Научная статья на тему 'Структура и содержание макроциклов на этапе углублённой тренировки в силовом троеборье'

Структура и содержание макроциклов на этапе углублённой тренировки в силовом троеборье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1107
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ / ЭТАП УГЛУБЛЁННОЙ ТРЕНИРОВКИ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ / ПЕРИОДЫ ОБЪЁМНО-СИЛОВОЙ И СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ / MEANS AND METHODS OF POWER DEVELOPMENT / STAGE OF PROFOUND TRAINING IN POWER LIFTING / PERIODS OF DIMENSIONAL-POWER AND POWER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гузь Сергей Михайлович

В статье представлены материалы исследований, отражающих вопросы планирования тренировочных нагрузок на этапе углублённой тренировки в силовом троеборье. Особое внимание уделяется описанию и обоснованию средств и методов специальной подготовки, применяемых в различные периоды тренировки атлетов 17-18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гузь Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and content of macro cycles at the stage of profound training in power lifting

The article presents the study materials, reflecting issues of planning the training loads at the stage of profound training in power lifting. Special attention is given to description and justification of means and methods used in different periods of training of 17-18 year-old athletes.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание макроциклов на этапе углублённой тренировки в силовом троеборье»

7. Мякинченко, Е. Б. Оздоровительная тренировка по системе Изотон / Е. Б Мя-кинченко, В. Н. Селуянов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 68 с. - (Библиотека журнала «Аэробика»).

8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2001. - 480 с.

9. Эндокринная система, спорт и двигательная активность / ред. У. Дж. Кремер, А. Д. Рогола ; пер. с англ. И. Андреева. - Киев : Олимп. лит., 2008. - 600 с.

10. Эрденко, Д. В. Методика оценки функционального состояния и тренировки мышц - стабилизаторов позвоночника : учебное пособие для специалистов по физической культуре, спорту, рекреации и реабилитации / Д. В. Эрденко, О. В. Козырева, С. Н. Попов ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М. : [б.и.], 2009. - 40 с.

Контактная информация: aeroalia@ufamts.ru

УДК 796.8

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАКРОЦИКЛОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЁННОЙ ТРЕНИРОВКИ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ

Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук, доцент,

Карельская государственная педагогическая академия (КГПА), г. Петрозаводск

Аннотация

В статье представлены материалы исследований, отражающих вопросы планирования тренировочных нагрузок на этапе углублённой тренировки в силовом троеборье. Особое внимание уделяется описанию и обоснованию средств и методов специальной подготовки, применяемых в различные периоды тренировки атлетов 17-18 лет.

Ключевые слова: средства и методы развития силы, этап углублённой тренировки в силовом троеборье, периоды объёмно-силовой и силовой тренировки.

STRUCTURE AND CONTENT OF MACRO CYCLES AT THE STAGE OF PROFOUND TRAINING IN POWER LIFTING

Sergey Mikxailovich Guz, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Karelian State Pedagogical Academy,

Petrozavodsk

Annotation

The article presents the study materials, reflecting issues of planning the training loads at the stage of profound training in power lifting. Special attention is given to description and justification of means and methods used in different periods of training of 17-18 year-old athletes.

Keywords: means and methods of power development, stage of profound training in power lifting, periods of dimensional-power and power training.

ВВЕДЕНИЕ

Неуклонное повышение уровня спортивных достижений в современном спорте вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки, требует ещё более пристального внимания к возможностям оптимизации процессов обучения и тренировки спортсменов.

Долгое время основными направлениями педагогических исследований в юношеском спорте были поиск общих закономерностей подготовки резерва и разработка рациональной методики проведения тренировочных занятий в расчёте на те или иные квалификационно-возрастные категории представителей отдельных дисциплин. Достижения отечественных специалистов в этой области хорошо известны [10,13,15].

б1

Сложившаяся ситуация в практике спорта высших достижений свидетельствует, что добиваться необходимых положительных сдвигов в спортивной подготовке общепринятыми средствами становится все труднее. И связывают это со значительным увеличением объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, которые входят в противоречие с адаптационными возможностями организма спортсмена и отрицательно сказываются на эффективности процесса специальной и технической подготовки [13].

Отсюда вытекает необходимость рационализации применяемых спортивных технологий, способствующих росту спортивного мастерства атлетов на отдельных этапах многолетней подготовки.

Целью настоящего исследования являлось изучение эффективности применения средств и методов развития силы на этапе углублённой тренировки (ЭУТ) спортсменов 17-18 лет в силовом троеборье.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики тренировки на ЭУТ в силовом троеборье проводилась в период с 1998 по 2005 г.г. В исследовании приняло участие 3 группы спортсменов, возраст которых в начале ЭУТ составлял 16-17 лет: 1 группа (сроки проведения эксперимента - 1998-1999 г.г.) - 13 чел., 2 группа (19992000 г.г.) - 15 чел., 3 группа (2000-2001 г.г.) - 14 чел.

На этапе углубленной тренировки (ЭУТ) в силовом троеборье, как и в других видах спорта, тренировочный процесс приобретает, по сравнению с этапами начальной подготовки, ярко выраженную спортивную специализацию. Удельный вес специальной подготовки должен постоянно возрастать, причём не столько за счёт объёма общей физической подготовки, сколько за счёт увеличения времени на специальноподготовительные и соревновательные упражнения [1,5,6,10,11].

Согласно рекомендациям специалистов в области теории и методики спортивной тренировки [5,6,15], продолжительность этапа углублённой тренировки должна составлять два года.

Основная задача, решаемая на данном этапе тренировки, заключается в обеспечении совершенного владения спортивной техникой в усложнённых условиях, обеспечение её индивидуализации.

Кроме этого, на ЭУТ ставится задача повышения функциональных возможностей атлетов, специальной силовой подготовленности.

При планировании ЭУТ мы учитывали, что на данном этапе подготовки применяемые средства, в основном, должны иметь сходство по форме и характеру их выполнения с соревновательными упражнениями [1,2,5,6,11,15]. На данном этапе намечалось обеспечение высокого уровня техники выполнения упражнений в условиях, приближенных к соревновательной деятельности, индивидуализация техники, развитие физических и волевых качеств, способствующих совершенствованию технического и тактического мастерства атлета.

Основными средствами СФП на данном этапе являлись упражнения на тренажёрах и с гантелями, соревновательные и вспомогательные упражнения со штангой. При этом значительно, по сравнению с предыдущим этапом, был увеличен объём соревновательных, а также вспомогательных упражнений, схожих по кинематическим и динамическим характеристикам с соревновательными упражнениями.

С учетом специфичности решаемых на ЭУТ задач принципиально важен вопрос о характере изменения тренировочных нагрузок в макроциклах.

В основу построения макроциклов на ЭУТ была положена модель, предложенная Верхошанским Ю.В. [1,4]. Причем, если на этапе начальной спортивной специализации предпочтительной была модель первой форме адаптации, то на ЭУТ целесообразно распределять нагрузки таким образом, чтобы добиваться развития у атлетов второй формы

адаптации.

Вторая форма компенсаторной адаптации желательна в условиях применения большого объёма средств СФП, сконцентрированного в первой половине тренировочного этапа. Тем самым вызывается глубокое и длительное нарушение гомеостаза организма, отражаемое устойчивым снижением функциональных показателей, Затем, после уменьшения объёма нагрузки наблюдается ускоренный их прирост, превышается уровень, достигнутый при первой форме компенсаторной адаптации. Такой приём организации нагрузки предпочтителен, по мнению Верхошанского Ю. В., для большинства спортсменов высокой квалификации.

С учётом положений, приведённых выше, на ЭУТ предусматривалось четыре макроцикла, каждый из которых включал периоды объёмно-силовой (от двух до трёх месяцев) и силовой тренировки (два месяца). Кроме того, по окончании каждого макроцикла следовал переходный период продолжительностью один месяц (четыре недельных микроцикла).

Каждый микроцикл включал четыре занятия по специальной и два занятия по общей физической подготовке.

Средства СФП и ОФП подбирались в соответствии с рекомендациями специалистов [1,3,8,11,13] и задачами конкретного периода подготовки.

В процессе силовой подготовки юных атлетов применялись раздельные тренировки. При этом с учётом мнения большинства специалистов [6,7,9] каждая мышечная группа тренировалась два раза в неделю.

Отдельные мышечные группы развивались с помощью тренажёров, так это в большой степени соответствует возрастным особенностям развития спортсменов 17-18 лет: появляется возможность локально, высокоинтенсивно воздействовать на отдельные мышечные группы, точно дифференцировать объём и интенсивность нагрузки, что, в свою очередь, позволяет шире применять систему раздельной тренировки, принципы сетов, суперсетов и, в особенности, сплит-систем, на высокую эффективность которых указывают многие специалисты [9,12,14.].

В этом заключается существенное отличие силовой подготовки на данном этапе: если на начальных этапах подготовки силовые упражнения объединялись в сеты с целью повышения моторной плотности занятия, причём в сеты объединялись упражнения, воздействующие на мыщцы-антагонисты или даже мышцы, входящие в состав различных частей тела, то на данном этапе подготовки при тренировке некоторых мышечных групп, например, мышц ног, в сплит-систему объединялись упражнения, способствующие тренировке одной и той же мышечной группы. Это позволило существенно повысить интенсивность тренировки отдельных мышечных групп без значительного увеличения объёма силовых нагрузок. Наиболее подробно вопросы повышения интенсивности воздействия на отдельные мышечные группы за счёт выполнения в одном сете нескольких упражнений с различной интенсивностью и количеством повторений раскрыты Ю.В. Верхошан-ским [2]. Автор показывает, что для повышения интенсивности воздействия на отдельные мышечные группы, возможно объединять упражнения в сеты по следующей схеме: сначала выполняется подход с весом от 85% и более на 5-8 повторений, а затем, после небольшой паузы отдыха (не более 30 сек.) или без неё выполняется подход на эту же мышечную группу с весом от 50 до 70% на 8-12 повторений (или «до отказа»). Тем самым обеспечивается воздействие одновременно и на белые (анаэробные, силовые) и на красные (аэробные, выносливые) мышечные волокна.

В нашем исследовании на данном этапе подготовки указанная схема тренировки широко применялась в периоды объёмно-силовой тренировки, что позволило существенно повысить интенсивность тренировки отдельных мышечных групп без значительного повышения объёма силовых нагрузок.

В частности, в период объёмно-силовой тренировки при использовании повторно-

серийного метода атлеты выполняли от 3 до 5 сетов по следующей схеме: сначала выполнялся подход с весом 70-80% от макс. в среднем на 8-10 повторений (причём абсолютные показатели нагрузки в этом подходе постепенно, как по микроциклам, так и по мезоциклам увеличивались) с постепенным увеличением тренировочного веса от подхода к подходу, затем после небольшой паузы отдыха (не более 30 сек.) атлеты выполняли другое упражнение на ту же мышечную группу с весом 50-60% на 8-12 повторений. Кроме того, при использовании в качестве средств силовой подготовки тренажеров в периоды силовой тренировки применялся метод «до отказа» [6, 7, 9, 11 и др.], что позволяло применять системы сплитов.

В периоды силовой тренировки, для обеспечения оптимальной реализации потенциала атлетов, накопленного в предшествующих периодах объёмно-силовой тренировки, интенсивность специальных нагрузок постепенно увеличивалась при одновременном снижении количества повторений. Соответственно, если в первом микроцикле периода силовой тренировки основные соревновательные и специально-вспомогательные упражнения выполнялись с весом 70-80% на 8-10 повторений, то в последних микроциклах нагрузка увеличивалась до 90-100%, а в некоторых упражнениях до 110% и более (от показателей последнего тестирования), число же повторений уменьшалось до двух-четырёх.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На ЭУТ по окончании каждого макроцикла проходило тестирование СФП спортсменов, участвующих в педагогическом эксперименте. При этом, если на начальных этапах подготовки важно было не форсировать СФП, то на ЭУТ обеспечивался равномерный рост результатов постепенным повышением объёма и интенсивности силовых нагрузок и включением в тренировочный процесс новых высокоинтенсивных методов силовой подготовки. Таким образом, на данном этапе подготовки необходимо было не допустить существенного снижения динамики в приросте результатов в упражнениях специальной физической подготовки атлетов.

Анализ показателей атлетов экспериментальных групп (ЭГ) выявил значительные приросты показателей во всех упражнениях на всём протяжении этапа углублённой тренировки (табл. 1).

Однако математическая обработка не выявила достоверных различий в приросте результатов по макроциклам на данном этапе подготовки в трех из четырех упражнений. Отсутствие достоверного прироста можно объяснить большой разницей в абсолютных показателях спортсменов, достигшей уже после первого макроцикла 40 кг. Существенные различия в результатах объясняются тем, что в состав каждой ЭГ входили атлеты с большой разницей в собственном весе, которая достигала уже при первом тестировании на ЭУТ более 20 кг. Тем не менее, как было указано выше, на ЭУТ были выявлены значительные приросты во всех упражнениях, в частности:

- суммарный прирост в приседании на тренажёре на ЭУТ в среднем составил в первой ЭГ 25,4 кг, во второй - 27,4 кг, в третьей - 27,7 кг;

- суммарный прирост результатов в жиме лёжа на ЭУТ у спортсменов первой ЭГ в среднем составил 20,4 кг, второй ЭГ - 21,2 кг, третьей ЭГ - 22,2 кг;

- суммарный прирост результатов спортсменов первой ЭГ в становой тяге на ЭУТ составил в среднем 33,3 кг, во второй ЭГ - 33,8 кг, в третьей ЭГ - 33,0 кг;

- анализ результатов в приседании со штангой на ЭУТ показал, что, в отличие от других упражнений, в ходе силовой подготовки было достигнуто достоверное (р<0,0355) улучшение результатов во всех макроциклах. Средний суммарный прирост атлетов в приседании со штангой составил: в первой ЭГ - в среднем 42,4 кг, что на 40% превысило суммарный прирост в приседании на тренажёре за этот же период подготовки; во второй ЭГ - прирост был в среднем 42,5 кг, что на 36% превысило общий прирост атлетов этой группы в приседании на тренажере; в третьей группе - величина прироста в

среднем оказалась 42,4 кг, что на 35% превысило прирост спортсменов этой группы на ЭУТ в приседании на тренажёре.

Таблица 1

_________________Показатели СФП на этапе углубленной тренировки______________________

Упражнения Группы 1 тестирование 2 тестирование 3 тестирование 4 тестирование

Приседание на тренажёре, кг 1 (13 чел.) М 157,5 164,4 171,2 177,3

±т 3,32 3,74 4,26 4,78

2 (15 чел.) М 160,3 167,4 173,9 181,3

±т 1,86 2,23 2,61 2,98

3 (14 чел.) М 160,9 167,3 174,4 181,8

±т 1,96 2,15 2,35 2,74

Жим лёжа, кг 1 (13 чел.) М 105,2 111,3 116,2 121,7

±т 2,28 2,49 2,70 2,49

2 (15 чел.) М 109,4 115,1 120,5 126,3

±т 1,49 1,86 2,05 2,23

3 (14 чел.) М 109,5 115,6 120,8 127,0

±т 1,37 1,76 2,15 1,96

Становая тяга, кг 1 (13 чел.) М 173,3 180,6 188,2 196,9

±т 3,53 3,74 3,94 3,53

2 (15 чел.) М 178,6 186,8 195,5 203,9

±т 2,23 2,61 2,98 3,16

3 (14 чел.) М 180,7 188,3 196,8 204,8

±т 2,15 2,35 2,74 2,94

Приседание со штангой, кг 1 (13 чел.) М 145,4 156,9 167,7 178,8

±т 3,11 3,32 3,32 4,15

2 (15 чел.) М 152,5 162,6 173,8 184,3

±т 2,05 2,23 2,61 2,79

3 (14 чел.) М 153,8 164,6 175,1 185,8

±т 1,96 2,35 2,15 2,74

Анализ результатов спортсменов в сумме троеборья показал, что по окончании ЭУТ 18 спортсменов (43%) демонстрировали результаты, соответствующие нормативным требованиям КМС, а 20 спортсменов смогли значительно превысить нормативные требования первого спортивного разряда.

ВЫВОДЫ

1. Исследования показали, что, с учётом двухлетней продолжительности этапа углублённой тренировки, представляется рациональным выделение в нём 4 отдельных макроциклов, каждый из которых включал бы периоды объёмно-силовой, состоящие из 8-10 микроциклов, силовой тренировки - продолжительностью 8 микроциклов и переходный период - продолжительностью 4 микроцикла.

2. В периоды объёмно-силовой тренировки спортивная подготовка должна быть направлена на решение задач, позволяющих обеспечить поступательный прирост мышечной массы атлетов при незначительном развитии силовых способностей, повышение общефизической и функциональной подготовленности, развития специальной силовой выносливости. Период силовой тренировки ориентируется на реализацию потенциала, накопленного в предыдущем периоде, поддержание на достигнутом уровне общефизической и функциональной подготовленности спортсменов.

3. Проведённые исследования показали высокую эффективность раздельных тренировок, позволяющих в значительной степени интенсифицировать процесс силовой подготовки атлетов без существенного увеличения объёма специальных нагрузок. Применение тренажёров с использованием повторно-серийного метода и метода «до отказа»

позволяет применять для тренировки отдельных мышечных групп несколько упражнений различной направленности - иногда до трёх-четырёх.

4. Анализ динамики результатов спортсменов 17-18 лет в упражнениях СФП показал, что на ЭУТ возрастные изменения существенно не повлияли на темпы прироста показателей силы. В то же время установлено, что даже незначительное, по сравнению с предыдущими этапами, увеличение объёма и интенсивности силовых нагрузок позволяет существенно улучшить результаты в соревновательных и вспомогательных упражнениях.

5. Рациональное сочетание на ЭУТ упражнений на тренажёрах и со штангой, средств скоростно-силовой подготовки и развивающих общую и специальную силовую выносливость, позволяет успешно решать задачи всестороннего развития спортсменов 17-18 лет и совершенствовать их специальную физическую подготовленность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Верхошанский, Ю. В. Универсальной системы тренировки быть не может // Тренер. - 1992. - № 1. - С. 18-19.

4. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 41-54.

5. Дворкин, Л. С. Тяжёлая атлетика и возраст : научно-педагогические основы системы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов / Л.С. Дворкин. - Свердловск : Изд-во Уральского университета, 1989. - 200 с.

6. Дворкин, Л. С. Силовые виды единоборств (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье) / Л.С. Дворкин. - Краснодар : [б.и.], 1997. - 365 с.

7. Киржнер, А.Б. Потомки Геракла : об основах культуризма / А.Б. Киржнер, Д.Б. Киржнер. - Пермь : Книж. изд-во, 1991. - 263 с.

8. Матвеев, Л.П. Общая теория и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

9. М’ Роберт, С. Думай / С. М’ Роберт. - М. : ООО "Медиа спорт", 2000. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

11. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.

: Физкультура и спорт, 1970. - 480 с.

12. Регулян, В.Ф. Стать сильнее сильного / В.Ф. Регулян. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 1993. - 607 с.

13. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.

14. Плехов, В.Н. Возьми в спутники силу / В.Н. Плехов. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 241 с.

15. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 130 с.

Контактная информация: 23empfanger09@sampo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.