4. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика как экспликация необратимости биодвижения /Л.Н. Сляднева, В.Н. Курысь, А.А. Сляднев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 98-101.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (2004), Biomechanics and physiology of movements, in Zinchenko, V.P. (Ed.), Selected psychological works, Publishing house of Moscow psychological-social Institute, Moscow.
2. Slyadneva, L.N. (2005), "Corporal plasticity as biomechanical reality", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 20-23.
3. Slyadneva, L.N. & Slyadnev, A.A. (2010), "Signs of productivity biomechanical paradigm in the theory of physical education and sports training", Bulletin of Adighe state University, No. 1, pp. 257-268.
4. Slyadneva, L.N., Kyrus, V.N. & Slyadnev, A.A. (2012), "Plasticity as explication of irreversibility of biomovement", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 98-101.
Контактная информация: s771245@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.
УДК 796.41
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ И СОПРЯЖЁННАЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ
Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Людмила Геннадьевна Манько, соискатель, тренер-преподаватель, Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СПбГБОУ ДОД СДЮШОР) Пушкинского района, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проводится анализ методики подготовки гимнасток 10-12 лет, включающей комплексы упражнений по целенаправленному развитию гибкости в уроках хореографии и при помощи упражнений сопряжённого физико-технического воздействия на гимнастических снарядах и дополнительном оборудовании. Показано, что разработанная методика позволила увеличить подвижность в конкретных суставах и повысить уровень технической подготовленности гимнасток на этапе углублённой специализации.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, хореографическая подготовка, сопряжённая физико-техническая подготовка, гимнастки 10-12 лет.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p167-170
CHOREOGRAPHY AND COMPREHENSIVE PHYSICAL AND TECHNICAL PREPARATION OF THE FEMALE GYMNASTS AGED 10-12 YEARS
Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State University of Service and Economy,
Lyudmila Gennadievna Manko, the competitor, trainer-teacher,
Specialized Child Youthful School of the Olympic Reserve of the Pushkin area, St. Petersburg
Annotation
The article analyses the methods of preparation of the female gymnasts aged 10-12 years including of sets of exercises focused on the flexibility development in choreography training and by means of the exercises of comprehensive physical and technical impact on the gymnastics apparatus and supplementary equipment. It has been shown that the developed methodology allowed increasing the flexibility in sepa-
rate joints and raising the level of technical readiness at the stage of in-depth specialization.
Keywords: artistic gymnastics, choreography training, comprehensive physical and technical preparation, female gymnasts aged 10-12 years.
ВВЕДЕНИЕ
Непрекращающаяся жёсткая конкуренция на мировой гимнастической арене потребовала разработки современных технологий подготовки российских гимнастов высшего уровня. В их основе были положены скорость освоения, качество и высокая надёжность выполнения («высококачественная сверхсложность») перспективных и научнообоснованных целевых программ будущих победителей чемпионатов мира и Олимпийских игр. Вместе с тем, в настоящее время уровень тренировочных и соревновательных нагрузок как у элитных гимнастов, так и у ближайшего резерва национальной сборной команды достиг, практически, своего предела и дальнейшее их увеличение уже не повысит эффективности подготовки, а может привести только к серьёзной, критической перегрузке их опорно-двигательного аппарата и неминуемому росту травматизма. Поэтому технологической основой подготовки высококвалифицированных гимнастов в России стала концепция интегральной подготовки. Она сочетает в себе все виды подготовки (техническую, физическую, функциональную, тактическую, теоретическую) и эффективно работает как единая система [1].
При этом наибольшего эффекта удаётся достичь путём объединения, или сопряжения, различных видов подготовки в учебно-тренировочном процессе. Такое сопряжение, в особенности, технической и физической подготовки, в общей концепции интегральной подготовки постоянно осуществляется на уровне национальной сборной команды. Сам термин «сопряжённая физико-техническая подготовка» был обоснован Заслуженным тренером СССР и России Л.Я. Аркаевым при разработке им теории и технологии подготовки гимнастов и гимнасток высшей квалификации. Для того чтобы данная технология успешно работала необходимо, чтобы её основные положения были положены и в концепцию подготовки перспективных юных гимнасток на этапе базовой и профилирующей подготовки. В женской спортивной гимнастике этому этапу соответствует возраст 10-12 лет, когда спортсменки осваивают и выступают по программе первого взрослого разряда. В нашем исследовании основное внимание было направлено на сопряжённую физико-техническую подготовку гимнасток данного возраста с целенаправленным развитием гибкости и подвижности в суставах.
МЕТОДИКА
Для реализации выявленных проблем была сформулирована рабочая гипотеза: предполагалось, что методика целенаправленного развития гибкости, основанная на использовании хореографической и сопряжённой физико-технической подготовки, позволит совершенствовать процесс обучения гимнасток 10-12 лет программе первого взрослого разряда и повысить уровень их исполнительского мастерства. Цель исследования -теоретически разработать и экспериментально обосновать методику базовой сопряжённой физико-технической подготовки, направленной на целенаправленное развитие гибкости для перспективных гимнасток первого взрослого разряда на этапе углублённой специализации.
Выбор гимнасток 10-12 летнего возраста связан с тем, что для них это этап базовой специализированной подготовки. Спортсменки, благодаря своим анатомофизиологическим и психологическим особенностям, достаточно высокому уровню развития физических способностей и уже имеющейся начальной технической подготовке, способны разучивать и выполнять очень сложные и перспективные элементы и соединения и переносить достаточно большие тренировочные нагрузки. Вместе с тем, именно на данном этапе закладывается фундамент базовой и профилирующей технической подготовки гимнасток и определяется перспективность достижения ими высшего спортивного
мастерства [2, 3]. Поэтому, насущной является проблема оптимизации и модернизации системы подготовки гимнасток первого взрослого разряда, в том числе путём использования методик, которые раньше применялись только в учебно-тренировочном процессе спортсменок элитного уровня. Наиболее перспективной, по нашему мнению, является сопряжённая физико-техническая подготовка. При этом мы сосредоточили своё внимание на целенаправленном развитии гибкости и подвижности в определённых суставах при непосредственном выполнении гимнастками как отдельных элементов, так и соединений на всех видах многоборья.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагогический эксперимент проводился на учебно-тренировочных занятиях в СДЮШОР Пушкинского района Санкт-Петербурга. По результатам педагогического наблюдения, предварительного тестирования и экспертной оценки было отобрано 14 гимнасток с соответствующим цели и задачам исследования уровнем подготовленности. Из них было сформировано две однородные группы - контрольная и экспериментальная - по семь гимнасток в каждой. Общая продолжительность педагогического эксперимента составляла восемь месяцев (ноябрь 2012 г. - июнь 2013 г.).
Эксперимент проходил в два этапа. Первый этап включал в себя целенаправленное развитие подвижности в определённых суставах и гибкости в позвоночном столбе, посредством использования специально разработанных комплексов упражнений, в процессе хореографических занятий гимнасток экспериментальной группы. В первой части данного этапа комплексы состояли из упражнений для конкретных суставов, а во второй части - это были комбинированные задания и последовательно выполняемые соединения из различных двигательных действий, направленные на несколько суставов.
Второй этап педагогического эксперимента заключался в целенаправленном развитии гибкости и подвижности в суставах при непосредственном выполнении:
- соревновательных элементов на всех гимнастических снарядах;
- подводящих и подготовительных упражнений на вспомогательных снарядах и оборудовании (батуте, низком бревне, напольной жерди, гимнастических стоялках и других)
- упражнений специальной физической подготовки, содержащих в своей структуре (целостно или фрагментарно) соревновательные двигательные действия.
На этом этапе также продолжалось использование заданий по целенаправленному развитию гибкости и подвижности в суставах, применявшихся на первом этапе эксперимента. В течение всего педагогического эксперимента гимнастки обеих групп тренировались по плану шесть раз в неделю примерно по 3,5^4 часа. Тренировки экспериментальной группы осуществлялись исследователем, работавшим непосредственно в качестве тренера СДЮШОР Пушкинского района Санкт-Петербурга. Кроме того, в связи с существующими учебными планами, с гимнастками данной группы работали: ещё один тренер-преподаватель и тренер-хореограф. Гимнастки контрольной группы тренировались под руководством другой тренерской бригады по стандартному учебному плану для данной группы в СДЮШОР.
По окончании первого и второго этапа педагогического эксперимента проводилось тестирование и экспертная оценка уровня физической и технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп. В завершение эксперимента также осуществлялось сравнение оценок, полученных гимнастками на соревнованиях по программе первого взрослого разряда. Математическая обработка результатов тестирования и экспертных оценок с помощью параметрического Т-критерия Стьюдента и непараметрического Т-критерия Уайта показала статистически достоверные различия в результатах контрольной и экспериментальной групп практически по всем показателям специальной физической и технической подготовки.
ВЫВОДЫ
Гимнастки 10-12 лет, тренирующиеся и выступающие на соревнованиях по программе первого взрослого разряда должны целенаправленно развивать активную и пассивную гибкость и подвижность в суставах и демонстрировать их проявление непосредственно при выполнении соревновательных двигательных действий.
Развитие данной физической способности в структуре учебно-тренировочного процесса должно осуществляться, во-первых, в рамках занятий по хореографической подготовке при включении в них комплексов упражнений по развитию гибкости позвоночного столба и подвижности в определённых суставах, во-вторых, путём использования адаптированной технологии сопряжённой физико-технической подготовки непосредственно на каждом виде женского гимнастического многоборья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 234 с.
3. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: учебник / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. - Киев : «Олимпийская литература», 1999. - 462 с.
REFERENCES
1. Arkayev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to prepare champions. Theory and technology of preparation of gymnasts of the elite level, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, Russian Federation.
2. Menkhin, U.V. (1989), Physical preparation in gymnastics, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, Russian Federation.
3. Smolevskij, V.M. and Gaverdovskij ,Yu. K. (1999), Artistic gymnastics, textbook, publishing house “Olympic literature”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: mlg-86-lyudmila@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.
УДК: 796.08
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Дмитрий Игоревич Сурнин, старший преподаватель,
Вера Ильинична Наумова, ассистент,
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что для современного спорта характерны высокие требования к качеству построения тренировочного процесса и эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности. Известно, что с ростом квалификации спортсменов повышается значимость основного соревновательного упражнения, как специального и интенсивного средства тренировки. Наибольшее внимание в специальной подготовке обращается на движения, структурно сходные по координации с основным соревновательным упражнением. Целью исследования является повышение эффективности специальной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде на основе оптимального применения лыжероллеров в передвижении классическими и коньковыми ходами. В исследовании приняло участие 70 спортсменов, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы соответ-