УДК 796.332
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА ФУТБОЛИСТОВ17-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ БЛОКОВОГО МЕТОДА
Сергей Константинович Григорьев, соискатель,
Александр Петрович Золотарёв, доктор педагогических наук, профессор,
Владислав Валерьевич Лавриченко, кандидат биологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ),
Краснодар
Аннотация
В статье предлагаются новые подходы к построению годичного тренировочного цикла фут-болистов-юниоров, связанные с точным количественным распределением разнонаправленных тренировочных занятий в мезо- и микроциклах. Рациональное планирование в данном аспекте связано с воздействием на организм однонаправленных физических нагрузок в течение как одного микроцикла («микроблок однонаправленной нагрузки»), так и всего мезоцикла с дальнейшей последующей сменой тренирующего стимула. Такой методический приём, в отличие от традиционного комплексного подхода даёт возможность отделить во времени физическую подготовку от техникотактической подготовки, с целью планомерного последовательного совершенствования отдельных физических качеств и технико-тактического мастерства, избегая отрицательного взаимодействия тренировочных эффектов разных видов нагрузок. Это, в свою очередь, позволяет систематизировать применение тренировочных средств, уточнить их соотношение в динамике годичного тренировочного цикла и конкретизировать распределение тренировочных занятий разной направленности в мезо- и микроциклах. Следовательно, использование блокового метода предполагает переход на новую систему нормирования физических нагрузок, что переводит весь процесс подготовки футболистов 17-19 лет на новый качественный уровень.
Ключевые слова: блоковый метод, футболисты-юниоры, микроцикл, мезоцикл, специализированные нагрузки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p50-55
PLANNING OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING AT DIFFERENT STAGES OF ANNUAL TRAINING CYCLE OF FOOTBALL PLAYERS AGED 17-19 YEARS OLD ON THE BASIS OF THE BLOCK METHOD
Sergey Konstantinovich Grigoriev, the competitor,
Alexander Petrovich Zolotarjov, the doctor of Pedagogical sciences, professor, Vladislav Valerievich Lavrichenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The paper proposes new approaches to building one-year training cycle for the junior football players associated with accurate quantitative distribution of differently oriented training sessions in the meso-and microcycle. Rational planning in this respect is connected with the effects on the body the unidirectional physical loads during both one microcycle ("microblocks unidirectional load") and all mesocycle with further follow-up coaching change in the stimulus. This methodological procedure, in contrast to the traditional holistic approach makes it possible to separate in time the physical training from technical and tactical training with a view to systematic continuous improvement of individual physical characteristics and technical and tactical skills to avoid negative interaction effects of different types of training loads. This, in turn, allows systematizing the application of training facilities, clarifying their interrelation inside the dynamics of annual training cycle and specifying the distribution of training sessions of different directions in the meso-and microcycles. Consequently, the application of block method assumes a transition to a new system of standardizing of loads that leads the entire process of preparing the players aged 17-19
years old to a new level.
Keywords: block method, junior football players, microcycles, mesocycles, load speciality.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из первостепенных задач подготовки квалифицированного резерва для профессионального футбола, является достижение молодыми игроками более высокого уровня специальной физической работоспособности [3,5,7,8]. Как правило, в практике спорта решение этой задачи связано с дальнейшим увеличением объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок. Как показывают исследования [5,6,7,8], объем работы, выполняемый игроком в возрасте 17-19 лет, значителен, а запасы и возможности двигательного аппарата ещё ограничены. Любое преждевременное форсирование приведет к травмам и перетренированности. Поэтому, интенсификация тренировочного процесса футболистов юниорского возраста требует тщательного планирования, связанного с точным распределением во времени и оптимальным сочетанием нагрузок разной направленности на всех этапах подготовки.
Известно, что традиционная периодизация учебно-тренировочного процесса связана с комплексным решением проблемы становления спортивной формы для успешного выступления в текущих соревнованиях. Однако, как показывает практика [6], такой подход не обеспечивает достижение молодыми игроками соответствующего уровня специальной физической работоспособности для выступления в профессиональных командах. Это в свою очередь вызывает необходимость в разработке более эффективных тренировочных программ, позволяющих рационально планировать физические нагрузки.
МЕТОДИКА
Нами ранее показано [2], что при развитии специальной физической работоспособности футболистов-юниоров на протяжении трёх лет подготовки блоковым методом каждый годичный тренировочный цикл имеет определённую доминирующую направленность, реализующуюся в рамках развивающих мезоциклов.
При таком подходе годичный тренировочный цикл представляет собой непрерывный процесс, включающий три шестнадцати недельных тренировочных блока (ТБ-1, ТБ-
2, ТБ-3). Тренировочные блоки состоят из трёх мезоциклов, отличающиеся как по направленности («А» - аэробный, «В» - гликолитический, «С» - алактатный), так и по суммарной величине физической нагрузки (развивающий - РМЗЦ и два поддерживающих - ПМЗЦ). В рамках каждого такого блока последовательно в соответствующих ме-зоциклах решаются задачи развития (РМЗЦ - 6 недель) или совершенствования (ПМЗЦ -5 недель) основных физических качеств, образующих структуру специальной физической работоспособности футболистов.
Последовательность применения мезоциклов разной направленности («А», «В», «С») в тренировочных блоках определяется в соответствии с принципом спортивной тренировки о трансформации характера физических нагрузок по мере роста тренированности от экстенсивных к интенсивным и сохраняется неизменной на протяжении всех трёх лет подготовки. Основным критерием, разделяющим мезоциклы на развивающие и поддерживающие, является общее количество тренировочных занятий избирательной направленности в каждом из них.
В структуру мезоциклов входят развивающие, поддерживающие и восстановительные микроциклы, решающие свои специфические задачи.
Относительно такой дифференциации микроциклов, можно отметить, что наряду с общим количеством тренировок преимущественной направленности в них дополнительным критерием выступает специализированность применяемых тренировочных средств.
Специалистами установлено, что в футболе развитие гликолитической и алактат-ной выносливости специализированными средствами не всегда бывает эффективным,
поскольку достижение оптимальных параметров нагрузки, в процессе выполнения таких упражнений, лимитируется уровнем технико-тактического мастерства игроков [3, 9]. Поэтому, в процессе физической подготовки футболистов-юниоров целесообразно в качестве развивающих нагрузок использовать преимущественно неспецифические средства (Нс), а в качестве поддерживающих - в основном специфические средства (Сп).
Известно, что к развивающим можно отнести такие микроциклы, в состав которых входит как минимум две-три тренировки акцентированной направленности [1,4]. Таким образом, микроциклы с двумя и тремя тренировочными занятиями в неделю с преобладанием в них физических нагрузок неспецифического характера можно вполне обоснованно считать развивающими. А микроциклы с одной или двумя тренировками в неделю с преобладанием специфических тренировочных средств следует рассматривать как поддерживающие. Такой подход позволяет определить точные соотношения применения неспецифических и специфических тренировочных средств в микроциклах, а так же динамику изменений этих соотношений в рамках развивающих (РМЗЦ) и поддерживающих (ПМЗЦ) мезоциклов в течение года (Таблицы 1, 2).
Таблица 1
Динамика соотношений тренировочных средств в развивающих мезоциклах
(РМЗЦ)
ТБ РМЗЦ
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-1 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Нс Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
В Нс Нс Нс Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 6, Сп - 0 Нс - 0, Сп - 4
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 10 Нс - 6, Сп - 4. Соотношение Нс/Сп - 60:40
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-2 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Нс Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
В Нс Нс Сп Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 5, Сп - 1 Нс - 0, Сп - 4
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 10 Нс - 5, Сп - 5. Соотношение Нс/Сп - 50:50
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-3 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Нс Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
В Нс Сп Сп Тз Тз И В Сп Сп Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 4, Сп - 2 Нс - 0, Сп - 4
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 10 Нс - 4, Сп - 6. Соотношение Нс/Сп - 40:60
Примечание: РМЗЦ - развивающий мезоцикл; ТБ - тренировочный блок; РМКЦ - развивающий микроцикл; ПМКЦ - поддерживающий микроцикл; Нс - развивающая тренировка преимущественно неспецифическими средствами; Сп - развивающая тренировка преимущественно специфическими средствами; Тз - тренировочное занятие технико-тактической направленности; И - игра; В - выходной.
Как показано в таблице 1 в РМЗЦ количество тренировок преимущественной направленности в развивающем (РМКЦ) и поддерживающем (ПМКЦ) микроциклах неодинаковое. В развивающем двухнедельном микроцикле таких тренировок планируется по три в каждую неделю с преобладанием нагрузок неспецифического характера (Нс). Таким образом, три тренировки преимущественной направленности образуют «мик-
роблок однонаправленной нагрузки» [1,4], выполняющий конкретную функцию углубленного развития определённого физического качества. В свою очередь в поддерживающем микроцикле две тренировки избирательной направленности с преобладанием специфических средств (Сп) способствуют закреплению тренировочного эффекта предшествующих нагрузок в развивающем микроцикле.
Следовательно, в течение года при неизменном общем количестве тренировок акцентированной направленности в развивающих и поддерживающих микроциклах изменяется только соотношение применяемых тренировочных средств в сторону увеличения специфических. Отмеченная тенденция определяется установкой по мере повышения тренированности на постепенную трансформацию тренировочных средств от менее специфических к более специфическим.
В отличие от развивающего мезоцикла, в поддерживающем мезоцикле количество развивающих тренировочных занятий, как показано в таблице 2, сокращено, соответственно и степень тренирующего воздействия будет не столь велика. Однако, тенденция на увеличение доли специализированных тренировочных средств сохраняется.
Таблица 2
Динамика соотношений тренировочных средств в поддерживающих мезоциклах
(ПМЗЦ)
ТБ ПМЗЦ
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-1 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
В Нс Нс Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 4, Сп - 0 Нс - 0, Сп - 2
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 6 Нс - 4, Сп - 2. Соотношение Нс/Сп - 67:33
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-2 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
В Нс Сп Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 3, Сп - 1 Нс - 0, Сп - 2
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 6 Нс - 3, Сп - 3. Соотношение Нс/Сп - 50:50
РМКЦ ПМКЦ
ТБ-3 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 14
В Нс Нс Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
В Сп Сп Тз Тз Тз И В Сп Тз Тз Тз Тз И
Всего: Нс - 2, Сп - 2 Нс - 0, Сп - 2
Итого: Общее количество развивающих тренировок: 6 Нс - 2, Сп - 4. Соотношение Нс/Сп - 33:67
Примечание: ПМЗЦ - поддерживающий мезоцикл; ТБ - тренировочный блок; РМКЦ -развивающий микроцикл; ПМКЦ - поддерживающий микроцикл; Нс - развивающая тренировка преимущественно неспецифическими средствами; Сп - развивающая тренировка преимущественно специфическими средствами; Тз - тренировочное занятие технико-тактической направленности; И - игра; В - выходной.
ВЫВОД
Таким образом, блоковая методика построения учебно-тренировочного процесса футболистов-юниоров позволяет систематизировать применение тренировочных средств, уточнить их соотношение в динамике годичного тренировочного цикла и конкретизиро-
вать распределение тренировочных занятий разной направленности в мезо- и микроциклах. Это предполагает переход на новую систему нормирования физических нагрузок, что переведёт весь процесс подготовки футболистов 17-19 лет на новый качественный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - C. 24-26.
2. Григорьев, С.К. Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет / С.К. Григорьев, А.П. Золотарёв, В.В. Лавриченко // Физическая культура, спорт -наука и практика : научно-методический журнал Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2001. - № 4. - С. 15-19.
3. Искусство подготовки высококлассных футболистов / под ред. Н.М. Люкши-нова. - М. : Советский спорт, 2003. -135 с.
4. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография / В.Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010 - 288 с.
5. Лалаков, Г. С. Чередование тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного периода у футболистов 17-19 лет : учебное пособие / Г.С. Лалаков. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та физ. культуры, 1986. - 50 с.
6. Лексаков, А.В. Философия клубного футбола / А.В. Лексаков // Футбол. -2011. - № 10. - С. 5-8.
7. Нистратов, Е.Д. Функциональная подготовленность юных футболистов 15-16 лет в годичном цикле / Е.Д. Нистратов // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 5. - C. 37-38.
8. Новокшенов, И.Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Новокшенов И.Н. - Волгоград, 2000. - 24 с.
9. Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации : монография / С.Ю. Тюленьков. - М. : Физическая культура, 2007. - 325 с.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (2005), "Theory and Methodology of Sports Training: Block system of training high class", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 24-26.
2. Grigoriev, S.K. Zolotarev A.P. and Lavrichenko, V.V. (2011), "Block method of physical training players 17-19 years old", Scientific-methodical journal of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, No. 4, pp. 15-19.
3. Ed. Lyukshinov, N. M. (2003), The art of preparing highly qualified footballers, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
4. Issurin, V.B. (2010), Block Periodization of sport training: monograph, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
5. Lalakov, G S. (1986), Alternating training loads in the microcycle of the preparatory period for players 17-19 years: Textbook, publishing house Omsk State institute of physical culture, Omsk, Russian Federation.
6. Leksakov, A.V. "Philosophy of club ", Football, No. 10, pp. 5-8.
7. Nistratov, E.D. (2000), "Functional preparedness of young football players aged 1516 in the annual cycle", Theory and Practice of Physical Culture, No.5. pp. 37-38.
8. Novokshenov, I. N. (2000), Special physical training players of different roles on the stage playing sports perfection: diss. of cand. of pedagogical science, Volgograd, Russian Federation.
9. Tyulenkov, S.Y. (2007), Theoretical and methodological approaches to the management training of highly skilled players: monograph, Physical Culture, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.422
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА 400 М НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Евгений Сергеевич Губин, аспирант,
Владимир Дмитриевич Фискалов, кандидат педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Экспериментальные исследования проводились с целью выявления характера изменения структурных компонентов специальной беговой подготовленности под воздействием различных тренировочных программ (формирующий эксперимент) и обоснования интенсификации специальной беговой подготовки квалифицированных бегунов на 400 м, на основе управления реализацией двигательных возможностей (сравнительный эксперимент).
На первом этапе установлено, что бегуны с высокими показателями реализации скоростносиловых качеств наибольшего прироста максимальной скорости бега добиваются при использовании методики сочетания упражнений скоростно-силового характера и бега с максимальной и около максимальной скоростью. Спортсмены с низкими показателями скоростно-силовых качеств добиваются более высокого прироста максимальных скоростных возможностей при сочетании бега с максимальной скоростью в обычных и облегченных условиях.
На втором этапе проводился сравнительный педагогический эксперимент по коррекции индивидуальных тренировочных программ (при помощи индивидуального варьирования режимов бега в обычных, облегченных и затрудненных условиях).
Показано, что устранение факторов, лимитирующих специальную беговую подготовленность, на основе индивидуализированного варьирования режимов бега в обычных, затрудненных и облегченных условиях на предсоревновательном и соревновательном этапе, позволяет добиться значительного увеличения темпов прироста спортивных результатов квалифицированных бегунов (в экспериментальной группе - 1,87%, в контрольной группе сдвиги результатов на этой дистанции были существенно меньше и составили - 0,89%).
Ключевые слова: специальная беговая подготовленность, квалифицированные бегуны на 400 м, реализация двигательных возможностей, облегчённые и затруднённые режимы бега.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p55-58
INTENSIFICATION OF THE SPECIAL PREPARATION OF THE RUNNERS, SPECIALIZING IN 400-METER RUN, BASED ON THE CONTROL OF THE ATHLETIC ABILITIES REALIZATION
Evgeniy Sergeyevich Gubin, the postgraduate student,
Vladimir Dmitrievich Fiskalov, the candidate of pedagogical science, professor, Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
Experimental studies have been conducted for the purpose of revealing the specificity of the structural components of the special racing preparedness under the influence of the different training programs (forming experiment) and substantiation of the intensification of the qualified 400-meter runners’ special preparedness, based on the control of the athletic abilities realization (comparative experiment).
At the first stage, there was established, that the runners with high indices of the speed-power qualities’ realization achieve the greatest increase of the maximum running speed when using a method of combination of the speed-power exercises and running with maximal and per maximal speed. Athletes