Научная статья на тему 'Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация'

Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TRAINING / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / UNCERTAINTY / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / NONLINEARITY / РАЗНОВИДНОСТИ И СЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА / VARIETIES AND CONSEQUENCES OF MODERN SPORT / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / INTEGRATED CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешин Игорь Николаевич, Слинкина Надежда Евгеньевна, Самойлова Елена Леонидовна

Непрерывная эволюция теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обновления содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки через преодоление неопределенности, проявляющуюся в нелинейности. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки, разработку эффективных программ и технологий реализации данных направлений с учетом объективных научных данных и проведения комплексного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешин Игорь Николаевич, Слинкина Надежда Евгеньевна, Самойлова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The uncertainty and nonlinearity in sports training : course, manifestations and implementation

The continuous evolution of theory, programs and technologies of sports training which led to unprecedented growth of sports achievements, to the increase of parameters of loads, to improve the quality and implementation of training and competitive influences requires a serious analysis, compilation and updating of the content, forms and principles of knowledge and the construction of sports training, put forward as a benchmark for scientific research and practical implementation of the idea management process of sports training through overcoming uncertainty, which manifests itself in a nonlinearity. Addressing uncertainty and nonlinearity, make the process of sports training of orderliness and predictability perhaps based on the understanding of leading directions of modernization of athletic training, the development of effective programs and technologies implement these areas based on objective scientific data and the comprehensive control.

Текст научной работы на тему «Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация»

включать длительную ходьбу и бег, максимально насыщать движениями весь режим дня студентов (ходьба пешком в университет и домой, утренняя гимнастика, самомассаж и др.).

Литература:

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Учебное пособие. - М.: Альфа-М Инфра-М., 2010.

2. Виленский М.Я., Горшков А.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие. - М.: «КноРус», 2012.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. - М.: Медицина, 1999.

4. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012.

5. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

6. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для академий и институтов ФК. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

7. Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005.

8. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград.: Учитель, 2009.

Педагогика

УДК: 37.042

кандидат педагогических наук, профессор Алешин Игорь Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Слинкина Надежда Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); аспирант кафедры теории и методики спортивных игр Самойлова Елена Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И НЕЛИНЕЙНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ,

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация. Непрерывная эволюция теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обновления содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки через преодоление неопределенности, проявляющуюся в нелинейности. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки, разработку эффективных программ и технологий реализации данных направлений с учетом объективных научных данных и проведения комплексного контроля.

Ключевые слова: спортивная подготовка, неопределенность, нелинейность, разновидности и следствия современного спорта, комплексный контроль.

Annotation. The continuous evolution of theory, programs and technologies of sports training which led to unprecedented growth of sports achievements, to the increase of parameters of loads, to improve the quality and implementation of training and competitive influences requires a serious analysis, compilation and updating of the content, forms and principles of knowledge and the construction of sports training, put forward as a benchmark for scientific research and practical implementation of the idea management process of sports training through overcoming uncertainty, which manifests itself in a nonlinearity. Addressing uncertainty and nonlinearity, make the process of sports training of orderliness and predictability perhaps based on the understanding of leading directions of modernization of athletic training, the development of effective programs and technologies implement these areas based on objective scientific data and the comprehensive control.

Keywords: sports training, uncertainty, nonlinearity, varieties and consequences of modern sport, integrated control.

Введение. Современная теория и практика спорта содержит в себе существенные элементы неопределенности (точно не установленные), связанные с многообразием методологических подходов к исследованию, программам и технологиям построения спортивной подготовки. Неопределенность связана, во-первых, с чрезвычайной сложностью (до конца во многом не познанной) организма человека и его поведения как объекта управления; во-вторых, высокими (часто предельными) двигательными и психоэмоциональными нагрузками, экстремальными условиями тренировочной и соревновательной деятельности; в-третьих, с возникновением несоответствия между постоянно увеличивающимися требованиями к подготовленности спортсменов, непрекращающимся ростом спортивных достижении, ограниченными адаптационными возможностями организма человека, чрезмерным использованием активных (в том числе запрещенных) средств восстановления и стимуляции работоспособности; в-четвертых, с ярко выраженной индивидуальностью одаренных спортсменов, определяющих необходимость ее объективной диагностики и разработку соответствующей про граммы подготовки с применением оригинальных технологических решений; в-пятых, с ростом конкуренции на крупнейших соревнованиях, постоянно замедляющимися и даже снижающимися результатами спортсменов на международной арене при констатации высокого уровня развития спортивной науки. Последнее можно объяснить невостребовнаностью (или неспособностью) эффективного использования результатов научных исследований со стороны практических работников, излишней «теоретизированностью» научных материалов. В-шестых, с формированием разновидностей современного спорта: детско-юношеского, массового (студенческий,

прикладной, ветеранский, адаптивный) спорта и спорта высших достижений (олимпийский, профессиональный, коммерческий и некоммерческий), имеющих разную целевую направленность, факторы и критерии эффективности [4; 5; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 21; 24; 26; 32; 34] (рисунок 1).

В основе массового спорта (спорт для всех) лежит использование средств для гармоничного развития человека, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, самоутверждения и самопознания, рациональной организации досуга. Человек сознательно и целенаправленно оценивает, повышает, реализует и сохраняет резервы здоровья, позитивно воздействует на двигательные, психические, духовные качества и способности, формирует эстетическую, нравственную культуру, культуры общения.

В сфере спорта высших достижений (большого спорта) вся деятельность концентрируется на подготовке к крупнейшим международным соревнованиям, их успешном проведении. Наивысшим критерием эффективности подготовки спортсменов является завоевание золотых медалей.

Рисунок 1. Разновидности современного спорта [17; 34]

Массовый спорт и спорт высших достижений - самостоятельные практические явления и области знаний, характеризующиеся принципиальными расхождениями, что, однако, не исключает их частичного совпадения и тесного взаимодействия. Спорт высших достижений является мощным стимулом для развития массового спорта, привлечения в него миллионов людей различного возраста, особенно детей, подростков и молодежи.

Однако, говоря о положительных моментах эффекта современного спорта, особенно спорта высших достижений, следует сказать и о негативных факторах его развития (проявление бифуркации в развитии современного спорта высших достижений как важнейшего социального института (рисунок 2).

Повышение резервных возможностей организма; социализация личности; моделирование различных сторон и форм деятельности современного человека

—--►

Снижение резервных воз- \ можностей организма \

(применение здоровьераз- \ рушающнх программ и 1

технологий: травмы, болезни и т. д.); десоциализа- I ция личности (жестокость, / насилие, допинг и коммер- / цналнзацня спорта т.д.) /

Рисунок 2. Позитивные и негативные следствия развития спорта высших достижений [17; 34]

Проявление данных факторов усиливается при недостаточной эффективности функционирования, в первую очередь, детско-юношеского спорта (низкий уровень здоровья подрастающего поколения, игнорирование закономерностей возрастного развития организма, ранняя специализация и интенсификация спортивной подготовки, неконтролируемое использование активных, в том числе и запрещенных средств восстановления и стимуляции работоспособности).

Детско-юношеский спорт, как основа формирования других разновидностей спорта, рассматривается как всероссийская (многоуровневая и разновариантная) система спортивных соревнований детей и подростков и специальная подготовка к ним, организованная с учетом возрастных индивидуальных, персональных особенностей и возможностей).

В системе детско-юношеского спорта наиболее талантливые юные спортсмены составляют резерв для спорта высших достижений, а остальные (большинство) - контингент массового детско-юношеского спорта и основа спорта для всех (массового спорта разных возрастных и социальных групп).

Подготовка юных спортсменов требует наиболее пристального внимания по следующим причинам. В настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счет постоянного увеличения значений основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает приспособительные возможности организма человека. Эта проблема при обретает особую остроту на начальных этапах многолетней спортивной подготовки, когда адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются как на естественный рост и развитие, так и на энергетическое и пластическое обеспечение выполнения задаваемых нагрузок [14].

Потребность в коренном улучшении качества подготовки спортивного резерва, разработке и внедрении более эффективных, инновационных и наукоемких технологий управления на начальных этапах многолетней подготовки определяет необходимость углубленной разработки отдельных вопросов данной проблемы.

Модернизация подготовки спортивного резерва крайне актуальна в различных видах олимпийского спорта, где проявляется комплекс общих и частных противоречий между [17; 34]:

- ростом популярности спорта в современном мире, усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений, завоеванием высших спортивных наград на крупнейших международных соревнованиях как отражением социально-экономического и политического развития страны;

- неэффективной системой управления подготовкой спортивного резерва и недостаточной подготовленностью к внедрению инноваций, как со стороны управляющей, так и с управляемой стороны, разобщенностью внешних и внутренних звеньев управления;

- значительным отставанием от ведущих спортивных держав в развитии, м использовании инновационных спортивных технологии и значительном сокращении про грамм научных исследований, направленных на углубление и расширение, а в отдельных случаях и на принципиальное изменение общепринятых теоретико-методологических и программно-технологических положений в сфере спортивной подготовки;

- постоянно возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов высокой квалификации и снижением резервов здоровья, физического развития, двигательной и психологической подготовленности подрастающего поколения;

- достаточным количеством детей и подростков в системе детско-юношеского спорта и большими их потерями при переходе во «взрослый» спорт;

- необходимостью выявления одаренных детей и подростков способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта и отсутствием эффективной системы отбора, ориентации и подготовки спортивного резерва в различных видах (особенно медалеемких - легкая атлетика, плавание, единоборства, гребля, тяжелая атлетика, лыжные гонки, конькобежный спорт, шорт-трек) олимпийского спорта.

Разрешение данных противоречий предполагает акцентированное внимание на следующих направлениях модернизации системы подготовки спортивного резерва [17; 32; 34].

1. Соревновательная деятельность в различных дисциплинах и прогноз ее изменения. При этом необходима оценка развития конкретной дисциплины на 10-15-летнюю перспективу. Последнее обусловлено тем, что спортивный отбор, ориентация и подготовка должны соответствовать требованиям не сегодняшнего дня, а того момента, когда будет необходимо демонстрировать наивысшие результаты.

2. Факторы достижения прогнозируемого кинезиологического потенциала. В этом плане необходимо выделить: генетическую предрасположенность (отбор и ориентацию); модельные характеристики мастерства сильнейших спортсменов с учетом прогноза развития спортивной дисциплины; научно-методологического и программно-технологического обеспечение и сопровождение программы спортивной подготовки и технологии их реализации; специализированные научные центры: исследования фундаментального и прикладного характера, комплексные научные группы - обоснование про грамм и технологий подготовки, контроль за их реализацией; медико-биологическое (лечение и профилактика травматизма и заболеваний, эффективность адаптационных реакций и восстановления); материально-техническое (спортивная инфраструктура, финансирование); организационно-управленческое (взаимодействие министерств, управлений, федераций) обеспечение и сопровождение.

3. Факторы реализации кинезиологического потенциала: модели ранних этапов многолетней подготовки (направленность, продолжительность, закономерности долговременной адаптации); модели годовой подготовки (варианты периодизации, направленность и продолжительность периодов и этапов, закономерности устойчивой адаптации и реализации текущего адаптационного резерва); модели мезоциклов подготовки (закономерности устойчивой адаптации); модели тренировочных упражнений, сеансов, занятий, дней, фрагментов, модулей, микроциклов (закономерности острой и срочной адаптации, формирование острых, срочных и отставленных частных и кумулятивных эффектов).

4. Факторы формирования спортивного мастерства: модельные характеристики соревновательной деятельности; модельные характеристики общей и специальной подготовленности (уровень и соразмерность развития основных двигательных качеств и способностей); модельные характеристики технико-тактического мастерства; модельные характеристики психологической подготовленности; модельные характеристики морфологических и функциональных возможностей (длина и масса тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, состав мышечных волокон, сердечнососудистая, дыхательная системы, гормональный и иммунный статус и т.д.).

5. Управление подготовкой спортивного резерва: выявление предрасположенности и перспективности к специализации в конкретной спортивной дисциплине. Этапная, текущая и оперативная индивидуализация и персонализация.

В последнее время спорт высших достижений ускоренными темпами превращается в объект глубокого и всестороннего исследования. При этом, во-первых, спортивное достижение следует рассматривать как сложное многофакторное явление, динамика которого во времени раскрывает суммарное влияние социально-экономических, спортивно-педагогических, биологических, медицинских, программно-технологических, прогностических и других факторов. Во-вторых, с повышением спортивного мастерства увеличивается число факторов спортивного достижения, соответственно возрастает индивидуальность и персональность требований в отношении двигательных, морфологических, функциональных, психических и интеллектуальных возможностей и особенностей. Все сказанное приводит к высокой степени неопределенности в построении спортивной подготовки. Преодоление неопределенности возможно на принципах «необходимого разнообразия или упрощения сложности» и «организованной сложности» [7; 16; 17; 32; 33; 34]. Это выдвигает на первый план информационный, интеллектуальный факторы, которые открывают широкие перспективы создания научно-обоснованных систем спортивной подготовки. Необходимость последних диктуется особенностями развития современной цивилизации, где все более отчетливо проявляется переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов [8]. Данная тенденция должна быть реализована, в первую очередь, в экстремальных, крайне напряженных, здоровьезатратных видах человеческой деятельности, к которым следует отнести и спортивную подготовку, требующую максимального проявления двигательных качеств и особенностей, функциональных возможностей и резервов организма спортсменов. В этом аспекте речь должна идти о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров задаваемых нагрузок (производительность труда) на все более полноценную реализацию индивидуальных, персональных возможностей и особенностей организма каждого спортсмена (продуктивность внутренних ресурсов) в конкретном виде спорта и условиях подготовки при эффективном использовании внетренировочных и внесоревновательных факторов (продуктивность внешних ресурсов).

Все сказанное требует глубокого критического изучения и конкретизации перспективных подходов и направлений дальнейшего развития теории и технологий спортивной подготовки [6; 11; 12; 15; 18; 20; 21; 27; 28; 31; 35; 37]. Ряд фундаментальных концепций и ключевых положений спортивной подготовки уже не соответствует требованиям практики спорта высших достижений и современным научным данным, другие, наоборот, требуют более глубокого развития и совершенствования.

Возникли трудности, связанные со структурным построением процесса подготовки в ряде видов спорта, обусловленные повышением роли соревновательной деятельности, необходимостью индивидуализации и персонализации подготовки в соответствии с изменением в российской и международной соревновательной практике [6; 11; 12; 13; 20; 22; 35; 37; 38; 39].

Неопределенность во многом обусловлена нелинейностью (расположенных, проявляющихся вне линии, не по линии) природных и социальных процессов. В научной литературе имеется много сведений о нелинейном характере данных процессов, в том числе и в сфере спортивной деятельности (развитие адаптации и проявление спортивного мастерства, формирование ведущих функциональных систем в организме спортсменов, направление и формы, реализация спортивной подготовки и др.).

В основе нелинейности спортивной подготовки лежит тройная детерминация (рисунок 3).

В процессе нелинейности, определяемой, в первую очередь индивидуализацией и персонализацией спортивной подготовки должен найти реализацию феномен «узнавания», понимаемый как соответствие выполняемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к определенной двигательной деятельности, уровню здоровья и тренированности, текущему состоянию и условиям подготовки. Эффективность нелинейности связана наличием комплексного контроля.

Рисунок 3. Тройная детерминация нелинейности спортивной подготовки

Под комплексным контролем понимается такой контроль, который предусматривает применение форм, средств и методов этапного, текущего и оперативного видов с целью получения объективной и всесторонней оценки долговременных (во многом необратимых) устойчивых, срочных и острых (обратимых) адаптационных реакций в важнейших системах организма спортсменов в процессе, до и после включения конкретных тренировочных и соревновательных нагрузок, определяющих формирование острых, срочных, отставленных и кумулятивных эффектов (рисунок 4).

Преодоление неопределенность, выражающейся в нелинейности проявления и реализации спортивной подготовки, возможно на принципах «организованной сложности», понимаемую и используемую в качестве одной из форм интеграции науки, образования и практики в сфере современного спорта.

Рассматривая науку, в том числе и спортивную, как специфическую деятельность, направленную на получение новых знаний, под научным обеспечением следует понимать реализацию в практике спортивной подготовки, обновленные и обновляющиеся знания о ее системе.

Рисунок 4. Системы комплексного контроля в подготовке квалифицированных спортсменов [34]

В этом плане показательна общая стратегия Китая: «Обновление Китая через науку и образование». Поэтому и в спорте страна взяла курс на укрепление науки и технологий.

Организационной основой реализации новой научно-технологической концепции совершенствования систем спортивной подготовки является интенсификация развития спортивной науки и технологий по следующим приоритетным направлениям [6]:

- поиск новых нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки;

- целенаправленное стимулирование развития здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки;

- формирование действенной системы информационно-аналитического обеспечения и сопровождения процессов развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров на основе целенаправленной стимуляции их непрерывного образования и самообразования, формирования потребности в источниках систематической информации о научно-технологических инновациях в сфере их профессиональной деятельности;

- создание удобной для пользователей инфраструктуры научно-технологического обеспечения и сопровождения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров и мобильных групп научно-технологического обеспечения (ГНТО).

Выводы. Необходимость создания ГНТО, а точнее воссоздания комплексных научных групп (КНГ), обусловлено недостаточно эффективным научным обеспечением сборных команд России и спортивного резерва. Последнее является следствием нерациональной организации работы данных подразделений, низким уровнем материальной обеспеченности и аппаратурной базы, отсутствием системы морального стимулирования научных работников и неполной реализации их интеллектуального потенциала.

Литература:

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для ХХ1 века: / Р. Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

2. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8. - С. 78-89.

3. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека. / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев: Здоров'я, 1987. - 223 с.

4. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26.

5. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека: монография / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

6. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 9-10.

7. Вагнер, В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям / В. А. Вагнер. - Ленинград, 1928. - 50 с.

8. Вайцзеккер, Э. Фактор четыре. Затрат половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс. - М.: Academia, 2000. - 400 с.

9. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

10. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

11. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 27. - С. 41-54.

12. Верхошанский, Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 22. - С. 21-26, 39-42.

13. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 24. - С. 2-14.

14. Воробьев, А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.

15. Желязков, Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 11-12. - С. 41-44.

16. Желязков, Ц. Спортивное достижение как биосоциальный феномен / Ц. Желязков // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 29. - С.40-42.

17. Исаев, А. П. Индивидуализация спортивной подготовки: состояние, проблемы и перспективные решения / А. П. Исаев, В. В. Рыбаков, В. В. Эрлих. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2016. - 531 с.

18. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В. Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.

19. Карлышев, В. М. Комплексный педагогический контроль в подготовке горнолыжников: автореф. дис .... канд. пед. наук / В. М. Карлышев; КГИФК. - Киев, 1985. - 23 с.

20. Куликов, Л. М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 27. - С. 20-22.

21. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. -Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

22. Мокеев, Г. И. В поиске закономерностей предсоревновательной подготовки спортсмена / Г. И. Мокеев, А. Г. Ширяев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 24. - С. 28-32.

23. Платонов, В. Н. Теория спорта / В. Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 1987. - 287 с.

24. Платонов, В. Н. Адаптация в спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Здоровья, 1988. - 214 с.

25. Платонов, В. Н. О «концепции периодизации спортивной тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов / В. Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - N28. - С. 2326, 39-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Платонов, В. Н. Перспективы совершенствования системы олимпийской подготовки в свете уроков игр Олимпиады / В. Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 2001. - № 22. - С. 5-17.

27. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

28. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В. Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 29. - С. 18-34.

29. Полозкова, Н. Ф. Алгоритм индивидуализации подготовки конькобежцев высокой квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Полозкова; УралГУФК. - Челябинск, 2009. - 22 с.

30. Потапов, В. Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов): автореф. дис ... д-ра пед. наук / В. Н. Потапов. - Тюмень, 2002. - 47 с.

31. Ратов, И. П. Предмет, содержание и перспективы биомехатроники - синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью / И. П. Ратов, В. К. Бальсевич, В. Д. Чепик, П. Р. Патрушев // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 45-48.

32. Рыбаков, В. В. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры / В. В. Рыбаков, УралГАФК. - Челябинск, 2001. - 220 с.

33. Рыбаков, В. В. К проблеме формирования национальной спортивной доктрины: аналитический обзор / В. В. Рыбаков, Л. М. Куликов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 5-10.

34. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические обоснования / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзянов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.

35. Селуянов, В. Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В. Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С. 4б-50.

36. Хоменко, Р. В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации / Р. В. Хоменко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 4. - С. 66-68.

37. Шустин, Б. Н. Время собирать камни ... / Б. Н. Шустин, И. Ю. Радич, И. Н. Преображенский, Л. Н. Овчаренко // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 40-42.

38. Tschiene, Р. Die Priorität des biologischen Aspekts in dez Theorie des Trainings / Р. Tschiene // Leistungssport. - 1991. - № 6. - Р. 5-11.

39. Tschiene, Р. La teoria deirallenamento: ran о senza um priorit? / Р. Tschiene // SdsRivista di Cultura Sportiva. - 1992. - № 11. - Р. 59-63.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук Алмазова Татьяна Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Трунтаева Татьяна Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В настоящее время проблема формирования экономической грамотности обучающихся различных образовательных организаций является весьма актуальной, что подтверждается такими фактами как разработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности, реализацией различных проектов, содействующих повышению финансовой грамотности населения, включение в КИМы ЕГЭ по математике заданий с экономическим содержанием и т.д. Авторами статьи описан опыт проведения исследований по данной проблеме. В ходе теоретических исследований были определены возможности формирования экономической грамотности учащихся в процессе изучения математики. Описываются такие возможности как интегрирование в некоторые темы школьного курса дополнительного учебного материала по основам финансовой грамотности, а также расширение задачной базы отдельных тем школьного курса математики и алгебры, путем добавления в них системы целесообразно подобранных задач по разделам финансовой математики.

Ключевые слова: финансовая (экономическая) грамотность, возможности формирования экономической грамотности школьников, процесс обучения математике, задачи с экономическим содержанием.

Annotation. Currently the problem of the development of economic literacy of schoolchildren is very important and needful. Task list of state exam on math contains the task involving financial calculations. This task has been added in the content of exam in recent times. This reason supports the choice of this problem of research. In this paper is described the experience of research of this problem. For the research the direction of development of skills to solve problems with an economic content in the process of teaching math was chosen. The methodical aspects of the process of teaching schoolchildren to the solution of plot problems with economic content were considered and refined. Programs devoted to the problem of the economic preparation of schoolchildren in the process of teaching math for advanced training courses for teachers of mathematics were made and tested. The conducted questioning of mathematics teachers about the feasibility and conditions of economic preparation of schoolchildren in the process of teaching math allowed discovering the respondents' point of view about plot problems with economic content as a mean of forming the economic literacy of schoolchildren in the process of math education. The analysis of this questioning is also described in the paper.

Keywords: economic literacy, directions of development of the economic literacy of schoolchildren, the process of teaching mathematics, tasks with economic content.

Введение. Проблема формирования экономической (финансовой) грамотности обучающихся различных образовательных организаций общеобразовательного, профессионального, высшего образования и населения в целом в настоящее время является весьма актуальной. Необходимость ее решения обусловлена рядом объективных социально-экономических причин. В первую очередь, это ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития, что с течением времени предъявляет все более высокие требования к экономической активности населения. Во-вторых, вследствие вышесказанного, большую востребованность на рынке труда приобрели экономически грамотные специалисты; в-третьих, каждому человеку, вне зависимости от рода занятий и профессии, приходится совершать рациональный выбор и чаще вступать в рыночные отношения и управлять своими финансовыми средствами. Участники этих отношений должны уметь эффективно и целесообразно применять в повседневной жизни свои знания в области экономики и финансов для анализа различных ситуаций, связанных с принятием решений по вопросам кредитования, хранения и инвестирования денежных средств и т.д. Актуальность исследуемой проблемы в настоящее время подтверждается рассмотрением вопроса повышения финансовой грамотности учащихся на разных ступенях обучения на правительственном уровне [7]. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с анализом имеющихся и разработкой новых возможностей содержательного и методического характера, позволяющих реализовывать задачу повышения финансовой грамотности, как на уровне федеральных компонентов системы образования, так и на уровне региональных.

Формулировка цели статьи. Определение содержательно-методических возможностей формирования финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в процессе изучения математики.

Изложение основного материала статьи. Финансовая грамотность как экономическая категория является объектом изучения, как отечественными исследователями, так и зарубежными. Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения привела к тому, что в современной научной литературе встречается большое количество определений понятия финансовая грамотность, а также наряду с термином «финансовая грамотность» встречается термин «экономическая грамотность» и часто эти два понятия считаются близкими по смыслу и используются как синонимы.

В работах отечественных и зарубежных исследователей [3, 4] понятие финансовой грамотности практически однозначно определено, как комплекс знаний и навыков (умений) по рациональному и обоснованному принятию решений, связанных с благосостоянием и личной финансовой безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.