Научная статья на тему 'Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования'

Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРЕХУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / CONTINUITY / THREE-LEVEL EDUCATION / BACHELOR'S PROGRAMME / MASTER'S PROGRAMME / POST-GRADUATE COURSE / NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена вопросам преемственности формирования научно-исследовательской компетенции студентов в условиях трехуровневой системы высшего образования. Исследование основных образовательных программ трех уровней высшего образования позволяет выявить непрерывность и содержательную преемственность формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся. В статье рассматриваются условия поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательской компетенции на всех уровнях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION IN THE THREE-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the problems of continuity of students’ research competence formation in the conditions of the three-level system of higher education. The study of the main educational programs of three levels of higher education enables to reveal the continuity and meaningful steadiness of students’ research competence formation. The paper examines the conditions of the gradual and consistent formation of research competence at all levels of higher education.

Текст научной работы на тему «Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования»

Хлыбова Марина Анатольевна

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам преемственности формирования научно-исследовательской компетенции студентов в условиях трехуровневой системы высшего образования. Исследование основных образовательных программ трех уровней высшего образования позволяет выявить непрерывность и содержательную преемственность формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся. В статье рассматриваются условия поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательской компетенции на всех уровнях высшего образования.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/10-2762.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 213-215. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

13.00.00 Педагогические наук

213

Список источников

1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. Екатеринбург: Изд-во ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. 98 с.

2. Галиуллина Г. В., Семушина Е. Ю., Галеева М. В. Особенности реализации программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в очно-дистанционной форме обучения // Проблемы теории, практики дидактики перевода: сборник научных трудов. Серия «Язык. Культура. Коммуникация». Н. Новгород: НГЛУ, 2017. Вып. 20. Т. II. С. 36-43.

3. Комиссаров В. Н Теоретические основы методики обучения переводу. М.: Рема, 1997. 110 с.

4. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры

[Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 от 29 июня 2015 года. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/ (дата обращения: 09.09.2017).

5. Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации № 940 от 7 августа 2014 года. URL: http://base.garant.ru/70734844/ (дата обращения: 09.09.2017).

6. Пестерова В. Л., Черемных Е. Л. Об одной из форм проведения итогового государственного экзамена в магистратуре // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 39-43.

7. Семушина Е. Ю. Особенности оценивания знаний слушателей программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в очно-дистанционной форме [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26674 (дата обращения: 08.09.2017).

8. Lado R. Language Testing: the Construction and Use of Foreign Language Tests. L., 1961. 389 p.

9. Semushina E., Galeeva M., Galiullina G. Peculiarities of Teaching Speaking in Distant Form as a Part of Formation of Translator's Conference of Technical Specialists // SGEM Conference on Psychology and Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education. Sofia, 2014. P. 641-648.

ON THE ISSUE OF THE FINAL CERTIFICATION OF LISTENERS OF THE PROGRAM "INTERPRETER IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION" IN THE CLASSROOM-DISTANT FORM

Semushina Elena Yur'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kazan National Research Technological University Epospelova12@yandex. ru

Galiullina Gul'nara Vagizovna, Ph. D. in Philology Kazan (Volga region) Federal University Gulnaragal3@yandex. ru

The article considers features of the final certification of listeners of the program "Interpreter in the Sphere of Professional Communication" in the classroom-distant form. The study is aimed at the identification of adequate methods of monitoring listeners' knowledge taking into account modern technologies. Particular attention is focused on the use of remote test technologies and project activity for the final control of knowledge.

Key words and phrases: distant learning; final certification; examination; test; interpreter.

УДК 378.016:811

Статья посвящена вопросам преемственности формирования научно-исследовательской компетенции студентов в условиях трехуровневой системы высшего образования. Исследование основных образовательных программ трех уровней высшего образования позволяет выявить непрерывность и содержательную преемственность формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся. В статье рассматриваются условия поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательской компетенции на всех уровнях высшего образования.

Ключевые слова и фразы: преемственность; трехуровневое образование; бакалавриат; магистратура; аспирантура; неязыковой вуз.

Хлыбова Марина Анатольевна, к. пед. н.

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова busch_m@mail. т

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переход на трехуровневую систему высшего образования делает особенно актуальным вопрос о степени согласованности и преемственности структурного и содержательного наполнения основных образовательных программ и учебных планов в системе «бакалавриат-магистратура-аспирантура». Категория преемственности является одним из принципов дидактики и понимается как «объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития» [6, с. 327]. В контексте обучения преемственность понимается как последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы [4].

214

ISSN 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

В современных условиях все более востребованным становится специалист, обладающий как профессионально значимыми компетенциями, так и общей исследовательской компетенцией, обеспечивающей выход за границы профессиональной деятельности. Для достижения данной цели необходимо наметить актуальные направления обсуждения проблемы подготовки обучающихся на всех уровнях высшего образования к научно-исследовательской деятельности в профессиональном сообществе. Развитие интереса к научно-исследовательской работе является одной из важнейших задач подготовки специалиста-исследователя.

Под научно-исследовательской компетенцией понимается способность и готовность специалиста результативно применять имеющиеся знания, умения и навыки в ходе научно-исследовательской деятельности и в процессе решения профессиональных задач [7]. Научно-исследовательская компетенция является основой профессиональной компетентности обучающихся, позволяющей решать сложные задачи в условиях все возрастающих вызовов изменяющейся культурной, социальной и технологической среды, и в то же время является основой конкурентоспособности специалиста на рынке труда [2].

Следует отметить, что существует проблема недостаточного вовлечения обучающихся, в частности бакалавра и магистра, в научно-исследовательскую деятельность в системе трехуровневого высшего образования, ориентированной на подготовку специалиста-исследователя. Научно-исследовательская работа является одним из видов профессиональной деятельности магистра и аспиранта. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее - ФГОС ВО) предусмотрено формирование системы компетенций в области научно-исследовательской работы выпускника магистратуры и аспирантуры.

В работе под редакцией И. А. Зимней [3] подчеркивается, что, если на первом уровне высшего образования - бакалавриате - речь идет об учебно-исследовательской работе, то на втором уровне высшего образования - магистратуре - говорится о научно-исследовательской деятельности. На третьем уровне, в аспирантуре, происходит формирование навыков как самостоятельной научно-исследовательской деятельности, так и собственно научной деятельности. Сформированность учебно-исследовательской компетенции, которая закладывается на уровне бакалавриата и продолжает развиваться в магистратуре и аспирантуре, является необходимой основой для развития научно-исследовательской компетенции.

Согласно Н. П. Анисимовой и О. В. Ракитиной, данные компетенции являются интегрированными и неразрывными. Сформированная на предыдущем этапе обучения учебно-исследовательская компетенция, входящая в область актуального развития студента, становится базой для формирования научно-исследовательской компетенции на последующих этапах [1].

Исследование основных образовательных программ трех уровней высшего образования позволит выявить непрерывность и преемственность формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся, а также условия поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательской компетенции.

Формирование научно-исследовательской компетенции осуществляется как за счет развития инвариантных компетенций (проявляющихся на всех этапах образования), так и за счет добавления специальных компетенций, которые вводятся на определенной ступени образования. Специфика развития инвариантных компетенций состоит в последовательном углублении их развития на каждом этапе, что проявляется в изменении конкретных показателей их выражения.

ФГОС ВО направлений бакалавриата включает в себя следующие компоненты научно-исследовательской деятельности:

- сбор информации, анализ литературных источников, обобщение результатов исследований, разработка рекомендаций;

- планирование и постановка экспериментов, обобщение и анализ результатов;

- математическое моделирование процессов на базе стандартных пакетов программ;

- участие во внедрении результатов исследований и разработок; подготовка данных для составления отчетов, обзоров и научных публикаций [5].

На уровне бакалавриата закладываются основы для следующей ступени образования - магистратуры. В дальнейшем - в магистратуре - происходит закрепление и совершенствование умений и навыков проведения научно-исследовательской работы, полученных бакалаврами. Программы магистратуры дополняют программу бакалавриата следующими компонентами научно-исследовательской деятельности:

- способность обосновать задачи исследования, выбрать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представить результаты научных экспериментов;

- способность самостоятельно организовать и провести научные исследования с использованием современных методов;

- готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований [Там же].

ФГОС ВО предписывают, что научно-исследовательская работа магистров является обязательным разделом основной образовательной программы. Программа обучения магистра предполагает большой объем исследовательской работы, что отличает программы магистратуры от программ бакалавриата.

На следующей ступени, в аспирантуре, целью научно-исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений и навыков для осуществления научных исследований, получения и применения новых научных знаний для решения актуальных задач современного общества. Аспирантура предусматривает увеличение доли самообразования и вовлечения студентов в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. В отличие от предыдущих ступеней обучения, научно-исследовательская работа аспиранта нацелена уже на поиск и получение нового знания. Научно-исследовательская компетенция

13.00.00 Педагогические науки

215

аспиранта шире, чем данная компетенция магистра, у которого собственно научно-исследовательская деятельность не является основной функциональной обязанностью, согласно ФГОС ВО. Кроме того, одной из отличительных особенностей образовательной программы в аспирантуре является требование к выпускнику быть подготовленным к научно-педагогической деятельности.

В частности, ФГОС ВО регламентируют следующие специальные научно-исследовательские компетенции аспирантов:

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач;

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования;

- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

- готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития [Там же].

На основе анализа ФГОС ВО по направлениям уровней высшего образования можно выделить следующие условия формирования научно-исследовательской компетенции обучающихся:

• обеспечение преемственности подготовки студентов на основе поэтапного овладения учебно-исследовательской, научно-исследовательской и научной компетенциями;

• введение преемственных основных образовательных программ по уровням высшего образования на основе увеличения спектра исследовательских задач и расширения методов их решения;

• увеличение доли исследовательского компонента в преподавании дисциплин у бакалавров и магистров в соответствии с принципами последовательности и преемственности;

• создание исследовательской среды, заключающейся в активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, в самостоятельном выборе темы исследования, уровня сложности, форм и способов работы, реализации индивидуальных интересов обучающихся.

Таким образом, для реализации целей формирования научно-исследовательской компетенции студентов необходима планомерная работа по обеспечению преемственности подготовки студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, формированию системы усложняющихся требований к процессу и результатам обучения, поскольку научно-исследовательская компетенция магистров и аспирантов формируется на базе развитой учебной деятельности бакалавров и является более высоким уровнем подготовки специалиста в высшей школе.

Список источников

1. Анисимова Н П., Ракитина О. В. Модель поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательских компетенций педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования // Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: коллективная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 129-130.

2. Батракова И. С., Тряпицын А. В. Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного вуза как условие развития исследовательской компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 101-107.

3. Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: сб. статей / под науч. ред. И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 116 с.

4. Комарова М. В. Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в средней и высшей школе [Электронный ресурс]. URL: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2001_1_2/pages/14/pap_14.html (дата обращения: 06.05.2017).

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 06.05.2017).

6. Философский словарь / отв. ред. И. Т. Фролов. 4-е изд-е. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

7. Шестак В. П., Шестак Н В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.

CONTINUITY OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION IN THE THREE-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Khlybova Marina Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy Perm State Agricultural Academy busch_m@mail.ru

The article is devoted to the problems of continuity of students' research competence formation in the conditions of the three-level system of higher education. The study of the main educational programs of three levels of higher education enables to reveal the continuity and meaningful steadiness of students' research competence formation. The paper examines the conditions of the gradual and consistent formation of research competence at all levels of higher education.

Key words and phrases: continuity; three-level education; Bachelor's programme; Master's programme; post-graduate course; non-linguistic institution of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.