовки, где они объективно необходимы в соответствии с закономерностями развития адаптационного процесса. При этом предыдущие нагрузки

обеспечивают морфофункциональную основу для эффективного воздействия на организм в последующих нагрузок. В тоже время эти нагрузки, решая свои, специфические задачи, продолжают дальнейшее совершенствование адаптационных приобретений организма с помощью последующих нагрузок, но уже на более высоком уровне интенсивности его деятельности.

Принцип суперпозиции нашел отражение и в так называемой концепции блоковой периодизации (КБП). В ней предполагается, что тренировочный блок соответствует тренировочному циклу высококонцентрированных специализированных нагрузок. Такая формулировка согласуется с обычным пониманием блока как компактного объединения группы элементов для выполнения определенной функции. Дальнейшее рассмотрение тренировочных блоков как сути тренировочной концепции ведёт к нескольким логическим выводам.

- тренировочные нагрузки высокой концентрации не могут использоваться для развития многих качеств

- мишеней, т.е. достижения многих целей одновременно, поэтому они являются альтернативой широко распространенной ранее практике одновременного комплексного развития многих способностей;

- выступления в любом виде спорта обычно требуют соответствующего уровня развития многих качеств

- мишеней, которые случае применения тренировочных блоках могут быть развиты только последовательно, но не одновременно;

- развитие процесса, который включает морфологические, функциональные и биохимические изменения в организме спортсмена, требует достаточно долгого периода времени (приблизительно 2-6 недель), который соответствует продолжительности мезоциклов; следовательно, тренировочные блоки - это, главным образом, мезоцикловые блоки.

Варианты блоковой периодизации выглядят следующим образом. В частности введено три типа надлежащим образом специализированных мезоцикловых блоков: развивающий, в котором тренировочная нагрузка носит более общий характер и постепенно увеличивается до максимума; соревновательный, в котором уровень нагрузки стабилизируется и спортсмены сосредотачиваются на выполнении соревновательного упражнения; и восстановительный, в которой спортсмены активно оздоравливаются и готовится к следующей развивающей тренировочной программе. Обычная продолжительность первых двух типов мезоциклов - четыре недели, в то время как третий может быть сокращен до двух недель. Последовательность включения этих блоков зависит от календаря соревнований и индивидуальной реакции спортсменов. Отличительный признак такого планирования подготовки процесса - чередование и повторение набора упражнений в каждом мезоцикловом блоке (каждые четыре недели). При этом использовались термины традиционной периодизации типа "подготовительного, соревновательного и восстановительного периодов", однако с существенно измененной их сутью [3, 91. В другом варианте [8, 161 были предложены три типа мезоцикловых блоков: накопительный, направленный на развитие основных способностей (таких, как аэробная выносливость, двигательная сила и общая схема техники движений); трансформирующий, который фокусировался на развитии более специфических способностей (типа аэробно-анаэробной или аэробной выносливости, специальной выносливости и должной техники в избранном виде спорта); и реализационный, предназначенный для предсоревновательной подготовки и фокусирующийся, главным образом, на имитации соревновательных упражнений, достижении максимальной скорости и восстановлении перед предстоящим соревнованием.

Длительность мезоцикла устанавливалась в соответствии с физиологическими и биохимическими предпосылками, которые обычно позволяли затратить четыре недели на накопительный и преобразующий мезоциклы и две недели на - реализационный. Эти три мезоцикла объединялись в отдельный тренировочный этап, который заканчивался в соревнованием; некоторое количество тренировочных этапов формировали годовой макроцикл, который формально под разделялся на подготовительный и соревновательный периоды, но это дифференцирование не имела большого значения.

Модифицированная схема планирования процесса подготовки, позволяют сократить годовые тренировочные объемы в среднем на 10-15 %. Результаты исследований, проведенных в национальных командах в течение подготовки, показали значительное стойкое улучшение основных показателей подготовленности.

Общие принципы обновлённой системы периодизации отражают суть концепции; их единство и подчинённость.

Высокая концентрация тренировочных нагрузок - решающий и фундаментальный принцип КБП. Объяснить это может давно известный факт: только нагрузки высокой концентрации могут стать достаточным раздражителем для значительного увеличения уровня проявление какого-либо двигательного качества и/или технического навыка у спортсменов высокой квалификации. Это краеугольный камень, основа концепции, из которой вытекает следующее: концентрированная нагрузка требует минимизации количества способностей, на которые можно воздействовать одновременно (альтернативой является схема планирования, при которой развиваются многие двигательные качества и способности одновременно); последовательное развитие - единственный возможный подход, при котором количество специфических, определяющих успех в виде спорта способностей больше, чем их количество, которое может быть развито одновременно (альтернативный сложный подход не имеет строгого ограничения в этом пункте, где один мезо- и микроцикл комбинирует задаваемые нагрузки для развития многих способностей); наконец, мезоцикловые блоки должны быть специализированны и подобраны таким образом, чтобы произвести один из трех различных эффектов: накопление (спортсмены повышают потенциал в базовых двигательных и технических навыках); трансформацию, преобразование (спортсмены преобразуют свои двигательный потенциал в специфическую по виду спорта подготовленность); реализацию (спортсмены реализуют свою подготовленность в готовность к соревнованию достигают запланированного результата).

Поэтому подготовительные циклы средней длительности, называемые мезоцикловыми блоками, являются самым ярким воплощением общей идеи концепции блоковой периодизации: нагрузка в них намного более сконцентрирована, более специализированна и более управляема в рамках общей программы подготовки.

Как и в традиционном подходе, планирование годового цикла начинается с определения главных соревнований, сроки которых обычно намечаются международными, национальными и региональными федерациями по виду спорта. Модифицированный подход к планированию процесса подготовки проявляется именно при разделении годового цикла на некоторое количество тренировочных этапов, каждый из которых

содержит мезоциклы трех типов: накопительный, трансформирующий (преобразующий) и реализационный (таб. 1).

Таблица 1

Основные характеристики трех типов мезоцикловых блоков

Основные характеристики Тип мезоцикла

накопительный трансформирующий реализационный

Качества - мишени Основные качества: аэробная выносливость, мышечная сила, базовая координация Специфические по виду спорта качества: специальная выносливость, силовая выносливость, специфическая техника вида спорта Соревновательная готовность: образцовое выполнение соревновательного упражнения, максимальная скорость, тактические навыки по виду спорта

Объем-интенсивность Большой объем, сниженная интенсивность Уменьшенный объем, увеличенная интенсивность Объем от небольшого до среднего, высокая интенсивность

Утомление-восстановление Рациональное восстановление для обеспечения морфологической адаптации Отсутствие возможности обеспечивать полное восстановление, накопление усталости Полное восстановление, спортсмены должны быть хорошо отдохнувшими

Контролируемые параметры Уровень развития основных способностей Уровень специфических, по виду спорта, качеств и навыков Максимальная скорость, специфические для вида спорта технико-тактические характеристики и т.д.

Рациональная последовательность мезоциклов в пределах подготовительного этапа позволяет получить оптимальное наложение остаточных тренировочных эффектов.

Диаграмма демонстрирует основные варианты получения оптимального воздействия этих эффектов, которое позволит достигнуть выполнения соревновательного упражнения на высоком уровне проявления всех двигательных качеств и способностей, технических и тактических навыков. Это базируется на том, что остаточные подготовительные эффекты основных двигательных качеств длятся намного дольше, чем остальные эффекты более специфических способностей (таб. 2).

Таблица 2 - Продолжительность и физиологический фон остаточных тренировочных эффектов для различных двигательных качеств после прекращения развивающей программы.

Двигательное качество Длительность эффекта, дни Физиологические предпосылки

Аэробная выносливость 30±5 Увеличенное количество аэробных ферментов, митохондрий, мышечных капилляров; увеличенная кислородная емкость крови и запас гликогена; более высокий уровень жирового обмена.

Максимальная сила 30±5 Усовершенствованные нервные механизмы; мышечная гипертрофия, главным образом, вследствие увеличения мышечных волокон

Анаэробная гликолитическая выносливость 18±4 Увеличенное количество анаэробных ферментов; увеличенная буферная способность и запас гликогена, возможность более высокого накопления лактата

Силовая выносливость 15±5 Мышечная гипертрофия, главным образом, в медленных волокнах; увеличенное количество аэробных/анаэробных ферментов, улучшенная местная циркуляция крови и резистентность к ацидозу

Максимальная скорость (алактатная) 5±3 Улучшенное нервно-мышечное взаимодействие и двигательный контроль, увеличенный запас креатинфосфата

Длительность этапа подготовки определяется продолжительностью остаточных тренировочных эффектов и должна быть равна приблизительно двум месяцам. В реальности данные этапы могут быть короче (например, незадолго до главного соревнования сезона) или длиннее (в начале сезона или при необходимости достижения какого-либо определённых целей). Во втором случае (при более длительных подготовительных этапах) для продления остаточных эффектов могут использоваться специальные мероприятия. Стоит отметить, что каждый этап подготовки являет собой годовой цикл в миниатюре: включает тренировочные

блок, напоминающие подготовительный период (накопительный мезоцикл), соревновательный (трансформирующий) и заканчивается снижением параметров нагрузки (реализационный) и выступлением на соревнованиях. Это позволяет рассматривать планирование годичного цикла как подбор сочетания более или менее независимых структур, где сходные цели достигаются посредством частично обновлённой и качественно улучшенной программы подготовки. Набор тестов, повторяющиеся на каждом этапе, и результаты соревнований помогут контролировать ход подготовительного процесса и обеспечат обратную связь для непрерывного анализа и внесения поправок в программу и технологии.

И, наконец, количество этапов в годичном цикле подготовки зависит от особенностей вида спорта, календаря важных соревнований и др. и обычно варьирует от четырех до семи.

Практическая реализация КБП даёт определённый выигрыш по сравнению с традиционной моделью:

- модель блоковой периодизации позволяет сократить общий километраж и время, затраченное на подготовку, не изменяя существенно общее количество тренировок;

- контроль за уровнем подготовленности более содержателен и эффективен; уменьшенное количество тренируемых двигательных качеств требует использования соответствующих тестов; анализ "доза-эффект" может быть легко выполнен на различных этапах подготовки;

- психологический фон более выгоден: спортсмены могут сосредоточиться на меньшем количестве качеств - мишеней, что, в свою очередь, позволяет поддерживать более эффективную психическую концентрацию и уровень мотивации;

- аспекты питания могут учитываться более тщательно; для увеличения анаболического эффекта силовой тренировки может применяться диета с высоким содержанием белка; потребление углеводов особенно важно в мезоциклах, направленных на развитие специальной и силовой выносливости.

Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований и практический опыт запятая организация задаваемых нагрузок в годовом цикле подготовки на основе использование принципа суперпозиции способствует эффективному развитию адаптационного процесса и повышению уровня специальной работоспособности спортсменов [1, 151.

В частности, показано, что высокая соревновательная результативность квалифицированных спортсменов достигается в рамках годового цикла подготовки за счёт в следующих факторов:

1. Использование значительных по объему и интенсивности специфических тренировочных нагрузок;

2. Рациональной последовательности и длительности включения нагрузок различный преимущественной направленности в мезоциклов этапах годового цикла, определяющих эффективную реализацию текущего адаптационного резерва (ТАР) организма спортсменов с формированием устойчивых и выраженных приспособительных реакций;

3. Постоянного повышения развивающего потенциала на груза путем увеличения интенсивности тренировочных нагрузок и увеличения удельного веса соревновательных нагрузок;

4. Обеспечение значительной вариативности ("скачкообразности" и" контрастности") программируемых нагрузок с четким чередованием нагрузочных (концентрированных и преимущественно однонаправленных нагрузок, используемых в течение 4-6 недель) и восстановительных (реабилитационных воздействий в течение 2-3 недель) фаз при реализации конкретного ТАР организма спортсменов;

5. Применение форм, программ и технологий подготовки, обеспечивающих оптимальное сочетание избирательного ("точечного") и интегрального ("обобщенного") совершенствования ведущих компонентов спортивного мастерства спортсменов высокой квалификации.

Выполнение этой программы годового цикла подготовки определяет эффективность действия факторов обеспечения и реализации спортивного мастерства.

У спортсменов высокой квалификации данные факторы проявляются, во-первых, выраженности специфической морфологической структуры; во-вторых, в эффективности функционирования ключевых систем организма и интенсивности восстановительных процессов, характеризующих ведущие возможности организма спортсменов и экономичность энергообеспечения в состоянии покоя и во время выполнения напряженной двигательной деятельности; в-третьих, в резистентности организма спортсменов к задаваемым нагрузкам и условия их выполнения.

Факторы реализации ТАР организма спортсменов выражаются в значительном повышении уровня специальной подготовленности и ее основных компонентов, что обеспечивает высокую результативность и надежность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов Г13, 151.

Выводы. Предложенная организация задаваемых нагрузок в годовом цикле подготовки обеспечивает избирательность педагогических воздействий запятая с одной стороны, и точность и прочность при формировании острых, срочных, устойчивых и долговременных адаптационных реакций, с другой. Это, в конечном счёте, приводит к получению запрограммированных двигательных действий запятая тренировочных и соревновательных эффектов.

Литература:

1. Алешин, И. Н. Модель годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации: автореферат диссертации к.п.н. / И. Н. Алешин, - Челябинск, 2004, - 23 с.

2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. - С. 9-10

3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной подготовки / А. П. Бондарчук - К.: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.

4. Верхошанский, Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры - 1991. - №2. - С. 24-31.

5. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7. - С. 41-54.

6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 330 с.

7. Верхошанский, Ю. В. По пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998 - №2. - С. 21-26, 39-42.

8. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005 - №4. - С. 2-14.

9. Иссурин, В. Планирование и построение годового цикла подготовки гребцов. «Гребной спорт» (академическая гребля, гребля на байдарках и каное / В. Иссурин, В. Каверин. - М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.25-29.

10. Иссурин, В. Б. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Б. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. С. 2-5.

11. Иссурин. В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 228 с.

12. Куликов, Л. М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков // теория и практика физической культуры. - 1999. - №7. - С. 20-22.

13. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов - М.: физкультура, образование, наука.

14. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во Челябинск гос. Университет, 2009. - 271 с.

15. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория, и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

16. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В. Н. Платонов \\ Теория и практика физической культуры. -2009. - №9. - С. 18-34.

17. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой: теоритико-методологические обоснования \ В.

B. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.

18. Рыбаков, В. В. Общая модель индивидуализированного управления спортивной подготовкой \ В. В. Рыбаков, И. Н. Алешин, М. В. Габов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы 16 регион. Науч.-практ. Конферен. - Челябинск, - 1998. - №3.-

C. 201-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Issurin, V. Klassification, Dauer und praktische Komponenten der Resteffekte von Training / V. Issurin. -Leistungsport, 2004. - P. 34, 55-59.

20. Issurin, V. A modern approach to high-performance training: the Block Composition concept / V. Issurin, B. Blumenstein, R. Lidor and G. Tenenbaum (eds). Psychology of sport training. Oxford: Meyer Sport, 2007. -P. 216-234.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Ингушский государственный университет (г. Магас)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНГУШСКОГО И РУССКОГО ФОЛЬКОЛОРА)

Аннотация. В статье рассматривается вопросы специфики эстетического воспитания школьников в процессе приобщения фольклора. Подробно подчеркивается роль и значение народного творчества, в формировании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения творческого потенциала фольклора Ингушетии.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, народное творчество, фольклор, учащихся школ, традиции народов Ингушетии.

Annotation. Annotation.In the article questions of specificity of aesthetic education of schoolboys in the course of acquaintance of folklore are considered. The role and importance of folk art is emphasized in detail, in shaping the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the optimal attraction of the creative potential of folklore in Ingushetia.

Keywords: aesthetic education, folk art, folklore, pupils of schools, traditions of the peoples of Ingushetia.

Введение. В настоящее время в обществе особенно отчетливо осознается необходимость использования духовных и культурных ценностей в социально-образовательной практике. Важнейшим фактором духовного, художественного и эмоционального развития становится эстетическое воспитание, которое можно определить как способность формирования определенного эстетического отношения к действительности.

Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») сегодня российское образование решает колоссальные задачи, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; разностороннее своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей. Именно в этом контексте мы рассматриваем проблему эстетического воспитания подрастающего поколения, учащихся школ в процессе приобщения к народному творчеству, в частности к фольклору [2; 3].

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение особенности фольклора в процессе организации эстетического воспитания школьников.

Изложение основного материала статьи. В фольклоре Республики Ингушетии отражена душа народа, его поэтика, его отношение к жизни, его добро, думы, чаяния. Когда знакомишься с фольклором народа, начинаешь понимать, что это за народ, о чем думали эти люди в историческом прошлом, к чему стремились, чего желали. В фольклоре ингушей нашли отражение дружеские взаимоотношения их предков с Россией и со всеми соседними народами.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.