Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в России'

Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников Яков Лаврентьевич, Сычева Ирина Николаевна, Глотко Андрей Владимирович

В статье обоснована необходимость перехода экономики России на инновационную, социально ориентированную модель развития. Раскрыты понятия инновационного предпринимательства и венчурного капитала. Рассмотрены федеральные и региональные источники финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий. Показан опыт развития малых инновационных предприятий в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова в рамках Проекта ЕС Tempus BUSEEG-RU-UA и деятельности Интегрированного консультационного центра при университете. Всего в рамках проекта создано 29 предприятий и 118 высокотехнологичных рабочих мест, проконсультировано 195 молодых ученых и предпринимателей, привлечено 51,16 млн руб. государственных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинников Яков Лаврентьевич, Сычева Ирина Николаевна, Глотко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в России»

УДК 658(470)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

Я. Л. Овчинников1, И. Н. Сычева2, А. В. Глотко3

12 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия) 3Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск, Россия) E-mail: oyl@mail.altstu.rum, madam.si4eva2010@yandex.ru [2], ganiish_76@mail.ru [3]

В статье обоснована необходимость перехода экономики России на инновационную, социально ориентированную модель развития. Раскрыты понятия инновационного предпринимательства и венчурного капитала. Рассмотрены федеральные и региональные источники финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий. Показан опыт развития малых инновационных предприятий в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова в рамках Проекта ЕС Tempus BUSEEG-RU-UA и деятельности Интегрированного консультационного центра при университете. Всего в рамках проекта создано 29 предприятий и 118 высокотехнологичных рабочих мест, проконсультировано 195 молодых ученых и предпринимателей, привлечено 51,16 млн руб. государственных инвестиций.

Ключевые слова: инновационная модель развития экономики, инновационное предпринимательство, малые инновационные предприятия.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA

Ya. L. Ovchinnikov1, I. N. Sycheva2, A. V. Glotko2

12 Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia) 3Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia) E-mail: oyl@mail.altstu.rum, madam.si4eva2010@yandex.ru [2], ganiish_76@mail.ru [3]

The article substantiates the necessity of transition of Russian economy to innovative socially oriented development model. The concept of innovative entrepreneurship and venture capital is disclosed. Federal and regional funding sources of innovative activities of small innovative enterprises are reviewed. The experience of development of small innovative enterprises in Polzunov Altai State Technical University in the framework of EU Project Tempus BUSEEG-RU-UA and the activities of the Integrated Consulting Center at the University are described. In total, the project has created 29 of 118 enterprises and high-tech jobs, counseled 195 young scientists and entrepreneurs, raised 51,16 million rubles of state investments.

Key words: innovative model of economic development, innovative entrepreneurship, small innovative enterprises.

Современный мировой инновационный тренд, детерминанта экономического роста в долгосрочном периоде определяются интенсивными инновациями и креативностью бизнеса. В национальных стратегиях развития ведущих стран мира сегодня как никогда четко просматривается единство направлений и механизмов повышения конкурентоспособности и устойчивого развития их экономик в условиях нестационарной среды.

В их числе традиционно называются: наращивание интеллектуального потенциала; развитие инфраструктуры, институциональной и экономической конкурентной среды; восприимчивость бизнеса к нововведениям; технологическая готовность к инновациям. Реализация комплекса этих направлений определяет предпринимательскую активность и способствует формированию инновационной среды как внутри компаний, так и в их окружении.

Ситуация в России не является исключением и подтверждает вышесказанное с той лишь разницей, что сам феномен «инновационного предпринимательства» обозначился в тренде экономической политики на несколько десятков лет позднее по сравнению с экономически развитыми странами мира. Объективная ситуация сегодня такова, что при наличии богатейших запасов минерального сырья, финансовых ресурсов и рабочей силы наблюдается отставание ее от развитых стран мира по ведущим индикаторам устойчивости (уровень инновационного развития, эффективность, производительность, уровень развития человеческого капитала). Приведем несколько цифр. В качестве индикатора успешного технологического уровня развития, как правило, используются показатели удельного веса высоких технологий в объеме производства и экспорта. В России такая продукция составляет менее 26% от объема выпуска обрабатывающей промышленности (45-е место в мире на 2013 г.), тогда как в развитых странах — от 50 до 70%; низкий уровень развития кластеров (114-е место в мире); недостаточная крепость связей участников инновационной деятельности (127-е место); слабое сотрудничество университетов и промышленного сектора в сфере НИОКР — научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (65-е место); слабая кооперация работодателей (95-е место) и др. [1, с. 71-72]. Если в период мирового кризиса в большинстве западных стран существует определенный инновационный задел благодаря эффективной технологической и экономической политике, то в России значительная доля средств из резервов направлена на стабилизацию банковской системы, а не реального сектора экономики. Результат: низкое качество инновационной среды заметно тормозит развитие инновационного предпринимательства и затрудняет эффективную реализацию способностей и компетенций значительной части работников.

Под термином «инновационное предпринимательство» в широком смысле обычно подразумеваются все вложения в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты, и прежде всего вложения в отрасли высоких технологий. В узком смысле — это долгосрочные или среднесрочные инвестиции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний в виде кредитов, вложений в акции и др. [2, с. 311].

Сегодня в России можно выделить как минимум две основные организационные формы венчурных фирм: самостоятельный, собственно рисковый бизнес и внутренний венчур крупных компаний. Первый их вид, т. е. собственно рисковый бизнес, представляется двумя видами хозяй-

ствующих субъектов: малыми инновационными предприятиями (далее — МИП) и финансовыми учреждениями, предоставляющими им капитал под рисковые проекты. Инициаторами малых рисковых фирм чаще всего выступают талантливые изобретатели, ученые, инженеры, менеджеры-новаторы, стремящиеся выгодно воплотить в жизнь перспективные идеи, работая при этом без ограничений, неизбежно возникающих в лабораториях крупных фирм и организаций. Безусловно, высокая конкуренция на рынке, спрос и предложение, жесткие сроки апробации новой идеи интенсифицируют исследовательский процесс, вынуждают разработчиков действовать быстро и результативно. Успехи малого предпринимательства в научно-технических разработках новшеств оказались настолько значимыми, что побудили крупные компании как за рубежом, так и в России к созданию аналогичных подразделений внутри собственных структур в качестве альтернативной формы организации с целью преодоления присущих им тенденций к торможению научно-технического прогресса [3, с. 97].

Следует учитывать два момента при создании внутренних рисковых проектов (внутренних венчуров). Во-первых, целью внутреннего венчу-ра является изыскание инноваций, причем задачи венчурного проекта не должны совпадать со сферой обычной деятельности компании. Во-вторых, при отборе идей для реализации в рамках внутреннего рискового проекта издержки на создание, производство, сбыт продукции и коммерческий потенциал нововведений должны быть спрогнозированы с точностью как минимум 50-75%.

В случае одобрения проекта экспертами его автор обычно возглавляет внутренний венчур, при этом административно-хозяйственное вмешательство со стороны руководства компании является минимальным. Компания предоставляет управленческие услуги, научно-исследовательское, лабораторное, вычислительное и другое оборудование. Результатом внутреннего венчура является разработка инновационного продукта, который по традиционным каналам сбыта реализуется на рынке.

Несмотря на высокую потребность развития венчурной формы организации инновационного процесса для российского бизнеса, на практике оно сопряжено с серьезными трудностями. Основная трудность заключается в том, что достаточного объема денежных средств для развития малого инновационного бизнеса не могут предоставить ни российские предприятия, ни государство. Так, бюджетное финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям разви-

тия научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [4] остается неизменным на протяжении нескольких лет и составляет около 1,3% ВВП. Следствие: в 2014-2015 гг. Россия не достигла запланированного уровня отдельных индикаторов, характеризующих спрос на инновационную продукцию реального сектора экономики. Неэффективна и структура спроса, ибо наблюдается явный перекос в сторону закупок импортного оборудования в ущерб производству и внедрению отечественных инновационных разработок. В 2014 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли менее 10 % общего числа предприятий российской промышленности [5, с. 62-75], что на порядок ниже значений ведущих стран Европы (Германия — 75%, Бельгия — 54%, Швеция — 57%, Финляндия — 53%) [6]. Для сравнения: инвестиции в инновационный сектор в России оцениваются на уровне 0,3% от соответствующего показателя США. Обозначенная ситуация делает чрезвычайно актуальной проблему поиска источников финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий для практического внедрения инновационных разработок в реальный сектор экономики, которые могут быть федеральными и региональными.

Федеральные источники финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий:

• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises — FASIE) — государственная некоммерческая организация, действующая с 1994 г. с целью оказания финансовой, информационной и иной помощи МИПам, реализующим проекты по разработке и освоению инновационной наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности [6]. Участие МИПов в программах фонда позволяет довести разработку от научной идеи до создания устойчивого бизнеса, привлекательного для российских и зарубежных инвесторов. Ключевые программы фонда — «УМНИК», «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ» (направления: «Энерго», «Фарма», «Софт», «Экспорт», «Ставка», «ПУСК», «Антикризис» и др.

• Российская венчурная компания (РВК) — государственный фонд всех венчурных фондов, осуществляющий государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовую поддержку высокотехнологического сектора России в целом. РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. На 1 января 2016 г. общее количество фондов, сформированных РВК, достигло 22 (включая два фонда в зарубежной юрисдикции); их сум-

марный размер — 33,2 млрд руб., в том числе доля РВК составляет 20,3 млрд руб. Число одобренных к инвестированию фондами РВК инновационных компаний достигло 179 с общим объемом средств 17,5 млрд руб.

К региональным источникам финансирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий в Алтайском крае относятся:

• Алтайский гарантийный фонд — создан Администрацией Алтайского края с целью содействия развитию кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Алтайского края. Этот фонд полезен в первую очередь тем предпринимателям, которые при получении банковских кредитов сталкиваются с проблемой недостаточности залогового обеспечения: для них предоставляется поручительство фонда в размере до 50% от суммы получаемого кредита. Данные поручительства обеспечены средствами фонда.

Всего с начала деятельности данного финансового института поручительствами обеспечены 518 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 1,35 млрд руб., общий размер привлеченных кредитов составил порядка 3,7 млрд руб. В 2015 г. региональной гарантийной организацией предоставлено 12 поручительств на сумму 59,2 млн руб. Данная адресная финансовая поддержка позволила малым и средним предприятиям края привлечь 165,8 млн руб. кредитных средств на развитие своего бизнеса. Среди получателей поддержки, воспользовавшихся гарантиями фонда при заключении кредитных договоров, 44,6% реализуют проекты в сфере обрабатывающих производств, 17% — в торговой сфере, 7,8% — в сфере строительства, 14% — оказывают медицинские, бытовые, коммунальные и социальные услуги населению, 16,6% получателей реализуют проекты в сельском хозяйстве. На начало февраля 2016 г. ресурсы фонда составляют свыше 640 млн руб.

• Алтайский фонд микрозаймов создан в 2009 г. Администрацией Алтайского края в составе управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры с целью повышения доступности заемных средств для субъектов микро- и малого предпринимательства Алтайского края. Микрозаймы размером до 1 млн руб. предоставляются предпринимателям на возвратной и возмездной основе сроком до 12 месяцев. Привлекательность фонда — в льготных условиях финансирования. Так, по условиям размер процентной ставки за пользование микрозаймом не может превышать ставку рефинансирования Центрального банка России более чем на 5 процентных пун-ков. В Алтайском крае на протяжении двух последних лет годовая процентная ставка за пользование микрозаймом для субъектов малого бизнеса, заня-

тых в приоритетных направлениях деятельности, сохраняется на уровне 8,5% [5].

В рамках выигранного университетом Проекта ЕС Tempus BUSEEG-RU-UA «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей» (544202-TEMPUS-1-2013-1-AT-TEMPUS-JPHES) в 2014 г. в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ) приказом ректора был создан Интегрированный консультационный центр (ИКЦ) с целью обеспечения консультирования студентов, аспирантов, молодых ученых и предпринимателей в области инновационной и предпринимательской деятельности. Деятельность ИКЦ координирует Управление инновационного развития университета. ИКЦ в отчетном периоде с марта 2015 по март 2016 г. достиг следующих основных целей:

— повысил информированность студентов, аспирантов, молодых ученых, субъектов малого и среднего предпринимательства о государственной поддержке в Российской Федерации;

— предоставлял гарантированный перечень консультационных и образовательных услуг;

— обеспечил равные условия и доступность потребителям услуг ИКЦ к информационным, справочным и поисковым ресурсам ИКЦ.

В деятельности ИКЦ достигнуты следующие основные результаты:

— оказано содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства — получена поддержка на создание в АлтГТУ двух центров молодежного инновационного творчества на общую сумму 14 млн руб.;

— осуществлена консультационная поддержка для студентов, аспирантов, молодых ученых (177 молодых специалистов до 30 лет), субъектов малого и среднего предпринимательства Алтайского края (18 субъектов);

— оказаны информационные, консультационные, образовательные услуги (проведено четыре семинара по мерам господдержки инновационного бизнеса; всего проконсультировано 195 человек);

— повышены информированность и правовой уровень предпринимателей в области защиты интеллектуальной собственности на организованном краевом семинаре;

— оказана методическая и методологическая помощь по вопросам предпринимательской деятельности, в том числе: проблемам продвижения продукции на межрегиональ-

ные рынки (предоставлялась информация о проводимых выставках, ярмарках); вопросам повышения инвестиционной привлекательности субъектов малого и среднего предпринимательства (осуществлялся поиск потенциальных инвесторов, бизнес-партнеров); проблемам инновационного развития хозяйствующих субъектов сферы малого и среднего предпринимательства; поддержки генерации и развития инновационных проектов и др.

ИКЦ обеспечил следующие функции:

— обеспечение гарантированного доступа к информационным ресурсам ЦПП, к поисковым и справочным системам;

— предоставление информации и консультаций по использованию инструментов государственной поддержки, предусмотренной на федеральном, краевом и муниципальном уровнях;

— оказание помощи в подготовке документов, необходимых для участия в краевых, муниципальных программах поддержки предпринимательства, в государственных и муниципальных заказах;

— предоставление методических рекомендаций и практических пособий по вопросам организации и ведения бизнеса;

— организация мероприятий по повышению образовательного уровня в области инновационного предпринимательства (всего пять региональных семинаров).

ИКЦ обеспечил поддержку проектов малых инновационных предприятий, созданных при АлтГТУ (всего функционирует 29 предприятий, созданных в 201-2016 гг.). Выручка предприятий за время их существования составила 82 527 900 рублей. В МИП создано и функционирует 118 высокотехнологичных рабочих мест.

За отчетный период проконсультировано 195 молодых ученых и предпринимателей, которым в результате удалось привлечь к развитию собственных бизнес-идей 51 160 000 рублей государственных инвестиций.

В заключение хотелось бы упомянуть еще об одной «фирменной» межрегиональной программе нашего университета — это так называемые «ползуновские гранты»: «Студенты и аспиранты малому и наукоемкому бизнесу». Ее идея состоит в том, что студент или аспирант еще во время учебы начинает работать с каким-либо малым предприятием: проходит практику, ведет научно-практическую деятельность в его интересах и ориентирован на поступление в компанию по окончании вуза. За время существования этой программы более 1000 студентов из всех регионов

России, от Калининграда до Владивостока, стали ее лауреатами [8].

Сегодня Россия ставит амбициозные, но реально достижимые цели стратегического развития. Главные из них — это обеспечение высокого уровня благосостояния всего населения и упрочение геополитической роли страны в качестве ведущего лидера, определяющего политику мировой цивилизации. Единственно возможный способ достижения указанных целей — это переход экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития. В условиях серьезных внутренних проблем и внешних рисков это предполагает создание адекватных регулирующих механизмов. В условиях бюджетных ограничений сделать это непросто. Экономия бюджетных расходов в то же время позволяет найти предпринима-

телям малозатратные формы и способы налаживания контактов и сотрудничества экономических агентов. К их числу относятся: поддержка старт-апов и малых инновационных предприятий институциональными и экономическими мерами; публичное поощрение бизнеса, который открывает молодежь (гранты, конкурсы, призы); создание и развитие инкубаторов; распространение опыта передовых кластеров; информационно-консультационная поддержка; разнообразные и доступные площадки для взаимодействий (т. е. места, где разработчики технологий, инвесторы, предприниматели смогут и захотят найти друг друга) и др. Их эффективная реализация позволит России развиваться в тренде глобальных тенденций инновационного развития даже в условиях финансовых ограничений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Никонова А. А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию // Эффективное антикризисное управление. — 2015. — № 6 (93) — С. 62-75.

2. Сычева И. Н. Предпринимательские риски: проблемы оценки и учета // Организация — 2012 : материалы заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. Н. Сычева. — Барнаул, 2012. — С. 306-319.

3. Сычева И. Н., Пермякова Е. С. Инновационное предпринимательство в регионе: проблемы и решения // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — № 9. — С. 95-98.

4. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». — URL: http://www.ano-info.ru/index.php/component/ content/article/143-main/1098-ftsp.

5. Алтайский гарантийный фонд — Алтайский фонд микрозаймов. — URL: http://www.altfond.ru/ news/news-23-03-2016.

6. The Human Development Report 2015. Work for Human Development. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). New York, NY, 2015. — URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_ human_development_report_1.pdf.

7. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development / Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau; Ithaca; Geneva 2015. — URL: https://www.globalinnovationindex.org/ userfiles/file/reportpdf/gii-full-report-2015-v6.pdf.

8. Инновационные технологии — для малого бизнеса. — URL: http://gorn.pro/archive/2006/ 10/1943938/.

REFERENCES

1. Nikonova, A. A. (2015). Sistemnost' upravlenija kak osnovnoj imperativ v perehode k ustojchivomu razvitiju. Jeffektivnoe antikrizisnoe upravlenie. 6 (93), 62-75 (in Russian).

2. Sycheva, I. N. (2012). Predprinimatel'skie riski: problemy ocenki i ucheta. Proceed. Conf. "Organizacija — 2012". Barnaul (in Russian).

3. Sycheva, I. N., Permjakova, E. S. (2015). Innovacionnoe predprinimatel'stvo v regione: problemy i reshenija. Jekonomika i biznes: teorija i praktika. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 9, 95-98 (in Russian).

4. Federal Program "Issledovanija i razrabotki po prioritetnym napravlenijam razvitija nauchno-tehnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014-2020 gody". Available from: http://www.ano-info.ru/index.php/ component/content/article/143-main/1098-ftsp/[accessed on 01.03.2017 (in Russian).

5. Altajskij garantijnyj fond. Altajskij fond mikrozajmov. Available from: http://www.altfond.ru/news/news-23-03-2016/[accessed on 01.03.2017] (in Russian).

6. The Human Development Report. (2015). Work for Human Development. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). New York. Available from: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_ human_development_report_1.pdf/ [accessed on 01.03.2017].

7. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development / Cornell University, INSEAD, and WIPO. Fontainebleau; Ithaca; Geneva. Available from: https://www.globalinnovationindex.org/ userfiles/file/reportpdf/gii-full-report-2015-v6.pdf/ [accessed on 01.03.2017].

8. Innovacionnye tehnologii — dlja malogo biznesa. Available from: http://gorn.pro/ar-chive/2006/10/1943938/ [accessed on 01.03.2017] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.