Научная статья на тему 'Сравнительный анализ содержания понятия инновация и его практическое применение'

Сравнительный анализ содержания понятия инновация и его практическое применение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1249
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакеркин Ю. Ю.

В статье проведен анализ понятия инновационного процесса и выделены его специфические признаки. Уточнено определение инновации применительно к современным условиям развития социально-экономических систем и к железнодорожному транспорту. Выделены четыре ступени, которые позволяют проанализировать характер инноваций и классифицировать их по уровню эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ содержания понятия инновация и его практическое применение»

и конкуренция между кредиторами, в результате чего возникают и развиваются, новые формы финансирования, например, в развитых странах непрерывно растет арендная (лизинговая) индустрия. Также очевидна конкуренция среди кредиторов внутри самой арендной индустрии, которая приводит к тому, что арендодатели начинают искать новые конкурентные преимущества. Это выражается в дифференцировании продуктов через стоимость дополнительных услуг, консолидации компаний с целью достижения синергетического эффекта, поиски новых рыночных ниш и создании новых продуктов.

В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы.

Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.

В целом, лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями. Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обуславливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы - когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму финансирования.

Важнейшим преимуществом банковских лизинговых компаний является способность привлекать более длинные финансовые ресурсы, как на российском, так и на зарубежном рынке. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью погашения кредита до полного погашения по договору лизинга.

Лизинговые компании, учрежденные иностранными банками немногочисленны. Несомненным преимуществом их является доступ к долгосрочному финансированию с низкими процентными ставками. Таким образом, они могут получить значительное конкурентное преимущество на российском рынке, устанавливая стоимость лизинговых услуг на уровне значительно более низком, чем доступный российским лизинговым компаниям.

Лизинговые компании, созданные поставщиками имеют целью

- продвижение на рынок продукции предприятия -производителя. Лизинг в данном случае используется как дополнительный механизм продаж. Как правило, данные компании отличаются чрезвычайно узкой специализацией: либо по типу оборудования и сектору.

Преимуществом этих компаний является наличие клиентской базы производителя, маркетинговая поддержка производителем и привлечение ресурсов от производителя - либо его собственных, либо привлекаемых им. Очевидно, что развитие таких лизинговых компаний зависит исключительно от наличия спроса на продукцию производителя.

Лизинговые компании, созданные государственными структурами финансируются из региональных (местных) бюджетов, получают финансирование для осуществления целенаправленной деятельности, однако заключают лизинговые сделки преимущественно на коммерческой основе. В основном такие лизинговые компании были образованы с целью поддержки малого предпринимательства.

Решение задач, стоящих перед железнодорожным транспортом в современных экономических условиях, требует значительных инвестиций. Применение лизинговых схем финансирования в инвестиционной деятельности железнодорожного транспорта может являться одним из эффективных инструментов повышения инвестиционного потенциала отрасли. Финансовая аренда относится, несомненно, к прямым обязательствам. Однако лизинг также включает в себя и косвенный источник - налоговые льготы за счет особого налогового окружения лизинговых сделок.

СРАВНИТЕЛЬНЫИ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Ю.Ю. Бакеркин, аспирант МИИТ

В статье проведен анализ понятия инновационного процесса и выделены его специфические признаки. Уточнено определение инновации применительно к современным условиям развития социально-экономических систем и к железнодорожному транспорту. Выделены четыре ступени, которые позволяют проанализировать характер инноваций и классифицировать их по уровню эффективности.

Производственно-экономическое развитие железнодорожного транспорта и его конкурентоспособность в агрессивных экономических условиях зависят в большей степени от выбора характера инновационного инвестирования, нежели от ресурсных возможностей. В связи с этим, представляется актуальным адекватно оценить уровень и эффективность направлений инновационного развития в системе корпоративного и стратегического управления железнодорожного транспорта.

Исследование этого требует, прежде всего, анализа таких используемых основных понятий, как инновации, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность и ее характеристик, а также выделения в них специфических черт, характерных железнодорожному транспорту. Это, позволит выявить особенности разработки и оценки эффективной реализации новых технологий, конкретизировать современную концепцию осуществления инновационного развития хозяйствующих субъектов применительно к железнодорожному транспорту, выявить систему критериев и ограничений, характеризующих отраслевую специфику.

Как известно, понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало тогда перенесение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности возникновения и реализации технологических нововведений стали изучаться только в начале ХХв.

В буквальном смысле это введение нового и процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея, или новация (от англ. novation), с момента принятия к распространению приобретает новое качество- становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновацион-

ным процессом, а само выведение новшества на рынок- коммерциализацией инновации. Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и социально-экономической эффективностью.

Со временем смысл понятия и основные подходы к его трактовке, а также и сама теория инновационного управления, претерпевают изменения, ориентируясь на потребительные свойства продукции и используемые ресурсы.

В ходе проведения анализа эволюции определения инновационного процесса (ИП) со времени его первых упоминаний по настоящее время, была выявлена зависимость между изменениями признаков инновации и историко-социальными и экономическими условиями национальной хозяйственной системы.

Анализ представленных определений термина «инновация» позволяет выделить четыре основных их признака (Рис. 1).

1. Инновация отождествляется с нововведением, новшеством.

2. Инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством.

3. Инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

4. Инновация непременно связанная с изменениями в сфере организации производственно-экономической системы (ПЭС).

Мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, по мнению проф. Р.А. Фатхутдинов - это

ИННОВАЦИЯ

как процесс как новшество в как процесс как нововведение,

внедрения сфере организации создания новшество (в

новой продукции широком смысле)

Рис.1. Основные признаки инновации.

оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.

Таким образом, новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде идеи новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-

Таким образом, содержание понятия «инновация на железнодорожном транспорте» должно обладать следующими свойствами: иметь новизну, относится к приоритетным направлениям инвестиционной деятельности компании, приносить экономический и другие виды эффекта, обеспечить своим внедрением НТП.

В настоящее время к приоритетным направлениям в инновационной деятельности в отрасли и в национальном хозяйстве можно отнести ресурсосбережение, информационные технологии, робототехнические системы, волоконно-оптические средства передачи данных, средства повышающие надежность и безопасность.

Исходя из проведенного анализа, уточним определение инновации применительно к современным условиям развития социально-экономических систем и к железнодорожному транспорту. В данной работе инновация рассматривается как система технических, технологических и экономических новшеств, внедренных на предприятиях, реализующих процесс перевозок и обеспечивающих получение прибыли компанией ОАО «РЖД». Будем считать инновационными те решения, которые в ходе реализации инвестиционного проекта будут обеспечивать на 1% прироста управляющего воздействия много большее позитивное изменение выходной ха-

технического, экономического и социального эффекта (Рис.2).

Однако анализ существующих в настоящее время определений инноваций доказывает необходимость их дальнейшего дополнения с учетом изменения внешний среды. Например, распространенное в настоящее время определение, данное в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» на наш взгляд нельзя назвать полным, так как оно не включает в себя нововведения в области организации и управления. Важно учитывать отраслевой фактор в определении инновации, так как он определяет характер ее направленности.

При анализе определения инновации на железнодорожном транспорте наиболее близким считаем следующее определение: инновация- это система технических, технологических и организационных новшеств, доведенная до стадии практического использования и обеспечивающая коммерческую эффективность в условиях рыночной экономики. В условиях рынка функционирование и развитие транспортной системы определяется спросом на перевозки и предложением реальных производственных сил для их качественного выполнения.

рактеристики производственно-экономической системы. В частности на 1% увеличения ресурсов много процентное увеличение потребительных свойств продукции и услуги, и в итоги много процентное увеличение конкурентоспособности системы.

В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков - по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

В работе П.Н. Завлина предлагается классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (Рис.3).

Автор считают, что для того, чтобы обоснованно выделять инвестиции в инновационные процессы, необходимо исследовать весь комплекс ценовых и неценовых параметров, т.е. основные признаки и содержание всего многообразия возможных нововведений. С

Рис.3. Классификация инноваций

целью обоснования приоритетов и оптимизации процесса управления инновациями используется классификатор новаций, инновационных процессов и нововведений, в котором выделяют два уровня:

- группировка по базовым признакам (степень новизны, инновационный потенциал и т.п.)

- группировка технологических понятий и нормализованных параметров по базовым признакам.

Базовые признаки объектов классификации дифференцируют-

Рис.4 Иерархия инновационных характеристик ПЭС

ся по группам (новшества, инновационные процессы, нововведения).

Научно-технические новшества (новации) характеризуются (ранжируются) по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная) и инновационному потенциалу (радикальный, комбинированный, модифицированный).

На наш взгляд данная классификация инноваций является наиболее полной и позволяет достаточно глубоко отразить отраслевую направленность.

Анализ основных признаков инноваций, а также их свойств и характерных особенностей позволяет выявить специфические требования, предъявляемые к механизму их разработки и внедрения на предприятии. Классификация инноваций дает:

- возможность выявить локальные критерии оценки инноваций;

- по критериям определить условия, при которых эти критерии становятся первоочередными;

у,-

ПЭС

технологические решения в широком смысле

Рис.5 Укрупненная схема взаимодействия управляющих воздействий и выходных характеристик производственной системы.

- возможность оценить в какие временные этапы развития ПЭС (отрасли, фирмы) целесообразно сосредоточиться на оптимизации именно этого локального критерия.

В экономической теории сформирована и используется разнохарактерная типология процессов, связанных с нововведениями. В данной работе будем характеризовать, в общем виде, инновационный характер ПЭС эластичностью функции вход-выход.

Процесс, связывающий инновации и инновационный результат, может быть представлены иерархической структурой инновационных характеристик ПЭС (Рис.4) .

Под у

понимаем интегральный показатель технико-эконо-

их значимости (последняя, изменяется вместе с социально-экономическими приоритетами общества) (Табл.1).

Инновации, функциональным признаком которых является новый продукт, теория или модель - направлены, прежде всего, на преодоление технического и технологического отставания России, в частности применительно к железнодорожному транспорту это выпуск рельсов для высокоскоростного движения, отсутствие которых препятствует производству высокоскоростного подвижного состава. Инновации обладающие функциональными признаками данного типа - направлены, в первую очередь, на инновационный прорыв в отечественном машиностроительном комплексе и смежных отраслях промышленности, что напрямую связано с повыше-

Таблица 1.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИИ

Новый продукт, теория, модель Новый процесс Новый признак (свойства)

• потребность со стороны окружающей среды • результат интеллектуальной деятельности по созданию чего-то нового • технологический процесс • использование новой техники • форма организации производства • процесс управления и решения социальноэкономических задач • качество транспортного обслуживания • качество эксплуатационной работы

мической эффективности работы производственно экономической системы.

Под Уу понимаем локальные показатели эффективности,

которые характеризуют потребительные свойства продукции.

Следующей уровень детализации в системе инновационных решений, на основе которой может быть проведен факторный анализ их эффективности, является группа признаков, связанных с ресурсами и характеристиками технологии.

Ху - это управляющее воздействие, ресурсные и технологические (в широком смысле слова решения).

Анализ потребительских требований и путей их реализации позволил сформировать следующую систему функциональных инновационных признаков для железнодорожной отрасли. В соответствии с выделенными выше классификационными признаками инновации на железнодорожном транспорте могут быть представлены основными группами параметров со следующими оценками

нием конкурентоспособности железнодорожного транспорта как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Следующие два функциональных признака неразрывно связаны между собой и направлены на модернизацию и управление инфраструктурой железнодорожного транспорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Коновалов В.М. Инновационная сага.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

2. Кулабухов М.Н. Экономические методы управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте, диссертация на соискание научной степени кандидат экономических наук, РГОТУПС, 2005 г.

3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 г.

5. Яновец Ю.В., Кузык Б.Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. - М.: Олита, 2003.

АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Ю.Ю. Бакеркин, аспирант МИИТ

Статья посвящена анализу отраслевой специфики железнодорожного транспорта, выделены и структурированы специфические особенности системы. Определены направления, характеризующие инвестиционные проекты инновационного типа на железнодорожном транспорте.

Определение отраслевой специфики железнодорожного транспорта является необходимым условием для построения рациональной инвестиционной политики и требует анализа связей внешней среды и динамики развития всех взаимодействующих с ней субъектов. Это отмечалось в ряде работ, в частности в исследовании Иващенко Н.П., проведенном в области моделирования устойчивости взаимодействия социально-экономического пространства и хозяйствующих субъектов на различных этапах экономической динамики на основе аппарата сигнальных графов. Анализ внутренней и внешней среды железнодорожной отрасли невозможен без корректной оценки особенностей и специфических черт системы.

Железнодорожный транспорт относится к сложным системам, которым характерны ряд общих особенностей:

- многокритериальность задач управления;

- высокая динамичность протекающих в системе процессов;

- невозможность или слабая формализуемость многих задач управления;

- трансформация критериев и ограничений, определяющих систему;

Железнодорожная отрасль в силу своей значимости в национальном хозяйстве и специфики будет сохранять основные признаки отраслей естественных монополий, которые проявляются в том, что:

1. деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с высокими условно-постоянными издержками (затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении) и существенной экономией на масштабах производства.

2. высокие барьеры входа на рынок, поскольку инвестиции, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, ли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.