которых происходит формирование общественного мнения о жизненной необходимости духовно-нравственного воспитания, как для отдельных граждан, так и для общества в целом.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание представляет собой организованный процесс целенаправленного педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу личности учащегося, которая выступает системообразующей основой ее внутреннего мира.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 11-16.
2. Бехтерева Н.П. Per aspera. Наука о мозге человека. // Жизнь. Смерть. Бессмертие. - Л., 1993. -С. 82-85.
3. Гусоев В. И. Проблема педагогического такта в концепции А. С. Макаренко / В.И. Гусоев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2007. - №3. - Т. 3. - С. 28.
4. Исакова, Н. В. Родовые характеристики человека ключ к анализу социальной деятельности / Н.В. Исакова // Аналитика культурологии. - 2008. - №11. - С. 45.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М. Политиздат, 1975. - С. 53.
6. Репин, М.В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) / М.В. Репин // Казанский педагогический журнал - 2010. - №1. - С. 159
7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - С. 239.
Педагогика
УДК 796.015 ББК 75.15
кандидат педагогических наук, профессор Алешин Игорь Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Слинкина Надежда Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Общая теория подготовки спортсменов является примером современных интегративных наук, в основе которых лежит сходство структуры внутреннего функционирования объектов, а не их принадлежность к традиционной дисциплине. Междисциплинарный подход позволяет, во-первых, охватить всю совокупность объектов, относящихся к рассматриваемой дисциплине, а во-вторых, представить объем знаний, накопленных в пределах, традиционных дисциплин (теории и методики спортивной тренировки, физиологии, биохимии, морфологии, биомеханики, психологии и др.) с позиции возможности их практической реализации при подготовке спортсменов высокой квалификации.
Целесообразность включения в теорию спортивной подготовки знаний из ряда смежных дисциплин в качестве вспомогательных разделов связана с необходимостью преодоления методологии механизма и узкой специализации в различных науках. При этом принципиально важно обеспечить такой синтез знаний, который дает возможность сформулировать теорию аналитико-синтезирующего, а не собирательного характера.
Ключевые слова: спортивная подготовка, стратегия, концепция, методология, теория, практика, исследования, дифференциация, интеграция, технология, интеллектуализация.
Annotation. The General theory of training athletes is an example of modern integrative Sciences, which are based on the similarity of the structure of internal functioning of objects, and not their belonging to the traditional discipline. An interdisciplinary approach allows, firstly, to cover the whole set of objects, related to the discipline in question, and secondly, to present the amount of knowledge accumulated within traditional disciplines (theories and methods of sports training, physiology, biochemistry, morphology, biomechanics, psychology) from the position of the possibility of their practical implementation in the preparation of highly qualified athletes.
The expediency of inclusion in the theory of sports training of knowledge from a number of related disciplines as auxiliary sections is connected with the need to overcome the methodology of the mechanism and narrow specialization in various Sciences. At the same time, it is fundamentally important to provide such a synthesis of knowledge, which makes it possible to formulate the theory of analytical-synthesizing, rather than collective character.
Keywords: sport training, strategy, concept, methodology, theory, practice, research, differentiation, integration, technology, intellectualization.
Введение. Ведущие спортивные державы перешли к формированию и реализации новой программно-технологической базы развития физической и спортивной культуры, основывающейся на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной подготовки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологии, физиологии и биохимии, медицины, генетики, информатики, синергетики, нанотехнологий и управления. Широко используется тонкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Финансирование осуществляется в объеме, существенно превосходящем таковое в нашей стране. Для создания условий, определяющих качественную подготовку национальных сборных команд, практически всеми спортивно развитыми странами проводится серьезная работа по научному обеспечению и сопровождению данной подготовки.
За предыдущие годы в нашей стране была создана не только ведущая в мире система физической и спортивной культуры, но и разработаны уникальные научно-обоснованные технологии подготовки юных и квалифицированных спортсменов, выполненные фундаментальные по своей актуальности, научной новизне и практической значимости индивидуальные и коллективные исследования, по праву составляющие
национальную гордость и основу выдающихся достижений спортсменов, доминировавших в мировом спорте на протяжении нескольких десятилетий [1; 2; 4; 5; 8; 9; 12; 14; 15; 16; 17; 24].
Вместе с тем, до настоящего времени, это отмечают западноевропейской [25, с. 474] и отечественные [18, с. 2] ученые, единой спортивной науки как интердисциплинарной нагрузки науки о спорте пока не существует. Процесс ее возникновения находится еще в самом начале и отличается разными подходами в России, Западной и Восточной Европе, в Америке [25].
Изложение основного материала статьи. Общая теория спортивной подготовки, как любая наука, подчиняется и вписывается в общие закономерности развития науки. Она, как и всякая другая наука, исторически развивается от эмпирической стадии к теоретической. В последние годы осуществляется интенсивный поиск путей преодоления эмпиризма в теории спортивной подготовки. Во многом это инициировано тем, что данная теория: не обладает свойством всеобщности, поскольку не согласуется с практикой подготовки высококвалифицированных спортсменов в 80-90-е годы в спортивных играх, тяжелой атлетике, спортивно-силовых видах спорта и ряде других; была построена на экспериментальных фактах 5060-х годов и уже поэтому не может рассматриваться в качестве адекватной в новых условиях нашего времени, при изменении режима питания, методическом обеспечении контроля, тренировки и процессов восстановления; не учитывает фактического материала, накопленного в смежных науках, в первую очередь, в биологии спорта [4; 21].
Теория спортивной подготовки, возникшая в 50-60-е года, впитала в себя недостатки развития науки в нашей стране такого периода: игнорирование неугодного фактического материала, выполнение обобщений, выходящих за пределах генеральной совокупности наблюдаемых объектов, и продолжает сохранять их до настоящего времени [21, с. 48].
В структуре теории подготовки спортсмена следует выделять элементы, расположенные на двух уровнях.
Первый уровень составляет эмпирическую и логическую основу теории: 1) полученные и отобранные в ходе экспериментальных исследований и практической деятельности разнообразные факты, нуждающиеся в систематизации, обобщении, объяснении, теоретическом обосновании; 2) понятия, выражающие основные свойства предметов; суждения об этих свойствах предметов явлений; умозаключения, выражающие наиболее общие представления о связях и причинах изучаемых явлений.
Второй, собственно теоретический уровень, образован идеями, гипотезами, предположениями, утверждениями, доказательствами, закономерностями, принципами. Все элементы теоретического уровня, с одной стороны, опираются на факты и суждения о них, а с другой - органически взаимосвязаны между собой [16; 17].
Несмотря на то, что каждый из уровней теоретического знания различается по предмету, средствам и методам разработки, их разделение объясняется лишь необходимостью упрощения методологического анализа структуры научного знания. В реальной действительности эти два уровня научного знания так тесно переплетены между собой, что самостоятельно рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию.
Интенсивная и разносторонняя деятельность нескольких поколений специалистов привела к формированию сложной и целостной системы знаний - теории подготовки спортсменов, которая в настоящее время получила достаточно всестороннее и полное оформление как самостоятельная учебная и научная дисциплина. В ее формировании большую роль сыграли знания из смежных дисциплин (морфологии, физиологии, биохимии, психологии, социологии, организации и управления и др.), а так же ряда общенаучных дисциплин и теорий (кибернетика, исследование операций, теория адаптации, теория функциональных систем, системный подход и др.). Это, в конечном счете, позволило сформировать теорию спортивной подготовки как интегративную теорию аналитико-синтезирующего, а не собирательного характера.
Спортивная деятельность обусловлена действием многих факторов: социально-исторических, психологических, а так же факторов, природа и механизм действия которых составляют предмет изучения естественных наук и пограничных с ними направлений [23, с. 15]. Многочисленные аспекты спортивной деятельности человека исследуются различными науками. На стыковке их развиваются новые научные направления, отражающие процессы дифференциации и специализации научно-спортивных дисциплин, а также общую тенденцию к интеграции знаний о спорте [4; 5; 11; 12; 16; 17; 22; 23; 20].
В науке о спорте, как и во всякой молодой науке, период накопления на описательном уровне сменяется периодом выявления механизмов спортивных явлений и процессов, развития собственной теории, где проблемы методологии, интеграции и дифференциации знания, взаимосвязи научных дисциплин, изучающих спортивно-двигательную деятельность, приобретают особую актуальность [23, с. 15].
Процессы дифференциации и интеграции науки, являющиеся двумя сторонами ее развития, особенно усилились в последнее время, достигнув таких масштабов, каких наука прежде не знала [10; 15]. Эти процессы протекают сейчас в таких условиях, когда границы между науками становятся все более нечеткими и размытыми. В ходе их выявляются новые взаимосвязи разных наук, а новые научные направления часто осуществляют связь между традиционными научными дисциплинами. Именно в этих научных направлениях часто перемещается передний край исследовательской работы [3].
Данные процессы характерны и для науки о спорте. Формы и пути интеграции наук в процессе познания физической и спортивной культуры, их структура в последнее время привлекают пристальное внимание ученых и специалистов [1; 5; 8; 12; 14; 15; 16; 17; 22; 20].
Общая теория спорта является интегративной синтетической дисциплиной гуманитарного профиля, методология, понятийный и концептуальный аппарат которой разрабатывается и усложняется [6; 14]. Тенденция к интеграции знаний о спорте в западных странах выражается в оформлении таких дисциплин как «Kinesiology Votorys Learning». Вместе с тем, проблемы взаимосвязи и субординации наук, изучающих спортивную деятельность, структура пограничных и междисциплинарных направлений, а также механизм их интеграции разработаны недостаточно полно [23, с. 15].
Поскольку конкретной целью в спорте являются возможно более высокие достижения, спортивную деятельность целесообразно рассматривать как функциональную систему с целенаправленным выходом в форме спортивного результата. Процесс его достижения объективно отражает «дерево» параметров или координат - механических, физиологических, психологических. Эти параметры, характеризующие текущее
состояние спортсменов в процессе их деятельности (как тренировочной, так и соревновательной), являются предметом изучения соответствующих дисциплин. Сравнение параметров реально достигнутых результатов с целевой моделью - инвариативная процедура в процессе любого управления.
Можно полагать, что введение результата в структуру спортивной деятельности в качестве его обобщенного выходного параметра объективно позволит из совокупности разнородных процессов построить иерархически упорядоченную систему, функционирующую по кольцевому признаку на основе прямых и обратных связей. На этой основе с помощью категории результата появляется возможность упорядочить представления о системе наук, изучающих спортивную деятельность, структурировать и обосновать пограничные и междисциплинарные направления. Конкретной методологической основой данного подхода являются общая теория систем, теория функциональных систем и теории нечетких множеств. Следует отметить, что уже рассматривалась возможность системно-упорядоченного представления структуры наук о спорте с помощью категории результата.
Данный подход нашел проявление в такой синтезирующей научной дисциплине как биомехатроника, разрабатывающая технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью. В рамках современной спортивной подготовки на основе конструирования и создания условий для многократного воспроизведения целенаправленных действий, выполняющих функцию упражнений, закладываются возможности для последующего получения желательных адаптивных ответов, которые планируются с расчетом на формирование требуемых состояний итоговой результативности двигательных проявлений.
Широкое и успешное использование методологии концепции «искусственной управляющей среды» («ИУС») и создаваемого на ее базе арсенала технических средств и управляющих приемов, реализуемых при решении различных по своей направленности научно-практических задач, дает основания для признания возможности придания этому новому и уже практически полностью сформировавшемуся научному направлению статуса пограничной научной дисциплины, своего собственного самостоятельного названия -биомехатроника.
Нацеленность педагогических подходов биомехатроники на достижение планируемых положительных эффектов от включения специально сконструированных заданий предопределяет интерес, прежде всего, к таким факторам двигательной активности человека, которые предусматривают выполнение не столько каких-то параметров задаваемых нагрузок, сколько достижений определенных следствий с итоговым результатом в виде приобретения совершенно конкретных умений или же достижения столь же конкретных оздоровительных эффектов.
Таким образом, очерчивание основных контуров биомехатроники имеет в виду акцентирование внимания как на создании алгоритмов, направленных на синтез знаний из различных (не всегда стыкующихся в традиционном понимании) научных дисциплин и обеспечивающих формирование двигательных действий с определенными комбинациями свойств, так и на детерминации «запускаемых этими действиями» следовых процессов [18, с. 4].
Процессы, относящиеся к спортивной деятельности, развиваются во времени параллельно и последовательно, накладываясь, как бы «протекая» друг в друга. Нечеткость, размытость границ между ними объективно обуславливает наличие пограничных областей, в которых изучаются явления наложения и механизмы перехода из одного процесса в другой. Сообразно этому дифференцируются соответствующие пограничные научные направления [23, с. 15].
В структуре наук в первом приближении выделены пограничные области. Одни из них уже канонизированы (в частности, психофизиология, педагогическая психология, социальная психология), другие только намечаются.
В зависимости от того, что составляет основу «входа» и «выхода», можно определить новые междисциплинарные направления, кажущиеся на первый взгляд весьма далекими друг от друга. Начиная с результата, по группам к ним следует отнести: физиологическая биомеханика, психобиомеханика, педагогическая биомеханика, социальная биомеханика, биомеханика эстетики спорта; педагогическая психология, социальная психология, психология эстетики спорта; педагогическая социология, педагогическая этика и эстетика спорта, социальная философия (к перечисленным направлениям уместно отнести также и целеполагание на различных уровнях - биомеханическом, физиологическом и педагогическом и др.).
Порядок терминов в каждом отдельном случае может быть изменен на обратный в зависимости от того, что берется в качестве независимой переменной: например, биомеханические параметры либо физиологические функции и т. п., изучению возникающих и развивающихся в ней системно-структурных связей и отношений будут лучше видны сравнительно завершенные области познания, возникающие в «точках роста» новые направления исследований и даже своего рода «белые пятна» на карте этой науки. В таком случае могут быть легче и если исходить из очевидной возможности интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний о спорте, это такие шокирующие своей необычностью термины как, например: «педагогическая биомеханика», «социальная биомеханика», «педагогическая физиология», «биомеханика эстетики спорта», становятся столь же объективно очевидным, как психобиомеханика, социальная психология, педагогическая психология и др.
Предметом исследования социальной биомеханики может быть, в частности, биомеханическая структура походки или бега различных социальных групп, профессий и тому подобных объединений; результаты биомеханического тестирования спортсменов различной специализации, квалификации и т.п. Цель биомеханической эстетики спорта может состоять в объективном количественном обосновании различий между движениями красивыми и некрасивыми, а ее предмет - в биомеханической структуре спортивно-эстетических движений, например, в таких видах, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.
Основными (прямой и обратной) задачами развиваемой педагогической биомеханики, например, может быть теоретическое и экспериментальное исследование: биомеханического эффекта конкретных педагогических воздействий; педагогического эффекта конкретных биомеханических воздействий на спортсменов [23, с. 15].
Продольный срез через главную плоскость поля наук о спорте отражает действие непротиворечивого логического механизма интеграции и дифференциации знания, адекватно «срабатывающего» как при
прогнозировании новых, так и при обосновании уже сложившихся междисциплинарных направлений. Предложенный способ иерархической организации структуры наук, изучающих спортивно-двигательную деятельность, исключает возможность электического разноуровневого синтеза, например, биохимия спорта с историей физической культуры.
С целью ранжирования междисциплинарных направлений по масштабу и «калибру» (в данном виде они лишь определены) на основе формально-логического аппарата нечетких множеств разработана математическая модель взаимодействия наук, изучающих спортивно-двигательную деятельность [23, с. 15].
Выводы. Изложенный подход может быть продуктивно использован для перспективно-прогностического направления и развития исследований в области физической и спортивной культуры.
В последнее время высказывается мнение о целесообразности общей стратегии подготовки на основе генетических особенностей спортсменов (выявление предрасположенности, перспективности специализации в различных видах спорта, спортивных дисциплинах, категориях, амплуа и т. д.) и фенотипических механизмах адаптации к специфическим условиям спортивной деятельности (реализации выявленной предрасположенности и перспективности) [1, с. 9].
Важнейшими задачами на ближайшую перспективу могут быть существенное увеличение фундаментальных исследований и сохранение разрыва между познанием закономерностей спортивной деятельности в педагогических, философских, психологических и особенно биологических и технических науках.
Необходимо развертывать полидисциплинарные исследования, разработку пограничных (на стыке) областей наук. Кроме того, необходимо осуществить синтез отдельных разрозненных областей знаний об одном и том же объекте изучения [13, с. 10].
Развитие теории спортивной подготовки предопределило такое ее формирование, при котором различные формы научного знания, рассматриваемые в качестве исходной основы, не только образуют эмпирическую и теоретическую базу теории, но и входят в нее в качестве элементов.
Литература:
1. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 9-10.
2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимп. лит., 2005. - 303 с.
4. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 7. - С. 41-54.
5. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. -С. 2-14.
6. Визитей, Н. Н. О концептуальных основах спортивной кинезиологии / Н.Н. Визитей // Спортив. психолог. - 2010. - № 1 (19). - С. 18-24.
7. Виноградов, П. А. Спортивная наука России: от застоя к развитию? / П. А. Виноградов, В. П. Моченов, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева / Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С. 2-7.
8. Желязков, Ц. Спортивное достижение как биосоциальный феномен / Ц. Желязков // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 9. - С. 40-43.
9. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография] / И. Б. Иссурин. - М.: Сов. спорт, 2010. - 283 с.
10. Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. - М.: Мысль, 1974. - 568 с.
11. Кузин, В. В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк; РГАФК. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.
12. Куликов Л. М., Спортивная подготовка: состояние, проблемы, направления модернизации: монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, В. М. Болотов, Н. Ф. Полозкова. - Челябинск: Уральская академия, 2012. - 274 с.
13. Лях, В. И. Спортивная наука в России между «вчера» и «завтра» / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 4. - С. 8-15.
14. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Сов. спорт, 2010. - 340 с.
15. Моисеев, Н. Н. О необходимых чертах цивилизации будущего. Философские заметки / Н. Н. Моисеев // Наука и жизнь. - 1997. - № 12. - С. 13-20.
16. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки: Общ. теория и ее практ. применение / В. Н. Платонов. - Киев: Олимп. лит., 2014. - 623 с.
17. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки: история вопроса, состояние, дискус., пути модернизации / В. Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 9. - С. 18-34.
18. Ратов, И.П. Спортивные перспективы третьего тысячелетия (21 век) / И. П. Ратов, В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 7. - С. 2-5.
19. Рыбаков, В. В. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры: УралГАФК / В. В. Рыбаков. - Челябинск, 2001. - 220 с.
20. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основания: монография / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, А. Н. Ахмедзянов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
21. Селуянов, В. Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В. Н. Селуянов // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 3. - С. 46-50.
22. Столяров, В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 7. - С. 2-5.
23. Сучилин, Н. Г. О структуре междисциплинарных направлений в системе наук, изучающих спортивно-двигательную деятельность / Н. Г. Сучилин // Теория и практика физ. культуры. - 1986. -№ 10. - С. 15.
24. Желязков, Ц. Теория и методика спортнате тренировка / Ц. Желязков. - София: Медицина и физкультура, 1986. - 308 с.
25. Rothing P. Sportwissenschaft (sport science) / Sport-wissenschaftliches Lexikon. (6, völlig neu bearb. Auflage). - Schorndorf: Hofmann, 1992. - S. 474-476.
Педагогика
УДК: 378.183
кандидат педагогических наук, доцент Алешина Светлана Александровна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ВУЗА)
Аннотация. В статье представлены исторические предпосылки организации профессионального педагогического образования в Оренбургской губернии. Показана актуальность учета региональной специфики образования, в том числе, обучении детей инородцев.
Ключевые слова: педагогические кадры, содержание образования, педагогическая компетентность, региональная специфика образования.
Annotation. The article presents the historical background of the organization of professional teacher education in the Orenburg province. The relevance of taking into account the regional component in the education of children of foreigners.
Keywords: pedagogical personnel, educational content, pedagogical competence, regional specificity of education.
Введение. Преобразования, происходящие сегодня в российском социуме, диктуют необходимость пересмотра целей, задач, содержания деятельности педагогических учебных заведений. Сегодня есть смысл обратиться к историческому прошлому, а именно к началу XX века, когда перед государством встала острая задача подготовки учителя для народных школ в широких масштабах.
Современный исследователь А. М. Аллагулов увидел в росте численности учебных заведений начального образования и в подготовке педагогов для этих школ системный подход к организации образования в отличие от советских исследований, которые, особенно в первый историографический период (1930г. - 1960г.), чрезвычайно критически отзывались о постановке педагогического образования [1].
Изложение основного материала статьи. Открытие новых учительских семинарий и учительских институтов было обусловлено ростом численности начальных училищ. В общеимперском масштабе на момент 1905г тенденцию можно проследить по следующим данным [9]: Начальные школы Российской империи (1905г.)
Ведомство Количество училищ Количество учащихся
Министерство народного просвещения 48288 (52%) 3666628 (63%)
Св. Синод 42696 (46,5%) 1983817 (35,5%)
Другие ведомства 1517 (1,5%) 99844 (1,5%)
Всего 92501 5738289
Безусловно, что школы требовали подготовленного учителя. В начале XX века происходит стремительный рост количества учебных заведений, подготавливающих учителей. С 1906 по 1911гг. было открыто 25 учительских семинарий. Этот процесс захватил Оренбургский край - в 1909 г. начала свою деятельность Оренбургская учительская семинария, в 1910 г. - Челябинская, в 1914 г. - Шумихинская (Челябинский уезд Оренбургской губернии) [9, с. 216].
Так, со страниц «Советской педагогики» в 1938г. А. Арсеньев выступал с заявлением о том, что практика подготовки учителей в дореволюционной России, в частности народных учителей в учительских семинарах, шла в разрез с требованием озвученным К.Д. Ушинским, звучавшим следующим образом: «...нормальное училище без практической школы при нем - тоже самое, что медицинский факультет без клиники; но и одна педагогическая практика без теории - тоже, что знахарство в медицине». Критик продолжал «.даже учительские семинарии, которые были лучшими заведениями из всех в то время существовавших учебных заведений, подготавливающих учителей для народных школ, давали учителя ограниченного, не знающего педагогической теории, а в практической подготовке часто больше приспособленного к выполнению обязанностей члена церковного клира, чем просветителя народа» [2, с. 91-92]. Однако далее А. Арсеньев признавал, что практическая подготовка воспитанников к учительской деятельности всегда была сильнейшей стороной в работе учительских семинарий.
Динамика роста школ была следующая: если в 1880 г. в ведении министерства народного просвещения было 22 770 начальных школ, то в 1916 - 82101 школа; на 1917 г. в стране работало 42696 церковноприходских школ с контингентом учащихся 1983817 человек.
В первые десятилетия XX века в Оренбургской губернии действовало три мужских учительских семинарии: Оренбургская (1909 г.), Челябинская (1910г.) и Шумихинская (1914 г.). Программы преподавания дисциплин соответствовали рекомендациям, спущенным в Оренбургский учебный округ Министерством просвещения.
Открытие профессиональных педагогических учебных учреждений стоит рассматривать как одну из составляющих исполнения закона от 25 июня 1912 г. «О высших начальных училищах», согласно которому вместо городских училищ учреждались высшие начальные училища - всесословные учебные заведения открытого типа в системе Министерства народного просвещения. Закон определял для них следующую цель: давать законченное начальное образование.
Обучавшиеся должны были усвоить следующие предметы:
1) Закон Божий;