Научная статья на тему 'Управление качеством в системе высшего образования США'

Управление качеством в системе высшего образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / США / QUALITY MANAGEMENT / HIGHER EDUCATION / STUDENT / UNITED STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США. Целью явилось исследование положительного опыта США для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования США, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ образования США с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу развития американской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе анализа развития вузов США авторы делают вывод о необходимости введения комплексной системы наставничества и поощрения талантливой молодежи из числа студентов в адресном порядке, а также важности и сложности коммерциализации вузов в российской системе, даны рекомендации по развитию указанных направлений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN USA

The paper describes major current theories and challenges related to quality management in the higher education system of the United States. The paper aims to study the positive experience of the United States and use it further in Russia. The authors assess the current state of the system of higher education in the United States, identify major challenges in quality management, and conduct a brief comparative analysis with the Russian educational system. The authors assess the present stage of development of the American system of higher education and identify a number of areas for further development. Having analysed the development of universities in the United States the authors emphasize the need for a comprehensive system of mentoring and encouraging talented young people on an individual basis as well as the importance and complexity of commercialization of universities in the Russian educational system, and suggest how to develop those areas in Russia.

Текст научной работы на тему «Управление качеством в системе высшего образования США»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

QUALITY MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN USA

© Гугелев Александр Владимирович

Alexander V. Gugelev

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

PhD. (Economics), professor at the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: [email protected]

Семченко Анжелика Ахмеджановна

Angelica A. Semchenko

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Cand.Sc. (Economics), associate professor at the department of economics and quality management, Saint-Petersburg State University of Economics

e-mail: [email protected]

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США. Целью явилось исследование положительного опыта США для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования США, выявлены основ-

The paper describes major current theories and challenges related to quality management in the higher education system of the United States. The paper aims to study the positive experience of the United States and use it further in Russia. The authors assess the current state of the system of higher education in the United States, identify major challenges in quality management, and conduct a

ные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ образования США с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу развития американской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе анализа развития вузов США авторы делают вывод о необходимости введения комплексной системы наставничества и поощрения талантливой молодежи из числа студентов в адресном порядке, а также важности и сложности коммерциализации вузов в российской системе, даны рекомендации по развитию указанных направлений в России.

Ключевые слова: управление качеством, высшее образование, студент, США.

Управление качеством в системе высшего образования США является темой, представляющей значительный научный и практический интерес, поскольку сегодня в меняющемся мире высшее образование не только стало отдельной самостоятельной рыночной нишей, но и приобрело стратегическое значение для развития экономики любой страны. Данная тема весьма актуальна, по нашему мнению, с точки зрения изучения лучших практик и внедрения наиболее перспективных рекомендаций в российскую действительность. На наш взгляд, образовательный рынок в последние десятилетия претерпел значительные изменения, основными причинами которых явились глобализация и интернационализация образования, что, в свою очередь, активизировало конкурентную борьбу между вузами и даже странами в контексте поиска и привлечения наиболее перспективного студенческого контингента. Именно поэтому особую актуальность представляет, на наш взгляд, исследование особенностей применения методов управления качеством высшего образования, в частности, на примере США.

Рассматривая понятие «качество образования», необходимо помнить, что под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту характеристик установленным потребностям, целям, требованиям, нормам [1]. В то же время требования к качеству представляют собой лишь выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта для возможности их реализации и проверки [2]. Продолжая данную мысль, отметим, что особенностью образования является более сложная структура потребления. Следовательно, в качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают не только сами студенты, но и их семьи, вузы, работодатели, наконец, общество и государство в

brief comparative analysis with the Russian educational system. The authors assess the present stage of development of the American system of higher education and identify a number of areas for further development. Having analysed the development of universities in the United States the authors emphasize the need for a comprehensive system of mentoring and encouraging talented young people on an individual basis as well as the importance and complexity of commercialization of universities in the Russian educational system, and suggest how to develop those areas in Russia.

Keywords: quality management, higher education, student, United States.

целом, которые будут использовать потенциал выпускников образовательных учреждений. Если говорить более широко, то основными группами потребителей в конкретном вузе являются: обучающиеся (студенты, аспиранты, слушатели - лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов, в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование); работодатели и заказчики НИР (представители отечественной промышленности и банковско-финансовой сферы; государство, общество).

В связи с этим, по нашему мнению, качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, вузами и организациями, обществом и государством в целом. Управление качеством в системе высшего профессионального образования (далее - ВПО) можно обозначить как управление качеством образовательного процесса и другими видами деятельности, например научно-исследовательской, обеспечивающими формирование компетенций обучаемых и выпускников образовательного учреждения.

Таким образом, деятельность по управлению качеством в аспекте рассмотрения образования включает в себя: централизованное управление процессами качества, организацию мониторинга и контроля, в том числе проведение внутреннего аудита, анализ функционирования системы качества, координацию деятельности по улучшению системы качества, управление документацией и записями системы качества, а также подготовку и пред-

ставление высшему руководству данных для анализа результатов деятельности образовательного учреждения по качеству и принятии решений.

Последние полвека США является мировым лидером экспорта высшего образования, куда стремятся абитуриенты из разных стран в целях приобретения наиболее востребованных специальностей. Главные конкурентные преимущества вузов США заключаются, по нашему мнению, в предоставлении наиболее актуальных направлений образования и внедрении самых современных образовательных технологий.

В настоящее время в США существует большое количество университетов и колледжей. Известны различные рейтинги американских университетов, но многие из них зависимы от объекта финансирования исследования и являются недостаточно объективными, следовательно, не представляют научного интереса. Отметим все же, что в целом, как показывает практика, стабильно высокий конкурс наблюдается при поступлении в Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд -наиболее престижные вузы США [3].

Следует отметить, что отдельные вступительные экзамены в вузы США не сдаются, зачисление осуществляется по результатам выпускных школьных тестов SAT, во многом аналогичных ЕГЭ в нашей стране. Срок обучения на степень бакалавра, как и в России, составляет в среднем 4 года, за которые необходимо успешно освоить около 30 предметов, каждый из них изучается один семестр. С третьего курса начинается специализация, т.е. более углубленное изучение ряда профессиональных предметов.

Представляется важным, что студенты могут самостоятельно выбирать изучаемые предметы, это позволяет американской образовательной системе приобрести дополнительное конкурентное преимущество и готовить самых разных специалистов. Кроме того, студенты могут просто углубить свои профессиональные знания в какой-либо области и получить еще одно высшее образование. Иностранным гражданам предоставляется возможность продолжить в США свое постдипломное образование, например получить докторскую степень, что в среднем занимает еще пять лет.

В отличие от России, в США существует стандартизированная система получения второго высшего бизнес-образования, причем данное направление чрезвычайно популярно. Престижное бизнес-образование, например диплом МВА, является весьма важным подтверждением карьерного успеха. Tuck's School

of Business, первая в мире бизнес-школа, была основана именно в США. В настоящее время бизнес-школы США являют собой 60 процентов бизнес-школ всего мира.

Отметим, что среднее образование США представлено в основном государственным сектором и финансируется на трех уровнях власти: федеральном, на уровне штатов и местном. В то же время вузы в большинстве своем частные, что обязывает их следовать всем правилам ведения коммерческой деятельности, а следовательно, они стараются привлечь иностранных студентов. Следует отметить, что, как и любые коммерческие структуры, даже крупные известные университеты вынуждены постоянно заботиться о повышении своей конкурентоспособности, последняя, в свою очередь, зависит от многих факторов, некоторые из котрых являются управляемыми и подлежат постоянному контролю. К их числу относится и управление качеством. Практический опыт повышения качества образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов, имеющийся в зарубежных странах, показал его высокую эффективность в рамках повышения их конкурентоспособности.

Для более глубокого исследования вопросов управления качеством в США необходимо остановиться на американской образовательной системе целом. В настоящее время уровень грамотности населения США составляет в среднем 95%, в то время как еще 20 лет назад был не более 50% [4]. Основным языком обучения, как и в странах Европы, является английский. Интересным представляется отсутствие упоминания о вопросах высшего образования в Конституции, следовательно, они находятся в ведении властей штатов, также в США нет общих федеральных стандартов для образовательных программ в вузах. Тем не менее с 1980 г. в США существует Министерство образования, одно из самых малых министерств в правительстве США, где работают пять тысяч специалистов. Задачами Министерства являются: обеспечение выполнения федеральных законов об образовании, сбор данных об учебных заведениях США, распределение и управление использованием федерального финансирования образовательных проектов.

Министерство образования США не создает учебных заведений и не управляет ими. В его состав входят такие подразделения, как Национальный центр статистики в сфере образования, Национальный институт по проблемам инвалидности и реабилитации, Управление федеральной помощи студентам, различные консультативные советы и комитеты и другие.

В отличие от отечественной практики, где существует множество крупных федеральных университетов, государству в США принадлежат всего лишь восемь высших учебных заведений.

Следует отметить, что в США понятия колледжа и университета довольно близки, так как, по сути, являются четырехгодичными учебными заведениями, которые предлагают степень бакалавра наук или искусств. Различие состоит в том, что многие университеты также предлагают более высокий уровень обучения после получения степени бакалавра, результатом которого является степень магистра или доктора. Часто в понятие «колледж» вкладывают только двухгодичные учебные программы, имея в виду, в первую очередь, «community colleges», «junior colleges», которые предлагают степень «аssociate degree». Многие иностранные студенты выбирают этот тип учебных заведений, а затем переводятся в четырехгодичные колледжи или университеты с целью получения степени бакалавра.

Рассмотрим другие важные термины, связанные с темой исследования. Так, «major» представляет собой основную сферу интересов студента. В период обучения на степень бакалавра наступает момент, когда необходимо выбрать основную специализацию. Многие иностранные студенты предпочитают посещать разнообразные классы, или курсы, в течение первых двух лет обучения, что помогает им принять решение, какую область знаний они будут изучать как главную, специальную. В некоторых учебных заведениях возможно также выбрать «minor», т.е. дополнительную область. После того как основная область обучения определена, от студента потребуется изучить определенное количество обязательных курсов, для того чтобы получить научную степень, для чего, как и в нашей стране, необходимо набрать определенное количество кредитов. Интересно, что каждый колледж и университет определяет свой собственный академический год в зависимости, например, от места обучения. Обычно в вузе два семестра, три или четыре периода. В конце периода обучения каждый преподаватель оценивает работу студента, выставляя оценку за курс. В большинстве американских вузов студенты получают буквенную оценку с числовым эквивалентом, которая затем используется для подсчета средней оценки. Студенты в США очень заинтересованы в получении оценки выше среднего. Часто такая система используется работодателями и при поступлении в аспирантуру, что в целом характерно и для нашей страны.

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших, что во многом, по нашему мнению, объясняется его коммерческой направленностью, а следовательно, стремлением к полному удовлетворению запросов потребителей [9]. Все программы обучения в государственных и частных вузах проходят аккредитацию в соответствующих так называемых общественных аккредитацион-ных советах, однако те, кто не прошел аккредитацию, также могут осуществлять образовательную деятельность. Так, некоторые религиозные организации привлекают священнослужителей в качестве преподавателей определенных направлений знаний, предлагая на выходе диплом довольно сомнительного качества. Кроме этого, существуют вечерние школы, которые также предлагают неаккредити-рованный диплом, в то время как для получения квалифицированной работы часто требуются именно подтвержденные академические знания. В отличие от российской системы в США действует большое количество образовательных организаций, которые предлагают низкокачественное высшее образование за сравнительно небольшую плату, что, несомненно образует определенный рыночный сегмент, отсутствующий в российской системе.

Вузы США условно можно разделить на три типа, различаемые по количеству студентов и по самой системе образования. Основной признак деления состоит в наличии или отсутствии научно-исследовательских программ и аспирантуры, что отличает колледж от университета. Колледж представляет собой высшее учебное заведение, которое занимается в основном обучением студентов, а научная работа вторична. Большинство колледжей обучают не более 2 тыс. студентов и являются частными, однако в последние годы появляются колледжи штатов, созданные для особо одаренных студентов. Многие маленькие религиозные колледжи не имеют аккредитации и мало популярны, в то же время колледжи с гуманитарным уклоном, такие как Амхерст, Вильямс и Суортмор, сравнимы по престижности с лучшими университетами страны и имеют очень высокое качество образования.

Сами университеты делятся на два типа: частные университеты и университеты штатов, финансируемые местными властями, которые являются очень крупными вузами, однако предлагают в среднем более низкое качество образования. Их основная цель состоит в обучении студентов конкретного штата, и поэтому для студентов других штатов и конкурс, и плата за обучение обычно выше. Во многих

университетах штатов качество образования несколько ниже из-за величины студентов в группе, невнимания преподавателей и сложной бюрократической организации. Тем не менее студенты, даже из других штатов и стран, мечтают поступить в лучшие университеты штатов, такие как, например, Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет и Вирджинский университет.

Что касается колледжей, то по закону они обязаны предоставлять образование любому жителю местности, но поступление в американские четырехлетние вузы - это зачастую довольно сложный процесс. Например, даже заявление на зачисление представляет собой довольно большой документ, где необходимо записать не только свои оценки в школе и на стандартных экзаменах, но и свои интересы, достижения и награды вне школьной программы, а также одно или несколько сочинений на заданные темы. Кроме того, абитуриент обязан приложить рекомендации от предыдущих преподавателей и в некоторых вузах пройти интервью с выпускником. Отметим, что подобная система в зачаточном виде функционирует и в современной России. Так, несколько лет назад учеников младшей и средней школы обязали вести так называемые портфолио, где необходимо собирать все доказательства внеучебной и общественной активности, награды, грамоты, спортивные кубки и прочее.

Поскольку стандарты в разных школах США серьезно различаются, то оценки часто мало говорят о подготовленности учеников. Именно поэтому их должны дополнять результаты стандартных экзаменов. Обычно абитуриентам необходимо сдать один из двух общих экзаменов (SAT Reasoning Test или ACT).

Отметим, что вузы часто обращают внимание на внепрограммные достижения абитуриентов (в спорте, искусстве, общественной работе) и принимают тех, кто особо проявил инициативу, и тех, кто, как они считают, добавят разнообразия жизни вуза. При этом рассматривается не только уровень, но и область достижений. Рекомендации предыдущих преподавателей также очень важны в рамках американской системы высшего образования, поскольку они помогают судить о прилежности и способностях, а также других качествах абитуриента. Сочинения помогают отобрать самых оригинальных и творческих детей, а интервью показывают совместимость характера с направленностью и традициями учебного заведения. Таким образом, каждый элемент заявления играет важную роль в процессе поступления. Из-за непредсказуемости этого про-

цесса многие школьники поступают в несколько вузов, что происходило и в нашей стране еще 5-7 лет назад, когда было разрешено сдавать копии аттестата о высшем образовании. Таким образом, наблюдался ложный конкурс, а также существенно усложнялась работа вступительных комиссий наиболее престижных вузов. Чтобы уменьшить количество бумаг или сетевых форм, которые школьники должны заполнять, многие вузы США принимают стандартное электронное заявление.

В крупных университетах абитуриент обычно должен поступать на определенный факультет, а не в вуз вообще, однако даже там, где нужно поступать на факультет, есть возможность его изменения на начальном этапе обучения. Во многих вузах, напротив, студент должен определить специальность лишь в конце второго курса.

Несмотря на подобную лояльность, образовательная система США имеет ряд проблем. Так, в 2012 г. дело «Фишер против Техаса» определило проблему позитивной дискриминации в образовательных учреждениях США, заключающуюся в том, что при поступлении в вуз предпочтение отдавалось абитуриентам из числа национальных меньшинств [5]. Аргументы сторонников практики позитивной дискриминации заключаются в том, что тесное общение со студентами других национальностей способствует лучшей подготовке студентов. Университет Техаса обвинялся в том, что вопреки конституции рассматривал расовую принадлежность поступающих на первый курс. Верховный Суд вынес решение о действительном наличии важности разнородного состава студентов в вузе, однако приговор имеет срок действия 25 лет. Следует отметить, что психологические исследования подтвердили интуитивный вывод, что меньшинства во многих учреждениях тратят значительные интеллектуальные и эмоциональные ресурсы на оценку вероятности маргинализации, основанной на их расовой принадлежности. В результате, несмотря на отличные навыки и способности, их достижения оказываются под угрозой, что показывает и случай с несколькими пожилыми рабочими в Кремниевой Долине, где доминирует молодежь, и несколько женщин-исполнительниц в симфоническом оркестре, и беспрецедентное меньшинство студентов, идущих в колледж с подавляющим большинством белых одноклассников [5]. Признав важность разнообразия состава студентов и разрешив учитывать вузам расовую принадлежность при целостном подходе к приему, суд предоставил вузам право использовать при зачислении свой собственный

взгляд на проблему. По нашему мнению, в России также существует подобная проблема, впрочем, она характерна и для современной Европы, куда стремятся многие иностранные граждане. Отчасти следует согласиться с важностью предоставления вузам права самостоятельно выбирать студенческий контингент, в то же время это грозит определенными проблемами, связанными в первую очередь с возможностью перекоса экономической системы, в то время как в обществе и так уже обозначилась острая нехватка рабочих наряду с перепроизводством менеджеров и экономистов.

В капиталистическом обществе утверждение, что колледжи и университеты должны обращать внимание исключительно на различие в доходах, имеет понятную привлекательность. Ценность разнородности в образовании невозможно полностью осознать, если смотреть сквозь призму конституционных законов или социальной психологии, соответствующих областей наших знаний [5].

Что касается отечественного образования, то, по данным Министерства образования и науки, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. В 2013 г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессио-

нальные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц [6].

В 2013 г. актуальной осталась тенденция сокращения числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

В 2013 г. структура приема в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования по формам обучения не претерпела значительных изменений - 53,3% абитуриентов поступили на очную форму обучения (в 2012 г. - 51,9%).

Как и в 2012 г., в 2013 г. сохранилась доля принятых на обучение в образовательные организации высшего образования с полным возмещением стоимости обучения и составила 60% [7]. На основании приведенных данных целесообразно провести сравнение систем ВПО двух стран (таблица).

Сравнение численного состава вузов и студентов России и США, приведенного в таблице, не ставится основной целью данной статьи. Научный интерес, по нашему мнению, представляет изучение тенденций и лучших прак-

Сравнение систем ВПО России и США по состоянию на 2013/2014 учебный год

Признак сравнения РФ США

Общая численность студентов вузов (млн чел.) 5,6 21

В том числе иностранных студентов 0,075 0,17

Количество вузов 969 3500

государственные 578 8

негосударственные (в отдельных случаях - частные) 391 3492

Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране Основные: - Конституция РФ (ст. 43); - ФЗ РФ «Об образовании» от 17.10.2012; - Нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); Профильные (сегментарные) законодательные акты - Нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 6); - Закон США «Об обеспечении улучшения федеральных исследований образования, образовательной статистики, оценки образования, информации об образовании и ее распространения и других целей», 2006

Срок обучения студентов (лет) Бакалавр - 4 года Магистр - 6 лет Бакалавр - 3-4 года Магистр - 5-6 лет

тик успешного американского опыта в области управления качеством высшего образования. Из таблицы видно, что доля иностранных студентов в России существенно ниже, чем в США, следовательно, необходимо предпринимать серьезные попытки для поддержания конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке посредством привлечения иностранных студентов. В 2009 г. в США действовало 4352 вуза, а к 2013 г. эта цифра уменьшилась до 3500. При этом в 2011 г. в вузах США училось 515 тыс. иностранных студентов из 17,5 млн в целом, 60% из которых являлись выходцами из стран Азии. В последнее время в вузах, как частных, так и государственных, наблюдается существенный рост платы за обучения (от 5 тыс. долл. в университете штата до 40 тыс. в Гарварде). По данным Министерства образования США, в начале 2013/2014 учебного года в вузы страны поступил 21 млн студентов. Стабильно высокий конкурс ожидается и в 2014/2015 учебном году, в среднем рост количества заявок составит 13% [4]. Несмотря на снижение размера традиционного студенческого возраста в общей численности населения (от 18 до 24 лет) в конце 1980-х и начале 1990-х гг., общий коэффициент зачисления в отчетном периоде существенно возрос, студенческий возраст вырос на 11% за период с 2001 до 2011 года. В период между 2001 и 2011 г. число студентов увеличилось на 38%. За тот же период времени количество обучающихся мужчин увеличилось на 30%, а число женщин - 33%. Отметим, что, по данным РБК на 2014 год, среди самых дорогих для иностранных студентов стран, включая стоимость обучения и расходы на проживание в год, является Австралия (38,5 тыс. долл.), в то время как США занимают вторую позицию (35,7 тыс. долл.), а Россия стоит на девятом месте (9,4 тыс. долл.) [8].

Проведенное исследование особенностей системы высшего образования США позволяет сделать вывод о ее динамичности, связанной с целым перечнем современных тенденций, в том числе активизацией конкуренции на международном рынке образовательных услуг. В целом следует отметить, что наряду с проблемами существует и значительный положительный опыт в части управления качеством высшего образования, который может быть применим и в российской действительности. Так, например, уникальной американской традицией является система наставничества, когда студенты берут ответственность за адаптацию первокурсников в студенческую жизнь и традиции вуза. Важнейшая цель наставничества - формирование активности и индивидуальности студентов. Участие педагогического коллектива в студенческой жизни также является отличительной чертой американской системы высшего образования, что способствует развитию и становлению личности американского выпускника. В Калифорнии, например, функционирует проект наставников для начинающих учителей с целью интенсивной поддержки вхождения начинающих в свою профессию. Положительным примером служит также опыт Орегонского университета, по окончании которого выпускник вуза работает под руководством опытного квалифицированного педагога школы.

Исследования подтвердили тот факт, что меньшинства во многих вузах тратят значительные силы на оценку вероятности маргинализации, основанной на их расовой принадлежности, однако в американской системе официально признается чрезвычайная важность разнообразия студенческого состава, а вузы вправе сами отбирать абитуриентов на основе внутренней политики и традиций, что придает американской системе некоторую консервативность и закрытость.

Библиографический список (References)

1. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Сем-ченко А. А. СМК вуза. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

2. Семченко А. А., Булгаков С. А. Современные особенности обеспечения качества высшего образования в Швеции // Менеджмент качества. 2013. № 3.

3. URL: http://www.topuniversities.com/uni-versity-rankings.

4. URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/ di2/

1. Gorbashko Ye.A., Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2012) SMK vuza [QMS at universities]. SPb.: Izd-vo SPbGUEF.

2. Semchenko A.A., Bulgakov S.A. (2013) Sovremennyye osobennosti obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya v Shvetsii [Modern ways of ensuring quality of higher education in Sweden] // Menedzhment kachestva.

№ 3.

3. URL: http://www.topuniversities.com/uni-versity-rankings.

4. URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/ d12.

5. URL: http://forum.polismi.org/index.php?/ topic/3422-los-angeles-times.

6. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реализация принципа непрерывного обучения в течение всей жизни (на опыте Швеции) // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4(48).

7. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/ IssWWW.exe/Stg/di/08-ii.htm.

8. URL: http://top.rbc.ru/economics/14/o8/ 2013/870131.shtml

9. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Аудит СМК в обеспечении устойчивого развития вузов // Научное обозрение. 2014. № 2.

5. URL: http://forum.polismi.org/index.php?/ topic/3422-los-angeles-times.

6. Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2013) Realizatsiya printsipa nepreryvnogo obucheniya v techeniye vsey zhizni (na opyte Shvetsii) [Implementation of the principle of lifelong learning (from the Swedish perspective)] // Vestnik SGSEU. № 4(48).

7. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/ IssWWW.exe/Stg/di/08-ii.htm.

8. URL: http://top.rbc.ru/economics/14/o8/ 2013/870131.shtml

9. Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2014) Audit SMK v obespechenii ustoychivogo razvitiya vuzov [Auditing the QMS in order to ensure the sustainable development of universities] / / Nauchnoye obozreniye. № 2.

УДК 172.1:342

МЕТОД СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

A METHOD FOR SYSTEM ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL ORDER

© Мистров Леонид Евгеньевич

Leonid Y Mistrov

доктор технических наук, доцент, Центральный филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», г. Воронеж

PhD. (Engineering), associate professor, Central branch of "Russian Academy of Justice", Voronezh

e-mail: [email protected]

© Малхасян Гаяне Арменовна

Gayane A. Malhasyan

юрист, Общество по защите прав потребителей, г. Воронеж lawyer, the Society for protection of consumer rights, Voronezh e-mail: [email protected]

В статье предлагается метод системного The paper presents a methodfor system analysis of

анализа конституционного строя, обеспечиваю- the constitutional system which allows a thorough and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щий его исследование во времени и детальности detailed (in-depth) consideration. The method is based

(глубине) рассмотрения. Метод основывается на on the study of objective and subjective categories of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.