Научная статья на тему 'Тенденции рынка лизинга в посткризисный период'

Тенденции рынка лизинга в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ОПЕРАТИВНЫЙ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / УСКОРЕННЫЙ / АМОРТИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренев И.А.

В связи с возможностью отмены налоговых льгот для финансового лизинга проблема дальнейших перспектив развития отрасли приобрела еще большую актуальность. Ключевым направлением развития может стать оперативный лизинг. В статье проанализированы фундаментальные факторы, определяющие текущее состояние рынка лизинга, определены ключевые факторы, способные сделать оперативный лизинг эффективным инвестиционным инструментом. Сделан вывод о том, что для реализации крупных инвестиционных проектов на базе оперативного лизинга необходимы общеэкономическая стабилизация, определенность государственной политики, принятие соответствующих законодательных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции рынка лизинга в посткризисный период»

25 (67) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 339.187.62

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЛИЗИНГА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

И. А. кОРЕНЕВ,

соискатель кафедры инвестиционного менеджмента E-mail: igor. korenev@gmail.com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В связи с возможностью отмены налоговыхльгот для финансового лизинга проблема дальнейших перспектив развития отрасли приобрела еще большую актуальность. Ключевым направлением развития может стать оперативный лизинг. В статье проанализированы фундаментальные факторы, определяющие текущее состояние рынка лизинга, определены ключевые факторы, способные сделать оперативный лизинг эффективным инвестиционным инструментом. Сделан вывод о том, что для реализации крупных инвестиционных проектов на базе оперативного лизинга необходимы общеэкономическая стабилизация, определенность государственной политики, принятие соответствующих законодательных изменений.

Ключевые слова: лизинг, оперативный, налоговая льгота, ускоренный, амортизация, кризис, финансирование.

Лизинговый бизнес привлекателен, распространен во всем мире и является самой эффективной и востребованной формой финансирования капитальных вложений в современной экономике. Это эффективный способ обновления основных фондов, что особенно актуально при реализации задач модернизации экономики.

Для средних и малых компаний в ведущих западных странах лизинг является одним из основных источников привлечения финансовых ресурсов в инновации. Развитие лизинга способствует решению таких задач, как структурная перестройка эко-

номики, обновление производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, внедрение научно-технических достижений. Многие предприятия с помощью лизинга решают проблемы как обновления и модернизации уже имеющегося производства посредством замены устаревающего оборудования на новое, так и расширения производства.

Мировая практика накопила большой опыт выхода стран из кризисных ситуаций в экономике. Первоначальным условием оживления экономических процессов являлись массовое обновление материально-технической базы предприятия и, как следствие, выпуск конкурентоспособной продукции. Катализатором обновления технической базы становился лизинг, который обычно предполагает определенные льготы в налогообложении, что позволяет снизить до минимума риск ее морального старения.

Перспективы восстановления экономического роста в России напрямую зависят от инвестиций в основной капитал, результатов модернизации производственных мощностей, применения инновационных технологий.

По своей сути лизинг представляет вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором,

с правом выкупа имущества лизингополучателем

[4].

Современная система нормативного регулирования лизинговой деятельности приводит лизинг к понятию финансовой аренды. Такие нормы закреплены в гл. 34 Гражданского кодекса РФ, в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)».

В мировой практике существуют два основных вида лизинга: оперативный и финансовый. В России слово «лизинг» стало общеупотребительным только в начале 1990-х гг. с развитием лизинговой деятельности. Поэтому международное понятие «оперативный лизинг» идентично российскому термину «аренда», а международному понятию «финансовый лизинг» соответствуют российские термины «финансовая аренда» и «лизинг».

Другими словами, можно отметить два принципиальных различия финансового и оперативного лизинга. В первом случае срок лизинга сопоставим с полным сроком амортизации приобретаемого имущества, и право собственности на предмет лизинга в конце договора переходит к лизингополучателю. Во втором случае срок лизинга существенно короче срока пользования предметов лизинга, и право собственности на предмет остается у лизинговой компании по факту завершения договора. Предполагается, что предмет лизинга передается в лизинг несколько раз различным клиентам в течение срока его эксплуатации.

Преобладающим вариантом лизинга в России на текущий момент является финансовый. Оперативный вариант подразумевает, что имущество вернется обратно лизингодателю: это несет в себе существенный экономический смысл. В лизинговые платежи по оперативному виду услуг лизингодатели не включают возмещение всех своих инвестиционных затрат на имущество, что снижает объем этих платежей и делает оперативный лизинг более дешевым вариантом. К тому же оперативный лизинг в отличие от финансового чаще всего включает в себя техническое обслуживание имущества и прочие дополнительные услуги, связанные с его эксплуатацией.

Анализ основных направлений налоговой политики Министерства финансов РФ на 2011 —2013 гг. свидетельствует о возможной перспективе отмены ускоренной амортизации. По мнению лизингового сообщества, такое решение может сократить рынок на треть, обанкротить множество компаний, а оставшихся заставит уйти в офшоры [5].

Финансовый лизинг как наиболее доступная форма привлечения внешнего финансирования станет при этом неэффективным, что негативным

образом повлияет как на развитие лизинговой отрасли, так и на экономику Российской Федерации в целом. Исходя из этого, при рассмотрении вопроса отмены ускоренной амортизации следует опираться на опыт стран с развитой лизинговой практикой, прежде всего — США и стран Европы, где ускоренная амортизация применяется широко.

Влияние отмены ускоренной амортизации на спрос на лизинговые услуги со стороны различных субъектов бизнеса будет разным. Менее всего сократятся спрос малого бизнеса, а также сделки розничного лизинга. Для малых предприятий лизинг привлекателен во многом благодаря большей доступности по сравнению с кредитом. Более жесткие требования к малому бизнесу со стороны банков и краткосрочность предлагаемых ими ресурсов обусловят сохранение у субъектов малого предпринимательства интереса к лизингу.

Спрос со стороны среднего и крупного бизнеса сократится более существенно (преимущественно на крупное оборудование) и менее значимо — на сделки розничного лизинга, поскольку эффективность последнего лучше всего проявляется в рамках долгосрочных и крупных проектов с большими объемами поставок оборудования.

На макроэкономическом уровне решения, связанные с отменой действующей нормы о применении повышающего коэффициента в отношении амортизируемых основных средств могут привести к серьезным проблемам на отечественном лизинговом рынке — к падению спроса на его услуги. Это негативно повлияет на весь инвестиционный процесс в стране и приведет к возможному значительному сокращению лизингового рынка.

При этом в лизинговом сообществе уверены, что бюджет от отмены амортизации не выиграет, поскольку в долгосрочной перспективе потери перекроют полученные кратковременные доходы. Произойдет кратковременное повышение сбора налогов на прибыль, потому что предприятия не смогут применять ускоренную амортизацию, увеличатся сборы налога на имущество.

Необходимо сказать о возможных потерях бюджета в долгосрочной перспективе. В первую очередь это касается налога на прибыль, который платят все предприятия лизинговой индустрии, значительной суммы налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку лизинговое сообщество на самом деле в значительной части финансирует государственный бюджет по НДС.

При отмене ускоренной амортизации произойдет сокращение объемов лизинга и, как следствие,

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Инвестиционная политика

25 (67) - 2011

падение НДС к уплате в бюджет. Вполне вероятным представляется, что эффект от введенных мер будет отрицательным.

На микроэкономическом уровне отмена ускоренной амортизации негативно отразится на российских предприятиях и предпринимателях. Стимулирующие меры следуют отменять, когда они внесли свой вклад и теряют эффективность. А сегодня уровень проникновения такого финансового инструмента обновления основных средств, как лизинг, исчисляется единицами процентов в объеме капитальных затрат, да и сами инвестиции занимают небольшую долю в валовом внутреннем продукте (ВВП).

К тому же ускоренная амортизация — это не субсидия, когда бюджет что-то безвозвратно расходует, а возможность быстрее переносить затраты на себестоимость, но не более. Лизингополучатель в итоге использования предмета лизинга после окончания договора выплачивает налог на прибыль. Ускоренная амортизация стимулирует обновление более быстрыми темпами и дешево обходится государству, потому что бремя инвестиций ложится не на бюджет, а на рыночные лизинговые компании.

В мире для многих целей инвестиционной политики государства действуют механизмы ускоренной амортизации. А в лизинге они отменяются после десятков лет использования и тогда, когда сроки финансирования через лизинг приближаются к срокам полезного использования техники (5—30 лет).

Можно говорить о том, что интерес к лизингу останется только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг.

Оставшиеся на рынке лизинговые компании вынуждены будут развивать оперативный лизинг, а также перепрофилироваться на оказание спектра услуг, связанных с эксплуатацией предмета лизинга. В то же время дополнительные услуги возможны преимущественно при работе со спецтехникой и автомобилями, подвижным составом.

Период экономического кризиса стал для лизинговых компаний периодом проверки качества сформированных портфелей сделок. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и санацию лизингового портфеля. Нехватка заемных средств, с одной стороны, а с другой — нехватка надежных клиентов в результате ужесточения требований обусловили сокращение объема новых сделок на рынке.

Кризис принес новые проблемы: лизинговые компании столкнулись с ростом неплатежей, дефолтами по сделкам, расторжениями договоров, изъятием предметов лизинга.

Учитывая фактическое снижение числа платежеспособных клиентов и их отказ от инвестиционных программ, а также наличие низколиквидного оборудования, перед лизинговыми компаниями стояла проблема реализации имущества. Объемы изъятого оборудования увеличились в несколько раз [3].

Снижение объемов просроченной задолженности и восстановление инвестиционной активности обострили проблему реализации изъятых предметов на вторичном рынке. Как показала практика, наиболее эффективным инструментом реализации проблемных активов стал оперативный лизинг. В отличие от классического понятия, когда арендуемый предмет по окончании срока договора должен быть возвращен его владельцу, привлекательным инвестиционным инструментом стал договор аренды с правом последующего выкупа. Необходимо отметить, что подобные сделки стали первым сигналом оживления рынка лизинга и восстановления инвестиционной активности предприятий.

В условиях восстанавливающейся платежеспособности и неустойчивости экономического роста фактор стоимости услуг имеет ключевое значение, и с этой точки зрения преимущества оперативного лизинга, несомненно, возрастают.

Структура платежей при финансовом и оперативном лизинге в целом схожа и включает в себя амортизацию, налог на имущество, расходы на привлечение финансирования, маржу лизинговой компании, дополнительные расходы и НДС. Принципиальное различие заключается в том, что при финансовом лизинге законодательством установлена возможность применения коэффициента ускоренной амортизации, вследствие чего ее размер, включаемый в состав лизинговых платежей при финансовом лизинге, делает его дороже по сравнению с оперативным при прочих равных условиях.

Таким образом, в синтезе классических черт финансового и оперативного лизинга был найден компромисс, явившийся, по сути, способом реструктуризации проблемных лизинговых договоров. Уже в первой половине 2010 г. оперативный лизинг стал самостоятельным направлением бизнеса крупнейших лизинговых компаний, зачастую опережающим по темпам роста финансовый лизинг. По итогам первого полугодия 2010 г. в новом бизнесе

9 % составили сделки оперативного лизинга. Это практически в два раза больше, чем годом ранее [3]. Структура российского оперативного лизинга приведена на рисунке.

Текущей характерной чертой оперативного лизинга является лизинг подвижного состава. Такая ситуация складывается из-за интенсивного роста цен на подвижной состав по причине острого дефицита на рынке, что делает услугу финансовой аренды экономически невыгодной для операторов подвижного состава.

Фундаментальной причиной дефицита подвижного состава в России является сырьевая структура экономики. Любые изменения спроса на сырьевые товары приводят к значительно более резким колебаниям спроса на подвижной состав. Так, в кризисном 2009 г. падение уровня мирового ВВП составило всего 2,7 % (к 2008 г.), уровень ВВП РФ снизился на 8 %, погрузки по сети железных дорог — на 15 %, а производство вагонов (и спрос на них) сократилось почти вдвое [1].

Помимо сырьевого фактора российской экономики колебание спроса вызывает стремление операторов приобрести больше вагонов, чем это необходимо. Ввиду превышения спроса над предложением спекулятивная составляющая в цене вагонов достаточно велика.

Смещение спроса грузоперевозчиков в сторону оперативного лизинга обусловлено желанием застраховать себя от дальнейшего роста цен на подвижной состав ввиду дефицита предложения. Лизинговые компании, работающие в сегменте железнодорожного транспорта, имеют достаточно тесное сотрудничество с производителями, что гарантирует более низкие цены, нежели рыночные предложения.

По своей сути оперативный лизинг является более доходным видом деятельности, нежели финансовый, что определяет вектор стратегического развития лизинговых компаний.

6% 3%

В долгосрочной перспективе оперативный лизинг подвижного состава будет оставаться динамично развивающимся направлением бизнеса, поскольку сырьевая ориентированность экономики в перспективе сохранится, а производители не в состоянии в полной мере удовлетворить нарастающий спрос.

Оживление спроса на замену устаревающего оборудования и транспорта, желание бизнесменов заработать в кризис, прийти в новые ниши, обыграть конкурентов — все это оживляет отрасль. Очевидно, что в кризис лучше финансироваться, соблюдая рычаг и баланс движения денежных средств, чем отвлекать все собственные средства даже в небольшие покупки основных средств.

Интерес российских лизингополучателей к оперативному лизингу постоянно возрастает, но до уровня Европы (около 25 % всех закупок транспорта) еще очень далеко. Анализ последних тенденций на рынке лизинговых услуг говорит о том, что чаще всего этим видом лизинга в России пользуются западные и крупные российские компании с большими парками техники, которым намного интереснее использование предмета лизинга, чем право собственности на него и связанные с этим издержки. А для западных компаний это может быть установкой их зарубежных «материнских» организаций.

Ключевым фактором развития оперативного лизинга может стать его законодательное признание, что создаст широкие возможности для его применения, в частности в отраслях с высокой инвестиционной активностью. К примеру, современное компьютерное оборудование, которое морально устаревает очень быстро, нуждается в замене гораздо раньше истечения срока его физической амортизации. В этом случае оперативный лизинг является наиболее предпочтительным инструментом.

Однако в действующем правовом поле оперативный лизинг как категория вообще отсутствует. Формально такие сделки могут быть реализованы в России либо в виде аренды, либо путем создания

дополнительного юридического лица, которое для реализации проекта выступит продавцом оборудования, как того требует закон о финансовой аренде (лизинге).

В то же время помимо излишних юридических процедур отсутствие законодательного признания оперативного ли-

I_I I

Источник: [2].

Структура сделок оперативного лизинга по видам оборудования за 9 мес. 2010 г.

□ Железнодорожная техника

■ Авиационный транспорт

□ Легковые автомобили

□ Прочее

ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

Инвестиционная политика

25 (67) - 2011

зинга обусловливает дополнительный налоговый риск для участников сделки. В результате многие предприниматели предпочитают не использовать оперативный лизинг, а значит, не получают доступа к эффективному инструменту модернизации и внедрения современных технологий.

Другим важным стратегическим аспектом развития оперативного лизинга может стать законодательное признание повторного (вторичного) лизинга. Он призван обеспечивать потребность лизингополучателя в том или ином имуществе, зачастую на краткосрочной основе, после чего имущество возвращается лизингодателю. А те могут располагать имуществом, которое было приобретено для определенного лизингополучателя, но по тем или иным причинам (изъятие у лизингополучателя по законным основаниям, расторжение договора до передачи имущества лизингополучателю и т. п.) не может являться предметом финансовой аренды (лизинга) для соответствующего лизингополучателя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Имущество при повторном лизинге уже приобретено, возможность выбора имущества или лица, у которого имущество приобретается, заведомо отсутствует. Как следствие, можно считать, что риск несоответствия имущества целям его использования несет новый лизингополучатель, кроме случаев, когда лизингодатель скрыл сведения о несоответствии предмета лизинга целям его использования, которые указал новый лизингополучатель, а лицо, у которого приобретено имущество, определено лизингодателем.

Еще одним перспективным направлением развития рынка может стать расширение круга сделок, связанных с приобретением лизингодателем предметов лизинга за счет договоров подряда, что будет способствовать расширению оснований приобретения предмета лизинга для последующей его передачи лизингополучателю, а также устранит существующие на практике проблемы признания материального результата дополнительных работ в отношении предмета лизинга.

Представляется весьма перспективным возможность исключения из законодательства ограничения, согласно которому имущество предоставляется в лизинг только для предпринимательских целей, установив, что предмет лизинга не может быть использован для личных, семейных или домашних целей арендатора.

Отражение в законодательстве возможности предоставления имущества в финансовую аренду

при осуществлении приносящей доход профессиональной деятельности (частной практики), не связанной с целью извлечения прибыли, позволит расширить круг лизингополучателей. Включение некоммерческих организаций и физических лиц в круг лизингополучателей позволит создать новый сектор рынка, что, в свою очередь, образует предпосылки для ускорения развития лизинговых отношений в Российской Федерации, а также позволит большему количеству участников оборота пользоваться лизингом. При этом предоставление имущества в аренду для государственных или муниципальных нужд может допускаться в соответствии со специальными положениями законодательства.

Важность внесения изменений в налоговое законодательство объясняется необходимостью ускорения и упрощения процедуры возврата НДС лизинговым компаниям. В условиях развивающегося рынка, когда возникает НДС к возврату, лизинговые компании сталкиваются с серьезными проблемами при реализации своего законного права. Возмещенный НДС мог бы выступить дополнительным источником финансирования деятельности, тем самым снизив кредитную нагрузку.

Законодательные изменения позволят устранить существующие пробелы, расширить спектр доступных лизинговых услуг, а также снизить возможные риски в процессе лизинговой деятельности.

Повышение инвестиционной привлекательности лизинга позволит существенно улучшить показатели динамики рынка лизинга в Российской Федерации и заложит основы широкого распространения во всех отраслях экономики.

Безусловно, важным аспектом развития инвестиций в любой стране являются государственные приоритеты в амортизационной и налоговой политике. Следует признать, что масштабное развитие оперативного лизинга сегодня тоже проблематично. К нему не готовы ни рынок, ни сами лизингодатели.

Оперативный лизинг требует иных подходов к оценке рисков, принятия последних на актив, а это уже связано с целой инфраструктурой — от складов и стоянок до баз техобслуживания и специализированного персонала. Более того, вторичный рынок имущества развит только в автотранспорте и спецтехнике, да и то не в таком масштабе, чтобы говорить о полноценном ремаркетинге предметов лизинга. Таким образом, все прочее имущество, кроме транспорта, может быть исключено из сделок лизинга. Для создания необходимой инфраструктуры лишь крупные компании решатся вложить значительные средства.

Для развития оперативного лизинга в России в случае отмены ускоренной амортизации необходима общеэкономическая стабилизация. Наметившаяся тенденция увеличения сроков лизинга в сочетании с реализацией масштабных инвестиционных проектов на базе аренды невозможны при макроэкономической нестабильности и изменяющейся стратегии экономического развития государства. Четкая денежно-кредитная и налоговая политика в сочетании с эффективными антиинфляционными мерами создадут условия реализации комплексных инвестиционных проектов на базе оперативного лизинга, повысит интерес финансовых институтов к кредитованию проектов.

Заинтересованность банковской сферы очевидна — на сегодня кредитование лизинговых компаний составляет существенную долю в их бизнесе, приносящую стабильный доход. Вполне очевидно, что банки будут заинтересованы в развитии оперативного лизинга, чтобы не допустить снижения объемов своих кредитных портфелей.

Регулирование развития рынка оперативного лизинга должно быть направлено на формирование базовых условий. Оно включает в себя: ^ законодательное признание оперативного и повторного (вторичного) лизинга в федеральном законе;

^ снятие ограничения возможности использования аренды исключительно в предпринимательских целях, что увеличит количество потенциальных лизингополучателей и создаст дополнительные возможности технологической модернизации и переоснащения основных фондов; ^ принятие изменений в налоговое законодательство в части установления четких и про-

зрачных критериев зачета и возврата НДС по лизинговым сделкам; S дополнительное субсидирование таких сделок

в инновационных отраслях экономики; S создание принципиально новой системы оценки качества клиентов и системы риск-менеджмента оперативного лизинга; S позиционирование оперативного лизинга как эффективного современного инвестиционного инструмента более высокого порядка; S развитие широкого спектра сопутствующих услуг;

S поиск оптимальных способов формирования капитала лизинговых компаний с целью снижения стоимости.

Таким образом, для развития оперативного лизинга в России необходимы не только экономическая стабилизация, но и определенность государственной политики, создание соответствующих законодательных условий.

Список литературы

1. Итоги конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава 2010». URL: http:// forsmi.ru/node/24486.

2. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2010 г.: хрупкое восстановление. URL: http://www. raexpert.ru/researches/leasing/leasing2010-9.

3. Рынок лизинга в I полугодии 2010 г. : на подъеме. URL: http://www.raexpert.ru/researches/ leasing/leasing2010-I/part1.

4. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

5. Российская бизнес-газета № 780 (47) от 14 декабря 2010 г.

^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

36 ^ проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.