Научная статья на тему 'Экспериментальная программа совмещения физической и технической подготовки в художественной гимнастике'

Экспериментальная программа совмещения физической и технической подготовки в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / МЕТОДИКА ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОПРЯЖЁННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / RHYTHMIC GYMNASTICS / A TECHNIQUE OF INTEGRATION PREPARATION / SUBJECT PREPARATION / PHYSICAL TRAINING / THE INTERFACED INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Титова Анна Владимировна, Шестакова Татьяна Алексеевна

Предложена методика интеграционной подготовки гимнасток на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике. Обосновано применение экспериментальных комплексов упражнений специальной физической подготовки, содержащие наибольшее количество упражнений сопряжённого характера, которые используются на протяжении длительного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Титова Анна Владимировна, Шестакова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIMENTAL PROGRAM OF COMBINA TION OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The methodology of integration training in the teaching and training process in rhythmic gymnastics in training groups is suggested. The application of experimental complexes of exercises of special physical preparation, containing the greatest number of exercises of conjugate character, which are used for a long time, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная программа совмещения физической и технической подготовки в художественной гимнастике»

СПОРТ

УДК 796.412

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОВМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова

Предложена методика интеграционной подготовки гимнасток на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике. Обосновано применение экспериментальных комплексов упражнений специальной физической подготовки, содержащие наибольшее количество упражнений сопряжённого характера, которые используются на протяжении длительного времени.

Ключевые слова: художественная гимнастика, методика интеграционной подготовки, предметная подготовка, физическая подготовка, сопряжённое воздействие.

Учитывая тенденцию к усложнению соревновательных программ в гимнастике художественной как путём виртуозного владения предметом, так и путём большего проявления физических способностей, встал вопрос о разработке методики совмещения разделов технической и физической подготовки.

Совмещение разделов технической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе по художественной гимнастике предполагает разработку таких комплексов специальной физической подготовки (СФП), которые могли бы содержать в себе большинство упражнений сопряжённого характера и использовались бы в течение длительного времени [1, 3, 4]. Реализация данного аспекта возможна при совмещении раздела СФП и предметной подготовки с использованием базовых элементов с мячом, булавами и обручем [3].

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в разрешении объективного противоречия между необходимостью

оптимизации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике при стандартных временных затратах, с одной стороны, и недостаточным научно-методическим обоснованием использования в тренировочном процессе методики совмещения разделов технической и физической подготовки, с другой.

Цель исследования - разработка методики совмещения разделов технической и физической подготовки на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике.

Программа тестирования гимнасток-«художниц» 9-10 лет на этапе начальной спортивной специализации включала оценку специальной физической и технической (предметной) подготовок, что соответствовало цели эксперимента.

На основе контрольных нормативов, предложенных А.В. Плещкань

(2010) [3], были разработаны тесты для оценки специальной физической и технической (предметной) подготовленности гимнасток 9-10 лет (табл. 1 и 2), которые нашли отражение в дополнительной образовательной программе «Художественная гимнастика», составленной А.В. Титовой

(2011) [2] и применяются в качестве контрольных (переводных) нормативов в учебно-тренировочных группах второго года обучения в МБУ СШ «Триумф».

На базе СШ «Триумф» г. Тулы был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие 12 девочек 9-10 лет. В качестве контрольной группы обследовалось 12 девочек 9-10 лет. Объем двигательной активности в экспериментальной и контрольной группах был одинаковый. Занятия проводились 5 раз в неделю по 2 часа 15 мин. Все тренеры являлись мастерами спорта по художественной гимнастике. Однако, тренировочный процесс гимнасток, занимавшихся по экспериментальной программе, имел свои особенности, обусловленные целью и задачами исследования.

В соответствии с целью оптимизация нами педагогического процесса при базовых - стандартных временных технических затратах нами была разработана специальная методика интеграционной подготовки гимнасток-«художниц» 9-10 лет, которая была включена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы гимнасток. В контрольной группе тренировочные занятия также проводились, но по стандартной программе, где присутствовало классическое - традиционное чередование технической и специально-физической, эти виды подготовки применялись раздельно.

Таблица 1

Тесты для определения специальной физической подготовленности

гимнасток 9-10лет

Физические качества "———^^^^ Оценка в баллах Тесты " ——^^^^ 5 4 3 2 1

Гибкость Гимнастический мост на одной ноге, другая вперед-вверх, измеряется расстояние между ладонями и пятками, см 10 15 20 25 30

Равновесие Равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед, стопа у коленного сустава опорной ноги, руки вперёд, глаза закрыты, с 20 15 11 8 5

Сила Поднимание ног на гимнастической стенке, кол-во раз 22 19 16 14 12

Скоростно-силовые качества Прыжки толчком двумя через гимнастическую скамейку за 10 с, кол-во раз 16 14 12 10 8

Таблица 2

Тесты для определения технической (предметной) подготовленности

гимнасток 9-10лет

Предмет ---Оценка в баллах Тесты ---^^ 5 4 3 2 1

Скакалка Прыжки с вращением скакалки вперёд (просто-скрестно - с 2м вращением) серия за 30 с, кол-во раз 15 13 11 9 7

Обруч Бросок обруча в боковой плоскости и ловля без помощи кистей рук, кол-во раз 5 4 3 2 1

Мяч Перекат мяча по рукам и груди с левой и правой руки, кол-во раз 5 4 3 2 1

Булавы 2-хтактная «мельница» (оценивается качество исполнения) 5 4 3 2 1

Лента Горизонтальная «Змейка» по воздуху, стоя на полупальцах (туда-обратно) (оценивается качество исполнения) 5 4 3 2 1

Раздел специальной физической подготовки в экспериментальной группе был представлен различными комплексами упражнений для углубленного совершенствования самых значимых в художественной гимнастике двигательных способностей (гибкость, координация, скоростно-силовые) с параллельным совершенствованием и оттачиванием элементов технически работы с предметами. Комплексы специально -физической подготовки включались нами в учебно -тренировочное занятие во все части (подготовительную, основную, заключительную),

продолжались 40 мин и использовались в процессе всего цикла годичной подготовки.

В процессе учебно-тренировочных занятий мы меняли предмет каждую неделю. Было составлено пять комплексов упражнений СФП с разными предметами. Затем шло повторение комплексов в той же последовательности. Кроме того, в каждом занятии мы сочетали упражнения с предметами с упражнениями на развитие определённых специальных физических качеств гимнасток. Вся экспериментальная программа была распределена на 4 мезоцикла, перед каждым из которых были поставлены общие задачи работы. Во втягивающем, базовом и контрольном мезоциклах выполнялись упражнения СФП, направленные на развитие гибкости и функции равновесия, а также комплексы, направленные на развитие прыгучести, силы мышц ног и прыжковой выносливости. При этом они сочетались с работой предметов, перечисленных выше. В шлифовочном мезоцикле применялся комплекс акробатических упражнений, так же в сочетании с работой предметами. В шлифовочном мезоцикле специально-подготовительного этапа, характеризующимся устранением недостатков, совершенствованием техники соревновательных элементов, исправлением ошибок гимнасткам экспериментальной группы был предложен комплекс развивающих акробатических упражнений, который сочетался с бросковой работой предметов. Необходимо отметить, что в шлифовочный мезоцикл вошли комплексы акробатических упражнений в сочетании только с тремя предметами - скакалка, обруч, лента. Это было сделано специально, так как упражнения с данными предметами ранее гимнастками не осваивались вследствие технической сложности данных видов программы.

Упражнения акробатического комплекса носили сопряжённый характер, включали технически сложные соревновательные элементы, повторяющиеся по несколько раз в серии, количество которых в одном упражнении достигало восьми, и представляли собой сложные комбинации, соединённые между собой акробатическими элементами. Все эти упражнения сочетались с бросковыми элементами различной сложности, кроме того использовались различные варианты ловли предметов, что тоже выполнялось в сочетании с акробатическими упражнениями. Эти комбинации были впоследствии использованы гимнастками экспериментальной группы как часть соревновательной композиции. При выполнении этих упражнений требовалось совокупное проявление таких физических качеств как гибкость, сила, специальная выносливость, координация.

Отличительной особенностью разработанных комплексов в сравнении с ранее использованными методиками, является тесная взаимосвязь специальной физической и технической (предметной)

подготовок, широкое использование упражнений сопряжённого воздействия, которые являются типичными соревновательными элементами для гимнасток этапа начальной спортивной специализации, а также использование в шлифовочном мезоцикле комплекса акробатических элементов в сочетании с бросками и ловлями предметов, которые содержат в своей структуре такие двигательные действия, которые легко переносятся на соревновательные элементы и комплексно развивают физические качества. В результате совмещения раздела СФП и предметной подготовки с использованием базовых элементов со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой помимо основной задачи (повышения двигательных возможностей гимнасток путём расширения базы физических способностей) решались вопросы совершенствования техники двигательных действий, скоординированных с работой предметами.

Положительным моментом такой методики является введение упражнений со сложной координацией движений, то есть нестандартное сочетание двигательных действий отдельными частями тела и добавление работы предметами в упражнения СФП, а также совмещение асимметричной работы рук, ног с упражнениями на силу мышц спины и пресса. Движения предметами, вводимые в комплекс СФП были базовыми, специфическими, то есть типичными для каждого предмета со своей ценностью в соревновательных композициях.

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной по окончании эксперимента были зафиксированы достоверные изменения в тесте «гимнастический мост на одной ноге, другая вперед-вверх», характеризующем такое физическое качество как гибкость и в тесте «равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед», характеризующем статическую координацию (P<0,05). В показателях технической подготовленности достоверный прирост наблюдался в тестах «бросок обруча в боковой плоскости и ловля без помощи кистей рук», «2-тактная «мельница»», «горизонтальная «Змейка» по воздуху, стоя на полупальцах (туда-обратно)» (P<0,05). По остальным показателям специальной физической и технической подготовленности гимнастки экспериментальной группы также показали своё преимущество, хотя и недостоверное, по сравнению с гимнастками контрольной группы.

Таким образом, можно утверждать, что совмещение разделов технической и физической подготовки в учебно-тренировочном процессе позволяет сэкономить время и создать предпосылки для значительного улучшения как физической, так и технической подготовленности гимнасток на этапе начальной спортивной специализации, что, в конечном счёте, проявится в показателях их исполнительского мастерства.

Список литературы

1. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в худо -жественной гимнастике: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2013. 55 с.

2. Дополнительная образовательная программа: художественная гимнастика /сост. А.В. Титова. Тула, 2011. 31с.

3. Плешкань A.B. Актуальные проблемы современной системы подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие. Краснодар, 2010. 87 с.

4. Степанова И.А., Цепелевич И.В. Чередование комплексов специальной физической подготовки различной направленности для оптимизации тренировочного процесса в художественной гимнастике// Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей. Вып. 1. / под общ. ред. Л.А. Карпенко. СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2008. С. 29-32.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

THE EXPERIMENTAL PROGRAM OF COMBINA TION OF PHYSICAL AND TECHNICAL

TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS

V. V. Borisova, A. V. Titova, T.A. Shastakova

The methodology of integration training in the teaching and training process in rhythmic gymnastics in training groups is suggested. The application of experimental complexes of exercises of special physical preparation, containing the greatest number of exercises of conjugate character, which are used for a long time, is substantiated.

Key words: rhythmic gymnastics, a technique of integration preparation, subject preparation, physical training, the interfaced influence.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 aramhler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5 arambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.