Рисунок 5. Формы венчурного финансирования в Германии.
Взаимодействие отечественного малого и крупного бизнеса в сфере НИОКР позволит нивелировать негативную тенденцию последних лет, связанную с проникновением зарубежного капитала в эту сферу. Как правило, условием таких инвестиций является лишь получение новшества силами высококвалифицированного российского научно-технического потенциала без последующего его освоения и тиражирования внутри страны. Его внедрение и использование идет на рынках инвестора и третьих стран, не принося ни экономических, ни даже моральных выгод стране-разработчику. Этого не произойдет, если наиболее «финансоемкие» стадии опытного освоения и широкого внедрения новшеств возьмут на себя оте-
чественные интегрированные корпоративные структуры.
Предпринимательский сектор является важнейшим сегментом национальных инновационных систем. Исследовательский потенциал, масштабы концентрации ресурсов, гибкость в перераспределении средств с неперспективных на наиболее приоритетные направления определяют особую функцию корпораций как лидеров в процессе создания и коммерческой реализации нововведений. Они определяют уровень и тенденции инновационной деятельности каждой отдельно взятой страны, выполняя функции, которые не могут взять на себя другие сектора НИС -университеты, гослаборатории, бесприбыльные организации.
Анализ зарубежного опыта оценки эффективности научно-исследовательской деятельности внутри компаний показывает, что к настоящему времени в этой области накоплены, опробованы и используются многочисленные методики, процесс их совершенствования продолжается. Сложность получения интегральных показателей эффективности инновационной деятельности на микроуровне заключается как в невозможности точно измерить показатели затрат и выпуска, так и в постоянном изменении внешних условии инновационной деятельности, которые могут оказаться решающими для данной компании.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Нгуен Тхе Ань, асп. МИИТ
Дан анализ проблем и условий эффективного применения зарубежного опыта использования лизинга. Показана специфика применения лизинга для обновления подвижного состава железнодорожного транспорта.
Финансовый лизинг в его современном определении берет свое начало в США. Основателем американского финансового лизинга считается Генри Шонфелъд, организовавший в 1952 году лизинговую компанию для одной конкретной сделки в области железнодорожного транспорта. В Европе финансовый лизинг начал развиваться в конце 50-х - начале 60-х годов.
Предпосылками для быстрого роста финансового лизинга в Северной Америке и Западной Европе послужили несколько факторов. Научно- техническая революция 50-х годов открыла перед предприятиями Необходимость обновления основных средств. А механизм финансового Лизинга позволял это сделать на более выгодных условиях, чем при покупке оборудования через банковский заем. Одновременно активно развивался рынок финансовых услуг, предлагая новые формы кредитования, низкие процентные ставки. В сочетании с благоприятным налоговым режимом, сопутствующим лизинговым сделкам, сделало лизинг привлекательным для лизинговых компаний.
В 70-е годы финансовый лизинг начинает развиваться на рынках Южной Америки, Азии и Африки. Восьмидесятые годы отмечены принятием концепции финансового лизинга практически во всем мире.
Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей.
Однако следует учитывать, что в понятие «лизинг» на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг понимается только финансовая аренда.
Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды.
Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Запад-
ной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, объясняется тем, что развитие предпринимательского бизнеса идет за счет инвестиций через лизинговый механизм. Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций. Уровень и глубину развития лизинга в стране определяют:
• нормативно-законодательная база;
• государственное регулирование;
•макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы, уровень банковского процента, особенно* налогообложения, степень инфляции и др.);
• использование системы бухгалтерского учета.
Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право Доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.
Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения, исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение.
Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы.
С развитием промышленности более интенсивной становится
и конкуренция между кредиторами, в результате чего возникают и развиваются, новые формы финансирования, например, в развитых странах непрерывно растет арендная (лизинговая) индустрия. Также очевидна конкуренция среди кредиторов внутри самой арендной индустрии, которая приводит к тому, что арендодатели начинают искать новые конкурентные преимущества. Это выражается в дифференцировании продуктов через стоимость дополнительных услуг, консолидации компаний с целью достижения синергетического эффекта, поиски новых рыночных ниш и создании новых продуктов.
В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы.
Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.
В целом, лизинговые компании, созданные при банках, имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать независимыми универсальными лизинговыми компаниями. Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обуславливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы - когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму финансирования.
Важнейшим преимуществом банковских лизинговых компаний является способность привлекать более длинные финансовые ресурсы, как на российском, так и на зарубежном рынке. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью погашения кредита до полного погашения по договору лизинга.
Лизинговые компании, учрежденные иностранными банками немногочисленны. Несомненным преимуществом их является доступ к долгосрочному финансированию с низкими процентными ставками. Таким образом, они могут получить значительное конкурентное преимущество на российском рынке, устанавливая стоимость лизинговых услуг на уровне значительно более низком, чем доступный российским лизинговым компаниям.
Лизинговые компании, созданные поставщиками имеют целью - продвижение на рынок продукции предприятия -производителя. Лизинг в данном случае используется как дополнительный механизм продаж. Как правило, данные компании отличаются чрезвычайно узкой специализацией: либо по типу оборудования и сектору.
Преимуществом этих компаний является наличие клиентской базы производителя, маркетинговая поддержка производителем и привлечение ресурсов от производителя - либо его собственных, либо привлекаемых им. Очевидно, что развитие таких лизинговых компаний зависит исключительно от наличия спроса на продукцию производителя.
Лизинговые компании, созданные государственными структурами финансируются из региональных (местных) бюджетов, получают финансирование для осуществления целенаправленной деятельности, однако заключают лизинговые сделки преимущественно на коммерческой основе. В основном такие лизинговые компании были образованы с целью поддержки малого предпринимательства.
Решение задач, стоящих перед железнодорожным транспортом в современных экономических условиях, требует значительных инвестиций. Применение лизинговых схем финансирования в инвестиционной деятельности железнодорожного транспорта может являться одним из эффективных инструментов повышения инвестиционного потенциала отрасли. Финансовая аренда относится, несомненно, к прямым обязательствам. Однако лизинг также включает в себя и косвенный источник - налоговые льготы за счет особого налогового окружения лизинговых сделок.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Ю.Ю. Бакеркин, аспирант МИИТ
В статье проведен анализ понятия инновационного процесса и выделены его специфические признаки. Уточнено определение инновации применительно к современным условиям развития социально-экономических систем и к железнодорожному транспорту Выделены четыре ступени, которые позволяют проанализировать характер инноваций и классифицировать их по уровню эффективности.
Производственно-экономическое развитие железнодорожного транспорта и его конкурентоспособность в агрессивных экономических условиях зависят в большей степени от выбора характера инновационного инвестирования, нежели от ресурсных возможностей. В связи с этим, представляется актуальным адекватно оценить уровень и эффективность направлений инновационного развития в системе корпоративного и стратегического управления железнодорожного транспорта.
Исследование этого требует, прежде всего, анализа таких используемых основных понятий, как инновации, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность и ее характеристик, а также выделения в них специфических черт, характерных железнодорожному транспорту. Это, позволит выявить особенности разработки и оценки эффективной реализации новых технологий, конкретизировать современную концепцию осуществления инновационного развития хозяйствующих субъектов применительно к железнодорожному транспорту, выявить систему критериев и ограничений, характеризующих отраслевую специфику.
Как известно, понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало тогда перенесение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности возникновения и реализации технологических нововведений стали изучаться только в начале ХХв.
В буквальном смысле это введение нового и процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея, или новация (от англ. novation), с момента принятия к распространению приобретает новое качество- становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновацион-
ным процессом, а само выведение новшества на рынок- коммерциализацией инновации. Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и социально-экономической эффективностью.
Со временем смысл понятия и основные подходы к его трактовке, а также и сама теория инновационного управления, претерпевают изменения, ориентируясь на потребительные свойства продукции и используемые ресурсы.
В ходе проведения анализа эволюции определения инновационного процесса (ИП) со времени его первых упоминаний по настоящее время, была выявлена зависимость между изменениями признаков инновации и историко-социальными и экономическими условиями национальной хозяйственной системы.
Анализ представленных определений термина «инновация» позволяет выделить четыре основных их признака (Рис. 1).
1. Инновация отождествляется с нововведением, новшеством.
2. Инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством.
3. Инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.
4. Инновация непременно связанная с изменениями в сфере организации производственно-экономической системы (ПЭС).
Мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, по мнению проф. Р.А. Фатхутдинов - это