УДК 378.09
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГЕРМАНИИ И РОССИИ В XVIII - XX ВВ.
Косицына Дарья Сергеевна, Амурский государственный университет, г. Благовещенск E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы осознания молодежью необходимости создания студенческих объединений. Представлен исторический опыт развития студенческих объединений Германии. Проводится сравнение инициатив создания объединений студентов в Германии и России.
Ключевые слова: молодежь, активность, студенческое объединение, самоуправление, самоорганизация.
Abstract. This article examines the awareness of young people of the need to create student associations. The historical experience of the development of student associations in Germany is considered. A comparison is made between the initiatives to create student associations in Germany and Russia.
Key words: youth, activity, student association, self-government, self-organization.
На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.
Понимание сущности и особенностей студенческого объединения, которое способствует социальному развитию личности студента, возможно через изучение его становления и развития на протяжении истории. Ведь только опираясь на опыт предшествующих поколений и принимая во внимание ошибки и неудачи в системе организации жизнедеятельности студенческого объединения мы можем выстраивать более эффективную и целесообразную структуру.
Исторически сложилось, что главным образцом организации активного студенчества России были университеты Германии, в которые ещё до возникновения отечественной университетской системы направлялись для обучения и воспитания российские студенты. В своих трудах М. В. Ломоносов (родоначальником отечественной системы высшего образования) часто упоминал, что основал Московский университет по типу немецких, от которых ещё во время обучения в Германии перенял успешный опыт организации учебной и воспитательной системы. Он акцентирует внимание на том, что оптимальные условия для результативного воспитания могут быть созданы
только в общности молодых людей. Ведь среда, общественные потребности оказывают огромное влияние на становление человека [3. с. 49]. Поэтому его программа высшего образования была построена на принципах демократизма, гуманизма, народности, самостоятельности и активности молодого поколения. Соблюдение этих принципов создает «благодатную почву» для формирования самоуправления и самоорганизации студентов, которые в свою очередь являются предпосылками формирования студенческих объединений. Следовательно, истоки возникновения первых российских студенческих объединений исходят из Германии, и между немецкими и российскими объединениями студентов существует тесная связь, которая делает их одновременно похожими и не похожими друг на друга.
Инициатива создания студенческих объединений в Германии принадлежала как студентам, так и преподавателям. Первые организации студентов были созданы для помощи в решении вопросов студентов, проживающих на одной местности. Уже позже в XIX в. с ростом общественной активности студентов возникают новые формы студенческой организации -студенческие союзы, которые были пронизаны духом юношеского максимализма. Их отличительными чертами стали патриотизм, романтизм, а также следование рыцарским и христианским традициям. Основной целью стала идея объединения германских земель, столь актуальная для немцев после наполеоновских войн. Таким образом, созданные вначале студенческие организации по интересам переросли в объединения студентов пронизанные политическим идеализмом.
В России студенческие объединения создавались как на основе самоорганизации, так и на основе самоуправления. В первых объединениях собирались студенты, желавшие усовершенствовать свои знания в определенных науках. Они активно сотрудничали с профессорами, получали от них консультации по интересующим их вопросам, велись оживленные беседы в неформальной обстановке.
Таким образом, и в Германии и в России инициатива создания объединений студентов носила некий двойственный характер. Однако направленность деятельности студенческих объединений в этих странах носили разный уровень социального воздействия. Скорее всего, это было связано с тем, что университеты Германии к XVIII веку стали подлинными центрами интеллектуальной жизни и студенческие организации формировались в условиях общегерманского центра свободомыслия и имели большую возможность активно участвовать в жизни страны на защите её интересов, тогда как высшее образование в России в рассматриваемый период только начало формироваться.
Интересным является тот факт, что на протяжении первой половины XIX в. российские корпорации жили по традиционному своду законов «Allgemeiner Comment», который действовал и в корпорациях студентов в университетах
Германии [1]. В свод законов включался и перечень так называемых «естественных прав студента», к которым относились: право называться студентом и носить студенческую форму (главный признак корпоративного стиля); право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести; право на корпоративную помощь. Он регламентировал жизнь корпорантов, хотя следует отметить, что немецкие корпорации более четко следовали своду законов, тогда как российские в случае необходимости могли отступить от них [2]. И в Германии и в России студенты относились к элитарному сообществу, они были законодателями в поведении, проведении свободного времени и установлении моды на одежду, считались высокообразованными и умными людьми.
Конец XIX - начало XX в. ознаменовался активным развитием студенческих объединений в России. Главной причиной тому были экономические, политические и социальные преобразования российского общества. Однако российское студенчество не спешило вступать в политические партии и занимать какую-то одну позицию, т.к. их цели не отвечали насущным проблемам, с которыми сталкивалось студенчество в начале XX в. Поэтому правильно будет сказать, что по своим социальным и политическим устремлениям вузовская молодежь была крайне разнородной [4].
Политический идеализм германских студенческих организаций, их дух национализма и пангерманизма позволил сформировать положительное отношение властей к студенчеству. Представители власти стремились заручиться поддержкой студентов через их организации. Они видели в студенческом движении ресурс достижения собственных целей. Это свидетельствует о том, что студенческие движения в любой стране подвержены влиянию социально-политической ситуации. Каждая из политических сторон уже тогда осознавала значимость студенческой организации в формировании взглядов и мировоззрения молодого поколения. Поэтому их либо запрещали (Россия), либо вовлекали в свою деятельность (Германия).
Таким образом, на начальных этапах развития российские студенческие объединения были ориентированы на традиции и способы взаимодействия студенческих объединений Германии. Где к XVIII веку уже была создана система самоуправления и самоорганизации студентов вокруг не только университетских, но и национальных проблем. Студенты стремились объединиться с единомышленниками для реализации общих социально-значимых целей, и по своим устремлениям реализоваться в социально-полезной деятельности не уступали студентам Германии. Однако с развитием системы высшего образования и демократизацией общества происходит процесс интериоризация традиций студенческих объединений Германии и превращение их в особенность русского студенчества, которое, взяв самое необходимое, выработало свои нормы и принципы деятельности. В современных реалиях
студенческие объединения сильно расширили свои права и обязанности, значительно увеличили долю участия управления качеством образования и стали неотъемлемой частью современного гражданского общества.
Список использованных источников:
1. Алексеева И.А. Студенческое движение в России в начале ХХ века [Электронный ресурс] // МосГУру: офиц. сайт. - 25.10.2005. - Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/ Alekseeva/
2. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX — начала XX в. / А. Е.Иванов- М., 2004, 408 с.
3. Ломоносов: патриот, творец, просветитель / Под ред. Н.Х. Розова.-М.:МГУ, 2011. - 208 с.
4. Роль студенчества в революционном движении в Европе в 1848 году [Электронный ресурс] // Плам. ру: офиц. сайт. - 25.10.2010. - Режим доступа: http://www.plam.ru/hist/sochinenija_tom_i/p9.php