Научная статья на тему 'Конкурентоспособность малых инновационных предприятий и пути ее повышения'

Конкурентоспособность малых инновационных предприятий и пути ее повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
337
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ABILITY / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTERPRISES / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

Модернизация экономики России в качестве одного из важных направлений предусматривает развитие малых инновационных предприятий, высокая конкурентоспособность которых не реализована из-за отсутствия в стране динамичных и комфортных условий, влияющих на стимулирование предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitiveness of small innovative enterprises and ways to growth

Modernization of Russias economy as one of the important directions provides for the development of small innovative enterprises, the competitive advantage which is not implemented due to lack of the countrys dynamic and comfortable environment that affect the promotion of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность малых инновационных предприятий и пути ее повышения»

Ю.Н. Нестеренко

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Модернизация экономики России в качестве одного из важных направлений предусматривает развитие малых инновационных предприятий, высокая конкурентоспособность которых не реализована из-за отсутствия в стране динамичных и комфортных условий, влияющих на стимулирование предпринимательства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, малое предпринимательство, малые инновационные предприятия.

Определяющим принципом эффективного развития малых инновационных предприятий (МИП) является обеспечение роста их конкурентоспособности.

Конкурентоспособность любого субъекта экономики зависит от количества и значимости его конкурентных преимуществ (базовых, операционных, стратегических), благодаря которым оно может достичь превосходства над конкурентами, стать более устойчивым на рынке и получить наибольшую прибыль.

Как известно, базовые конкурентные преимущества составляют ресурсные факторы, к которым относят природные, трудовые и финансовые ресурсы, географическое положение, наличие инфраструктуры и основных производственных фондов. Для субъектов малого инновационного предпринимательства определяющими из этой группы является обеспеченность деятельности высококвалифицированными специалистами, необходимым размером собственного и заемного капитала, а также доступ к надежной и своевременной информации.

Что касается кадрового потенциала, то конкурентные позиции МИП высоки благодаря знаниям и таланту работающих там

© Нестеренко Ю.Н., 2011

людей, их склонности заниматься научными исследованиями, умению не только производить, но и коммерциализировать идеи. Кроме того, на малых инновационных предприятиях, как правило, работают наиболее квалифицированные работники. Так, в России доля специалистов с высшим образованием на малых предприятиях составляет 34,2% от среднесписочной численности, хотя общероссийский уровень для экономики в целом составляет 27,9%1.

Для наукоемких предприятий характерна относительно большая доля затрат живого труда на единицу произведенной продукции. Это приводит к тому, что расходы на оплату труда становятся наиболее издержкоемкими статьями в структуре затрат предприятий. Поэтому, чтобы поддерживать конкурентоспособность, руководители МИП вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую проблему, можно столкнуться с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров и дальнейшем партнерстве с ними. Повышение же производительности труда неизбежно приведет к необходимости диверсификации деятельности и смены ее профиля, а также переквалификации сотрудников.

Возможности разработки и реализации инноваций в существенной мере зависят от обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами при том, что объем необходимых средств определяется профилем научных исследований (например, разработка программного обеспечения требует меньше средств, чем разработка новых биотехнологий) и стадией инновационного цикла.

Для МИП характерна ограниченность капитала, что вызвано как нехваткой собственных средств, так и слабыми позициями фирм в борьбе с крупными компаниями за доступ к финансовым ресурсам. Банки и другие финансовые институты часто отказывают малым предприятиям в кредите, а если и предоставляют, то под очень высокие проценты, что оборачивается ростом себестоимости продукции. Часто не под силу оказывается малым предприятиям и выпуск собственных акций.

Недостаток средств, во-первых, затрудняет проведение широкомасштабных научных исследований, закупку нового оборудования и модернизацию производства, освоение инновационной продукции и внедрение ее на рынок. Кроме того, дефицит финансовых ресурсов обостряет проблему их использования. Даже незначительная ошибка в расчете потребностей в капитале, направлений инвестирования может привести к банкротству предприятия и, естественно, к снижению его конкурентоспособности.

В современном мире решающим фактором успешной деятельности и устойчивости на рынке является доступ к надежной и свое-

временной информации. Источником идей, как правило, выступают сотрудники МИП (около 40%), информацию о рынке и его потребностях предприятия получают от поставщиков и покупателей (30%), а также на профессиональных выставках и ярмарках (17%)2.

Однако для достижения конкурентных позиций компании необходимо не только владеть определенным объемом информации, но и обладать возможностью ее распространять, позиционируя собственную деятельность. Здесь для МИП существуют объективные ограничения, которые связаны с длительностью инновационного процесса, непредсказуемостью результатов и в связи с этим значительной информационной асимметрией.

Таким образом, базовые конкурентные преимущества малых инновационных предприятий определяются наличием важнейших ресурсов - трудовых, финансовых, информационных. Их эффективное использование влияет на формирование операционных факторов конкурентоспособности, от величины которых зависят рыночная устойчивость и жизнеспособность МИП, а также иные характеристики, которые определяют на основе экономических показателей деятельности. Так, по показателю рентабельности оценивают перспективы компании. По степени дифференциации производства определяют возможности для расширения бизнеса. По уровню востребованности инновационной продукции рассчитывают платежеспособность предприятия.

Наиболее важным операционным фактором конкурентоспособности МИП выступает технический уровень выпускаемой продукции или ее наукоемкость. Результаты исследований Бостонского университета свидетельствуют, что при выпуске на рынок новой продукции общей стоимостью 1 млн долл. США, затраты на исследования и разработки у малых предприятий в 2 с лишним раза выше средних показателей3. А отношение числа нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в организациях крупного бизнеса, что свидетельствует о высокой эффективности освоения инноваций субъектами малого предпринимательства в западных странах.

Преимущество малых предприятий перед крупными компаниями проявляется также в том, что они опережают последних не только по эффективности затрат, но и по скорости осуществления всех этапов научно-производственного цикла. МИП требуется на одну треть меньше времени на разработку и доведение до рынка нового продукта (в крупных фирмах в среднем три, а в малых -два года)4.

Важной характеристикой инновационной деятельности субъектов экономики является жизненный цикл производимой продук-

ции. По этому показателю наиболее эффективными также являются малые предприятия, для которых время использования продукции до ее замены или усовершенствования не превышает 8,5 лет, что ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера.

Однако эффективность малого инновационного бизнеса в России существенно уступает западным аналогам, что свидетельствует о его низкой конкурентоспособности. Так, удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, по оценкам последних лет составлял 4,0-4,5%, в то время как в целом в экономике доля таких предприятий составляла 9,0-9,5%5. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг на промышленных предприятиях малого бизнеса составлял 2,0 %, при том что средний показатель для отечественных предприятий данного сектора находился на уровне 5,5%.

По объему инновационной продукции и услуг, приходящемуся на 1 рубль затрат на технологические инновации, малые предприятия России также уступают субъектам крупного бизнеса. Для МИП показатель равен 0,58 руб., в то время как в целом для экономики - 4,4 руб.

В то же время наукоемкость продукции, производимой малыми предприятиями России, выше, чем предприятиями-гигантами. Так, удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг субъектами малого инновационного бизнеса находился в пределах 1,5-2,0%, в то время как средний показатель в стране определялся на уровне 1,5-2,0%6.

Таким образом, операционная эффективность является необходимым фактором, обеспечивающим конкурентные позиции любого предприятия, в том числе малого предпринимательства, но недостаточным, так как формирует только временные преимущества субъекта хозяйствования. По мере повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшения операционных показателей деятельности, компании-соперники начинают применять новейшие средства и методы управления. Это в конечном итоге приводит к тому, что предприятия становятся все больше и больше похожими друг на друга. Они сближаются, перестают выделяться из общей массы, предоставляя на рынок примерно одинаковую продукцию или услуги. А это означает, что предприятия теряют конкурентные преимущества.

Чтобы действительно опережать конкурентов и занимать устойчивые позиции на рынке, необходимо быть непохожим, иметь в распоряжении особые виды ресурсов, производить оригиналь-

ную и высококачественную продукцию, использовать современные технологии, а также новые методы организации и управления, то есть применять стратегические факторы конкурентоспособности7.

Они представляют собой определенные условия для достижения таких сценариев развития компании, при которых имеющиеся ресурсы сочетаются оптимальным образом и делают ее уникальной, занимающей лидирующие позиции в конкретной области8.

К стратегическим факторам, являющимся наиболее существенными для любой компании, относят накопленный опыт, широкий ассортимент предлагаемых товаров и услуг, возможность максимального удовлетворения потребностей рынка, устойчивые связи с контрагентами, а также свободный доступ к потребителям. Однако на современном этапе развития экономики данного перечня оказывается недостаточно, и обязательными условиями конкурентоспособности становятся инновационный потенциал предприятия, возможность производить новые знания, осуществлять технологические разработки, использовать в своей деятельности достижения НИОКР, ориентироваться на новейшие виды техники и производств. Крайне важен для современных компаний также их выход на мировую арену, что открывает для них большие возможности и делает положение более устойчивым.

Стратегическими конкурентными преимуществами малых инновационных предприятий является их гибкость и мобильность, способность быстро реагировать на изменения рынка и потребительского спроса, наладить новое производство или изменить технологию, освоить выпуск мелкосерийной и уникальной продукции. Конкурентоспособность МИП связана с их высокой инновационной активностью, позволяющей не только создавать инновационный продукт, но и доводить его до стадии коммерческого использования. Производя наукоемкую продукцию, действуя в инновационной сфере, они, не имея в достаточном объеме собственного капитала, производственных мощностей, развитой маркетинговой системы, выходят как на национальный, так и мировой рынок, где добиваются значительных результатов.

Таким образом, инновационная активность и накопленный научный потенциал позволяют малым инновационным предприятиям получать количественные и качественные конкурентные преимущества, которые стимулируют расширение спроса и предложения товаров и услуг, внедрение современных методов организации и управления производственной деятельностью, разработку новых приемов влияния на рынок.

Однако в России масштабы МИП несравнимо малы, причем динамика доли компаний, занятых в сфере науки и научных

исследований, отрицательна. Так, в 2004 г. такие компании составляли 2,55 от числа субъектов малого предпринимательства (22,5 тыс. единиц). К 2009 г. общее число таких предприятий снизилось до 12,3 тыс. единиц, а доля упала до 0,75%. На МИП трудится 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в этом секторе экономической деятельности.

Таким образом, несмотря на высокий уровень конкурентоспособности, существенный потенциал малого инновационного предпринимательства в России остается нереализованным. Это не отвечает задачам модернизации экономики страны, достижения качества экономического роста, обеспечения национальной безопасности и эффективности развития.

В связи с этим Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., особенно в части первого этапа (до 2012 г.), в качестве стратегического направления определено формирование инновационно-производственой структуры малого и среднего бизнеса. Правительством страны поставлена задача повышения вклада малых предприятий в ВВП страны с нынешних 21% до 29%, занятого населения - до 23%, доли неторгового сектора - до 40%, доли малых предприятий в производстве инновационной и высокотехнологичной продукции - в 6 раз9.

Достижение этих ориентиров возможно за счет решения следующих первоочередных задач:

1. Сокращение административной нагрузки на бизнес и формирование динамичной и комфортной для развития предпринимательства среды, что включает совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, повышение ответственности проверяющих органов за несоблюдение установленных требований, снижение числа необоснованных проверок, введение уведомительного порядка открытия собственного дела, сокращение лицензируемых видов деятельности и унификацию порядка лицензирования, создание системных условий для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг и пр.

2. Уменьшение налоговой нагрузки. Это направление предусматривает введение на территориях субъектов Российской Федерации ставки единого налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в размере 5%, развитие системы патента, формирование налоговых стимулов для развития малых инновационных предприятий.

3. Развитие имущественной поддержки бизнеса через предоставление преимущественного права выкупа арендуемых помеще-

ний, формирование региональных перечней имущества для целей предоставления МИП на льготных условиях в долгосрочной аренды, развитие лизинга, в том числе через субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей.

4. Обеспечение финансовой поддержки МИП за счет снижения процентных ставок по банковским кредитам и расширения деятельности специализированных финансовых институтов (кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций).

5. Предоставление грантов начинающим малым инновационным предприятиям, созданным при высших учебных заведениях, и субсидий для действующих МИП на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства, освоению новых технологических процессов, приобретению машин, оборудования и новых технологий.

Реализация этих мер позволит повысить устойчивость малых инновационных предприятий России, снизить их риски деятельности и в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества.

Примечания

1 Труд и занятость в России: 2009: Стат. сб. М., 2009.

2 Building an Innovative Economy in Europe: A review of 12 studies of innovation

policy in today's Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2001. P. 18.

3 Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1994.

С. 99.

4 Small Business Innovation and Research Legislation. Washington, 1981. P. 3.

5 Индикаторы инновационной деятельности: 2009.

6 Малое предпринимательство в России: 2008: Стат. сб. М., 2008.

7 Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. С. 50.

8 Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы

статистического сопровождения // Вопросы статистики. 2004. № 7. С. 3-15.

9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на пе-

риод до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. [М., 2010]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/ (дата обращения: 17.03.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.