отдельными составляющими.
4. Экспериментально доказано, что использование сформированного комплекта методической документации и соответствующего программно-компьютерного сопровождения повышает эффективность фронтальных расчетно-экспериментальных занятий увеличенной продолжительности по дисциплине «Термодинамика и теплопередача».
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов, М.Н. Самоконтроль при обработке на ПЭВМ результатов теплофизического эксперимента / М.Н. Акимов, А.А. Кузьмин // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров». - М.: 2000. - С. 46-47.
2. Артамонов, В.С. Виртуальная теплофизическая лаборатория. Лабораторный практикум. / В.С. Артамонов, А.А. Кузьмин, А.И. Белявцев. - СПб: СПб университет МВД России, 2001.
3. Баскин, Ю.Г. Метод априорной оценки эффективности учебных занятий в группах с различными социально-психологическими характеристиками. / Ю.Г. Баскин, А.А. Грешных // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2005. - №1.
Контактная информация: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 12-18 ЛЕТ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ
Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук,
Карельский государственный педагогический университет (КГПУ),
г. Петрозаводск
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
(РГПУ им А.И. Герцена)
Аннотация
В статье представлены материалы исследований, посвященных вопросам интегративного подхода к применению средств и методов развития силы на этапах многолетней подготовки спортсменов 12-18 лет в силовом троеборье. Особое внимание уделяется взаимосвязи объема и интенсивности тренировочных нагрузок с учетом возраста и квалификации занимающихся.
Ключевые слова: средства и методы развития силы, объем и интенсивность тренировочных нагрузок в силовом троеборье.
THE INTEGRATION OF SEPARATE COMPONENTS OF TRAINING PROCESS AT THE STAGES OF MANY-YEARS TRAINING OF 12-18 YEARS OLD ATHLETES IN POWER-LIFTING
Sergey Mikxailivich Guz’, the candidate of pedagogical sciences,
The Karelian State Pedagogical University Petrozavodsk
Shaykat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article represents the materials of the research reflecting the issues of integrative application of means and methods for the developing the load-bearing capacity at different stages of many-years training of 12-18 years old athletes in power-lifting. Special attention is given to the interrelation between scope and intensity of training load in accordance with the age and qualification of the ath-
letes.
Keywords: the means and methods for developing the load-bearing capacity, the scope and intensity of training load in power-lifting.
ВВЕДЕНИЕ
Рост спортивных достижений в силовом троеборье, как и в любом другом виде спорта, в большой степени зависит от эффективности системы многолетней подготовки юных спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки.
В последние годы, те или иные аспекты подготовки юных атлетов были предметом изысканий разных авторов [6, 10, 13 и др.]. Ими было показано, что эффективность средств подготовки юных атлетов на различных этапах годичного цикла можно выявить, соблюдая определенную временную последовательность в использовании тренировочных нагрузок различной направленности, обоснованно допустимые объемы специальной подготовки (СФП) в годичном цикле и на отдельных его этапах.
Многолетняя подготовка спортсменов представляет собой целостный педагогический процесс, единую систему с присущими ей особенностями. При этом необходима преемственность задач, средств и методов тренировки юных спортсменов на всех этапах такой подготовки [5, 11, 12].
Целью данного исследования является обоснование интеграции отдельных компонентов тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки спортсменов 12-18 лет в силовом троеборье. В частности, это касается содержания и соотношения средств общефизической подготовки (ОФП) и СФП, вариативности объема и интенсивности нагрузок с учетом целей и задач конкретного этапа подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент продолжался 6 лет. В нем участвовало 20 юных спортсменов 12,5-13,0 лет (на момент начала исследования).
Этапы предварительной подготовки (ЭПП), начального спортивного совершенствования (ЭНСС) и углубленной тренировки (ЭУТ) длились по 2 года, что согласуется с мнением большинства специалистов [3, 5, 6, 11 и др.].
Соотношение ОФП и СФП существенно менялось в зависимости от этапа подготовки: на ЭПП - ОФП составила 692 часа (75%), СФП - 226 часов (25%); на ЭНСС на ОФП выделено 667 часов, на СФП - 702 часа; на ЭУТ ОФП занимала 695 часа, а СФП - 966 часов. Все это согласуется с рекомендациями специалистов [3, 5, 10, 11, 13].
Итак, общий объем физической подготовки на ЭНСС был выше на 451 час (49%), чем на ЭПП, а на ЭУТ это превышение составило 740 часов (80,6%) по отношению к ЭПП и на 289 часов (21%) в сравнении с ЭНСС. При этом нужно отметить, что нагрузки на ЭНСС и ЭУТ увеличивались, в основном, как и рекомендует большинство специалистов [3, 11, 12], за счёт роста объёма СФП, а вот объём ОФП практически оставался неизменным.
Тренировки на ЭПП направлялись на разностороннюю подготовку юных атлетов с учётом возрастных особенностей развития основных функциональных систем их организма, овладение техникой специально-вспомогательных и соревновательных упражнений, повышение уровня функциональных возможностей, подготовку юных атлетов к специализированным занятиям на следующих этапах спортивной тренировки. На ЭНСС в основном обеспечивались: дальнейшая разносторонняя физическая подготовка атлетов, овладение ими рациональной техникой соревновательных и специально-вспомогательных упражнений, повышение уровня их функциональных возможностей и т.д. Эффективность подготовки на ЭНСС во многом определяет успех многолетней тренировки: с одной стороны, важно не упустить время, необходимое для достижения определённого уровня спортивного мастерства, а, с другой стороны, важ-
но избежать излишне узко форсированной специализации, которая в перспективе может вызвать преждевременный застой спортивных результатов [3, 8, 9]. Таким образом, цель тренировки на ЭНСС - на основе фундамента всесторонней физической подготовленности, заложенного на ЭПП, приступить к созданию базы специальной подготовленности [1, 4, 5, 11].
В отличие от ЭНП, на ЭУТ тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию [3, 6, 11, 12]. На ЭУТ постоянно возрастал удельный вес СФП. Основная задача, решаемая на данном этапе тренировки, состояла в том, чтобы обеспечить совершенное владение спортивной техникой в усложнённых условиях, формировать индивидуальный стиль. Кроме этого, на ЭУТ повышались функциональные возможности атлетов, и осуществлялась специальная силовая подготовка.
Основными средствами, применяемыми на ЭПП и ЭНСС, являлись упражнения из различных видов спорта, направленные на совершенствование скоростно-силовой подготовленности, выносливости и физической работоспособности, улучшение состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем. Средствами специальной подготовки были соревновательные упражнения, направленные на освоение и совершенствование техники, и специально-вспомогательные упражнения для развития силы, координации и ловкости. На ЭУТ средства максимально соответствовали по форме и характеру выполнения соревновательным упражнениям [3, 6, 10, 11, 12].
Большое число современных программ тренировки включают в себя упражнения на тренажёрах [6, 10, 13 и др.]. Тем не менее, упражнения со штангой многими специалистами рассматриваются как эффективное средство развития силы на ЭПП и ЭНСС [3, 13 и др.]. Приступать же к занятиям со штангой нужно только после укрепления всех мышечных групп. Все упражнения должны выполняться с небольшим весом с акцентом на освоение и совершенствование техники выполнения движений.
Основным методом развития силы на ЭНП являлся повторно-серийный метод с небольшими отягощениями (30-50% от макс.) и количеством повторений (8-20). На ЭУТ для обеспечения непрерывного роста результатов в специально-вспомогательных и соревновательных упражнениях, кроме повторно-серийного, применялся метод максимальных усилий с отягощениями до 90% и более (1-5 повторений). Тренажеры использовались для специальной подготовки на ЭУТ постоянно, а на ЭНСС - эпизодически, но обоснованно [6,13] применялись, с учётом возраста подростков, метод «до отказа» и повторно-серийный метод с субмаксимальными и максимальными отягощениями.
По мнению специалистов [1, 4, 5, 7,11], построение макроциклов тренировки должно обусловливаться, прежде всего, главной задачей тренировочных занятий на данном этапе многолетнего совершенствования.
На ЭПП и в начале ЭНСС тренировка строилась, в основном, по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям [1, 4, 5, 7]. На ЭПП было запланировано 4 макроцикла, каждый из которых включал в себя 5 мезоциклов, содержащих по 4 недельных микроцикла. Недельный микроцикл на ЭПП составляли 3 занятия по СФП и 3 - по ОФП. Занятия по силовой подготовке включали в себя до 10 упражнений на различные мышечные группы. При этом, на данном этапе осуществлялось ступенчатое увеличение нагрузок с волнообразными их изменениями внутри мезоциклов: нагрузка постепенно, от первого к третьему микроциклу, увеличивалась, а в четвертом микроцикле - снижалась до уровня второго микроцикла.
На ЭНСС также предусматривалось 4 макроцикла, каждый из которых включал в себя периоды объёмно-силовой и силовой подготовки. Кроме того, по окончании каждого макроцикла следовал переходный период - четырехнедельный микроцикл. Построение тренировочных макроциклов базировалось на волнообразном размещении ОФП и СФП с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объёмов и комплексным применением основных групп тренировочных средств [1, 4, 5, 7, 11].
Однако при планировании отдельных макроциклов на ЭНСС учитывались представления Ю.В. Верхошанского о второй форме адаптации [1], а именно:
- более выраженное противофазное изменение объема и интенсивности тренировочных нагрузок; в начале большого тренировочного этапа существенное преобладание средств ОФП, объём которых в дальнейшем снижается при возрастании объёма СФП;
- усиление тренирующего воздействия на организм и его специфичности по мере возрастания его работоспособности - в форме сопряженно-последовательной системы организации нагрузок различной направленности; концентрация нагрузок специальной силовой направленности в виде относительно самостоятельных «блоков»;
- обязательное «разведение» во времени объёмных нагрузок различной преимущественной направленности и, прежде всего, «разведение» объёмных нагрузок СФП и средств технической подготовки.
В отличие от ЭНСС, на ЭУТ применялось скачкообразное изменение нагрузок, причем речь шла о подобной трансформации обоих компонентов нагрузки (объёма и интенсивности) одновременно [2].
Макроциклы на ЭУТ выстраивались по модели Ю.В. Верхошанского [1]. Причем, если на ЭНСС приоритетной была модель первой формы адаптации, то на ЭУТ ориентир был на развитие второй формы адаптации.
На ЭУТ, как и на ЭНСС, предусматривалось 4 макроцикла, каждый из них включал в себя периоды объёмно-силовой и силовой подготовки. По окончании макроцикла был переходный период - четырехнедельный микроцикл.
Каждый микроцикл содержал шесть тренировочных занятий: четыре занятия по специальной подготовке и два занятия по ОФП. Средняя продолжительность тренировочного занятия составляла 120-150 мин.
В ходе силовой подготовки юных атлетов применялись раздельные тренировки [6, 10 и др.]. При этом, как и рекомендует большинство специалистов, тренировке каждой мышечной группы отводилось время два раза в неделю.
Отдельные мышечные группы тренировались с помощью тренажеров, так как их применение позволяет лучше учесть особенности возраста спортсменов 16-18 лет: появляется возможность локально, высокоинтенсивно прорабатывать отдельные мышечные группы, точно дифференцировать объём и интенсивность нагрузки, что, в свою очередь, позволяет шире применять систему раздельной тренировки, принципы сетов, суперсетов, сплит-систем и т.д. Возможность точно дозировать нагрузку и, соответственно, существенно повысить её интенсивность позволила один раз в неделю проводить высокоинтенсивную тренировку основных мышечных групп и один раз -применять нагрузки низкой и средней интенсивности (вес отягощений не превышает 60% от макс.).
Тренажёрная тренировка, сочетаемая с методами «до отказа», частичных повторений и возможностью высоко интенсивно нагружать отдельные группы мышц не более одного раза в неделю, позволила в одном занятии по силовой подготовке выполнять несколько различных упражнений на одну группу мышц (иногда до 4-5). О целесообразности объединения нескольких упражнений на одну группу мышц в один суперсет (с использованием сплит-систем) говорят специалисты [6, 10, 13 и др.].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследований осуществлялся постоянный контроль ОФП и СФП юных спортсменов. Для оценки ОФП спортсменов была определена группа тестов, отражающих уровень развития скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. Кроме того, проводился сравнительный анализ уровня развития скоростно-силовых качеств (по результатам в прыжках в длину с места) по критериям, предложенным Л.С. Дворкиным [3].
Анализ результатов ОФП юных атлетов показал, что на протяжении всего периода их тренировки удалось достичь достоверного (р<0,01) прироста скоростных и скоростно-силовых качеств. В беге на 500 м достоверный прирост (р<0,01) зафиксирован только в первые два года подготовки, в последние же 3 года подготовки результаты стабилизировались, что можно объяснить спецификой избранного вида спорта, в частности, значительным увеличением мышечной массы атлетов.
Сравнение результатов в прыжках в длину с места по критериям Л.С. Дворкина [3] показало: после 1 года спортивной подготовки только 10 спортсменов (50%) показывали результаты, соответствующие уровню юных тяжелоатлетов; после 2 лет - 16 спортсменов (80%) показывали результаты, соответствующие уровню легкоатлетов в своей возрастной группе; после 3 лет - 18 атлетов (90%) имели результаты, соответствующие показателям данной возрастной группы; после 4, 5 и 6 лет все атлеты показывали результаты, соответствующие показателям тяжелоатлетов для данной возрастной группы.
СФП юных атлетов оценивалась с помощью тестов: приседание на тренажёре; жим штанги (лёжа); становая тяга; приседание со штангой. Также проводился сравнительный анализ уровня развития становой силы по критериям, предложенным Л.С. Дворкиным [3].
Сравнительный анализ показал, что за 6 лет силовой подготовки достигнут достоверный (р<0,01) прирост результатов во всех упражнениях, в частности: после 2 лет силовой подготовки 2 спортсмена (10%) показали результаты (в троеборье), соответствующие нормативу 2 разряда, и 13 атлетов (65%) - 3 разряда; после 4 лет - 12 атлетов демонстрировали результаты (в троеборье), соответствующие уровню 1 разряда; по окончании ЭУТ (после 6 лет) 6 спортсменов показывали результаты, соответствующие уровню КМС, а 7 спортсменов демонстрировали результаты на уровне 1 разряда.
Педагогическая оценка возрастной динамики изменения становой силы по критериям Л.С. Дворкина [3] показала: после 1 года силовой подготовки результаты 19 спортсменов (95%) оценивались «отлично»; после 2 года - результаты 18 атлетов (90%) по становой тяге соответствовали оценке «отлично»; после 3 лет - 16 спортсменов (80%) имели результат, соответствующий оценке «отлично»; после 4 лет - 17 атлетов (85%) выполняли становую тягу на «отлично»; после 5 и 6 лет силовой подготовки у всех спортсменов результаты соответствовали оценке «отлично».
ВЫВОДЫ
Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:
1. Оптимальное сочетание различных средств развития силы с учетом целей и задач конкретного этапа подготовки позволяет добиваться поступательного роста результатов в процессе многолетней тренировки юных спортсменов в силовом троеборье.
2. На этапе предварительной подготовки тренировку целесообразно строить по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям. Прирост результатов обеспечивается использованием большого объема средств ОФП при незначительном применении специальных нагрузок средней и низкой интенсивности.
3. На этапе начальной спортивной специализации каждый тренировочный макроцикл должен включать в себя периоды объёмно-силовой и силовой подготовки. В основу их построения должно быть положено волнообразное размещение ОФП и СФП с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объёмов и комплексным применением основных групп тренировочных средств. Объем средств специальной подготовки существенно возрастает (до 50%) при сохранении объема ОФП на уровне предыдущего этапа подготовки.
4. На этапе углубленной тренировки предпочтительным является одновременное скачкообразное изменение объема и интенсивности силовых нагрузок. Вариант
организации нагрузок для «запуска» долговременной адаптации организма должен предусматривать:
а) в рамках макроциклов - выделение периодов объемно-силовой и силовой подготовки;
б) в отдельные периоды подготовки - планирование выраженного противофазного изменение объема и интенсивности тренировочных нагрузок;
в) возрастание объема СФП (до 50% по сравнению с ЭНСС) при сохранении объема ОФП;
г) усиление тренирующего воздействия на организм и его специфичности по мере повышения его работоспособности - в форме сопряженно-последовательной системы организации нагрузок различной направленности;
д) обязательное «разведение» во времени объёмных нагрузок различной преимущественной направленности и, прежде всего, объёмных нагрузок СФП и средств технической подготовки; значительное снижение объема и интенсивности ОФП в период силовой подготовки.
5. Применение раздельных тренировок на этапе углубленной тренировки и в небольшом объеме способствует на этапе начальной спортивной специализации при незначительном повышении объема нагрузок существенной интенсификации процесса силовой подготовки юных атлетов в силовом троеборье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
2. Воробьёв, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.
3. Дворкин, Л.С. Тяжёлая атлетика и возраст : науч.-пед. основы системы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов / Л.С. Дворкин. - Свердловск : Изд-во Уральского университета, 1989. - 200 с.
4. Матвеев, Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статьи первая и вторая) // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №
2. - С. 28-37 ; № 3. - С. 28-37.
5. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
6. Осинцев, С.А. Оптимизация тренировки на начальном этапе подготовки юных спортсменов в бодибилдинге : дис. ... канд. пед. наук / Осинцев С.А. - Челябинск, 2006. - 203 с.
7. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.
8. Попков, В.Н. Вопросы подготовки спортивных резервов / В.Н. Попков ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1986. - 126 с.
9. Расин, М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов / М.С. Расин ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1987. - 33 с.
10. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге : дис. ... канд. пед. наук / Рыбальский П.И. - М., 1999. - 112 с.
11. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 130 с.
12. Фомин, Н.А. На пути к спортивному мастерству : адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
13. Шейко, Б.И. Методика планирования // Мир силы. - 1999. - № 10-11. - С.
28-31.
Контактная информация: ЬиЬЫеу@гашЬ1ег