Научная статья на тему 'Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет'

Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ / ОТДЕЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ СПОРТИВНО-МАССОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Людмила Алексеевна, Нигматулина Юлия Рамильевна

В статье приводится методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления. Представлены следующие сведения: разделение тренировочного процесса на подуровни; график и периодизация учебного процесса; исследования специфики соревнований по художественной гимнастики спортивно-массового направления; цель, задачи и конкретные, эффективные средства художественной гимнастики спортивно-массового направления для каждой группы занимающихся в соответствии с их направленностью занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Людмила Алексеевна, Нигматулина Юлия Рамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of rhythmic gymnastics occupations of spor

The technique of occupations by rhythmic gymnastics of the sports and mass direction is given in the article. The following data are submitted: the division of training process into subtotals; the schedule and periodization of educational process; the researches of specifics of competitions in rhythmic gymnastics of the sports and mass direction; the purpose, tasks and concrete, effective remedies of rhythmic gymnastics of the sports and mass direction for each group of the trainees, engaged according to their orientation.

Текст научной работы на тему «Методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления с девочками 6-9 лет»

4. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V. and Ivanova, L.A. (2015), Modern approach to the technique offormation of skills of reception of the submission to the qualified players: monograph, publishing house of Samara State Economic University, Samara.

5. Panyashin, A.A., Shikhovtsov, Yu.V. and Nikolaeva, I.V. (2015), "Temporary deficit is a characteristic feature of protective actions in modern volleyball", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1, pp. 88-91.

6. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Nikolaev, P.P. and Mokeeva, L.A. (2014), "Reserves of rising of the volleyball players defense actions efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 166-171.

7. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Kudinova, Yu.V., and Shikhovtsova, L.G. (2016), "Technical device for the study of protective actions in volleyball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 281-287.

8. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V. and Nikolaev, P.P. (2004), "The time-keeping action of giving and accepting the flow of players and algorithm of actions of the player in receiving feed in volleyball", Messenger of Samara state economic university, No. 2, pp. 408-411.

9. Shikhovtsov Y.V., Nikolaeva I.V. and Demidkina I. A. (2007), "The modern technique of recording time parameters in volleyball", Vestnik of Samara state economic University, No. 1, pp. 192-198.

Контактная информация: niv2017@bk.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2018

УДК 796.412.2

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ С ДЕВОЧКАМИ 6-9 ЛЕТ

Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Юлия Рамильевна Нигматулина, преподаватель, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье приводится методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления. Представлены следующие сведения: разделение тренировочного процесса на подуровни; график и периодизация учебного процесса; исследования специфики соревнований по художественной гимнастики спортивно-массового направления; цель, задачи и конкретные, эффективные средства художественной гимнастики спортивно-массового направления для каждой группы занимающихся в соответствии с их направленностью занятий.

Ключевые слова: массовый спорт, дополнительное образование, спортивные клубы, отделения художественной гимнастики спортивно-массового направления.

TECHNIQUE OF RHYTHMIC GYMNASTICS OCCUPATIONS OF SPORTS AND MASS DIRECTION WITH GIRLS AGED 6-9 YEARS

Lyudmila Alekseevna Karpenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Yuliya Ramilevna Nigmatulina, the teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

The technique of occupations by rhythmic gymnastics of the sports and mass direction is given in the article. The following data are submitted: the division of training process into subtotals; the schedule and periodization of educational process; the researches of specifics of competitions in rhythmic gymnastics of the sports and mass direction; the purpose, tasks and concrete, effective remedies of rhythmic gymnastics of the sports and mass direction for each group of the trainees, engaged according to their orientation.

Keywords: mass sport, additional education, sports clubs, offices of rhythmic gymnastics of the sports and mass direction.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика спортивно-олимпийского направления доступна только для одаренных перспективных гимнасток. Особенностью художественной гимнастики спортивно-массового направления является то, что заниматься ею имеет возможность любая девочка. При этом важной задачей художественной гимнастики спортивно-массового направления является конструктивное разделение тренировочного процесса на два подуровня: развития и спортивный.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основании анализа научных исследований, специальной литературы, изучения программно-нормативных документов, практического опыта работы, а также с помощью логического моделирования была разработана методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления.

Первый и второй год обучения девочкам целесообразно заниматься в группах массового обучения (начальная подготовка). Количество групп зависит от количества детей в наборе - 1, 2 или более сформированных групп.

В конце второго года обучения у гимнасток целесообразно провести экспертную оценку контрольно-переводных нормативов и в соответствии с результатами распределять их в спортивную группу или в группу развития.

При сдаче нормативов на уровень, соответствующий спортивной направленности, родителям предлагается выбор одной из двух групп. Если результат соответствует только группе развития, то гимнастка определяется в эту группу, но не теряет возможности при повышение своих личных результатов по нормативам быть переведенной в спортивную группу с учетом родительского мнения. Также в группу развития могут быть зачислены девочки, не имеющие предварительной подготовки, занимавшиеся ранее различными видами гимнастики, хореографией, танцами и при сдаче нормативов набрали необходимый балл.

График учебного процесса как правило, целесообразно делить на два полугодия (осенний и весенний) и каникулы (зимние и летние). Это предопределяет периодизацию учебного процесса: два повторяющихся блока, соответствующих полугодиям, внутри которых выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Исследования специфики соревнований по художественной гимнастике спортивно-массового направления показали, что большинство соревнований подразделяют программу на классы: 2-3 и более, где гимнастки сильных классов выполняют программу в соответствии с классификацией всероссийской федерации, гимнастки других классов выполняют сокращенную программу. В связи с этим продолжительность мезоциклов в тренировочном процессе связаны с календарем спортивных соревнований и учитывают класс, в котором выступает гимнастка. В группе развития занимающиеся выступают от 2 до 5 раз в год, выполняя упражнение без предмета на 3-ем году обучения, упражнение без предмета и со скакалкой на 4-ом году обучения. В спортивной группе количество соревнований составляет 12-18 в год, а программа включает 2-4 соревновательные композиции.

В ходе исследований экспериментальная методика оценивалась с точки зрения необходимости решать задачи, важные для дополнительного образования детей: мотива-ционные, оздоровительные, развивающие. В первую очередь необходимо было отобрать и упорядочить последовательность упражнений в связи с продолжительностью занятия художественной гимнастикой спортивно-массового направления. Подробнее составляющие таких занятий представлены в таблице 1.

На занятиях использовались комплексы: на развитие физических качеств, специфических движений рук и тела, акробатических элементов, предметной подготовки и танцевальный комплекс из различных хореографических направлений. Комплексы предметной подготовки со скакалкой и обручем (спортивная группа, группа развития); а также с

мячом, булавами, лентой (спортивная группа; лента без музыкального сопровождения). В комплексах целесообразно совершенствование базовых элементов, «проигрывание» многих вариантов соединений, развитие умений и навыков предметной подготовки, создавать необходимый запас технической подготовленности и условия, обеспечивающие надежность исполнения соревновательных композиций.

Таблица 1 - Сущность экспериментальной методики занятий художественной гимнастики спортивно-массового направления для девочек 6-9 лет (после 2х лет единообразной начальной подготовки)_

Группа развития

Спортивная группа

Цель

Всестороннее гармоничное физическое, эстетическое, морально-нравственное развитие и спортизация занимающихся

Участие в показательных выступлениях и внутриклуб-ных соревнованиях.

- Участие в показательных выступлениях, внутриклуб-ных, городских, всероссийских и международных соревнованиях

- Выполнение разрядных нормативов_

Задачи

1. Всестороннее гармоничное развитие внешних форм и функций организма занимающихся.

2. Соразмерное развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.

3. Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.

4. Воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств.

5. Развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма.

Средства подготовительной части учебно-тренировочного занятия

45-65 мин.

70-80 мин.

- различные виды бега: с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, с поднимание ног вперед на 45°, с поднимание ног назад на 45°, галоп боком;

- различные виды ходьбы: с носка, на носках, на пятках, перекатный, в приседе, с наклоном вперед;

- специфические формы ходьбы: мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий;

- танцевальные шаги, соединения и комбинации_

Упражнения на середине и в партере преимущественно для развития подвижности в суставах на развитие координации, силы, выносливости, гибкости, быстроты_

Упражнения пластики: простейшие волны, пружинные движения, расслабления

|- упражнения пластики на месте и с продвижением

Хореография: экзерсис у станка лицом к опоре

- классическая хореография в партере

- экзерсис у опоры (лицом и боком к палке), на середине, элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев)_

Упражнения на развитие подвижности в тазобедренных суставах мейки, со стула_

растягивание в шпагатах: с пола, со ска-

- с 2-х стульев на провисание

Акробатические упражнения: перекаты, стойки на лопатках, на груди, мосты, простейшие колеса и перевороты

- колеса: на двух руках, на одной, с опусканием через подъемы на колени, на локтях, на локтях спиной, на груди;

- перевороты: вперед и назад: на две ноги, на одну ногу в шпагат, со сменой ног, на две ноги силой не разъединяя ног, через поперечный, с опусканием через подъемы на колени - на две или на одну ногу, на одной руке;

- «бочка»: на двух руках, вставанием через задний или передний шпагат

Средства основной части учебно-тренировочного занятия

45-55 мин.

80-90 мин.

Равновесия: с опорой на полной стопе, на полупальце, с закрытыми глазами пассе, вперед на 90°, боковое с рукой на 180°, аттитюд, назад на 90°_

- турлян на полной стопе

- вперед с рукой на 180°, назад с рукой на 180° прямая и кольцо, низкое, боковое с наклоном, назад с одноименной рукой и наклоном вперед_

_Повороты: пассе, вперед на 90°, аттитюд, назад на 90°_

- - вперед с рукой на 180°, боковой с рукой на 180°, назад _с рукой на 180° прямая и кольцо, низкое_

Прыжки:

вверх выпрямившись, согнув ноги, ноги врозь, подскоки, на одной другая согнута, на 360°, галоп, открытый, ножницы, шагом, касаясь, касаясь кольцо,

прыжки с вращениями - жете касаясь, прыжковые соединения - два касаясь_

- - шагом - кольцо, прогнувшись, касаясь прогнувшись, сквозной прогнувшись;

- прыжки с вращениями: жете касаясь, жете касаясь кольцо, жете ан турнан, перекидной;

- различные прыжковые соединения;

- соединения прыжков с полуакробатическими и акро-

_батическими движениями_

_Упражнения с предметом: предметная подготовка со скакалкой, с обручем_

- |- с мячом, с булавами, с лентой _Соревновательные композиции - без предмета, со скакалкой._

- - с обручем, с мячом или с булавами;

_- групповые упражнения_

_Средства заключительной части учебно-тренировочного занятия_

5-10 мин. | 5-15 мин.

Музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация, танцевальные

этюды и т.п.._

_Методы_

Вербальные (объяснение, рассказ, слуховые ориентиры и сигналы, эстетически обогащенное слово и т.д.). Наглядные (образцовый показ, зрительные ориентиры, иллюстрации, пособия, имитация и т.д.).

Практические (метод целостного и расчлененного упражнения, соревновательно-игровой)._

_Способы организации_

_Фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный_

_Типы занятий_

_Учебное, тренировочное, контрольное, модельное_

_«Изюминка» - отличительные особенности экспериментальной методики_

В каждой группе 1 раз в неделю проводился комплекс упражнений под музыкальное сопровождение, который заменял средства общепринятой разминки под музыкальное сопровождение. Внутри каждого из комплекса упражнений подготовительной, основной и заключительной части урока решались задачи комплексного воздействия на всестороннее, гармоничное развитие занимающихся, а также решались задачи музыкально-двигательного характера. Суть такого подхода заключается в чередовании общепринятых упражнений художественной гимнастики без музыкального сопровождения и комплексов упражнений, которые включают в себя различные соединения базовых элементов с увеличением трудности, под музыкальное сопровождения._

В конце каждого учебного года, целесообразно проводить прием контрольно-переводных нормативов и при несоответствии результатов гимнастки ее группе - переводить в группу, соответствующую ее уровню. Таким образом предложенная методика занятий художественной гимнастикой спортивно-массового направления для девочек 6-9 лет позволяет гимнасткам оставаться в спорте и после сдачи контрольно-переводных нормативов, продолжать занятия в группе соответствующей ее подготовленности.

После контрольно-переводных нормативов целесообразно обращать внимание воспитанниц на результаты, сравнивая свои результаты с другими, что оказывает дополнительный стимул для повышения работоспособности на занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом двухлетней работы по предлагаемой методике стало:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 - полное сохранение контингента занимающихся в обеих группах (спортивная, развития) - все гимнастки экспериментальных групп после сдачи контрольно-переводных нормативов остались в спорте, каждую определили в группу, соответствующую ее подготовленности;

2 - повышение субъективных оценок удовлетворенности занятиями детей и их родителей, как в спортивной группе, так и в группе развития - средний уровень оценок по

критериям субъективно значимым для юных гимнасток повысился после эксперимента в обеих группах с 3,1 и 4,2 балла до 4,5 балла (из 5 бал.) - сравнялись значения удовлетворенности занятиями между группами; существенным является то, что сумма показателей критериев приоритетных для родителей и гимнасток в обеих группах после эксперимента, когда гимнастки занимались в соответствии со своими способностями в группе развития или спортивной группе, составила высокий уровень - 8,5 и 8,9 баллов (из 10 бал.);

3 - повышение средних значений уровня физической подготовленности (11 показателей), изменились за 2 года эксперимента в группе развития на 68%, в спортивной группе на 90%;

4 - экспертная оценка качества исполнения элементов трудности (техническая подготовленность), входящих в соревновательную композицию, показала прирост средних значений на 50-70%, что существенно отразилось на оценках за соревновательную композицию без предмета; степень влияния экспериментальной методики на выполнение соревновательной композиции составила в среднем 18% в группе развития и 23% в спортивной.

Контактная информация: kxg_olimp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Игорь Викторович Лазарев, кандидат педагогических наук, доцент; Елена Юрьевна Печникова, старший преподаватель, Российский университет правосудия, г. Москва

Аннотация

В статье представлен опыт решения вариативных педагогических задач на практических занятиях по спортивной дисциплине «Теория и методика плавания» с целью приближения учебной деятельности бакалавров к предстоящей профессионально-педагогической деятельности по плаванию.

Ключевые слова: бакалавры, педагогические задачи, обучение плаванию.

PEDAGOGICAL TASKS IN FORMATION OF PHYSICAL CULTURE BACHELORS

PROFESSIONAL COMPETENCES

Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate ofpedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Land Management, Moscow; Igor Viktorovich Lazarev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Elena Yurievna Pechnikova, the senior teacher, Russian University of Justice, Moscow

Annotation

Experience of the solution of variable pedagogical tasks is presented in article at the practical trainings of sports discipline "The theory and swimming technique" for the purpose of approach of bachelors' educational activity to the forthcoming professional and pedagogical activities in swimming.

Keywords: bachelors, pedagogical tasks, training in swimming.

В современном образовательном процессе подготовки бакалавров педагогического образования широко внедряются вариативные инновационные технологии [4, 7, 9],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.