Литература
1. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 1988. - 288 с.
2. Ильин Е. П. Психология воли. / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
3. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. - М.: ФиС, 1983. -176 с.
4. Суворова Г. А. Психология деятельности / Г. А. Суворова. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - 263 с.
5. Шадриков В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. - М.: изд-во «Логос», 1994. - 318 с.
Проблемы высшего образования
Шитов С. Б.
Болонский процесс как показатель глобализации высшего технического профессионального образования
Сегодня глобализация непосредственно влияет на развитие современного образования, поэтому формирование модели образования XXI в. должно быть органически связано с решением глобальных проблем человечества.
На сегодняшний день можно выделить основные направления, по которым должно развиваться высшее техническое профессиональное образование XXI в., - это интеллектуализация, гуманизация, экологизация, информатизация, интенсификация, глобализация, интеграция научных знаний, внедрение инноваций, а также индивидуализация, возможность выбора учащими-ся содержания образования, типа образовательного учреждения, режима учебной работы.
На наш взгляд, процесс информатизации высшего технического профессионального образования является той неотъемлемой составляющей, с помощью которой возможна вообще реализация модели образования XXI в., поскольку процесс информатизации обеспечивает доступ к мировым информационным ресурсам. В результате информатизации образования на базе компьютерных обучающих систем, искусственного интеллекта, медиатизации и формирования глобальных телекоммуникаций произойдет становление новой образовательной системы.
Таким образом, информатизация высшего технического профессионального образования является необходимым условием для глобализации и интеграции образовательного пространства. К тому же, объективно необходимый характер глобализации и инте-грации профессиональной образовательной сферы подтверждается практиче-ской политикой европейских государств: объединенная Европа строит общее университетское пространство.
Формирование в 1999 г. европейского образовательного пространства зафиксировала Болонская декларация, с которой и нача-лась эпоха глубоких и
масштабных преобразований национальных систем высшего профессионального образования в Европе, что означает трансформацию раз-личных образовательных систем в единую, общеевропейскую образовательную систему, но при сохранении различий, обусловленных тради-цией и культурой. Основная задача Болонского процесса — это приблизить высшее профессиональное образование к рынку труда и подготовить человека, который будет жить в единой Европе.
С этой целью осуществляется переход национальных систем высшего профессионального образования на двухуровневые программы и квалификации высшего профессионального образования (бакалавр-магистр), вводятся процедуры обеспечения качества высшего профессионального образования, в основе которых самооценка, внешний (междуна-родный) аудит качества и т.д. Вводится единая форма приложения к диплому для выпускников вузов Европы.
Болонская декларация констатирует, что с целью установ-ления европейской зоны высшего профессионального образования и содействия рас-пространению европейской системы высшего профессионального образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:
• принятие более удобной системы уровней (ступеней) высшего профессионального образования, чтобы содействовать трудоуст-ройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего профессионального образования на мировом рынке
• создание системы зачетных единиц и развитие евро-пейской системы зачетных единиц (ECTS — European Community Credit Transfer System)
• сотрудничество между высшими учебными за-ведениями, схемы мобильности, интегрированные программы обуче-ния, тренинга и проведения научных исследований
• уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на базе системы зачетных единиц (ECTS)
• магистерская степень - около пяти лет на базе системы зачетных единиц (ECTS)
• уровень, предусматривающий получение докторской степени, - приблизительно от семи до восьми лет,
где европейская система перезачета кредитов ECTS обеспечивает измерение и сравнение достижений в обучении, а также передачу их из одного ин-ститута в другой. ECTS может также использоваться в рамках одного института или между институтами одной страны. Кредиты ECTS являются формой оценки дисциплины для описа-ния студенческой рабочей нагрузки, требуемой для изучения курса. Они отражают количество работы, необходимой для освоения каждой дисциплины относительно полного количества работы, требуемой для завершения целого года академического обучения в институте, т.е. посещения лекций, практических занятий, семинаров, самостоя-тельной работы и др., а также работы по сдаче экзаменов или получения других видов оценки.
Так, согласно Козыреву В.А. и Шубиной Н.Л., в ECTS за один год обучения по дневной форме начисляются 60 кредитов, за шесть месяцев (семестр) даются обычно 30 кредитов. Кредиты ECTS начисляются также за практику и подготовку вы-пускной работы, если эта деятельность является частью регулярной программы обучения как в отправляющем, так и в принимающем ин-ституте. Кредиты ECTS предоставляются за дисциплины и начисляются студентам, успешно завершившим изучение этих дисциплин, сдав-шим экзамены или получившим положительную оценку в другой форме [2, с. 131, 132].
При этом программа обучения в рамках БСТ8 должна быть одобрена и своим, и принимающим институтами до начала отъезда студента для обучения за границу. Если программа обучения, описанная в согла-шении об обучении, завершена студентом удовлетворительно, то она полностью признается отправляющим институтом. Это означает, что объем изученного за рубежом материала, измеренный в полученных кредитах БСТ8, заменит эквивалентный объем материала и оценки, ко-торые были бы иначе освоены и получены в отправляющем институте.
Согласно Байденко В. И., БСТ8 используется для целей пере-носа наиболее широко в следующих странах: Греция и Швеция (80% вузов), Фин-ляндия и Польша (81,5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%) [1, с. 136].
Можно выделить основные характеристики системы кредитов БСТ8 [1, с. 357 -
359]:
1. Европейская система переноса и накопления кредитов (БСТ8) — это система, в центре которой находится студент. Она базируется на учебной нагрузке студента, ко-торая необходима для достижения целей программы, предпочтительно определенных в терминах результатов обучения.
2. БСТ8 базируется на договоренности, что 60 кредитов измеряют номинальную учебную нагрузку среднего студента очной формы обучения в течение одного учеб-ного года. Сюда входит время, затраченное на посеще-ние лекций, семинаров, самостоятельное обучение, подготовку и сдачу экзаменов и т.д.
3. Кредиты назначаются всем образовательным компонентам программы обучения (таким как модули, курсы, работа в процессе обучения, диссерта-ционная работа и т. д.) и отражают объем работы, кото-рый требуется для каждого компонента относительно общего объема работы, необходимого для завершения полного года обучения по некоторой данной программе.
4. Кредиты могут быть получены только после выполне-ния необходимой работы и соответствующей оценки достигнутых учебных результатов.
5. Ос-новой для назначения кредитов является официальная продолжительность программы обучения. Имеется об-щая договоренность считать, что степени первого цикла, предусматривающие 3 — 4 года обучения, требуют 180 — 240 кредитных баллов.
6. Кредиты из разных контекстов не являются автомати-чески взаимозаменяемыми и могут применяться при завершении признанной квалификации, если только они образуют одобренную часть программы обучения.
7. Приложение к диплому является тем инструментом, который облегчает признание БСТ8.
Таким образом, система кредитов БСТ8 является той системой контроля, которая позволяет осуществлять образовательные взаимодействия, в том числе и международные, между вузами, включенными в Болонский процесс.
К тому же, система кредитов БСТ8 активизирует и международную академическую мобильность. Программы академической мобильности под-разумевают полноценное обучение студента в зарубежном европейском вузе и зачет направляющим вузом данных периодов обучения. Здесь надо выделить важный момент — мобильность отличается от стажировок тем, что студент полноценно интегрируется в образовательный процесс при-нимающего вуза, выполняет все виды учебной работы, а, вер-нувшись в направляющий вуз, не должен будет ничего досдавать: период обучения за рубежом будет засчитан без оговорок.
Прогнозы говорят о цифре в 2,8 миллиона студентов, обучающихся за границей по всему миру к 2010 году и 4,9 миллиона к 2025 году, с самым большим ростом в Азии, где 2,9 миллиона студентов будут учиться за границей в 2025 году [3, с. 17, 20].
Следовательно, образовательные и соци-альные выгоды, такие как приобретение новых межкультур-ных знаний и компетентности, улучшение владения ино-странным языком (особенно английским), установление меж-дународных персональных и профессиональных контактов, знакомство с другими странами и культурами и т.д., являются естественным следствием пребывания за рубежом. Взаимные культурные, образовательные и на-учные обмены способствуют международному взаимопониманию среди студентов данной страны и более широкого сообщества. Кроме то-го, они способствуют расширению образовательных рынков.
Такую тенденцию подтверждает растущее мнение, что один из наиболее эффективных способов подготовки будущих дипломированных специалистов для нужд междуна-родной профессиональной жизни в глобальной экономике — просто учиться и жить за границей [3, с. 16].
Россия тоже стремится быть в русле европейских процессов глобализации и интеграции, поэтому подписание 19 сентября 2003 года Болонской декларации сделало российскую высшую школу непосредственным участ-ником процесса интеграции национальных систем образова-ния в Европе.
Участие в Болонском процессе имеет для нашей страны следующие преимущества:
1. Будут признаваться и засчитываться студентам курсы дисциплин, прослушанные в любом университете любой страны-участницы Болонского процесса.
2. Расширится академическая мобильность студентов и преподавателей.
3. Будет обеспечено признание дипломов о высшем, в частности, техническом, профессиональном образовании для университетов всех стран-участниц Болонского процесса. В дипломы будет вкладываться форма приложения, единая для всех стран-участниц Болонского процесса.
Поэтому для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране к 2010 г. предстоит принять ряд основополагающих мер по модернизации высшего, в частности, технического, профессионального образования:
1. Ввести сопоставимые с общеевропейскими системы двухуровневого высшего профессионального образования (бакалавр - магистр).
2. Ввести кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин ECTS (вместо учебных часов, принятых в отечественной системе образования).
3. Ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем профессиональном образовании.
4. Определить сопоставимость научных степе-ней на уровне последипломного образования. Речь идет, в пер-вую очередь, о программах PhD (доктор философии). Они от-личаются от наших аспирантур и докторантур и занимают от четырёх и более лет.
5. Развивать транснациональное образование.
Данные меры позволят российским вузам разрабатывать совместные учебные программы с ведущими западными университетами, выдавать двойные дипломы, организовывать стажировки студентов, аспи-рантов и преподавателей, проводить совместные научные и методические конференции и семинары и т.д. Таким образом, вхожде-ние России в единое образовательное пространство является очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции. Международная кооперация
создает условия для интеграции российской высшей школы в глобаль-ное образовательное пространство. Российская высшая школа, все больше включаясь в мировое образовательное сообщество, вынуж-дена искать новые возможности повышения своего статуса и престижа предлагаемых ею дипломов, конкурируя с признанными образователь-ными центрами в Западной Европе и США.
При этом надо отметить, что в России вводится двухуровневая система высшего образования с некоторыми нюансами, которые касаются, прежде всего, системы высшего технического профессионального образования.
В 2007 г. президент Путин В.В. подписал соответствующий Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Государственной думой 11.10.2007 г. и одобренный Советом Федерации 17.10.2007 г.
[4].
Этот закон предусматривает переход на два уровня высшего образования: бакалавриат — первый уровень, магистратура или специалитет (подготовка специалистов) — второй уровень. Данные уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. По ее итогам выпускникам вузов присваиваются соответствующие квалификации (степени): степень бакалавра, степень магистра, квалификация специалиста.
Уровень бакалавриата подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность.
Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от трех до четырех лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата — два года, а по программам подготовки специалистов — не менее пяти лет.
При этом закон предусматривает, что технические вузы будут выдавать диплом «специалиста», т.к. российская система подготовки кадров для технических отраслей должна продолжаться не менее пяти и даже шести лет. Таким образом, специалитет остается в системе высшего технического профессионального образования.
Переход на двухуровневую систему высшего образования — это не просто дань Болонскому процессу. Самоизоляция России будет иметь пагубные последствия. Российским студентам, в отличие от их европейских коллег, будет практически недоступна мобильность, они окажутся неконкурентоспособными на европейском рынке труда. Неизбежна будет определенная провинциализация системы российского высшего профессионального образования, оставшейся вне рамок общеевропейского контекста.
Вступление России в Болонский процесс позволит ей полноправно отстаивать интересы своей высшей школы на европейском образовательном пространстве. Болонское соглашение ведет к созданию единого интегрированного образовательного пространства, т.е. создается так называемая «глобальная сеть» межвузовского взаимодействия. Университеты все больше будут превращаться в лидеров социальных изменений, в фактор формирования современного гражданина.
Таким образом, высшее профессиональное образование, в частности, высшее техническое профессиональное образование, в новых условиях уже не только служит источником распространения научных знаний, но и является товаром на мировом рынке образовательных услуг. К тому же, в процессе формирования глобального
образовательного пространства активную роль будут играть межвузовские сети,
образовывая транснациональные университеты.
Литература
1. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под научной ред. док. пед. наук, профессора В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2004. - 416 с.
2. Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 429 с.
3. Слепухин А. Ю. Глобализация образовательного пространства высшей школы России и развитие провинциальных университетов / А. Ю. Слепухин. - Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2004. - 136 с.
4. URL: // http://news.mail.ru/politics/1464874.
Антипьев А. Г., Захаров Д. Н.
Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе
В нашем обществе твердо укоренилось мнение о том, что система образования, в том числе высшего, находится в состоянии глубокого кризиса. В подтверждение приводится главный показатель - его низкое качество. Такой результат в последние годы фиксирует целый ряд международных рейтинговых агентств и центров. Так, по данным академического рейтинга университетов мира (Шанхайский рейтинг), МГУ им. М.В. Ломоносова занимает 70-е место в мире. Другие вузы России не входят даже в сотню лучших университетов мира [3, с. 2]. Но есть данные, отличающиеся от названных. Так, по версии российского независимого агентства «РейтОР», в список 500 лучших вузов мира вошли около 40 российских университетов. МГУ занимает пятое место в этом рейтинге. В первую же сотню, по данным этого же агентства, вошли еще несколько отечественных высших учебных заведений, в том числе Санкт- Петербургский государственный университет [3]. В чем причины таких разных рейтинговых оценок российских университетов?
Во-первых, в мире отсутствует единая общепринятая методика определения рейтинга. Во-вторых, в рейтинге не учитываются специфические национальные особенности системы высшего образования той или иной страны. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и некоторые субъективные обстоятельства, связанные с обострением конкурентной борьбы за определенные преимущества в виде престижа в образовательном пространстве. А в современных условиях бренд вуза многого стоит.
Однако и помимо рейтингов в нашей стране существует множество фактов,