Научная статья на тему 'Опыт обеспечения качества высшего образования Австрии применительно к российским перспективам'

Опыт обеспечения качества высшего образования Австрии применительно к российским перспективам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / АВСТРИЯ / QUALITY MANAGEMENT / HIGHER EDUCATION / STUDENT / AUSTRIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В статье рассмотрены основные тенденции и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего образования Австрии. Исследуется положительный опыт Австрии с целью его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Австрии, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу развития австрийской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе анализа развития вузов Австрии авторы делают вывод о необходимости повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг, а также важности развития собственной уникальной системы обеспечения качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION IN AUSTRIA AND ITS RELEVANCE TO RUSSIAN PROSPECTS

The paper describes the major trends and issues related to quality management in higher education in Austria; studies positive Austrian experience and considers its further application in Russia; assesses the current state of higher education in Austria; identifies the main problems in the field of quality management; and presents a brief comparative analysis with the Russian system of higher education. The authors present their assessment of the current stage of the development of the Austrian system of higher education as well as suggest a number of areas for its further development. Based on the analysis of Austrian universities the authors make conclusions about the need to improve the competitiveness of the Russian higher education in the international market of educational services, as well as the importance of developing unique national quality management system.

Текст научной работы на тему «Опыт обеспечения качества высшего образования Австрии применительно к российским перспективам»

[email protected] Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

[email protected] Анжелика Ахмеджановна Семченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, УДК 65.018:378 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКИМ ПЕРСПЕКТИВАМ

В статье рассмотрены основные тенденции и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего образования Австрии. Исследуется положительный опыт Австрии с целью его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Австрии, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу развития австрийской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе анализа развития вузов Австрии авторы делают вывод о необходимости повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг, а также важности развития собственной уникальной системы обеспечения качества.

Ключевые слова: управление качеством, высшее образования, студент, Австрия.

A.V. Gugelev, A.A. Semchenko

PRACTICAL EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION IN AUSTRIA AND ITS RELEVANCE TO RUSSIAN PROSPECTS

The paper describes the major trends and issues related to quality management in higher education in Austria; studies positive Austrian experience and considers its further application in Russia; assesses the current state of higher education in Austria; identifies the main problems in the field of quality management; and presents a brief comparative analysis with the Russian system of higher education. The authors present their assessment of the current stage of the development of the Austrian system of higher education as well as suggest a number of areas for its further development. Based on the analysis of Austrian universities the authors make conclusions about the need to improve the competitiveness of the Russian higher education in the international market of educational services, as well as the importance of developing unique national quality management system.

Keywords: quality management, higher education, student, Austria.

В последние десятилетия высшее образование в нашей стране стало одной из полноценных отраслей экономики, подверженной острой конкурентной борьбе не только на внутреннем рынке, благодаря естественному снижению контингента национальных студентов, но и на международном рынке образовательных услуг. Данная тенденция во многом связана с укреплением позиций России на международной арене, благодаря чему отечественные студенты могут свободно перемещаться и получать высшее образование в самых развитых странах мира. Именно поэтому жизненно важным стало поддерживать высокий уровень конкурентоспособности российских вузов, что во многом может быть достигнуто с помощью изучения и внедрения лучших практик зарубежного опыта в данной сфере.

Управление качеством в системе высшего образования Австрии является темой, представляющей, по нашему мнению, значительный научный и практический интерес, поскольку сегодня в меняющемся мире высшее образование является не только отдельной самостоятельной рыночной нишей, но приобрело стратегическое значение для развития экономики любой страны, а австрийский опыт интересен с точки зрения внедрения лучших практик обеспечения качества образования в российскую систему. Рассматривая понятие «качество образования», отметим, что под качеством чаще всего понимается степень соответствия присущих объекту характеристик установленным потребностям, целям, требованиям, нормам [1]. В то же время требования к качеству представляют собой лишь выражение отдель-

ных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта для возможности их реализации и проверки [3]. Именно в этой связи понятие качества образовательной услуги является по сути лишь отражением представления ее потребителей степени выполнения их требований. Следовательно, студенты, работодатели, родители, государство и общество в целом являются тем индикатором, анализ которого позволяет выявить не только основные особенности оказания образовательной услуги, но и определить направления дальнейшего развития, что является очень важным с точки зрения экономической привлекательности.

Отметим, что, в отличие от России, в Австрии с 2000 г. Федеральное министерство образования отвечает только за финансирование и контроль высшего образования, в то время как начальным и средним образованием занимаются органы самоуправления отдельных австрийских земель по примеру Германии и ряда других европейских стран. Высшее образование Австрии регламентируется конституцией страны и двумя законами -«Об университетском образовании» 1966 г. и «Об университетах» 1975 г. В настоящее время австрийскую систему высшего образования составляют 23 государственных и 11 частных университетов, которые предлагают широкий выбор образовательных программ.

Все вузы Австрии можно распределить по трем основным категориям. Первая категория - государственные университеты, которые полностью поддерживаются государством, получают бюджетное финансирование и не проходят регулярную процедуру аккредитации, получив в 2009 г. возможность периодически отчитываться о своей деятельности посредством предоставления отчетов о внутренних аудитах образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Вторая категория включает университеты прикладных наук (так называемые РасЬЬосЬвсЬи!в), которые ориентированы на обеспечение нужд экономики страны профессиональными кадрами и меньше сосредоточены на проведении научных исследований и изысканий. Часто инициатива создания университета прикладных наук принадлежит реальному сектору экономики, когда одно или несколько крупных предприятий, видя необходимость реализации той или иной программы, привлечения специалистов определенной области знаний, создают образовательное учреждение, направленное в первую очередь на реализацию конкретной задачи. Следует особо отметить, что и преподаватели университета прикладных наук, часто не имея научной степени, должны быть признанными деятелями бизнеса, политическими лидерами или крупными финансистами (в зависимости от области образовательной деятельности конкретного учебного заведения). Основным требованием к преподавателю является наличие опыта в конкретной области знаний, компетенции которой требуются для получения той или иной специальности. Однако наряду с преимуществами и простотой организации данного вида учебных заведений, существует ряд сложностей и формальных требований, что, несомненно, является важным с точки зрения государственного контроля. Так, например, в отличие от государственных вузов, университеты прикладных наук подвержены процедуре обязательной периодической аккредитации: это касается и

подтверждения аккредитации образовательных программ. Часто это является болезненным и непростым процессом, занимающим довольно длительное время. Кроме того, проведение внутренних аудитов для подобного вида университетов тоже является обязательным, а их регулярность оговорена законом. Также следует отметить, что, несмотря на отсутствие необходимости проведения научных исследований, поскольку основной целью таких заведений является образовательная деятельность, университет прикладных наук полностью зависит от финансирования предприятия или ряда предприятий, которые первоначально инициировали его создание. В случае же отказа от финансирования или банкротства основателей вуз вынужден искать новых инвесторов, по сути занимаясь классической коммерческой, а не образовательной деятельностью. Лишь в отдельных случаях, когда направление образовательной деятельности является действительно крайне перспективным с точки зрения проводимой государственной политики, вуз имеет возможность претендовать частично на небольшое бюджетное финансирование. В данном аспекте, на наш взгляд, следует отметить важность автономности и выживаемости подобного университета, укрепление его конкурентоспособности, создание коммерческой привлекательности как для инвесторов, так и для студентов. Этот опыт, иллюстрирующий серьезность и необходимость коммерческой составляющей любой образовательной деятельности, является особенно ценным для российской практики [6]. Отметим также, что университеты прикладных наук не обязаны отчитываться перед общественностью о результатах своей работы, делают это лишь те вузы, которые претендуют на бюджетное финансирование.

Третий вид вузов Австрии является полностью частной инициативой, поддерживаемой одним заинтересованным лицом или группой физических или юридических лиц. В большинстве случаев ими выступают частные инвесторы с целью получения дохода или реализации амбициозных коммерческих планов. Однако эти вузы подвергаются самому жесткому контролю со стороны органов государственной власти в лице Федерального министерства образования Австрии. Их деятельность регламентируется как деятельность любой коммерческой организации, обязательным является проведением периодической процедуры аккредитации вуза в целом и всех его образовательных программ в частности. Однако наряду с этим частный вуз освобожден от необходимости проведения внутреннего аудита, поскольку его заменяют регулярные государственные проверки. Кроме этого, частные вузы не обязаны публично отчитываться о результатах своей образовательной деятельности, поскольку занимаются оказанием населению сугубо коммерческих услуг.

Что касается вопросов обеспечения качества, то в целом вузы Австрии не стремятся досконально следовать общепризнанным системам менеджмента качества и внедрять международные стандарты. Они используют этот опыт лишь в той мере, насколько это экономически обосновано в данном контексте. Интересным является отсутствие стремления даже частных университетов к попаданию в международные рейтинги вузов стран. Обосновано это тем, что руководители учебных заведений настроены на режим экономии средств с целью

направления их на дальнейшее развитие своих организаций, что, несомненно, связано в первую очередь с их коммерческой спецификой.

Получение высшего образования в Австрии было бесплатным вплоть до 2001 г., однако начиная с 2009 г. государственные австрийские вузы снова получили возможность обучать на бюджетной основе только граждан стран ЕС. Отметим также, что с 2001 г. была введена обязательная аккредитация всех частных австрийских вузов, а с 2009 г. - и университетов прикладных наук.

Главным старейшим университетом страны является основанный в 1367 г. Венский университет. В Вене расположено порядка 13 вузов, включая государственные: Венский университет, Венский экономический университет, Венский медицинский университет, Венский технический университет, Сельскохозяйственный университет, Университет прикладного искусства, Академия изобразительных искусств, Университет музыки и сценического искусства, Университет ветеринарной медицины - и частные: университет Webster, университет MODUL и университет Зигмунда Фрейда.

Австрийские вузы работают в соответствии со основными принципами Болонской декларации. Обучение на степень бакалавра длится шесть семестров [4]. Магистерские программы длятся еще 4 семестра, однако для поступления необходимо уже получить степень бакалавра или ее аналог. После этого возможно обучение в аспирантуре, которое занимает еще три года.

В целом следует отметить, что австрийское высшее образование является весьма престижным и доступным, так как для поступления необязательно сдавать вступительные экзамены и знать иностранный язык. Венский университет, например, предлагает более 180 различных направлений подготовки, причем важным, на наш взгляд, является отсутствие возрастного ограничения, связанное с основным принципом Болонской декларации - возможностью обучения на протяжении всей жизни. Другим важным преимуществом является предоставление студентам специальных интенсивных курсов немецкого языка с целью их подготовки для обучения в вузе, а также возможность свободного выбора и комбинирования изучаемых дисциплин самими студентами.

Если в общем анализировать основные тенденции развития австрийского высшего образования, то следует отметить, что Австрия, как страна центральной Европы, сохраняет всю специфику и особенности общеевропейских направлений развития данной сферы. Так, успешно реализованы все основные принципы Болонской декларации, активно привлекаются иностранные студенты, которые составляют существенный процент всех обучающихся в стране, а также следует особо отметить успех Австрии в области развития принципа непрерывного образования в течение всей жизни, поскольку более трети студентов страны среднего и зрелого возраста. Если обратиться к статистике, то в 2013/14 учебном году в австрийских вузах обучалось более 285 тыс. австрийцев, при это всего 218 тыс. студентов обучались на бюджетной основе, часть которых, а именно 204,5 тыс. человек, проходили обучение очно [8]. В 11 негосударственных вузах учится 5 тыс. студентов, 37 тыс. австрийских граждан учится в университетах прикладных наук, 14,5 тыс. человекзарегистрированы в

университетских колледжах педагогических наук, а 114 австрийских студентов зачислены в три богословских университета.

В стране учится 91,5 тыс. иностранных студентов, причем в государственных университетах их количество составляет 25% по отношению ко всему контингенту студентов, а вот в негосударственных вузах их число несколько выше - 39%. Доля иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам университетов прикладных наук или проводящих самостоятельные научные исследования, чему в стране уделяется особое внимание, составляет 15%. В университетских колледжах педагогических наук доля иностранных студентов составляет всего лишь 6%, что объясняется меньшим престижем данной профессии среди зарубежных граждан, поскольку данная специальность ориентирована в основном на внутренний рынок образовательных услуг. В богословских университетах доля иностранных студентов весьма существенна и составляет 64% официально зарегистрированных студентов на территории страны. Стоит отметить, что большинство иностранных студентов - почти 90% - выходцы из Европы, из которых примерно три четверти являются гражданами Европейского союза.

В 2013/14 учебном году доля женщин среди всех студентов государственных университетов составляла 53%, в то время как количество женщин по отношению к общему числу австрийских студентов частных вузов существенно выше - 65%. По мнению правительства Австрии, следовало бы увеличить количество женщин-студентов в университетах прикладных наук (в настоящее время их доля составляет 48%), что, несомненно, является приоритетным направлением развития и для нашей страны. В университетских колледжах педагогических наук Австрии 77% студентов женского пола, в богословских университетах - 35%. Самые популярные специальности в государственных университетах в настоящее время - это юридические науки, менеджмент и медицина. Частные университеты ориентированы на социальные науки, искусство и также медицину. Университеты прикладных наук в основном развивают учебные программы, специализирующиеся на бизнесе и высоких технологиях.

Относительно российской практики отметим, что, по данным Министерства образования и науки РФ в 2013 г., по сравнению с предыдущим годом, на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в образовательные организации, готовящие сотрудников среднего звена. Кроме того, в 2013 г. продолжилось перераспределение приема в образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу коммерческого сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%, при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования (в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц) [7].

Следует также отметить существенное снижение числа организаций высшего образования в целом по стране. В настоящее время их насчитывается 969. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования сократилось на 31, а частных - на 46.

В то же время структура приема в государственные вузы по формам обучения значительно не изменилась: в 2013 г. 53,3% абитуриентов поступили на очную форму обучения, а в 2012 г. - 51,9%.

Как и в 2012 г., в 2013 г. практически не изменился процент принятых на обучение в вузы с полным возмещением стоимости обучения - 60,0% [7]. На основании приведенных данных представляется возможным провести сравнение систем высшего образования двух стран (таблица).

На наш взгляд, научный интерес представляет изучение тенденций и лучших практик успешного австрийского опыта в области управления качеством высшего образования. Из таблицы видно, что доля иностранных студентов в России существенно ниже, чем в Австрии, следовательно, необходимо предпринимать серьезные усилия для поддержания конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке посредством привлечения иностранных студентов.

Для объективности исследования необходимо рассмотреть численность населения Австрии и его качественный состав, поскольку образование любой страны особенно чувствительно к подобным изменениям и реагирует на них в первую очередь. В 2013 г. население Австрии составило 8,5 млн человек, однако согласно официальным прогнозам рождаемости, смертности и миграции общая численность населения будет увеличиваться до 9,2 млн (+8%) к 2030 г. и до 9,6 млн граждан (+13%) к 2060 г. [9]. Согласно основному сценарию рост населения существенно различается в девяти провинциях Австрии. Например, столица страны Вена, как ожидается, продемонстрирует наиболее заметный прирост населения в период до 2060 г. (+25%), далее следуют Нижняя Австрия (+17%), Тироль и Форарльберг (+16% каждый). Рост населения Верхней Австрии (+11%) и Бургенланда (+10%), как ожидается, будет немного меньше, чем в среднем по стране. Население Штирии будет приблизительно стабильное (+4%). Ка-ринтия является единственной провинцией, где ожидается убыль до 2060 г. (-7%). Дети и подростки в возрасте до 20 лет, по прогнозам, составят меньшую долю общей численности населения, а именно 19% в 2060 г.

по сравнению с 20% в 2013 г., причем большинство провинций будет следовать этой тенденции за исключением Вены. Граждане «поколения бэби-бума» (те, кто родился между 1955 и 1970 гг.) достигнут пенсионного возраста после 2015 г., и тогда размер пожилого населения (в возрасте 65 лет и старше), по прогнозам, увеличится во всех девяти провинциях. Таким образом, для Австрии в целом доля пожилого населения вырастет с 18% в 2013 г. до 29% к 2060 г. К тому времени Каринтия (34%), а также Бургенланд (33%), как ожидается, останется «старейшим» регионом, а Вена и западная часть Австрии (Тироль и Форарльберг) будут по-прежнему самыми «молодыми» [7]. Дифференциация по стране рождения показывает ожидаемое увеличение иностранных жителей, мигрантов. Так, на 2013 г. 1,37 млн австрийцев родилось в другой стране, что составило в среднем 16% от общей численности населения. В настоящее время в Вене проживает 31% лиц иностранного происхождения, а к 2060 г. их количество увеличится до 42%. Таким образом, относительная позитивная стабильность населения страны, открытость Австрии для миграции экономически активного населения делает высшее образование более доступным и привлекательным.

В целом следует отметить, что наряду с проблемами существует и значительный положительный опыт в части управления качеством высшего образования, который может быть применим и в российской действительности. Перечислим основные актуальные, на наш взгляд, задачи развития образовательной деятельности:

- поиск путей привлечения иностранных студентов;

- внедрение новых образовательных технологий, повышающих эффективность образовательной деятельности;

- необходимость перехода на уровневую систему подготовки;

- развитие системы дополнительного образования;

- создание гибкой системы обновления современных образовательных программ в зависимости от запросов потребителей;

- совершенствование вузовской системы качества и повышения квалификации сотрудников;

Сравнение систем высшего образования России и Австрии по состоянию на 2013/2014 учебный год

Признак сравнения РФ Австрия

Общая численность студентов вузов, млн чел. 5,6 0,376

В том числе: иностранных студентов, млн чел. 0,075 0,091

Количество вузов: 969 34

государственные 578 23

Негосударственные (в отдельных случаях - частные) 391 11

Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране - Конституция РФ (ст. 43) - ФЗ РФ «Об образовании» от 17.10.2012 г.; - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - профильные (сегментарные) законодательные акты - Нормы международного права; - Конституция ; - Закон «Об университетском образовании» 1966 г.; - Закон «Об университетах» 1975 г.

Срок обучения студентов (лет) Бакалавр - 4 года Магистр - 6 лет Бакалавр - 4 года Магистр - 6 лет

- усиление интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности посредством создания инновационной научно-образовательной среды;

- реализация международных образовательных проектов и академической мобильности.

В условиях глобализации общества именно образование выступаете качестве основного мерила социального капитала. Такие вопросы, как доступность образования, его содержание и качество, кадровая политика в образовании и управление образовательными учреждениями, являются серьезными аспектами государственной политики [5]. Несмотря на вступление России в Бо-лонский процесс, многие вопросы требуют серьезного размышления. Например, в настоящее время сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями государственной образовательной политики являются: законодательное обеспечение модернизации российской системы высшего образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки и контроля качества образования.

Особое значение в современной системе высшего образования имеют интеграция образования, науки и производства, а также подготовка квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики, что, на наш взгляд, имеет определяющее значение для дальнейшего успешного развития данной сферы экономики. Будучи составной частью процесса модернизации всех отраслей экономики, высшее образование призвано обеспечить их высококвалифицированными, конкурентоспособными, творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны. Следует отметить, что процесс модернизации образования имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешняя предполагает укрепление системы образования в целом, совершенствование его содержания, структуры, усиление его роли в решении приоритетных задач страны. Основная задача заключается в модернизации деятельности первичного звена системы, каждого элемента; процессы модернизации в стенах каждого образовательного учреждения определяют успех в решении общей проблемы модернизации образования России.

Первые шаги в этом плане уже определены, необходимо разработать механизм их реализации. В результате выполнения первого этапа модернизации планировалось получить устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий. На втором этапе (2014 - 2015 гг.) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории РФ. Также будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные по-

зиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования.

Модернизация отечественной системы высшего образования обусловлена потребностями общего развития страны. В этой связи обратимся к официальным документам, определяющим стратегию перспективного развития страны. Одним из таких документов последнего времени является Концепция социально-экономического развития России до 2020 г., проект которой был разработан Министерством экономического развития и торговли РФ еще в 2008 г. [7]. Основная цель Концепции состоит в том, чтобы Россия могла занять лидерские позиции с долей не менее 50% на мировом рынке по 8 - 10 позициям. В числе ведущих факторов, за счет которых планируется выйти на рубежи инновационного развития, указывается сфера высшего образования, сосредоточение на поддержке и на формировании нескольких десятков вузов мирового уровня, которые должны стать локомотивом и для всей образовательной системы. В числе задач - формирование системы непрерывного образования новой государственно-частной системы подготовки и переподготовки кадров. Эти преобразования потребуют и увеличения бюджетного финансирования образования, причем уже в ближайшее время, наряду с увеличением доли частных средств. Реформы структурного или системно-структурного порядка логичнее проводить в несколько этапов, с тщательной проверкой результатов. Здесь важен механизм организационного сопровождения начатых реформ [2].

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами укрепления демократической и правовой основ рыночной экономики, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Проведенное научное исследование австрийского опыта обеспечения качества образовательных услуг позволяет сформулировать несколько перспективных,

на наш взгляд, направлений развития, среди которых особо выделяется необходимость повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг, а также развития собственной уникальной системы обеспечения качества, поддерживаемой на государственном уровне и отдельными вузами, что вполне достижимо даже в современных жестких конкурентных условиях.

1. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Современные тенденции развития высшего образования в Европе // Научное обозрение. 2014. № 9 (2). С. 488 - 493.

2. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Сравнительный анализ моделей систем качества, применяемых в вузах России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 3 (129). С. 31 - 35.

3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования Японии // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2 (15). С. 65 - 71.

4. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования США // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3. С. 51 - 58.

5. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.

6. Семченко А.А. Организационно-экономические принципы формирования глобального рынка образовательных услуг // Научное обозрение. 2014. № 3 С. 196 - 201.

7. URL: http://www.economy.gov.ru.

8. URL: https://www.statistik.at/web_en/statistics/index.html.

9. URL: https://www.statistik.at/web_en/statistics/education_cul-ture/formal education/universities studies/index.html.

^if [email protected] Людмила Андреевна Емельянова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом,

УДК 339.137.2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проведен теоретический анализ научной литературы по проблематике потенциала, ресурсов организации, которые, по мнению автора, лежат в основе конкурентных преимуществ компании, раскрыты сущностные аспекты конкурентных преимуществ коллективных субъектов профессиональной деятельности. Представлено авторское понимание конкурентных преимуществ производственных компаний как коллективных субъектов профессиональной деятельности, их структура. В работе выделены и раскрыты управленческие, профессиональные, стратегические, инновационные, мотивационные, адаптационные, социально-нравственные преимущества компаний. Обосновывается положение о том, что конкурентные преимущества производственных компаний составляют их нематериальные активы, которые позволяют выпускать качественную, востребованную потребителями продукцию и которыми надо управлять в целях повышения конкурентоспособности организаций на российском и международном уровнях.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, субъекты профессиональной деятельности, потенциал, ресурсы, инновации, стратегия, профессионализм.

L.A. Yemelyanova

COMPETITIVE ADVANTAGES OF ORGANIZATIONS AS COLLECTIVE SUBJECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper presents a theoretical analysis of academic papers on the problems of potential and resources of organizations which, in author's opinion, form the basis of the company competitive advantage. The author discusses the essential aspects of the competitive advantage of collective subjects of professional activity, presents an original interpretation of the competitive advantages of manufacturing companies as collective subjects of professional activity and their structure. The paper identifies and studies managerial, professional, strategic, innovative, motivational, adaptational, social and moral advantages. The author states that competitive advantages of manufacturing companies are part of their intangible assets that enable them to produce goods that have high quality and are in demand; those assets should be managed in order to enhance the competitiveness of companies in national and international markets.

Keywords: competitive advantages, competitiveness, subjects of professional activity, potential, resources, innovation, strategy, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.