Научная статья на тему 'Педагогические условия, определяющие эффективность спортивной подготовки легкоатлетов 35-55 лет, специализирующихся в прыжковых видах и метаниях'

Педагогические условия, определяющие эффективность спортивной подготовки легкоатлетов 35-55 лет, специализирующихся в прыжковых видах и метаниях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКОАТЛЕТЫ-ВЕТЕРАНЫ / ATHLETES-VETERANS / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITY / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / PREPARATION FOR COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Дмитриевна

Основной задачей исследования стал поиск путей повышения эффективности спортивной подготовки атлетов старше 35 лет, специализирующихся в легкоатлетических прыжках и метаниях; объектом исследования была их тренировочная деятельность на этапе подготовки к соревнованиям. Результатом проведенной работы стал перечень педагогических условий, определяющих эффективность предсоревновательной подготовки ветеранов легкой атлетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS DEFINING EFFICIENCY OF SPORTS PREPARATION OF ATHLETES OF 35-55 YEARS, SPECIALIZING IN JUMPING KINDS AND THROWINGS

The primary goal of research search of ways of increase of efficiency of sports preparation of athletes became more senior 35 years specialising in track and field athletics jumps and throwings; as object of research their training activity at a stage of preparation for competitions has acted. The list of the pedagogical conditions defining efficiency of precompetitive preparation of veterans of track and field athletics became result of the spent work.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, определяющие эффективность спортивной подготовки легкоатлетов 35-55 лет, специализирующихся в прыжковых видах и метаниях»

$

временного учебника. Отвечая на вопросы и задания, выполненные в электронной форме, ученики не только имеют возможность оценивать свои знания. Такая деятельность активизирует процесс усвоения закрепления материала, развивает профессиональный интерес, формирует навыки самостоятельной работы в условиях производства.

Перечень учебной литературы. Приводится перечень учебной литературы, используемой в трудовом образовании, источников, каталогов, сайтов, журналов и даны ссылки на электронные образовательные ресурсы.

Полезные программы. К ним относятся: порядок и правила пользования второй частью учебника «Трудовое обучение», электронные средства (мультимедиа, виртуальные стенды, анимации и др.), предназначенные для изучения учебного материала.

Вторая часть учебника имеет следующие возможности и преимущества:

- является открытой системой, преподаватель в любое время может дополнить ее, внеся информацию о последних достижениях науки, техники, технологий, относящихся к предмету и новому учебному материалу;

- создаются возможности для самооценки, самостоятельного получения знаний, собственных исследований и развития творческих навыков обучаемого;

- дает реальные представления о событиях, методах работы, технологических процессах, сложных объектах;

- обеспечивает разнообразие и многовариантность тестов, вопросов, упражнений и электронных заданий;

- облегчает понимание, путем воздействия на эмоциональную память при просмотре, прослушивании учебного материала;

- создает возможность при помощи компьютера просмотреть различную информацию, решить больше практических задач и выполнить упражнений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что модель современного учебника «Трудовое обручение» дает возможность:

1) укрепить, обобщить и расширить знания и навыки учеников, полученные в период трудового образования;

2) привлечь учеников к творческой деятельности, основанной на продуктивном труде;

3) расширить представления учеников об основах современного производства;

4) формировать позитивное отношение учеников к труду как важнейшей духовной ценности;

5) привести процесс трудового образования в соответствие с современными технологиями образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кусаинов А. К. Актуальные проблемы учебнико-ведения. М.: Просвещение, 2003. 85 с.

2. Олимов К. Т. Проблемы создания учебников специальных дисциплин нового поколения в сфере среднего специального и профессионального образования: моногр. Ташкент: Фан, 2005. 143 с.

3. Лернер И. Я. Методологические проблемы дидактической теории построение учебника // Каким быть учебнику дидактические принципы построения. М., 1992. С. 12-13.

4. Майер Р. Чем отличается хороший учебник // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 6.

5. Скаткин М. Н. Методологические проблемы дидактической теории построения учебника. М.: Просвещение, 1994.

6. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Педагогика, 1981. 187 с.

7. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 35-55 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКОВЫХ ВИДАХ И МЕТАНИЯХ

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS DEFINING EFFICIENCY OF SPORTS PREPARATION OF ATHLETES OF 35-55 YEARS, SPECIALIZING IN JUMPING KINDS AND THROWINGS

Н. Д. Иванова

Основной задачей исследования стал поиск путей повышения эффективности спортивной подготовки атлетов старше 35 лет, специализирующихся в легкоатлетических прыжках и метаниях; объектом исследования была их тренировочная дея-

N. D. Ivanova

The primary goal of research search of ways of increase of efficiency of sports preparation of athletes became more senior 35 years specialising in track and field athletics jumps and throwings; as object of research their training activity at a stage of preparation for competi-

#

тельность на этапе подготовки к соревнованиям. Результатом проведенной работы стал перечень педагогических условий, определяющих эффективность предсоревновательной подготовки ветеранов легкой атлетики.

Ключевые слова: легкоатлеты-ветераны, тренировочная деятельность, подготовка к соревнованиям.

tions has acted. The list of the pedagogical conditions defining efficiency of precompetitive preparation of veterans of track and field athletics became result of the spent work.

Keywords: athletes-veterans, training activity, preparation for competitions.

Ветеранское мировое спортивное движение, получившее свое начало более 35 лет назад, демонстрирует постоянный и неуклонный рост числа участников, видов спорта и спортивных результатов (рекордов стран, континентов, мира) в различных возрастных группах. Программа легкоатлетических соревнований постоянно расширяется, включая в себя все больше скоростно-силовых видов. Уникальный опыт ветеранского легкоатлетического спорта именно в этих видах требует пристального изучения, обобщения и осмысления в теоретическом, методическом и практическом аспектах. Не вызывает сомнений необходимость разработки педагогических условий, определяющих эффективность предсоревновательной подготовки легкоатлетов старше 35 лет, специализирующихся в прыжковых видах и метаниях.

Для решения этой задачи использовались следующие методы исследования: анализ литературных первоисточников, протоколов соревнований и спортивных дневников легкоатлетов-ветеранов; педагогические наблюдения и обобщение передового опыта спортивной подготовки ветеранов легкой атлетики; опросы (беседы, интервьюирование, анкетирование) спортсменов старше 35 лет, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики; педагогический эксперимент (констатирующий (1994-1996 гг.), формирующий (с 1997 по 2002 г.) и автоэксперимент длительностью в 31 год (1970-1985 гг., 1994-2009 гг.).

Результатом проделанной работы стала совокупность педагогических условий, определяющих эффективность спортивной подготовки легкоатлетов 35-55 лет. К ним мы отнесли:

- проведение мониторинга состояния здоровья, общей и специальной физической подготовленности, функционального состояния, уровня и динамики индивидуальных спортивных нагрузок и достижений (с учетом поправки на возраст), аксиологической и мотивационно-потребностной сферы участников легкоатлетического спортивного движения ветеранов для реализации научно обоснованного индивидуально-ориентированного содержания, форм и методов спортивной подготовки;

- определение содержания, методов, форм, средств и методических приемов спортивной подготовки, графика тренировочных занятий и выступлений в соревнованиях с учетом личного спортивного опыта, а также мотивов (доминирующих целей), потребностей, интеллектуальных и психофизических особенностей атлетов;

- построение индивидуальной спортивной траектории и реализация максимально индивидуализированных программ подготовки к ветеранским спортивным соревнованиям различного уровня;

- использование современных научных технологий в подготовке спортсменов старших возрастных групп; организация и проведение тренировочных занятий и спортивных соревнований на научной основе, с учетом новых, эффективных форм, методов и средств физического воспитания и спорта, адекватных особенностям контингента атлетов-ветеранов;

- наличие материально-технической базы, обеспечивающей полноценное функционирование системы легкоатлетического спорта ветеранов, возможность безвозмездного или льготного пользования спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем в целях полноценной подготовки легкоатлетов старше 35 лет к соревнованиям различного уровня;

- наличие тренеров-преподавателей, готовых к эффективной работе со спортсменами старших возрастных групп;

- мотивационная поддержка необходимости занятий спортом и выступления в соревнованиях спортсменов старших возрастных групп;

- разработка насыщенного календарного плана соревнований российского ветеранского спортивного движения;

- наличие научно обоснованной и экспериментально апробированной программы предсоревнователь-ной подготовки легкоатлетов 35-55 лет, которая предусматривает необходимость:

а) планирования круглогодичного тренировочного процесса;

б) постоянных тренировок в течение года не реже 4-6 раз в неделю;

в) участия в ветеранских соревнованиях не менее 10 раз в год;

г) как личного, так и врачебного и педагогического контроля, осуществляемого в режиме мониторинга, за тренировочными нагрузками, самочувствием, состоянием организма (частота сердечных сокращений, артериальное давление, масса тела и т. д.), применения восстановительных мероприятий (баня, бассейн, массаж и т. п.).

д) включения в тренировочный процесс как можно большего числа новых, смежных соревновательных упражнений, преимущественного участия в легкоатлетическом многоборье;

е) использования средств подготовки, характерных для атлетов молодого и зрелого возраста, но с применением более низких объемов тренировочных средств [1; 2];

ж) использования в годичном цикле следующего соотношения средств общей физической и специальной физической подготовки (включая техническую подготов-

Ф

Таблица 1

Обобщенная модельная схема предсоревновательной подготовки прыгунов в длину и тройным старше 35 лет

8 Ч Тренировки, раз з <в , а и, ОФП СФП Соотношение ОФП и СФП, % Прыжки в длину и тройным, раз Ритм разбега, раз £8 и = = -•

Ф Н Ф Я п ки н к и и & я м 8 а р % Баллы % Баллы ОФП СФП 3 1 19 а! § нр о и^ И *

I 3 2 18 22 12 22 50 50 15 9 86

II 3 2 17 20 18 32 40 60 20 14 90

III 2-3 2 23 28 10 18 60 40 - - -

IV 3 2 25 30 25 45 40 60 30 10 92-94

V 3-2 2 12 14 20 36 30 70 20 12 96

VI 1+С 2 5 6 15 27 20 80 15 15 100

Всего 15+С 12 100 120 100 180 40±5 60±5 100±15 60± 10 -

Примечания: ОФП - общая физическая подготовка; СФП - специальная физическая подготовка; С - соревнования.

ку): в начале межсоревновательного периода на уровне 80% и 20%, в конце - 50% и 50%, в начале предсоревно-вательного периода - 40% и 60%, а в конце предсорев-новательного этапа - 20% и 80% (принимая общую нагрузку в баллах за 100%);

з) придания подготовке ветеранов специализированного характера за 1,5-2 месяца до старта и приближения ее по своей модели к подготовке действующих легкоатлетов [3; 4];

и) применения разработанных автором модельных схем предсоревновательной подготовки легкоатлетов-прыгунов и метателей старше 35 лет [3] (табл. 1 и 2), что предполагает:

• волнообразное распределение тренировочных нагрузок на протяжении шести недель непосредственной подготовки к соревнованиям: после двух недель повышенной нагрузки должна следовать неделя сниженной; интенсивность нагрузки должна постепенно возрастать от 80% до 100% в последнем недельном цикле подготовки;

• использование следующего соотношения средств общей и специальной физической подготовки в течение шестинедельного предсоревновательного периода: 1-я неделя - 50% и 50%, 2-я неделя - 40% и 60%, 3-я неделя -

60% и 40%, 4-я неделя - 40% и 60%, 5-я неделя - 30% и 70% и 6-я неделя - 20% и 80% (включая соревнования);

• постепенное возрастание показателей в контрольных упражнениях от 86% в конце первого недельного микроцикла до 90% в конце второго, 94% - в конце четвертого, 96% - в конце пятого и до 100% в конце шестого (последнего) предсоревновательного микроцикла;

• доведение общего количества тренировочных занятий за шестинедельный период подготовки к соревнованиям до 15-16 единиц, а числа зарядок с включением специальных упражнений - до 12 единиц [5].

С целью обоснования эффективности предложенной совокупности условий был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 17 легкоатлетов старше 35 лет: 7 прыгунов и 10 метателей (включая автора данной статьи) [5-9].

Группу ветеранов, специализирующихся в легкоатлетических прыжках, составили: Владимир Попов (1932 г. р.) - мастер спорта СССР в прыжках в длину, рекордсмен СССР в прыжках в длину в молодые годы; Владимир Ройт-ман (1937 г.р.), имеющий 1-й разряд в тройном прыжке; Святослав Сауляк (1946 г.р.) - мастер спорта СССР в прыжках в длину; Калерия Гомберадзе (1928 г.р.) - мастер спор-

Таблица 2

Обобщенная модельная схема предсоревновательной подготовки легкоатлетов-метателей старше 35 лет

№ недели Тренировки, раз Зарядки, разминки, раз ОФП СФП Соотношение ОФП и СФП, % Метания Контрольные упражнения, %от тах

% Баллы % Баллы ОФП СФП % раз

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

I 3 3 22 80 15 80 50 50 15 90 86-88

II 4 2 19 66 20 100 40 60 22 130 90-92

III 3 3 24 85 17 85 50 50 17 100 88-92

IV 4 2 20 70 18 90 40 60 20 120 94-96

V 3 2 10 34 15 80 30 70 15 90 96-98

VI 3+С 1 5 20 15 80 20 80 11 100 100

Всего 19+С 13 100 355 100 515 40 60 100 630±70

та СССР в прыжках в высоту; Евгений Пудовников (1954 г.р.) - мастер спорта СССР в прыжках в длину; Капитолина Лотова (1949 г.р.) - мастер спорта международного класса в прыжках в длину; Валерий Звездкин (1957 г.р.) - кандидат в мастера спорта в прыжках в длину.

В группу легкоатлетов-метателей вошли: Наталья Зубе-хина (1951 г. р.) - мастер спорта СССР в толкании ядра; Сергей Лобыня (1954 г. р.) - мастер спорта СССР в толкании ядра; Виктор Ларин (1958 г. р.) - мастер спорта СССР в метании молота; Алексей Зенкин (1946 г. р.) - кандидат в мастера спорта в десятиборье; Алексей Цветиков (1962 г. р.) - мастер спорта СССР в метании молота; Лариса Вовченко (1962 г. р.) - мастер спорта СССР в метании копья; Валентина Медведева (1950 г. р.) - мастер спорта международного класса в метании диска; Владимир Порохин (1935 г.р.) - кандидат в мастера спорта в пятиборье; Николай Козыренко (1946 г.р.) - мастер спорта СССР в метании молота; Наталья Иванова (1957 г. р.) - мастер спорта СССР в метании диска.

Легкоатлеты-ветераны, принявшие участие в педагогическом эксперименте, использовали в своем тренировочном процессе экспериментальные модельные схемы предсоревновательной подготовки прыгунов (табл. 1) и метателей (табл. 2), а также рекомендации автора, представленные в комплексе педагогических условий. Длительность эксперимента составила 6 лет, в течение которых 10 метателей приняли участие в 15 соревнованиях, выступив в 50 видах программы, а 7 прыгунов - в 18 соревнованиях и 55 видах программы состязаний [3].

Рассмотрим результаты экспериментальной работы с метателями. Так, тренируясь в течение шести лет (с 1997 по 2002 г.) в соответствии с авторскими программой и рекомендациями, 10 метателям-ветеранам удалось установить 15 рекордов России, завоевать 38 призовых мест на национальных и международных соревнованиях и добиться при этом 3-6-процентного прироста личных спортивных результатов.

Приведем наиболее выдающиеся достижения участников педагогического эксперимента. Так, Н. Зубехина заняла второе место в толкании ядра и третье место в мета-тельском многоборье на чемпионате Европы 2000 г. в возрастной группе 45-49 лет, установив рекорд России в этом виде, стала серебряным призером в толкании ядра на Чемпионате мира 2001 г. в возрастной группе 50-54 года, установила рекорд мира в тяжелой атлетике в своей возрастной группе на международных соревнованиях 2002 г. С. Лобыня в 2000 г. стал серебряным призером чемпионата Европы в толкании ядра (возрастная группа 40-44 года) и бронзовым призером в метательском многоборье на тех же соревнованиях. В. Ларин (возрастная группа 40-44 года) стал чемпионом Европы 2000 г. в метании молота, в 2002 г. завоевал золотую медаль в метательском многоборье на Всемирных играх мастеров. В. Порохин стал серебряным призером чемпионата мира 1997 г. в метании копья в возрастной группе 60-64 года, выиграл чемпионат Европы 2000 г. в пятиборье среди легкоатлетов 65-69 лет, завоевал серебряную медаль на чемпионате мира 2001 г. в метании копья в возрастной группе 65-69

лет, завоевал титул чемпиона мира в метании копья в 2002 г. на Всемирных играх мастеров. Н. Козыренко (возрастная группа 50-54 года) стал победителем Всемирных игр мастеров (1998 г.) в метании молота и установил рекорд России в своей возрастной группе. В. Журба (возрастная группа 45-49 лет) занял второе место на чемпионате Европы 1998 г. в метании диска. Л. Вовченко (возрастная группа 35-39 лет) завоевала титул чемпионки Европы (1998 г.) в метании копья. В. Медведева (возрастная группа 45-49 лет) стала серебряным призером чемпионата Европы 1998 г. в метании диска. А. Цветиков (возрастная группа 40-44 года) занял второе место на Всемирных играх мастеров 2002 г. в метательском многоборье и завоевал бронзовую медаль в метании молота. А. Зенкин (возрастная группа 55-59 лет) стал победителем в толкании ядра на чемпионате Европы 2002 г.

Результатом применения автором экспериментальной схемы предсоревновательной подготовки явилось завоевание ею четырех золотых медалей (в метании молота, диска, толкании ядра, в метательском многоборье) в возрастной группе 45-49 лет на Всемирных играх мастеров в 2002 г., установление рекорда России в метательском многоборье в возрастной группе 45-49 лет, второе место в метании диска на Всемирных играх мастеров в 2009 г. в возрастной группе 50-54 года, установление рекорда России в метании молота в 2009 г. При этом личные спортивные результаты автора выросли на 6,4% в метании диска и на 14,1% в толкании ядра [3].

Охарактеризуем результаты педагогического эксперимента, проведенного с группой ветеранов спорта, специализирующих в прыжковых видах легкой атлетики. За шесть лет использования рекомендованной схемы построения тренировочного процесса семи легкоатлетам-прыгунам удалось установить 21 рекорд страны и 2 рекорда мира в закрытых помещениях (В. Попов - 10 м 54 см (тройной прыжок, возрастная группа 70-74 года), В. Ройтман - 11 м 20 см (тройной прыжок, возрастная группа 65-69 лет)), завоевать 50 призовых мест на всероссийских и международных соревнованиях, добиться 3-6-процентного прироста личных спортивных результатов [5, 7].

За период участия в эксперименте В. Попов выиграл чемпионат мира в 1997 г. в прыжках в длину, завоевал титул чемпиона Европы 2000 г. в тройном прыжке в возрастной группе 65-69 лет, выиграл чемпионат Европы 2002 г. в тройном прыжке среди легкоатлетов 70-74 лет, установил рекорд мира в тройном прыжке среди атлетов 70-74 лет. Выступая в тройном прыжке, В. Ройтман в 1997 г. занял третье место на Чемпионате мира (возрастная группа 60-64 года), завоевал титул чемпиона Европы 2000 г., установив личный рекорд, в 2002 г. выиграл Всемирные игры мастеров в возрастной группе 65-69 лет, установил рекорд России среди спортсменов 65-69 лет. В. Сауляк стал чемпионом мира 1997 г. в прыжках в длину в возрастной группе 50-54 года, побив личный рекорд в этом виде программы, завоевал бронзовую медаль на Всемирных играх мастеров 2002 г. среди прыгунов в длину 55-59 лет. К. Гомберадзе победила на чемпионате Европы в Финляндии в тройном

#

прыжке в возрастной группе 70-74 года (2000 г.), в 2002 г. выиграла Всемирные игры мастеров в прыжках в высоту в возрастной группе 75-79 лет. В. Звездкин завоевал золотую медаль на чемпионате Европы 2002 г. в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет. Е. Пудовников стал победителем чемпионата Европы 2002 г. в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет. К. Лотова стала чемпионкой мира в прыжках в длину и тройным и чемпионкой Европы в тройном прыжке в возрастной группе 45-49 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что легкоатлетам старше 35 лет, применявшим предложенные автором модельные схемы подготовки к соревнованиям, а также рекомендации, воплощенные в комплексе педагогических условий, удалось улучшить свои личные спортивные результаты на 3-14% (с учетом возрастного коэффициента), впервые стать призерами международных состязаний или занять более высокие места на международных соревнованиях, а некоторым из них -установить как личные, так и национальные и мировые рекорды в своих видах программы. Реализация вышеперечисленных педагогических условий позволила существенно повысить уровень спортивной подготовленности российских ветеранов легкой атлетики, специализирующихся в прыжковых и метательских дисциплинах, а также способность российских атлетов достойно представлять нашу страну на международной арене.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакаринов Ю. М. Научно-методическое обоснование программирования тренировки в легкоатлетических метаниях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996. 47 с.

2. Бондарчук А. П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей (теория, методика и практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВНИИФК, 1987. 45 с.

3. Иванова Н. Д. Особенности планирования пред-соревновательной подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики для ветеранов спорта // Развитие физической культуры и спорта в новых социокультурных условиях: сб. науч. тр. Оренбург : Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2007. С. 174-177.

4. Камалова Э. И. Особенности применения интервальной гипоксической тренировки в подготовке пловцов ветеранов 35-50 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны: КГАФК-СиТ, 2009. 22 с.

5. Попов В. Б. Бегать никогда не поздно // Легкая атлетика. 2007. № 1-2. С. 24-26.

6. Иванова Н. Д. Построение и содержание тренировочной деятельности легкоатлетов-ветеранов, специализирующихся в метаниях: результаты 29-летнего автоэксперимента // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч.-метод. тр. М.: МПГУ, 2010. С. 54-58.

7. Ройтман В. М. Спортивное долголетие // Легкая атлетика. 2002. № 5. С. 22-23.

8. Чирков Ю. А. Цена «финского» золота // Легкая атлетика. 2009. № 9. С. 26-32.

9. Шедченко А. По местам Владимира Куца: ветераны // Легкая атлетика. 2002. № 10-11. С. 32-34.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

FEATURES OF SYSTEM OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT CHILDREN'S ART SCHOOL

В. С. Балакин

В статье рассматриваются особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков художественно-творческой деятельности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества.

V. S. Balakin

In article features of system of intersubject communications at children's art school, interrelation of disciplines, their influence on life of pupils, development of abilities and skills of artly esthetic activity are considered. Intersubject communications make a necessary condition of the organization of teaching and educational process, reflect natural interrelations of processes and the world around phenomena. Intersub-ject communications in school training are concrete expression of the integration processes occurring in life of a society.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.