СТУДЕНЧЕСТВО И ЕГО НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ВУЗА
Р.В. Дорохина
Институт архитектуры и градостроительства Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ул. 20-летия Октября, 84, Воронеж, Россия, 394006
В статье рассматривается тема влияния студенческих объединений на политику вуза. Приведены примеры первых студенческих объединений Европы и их работа, как со студентами, так и сотрудниками вуза. В статье показано, почему студенческие корпорации не прижились в Российской империи и какие попытки предпринимают современные студенты для создания корпораций, на что они ориентируются и каковы их цели.
Ключевые слова: университет, корпорации, студенчество, этика, академическая свобода
На протяжении длительного этапа своего существования студенчество считалось одним из самых значимых социальных статусов. В жизни индивида студенчество означает начало интеллектуального роста, овладение профессиональными навыками, наступление периода зрелости. Как особая социальная группа студенчество всегда обладало собственной субкультурой, неповторимыми мировоззренческими и ценностными установками.
Как в России, так и за рубежом высшее учебное заведение ориентировано не только на трансляцию знаний, но и решение задач передачи определенной культурной и нравственной традиции. И если в России носителем такого рода традиции, ответственным за трансляцию ценностей академического сообщества выступает, как правило, педагогический состав вуза, то в решении этой задачи на Западе значительную роль играют студенческие объединения. Одним из самых распространенных (и наиболее древних) их разновидностей являются студенческие корпорации. Именно они традиционно являются хранителями университетского духа.
Студенческие корпорации на данный момент широко распространены за рубежом, существовали они и в дореволюционной России. Сегодня в нашей стране также существуют студенческие вузовские организации, которые помогают их участникам получить наиболее эффективное образование, начать научную дея-
тельность, организовать свой досуг и культурное развитие. Но, как правило, их деятельность ограничивается пространством самого вуза и не оказывает существенного влияния на управление учебным заведением. В отличие от них западные студенческие корпорации, объединенные не по политическим, национальным или религиозным мотивам, а просто на основании принадлежности к определенному университету, его славным традициям и неповторимой культуре, играют значительную роль в определении академической и социальной политики университета, а их деятельность осуществляется в виде общественного служения в масштабах всей страны.
Поэтому было бы ошибочным видеть в западных студенческих корпорациях только организации, занятые вовлечением студентов в учебную и научную работу, или клуб по интересам, организующий внеучебную деятельность. Корпорации Европы и Северной Америки являются важнейшими, и в лучших своих образцах, — ведущими институтами гражданского общества, формирующими у молодежи настроения социальной активности и работы на благо своих стран. Благодаря их деятельности в сознании выпускников западных университетов формируется зрелая политическая культура, позволяющая человеку занимать созидательную гражданскую позицию и, как следствие, входить в состав политико-экономической и интеллектуальной элиты государства.
Идейным основанием, которое позволило западным студенческим корпорациям сохраняться в течение столетий и передавать свои традиции новым поколениям, являются ценностные принципы и моральные нормы. На данный момент следование определенным нравственным устоям, соответствие конкретным поведенческим образцам составляет главную цель функционирования студенческих объединений разных стран [1. С. 4—5].
Начиная с XII в. в образовательном европейском пространстве нациям и групповым организациям давались грамоты о привилегиях. Эти организации назывались universitas magistrorum et scholarium. В Париже по такому принципу были организованы четыре нации: французская, пикардийская, английская и норманнская. Во главе наций стояли прокураторы, а над всеми ними — ректор. Четыре нации в дальнейшем развились в автономные корпорации, имеющие свои печати с сороковых годов XIII в., еще до того, как их получили факультеты и сам университет. Помимо печати, нация имела регистрационные журналы, доходы и расходы, собственных казначеев и педелей. В то время как «факультеты развились на учебной почве в отношении к преподаваемым наукам, нации образовались для взаимной поддержки, для дисциплины в видах административных вообще» [2. С. 44].
Нации участвовали в работе всех университетских управленческих органов, обязательно участвовали в выборах ректора и руководителей факультетов. Отличительным признаком таких университетов было то, что все студенческие организации были под контролем самих студентов. И вопросы о продолжительности лекций, их начале, разнообразные обвинения и требования определялись студентами национальных общин.
Следует учитывать тот факт, что именно из области св. Женевьевы начался процесс образования землячеств, который позднее образовался в нации. Но руководство университетов находилось не в руках школяров, как принято думать, а в руках магистров, которые соединившись в корпорацию, избрали своим лидером кафедрального канцлера, впоследствии ставшим главой парижского университета.
Стоит отметить, что образование отдельных факультетов началось именно с Парижа, и их форму и статус переняли впоследствии уже другие университеты, особенно германские. Факультеты возникли как организация преподавателей отдельных дисциплин, во главе которых стояли деканы. Профессора на этих факультетах, чтобы иметь большую свободу преподавания и занятий научной работой, образовали академическую корпорацию, опирающуюся на правовые основы, вследствие чего получившие определенные привилегии.
Точкой опоры для развития факультетов послужила булла папы Григория IX «Parens scientiarum» 1231 г., которую также называют «великою хартией» (magna charta) Парижского университета. В ней говорится о том, что факультеты могут сами «устанавливать уставы и порядки, какие окажутся нужными, относительно способа и часов чтения, относительно диспутаций, костюма, погребения умерших, относительно бакалавров... таксирования квартир, дисциплинарных мер против ослушников» [3. С. 197—211]. При этом исключение из факультета рассматривалось как исключение из всего университета. Факультеты играли значительную роль как во внутриуниверситетском пространстве, так и руководстве внешней политикой.
Германские университеты заимствовали от своих образцов (Париж, Болонья) не только саму схему управления, но и ее структуру. «Факультетское деление — пишет Ф. Паульсен, — имеет своим предметом науку; функции факультетов заключаются в преподавании, в испытаниях и в награждении учеными степенями; во главе факультетов стоят избранные ими деканы. Расчленение на нации имеет в виду цели самоуправления и суда; во главе наций стоят избранные ими прокураторы. Во главе всего университета стоит ректор, избираемый нациями, состоящими из магистров и учеников» [4. С. 349—350]. Немецкие университетские корпорации также строились по принципу наций и возникли уже в первых германских университетах (в Пражском — 1348 г., в Венском — 1365 г., в Гейдель-бергском — 1386 г.). Дальнейшее развитие корпораций было связано с борьбой властей и профессоров за главенствующую роль в их управлении. Но факультеты со временем вытеснили нации, и управление университетом перешло к корпорациям учителей.
Студенческие объединения стран Европы, такие как нации, факультеты, корпорации способствовали урегулированию в системе университета правовых норм и обязательств и принятию законов, согласно которым студенты могли свободно учиться в разных странах, находясь под покровительством папы и императора, дарующие определенные привилегии.
В России во все времена к студенческим обществам относились с подозрением, они постоянно находились под пристальным вниманием как самой администрации вуза, так и полиции. Для этого были веские причины, начиная свою работу, будь то научное общество, корпорация или литературный кружок, оно неизбежно приобретало политическую окраску. Так «Научно-литературное общество» при Петербургском университете было закрыто по причине разоблачения террористического заговора против жизни императора Александра III его членами (А.И. Ульянов, П.И. Андреюшкин, В.Д. Генералов, П.Я. Шевырев).
В начале XX в. в преддверии революции многие студенческие общества стали площадками для митингов и выступлений. В противовес им стали образовываться литературные и академические сообщества. «Создание научно-литературных обществ разделило студентов, как никогда, на два враждебных лагеря: политиков и академиков, причем первые относились крайне враждебно к возникновению обществ. Они видели в этой академической структуре студенчества отвлечение молодежи от политической борьбы» [5. С. 107]. Студенческие общества конца XIX — начала XX в. были остро политизированы, вследствие чего не столько сами вузы, сколько государственный аппарат власти закрывал таковые.
В России в настоящее время студенческие внутривузовские объединения не играют какой-то значительной роли в административном принятии решений. Студенческие объединения в своем большинстве представляют клубы досугового типа. Но наравне с подобными клубами стали образовываться студенческие корпорации в Санкт-Петербургском университете, проект так и называется «Студенческое объединение — корпорации на базе Санкт-Петербургского государственного университета». Проект основан на опыте студенчества западных стран с учетом особенностей российского менталитета в ноябре 2013 г., это первая студенческая корпорация на базе Санкт-Петербургского университета в истории современной России, которая призвана внести качественные изменения в систему студенческой самоорганизации и самоуправления, развить человеческий потенциал России, а также выработать уникальную студенческую идентичность, основанную на принципах патриотизма и гражданской ответственности.
Студенческая корпорация ставит перед собой следующие задачи: развитие потенциала студенчества и его использование в интересах инновационного развития страны путем формирования потенциальной национальной элиты из числа лучших представителей российского студенчества Санкт-Петербургского университета, которая обеспечит преемственность стабильного курса национального развития, укрепит позиции и авторитет России; создание новой формы студенческой самоорганизации и самоуправления, способствующей улучшению качества человеческого капитала и социальной среды, повышению национальной конкурентоспособности; укрепление связей между поколениями студентов, выпускников и академического состава [6]. Также действует корпорация ЛИС (Лига Инициативных Студентов), занимающаяся организацией экскурсий, проведением актуальных для сегодняшнего времени лекций с приглашением лучших ученых университета. Корпоранты участвуют в решении общественно-значимых проблем
города. Корпораций подобного рода в Санкт-Петербурге несколько, и все они объединены в единую организацию «Движение Национального Возрождения».
В городе Ставрополь в 2009 г. было основано первое студенческое братство «Бета Дельта Кси», организованное по принципу американских студенческих братств греческой буквы. Членами братства являются студенты из разных университетов Ставрополя. Братство автономно по отношению к каким-либо вузам и действует само по себе как студенческая организация. Но как студенческая организация братство официально не зарегистрировано, поэтому можно говорить лишь о его полулегальном существовании.
На собственные средства братство выпускало газету «Контраст», на страницах которой освещались студенческие проделки, поднимались злободневные вопросы, касающиеся всего российского студенчества, велись рубрики о музыке и кино. Большое внимание уделяли освещению современных субкультур как в российском обществе, так и мировом пространстве. Также на средства братства проводились различные корпоративные мероприятия.
И все же нельзя сказать, что братство занималось узкой корпоративной деятельностью, оно осуществляло различные социально-значимые акции, такие как сбор средств для детского дома, акции протеста против повышения цен в студенческой столовой, защита интересов конкретных студентов против неправомерного их выселения из общежития. Как отмечают сами члены братства, несмотря на то, что университетское руководство, с одной стороны, не воспринимало их всерьез, с другой стороны — настороженно относилось (здесь как раз складывается авторитет дореволюционных студенческих сообществ, большинство из которых были политизированы и революционно настроены, вплоть до того, что некоторые из них были признаны как террористические организации), но в целом прислушивалось к их доводам.
Современные студенческие корпорации и объединения в России не политизированы так, как более ста лет назад, не имеют четко озвученных целей и принципов, они более направлены на заполнение свободного от учебы времени в дружеской компании, не важно, студенческий отряд это, корпорация или клуб КВН.
Отличительной чертой именно студенческих корпораций, а не кружков или клубов является занятие академической деятельностью и улучшение уровня образования. В современной России в студенческой среде нет преемственности корпоративного устройства, а значит, нет истории, традиций и методов, на которые можно было бы опереться. Современные корпорации могут лишь брать пример с западных коллег в деле организации и работы со студентами в корпорации. Какие же они в дальнейшем поставят цели и задачи, будет зависеть их авторитет не только как корпорантов, но и общественных деятелей, которые могли бы повлиять на принятие решений в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций
Европы и Северной Америки: монография. М., 2015.
[2] Суворов Н. Средневековые университеты. Репринтное издание. [М.: СПАРК, Б.г.и.]. VIII, 245, [1]с. (Юридическая научная библиотека). Выходные данные оригинала: М.: Ти-по-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1898.
[3] Суворов Н. Возникновение университетов // Развитие личности. 2006. № 1.
[4] Паульсен Ф. Германские университеты / пер. с нем. Г. Гроссмана. СПб., 1904.
[5] Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX — начало XX века. М., 2010.
[6] Студенческая корпорация СПбГУ. URL: http://vk.com/studcorp.spbu.
THE INFLUENCE OF STUDENT ASSOCIATIONS ON HIGHER EDUCATION POLICY
R.V. Dorokhina
Institute of Architecture and Urban Planning Voronezh State University of Architecture and Construction 20 years of October str., 84, Voronezh, Russia, 394006
The article deals with the theme of the influence of student associations on high school policy. There are examples of the first European student associations and their work with students and academic staff of the university. The author outlines the reason of disappearing of student corporations in the Russian Empire. Also the article describes how students attempt to create a modern corporation, their orientation and goals.
Key words: university, corporations, students, ethics, academic freedom
REFERENCES
[1] Dorohina R.V. EHticheskie principy i cennostnye ustanovki studencheskih korporacij Evropy i Severnoj Ameriki: monografiya. M., 2015.
[2] Suvorov N. Srednevekovye universitety. Reprintnoe izdanie. [M.: SPARK, B.g.i.]. VIII, 245, [1]s. (YUridicheskaya nauchnaya biblioteka). Vyhodnye dannye originala: M.: Tipo-lit. T-va I.N. Kushnerev i K, 1898.
[3] Suvorov N. Vozniknovenie universitetov. Razvitie lichnosti. 2006. No. 1.
[4] Paul'sen F. Germanskie universitety. Per. s nem. G. Grossmana. SPb., 1904.
[5] Ivanov A.E. Mir rossijskogo studenchestva. Konec XIX — nachalo XX veka. M., 2010.
[6] Studencheskaya korporaciya SPbGU. URL: http://vk.com/studcorp.spbu (20.02.2016).