Научная статья на тему 'Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза'

Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОСНОВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / НАЧИНАЮЩИЕ ГАНДБОЛИСТЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ТРЕНИРОВОЧНЫЕ) ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарягдыев Гуванг Гурбансехедович, Германов Геннадий Николаевич

В статье приведены показатели динамики факторной структуры двигательной подготовленности гандболистов-студентов в период обучения в ВУЗе. Данные контрольного сравнения факторной структуры двигательной подготовленности гандболистов-студентов младших и старших курсов дают основание считать, что дифференцированное применение учебных двигательных и тренировочных заданий в индивидуально-групповой подготовке игроков в гандбол будет всегда эффективным и продуктивным при последовательно-сопряженной технологии развития физической и технической подготовленности занимающихся студентов с этапным включением в процесс физического воспитания модулей-блоков тренировочных заданий, содействующих развитию ведущих физических качеств, а также модулей-блоков учебных образовательных заданий, направленных на изучение, закрепление и совершенствование элементов и приемов технического мастерства гандболиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарягдыев Гуванг Гурбансехедович, Германов Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factorial structure of readiness at the handballers-students of the first and senior years of the higher education institution

The article describes the dynamics of the factor structure of the motor preparedness of the students in the higher educational institution. Data of the control comparison of the factor structure of the undergraduates motor preparedness suggest that differential application of the motor educational and training tasks for the individual-group training of the handball players will always be efficient and productive under the series-associated technology of development of the students physical and technical preparedness with the landmark inclusion in the process of the physical education the module-blocks of the training tasks promoting the development of the leading physical qualities, as well as module-blocks of the educational tasks focused on the learning, consolidation and improvement of the elements and techniques of the handball player technical skills.

Текст научной работы на тему «Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.09.2014.

УДК 796.322

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ГАНДБОЛИСТОВ-

СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВУЗА

Гуванг Гурбансехедович Гарягдыев, преподаватель,

Туркменский государственный финансовый институт, г. Ашгабат, Туркменистан,

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет,

Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ)

Аннотация

В статье приведены показатели динамики факторной структуры двигательной подготовленности гандболистов-студентов в период обучения в ВУЗе. Данные контрольного сравнения факторной структуры двигательной подготовленности гандболистов-студентов младших и старших курсов дают основание считать, что дифференцированное применение учебных двигательных и тренировочных заданий в индивидуально-групповой подготовке игроков в гандбол будет всегда эффективным и продуктивным при последовательно-сопряженной технологии развития физической и технической подготовленности занимающихся студентов с этапным включением в процесс физического воспитания модулей-блоков тренировочных заданий, содействующих развитию ведущих физических качеств, а также модулей-блоков учебных образовательных заданий, направленных на изучение, закрепление и совершенствование элементов и приемов технического мастерства гандболиста.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, основное отделение, факторная структура подготовленности, начинающие гандболисты, двигательные (тренировочные) задания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p18-24

FACTORIAL STRUCTURE OF READINESS AT THE HANDBALLERS-STUDENTS OF THE FIRST AND SENIOR YEARS OF THE HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Guvang Gurbansehedovich Garyagdyev, the teacher,

Turkmen state financial institution, Ashgabat, Turkmenistan,

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher training institute of physical culture and sport,

Moscow City Teacher Training University, Moscow

Annotation

The article describes the dynamics of the factor structure of the motor preparedness of the students in the higher educational institution. Data of the control comparison of the factor structure of the undergraduates motor preparedness suggest that differential application of the motor educational and training tasks for the individual-group training of the handball players will always be efficient and productive under the series-associated technology of development of the students physical and technical preparedness with the landmark inclusion in the process of the physical education the module-blocks of the training tasks promoting the development of the leading physical qualities, as well as module-blocks of the educational tasks focused on the learning, consolidation and improvement of the elements and techniques of the handball player technical skills.

Keywords: physical education, students, main compartment, factorial structure of preparedness, novice handball players, motor (training) task.

ВВЕДЕНИЕ

Под «структурой» понимается относительно устойчивое соотношение ведущих сторон и компонентов двигательной подготовленности, определенный вклад физических качеств и технических характеристик в проявление двигательной активности [5]. Для

того, чтобы правильно организовать процесс обучения студентов, избравших в начале первого курса основную специализацию гандбол, содействовать повышению физической, технической и соревновательной подготовленности студентов-гандболистов, необходимо знать, какие факторы в подготовленности начинающих и квалифицированных игроков содействуют целевой реализацию образовательных, воспитательных и спортивных задач, обеспечивают становление соревновательного мастерства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В проведенном исследовании выявлены групповые показатели факторной структуры физической подготовленности гандболистов-студентов, входящих в состав сборной команды Туркменского государственного финансового института (табл. 1). В дальнейшем они были использованы как модельные характеристики, служили указателем в работе педагогов при организации процесса базовой подготовки начинающих гандболистов-студентов, в последующем совершенствовании их спортивного мастерства.

Таблица 1

Процент объясняемой дисперсии факторов, определяющих успешность игровых действий у гандболистов-студентов сборной команды института, ____________________победителей студенческой универсиады______________________

Переменные Факторные нагрузки

I фактор II фактор III фактор IV фактор

1 -0,808

2 0,914

3 0,856

4 -0,705

5 -0,697

6 -0,757

7 -0,683

8 0,633

9 0,607

10 0,646

11 0,613

12 0,504

13 0,418

14 0,439

Собственные значения 4,23 2,94 1,85 0,98

Дисперсия, % 39,8 26,8 17,6 8,6

Накопления,% 39,8 66,6 84,2 92,8

Переменные: 1 - бег по дистанции 20 м; 2 - прыжок в длину с места; 3 - метание мяча весом 1 кг; 4 - челночный бег 4x9 м; 5 - тест Купера: бег 12 мин; 6 - обводка 30 м левой; 7 - обводка 30 м правой; 8 - бросок мяча с разбега в 3 шага; 9 - бросок мяча после обыгрывания и проходов; 10 - индивидуальное обыгрывание и проходы; 11 - качество завершения атак; 12 - полезная активность в атаках; 13 - согласованность и надежность действий; 14 - оборонительные погрешности.

Установлено, что ведущими факторами в структуре двигательной подготовленности студентов, имеющих спортивные разряды, соревновательную практику, выступающих в студенческой сборной команде института в соревнованиях универсиады, определились: на первом уровне значимости - фактор «разносторонней физической подготовленности», удельный вес которого составил 39,8%; на втором месте - фактор «технической подготовленности» - 26,8%; на третьем месте - фактор «функциональной подготовленности» - 17,6%; на четвертом месте - фактор «тактической подготовленности» -8,6%. Таким образом, суммарный объем дисперсии выборки, характеризующий подготовку гандболистов-разрядников составил 95,8%. Это и закономерно, поскольку высокий уровень физической и функциональной подготовленности гандболистов, как показывают научные исследования [1, 2, 4, 6, 7], а их процентная сумма составила 57,4%, предопределят успешность соревновательной деятельности. Что касается технико-тактической подготовленности, которую следует рассматривать в едином блоке, то она составила в

сумме 35,4%; это объяснимо, поскольку спортивное совершенствование гандболистов-сборников идет в форме факультативных занятий в данном образовательном учреждении, и видимо игрокам элементарно не хватает времени для сыгранности, отработки технико-тактических действий, завершения игровых приемов.

Таблица 2

Процент объясняемой дисперсии факторов, определяющих успешность игровых

действий у гандболистов-студентов института I курса обучения

Переменные Факторные нагрузки

I фактор II фактор III фактор IV фактор

1 -0,748

2 0,857

3 0,705

4 -0,758

5 -0,689

6 -0,552

7 -0,434

8 0,626

9 0,515

10 0,522

11 0,537

12 0,537

13 0,455

14 0,462

Собственные значения 3,50 2,95 2,51 1,04

Дисперсия, % 29,4 25,0 20,5 9,2

Накопления,% 29,4 54,4 74,9 84,1

У начинающих гандболистов, зачисленных на первый курс обучения, в начале учебного процесса суммарный вклад факторов в обобщенную дисперсию выборки составил 84,1% дисперсии выборки, из них на долю факторов "общая физическая подготовленность" и "функциональная подготовленность" приходится 54,4%. При этом на первом уровне в факторной структуре двигательной подготовленности студентов, начинающих гандболистов, выделился первый указанный фактор - 29,4%; на второй позиции расположился второй фактор - 25,0%; на третьем месте - фактор «технической подготовленности» - 20,5%, на четвертом месте - фактор «тактической подготовленности» - 9,2%. Можно было бы предположить, что направленность учебного процесса, связанная с совершенствованием технического мастерства, ликвидирует отставание в разделе технической подготовки. Однако более целесообразным является стремление к развитию сильнейшего компонента подготовленности, как это указывается во многих научных исследованиях [1,2,4,6,7], в связи, с чем наша целевая подготовка в учебном процессе была ориентирована именно на это направление, предусматривающее опережающее развитие физических качеств.

У студентов-гандболистов старших Ш-У курсов иерархия факторов двигательной подготовленности имеет несколько иную структуру (табл. 3), где их вклад в обобщенную дисперсию выборки составил 93,1%. На первой позиции определился фактор "технической подготовленности" - 30,6%; на второй позиции - фактор "тактической подготовленности" - 27,0%; на третьей позиции - фактор скоростно-силовой подготовленности -22,9%; на четвертом месте - фактор "аэробной подготовленности" - 12,6%. Как видим, во временном аспекте в период обучения в ВУЗе меняется структура подготовленности игроков в гандбол: от разносторонней физической и функциональной подготовленности - к игровой технико-тактической подготовленности. Это связывается с тем, что процесс физического совершенствования студентов старших курсов строится факультативно, в форме курсов по выбору, поэтому явно снижается организованная двигательная деятельность студентов, нет жесткой целенаправленной работы по воспитанию физических качеств, но есть достаточная свободная игровая практика, которая и приводит к лучшим

показателям технико-тактической подготовленности, что и отражается в соответствующей двигательной факторной структуре.

Таблица 3

Процент объясняемой дисперсии факторов, определяющих успешность игровых ________действий у студентов-гандболистов института IV курса обучения_________

Переменные Факторные нагрузки

I фактор II фактор III фактор IV фактор

1 0,778

2 0,769

3 0,741

4 0,645

5 0,614

6 0,621

7 0,656

8 0,558

9 0,531

10 0,605 0,536

11 0,620

12 0,550

13 0,582

14 0,507

Собственные значения 3,24 2,92 2,40 1,44

Дисперсия, % 30,6 27,0 22,9 12,6

Накопления,% 30,6 57,6 80,5 93,1

Показатели физической и технической подготовленности, игровой соревновательной деятельности начинающих студентов-гандболистов, зачисленных в основное отделение на специализацию спортивные игры, характеризуются в начальный период низкими и средними результатами, значительно уступающими по показателям нормам студентов-гандболистов, обучающимся на старших курсах института. Это явилось основанием для разработки экспериментальной технологии в развитии физической и повышении технической готовности к игре в гандбол на занятиях физическим воспитанием студентов ВУЗа. Фактическое обучение тому или иному действию зависит от исходной готовности к процессу обучению, где в числе предпосылок важнейшими признается исходная физическая готовность, а вместе с тем и координационная готовность. Процесс физической подготовки находится в противоречии с процессом технической подготовки, когда развитие физических качеств препятствует совершенствованию технического мастерства, а иногда и разрушает навыки игровой деятельности, но предопределяет дальнейший рост спортивной результативности. Таким образом, для формирования двигательных умений и навыков, составляющих содержание технической подготовки гандболиста, и разрешения высказанного противоречия в учебном процессе по физическому воспитанию студентов обосновывалась педагогическая технология этапного последовательно-сопряженного развития физической и технической готовности к игре гандбол студентов основного отделения в ВУЗах.

На первых этапах реализуется блок-модуль физической подготовленности. В связи с различным уровнем физической подготовленности поступивших в ВУЗ студентов, а вместе с тем учитывая ведущее проявление скоростно-силовых способностей [2, 6, 7], в частности взрывной силы, прыгучести, а также специфических координаций гандболиста [1, 4], предусматривается введение в учебно-образовательный процесс тренировочных заданий, направленных на воспитание выше указанных качеств и способностей. На этом этапе в число первоначально изучаемых технических действий включаются простые индивидуальные учебные задания в передвижениях, приемах мяча, подачах мяча; поддержание интереса к закреплению и совершенствованию двигательных действий связывается с пропорциональным соотношением учебных заданий строго-регламентированного характера, соревновательного упражнения в пользу учебных заданий игрового характера.

В проведенном эксперименте, исходя из современных требовании к методической культуре преподавания, ведущие средства подготовки были обоснованы до уровня тренировочных заданий [3], что выразилось в конкретизации числа повторов и серий выполнения упражнений, длительности пауз отдыха, режима работы и т.д. Такого рода упорядочение средств подготовки на основе величины тренировочного эффекта задаваемой физической нагрузки позволило более грамотно спланировать и организовать учебный процесс. На основе тренировочных заданий были разработаны варианты занятий по формированию приоритетных скоростно-силовых качеств студентов-гандболистов, в основу были положены данные временных и динамических характеристик опорных реакций в специализированных прыжковых упражнениях гандболиста [2, 6, 7]. В экспериментальной группе были использованы легкоатлетические упражнения спринтерской подготовки, прыжковые и беговые упражнения по песку, в гору, упражнения на тренажерах, позволяющие повысить скоростно-силовой и силовой потенциал мышечных групп, включенных в процесс игровой деятельности. В контрольной группе использовались упражнения собственно игровой технико-тактической направленности, рекомендуемые в научных публикациях как оптимальные для развития и проявления физических и психических качеств игрока в гандбол. Была предложена педагогическая технология, предусматривающая в осенний период подготовки блочно-модульное включение тренировочных заданий у гандболистов-студентов экспериментальной группы I курса в соотношении 70% к 30% в пользу заданий скоростно-силового характера в сравнении с заданиями технической направленности; предполагалась определенная концентрация действий по развитию взрывной, скоростной силы, прыжковой выносливости, специфических координаций и пространственных ориентаций. У гандболистов-студентов контрольной группы I курса процесс физического воспитания в осенний период базировался на равномерно-распределенном варианте прохождения учебного материала, сочетающем задания физической и технической направленности. В весенний период у гандболистов-студентов экспериментальной группы I курса был применен вариант блочно-модульного построения тренировочных заданий в размерности 60% к 40% в пользу заданий скоростного характера в сравнении с заданиями технической направленности. У гандболистов-студентов контрольной группы I курса соотношение заданий технической и физической направленности определялось как 70 и 30% в пользу заданий технической направленности. У гандболистов-студентов экспериментальной группы I курса лишь в предсоревно-вательной трехнедельной подготовке изменилось соотношение заданий как 80% на 20% в пользу заданий технико-тактической направленности. Таким образом, в экспериментальной программе апробировался вариант построения педагогического процесса с акцентированным опережающим развитием скоростно-силовых качеств, скоростной подготовленности и специфических координаций [1, 2, 4, 6, 7].

По окончании учебного года, к концу весенне-летнего семестра, в связи с выполнением требований учебного плана к проведению обязательных урочных форм занятий по физическому воспитанию (2 часа) по установленному расписанию, произошли существенные достоверные сдвиги (P<0,05-0,01) в показателях физической и функциональной подготовленности у студентов I курса основного отделения специализации гандбол как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Так, в экспериментальной группе I курса по сравнению с контрольной группой тренд прироста показателей физической и функциональной подготовленности оказался значительно выше и достоверно различен при P<0,05-0,01. Например, у студентов-гандболистов экспериментальной группы в тестах, отражающих скоростную подготовленность, прирост показателей составил 7% в сравнении с 4% в контрольной группе, в тестах силовой подготовленности - 18-33% и 711%, в тестах на координацию движений - 12% и 3%, прыжковой выносливости - 30% и 9%, в тестах, отражающих деятельность и регуляцию сердечно-сосудистой системы -16% и 8%, в дыхательных пробах - 29-32% и 11-15%. Изменилась факторная структура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

двигательной подготовленности (табл.4).

Таблица 4

Процент объясняемой дисперсии факторов, определяющих успешность игровых действий у студентов-гандболистов института I курса обучения после эксперимента

Переменные Факторные нагрузки

I фактор II фактор III фактор IV фактор

1 -0,818

2 0,867

3 0,853

4 -0,758

5 -0,619

6 -0,752

7 -0,734

8 0,737

9 0,715

10 0,522

11 0,537

12 0,662

13 0,455

14 0,462

Собственные значения 4,18 2,97 1,65 1,20

Дисперсия, % 40,3 28,6 15,1 10,8

Накопления,% 40,3 68,9 84,0 94,9

У гандболистов-студентов I курса экспериментальной группы факторная структура двигательной подготовленности представлена следующими уровнями: на первой позиции по-прежнему высокое влияние имеет фактор "общей физической подготовленности" - 40,3%; на второй позиции расположился фактор "технической подготовленности" - 28,6%, он переместился рангом выше и имеет значительный факторный вес; на третьей позиции - фактор "технической подготовленности" - 15,1%, произошло движение на позицию вверх; на четвертом месте - фактор "аэробной подготовленности" - 10,8%. Таким образом, в предложенном варианте блочно-модульного построения учебного процесса начинающих гандболистов произошло одновременное параллельное совершенствование и рост характеристик как физической, так и технической подготовленности.

ВЫВОДЫ

Данные контрольного сравнения факторной структуры двигательной подготовленности гандболистов-студентов младших и старших курсов дают основание считать, что дифференцированное применение учебных двигательных и тренировочных заданий в индивидуально-групповой подготовке игроков в гандбол будет всегда эффективным и продуктивным при последовательно-сопряженной технологии развития физической и технической подготовленности занимающихся студентов с этапным включением в процесс физического воспитания модулей-блоков тренировочных заданий, содействующих развитию ведущих физических качеств, а также модулей-блоков учебных образовательных заданий, направленных на изучение, закрепление и совершенствование элементов и приемов технического мастерства гандболиста. Таким образом, выбор средств подготовки и их организация в форме двигательных заданий должны осуществляться с учетом ведущих факторов физической подготовленности гандболистов-студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авижонене, Г.М. Повышение эффективности спортивной тренировки юных гандболистов путем направленного развития устойчивости вестибулярного аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Авижонене Геновайте Мартиновна. - Минск, 1993. - 23 с.

2. Бутцек, Герд. Оптимизация средств скоростно-силовой подготовки гандболистов высокой квалификации с использованием механо-математического моделирования : автореф. дис.

... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бутцек Герд. - Минск, 1994. - 26 с.

3. Германов, Г.Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивнопедагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Геннадий Николаевич. - Волгоград, 2011. - 56 с.

4. Гусев, Ю. А. Методика формирования координационных способностей у юных гандболистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гусев Юрий Александрович. - Волгоград, 2003. - 24 с.

5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.

6. Ратников, А.А. Дифференцированный подход к скоростно-силовой подготовке гандболисток 14-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ратников Анатолий Александрович. - М., 2006. - 22 с.

7. Рыбаков, Г. П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рыбаков Георгий Павлович. - СПб., 2004. - 23 с.

REFERENCES

1. Avizhonene, G.M. (1993), Improving sports training of young handball players by directional stability of the vestibular apparatus, dissertation, Minsk, Belarus.

2. Buttsek, Gerd. (1994), Optimization of the speed-strength training handball qualifications using mechanical and mathematical modeling, dissertation, Minsk, Belarus.

3. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

4. Gusev, J.A. (2003), Methodology of coordination abilities in young handball players based on modeling the conditions of competitive activity, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

5. Matveyev, L.P. (2010), The general theory of sport and its applications, Soviet Sport, Moscow.

6. Ratnikov, A.A. (2006), Differentiated approach to speed-strength training handball players aged 14-16, dissertation, Moscow, Russian Federation.

7. Rybakov, G.P. (2004), Use of the conjugate method of speed-strength capabilities and technology shots on goal in handball players-students MSBs, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.09.2014.

УДК 796.92

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОГО НА ПРИМЕНЕНИИ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ МЫШЕЧНЫХ НАГРУЗОК, НА ДИНАМИКУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПРИНТЕ

Александр Иванович Головачев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,

Владимир Игоревич Колыхматов, аспирант,

Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),

Москва

Аннотация

В настоящей статье рассматривается влияние тренировочного процесса, основанного на применении регламентированных мышечных нагрузок, на динамику функционирования основных систем энергообеспечения (окислительной, лактацидной, фосфагенной) и ведущих физических качеств, являющихся основными компонентами специальной выносливости лыжников-гонщиков высокой квалификации, специализирующихся в спринтерских видах гонок. В процессе работы были апробированы четыре варианта регламентированных мышечных нагрузок с длительностью рабочей фазы от 12-14 секунд до 7-8 минут, выполняемые с максимальной и заданной на уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.