5. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: Человек, 2014. 176 с.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник. М, 1997.
7. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. М.: Советский спорт, 2007. 288 с.
8. Петухов A.B. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. М.: Советский спорт, 2006. 232 с.
Суслов Сергей Игоревич, преп., аспирант, 71regionvip@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL CONDITIONS TO IMPROVE THE QUALITY OF SPEED AND STRENGTH READINESS OF YOUNG (15-17YEARS OLD)
FOOTBALLERS
S.I. Suslov
Justification organizational-methodological conditions and methods of application of specific sets of exercises aimed at improving the quality of the speed and strength readiness of young (10-11 years old) footballers at the year cycle of training. Identify the impact of organizational-methodological conditions on the physical and technical preparedness of young (10-11 years old) footballers.
Key words: Organizational-methodical conditions, technical training, physical training, year cycle of training, playing exercises.
Suslov Sergey Igorevich, post-graduate student, 71regionvip@mail. ru, Russia, Tula State University
УДК 796.332
ИНТЕГРИРОВАНИЕ СПОРТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ В ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ
В.А. Тищенко
В рамках разработки научно-методологических подходов к интеграции спортивно-профессиональных знаний в проектах подготовки гандболистов высшей квалификации, представлено описание комплекса действенных мероприятий, применяемых методов и необходимых моделей на каждый годовой цикл.
Ключевые слова: гандбол, интегрирование, модель, подготовка.
Выучка команды гандболистов высшей квалификации, которые способны достойно представлять Украину на международной арене и составлять серьезную конкуренцию зарубежным командам, невозможна
без полного и всестороннего научного обоснования системы их многолетней подготовки. Современный чрезвычайно высокий уровень спортивных соревнований мужских гандбольных команд требует применения системного подхода в управлении подготовкой в этом виде. Не вызывает сомнения, что для этой цели как можно лучше подходит методология управления проектами и программами [1]. Именно поэтому процесс подготовки гандболистов высшей квалификации (ГВК) необходимо рассматривать, как уникальное явление - проект. Для эффективного управления им нужно применять инструментарий управленческой науки со всеми процессами, процедурами и функциями, которые ей присущие [6].
В специальной спортивной литературе уже накоплен достаточно развесистый материал, который касается совершенствования системы подготовки спортсменов в командных игровых видах спорта. Во многих научных исследованиях рассмотрены теоретические и научно -методические аспекты подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта [5]. Вопросы подбора средств, методов и организационных форм подготовки квалифицированных спортсменов, на разных этапах становления спортивного мастерства хорошо теоретически проработаны в исследованиях [2, 4, 7]. Ведущие специалисты в отрасли гандбола отмечают, что на современном этапе его развития, как в Украине, так и в мире, рост спортивных достижений команд гандболистов высшей квалификации связан, преимущественно, с решением проблемы управления процессом подготовки спортсменов [3].
Однако, существует ряд специфических особенностей в каждом виде командной спортивной игры, следовательно и в гандболе. Поэтому определенные результаты исследований какой-нибудь из спортивных игр могут быть экстраполированы на многие другие виды. Некоторые из них, связанные с особенностями взаимоотношений между игроками, правилами, техникой и тактикой игры, не дают возможности механически переносить полученные данные на гандбол.
Кроме этого, в методологии подготовки гандболистов высокой квалификации еще недостаточно теоретически разработаны и требуют проведения дополнительных экспериментальных исследований такие вопросы как:
соотношение между нагрузками различной интенсивности и направленности по периодам и этапам подготовки гандболистов в годовом цикле;
• изменение структуры и режимов их подготовки в процессе летнего цикла под влиянием дифференцированных нагрузок.
Особенно важно решить эту проблему еще и потому, что продолжительность соревнований у игроков высшей квалификации длится от 9 до 11 месяцев в году.
В программе целенаправленной подготовки квалифицированной команды гандболистов крайне необходима интеграция спортивно-профессиональных знаний в проектах подготовки на каждый годовой цикл.
Современный высокий уровень спортивных соревнований, в том числе и международного уровня, требует применения проектно-ориентированного подхода. Суть управления проектом подготовки ГВК заключается в изменении состояния управляемого объекта, системы или процесса в соответствии с определенных заданных критериев эффективности. С целью интеграции спортивно-профессиональных знаний предлагаем применять следующий комплекс действенных мер:
• тестирование и контроль физических кондиций, психофизического состояния и подготовленности;
моделирования характеристик и прогнозирования спортивных достижений;
• обоснованный отбор в сборные команды разного уровня;
• усовершенствования системы тренировки, соревнований и восстановления спортсменов;
повышение квалификации тренеров и самосовершенствования спортсменов;
• улучшения лечебно-обслуживающего, бытового и материально-технического обеспечения тренировочного процесса и соревнований.
Однако, в общем, в целостной системе управления проектом подготовки ГВК должны быть представлены главные характеристики. Сначала объект или субъект управления в их первоначальном состоянии, а потом такие же характеристики в том состоянии, которое необходимо получить на определенный момент времени, чтобы достичь запланированного результата (индивидуального и командного). Подготовка высококвалифицированных гандболистов трактуется не только как спортивная тренировка, а как весь плановый процесс подготовки спортсменов к высшим достижениям в течение многолетних циклов.
При таком подходе частичный процесс, базирующийся на использовании целенаправленной физической деятельности гандболистов, то есть собственно тренировки в узком понимании этого слова, есть хотя и ведущей, но лишь составной частью общего проекта подготовки ГВК. Наряду с тренировкой, в проекте подготовки гандболистов, рассматриваются другие частичные процессы, такие как характер работы, место учебы, условия проживания, материальное положение, личную жизнь, а также транспортные и бытовые удобства на соревнованиях, медицинское обслуживание и гигиеническое обеспечение, экипировка команды и т. п.
Стремление превратить спортивную тренировку на управляемый процесс требует применения всех основных закономерностей проекта. В
качестве управляющей системы здесь выступает тренер, а управляемой системой является, с одной стороны, спортсмен, его физическое и моральное состояние, а с другой - гандбольная команда в целом. Учитывая вышесказанное, приходим к выводу, что интеграция спортивно -профессиональных знаний в проекте подготовки гандболистов высокой квалификации требует применения таких методов, как:
интуитивно-логического и статистического анализа полученной информации;
• принятия решений (программирование, планирование и моделирование цикла подготовки);
• реализации принятых программ и планов;
• контроль над реализацией принятых программ, планов, моделей и внесение, необходимых корректив.
В проекте подготовки ГВК постоянного контроля требуют, как тренировочные нагрузки каждого спортсмена, технико-тактических действий на соревнованиях, так и психологическое состояние, и материальное положение. Кроме этого, требуют внимания командные действия гандболистов, надежность и адаптивность работы всей команды в критических ситуациях на площадке во время ответственных игр. Результаты анализа вышеназванных факторов в виде спортивно -профессиональных знаний интегрируют в проект годовой подготовки ГВК для внесения целенаправленных изменений, как в процесс спортивной тренировки, так и в другие частичные процессы.
В проекте подготовки ГВК совокупность составляющих комплексного объекта управления с присущими ему причинно -следственными связями представляется, как управляемая интегративная система, то есть, как явление, существующее и изменяющееся как единое целое. В этой системе важное место отведено интеграции спортивно-профессиональных знаний в проект подготовки ГВК на каждый годовой цикл. Для этого в проекте подготовки ГВК для своевременной и эффективной коррекции тренировочного процесса необходимы следующие модели:
планирование с учетом этапа подготовки, возраста, функционального состояния, бытовых условий, материального положения;
• организации и программирования тренировок в макро-, мезо- и микроциклах в течение года;
• сочетание специальных и общих методов подготовки;
• чередование тренировочных и соревновательных нагрузок;
• сочетание различных микроциклов для восстановления работоспособности;
комбинации тренировок в различных условиях (на воздухе и в зале, морском пляже и зимних горах и т. п.);
• применение эффективных средств для активного восстановления физических и психологических кондиций организма спортсменов;
• тренерского и врачебного контроля гандболистов и их самоконтроля;
• педагогическое и методическое построение каждого занятия.
Научно-методические подходы к интеграции спортивно-
профессиональных знаний являются теоретическим обоснованием для применения комплекса необходимых мероприятий, методов и моделей в проектах эффективной подготовки гандболистов высокой квалификации на каждый годовой цикл.
Список литературы
1. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Динамическое лидерство в управлении проектами: монография. К., 2000. 312 с.
2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1989. С. 176.
3. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. К.: Здоров'я, 1985. С. 134.
4. Набатникова И.Я. Основы управления подготовкой спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 266.
5. Портнов Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.
6. Руководство по управлению инновационными проектами и программами. К.: Наук. свгг, 2009. 173 с.
7. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки. М.: СААМ, 1995. С. 186-237.
Тищенко Валерия Алексеевна, канд. физ. восп., доц., ms.valeri71@,mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
INTEGRATION OF SPORTING-PROFESSIONAL KNOWLEDGES IN PROJECT OF PREPARATION OF HANDBALLERS
V.^. Tishchenko
As part of the development of scientific and methodological approaches to the integration of sports and expertise in the preparation of projects handball higher qualification, describes the complex of effective interventions, the methods and models necessary for each annual cycle.
Key words: handball, integration, model, preparation.
Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate of Physical Education and Sport, associate professor, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, Zaporizhzhya National Uuniversity