МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№1/2016
ISSN 2410-6070
Выделенные определения являются продолжением реализуемой возможности личности обучающегося и личности педагога быть включенными в систему проблем и задач современного образования, гарантирующего востребованность и конкурентоспособность, гибкость и гуманистическую направленность в реализуемых идеях, моделях, технологиях и системах. Три направления представляют собой единство трех реализуемых особенностей поликультурного пространства - 1) реализация педагогического процесса на государственном уровне, 2) реализация пед. процесса на региональном уровне в смыслообразующей деятельности, 3) реализация пед. процесса в конкретной жизненной ситуации, определяемой в рамках двух предыдущих уровней и способности локализовать, персонифицировать и детализировать условия решаемой задачи.
Список использованной литературы:
1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
3. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.
4. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
© А. Ю. Бондаренко, О. А.Козырева, 2016
УДК 378
А.И.Борисоглебская
Магистр
Институт социально-гуманитарных технологий Томский политехнический университет Г. Томск, Российская Федерация
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И АВСТРИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей высшего образования в России и Австрии, исследуется современное состояние высшего образования этих стран, проведено сравнение по основным критериям.
Ключевые слова
высшее образование, Россия, Австрия, университет, образовательный процесс.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Образование является важной ступенью в жизни человека. Образование определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах государства, человека, общества, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней [1, с. 108]. Одна из основных задач любого государства в современной экономической ситуации состоит в повышении конкурентоспособности национальной экономики, основу которой составляет система высшего образования. В данной статье проведен сравнительный анализ высшего образования в России и Австрии.
На протяжении многих лет Российская Федерация проводит реформы в системе образования, постепенно входит в единое европейское образовательное пространство, начало которому было положено благодаря подписанию Болонского соглашения. ВУЗы Австрии привлекают многих студентов из разных стран не только благодаря своей древней истории и архитектуре, австрийские университеты также уделяют много внимания научным исследованиям. Уровень качества образования известен не только в Европе, Австрия дала миру немало выдающихся ученых.
Сравним основные параметры систем высшего образования Австрии и РФ. (табл. 1)
Таблица 1
Сравнительная характеристика СВО Австрии и России [3, с. 25, 2, с. 30].
Признак сравнения РФ Австрия
Общая численность студентов ВУЗов, 4,5 0,5
млн человек
Государственные ВУЗы 3,8 0,3
Негосударственные ВУЗы 0,7 0,2
Иностранные студенты 0,15 0,075
Количество ВУЗов 934 55
Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране Основные: -Конституция РФ; -ФЗ ФР «Об образовании» от 17.10.12 -нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст.26);
-нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст.26); -профильные законодательные акты. -Болонское соглашение; -Конституция Австрии.
Срок обучения студентов Бакалавр - 4 года Специалист - 5 лет Магистр - 6 лет Бакалавр - 3-4 года Магистр - 5-6
По данным, представленным в таблице, можно отметить, что в области высшего образования обе страны руководствуются нормами международного права. В Австрии отсутствует такая степень, как «специалист». После бакалавриата и магистратуры в России есть варианты продолжения обучения в аспирантуре и докторантуре, также можно повышать квалификацию, получать второе высшее образование и заниматься профессиональной переподготовкой. В Европе отсутствует понятие аспирантура, существуют следующие научные степени: -бакалавр (BA), магистр (Mag.), кандидат наук (Ph.D.), доктор (Dr.).
В России продолжительность обучения строго ограничена, в то время как в Австрии согласно учебным планам составляет от 3 до 6 лет, но в эти сроки укладываются лишь небольшая часть студентов. Система обучения дает студентам свободу выбора в посещении лекций и индивидуальный график сдачи экзаменов. Реальная продолжительность обучения превышает установленные сроки в 1,5-2 раза, все зависит от самоорганизации студента.
За время обучения в австрийском ВУЗе было отмечено, что студенты в значительной степени предоставлены сами себе и получают минимальную опеку от преподавателей. Это проявляется в самостоятельном выборе предметов для обучения в семестре, графика, времени для аудиторных занятий, порой даже во время лекции сложно задать вопрос преподавателю. Студенты на лекциях получают лишь часть информации, большую часть необходимо искать самостоятельно в учебниках, научных статьях и интернете. В то время как в России несмотря на большую аудиторную нагрузку, преподаватель всегда найдет время для студента.
Экзамены в Австрии проходят в основном в тестовой форме. Если форма сдачи устная - то вопросы неизвестны заранее, в отличие от российской системы, где студентам выдаются билеты для подготовки.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Отсутствует такая академическая единица, как зачет, все проходит в форме экзаменов. Также работает система рейтинга, многие студенты, которым не удается набрать нужное количество баллов, могут учиться на одном курсе несколько лет.
Весь учебный процесс компьютеризирован. Через интернет проходят консультации с преподавателями, запись на экзамен, получение рассылок, отправляются индивидуальные домашние задания и т.д.
Нельзя не отметить различие в тратах на проживание в российских и австрийских университетах. В то время как ВУЗы РФ предоставляют своим студентам общежития по минимальной символической цене, в Австрии плата за общежитие колеблется от 250-500 евро в месяц. Плата за обучение в РФ составляет примерно 80-200 тыс. руб в год, в Австрии - 800-1500 евро в год.
В России, как правило, основным субъектом обучения в ВУЗе является группа, а в Европе -индивидуальность. Развитый индивидуализм обусловлен традициями европейской культуры и более старшим возрастом студентов. Средний возраст российских студентов 1 курса - 17-20 лет, австрийских - 19-24 лет.
Если говорить о магистратуре, то здесь тоже можно отметить существенные различия. Магистратура в Европе дает профессиональную специализацию, именно в магистратуре дается практическое образование в конкретной профессиональной деятельности. А в России студент получает специализированное профессиональное образование уже в бакалавриате. Получается, что магистратура теряет свое истинное назначение и является лишь промежуточным этапом между бакалавриатом и аспирантурой. Список использованной литературы:
1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2013. № 2. С.108.
2. Шереги Ф.Е., Арефьев А.Л., Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации // Институт социологии РАН, Центр прогнозирования и маркетнга. 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr.pdf
3. Internationale Studierende in Osterreich // Osterreichische Integrations Fond. 2015. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.integrationsfonds.at/.../Fact_Sheet_08_Int.pdf
4. Bundesministerium fur Wissenschaft, Forschung und Wirtschaft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oravm13.noc-science.at/apex/f?p=103:6:0::N0::P6_0PEN:N
© А.И. Борисоглебская, 2016
УДК 371
И.Е.Буршит,
канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) г. Таганрог, Российская Федерация
Е.С.Скиба, студентка 4 курса факультета дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), г. Таганрог, Российская Федерация
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективного построения взаимодействия дошкольного