Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление: исторические традиции'

Студенческое самоуправление: исторические традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостев Александр Николаевич, Семенова Вероника Георгиевна, Серикова Вероника Петровна

Статья посвящена исследованию российских традиций в системе студенческого самоуправления. На основе изучения отечественного и зарубежного опыта, а также результатов социологических исследований предлагаются пути совершенствования студенческого самоуправления как одной из форм социального контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the national traditions in the student government. Based on a study of domestic and foreign experience and the results of sociological research are suggested ways to improve student government as a form of social control

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление: исторические традиции»

УДК 316 ББК 60.5

А.Н. Гостев, В.Г. Семенова, В.П. Серикова

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию российских традиций в системе студенческого самоуправления. На основе изучения отечественного и зарубежного опыта, а также результатов социологических исследований предлагаются пути совершенствования студенческого самоуправления как одной из форм социального контроля.

Ключевые слова: студенчество, студенческое самоуправление, отечественные традиции.

A.N. Gostev, V.G. Semenova, V.P. Serikova

STUDENT GOVERNMENT: HISTORICAL TRADITIONS

Abstract. The article investigates the national traditions in the student government. Based on a study of domestic and foreign experience and the results of sociological research are suggested ways to improve student government as a form of social control.

Key words: students, student government, local traditions.

Актуальность изучения отечественных традиций в системе студенческого самоуправления, выступающего в качестве необходимого элемента механизма модернизации образования, обусловлена потребностями теории и практики социального управления образованием.

Студенты - потребители образовательных услуг, которые им предоставляет высшее учебное заведение. Социальная активность этой страты молодежи позволяет оказывать давление на административные системы вузов, региональные и федеральные органы управления образованием с целью рационализации педагогического процесса, улучшения материально-технической базы учебных кабинетов, аудиторий, т.е. повышения уровня качества предоставляемых вузами услуг.

Результаты опроса студентов различных московских вузов (кластеры - три вуза, выборка -303 чел., ошибка выборки - 7 %) показали, что более 40 % из них не удовлетворены уровнем материально-технического обеспечения учебного процесса. Становится понятно, что необходимо включать в систему социального контроля над образованием новые формы его организации, одной из которых является студенческое самоуправление, которое предполагает инициативное участие студентов в подготовке, принятии и осуществлении управленческих решений, касающихся различных направлений деятельности вуза.

Студенческое самоуправление выполняет следующие функции: представление интересов студенчества на различных уровнях (вузовском, межвузовском, местном, региональном, федеральном); взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения; разработка предложений по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы в вузе; участие в разработке нормативной правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социально-значимую деятельность; формирование, обучение студенческого актива образовательного учреждения и др. [4, 148].

Несмотря на то, что в последнее время растет студенческое волонтерское движение, создаются общественные консультативно-совещательные структуры молодежи (молодежный парламентаризм), современное российское студенчество достаточно пассивно не только в общественно-политической жизни страны, но и в отношениях к системе образования, на которую оно может непосредственно влиять через создание органов самоуправления (см. рис. 1).

40,0%-

30,0%-

н

X

а

о

о- 20,0%-

ю,о%-

0,0%-

Рис. 1. Перспективы участия студентов в организациях самоуправления

Как видно из рисунка 1, лишь 12 % студентов готовы участвовать в организациях самоуправления; 24 % участвовать будут, если их стимулировать; 37 % не будут участвовать ни при каких условиях; 27 % затруднились ответить.

Это, безусловно, объясняется несовершенством механизма участия молодежи в органах самоуправления, отсутствием веры в конечный результат. Студенты реально не готовы защищать свои интересы и отстаивать свои права.

Обратим также внимание на то, что в научной литературе в определении понятия «студенчество» не представлены его управленческие аспекты, обусловленные российскими традициями, способность к объединению, самоуправлению, организации социального контроля над системой предоставления образовательных услуг. Так, например, А.Е. Иванов в работе «Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба» охарактеризовал этот социальный феномен как «особую, специфическую общность молодежи, консолидируемую высокой концентрацией в центрах обучения единым правовым статусом, сходными материально-бытовыми условиями жизни, однородностью повседневной, являющейся родом профессиональной деятельности учебой во имя достижения общей цели - получения диплома о высшем образовании» [6, 6]. Как легко убедиться, это определение не отражает всей палитры социальной практики и подлежит критическому анализу, ибо в настоящее время (и в прошлом) студенты находятся (находились) в различных материально-бытовых условиях жизни. Эта категория молодежи конца XIX - начала XX века и ранее также сильно различалась в материально-бытовом плане, т.к. высшее образование получали тогда молодые люди из богатых и из бедных сословий. Что касается цели образования -получение диплома - то на это счет мы имеем следующие соображения. Диплом - это документ, свидетельствующий об окончании учебного заведения и присуждении специальности. Цель же образования - получение необходимых знаний для трудовой деятельности в сфере выбранной специальности.

Более точно раскрыл содержание понятия «студенчество» в социальном контексте М.В. Вернадский, который утверждал, что «... студенчество - это интеллигенция в стадии ее окончательного формирования перед началом практической деятельности. Общественно-культурная физиономия студенчества определяет духовный облик начинающего «интеллигента», раскрывает и объясняет многие элементы общественного настроения» [2, 259].

Как известно, самоуправление - это автономное функционирование какой-либо организационной системы, управляемое, как правило, выборными структурами. Целью студенческого самоуправления является создание условий, способствующих самореализации студентов в профессиональной и творческой сфере, решению проблем в различных областях студенческой жизни.

Студенческое самоуправление в России всегда было формой молодежной политики, проводимой в целях консолидации молодежного общественного движения, наиболее полного использования его потенциала в социально-экономических преобразованиях общества. Но этот феномен не является следствием демократических свобод, он традиционен в российском общинном менталитете. В этой связи необходим возврат к прошлым традициям, ибо они имеют давнюю историю, устойчивы, соответствуют условиям жизни русского этноса, но, к сожалению, как свидетельству-

Буде Буду

участвовать, участвовать при

если ув ижу любых услов иях вы гаду

ют результаты анкетного опроса среди студентов московских государственных и негосударственных вузов, они практически не известны студентам.

Содержательный анализ дошедших до настоящего времени различных документов позволяет судить, что студенческое самоуправление в России было уже в Московском, Санкт-Петербургском, Дерптском, Казанском и других университетах. Например, в 1757 году по инициативе студентов МГУ было создано литературно-научное сообщество, в котором они с помощью профессоров вуза могли совершенствовать свои знания по литературе, риторике, стихосложению.

В последующие годы в этих университетах создавались многочисленные сообщества и кружки по интересам. Так, в Дерптском университете в 20-е годы XIX века функционировали 3 корпорации - «Эстония», «Ливония» и «Фратернитас Ридженсис». Позже были образованы корпорации польских и русских студентов, которые создавались по принципу землячества. В конце XIX - начале XX века в Российской империи не было ни одного высшего учебного заведения, за исключением привилегированных, т.е. «закрытых», где бы ни было землячеств [6, 44]. Этот феномен - чисто российское самобытное институционально-молодежное явление. Такая организация оказывала приехавшему на учебу из отдаленных регионов страны молодому человеку, нередко подверженному ностальгическим чувствованиям одиночества, моральную и материальную поддержку [6, 45]. Сегодня эта традиция в вузах не развивается, не управляется вузовскими структурами, хотя неформально землячества существуют.

Создавались и кооперативные организации - студенческое предпринимательство. В ее сферу входили как привычные учреждения студенческой организации в виде бирж (бюро) труда, касс и обществ взаимопомощи, столовых, образовавшихся в основном в 60-90-е годы XIX века, так и совершенно новые, появившиеся после первой русской революции. Это потребительские общества, лавочки и магазины, издательства учебных пособий. Примером типичного студенческого кооперативного торгово-закупочного «предприятия» был «Потребительский кружок» при Петербургском политехническом институте, созданный в 1906 году. Там студентам продавались товары с существенной скидкой (чай от фирмы К. и С. Поповых со скидкой 28 %, табак от фирмы Андреева - 10-20 %, парфюмерия от фирмы Кёлер и Брокар - 25-30 %, конфеты, шоколад - 25 %). Стоит добавить, что этот «кружок» обслуживал всех студентов [6, 45].

Такого рода опыт вполне был бы применим и в настоящее время. Для этого есть все условия и желание многих студентов, вынужденных «подрабатывать» во время учебы за стенами учебных учреждений (см. рис. 2).

Результаты социологического исследования (выборка 398 чел.) показали, что в случае получения разрешения на открытие предприятия малого предпринимательства оказались уверенно готовыми применить свои знания, умения и навыки, полученные в бизнесе вне вузов, 15 % респондентов; 40 % отказались бы; сомневаются, но откроют 21 %; не определились 24 %, причем 53% студентов приветствовали бы такое положение дел. Примечательно, что не оказалось респондентов, которые бы стали противниками такой инициативы.

Российская система образования и ее феномен - студенческое самоуправление - ранее всегда основывались на национальных, культурных традициях. На это указывал, например, Н.А. Бердяев, утверждая об «особости» русского пути. Конечно, будучи в оппозиции и являясь оппонентом российской власти того периода, он не мог не критиковать все отечественное, отдавать приоритет западной культуре, что отражено в его тезисе: «Россия есть христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи» [1, 8].

Сущность идей славянофилов - сохранение традиций народа, заключающихся не в отчуждении от передового мирового опыта, а, напротив, в его использовании с учетом преимуществ российской самобытности. Солидарен с ними был и Н.В. Гоголь, который писал: «Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» [9, 204]. Его прогноз сбылся в советский период, когда Россия опережала, например США, по многим показателям, в том числе и в образовании.

Многие отечественные мыслители убеждали своих современников, что России необходимо, заимствуя инокультурные образцы, копировать только их форму, не пытаясь изменить под их влиянием свою национальную идентичность. Так, по мнению Н.В. Гоголя, русскому народу нужно «с помощью европейского света рассмотреть поглубже самого себя, а не копировать Европу» [3, 233].

Обучение на основе религиозно-нравственнного учения поддерживал и Л.Н. Толстой. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко «всебольшему» благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся, включения их в систему самоуправления. Но чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность [8, 336].

° £1 а.

|40.00%И

^ / о-*—

124.00%!

Затрудняюсь ответить

|21,00%1

15.00%

Рис. 2. Отношение студентов к открытию своего предпринимательского дела в стенах вуза

Результаты исследования отечественного и западного опыта показывают, что студенческое самоуправление не может существовать без финансового стимулирования. И это объективно в условиях капиталистического общества, где основной ценностью являются деньги. Разумеется, финансовое стимулирование может быть не только прямым, но и косвенным. Например, было традиционным, когда лидеры студенческого самоуправления получали преимущество в пользовании всем комплексом имеющихся в вузах материальных благ, в карьерном росте, что, в свою очередь, предполагало более высокий уровень заработной платы. Как правило, работа студента в системе самоуправления являлась весомым аргументом в поощрении его различного рода и уровня стипендиями. Например, наряду с государственными федеральными, региональными стипендиями во многих российских вузах практикуются и специализированные, частные.

Стипендиальные программы - неотъемлемая традиция, как в образовании, так и в студенческом самоуправлении. Например, в США этот способ стимулирования студентов позволяет им оплачивать изучаемые курсы, питание в университетском кафетерии, посещение внеклассных мероприятий, покупку учебников, оплату общежития и т.д. Там стипендия предоставляется не только государством, но и частными лицами, фондами и организациями, что составляет основной капитал высших учебных заведений [5, 9]. Отечественный опыт показывает, что студенческое самоуправление, безусловно, должно контролироваться государственными федеральными и вузовскими административными структурами.

Как свидетельствуют результаты исследования, на уровень развития студенческого самоуправления влияют вузовские традиции, которые также отражаются в миссии, гербе, гимне, наградах и другой символике. Следует отметить, что символика - важнейший компонент традиций. Это подтверждается отечественным опытом советского государства. Например, в довоенные годы степень спортивной подготовки человека отмечалась соответствующими (по 3 степеням) значками: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Моряк», «Готов к ПВХО», «Готов к санитарной обороне». Значок вручался человеку после сдачи специальных нормативов.

Другой важнейшей традицией организаций студенческого самоуправления в вузах СССР было патриотическое воспитание. Оно включало в себя следующие элементы: воспитание высокого чувства гордости за свою страну; формирование приверженности идеалам и ценностям советского образа жизни, убежденности в справедливости и исключительности социальных и экономических устоев в СССР; пропаганду достижений советского образа жизни. Особое внимание в вузах страны уделялось формированию у студентов мотивации на успешное обучение. Это достигалось умелым предоставлением разнообразных социально-экономических льгот. В вузах СССР считалось, что с помощью традиций легче направлять деятельность и регулировать поведение студентов, чем создавать лишние правовые ограничения. Традиции способствовали успешному формированию у студентов гордости за принадлежность к вузу. К таким традициям относились празднования вузовских исторических дат и юбилеев, причем круг исторических дат и фактов, служащих основанием для торжеств, был очень широк. К каждой знаменательной дате издавались книги, брошюры, пластинки, фильмы, знаки, вымпелы и т.п.

Многие вузовские традиции «заземляли», психологически прикрепляли студентов к определенной деятельности в системе самоуправления, способствовали формированию у них ответственности за порученное дело, социальному единению. Люди объединялись одними условиями деятельности, едиными взглядами, нормами поведения, привычками. Так, например, каждый факультет имел свою историю, своих авторитетных представителей, добившихся значительных успехов в науке, карьере за стенами вуза, подшефные школы, предприятия, воинские части; у них были свои девизы, вымпелы, знаки отличия и т.д. Данные традиции наблюдались во многих вузах страны.

К сожалению, результаты исследования, проведенного в современных московских вузах в 2014 году, показали, что большинство студентов не знают традиций своего учебного заведения, символики. Например, анкетным опросом выявлено, что около 70 % респондентов-студентов не слышали гимн вуза, не видели флаг, не знают миссии, символики своего учебного заведения.

Таким образом, следование российским традициям в системе студенческого самоуправления - это необходимый элемент в механизме модернизации образования, условие реализации западной модели образования в нашей стране.

Студенческое самоуправление - это показатель критического способа мышления, активной гражданской позиции, характеризующей студентов как общественную группу интеллигенции. Его цель - создание условий, способствующих самореализации студентов в профессиональной и творческой сфере, решение проблем в различных областях студенческой жизни.

Студенческое самоуправление в России всегда было формой молодежной политики, проводимой в целях консолидации молодежного общественного движения, наиболее полного использования его потенциала в социально-экономических преобразованиях общества. Но этот феномен не является следствием демократических свобод, он традиционен в российском общинном менталитете.

Таким образом, для совершенствования студенческого самоуправления целесообразно рационализировать нормативную правовую базу. Кроме того, разрешить партиям, общественным организациям и движениям, институтам гражданского общества, в том числе коммерческим организациям, создавать свои структуры в вузах; наделить студенческие организации самоуправления правом контроля над администрациями вузов, участия в разработке и реализации управленческих решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья / Н.А. Бердяев. - М.: Наука, 1990. -С. 44.

2. Вернадский, М.В. Памяти М.В. Ломоносова // Запросы жизни. - 1911. - № 5. - С. 259.

3. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. - СПб.: Азбука-классика, 2005. -С. 223.

4. Гостев, А.Н. Студенческое самоуправление в системе российских традиций / А.Н. Гостев, В.Г. Семенова // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: сб. ст. VI Международ. на-уч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во Международ. науч. ин-та 'Иисайо", 2014. - С. 148.

5. Дмитриев, Г.Д. Анатомия американского университета / Г.Д. Дмитриев. - М.: Школьные технологии, 2010. - С. 9.

6. Иванов, А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба / А.Е. Иванов. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 6.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для пед. уч. заведений / под общ. ред. А.И. Пискунова и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - С. 336.

8. Толстой, И.И. Дневник. 1906-1916 / И.И. Толстой; публ. Л.Н. Толстого. - СПб.: Фонд регионального развития Санкт-Петербурга, 1997. - С. 92.

9. Щеглова, Л.В. Судьбы российского самопознания (П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь): монография / Л.В. Щеглова. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.