Научная статья на тему 'Годовая подготовка гандболистов высокой квалификации: моделирование, композиционное планирование и реализация'

Годовая подготовка гандболистов высокой квалификации: моделирование, композиционное планирование и реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ГАНДБОЛИСТЫ / ГОДОВАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЯ / HIGHLY QUALIFIED HANDBALL PLAYERS / YEAR-ROUND TRAINING / MODELLING / TECHNOLOGY / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешин Игорь Николаевич, Слинкина Надежда Евгеньевна, Айткулов Саит Ахметканович

Изучение научно-методической литературы и передового опыта подготовки высококвалифицированных гандболистов свидетельствует о недостаточном обосновании годовой подготовки в условиях длительной и многоуровневой системы соревнований. Значительная многофакторность структуры соревновательной деятельности и подготовленности игроков высокой квалификации, существенная роль каждого фактора для достижения конечного результата, выраженная вариативность параметров спортивного мастерства в зависимости от конкретных условий соревновательной деятельности определяют исключительную сложность построения подготовки в рамках годового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешин Игорь Николаевич, Слинкина Надежда Евгеньевна, Айткулов Саит Ахметканович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Year-round training of highly qualified handball players: modelling, composite planning and realization

The studying of scientific-methodical literature and highly qualified handball players’ training advanced experience and know-how shows the insufficient grounding of year-round training in conditions of a long-term and multilevel competitions system. Since there are many significant factors of competitive activities structure and highly qualified players training and these entire factors essential role for the long-run result achievement as well as evident variability of sports mastery depending on competitive activities particular condition determine the outstanding complexity of composing a year-round training plan within the bounds of a year-round cycle.

Текст научной работы на тему «Годовая подготовка гандболистов высокой квалификации: моделирование, композиционное планирование и реализация»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.322 ББК 75.576

Алешин Игорь Николаевич

кандидат педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики спортивных игр Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Слинкина Надежда Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики спортивных игр Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Айткулов Сайт Ахметканович кандидат педагогических наук, доцент

кафедра физического воспитания Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Aleshin Igor Nikolaevich Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

Chair of theory and methodology of sports games The Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk Slinkina Nadezhda Evgen'evna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor Chair of theory and methodology of sports games The Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk Aitkulov Sait Ahmetkanovich Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor Chair of physical education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk alechin2008 @mail.ru

Годовая подготовка гандболистов высокой квалификации: моделирование, композиционное планирование и реализация Year-round training of highly qualified handball players: modelling, composite planning and realization

Изучение научно-методической литературы и передового опыта подготовки высококвалифицированных гандболистов свидетельствует о недостаточном обосновании годовой подготовки в условиях длительной и многоуровневой системы соревнований. Значительная многофакторность структуры соревновательной деятельности и подготовленности игроков высокой квалификации, существенная роль каждого фактора для достижения конечного результата, выраженная вариативность параметров спортивного мастерства в зависимости от конкретных условий соревновательной деятельности определяют исключительную сложность построения подготовки в рамках годового цикла.

The studying of scientific-methodical literature and highly qualified handball players' training advanced experience and know-how shows the insufficient grounding of year-round training in conditions of a long-term and multilevel competitions system. Since there are many significant factors of competitive activities structure and highly qualified players training and these entire factors essential role for the long-run result achievement as well as evident variability of sports mastery depending on competitive activities particular condition determine the outstanding complexity of composing a year-round training plan within the bounds of a year-round cycle.

Ключевые слова: высококвалифицированные гандболисты, годовая подготовка, моделирование, программа, технология.

Key words: highly qualified handball players, year-round training, modelling, programme, technology.

В последнее время в спортивной подготовке наблюдаются серьезные изменения, связанные с возросшей конкуренцией на соревнованиях, увеличением количества факторов формирования и реализации спортивного мастерства, значительным повышением достигших основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок.

Ряд ключевых положений спортивной подготовки уже не соответствует требованиям практики спорта высших достижений и современным научным данным, другие, наоборот, требуют более глубокого развития и совершенствования.

Возникли трудности, связанные со структурным построением процесса подготовки в ряде видов спорта, обусловленные повышением роли соревновательной деятельности и необходимости индивидуализации подготовки в

соответствии с изменением в российской и международной соревновательной практике [2; 4; 5; 6; 7; 9; 11; 14].

Все это отчетливо проявляется в командных спортивных играх, в том числе и в гандболе, тенденции развития которого связаны с увеличением количества и длительности ответственных соревнований (до 8 -10 месяцев в течение года); ростом напряженности (интенсивности и жесткости) игры; повышением эффективности индивидуальных, групповых и командных взаимодействий игроков различного амплуа; необходимостью решения большого числа задач различных видов подготовки; сложностью управления спортивным коллективом [1; 13; 14].

Цель исследования - определить подходы к совершенствованию годовой подготовки гандболистов высокой квалификации.

Исследования выполнены в процессе подготовки команд суперлиги Российской Федерации по гандболу «Локомотив» (г. Челябинск) и «Сунгуль» (г. Снежинск) с использованием педагогических, медико-биологических, психологических и математических методов исследования.

Повышение эффективности годовой подготовки высококвалифицированных гандболистов возможно через моделирование и реализацию программно-технологического обеспечения и сопровождения данной структуры подготовки (рис. 1). При этом оптимизация годовой подготовки должна учитывать основные тенденции развития гандбола и ключевые направления совершенствования мастерства в данном виде спорта: игровая активность определяется высоким темпом перемещения как мяча, так и гандболистов со значительным противоборством соперника во всех фазах игры; наличие игровой дисциплины, основанной на выполнении строго определенных тактических схем, превалирующей над импровизацией в действиях игроков; сокращение времени атак при позиционном нападении, а взаимодействие игроков должно строиться на их рациональной активности; повышение требований к подготовленности игроков, а именно, к адекватному реагированию на

действия партнеров и соперников в минимально короткий промежуток времени, к уровню технико-тактического мастерства, включающего большое разнообразие бросков по воротам, увеличение арсенала обманных действий нападающих при жестком противоборстве защитников, способность игроков успешно выполнять различные игровые амплуа; повышение количества в игре таких тактических элементов как перемещение за спину партнера, заслон с различными способами его выполнения; использование в нападении нескольких взаимосвязанных тактических схем; необходимость разработки новых средств повышения эффективности тактических схем защиты и нападения, а также вариантов их реализации; увеличение требований к саморегуляции психического состояния игроков, смелости и решительности выполняемых действий, при высоком уровне помехоустойчивости игроков; ориентация на игроков, специализирующихся только на выполнении оборонительных действий; возрастание времени применения защитных схем с использованием «предварительного» перемещения защитника к нападающему без мяча; применение различных схем защиты, часть из которых в своей основе имеет полуперсональные действия; оставление контратаки как одного из основных средств в командных действиях [1; 13; 14]. Данные положения должны определять моделирование различных структур подготовки в командных спортивных играх.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОДОВОГО ЦИКЛА подготовки

Прогнозируемый и достигнутый уровень соревновательной деятельности

Внедрение в практику подготовки высококвалифицированных гандболистов

ТЕХНОЛОГИЯ

Контроль и коррекция тренирующих и соревновательных воздействий

Композиционное планирование (объединение средств, методов, выводов, форм подготовки, восстанов-

ления и стимуляции работоспособности, их соотношение и распределение в структурах годовой подго-

товки в единую устойчивую, но достаточно подвижную и гибкую функциональную систему)

*

ПРОГРАММА

Структура подготовки (периоды, этапы, мезоциклы, блоки, модули, микроциклы,

фрагменты, дни, занятия, сеансы)

Формы (индивидуальная, групповая, командная) специфической активности игроков различного амплуа

Виды подготовки (общая и специальная физическая, технико-тактическая,

психологическая, интегральная - игровая)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Основные тенденции развития гандбола

Ключевые направления совершенствования подготовки высококвалифицированных гандболистов

Модельные характеристики тренировочной и соревновательной деятельности

гандболистов различного амплуа

Модели годовой подготовки гандболистов высокой квалификации

Рис. 1. Оптимизация годовой подготовки гандболистов высокой квалификации

Проблема моделирования является одной из наиболее значимых и перспективных направлений спортивной науки. Под моделированием понимается «исследование каких-либо явлений, процессов или систем, объектов путем построения и изучения моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рациональных способов построения вновь конструируемых объектов [3, с. 744].

В сфере спорта моделирование связывают с построением, изучением и использованием моделей для определения, уточнения характеристик и направ-

лений оптимизации процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях [10; 11]. Моделирование трактуется и как «...новый в теории спортивной тренировки метод исследования и конструктивного выражения принципиальной сущности форм построения тренировочного процесса, тенденций его развертывания во времени и определяющих их методические концепции» [4, с. 151].

При разработке моделей командных спортивных игр показано, что они условны и вероятностны по существу. Одна из специфических особенностей и сложностей моделирования в данных видах спорта состоит в том, что модели связаны с борьбой разных соперников.

Программа годовой подготовки включает определение задач, направленности, продолжительности, способов и особенностей организации задаваемых нагрузок (табл. 1).

Технология реализации данной программы годовой подготовки осуществляется через композиционное планирование, предполагающее интеграцию видов, форм и структурных звеньев годового цикла подготовки в единую, устойчивую, но достаточно подвижную функциональную систему, в которой все компоненты направлены на достижение индивидуальных и командных модельных характеристик соревновательной деятельности и подготовленности. Все звенья данной системы путем сложного сочетания, отражающего взаимодействие и взаимокомпенсацию, обеспечивают формирование модельного уровня спортивного мастерства и выход на запланированные спортивные результаты.

Таблица 1

Программа годовой подготовки гандболистов высокой квалификации

Направленность подготовки Основные задачи и продолжительность ключевых структур годовой подготовки Организация нагрузок

1 Формирование высокой работоспособности Переходный период Восстановительный мезоцикл (25-30 дней). Лечение и профилактика травм и заболеваний; восстановление двигательного и психо- Комплексно-параллельная

физического потенциала.

2 Повышение специальной подготовленности Подготовительный период Втягивающий мезоцикл (25-30 дней). Оценка состояния здоровья и уровня подготовленности (физической, функциональной, технико-тактической, психологической, теоретической). Увеличение основных параметров задаваемых нагрузок, обеспечивающих укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общей работоспособности, совершенствование силовых, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей, восстановление технико-тактических навыков, формирование психической устойчивости к выполнению высоких нагрузок. Базовый мезоцикл (25-30 дней). Выполнение высоких нагрузок преимущественно специфического характера, определяющих акцентированное совершенствование основных компонентов специальной подготовленности. Комплексно-параллельная Сопряжено-последовательная

3 Формирование готовности к соревновательной деятельности Развивающий предсоревновательный блок (12-15 дней). Оценка уровня ключевых компонентов специальной подготовленности. Выполнение значительных нагрузок специфического характера, обеспечивающих индивидуальное совершенствование спортивного мастерства, коллективных (групповых) и командных технико-тактических взаимодействий, овладение новыми тактическими схемами нападения и защиты. Сопряжено-последовательная

4 Реализация специальной подготовленности в длительной и многотуровой соревновательной деятельности Соревновательный период Оценка состояния здоровья и интегрального уровня специальной подготовленности 7-8 соревновательно-подготовительных мезоцик-лов (260-270 дней). Осуществлялось гибкое дозирование специфических и неспецифических нагрузок, индивидуальная коррекция и поддержание на высоком уровне основных компонентов специальной подготовленности, совершенствование адекватных тактических схем игры в нападении и защите, формирование и поддержание психологической устойчивости в официальных играх. Комплексно-параллельная и сопряжено-последовательная

При этом важное значение имеет наличие контроля и коррекции тренировочных и соревновательных нагрузок. Наличие эффективной системы комплексного контроля позволяет оптимизировать гибкие (концентрированные, стимулирующие, восстанавливающие, реабилитационные, коррегирующие), индивидуально адресованные и коллективно (групповые и командные) реализуемые управляющие воздействия в течение годовой подготовки.

В отличие от общепринятой периодизации, в нашем случае исходным структурным звеном являлся восстановительный мезоцикл (или переходный период), без эффективной реализации которого вряд ли возможно полноценное выполнение последующих структурных образований годового макроцикла с достижением модельных характеристик соревновательной деятельности.

В подготовительном периоде закладывались основы физической, функциональной, технико-тактической и психологической подготовленности. Решение данных задач в течение относительно короткого промежутка времени (8-9 недель) осуществлялось на основе эффективной реализации положений об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах тренировочного процесса.

При этом с изменением структуры менялись принципы и технология комплексирования нагрузок. В малых структурах (отдельные сеансы, занятия, тренировочные дни, фрагменты, микроциклы, модули) использовался подход, связанный с «разведением» ближайших тренировочных сеансов и нагрузок на основе их величины, направленности и последовательности включения. В более длительных структурах (блоки, мезоциклы, этапы), наоборот, эффект повышается при применении преимущественно однонаправленных воздействий.

При реализации данного положения ведущее место занимает критерий оптимизации преемственности нагрузок различной направленности, предусматривающих создание положительных следов от применения предыдущих

нагрузок для текущих и последующих тренирующих воздействий. Определенная последовательность выполнения преимущественно однонаправленных нагрузок влияет на продолжительность их включения [8; 9; 12].

Основными задачами соревновательного периода являлось сохранение и повышение достигнутого уровня специальной подготовленности, более полное использование его в многотуровой системе соревнований.

Организация подготовки в данном периоде осуществляется в соответствии с календарем соревнований. В условиях достаточно длительного соревновательного периода (8 и более месяцев), при проведении 7-8 игровых туров (по 5-6 игр в туре) подготовка проводилась по схеме: 3-4 недели межтуровой подготовки и 5-6 официальных игр. Межтуровая подготовка предполагала реабилитационную фазу (2-3 - 5-6 дней), фазу целенаправленной подготовки (1012 - 15-18 дней с задачами поддержания высокого уровня специальной физической подготовленности, совершенствования индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий в нападении и защите с формированием модельных параметров стабильности, устойчивости и надежности в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности) и фазу индивидуальной подводки к состоянию оптимальной соревновательной готовности (2-3 - 4-5 дней) с проведением восстановительных и стимулирующих работоспособность мероприятий.

Результативность предложенной программно-технологического обеспечения и сопровождения оценивалось сравнением показателей командной соревновательной деятельности, зафиксированных при выполнении общепринятого и модельного цикла подготовки (табл. 2).

Полученные материалы показали значительное преимущество модельного годичного цикла подготовки по показателям общей активности (выполненные броски по воротам соперников) и эффективности (заброшенные мячи, реализация бросков, коэффициент полезности атаки) атакующих действий. При этом высокая активность и эффективность действий были реализованы пре-

имущественно с 7-9 метров и далее, в результате быстрых прорывов (контратак) и за счет меньшего количества потерь мяча.

Более высокие параметры соревновательной деятельности и достигнутые результаты в первенстве суперлиги РФ по гандболу при построении годового цикла на основе разработанной модели обеспечивались соответствующими параметрами физической подготовленности и морфофункциональных возможностей организма игроков.

Таблица 2

Эффективность различных вариантов построения годовой подготовки _гандболистов высокой квалификации _

Показатели командной соревновательной деятельности Годовой цикл подготовки Различия

Общепринятый Модельный % Р

Выполнение бросков, кол-во 44,3±2,6 51,2±2,8 15,6 <0,05

Заброшено мячей, кол-во 23,0±2,0 29,3±1,8 27,4 <0,05

Реализация бросков, % 51,5±3,1 57,6±2,9 12,3 <0,05

Броски по воротам соперников: а) с 7-9 метров - заброшено мячей, кол-во - реализация бросков, % б) с 9 м и далее - выполнено бросков, кол-во - заброшено мячей, кол-во 6,7±0,7 56,8±4,2 12,8±1,1 6,0±1,1 9,0±0,9 72,0±3,0 15,7±0,9 8,0±0,8 34,3 26,7 22,7 33,3 < < < < р р р р о о о о — '-/1 М

Быстрые прорывы (контратаки) выполнено, кол-во - заброшено мячей, кол-во - реализация бросков, % 3,4±0,5 2,3±0,6 67,6±3,1 4,8±0,6 3,8±0,5 79,2±2,8 41,2 65,2 17,2 <0,01 <0,01 <0,05

Потери мяча, кол-во 11,6±1,3 8,0±1,0 31,0 <0,01

Примечание: в таблице представлены только статистически значимые различия, р - показатель достоверности различий.

В течение двух соревновательных периодов гандболисты, проходившие подготовку по программе модельного годового цикла, демонстрировали более высокие результаты в беге на 30 м и ведении мяча по дистанции 30 м. Данные показатели отражали, соответственно, уровень скоростных возможностей и техники ведения мяча на высокой скорости. Отмечена тенденция к повышению

результатов в тройном прыжке с места (скоростно-силовые возможности, прыгучесть) и в комплексном упражнении (скоростная выносливость), хотя данные сдвиги и не носили достоверного характера (табл. 3).

Высокий уровень соревновательной деятельности и подготовленности в модельных циклах годовой подготовки базировался на значительных резервах морфофункциональных возможностей.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности и морфофункциональные характеристики гандболистов высокой квалификации при различных _вариантах построения годовой подготовки_

Показатели Годовой цикл подготовки Различия

общепринятый модельный % Р

Бег 30 м, с 4,26±0,01 4,20±0,02 1,4 <0,05

Тройной прыжок с места, см 816±6 827±8 7,5 >0,05

Ведение мяча по дистанции 30 м, с 4,23±0,02 4,15±0,02 1,9 <0,05

Комплексное упражнение, с 42,1±0,05 42,0±0,3 0,2 >0,05

Длина тела, см 189,5±1,2 190,3±1,5 0,4 >0,05

Вес, кг 86,5±1,3 89,1±1,5 3,0 >0,05

Весо-ростовой индекс (Кетле), г/см 456,5±2,9 468,2±3,1 2,6 <0,05

ЖЕЛ, л 6,3±0,3 6,7±0,2 6,3 >0,05

Жизненный индекс, мл/кг 72,8±2,5 75,2±2,3 3,3 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамометрия (сильнейшая), кг 64,3±1,3 69,4±1,2 7,9 <0,05

Силовой индекс, кг 74,3±1,3 77,8±1,1 4,7 >0,05

АД (систолическое), мм.рт.ст. 125,1±1,9 120,4±2,1 3,6 >0,05

ЧСС (в покое), уд/мин 65,3±1,3 59,8±1,2 8,4 <0,05

Индекс Робинсона, усл.ед 81,7±2,3 72,0±2,0 11,9 <0,05

Тест PWC170, кгм/мин/кг 21,7±0,9 24,2±1,0 11,5 <0,05

Последнее наглядно проявилось в достоверно более высоких характеристиках весо-ростового индекса Кетле, динамометрии (сильнейшая кисть) и силового индекса. Данные показатели свидетельствовали о лучшем развитии мышечной системы в целом и локальных (специфических) групп мышц.

Спортсмены, проходившие подготовку в рамках модельных годовых циклов, демонстрировали более высокую общую физическую работоспособность (тест PWCl70) и функциональное состояние системы кровообращения (ЧСС в покое и индекс Робинсона).

Проведенные исследования показывают, что поиск путей оптимизации годовой подготовки в командных спортивных играх остается актуальным. Перспективным представляется повышение эффективности построения годового цикла через моделирование программно-технологического обеспечения и сопровождения с учетом современных тенденций развития конкретного вида спорта, основных направлений совершенствования системы спортивной подготовки, изменения системы соревнований, закономерностей и индивидуальных особенностей формирования различных компонентов спортивного мастерства.

Библиографический список

1. Алешин, И. Н. Модель годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Алешин ; УралГАФК. - Челябинск : УралГАФК, 2004. - 23 с.

2. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - №4. - С. 9-10.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия ; СПб : Норинт, 2001. - 1434 с.

4. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

5. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - №7. -С. 41-45.

6. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки : блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-14.

7. Желязков, Ц. Спортивное достижение как биосоциальный феномен [Текст] / Ц. Желязков // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 9. - С. 40-42.

8. Куликов, Л. М. К развитию общей теории спортивной подготовки [Текст] / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 7. - С. 20-22.

9. Куликов, Л. М. Спортивная подготовка : состояние, проблемы, направления модернизации [Текст] : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, В. М. Болотов, Н. Ф. Полозко-ва ; УралГУФК. - Челябинск : Уральская академия, 2012. - 273 с.

10. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

11. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения [Текст] : учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М. : Сов. спорт, 2005. - 820 с.

12. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой : теоретико-методологические основания [Текст] : монография / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзянов. - Челябинск : СпортАкадемПресс, 2003. - 480 с.

13. Шестаков, М. М. Методологические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх [Текст] / М. М. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. -1999. - №3. - С. 12-16.

Bibliography

1. Aleshin, I. N. The model of highly qualified handball players year-round cycle training [Text] : the author's abstract ... Candidate of Pedagogical Sciences. / I. N. Aleshin, the Ural State Academy of Physical Culture (UralSAPC). - Chelyabinsk: the Ural State Academy of Physical Culture (UralSAPC), 2004. - 23 p.

2. Balsevich, V. K. New strategy outlines of the Olympic class sportsmen training [Text] / V. K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - № 4. - P. 9-10.

3. Great encyclopedic dictionary [Text] / Senior Editor A.M. Prokhorova. - 2nd edition, revised and enlarged. - M. : Bolshaya Rossiiskaya encyclopedia (Great Russian Encyclopedia) ; SPb : Norint, 2001. - 1434 p.

4. Verkhoshansky, Yu. V. Training process programming and organization [Text] / Yu. V. Verkhoshansky. - M. : Physical Culture and Sport, 1985. - 176 p.

5. Verkhoshansky, Yu. V. Scientific theory and sport training methodology horizons / Yu. V. Verkhoshansky // Theory and Practice of Physical Culture. - 1998. - № 7. - P. 41-45.

6. Verkhoshansky, Yu. V. Sport training theory and methods : highly qualified sportsmen training block system [Text] / Yu. V. Verkhoshansky // Theory and Practice of Physical Culture. -2005. - № 4. - P. 2-14.

7. Zhelyazkov, Tz. A sport achievement as a biosocial phenomenon [Text] / Tz. Zhelyazkov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2009. - № 9. - P. 40-42.

8. Kulikov, L. M. To the development of sport training general theory [Text] / L. M. Kuli-kov, V. V. Rybakov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 7. - P. 20-22.

9. Kulikov, L. M. Sport training : situation, problems modernization directions : monograph [Text] / L. M. Kulikov, V. V. Rybakov, V. M. Bolotov, N. F. Polozkova ; the Ural State University of Physical Culture (UralSUPC). - Chelyabinsk : Uralskaya Akademia (Ural Academy), 2012. -273 p.

10. Platonov, V. N. The general theory of sportsmen training in Olympic sport [Text] / V. N. Platonov. - Kiev : Olimpiiskaya literature (Olympic literature), 1997. - 584 p.

11. Platonov, V. N. The system of sportsmen training in Olympic sport : the general theory and its practical application [Text] : a highly-qualified coach textbook / V. N. Platonov. - M. : Sovetsky sport (Soviet sport), 2005. - 820 p.

12. Rybakov, V. V. Sport training management : theoretic and methodological grounds [Text] : monograph / V. V. Rybakov, A. V. Ufimtzev, A. I. Fyodorov, M. N. Akhmedzyanov. -Chelyabinsk : SportAcademPress, 2003 - 480 p.

13. Shestakov, M. M. Methodological grounds of individual training in team sport games [Text] / M. M. Shestakov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 3. - P. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.