УДК: 796.034 4
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАГРУЗКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МАКРОЦИКЛЕ
Д.Х. Умаров, Б.Б. Мусаев
Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент, Узбекистан Для связи с авторами jamshid-0505@mail.ru
Аннотация:
В представленной статье рассмотрены вопросы формирования программы, составленной на основе оптимальных вариантов различной по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в недельных микроциклах и их рациональном распределении в соревновательном макроцлкле. Предложены методы комплексного контроля за учебно-тренировочным процессом, способствующие росту физической и технической подготовленности юных гимнастов.
Ключевые слова: специально-физическая подготовка, техническая подготовка, предсоревнэвательный этап, «сверхударная» неделя.
Т Н Е С О М PA R AT IV Е А N A LY SIS О F ST RU СТ U R Е О F LO A D О F Р Е R S Р ЕСТ IV Е Y О UN G G Y М N A ST S IN THE COMPETITIVE MACROCYCLE D.H. Umarov, B.B. Musayev
Uzbek State Institute of Physical Training, Tashkent, Uzbekistan Abstract:
In the presented article questions of formation of the program made on the basis of optimum options
various in size and a target orientation of a training load in week microcycles and their rational distribution
in a competitive macro cycle are considered. The methods of complex control of educational and training
process promoting grow th of young gymnasts physical and technical fitness are offered.
Key words: Special physical preparation, technical preparation, precompetitive stage, «over the shock»
week.
ВВЕДЕНИЕ
По всему спектру исследований проблем в спортивных видах гимнастки накоплен богатейший научный материал. Сформирована.теоретическая база системы многолетней подготовки в гимнастке, в частости методики тренировки, анализа техники, воспитания специально-двигательных качеств Определены средств контроля за структурой и содержанием учебно-тренировочного процесса, величиной и направленностью тренировочной нагрузки, состоянием спортсмена, системой соревнований и т.д. (1,2,3,4,5). Однако анализ состояния данной проблемы в спортивной гимнастике свидетельствует о недостаточно полной ее научной разработке. До настоящего времени основное внимание уделялось вопросам развития об щей специально-физической (СФП) и технической (ТП) подготовки. Недостаточно полно изучены критерии перспективности юных гимнастов в период углубленной
специализированной подготовки и спортивного совершенствования, содержание тренировки, в том числе распределение элементарных средств подготовки в учебно-тренировочном занятии, в микро- и пред соревновательном мезо цикле, и тем более на видах гимнастического многоборья, с учетом современных требований и возрастных особенностей детей и подростков (2,4,5).
ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить оптимальную структуру и распределение компонентов различной по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в микро- и соревновательных мезо циклах гимнастов 13-15 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В аспекте практической реализации поставленной задачи исследования был организован и проведен основной эксперимент (с сентября 2010
по август 20111 гг.) в условиях спортивных школ по спортивной гимнастке. Гимнасты 13-15 лет, привлеченные к участию в исследованиях, были условно поделены на две подгруппы. Учащиеся СДЮСШОР No 14 (11 - гимнасты 1-го разряда и 9 - KMC) составили экспериментальную (ЭГ), а СДЮСШОР № 4 (11 - гимнасты 1-го разряда и 9 - KMC) - контрольную группы (КГ). Исходный уровень СФП и СТП исследуемых групп гимнастов на начало эксперимента не имел существенных различий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рассматриваемый нами период подготовки состоял из двух этапов: пред соревновательно го (б-14-й микроциклы) и соревновательного (15-26-й микроциклы) и решал задачи повышения работоспособности и развития специальной выносливости гимнастов Это достигалось за счет повышения объема и интенсивности нагрузки, многократного выполнения комбинаций и элементов высшей группы трудности
Структура недельных микроциклов ЭГ на 1-м этапе (таблица 1) предусматривала в 1, 3 и 5-й дни недели выполнение комбинаций на всех видах многоборья, а во 2 и 6-й дни (вторник и суббота) выполнялись только элементы и соединения. Заключительная часть основного занятия отводилась СФП (15-25 мин.). В первой половине дополнительной (вечерней) тренировки на 2 видах многоборья изучались новые элементы высшей группы трудности. Вторая половина тренировки отводилась совершен ствованию физической подготовленности (35-45 мин ). В четверг - СФП. Специфика распределения тренировочной нагрузки юных гимнастов ЭГ на 1-ом пред-соревновательном этапа и ее последующая коррекция заключались в следующем
- с 1-го микроцикла гимнасты приступили к выполнению целых комбинаций на всех видах многоборья,
- объем нагрузки в среднем возрастает, на 50% относительно данных завершающего мезо-цикла предыдущего года и достиг максимума к середине пред соревновательного этапа,
- рост интенсивности несколько отстает от
ро ста объема и достигает максимум а ли шь к концу 1-го этапа,
- к концу этапа на 81,5% снижается объем упражнений ОФП.
Динамика показателей нагрузки ЭГ изменяется волнообразно, а в КГ, достигнув максимума к 8-й неделе, удерживается на данном уровне до конца 1-го этапа.
Согласно данным хронометража, объём нагрузки выше у гимнастов КГ на 2,5% (Р > 0,05), но при этом они существенно (Р<0,01) уступают ЭГ по количеству комбинаций (61%), элементов высшей группы трудности (35%), упражнений СФП (60%) и интенсивносш работы по элементам в подход (эл/подход). На втором, соревновательном этапе (таблица 2) у гимнастов ЭГ при сохранившемся общем объеме нагрузки возрастает количество выполненных комбинаций на 54%, элементов высшей группы трудно спи - на 34% и упражнений СФП
- на 7,5%. Возросла интенсивность работы (по эл/подход на 22,5%), достигнув к концу этапа соревновательного уровня
К концу 2-го этапа возрастает (до 3-4 в неделю), количество тренировочных занятий, отводимых работе по комбинациям (40-5Э за микроцикл) Количество элементы высшей трудности составило 6-8% относительно общего объема нагрузки за этап.
Проведенный сравнительный анализ показал, что параметры нагрузки, по данным хронометража учебно-тренировочных занятий предсоревновательного и соревновательного этапов подготовки, у гимнастов ЭГ существенно выше, относительно данных контрольной. Наиболее высокая степень различий отмечается по количеству выполненных целых комбинаций (на 95%), элементов высшей группы трудности (на 51%), упражнений СФП (на 31%) и интенсивности работы (элементов в подход, на 25,5%).
В целях существенного повышения уровня специальной выносливости и ускорения процесса освоения программы соревнований для гимнастов ЭГ в конце 2-го этапа (23-й недельный микроцикл) была проведена "сверхударная" неделя, в ходе которой выполнено 189,0+13,9 комбинаций Последующая неделя-восстановительная
Таблица 1 - Примерная схема распределения тренировочной нагрузки и восстановительных средств для гимнастов спортивной школы в недельном микроцикле в период напряженных тренировок 1-го прецсоревнова-тельного этапа подготовки
Дни недели 1-е занятие (основная) В процессе и после 1-го занятия 2-е занятие (вечерняя) После 2-_о занятия
Понедельник 10-20 комбинаций 5-10 прыжков. Обьем - 350-450элементов. СФП-15-25 упражнений. Батут. Локальный ручной и вибромассаж Теплый душ, вибромассаж (по показаниям),электро-стимупяция, электрофорез, физиотерапия, витаминизация (по показаниям) 2 вида многоборья 100-150 элементов. Батут Теплый душ. гидромассаж, вибромассаж, гечебно-профилактические мероприятия
Вторник 10-15 прыжков. Обьем - 300-400элементов СФП -15-20 упражнений. Батут. СФП -25-35 упражнений -
го 9 Q- 5-10 комбинаций, 5-10 прыжков. Обьем -300-400элементов. СФП-15-25 упражнений. 75-125 элементов СФП -35-45 упражнений -
Четверг СФП ОФП Парная баня, сауна Отдых или СФП -
5 5 I »— С 10-20 комбинаций. 5-10 прыжков. Обьем - 375-475 элементов СФП-15-25 упражнений. Батут. То же. что в 1-3-й день 100-150 элементов. СФП -35-45 упражнений. Батут —
Суббота 10-15 прыжков. Обьем -250-350элементов СФП-15-25 упражнений. - СФП или активный отдых 100-150 элементов -
Воскресенье Активный отдых-плавание, спортивные игры, прогулки и т.д (в зависимости от времени года) отдых -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, руководствуясь материалами педагогических наблюдений и данными математической обработки результатов исследования, можно заключить, что предложенная нами экспериментальная программа, составленная на основе оптимальных ва-риантов различной по величине и целевой направленности тренировочной нагрузки в микро-, соревновательном макроцикле и метода комплексного контроля за учебно-тренировочным процессом, способствует росту специально-физической и спортивно-технической подготовленности юных гимнастов. В целях существенного повышения работоспособности, специальной и функциональной выносливости перспективным гимнастам 12-14 лет рекомендовано планировать проведение двух «сверх-ударных» микроциклов (в завершающих 1 и 2-й соревновательные этапы микроциклах) Планируемая тренировочная нагрузка превышает применяемые в СДЮСШСФ по количеству элементов - в 1,5 раза, по интенсивности работы - в 2,5 раза и по количеству комбинаций - в 4-5 раз. По завершению "сверхударного" следует планировать и проводить разгрузочно-
восстановительный микро цикл:
- применение в данном возрасте большой по величине и интенсивности тренирозочной нагрузки не оказывает отрицательного гоздействия на функциональное состояние организма подростков,
- полученные результаты свидетельствуют о научной обоснованности применения интенсивных режимов тренировки и их педагогической целесообразности на этапе углубленной специализированной подготовки юных гимнастов 12-14 лет,
- эффективность комплексной программы подтверждается данными корреляционного анализа, показавшими высокую взаимосвязь наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки с результатом основных соревнований (г = 0,791 -0,827),
- гимнасты ЭГ успешно выступили во всех четырех соревнованиях и показали достоверно более высокие спортивные результаты, чем гимнасты КГ.
В главном соревновании года (первенство республики среди юношей) разница в баллах за многоборье составила в среднем 6,6 балл!
Таблица 2 - Примерная схема распределения тренировочной нагрузки и восстановительных средств для гимнастов спортивной школы в недельном микроцикле в период напряженных тренировок соревновательного этапа подготовки
Дни недели 1-е занятие В процессе и после 1-го занятия 2-е занятие После 2-го занятия
Понедельник 15-20 комбинаций. 5-10 прыжков Объем - 300-400 элементов СФП -15-25 упражнений. Батут Локальный ручной и вибромассаж Теплый душ. вибромассаж (по показаниям), электро стимуляция, электрофорез, физиотерапия. витаминизация (по показаниям) 2 вида многоборья 70-150элементов СФП - 35-45 упражнений Батут Теплый душ. гидромассах, вибро-массах.лечебно-профипактические меропэиятия
Вторник 10-15 комбинаций. 5-10 прыжков Объем - 300-400 элементов СФП-15-25 упражнений Батут СФП 35-45 упражнений -
Среда 10-15 комбинаций. 5-10 прыжков Объем - 250-350 элементов СФП -15-25 упражнений. 70-150 элементов. СФП -35-45 упражнений -
Четверг СФП, ОФП Парная баня, сауна Отдых или СФП -
Пятница 15-25 комбинаций, 5-10 прыжков Объем - 350-450 элементов СФП -15-25 упражнений. Батут То же, что в 1-3-й день 70-150 элементов СФП -45-55 упражнений. Батут То же, что в 1-3 день
Суббота 5-10 комбинаций, 5-10 прыжков Объем - 250-350 элементов СФП-15-25 упражнений - СФП или малая по объему тренировка 50-100 элементов -
Воскресенье Активный отдых-плавание, спортивные игры, прогулки и т.д (в зависимости от времени года) отдых -
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Качаев, В. И Построение предсоревновательного этапа подготовки высококвалифицированных гимнастов с учетом особенностей соревнова-тельной деятельности : автореф.дисс.. .канд пед. наук/В И. Качаев-М. 1986.-22 с.
2. Платонов, В Н.. Суслов Ф П. Структура мезо- и микроциклов подготовки. - М.. СААМ, 1995. - С. 407-426.
3. Платонов, В Н. Нагрузка в спортивной тренировке
BIBLIOGRAPHY
1. Kachayev, V I. Creation of a precompetitive stage of training of highly skilled gymnasts taking into account features of competitive activity : avtoref ...cand.ped. sciences/VI. Kachayev -M.. 1986.-22 p.
2. Platonov, V. N , Suslov F.P Structure of meso - and preparation microcycles - M. : SAAM, 1995 - R 407 - 42 6.
3. Platonov, V.N. Loading in sports training //Modern system
//Современная система спортивной подготовки.-М. СААМ, 1995,-С. 92-108.
4. Умаров, М. Н., Эштаев, С.А.Технология определения наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки гимнастов на соревновательном этапе подготовки //Фан спортга. 2011.-№ 1.-С.43-47.
5. Хасанова, Г. М Построение соревновательного ме-зоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования . дисс ... канд пед. наук / Г.М. Хасанова -Ташкент :УзГИФК, 2011. - 173 с.
of sports preparation -М. SAAM. 1995 -Р92-108.
4 Umarov M N , Eshtayev, S. A Technology of definition of the most significant indicators of a training load of gymnasts at a competitive stage of preparation // Fan sportga.2011.-№ 2 -P.43-47
5 Khasanova G M. Creation of a competitive monocycle at young gymnasts at a stage of sports improvement: diss.
cand.ped sciences -Tashkent: UzDIPC 2011-173 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Умаров Джамшид Хасанович - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Узбекского го суда равен но го института физической культуры
Мусаев Бахром Бахтиярович - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий Узбекского государственного института физической культуры.