Научная статья на тему 'Система показателей качества и малые организационные формы как элементы развития инновационной деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса'

Система показателей качества и малые организационные формы как элементы развития инновационной деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КАЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПАССАЖИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / SYSTEM / QUALITY / INNOVATION / DEVELOPMENT / SMALL INNOVATIVE FORMS OF BUSINESS / PECULIARITIES / PASSENGER RAIL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Л. П., Сыбачин С. А.

Оценка качества деятельности предприятий является одной из главных задач для перехода экономики России на инновационный путь развития. Разработка системы оценки качества деятельности на основе набора оптимально-подобранных показателей дает возможность определить сильные и слабы стороны хозяйственной деятельности предприятия, и, как следствие, принять соответствующие меры для повышения конкурентоспособности его деятельности. В это же время, дополнительным элементом развития инновационной деятельности выступают малые организационные формы. Малое инновационное предприятие выступает одной из наиболее универсальных форм, позволяющая быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF QUALITY INDICATORS AND SMALL ORGANIZATIONAL FORMS AS ELEMENTS OF THE INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES AT PASSENGER RAIL COMPLEX

Quality assessment of enterprises is one of the biggest challenges for Russia’s economic. Development of quality assessment system based on a set of best-matched performance allows to identify strengths and weaknesses of business and to take appropriate measures to enhance the competitiveness of its activities. At the same time, an additional element in the development of innovation are the small organizational forms. A small innovative company performs as one of the most universal. This allows to respond quickly to changing environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Система показателей качества и малые организационные формы как элементы развития инновационной деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса»

нии непосредственно после покупки оборудования, когда приходит осознание того, что отвлечение денежных средств из оборота за закупку комплекса оборудования ведет к ухудшению его финансового состояния.

Нередко предприятия пользуются услугами возвратного лизинга ввиду продолжительности рассмотрения заявки на обычный финансовый лизинг, подготовки бизнес-плана и согласования договорной базы. Приобретая оборудование за собственные средства, предприятие может вести переговоры, с лизинговой компанией, уже имея необходимое ей оборудование и используя его. Таким образом, даже те предприятя, которые на момент покупки оборудования по каким-либо причинам не намеревались, не могли или просто не знали о возможностях финансового лизинга, имеют возможность использовать все его преимущества (в том числе ускоренную амортизацию, отнесение платежей на затраты, оптимизация баланса и т.п.) уже после приобретения оборудования. И не секрет, что схема возвратного финансового лизинга широко используется для получения налоговых льгот, предусмотренных договором финансового лизинга.

Участие в сделке возвратного лизинга позволяет хозяйствующему субъекту легально снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму лизинговых платежей, поскольку все они относятся на себестоимость продукции. Правда, данное преимущество приемлемо только для рентабельных ФПГ получающих от своей деятельности прибыль.

Применение ускоренной амортизации (с коэффициентом не выше 3-х) позволяет снизить выплаты по налогу на имущество,

поскольку реализованное ФПГ оборудование и полученное им же по договору лизинга учитывается на забалансовом счете. После завершения договора возвратного финансового лизинга ускоренно самортизированное имущество по остаточной (близкой к нулю стоимости) переходит на баланс лизингополучателя, вследствие чего предприятие в части этого оборудования будет платить в бюджет буквально символический налог на имущество.

При реализации имущества лизинговой компании лизингополучатель получает в своем балансе дополнительный доход, размер которого зависит от цены реализации оборудования. Таким образом, возвратный лизинг успешно используется для оптимизации балансовых показателей путем продажи своего имущества не по остаточной балансовой стоимости, а по рыночной, которая, как правило, ее превышает. Вследствие этого предприятие приводит свой баланс в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая потенциал, удерживая свою былую собственность в пользовании и повышая свою привлекательность в глазах кредиторов. Возвратный лизинг представляет собой выгодный вариант рефинансирования капитальных вложений предприятия с наименьшими затратами, чем, к примеру, при привлечении банковского кредитования и приобретения активов на собственные средства, особенно если платежеспособность ставится кредитующими организациями под сомнение, ввиду неблагоприятного соотношения между его собственным капиталом и заемными средствами. Рентабельность сделки по возвратному финансовому лизингу будет тем выше, чем доходы от новых инвестиций больше суммы лизинговых платежей.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ФОРМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА

Гончаренко Л.П., ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», заведующий кафедрой «Менеджмента инвестиций и инноваций» Сыбачин С.А., ассистент кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций»

Оценка качества деятельности предприятий является одной из главных задач для перехода экономики России на инновационный путь развития. Разработка системы оценки качества деятельности на основе набора оптимально-подобранных показателей дает возможность определить сильные и слабы стороны хозяйственной деятельности предприятия, и, как следствие, принять соответствующие меры для повышения конкурентоспособности его деятельности. В это же время, дополнительным элементом развития инновационной деятельности выступают малые организационные формы. Малое инновационное предприятие выступает одной из наиболее универсальных форм, позволяющая быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.

Ключевые слова: система, качество, инновационная деятельность, развитие, малое инновационное предприятие, особенности, пассажирский железнодорожный комплекс.

THE SYSTEM OF QUALITY INDICATORS AND SMALL ORGANIZATIONAL

FORMS AS ELEMENTS OF THE INNOVATION ACTIVITIES OF ENTERPRISES AT

PASSENGER RAIL COMPLEX

Goncharenko L., Head of Department of Management of investments and innovations Plekhanov Russian University of Economics

Sybachin S., Assistant at the department of Management of investments and innovations Plekhanov Russian University of Economics

Quality assessment of enterprises is one of the biggest challenges for Russia’s economic. Development of quality assessment system based on a set of best-matched performance allows to identify strengths and weaknesses of business and to take appropriate measures to enhance the competitiveness of its activities. At the same time, an additional element in the development of innovation are the small organizational forms. A small innovative company performs as one of the most universal. This allows to respond quickly to changing environmental conditions.

Keywords: system, quality, innovation, development, small innovative forms of business, peculiarities, passenger rail complex.

Деятельность предприятий железнодорожного транспорта состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов, реализуемых в рамках главной функции (осуществление пассажирских перевозок). При этом руководство каждой из групп представляет собой определенный вид работы по управлению организацией в целом. Внесение изменений на отдельных стадиях процесса (подпроцесса) или его полное изменение позволяет решить организационные и технологические проблемы, повысить эффективность производства, увеличить доходность операции, снизить затраты той или иной операции, повысить качество конечных результатов, продуктов и услуг.

В условиях постепенного реформирования экономики и транспортной отрасли задача по адаптации, трансформации и модерни-

зации деятельности предприятия, а так же совершенствования его основных деловых процессов на основе инновационной деятельности становится еще более актуальной.

Качество деятельности организации является относительной категорией. Данная категория формируется из таких элементов как технологический уровень, компетентность менеджмента и персонала, оптимальность задействованных механизмов ведения хозяйственной деятельности и ряда других. Таким образом, качество рассматривается как степень соответствия и совершенствования на всех этапах функционирования организации.

Цели и задачи совершенствования работы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности потребителя (полученной в ходе обратной связи) и показателей деятельности самой орга-

низации. В этих условиях становится необходимым формирование системы показателей качества деятельности предприятий.

На текущий момент времени существуют только отдельные показатели качества. Так, в Функциональной стратегии управления качеством в ОАО «РЖД» сформулированы 11 показателей оценки степени обеспечения требований потребителей услуг [1]:

• безопасность;

• соблюдение сроков;

• сохранность багажа;

• доступность по географическому признаку;

• доступность по экономическому признаку;

• экологичность;

• информативность;

• ассортимент услуг и товаров;

• тарифы;

• комфортность/сервис;

• транспортная коммуникативность.

Стоит отметить, что любой процесс состоит из отдельных частей, элементов, операций и представляет собой динамичную систему взаимодействия различных факторов, явлений, подпроцессов. Результат сложного процесса зависит от множества частных процессов. Поэтому управление качеством деятельности предприятий пассажирского железнодорожного сектора оказывается наиболее эффективным, если оно осуществляется как системное управление процессом по достижению требуемого качества.

Таким образом, систематизация показателей деятельности позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность или деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. В свою очередь, это позволяет дать анализ любой ситуации в рамках заданных показателей оценки в пределах отдельно взятой системы, выявить характерные для нее проблемы. Использование системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Международное сотрудничество является одним из самых распространенных способов получения знаний и опыта. Оно позволяет не только их получить, но и дать практическое применение с учетом специфики развития страны и, в частности, отрасли.

Внешняя политика Российской Федерации в последние годы приобретает все большую динамику и ориентированность на национально-государственные интересы страны. Важной составной частью этой политики является постоянно усиливающееся внимание к современным тенденциям развития мирового сообщества.

На этапе реформирования транспортной отрасли России становится весьма актуальным использование накопившегося международного опыта развитых стран. У каждой страны на том или ином этапе своего развития был свой переходный период: рынки были не развитыми, финансовые институты слабыми, полномочия и функционал властей всех уровней органичны, система государственного управления малоэффективной. На текущий момент времени

наиболее уверенно и динамично развиваются страны-члены Европейского союза. Пройдя свой переходный период, им удалось сформировать сильные рынки (в том числе рынок пассажирского железнодорожного сообщения), активное правительство, хорошо развитые финансовые институты.

Системы пассажирского железнодорожного сообщения разных стран имеют отличия, но у большинства из них отчетливо прослеживается взаимосвязь.

Учитывая существующую проблематику в Российском секторе пассажирского железнодорожного сообщения и опираясь на анализ опыта стран Европейского союза авторами предлагается система показателей качества деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса.

В основе системы находятся две базовые категории:

1. ожидание пассажира - представление человека о предлагаемой услуге по передвижению на железнодорожном транспорте;

2. удовлетворенность пассажира - соответствие ожидания пассажира с реально предоставленной услугой.

Для оценки качества деятельности предприятий сформулирован набор показателей деятельности, сгруппированных по 4 признакам. К ним относятся:

1. безопасность:

1.1. жизни и здоровья;

1.2. окружающей среды (экологическая);

1.3. имущества (багажа).

2. доступность:

2.1. физическая;

2.2. ценовая.

3. сервис:

3.1. бесплатных товаров и услуг;

3.2. платных товаров и услуг.

4. время:

4.1. ожидания;

4.2. в пути;

4.3. мобильность.

Общая система показателей качества деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса представлена на рисунке 1.

Расчет показателей осуществляется по формулам:

1. безопасность:

1.1. жизни и здоровья - число случаев причинения вреда здоровью и жизни пассажиров;

1.2. окружающей среды (экологическая) - соответствие фактического экологического уровня экологическим нормам;

1.3. имущества (багажа) - число случаев повреждения и утраты багажа.

2. доступность:

2.1. физическая - доля пассажиров, воспользовавшихся железнодорожным транспортом для совершения проезда, в общем объеме поездок;

Рис. 1 Система показателей качества деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса

2.2. ценовая - отношение средней стоимости поездки к среднему уровню доходов населения.

3. сервис:

3.1. бесплатных товаров и услуг - количество пассажиров, воспользовавшихся бесплатным товаром или услугой, среди общего количества пассажиров;

3.2. платных товаров и услуг - количество пассажиров, воспользовавшихся платным товаром или услугой, среди общего количества пассажиров.

4. время:

4.1. ожидания - минимальное количество времени, необходимое для осуществления поездки. Под количеством времени, необходимым для совершения поездки считается время с начала приобретения проездного билета до отправления соответствующего подвижного состава;

4.2. в пути - время, которое пассажир находится в пути относительно доступного альтернативного вида транспорта с учетом отклонения (в случае наличия) от расписания движения;

4.3. мобильность - соотношение времени ожидания ко времени в пути.

К преимуществам системы показателей качества деятельности предприятий пассажирского железнодорожного сектора относятся:

• структурирование показателей качества деятельности предприятий. Это позволяет получить более объективную оценку деятельности предприятия, внести изменения в малоэффективные процессы, повысить уровень контроля за функционированием элементов системы, установить связь между требованиями потребителей, физическими характеристиками процесса перевозки, параметрами его функциональных подсистем и их компонентов на всех этапах процесса, улучшить его качественные характеристики.

• формирование пороговых значений позволяет индивидуально рассматривать каждый показатель общей системы. Вместе с тем, превышение максимально допустимого значения свидетельствует о наличии недостатков в рамках превышенного показателя.

• наличие обратной связи с пассажиром. Обратная связь между взаимодействующими элементами, частями или системами необходима для организации стабильного и эффективного управления инновационной деятельностью. Система пассажирского железнодорожного сообщения является открытой, т.е. она имеет входные параметры, систему преобразователей, выходные значения. Их замкнутость (взаимосвязь) обеспечивается только за счет обратной связи. В свою очередь, она является необходимым условием их эффективного функционирования, свидетельствующей о достигнутом результате. На основании этой информации возможна корректировка управляющего воздействия.

• осуществление мониторинга деятельности дает возможность точечно, оперативно и в достаточном объеме собирать, анализиро-

вать и принимать решения на основе полученной информации об объекте наблюдения. Чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым осуществляется мониторинг, тем более эффективными будут управленческие решения, принимаемые руководством предприятий пассажирского железнодорожного транспорта.

Предложенная система оценки качества деятельности предприятий имеет большое значение в управлении инновационной деятельностью на предприятии. Во-первых, это связано с тем, что одной из основных целей инновационной деятельности является повышение качества конечного продукта или услуги. Во-вторых - рост качества связан с внедрение технологических, управленческих, продуктовых или иных типов инноваций, что непосредственно связанно с процессом по управлению их внедрением. В-третьих, является точечным индикатором появления проблемных функциональных зон, что приводит к перестройке соответствующих функциональных процессов.

В решении задач выхода экономики страны на новый уровень развития, обеспечения динамически устойчивого функционирования ее отраслей первостепенная роль принадлежит инновациям и инновационной деятельности, позволяющим обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, пассажирского железнодорожного комплекса. Важность перехода от ресурсно-сырьевого к инновационному пути развития экономики обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, решения социальных и экологических проблем и обеспечения экономической безопасности в условиях мировой финансовой нестабильности и рецессии.

Инновационная экономика предполагает высокое качество жизни населения, производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции на мировых рынках, социальную стабильность, диверсифицированную экономику и промышленность с высоким уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, благоприятным инвестиционным климатом, высокий уровень и качество человеческого капитала и ряд других немаловажных элементов. Ее становление в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией сложных инновационных проектов.

Переход к инновационной экономике и экономике знаний становится основным направлением преобразования экономических отношений. Сотрудничество государственных и предпринимательских структур является важным элементом в развитии нового типа социально-экономических отношений. Создание необходимых условий к переходу на новый этап социально-экономических отно-

Таблица 1 Качество деятельности предприятий пассажирского железнодорожного комплекса

Группа показателей Показатель Качество

«Высокое» «Норма» «Низкое»

Безопасность жизни и здоровья (число случаев) 0 0 1

окружающей среды (соответствие норе - %) 1,3 1 0,7

имущества (багажа) (число случаев) 0 0 4

Доступность физическая 0,6 0,4 0,3

ценовая(повседневно) 0,001 0,0025 0,005

ценовая (ежегодно) 0,4 0,2 0,03

Сервис бесплатных товаров и услуг % 0,8 0,5 0,25

платных товаров и услуг % 0,75 0,4 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время ожидания (мин.) 3 7 15

в пути % 0,8 0,85 1,15

мобильность 0,01 0,1 1

шений является основной задачей, стоящей перед государственными и предпринимательскими структурами России.

Инновационная деятельность является ключевым элементом для перехода экономики на новый уклад развития. Одной из важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко и своевременно реагировать на изменения на рынке путем усовершенствования систем внутреннего и внешнего управления внедрения новых технологий производства, сбыта или оказания услуг, выпуска новой или усовершенствования существующей продукции и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.

Инновационная деятельность предприятия представлена системой мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю деятельности организации, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Основной чертой развития мирового сообщества на современном этапе выступает формирование социально-экономической системы, в которой доминирующую роль играет инновационная деятельность как фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества высшего порядка.

Инновационная деятельность, по сути, представляет собой процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний.

Устойчивый экономический рост, базирующийся на инновациях, формируются на стыке науки и производства, фундаментальных и прикладных разработок, и этим вызвана его сложность и неоднозначность.

Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.

По мнению коллектива авторов, в сложившихся условиях социально-экономического развития пассажирского железнодорожного комплекса России наиболее гибким инструментом развития

✓ ч.

инновационной деятельности предприятий является использование малых инновационных форм.

Малые инновационные предприятия (МИП) являются важным компонентом транспортной отрасли, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Малые фирмы несут риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар.

Гибкость и мобильность, способность быстро реагировать на изменения рынка и потребительского спроса, возможность быстро начать новое производство или изменить технологию, освоить выпуск мелкосерийной или уникальной продукции дают преимущество по сравнению с альтернативными формами ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, высокая конкурентоспособность малых инновационных предприятий связана с их высокой инновационной активностью, позволяющей не только создавать инновационный продукт, осуществлять его трансфер, но и доводить до стадии коммерческого использования.

Низкую инновационную активность крупных и средних предприятий позволит частично компенсировать создание новых МИП или обособление уже существующих научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других форм инновационной деятельности в МИП, соответствующее ранее осуществляемому профилю деятельности (рисунок 2).

Перераспределение инновационной деятельности от крупных предприятий к малым инновационным компаниям имеет ряд преимуществ:

1. гибкость в перестроении компании к условиям окружающей среды;

Одной из наиболее динамично меняющихся условий деятельности является окружающая среда. Возможность системы оптимизировать (видоизменять) свою структуру в ответ на быстрые и неожиданные изменения, обеспечивая при этом прибыльность, конкурентоспособность и постоянное инновационное развитие, является неотъемлемы элементом социально-экономического развития. В современных условиях гибкость предприятия представляет собой сложное комплексное понятие, отражающее способность предприятия получать, распределять и использовать все доступные ресурсы в текущем и будущем периодах, обеспечивая себе выживание и развитие. Малые формы имеют ограниченные финансовые, технические, человеческие, технологические и другие виды ресурсов, что, безусловно, является недостатком. Но с точки зрения мобильности это дает возможность быстрого реагирования на меняющиеся условия ведения инновационной деятельности.

2. формирование самостоятельного пространства, ориентированного на реализацию инноваций в пассажирском железнодорожном сообщении;

Осуществление инновационной деятельности на тех предпри-

Рис. 2 Взаимосвязь предприятий пассажирского ж/д комплекса, МИП и пассажиров

ятиях, чья научная специализация соответствует профилю деятельности, является необходимым элементом успешного ведения деятельности. Таким образом, происходит концентрация идей, знаний, концепций, предложений в рамках одного научного направления. Это дает возможность привлечения специалистов высокого уровня, углубления теоретических знаний, более строгого разграничения областей ответственности по областям исследования, закрепленных за каждой организацией. Специализированное информационное пространство позволяет держать высокий стандарт качества и предлагать на мировой рынок инновационные продукты с уникальными потребительскими характеристиками.

3. функционирование на локальном рынке;

Малые формы организации более четко распознают потребности рынка. Они находятся в тесной взаимосвязи с конечным потребителем, тем самым между ними не возникает дополнительных промежуточных звеньев, искажающих сформированные потребности. Благодаря этому достигается повышение общего уровня удовлетворенности от ранее выявленных потребностей населения.

4. сбалансированность численности занятого персонала и уникальности выполняемых работ;

Инновационная деятельность является рисковой зоной предпринимательства. Выбор неверного направления исследования на определенном этапе развития компании приведет к необходимости

изменения профиля (направления) деятельности или ликвидации в целом. Оба варианта развития событий являются оптимальными.

5. позволяет выявить номинально функционирующие и востребованные направления инновационного развития, а так же определить профиль востребованности.

Хозяйственная деятельность каждого предприятия предполагает под собой получение некого результата. Данный результат может иметь выражение в изменении (в лучшую или худшую стороны) научной, финансовой, социальной, экономической, политической, экологической и ряд других сфер жизнедеятельности человека. Малое инновационное предприятие ставит своей первоочередной задачей развитие инновационной составляющей с помощью науки, апробацией полученных результатов и их последующее внедрение в промышленное производство. Отсутствие каких-либо положительных эффектов от деятельности МИП свидетельствует о потере его ключевого элемента - инновационное развитие, и, как следствие, отсутствие в его потребности как в инструменте конкурентной борьбы.

Литература:

1. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД», утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. № 46р.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОИСКА И

СПАСАНИЯ В МОРЕ

Коровин А.Г., доктор транспорта, капитан-координатор МСПЦ ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский»

Поиск и спасание на море- это совокупность сил, средств, органов управления и мероприятий, предназначенных для осуществления поиска и спасания людей, а также оказание помощи силам министерств и ведомств, суда которых получили аварийные повреждения. При этом обеспечивается выполнение водолазных, глубоководных, судоподъемных и других подводных работ в интересах Российской Федерации.

Ключевые слова: район поиска; суммарная погрешность определения местоположения; последнее известное местоположение; оптимальный радиус поиска;

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SEARCH AND RESCUE AT

SEA

Korovin A., Transport Doctor, Captain Coordinator MSPTS, AMP Petropavlovsk-Kamchatsky, FSI

Search and rescue at sea is a pool of assets, governance and activities designed for the search and rescue of people, as well as assistance to ministries and departments whose vessels were accidental damage. This ensures the diving, deep sea, ship-lifting and other underwater works in the interests of the Russian Federation.

Keywords: search area, total probable error of position, last known position, optimal search radius, wind current - ветровое течение.

Морская доктрина Российской Федерации (утв. 27.07.2001 г. Пр-1387) определяет, что для обеспечения поиска и спасания на море необходимо:

• совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания обеспечить государственную поддержку развития и функционирования системы;

• развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море;

• обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля местоположения Российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.

В настоящее время поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море и внутренних водах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (зарегистрировано Минюстом России 28 июля 1995 г., рег. № 917). В развитие этого Положения 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства № 834 «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию на море и водных бассейнах РФ». Данные нормативные правовые документы являются основными документами, регламентирующими вопросы поиска и спасания на море в Российской Федерации, а также в общем плане регламентирующими вопросы взаимодействия сил и средств различной ведомственной принадлежности.

Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации (Протоколом от 6 апреля 2005 г. № МФП4-16пр) определено распределение функций министерств и ведомств в области поиска и спасания на море:

• функции по определению политики построения, использования и развития государственной системы оказания помощи и спасания на море и водах, а также по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию на море в территориальных водах возлагаются на МЧС России;

• организация спасания на море кораблей, морских и воздушных судов Минобороны России, ФСБ России, МВД России возлагается на Минобороны России;

• организация и координация спасания на море гражданских транспортных, рыбопромысловых и других специализированных судов, а также гражданских воздушных судов возлагается на Минтранс России;

• организация и координация спасания маломерных судов в территориальном море, а также спасание во внутренних водах Российс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.