тактического мастерства юных футболистов. Волгоград: ВГАФК, 2002. 87 с.
10. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. 134 с.
11. Чирва Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: дис. ...д-ра пед. наук. М., 2008. 350 с.
Суслов Сергей Игоревич, преподаватель, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF COUNTERACTION IN TEACHING SHOT ON GOAL OF STUDENTS-FOOTBALLERS
S.I. Suslov
We consider the totality of the conditions of application of the method of counteraction in teaching shot on goal of student players. We analyze the opposition in the process of learning the beat on goal with the help of categories of dialectical logic. The methodical sequence of learning the ways of each shots on goal. The basic error in stroke and how to resolve them. Proposed guidelines based on the specific conditions for implementing of method of counteraction.
Key words: method of counteraction, the training process, a shot on goal, training conditions, resistance to training, technical and tactical training.
Suslov Sergey Igorevich, lecturer, post-graduate student, 71regionvip@mail. ru, Russia, Tula State University
УДК 796.412.2
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ (ПРЕДМЕТНОЙ) И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК-«ХУДОЖНИЦ»
А.В. Титова, В.В. Борисова
Рассмотрены особенности интеграции - совмещения двух видов подготовки технической (предметной) и физической у гимнасток-«художниц» 9-10 лет. Обоснована экспериментальная методика, которая предполагает разработку таких комплексов упражнений специальной физической подготовки, которые могли бы содержать в себе большинство упражнений сопряжённого характера и использовались бы в течение длительного времени.
Ключевые слова: художественная гимнастика, интеграционные процессы, предметная подготовка, физическая подготовка, экспериментальная методика, сопряжённое воздействие.
Из-за постоянно увеличивающегося количества соревнований в течение учебного года, в которых должны принимать участие гимнастки, увеличивается и продолжительность соревновательного периода в годовом
тренировочном цикле, главной задачей которого является повышение технической подготовленности спортсменок [1]. В связи с этим сокращается длительность подготовительного периода, и тренеры находятся в постоянном поиске средств и методов специальной физической подготовки (СФП), которые, с одной стороны, оказывали бы комплексное воздействие на физические качества и технику выполнения соревновательных двигательных действий, с другой стороны, не противоречили бы принципам спортивной подготовки гимнасток [3].
Круглогодичное применение упражнений сопряжённого -интеграционного воздействия, в том числе в соревновательном периоде, правильное дозирование нагрузки, учёт индивидуальных особенностей гимнасток - всё это будет способствовать неуклонному росту тренированности в течение всего учебного года.
Как правило, дефицит времени на занятиях компенсируется тренерами проведением непродолжительных (10-20 минут) комплексов СФП в начале и в конце учебно-тренировочного занятия [2, 4].
Поэтому опираясь на данные литературы, оптимизацию учебного процесса гимнасток-«художниц» 9-10 лет при стандартных временных затратах представляется возможным осуществить при использовании методики совмещения разделов технической и физической подготовки. Реализация данного аспекта возможна при совмещении раздела СФП и предметной подготовки с использованием базовых элементов со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой. С этой целью в учебно-тренировочный процесс гимнасток экспериментальной группы была включена методика совмещения разделов технической (предметной) и физической подготовки
[1-3].
Раздел специальной физической подготовки в экспериментальной методике был представлен комплексами упражнений для совершенствования наиболее значимых в художественной гимнастике двигательных способностей (гибкость, координация, скоростно-силовые) с параллельной отработкой элементов технической подготовки с предметами.
Комплексы СФП включались нами в учебно-тренировочное занятие в подготовительную, заключительную или основную части продолжительностью 40 минут на протяжении всего годичного цикла подготовки.
В процессе учебно-тренировочных занятий мы меняли предмет каждую неделю. Было составлено пять комплексов упражнений СФП с разными предметами. Так, на первой неделе применялся комплекс СФП с мячом, на второй неделе - комплекс СФП с булавами, на третьей неделе -комплекс СФП со скакалкой, на четвёртой - комплекс СФП с обручем и на пятой - комплекс СФП с лентой. Затем шло повторение комплексов в той
же последовательности.
Кроме того, в каждом занятии мы сочетали упражнения с предметами с упражнениями на развитие определённых специальных физических качеств гимнасток.
Вся экспериментальная программа условно была распределена на 4 мезоцикла, перед каждым из которых были поставлены общие задачи работы.
Во втягивающем, базовом и контрольном мезоциклах выполнялись комплексы СФП, направленные на развитие гибкости и функции равновесия, а также комплексы, направленные на развитие прыгучести, силы мышц ног и прыжковой выносливости. При этом они сочетались с работой предметов, перечисленных выше. В шлифовочном мезоцикле применялся комплекс акробатических упражнений так же в сочетании с работой предметами.
Комплексы включались в микроциклы следующим образом: понедельник, среда - комплекс на гибкость и функции равновесия (выполнялся в конце подготовительной части занятия); вторник, четверг -на прыгучесть, силу мышц ног и прыжковую выносливость (выполнялся в начале заключительной части занятия); пятница - на гибкость и прыгучесть (выполнялся в конце основной части занятия).
В шлифовочном мезоцикле специально-подготовительного этапа, характеризующимся устранением недостатков, совершенствованием техники соревновательных элементов, исправлением ошибок гимнасткам экспериментальной группы был предложен комплекс развивающих акробатических упражнений, который сочетался с бросковой работой предметов. Необходимо отметить, что в шлифовочный мезоцикл вошли комплексы акробатических упражнений в сочетании только с тремя предметами - скакалка, обруч, лента. Это было сделано специально, так как упражнения с данными предметами ранее гимнастками не осваивались вследствие технической сложности данных видов программы.
Упражнения акробатического комплекса носят сопряжённый характер, включают технически сложные соревновательные элементы, повторяющиеся по несколько раз в серии, количество которых в одном упражнении достигает восьми, и представляют собой сложные комбинации, соединённые между собой акробатическими элементами. Все эти упражнения сочетались с бросковыми элементами различной сложности, кроме того использовались различные варианты ловли предметов, что тоже выполнялось в сочетании с акробатическими упражнениями. Эти комбинации были впоследствии использованы гимнастками экспериментальной группы как часть соревновательной композиции. При выполнении этих упражнений требовалось совокупное проявление таких физических качеств как гибкость, сила, специальная
выносливость, координация.
Отличительной особенностью разработанных комплексов в сравнении с ранее использованными методиками, является тесная взаимосвязь специальной физической и технической (предметной) подготовок, широкое использование упражнений сопряжённого воздействия, которые являются типичными соревновательными элементами для гимнасток этапа начальной спортивной специализации, а также использование в шлифовочном мезоцикле комплекса акробатических элементов в сочетании с бросками и ловлями предметов, которые содержат в своей структуре такие двигательные действия, которые легко переносятся на соревновательные элементы и комплексно развивают физические качества.
В результате совмещения раздела СФП и предметной подготовки с использованием базовых элементов со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой помимо основной задачи (повышения двигательных возможностей гимнасток путём расширения базы физических способностей) решались вопросы совершенствования техники двигательных действий, скоординированных с работой предметами.
Положительным моментом такой методики является введение упражнений со сложной координацией движений, то есть нестандартное сочетание двигательных действий отдельными частями тела и добавление работы предметами в упражнения СФП, а также совмещение асимметричной работы рук, ног с упражнениями на силу мышц спины и пресса. Движения предметами, вводимые в комплекс СФП были базовыми, специфическими, то есть типичными для каждого предмета со своей ценностью в соревновательных композициях.
Разработанная нами методика совмещения специальной физической и предметной подготовок с использованием базовых элементов со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой доказала свою эффективность по сравнению с традиционной программой занятий, и позволила повысить показатели специальной физической и технической подготовленности гимнасток экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной были зафиксированы достоверные изменения в тесте «гимнастический мост на одной ноге, другая вперед-вверх», характеризующем такое физическое качество как гибкость и в тесте «равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед», характеризующем статическую координацию ^<0,05). В показателях технической подготовленности достоверный прирост наблюдался в тестах «бросок обруча в боковой плоскости и ловля без помощи кистей рук», «2-тактная «мельница»», «горизонтальная «Змейка» по воздуху, стоя на полупальцах (туда-обратно)» ^<0,05). По остальным
показателям специальной физической и технической подготовленности гимнастки экспериментальной группы также показали своё преимущество, хотя и недостоверное, по сравнению с гимнастками контрольной группы.
Таким образом, можно утверждать, что совмещение разделов технической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе позволяет сэкономить время и создать предпосылки для значительного улучшения как физической, так и технической подготовленности гимнасток на этапе начальной спортивной специализации, что в конечном счёте проявится в показателях их исполнительского мастерства.
Список литературы
1. Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2013. 55 с.
2. Гобузева К.В. Совмещение разделов физической и технической подготовки в художественной гимнастике // Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей. Вып. 1 / под общ. ред. Л. А. Карпенко. СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2008. С. 28-29.
3. Степанова И.А., Цепелевич И.В. Чередование комплексов специальной физической подготовки различной направленности для оптимизации тренировочного процесса в художественной гимнастике // Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей. Вып. 1 / под общ. ред. Л.А. Карпенко. СПб: Федерация художественной гимнастики СПб. 2008. С. 29-32.
4. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
FEATURES OF INTEGRATION OF TECHNICAL (SUBJECT) AND PHYSICAL TRAINING
OF GYMNASTS - "ARTISTS"
V. V. Borisova, A. V. Titova
In article features of integration - combination of two types of technical training -subject and physical gymnasts - "artists" of 9-10 years are considered. The experimental
technique which assumes development of such sets of exercises of the special physical preparation (SPP) which would may contain the majority of exercises of the interfaced character locates and would be used for a long time.
Key words: rhythmic gymnastics, integration processes, subject preparation, physical preparation, an experimental technique, the interfaced influence.
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
УДК 796.56
БЛОКОВАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
А.А. Худик
Рассмотрена актуальная проблема определения направлений работы региональных федераций спортивного ориентирования. Проведено структурирование функций региональных федераций по виду спорта на основе отраслевых нормативно-правовых актов, уставных документов общероссийской федерации, а также правил соревнований по спортивному ориентированию.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, региональная федерация, отраслевое законодательство, функциональные блоки.
Важная роль в российской системе организационно-управленческого обеспечения физкультурно-спортивной отрасли сегодня отводится общероссийским федерациям по видам спорта, а как следствие, и их региональным отделениям в субъектах РФ. Так, одна из задач, отраженных в утвержденной Правительством РФ Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [3], усилить роль общероссийских спортивных федераций.
Более того, в последнее время Россия проводит на своей территории множество крупнейших мировых спортивных форумов как комплексных, так и отдельно по видам спорта. Так, например, в 2019 г. Красноярск будет принимать Всемирную зимнюю Универсиаду. Среди видов спорта, включенных в ее программу, будут и лыжные дисциплины спортивного ориентирования, молодого, динамично развивающегося вида спорта. Стоить отметить, что при проведении спортивного мероприятия, роль региональной федерации по виду спорта очень велика. Несмотря на общее курирование процесса общероссийской федерацией, основная нагрузка возлагается на ее региональное отделение.