Научная статья на тему 'Сравнительный анализ системы высшего образования в США, России и Китае'

Сравнительный анализ системы высшего образования в США, России и Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4770
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / РАЗЛИЧИЯ В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Херина Александра Андреевна

Статья посвящена сравнительному анализу систем высшего образования в США, России и Китае. Актуальность данной статьи определяется необходимостью выявления различий в системах высшего образования вышеперечисленных стран для дальнейшего составления тезауруса в данной области знаний, а также отражения в нем несовпадения значений лексем в исследуемых языковых культурах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ системы высшего образования в США, России и Китае»

Сравнительный анализ системы высшего образования в США, России и Китае Херина А. А.

Херина Александра Андреевна / Kherina Aleksandra Andreevna - студент магистратуры,

кафедра английской филологии,

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация: статья посвящена сравнительному анализу систем высшего образования в США, России и Китае. Актуальность данной статьи определяется необходимостью выявления различий в системах высшего образования вышеперечисленных стран для дальнейшего составления тезауруса в данной области знаний, а также отражения в нем несовпадения значений лексем в исследуемых языковых культурах. Ключевые слова: высшее образование, языковая культура, различия в системах образования.

Система высшего образования в США довольно сложная. Она состоит из 4-х категорий учреждений: университет, в составе которого могут быть колледжи; четырехлетние колледжи - большинство из них не являются частью университета; учреждения технической подготовки, в которых обучаются от 6 месяцев до 4 лет для обучения техническому мастерству (парикмахерское искусство, программирование); двухлетний муниципальный колледж (community college), после которого студенты приобретают профессии или могут поступить в четырехгодичный колледж или университет.

Вышеупомянутые учреждения могут быть частными и государственными. Это зависит от источника финансирования. Для поступления в вузы необходимо сдать экзамены, например: SATs [Стомпель, 43].

Студент в США может выбирать себе курсы свободно, но должен выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям. Существует практика дополнять свою основную специальность (major) еще одной специальностью (minor), а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности, как и в вузах РФ, где дополнительную специальность можно взять на 3-м или 4-м курсе.

Отметки в американских вузах зависят главным образом от экзаменов, которые сдаются в середине семестра или триместра (Midterms), или в экзаменационную сессию в конце учебного года (Finals). Также могут зачитываться домашние задания, проекты, презентации, рефераты, и т. д. В вузах действует шкала отметок A/B/C/D/F [Ощепкова, 15].

В США колледжи четырехгодичного обучения приравниваются к вузам. Такие колледжи могут входить в состав университета, а могут быть абсолютно самостоятельными заведениями. После четырех лет обучения студенту присуждают степень бакалавра (Bachelor of Arts — BA или Bachelor of Science — BSc) [Владимиров, 31].

В отличие от степени бакалавра степень магистра в США ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика и др.). Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование [Владимиров, 50-52].

В России с вхождением в Европейское образовательное пространство после подписания Болонской декларации высшее образование можно получить в два этапа: бакалавр (4 года), магистратура (2 года) или специалитет (5 лет) [www.edu.ru Закон об образовании в РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1].

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». Любое учебное заведение, которое дает дальнейшую подготовку после средней школы, в разговорной речи может называться «колледжем», «школой» или даже «университетом».

Принципиальное различие состоит в том, что выпускники колледжа могут получить только степень бакалавра, в то время как выпускники университетов получают степени бакалавра, магистра и доктора. Кроме того, в колледжах обучается меньше студентов.

В России статус «института», «университета» определятся по строгим критериям Рособрнадзора.

Кандидаты наук в России, которые ведут работу над докторской диссертацией и имеют опыт проведения самостоятельных исследований, могут поступать на курсы пост-докторантуры [Тарасюк, 122-130].

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы в России делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:

- появлением новых дипломов (по различным квалификациям);

- преподаванием новых дисциплин и созданием новых факультетов;

- информатизацией, все более и более используемой для дистанционного обучения через Интернет;

- международным сотрудничеством;

- учреждения высшего образования получили широкие возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг;

- сложилась общественно-государственная система разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы.

Вузы России, опираясь на опыт зарубежных вузов, переходят на балльно-рейтинговую систему оценивания [http://wikipedia.ru. Информационный портал].

Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Система высшего образования Китая активно расширяется и включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Несмотря на то, что все высшие учебные заведения Китая - государственные, единой программы для всех нет, в отличие от России и США, где имеются обязательные учебные программы. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в вузы абитуриенты, решившие поступать на платное отделение, поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент [http://edu.cn.ru. Введение в систему образования КНР].

Университеты Китая отличаются друг от друга тематикой курсов и методикой преподавания. В отличие от большинства европейских и американских университетов, где в одном учебном заведении могут преподавать сотни различных специальностей, китайские вузы имеют специализацию. Есть технические, педагогические, лингвистические и другие институты.

Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах вузовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60 % студенческих мест, против 14 % в США). Таким образом, гуманитарии - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с двумя другими исследуемыми странами.

Вузы страны обеспечивают три уровня высшего образования. Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра. Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Master), в отличие от России, где срок обучения в магистратуре составляет 2 года. Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора, аналогичной PhD.

В большинстве университетов Китая принята не вполне знакомая русским студентам система «кредитов». Это означает, что университеты имеют довольно гибкие учебные планы, предусматривающие перечень изучаемых предметов, точную сумму «кредитов» или «баллов» по каждому предмету, а также общую сумму баллов, необходимую для аттестации по окончанию курса. При этом изучаемые предметы делятся на основные, а также специальные и факультативные. Таким образом, студенты имеют возможность выбирать изучаемые предметы самостоятельно, с соблюдением условия о наборе определенного количества баллов, требуемого согласно учебному плану для аттестации по данной специальности [http://Russian.people.com. Развитие образования в КНР - газета «Жэньминь жибао» онлайн].

В целом систему образования в Китае часто квалифицируют как «прагматическую», «эгалитарную», «демократическую», к этим определениям стоит добавить слово «селективная». Избирательность системы высшего образования проявляется в иерархоичности вузов страны. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз соответствующей набранным баллам категории или более низкий по категориям баллов. Этот факт объяснется сохранением престижа вуза.

Литература

1. Стомпель Е. М., Петелина Ю. Н. Образование в США: учебно-методическое пособие. — Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. С. 43.

2. Тарасюк Л. Н., Цейкович К. Н. Образование в США [Социально-политический журнал]. - 1997. - № 1. -170 c.

3. Владимиров А. Т. США: Общая характеристика среднего образования. Текст. / А. Т. Владимиров. // Народное образование. 1992. - № 11, № 12. С. 31.

4. Ощепкова В. В. «The USA: Geography, History, Education, Painting (a reader). - Москва, «Лист», 1997. С. 15.

5. [Электронный ресурс]. [http://wikipedia.ru]: Информационный портал. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/. Образование_в_России (дата обращения: 15.06.2015).

6. [Электронный ресурс]. [http://edu.cn.ru]: Информационный портал о системе образования КНР. Режим доступа: http://bfmap.ru/content/oms_publ6 (дата обращения: 10.06.2015).

7. [Электронный ресурс]. [http://russian.people.com]: Информационный портал газеты «Жэньминь жибао». Режим доступа: http://www.ovale.ru/site/384492/russian.people.com.cn. (дата обращения: 12.06.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.