УДК 37.048.45
ББК Ч420.052.6 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 5.8.1
Ивакина Марина Витальевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87; 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 22; e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентация; профессиональная ориентация; выбор профессии; система профориентационной работы; профориентационная работа; профессиональное самоопределение; российский опыт; зарубежный опыт; сравнительный анализ; профориентационные программы
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью изменений сложившейся системы профориентационной работы в России. Эти изменения должны учитывать множество факторов, таких как: изменчивость рынка профессий, связь его с рынком труда, все возрастающая ориентация молодежи при выборе профессии на свои личные интересы и склонности, а не на потребности экономики и государства, что проявляется в дисбалансе количества выпускников по тем или иным специальностям и потребностей рынка труда в специалистах данного профиля. Под системой профориентационной работы подразумевается ряд элементов (социальных институтов), объединенных общей целью и совместно работающих на ее достижение, - оказание высококачественной профориентационной помощи и поддержки, способствующих профессиональной и личностной самореализации каждого члена общества, приводящих к полезному вкладу первого в развитие и процветание последнего.
Целью исследования ставится анализ и сравнение систем профориентационной работы в России и за рубежом. Используемые методы - описание и сравнение. Научная новизна состоит в сравнении актуального состояния систем профориентационной работы в России и зарубежных странах через обобщение опыта реализации профориентационного сопровождения. Автор статьи, анализируя специальную литературу по профориентационному самоопределению и профориентационной работе, выделяет сходства и различия систем профориентационной работы в России и за рубежом, предлагая пути развития системы профори-ентационной работы в России. Материалы статьи могут быть полезны в плане практического применения при реформировании действующей системы профориентационной работы в России.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ивакина, М. В. Сравнительный анализ систем профориентационной работы в России и за рубежом / М. В. Ивакина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 78-85.
Ivakina Marina Vital'evna,
Teacher-Psychologist of the Highest Qualification Category, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School No. 87, Ekaterinburg, Russia
COMPARATIVE ANALYSIS OF CAREER GUIDANCE SYSTEMS IN RUSSIA AND ABROAD
KEYWORDS: career guidance; professional orientation; choice of profession; career guidance system; career guidance work; professional self-determination; Russian experience; overseas experience; comparative analysis; career guidance programs
ABSTRACT. The relevance of this problem is due to the need to change the current system of career guidance work in Russia. These changes must take into account many factors such as: the job market volatility and it's relationship to the labor market, the growing orientation of young people in choosing a profession, their own personal interests and inclinations which are not based on the needs of the economy and the state. This gives us an imbalance in the number of graduates in various specialties and the needs of the labor market for specialists of this profile.
A number of social institutions united by a common goal is meant the system of career guidance work. The goal is to provide high-quality of career-oriented assistance. It will contribute to achieve the professional and personal self-realization to each member of society. It will lead to useful contribution of the individual and to the development of society. The social institutions must work together to provide high-quality career-oriented assistance.
The object of the study is to analyze and compare the systems of career guidance work in Russia and abroad. The methods of description and comparison were used to achieve this goal. The scientific novelty of this article is to compare the current state of career guidance systems in Russia and abroad. This is achieved through generalization of the experience of implementing career guidance support. The author of this article analyzes the special literature on career guidance self-determination and career guidance work and highlights the similarities and difference between the career guidance work systems in Russia and abroad. The author also suggests the ways of developing the career guidance system in Russia. The materials of this article can be useful for practical application in the formation of the current system of career guidance work in Russia.
FOR CITATION: Ivakina, M. V. (2022). Comparative Analysis of Career Guidance Systems in Russia and Abroad. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 78-85.
© Ивакина М. В., 2022
В современном мире вопросы профессионального самоопределения становятся предметом размышлений все большего числа людей. Они актуальны не только для подрастающего поколения на стадии оптации, но и для состоявшихся специалистов. Если для школьников этот вопрос обычно связан с выбором пути профессионального образования, то взрослых людей беспокоят вопросы профессиональной переподготовки в связи с потерей работы (по причине сокращения, «умирания» профессии и др.), с завершением профессиональной деятельности по достижении пенсионного возраста, с желанием сменить вектор профессионального развития. Это указывает на необходимость организации такой системы профориентационной работы (далее - СПР), которая осуществляла бы сопровождение индивидов на протяжении всего профессионального пути.
Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в назревшей необходимости реформирования СПР в России в связи с происходящими социально-экономическими изменениями и возрастающей потребностью общества в профориентационном сопровождении.
Исходя из поставленной проблемы и ее актуальности, целью исследования мы определяем анализ и сравнение СПР в России и за рубежом с выделением сходств и различий, с последующей выработкой предложений по реформированию системы профори-ентационной работы в нашей стране.
Анализ состояния системы профо-риентационной работы в России. В нашей стране вопросами профориентации занимаются в основном школы. Государство оказывает помощь за счет реализации про-фориентационных программ, таких как «Билет в будущее» и «Проектория», участие обучающихся в которых осуществляется на добровольной основе. Педагог чаще выступает как просветитель-информатор. «Билет в будущее» - проект, направленный на раннюю (начиная с 6 класса) профориентацию обучающихся [4]. «Проектория» - интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников [12]. Оба проекта учитывают изменчивость рынка труда, предлагая к ознакомлению «профессии будущего», опираясь на «Атлас новых профессий», разработанный специалистами Сколково [2].
Следующий вариант профориентацион-ной помощи - диагностический. Профори-ентационное тестирование в школе проводится обычно педагогом-психологом с помощью методик, разработанных Е. А. Климовым, Д. Холландом, А. Е. Голомштоком, Г. В. Резапкиной и др. Только одна из них -«Опросник профессиональных предпочте-
ний» (Д. Холланд) - вошла в Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях [10]. Нехватка современных, надежных и валидных методик осложняет реализацию профориентацион-ной помощи. Ряд актуальных диагностических материалов был разработан Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (далее - ЦТР «Гуманитарные технологи»), но использование их возможно только на коммерческой основе. Например, в 1996 г. был создан компьютерный диагностический профориентационный комплекс тестирования «Профориентатор». Он содержит блок вопросов по интересам (разработчики опирались на тест-опросник Е. А. Климова), блок интеллектуальных способностей, блок личностных качеств (создан под влиянием идей Д. Холланда) [9]. В 2012 г. «Профориентатор» прошел сертификацию и был внесен в Общероссийский реестр сертифицированных психодиагностических методик [17].
Такое направление профориентацион-ной помощи, как создание классов профильной направленности, регламентируется п. 18.3.1 ФГОС СОО, согласно которому организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универ-сальный1.
Вклад организаций среднего и высшего образования в СПР - создание ресурсных центров, центров профориентации, центров содействия занятости и трудоустройству2.
С помощью таблицы 1 проанализируем состояние СПР в России.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://fgos. ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 08.05.2022).
2 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства». URL: https://www.uksap.ru/ content/Resurs_centr/page.php (дата обращения: 08.05.2022); Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты». URL: http://www.eppc.ru/about/struct/resours (дата обращения: 08.05.2022); Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». URL: https://urfu.ru/ru/school/proforientacionnoe-testirovanie/ (дата обращения: 08.05.2022); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет». URL: https://sutr.ru/about_ the_university/departments/employment_center/ (дата обращения: 08.05.2022).
Таблица 1
Страна Наличие профориентационной программы Участие и контроль государства Наличие специализированных служб и их функционал Длительность про-фориента-ционного сопровождения Роль школы в профориен-тационной работе
Россия Билет в будущее, Проектория, Профка-никулы, Профориентация в цифровую эпоху, Город мастеров, Уральская инженерная школа, Екатеринбургская инженерная школа, Профи-дебют: масштаб -город, школьные программы Гранты на реализацию и государственное финансирование профо-риентационных программ, конкурсы профориента-ционных программ Частные профори-ентационные центры, служба занятости, ресурсные центры Начиная с 6 класса Не регламентирована. Объем и глубина профо-риентацион-ной работы на усмотрение администрации школы. Распределение по профильным классам
Анализируя состояние СПР в России, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие вариантов профориентационной помощи, граждане сталкиваются с точечной помощью в решении своих задач вместо получения полноценного сопровождения своего профессионального пути. Важность такого сопровождения обуславливается тем, что реальное протекание профессионального становления отличается неустойчивостью и неупорядоченностью, что оказывает влияние на процесс формирования индивидуальных траекторий профессионального становления, которые, в свою очередь, обусловлены необходимостью самоопределения личности через нахождение личностного смысла в осваиваемых профессионально-образовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности [7].
К проблемам СПР в России, по мнению Е. М. Дорожкина и Э. Ф. Зеера, также можно отнести: установку общества и школ на осуществление профориентационной работы только в контексте поступления в высшие учебные заведения, дисбаланс количества выпускников высшего, среднего и
начального профессионального образования из-за сложившего общественного мнения о престижности поступления в те или иные учебные заведения, слабое развитие систем межведомственного взаимодействия и профориентационного партнерства, отсут-свие системы подготовки и переподготовки специалистов в области профориентации наряду с неготовностью педагогов принимать активное участие в реализации профо-риентационных программ, а также отсутствие системы управления качеством организации профориентационной работы [6].
Зарубежный опыт построения систем профориентационной работы.
Первая профориентационная служба появилась в 1903 г. во Франции в г. Страсбург, а в 1908 г. подобная служба появилась и в США в г. Бостон [13]. Психологическую причину их появления Н. С. Пряжников видит в возникновении проблемы свободы выбора профессиональной деятельности на фоне социально-экономических причин.
Анализируя ряд статей [1; 3; 5; 8; 11; 14; 16], сравним СПР зарубежных стран (табл. 2):
Таблица 2
Страна Наличие профо-риентационной программы Участие и контроль государства Наличие специализированных служб и их функционал Длительность профориента-ционного сопровождения Роль школы в профориентаци-онной работе
1 2 3 4 5 6
США Программы «Гайденс», «Академия Х», «От школы к работе» СПР децентрализована, имеет множество организационных схем Консультативная психолого-педагогическая служба «Гайденс»: - помощь в подборе учебной программы; - помощь в выборе будущей профессии; - определение личностных особенностей и их развитие. Центры по трудоустройству (государственные и частные) От детского сада до окончания школы Включена в деятельность службы «Гайденс» (на каждого ученика ведется досье, которое передается в службу занятости)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 202 2. № 3 81
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5 6
Канада Программы временного трудоустройства молодежи на период каникул ЦСН (Центры содействия найму) -подразделение общенациональной государственной службы ЦСН: - сведения о вакансиях; - психологическая диагностика; - консультация специалистов- профориентологов. Центры выбора: - информация о профессиях и требованиях к ним; - информация о возможностях карьерного роста; - спрос на рынке труда Начиная с раннего подросткового возраста - организует встречи с представителями профессий; - проводит презентации колледжей и университетов; - специальные уроки «Планирование карьеры»; - углубленное изучение предметов по выбору
Франция Система помощи в профессиональном самоопределении (далее - СППС) СППС создана и контролируется министерствами образования, труда и здравоохранения Национальное бюро информации по образованию и профессии (осведомляет о возможностях выбора). Сеть специализированных центров профориентации (сотрудничает с родителями, профсоюзами, биржами труда и др.) Начиная с 1 класса Участвует в рамках СППС
Великобритания Уроки по выбору профессии Функционирование профориентацион-ной сферы регламентируется законом Агентства профессиональной ориентации (включены в систему регулирования рынка труда) На всех этапах обучения В старших классах уроки по выбору профессии. Наличие при школах учебных обслуживающих или производственных предприятий (возможность профессиональных проб)
Германия Дуальная система образования (позволяет учиться в университете и параллельно работать по специальности на предприятии, получая практические навыки) Профориентация и трудоустройство населения - монопольная функция Федерального института занятости Германии Профориентация ведется путем опросов, консультаций, тестов и совместных мероприятий с организациями родителей. Ребенок ведет специальную рабочую тетрадь - она является основой для профкон-сультаций Активно с 8 класса (элементы профориентации с 5 класса) Активно не участвует
Швеция «Куда шагать по жизненной лестнице» Высокая степень госрегулирования и связь с рынком труда, активное участие в определении механизмов, технологий, форм взаимодействия школ и др. организаций. Отход от массовизации и формализации профориентацион-ных процедур Нет Со школы (действующий в стране принцип индивидуального профессионально-го подхода затрудняет определение конкретного возраста начала профориента-ционного сопровождения) Общая консультационная поддержка учителями учеников, определившихся с выбором профессии, с остальными (около 20%) работает психолог или тьютор (профконсуль-тирование и профдиагности-ка)
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5 6
Финляндия Концепция «со-сагееп^», модель вип-консультирования, применение 1Т-технологий Построение концепции непрерывного образования и интегрированность школьной системы профориентации в систему профсопро-вождения человека через всю жизнь. Национальная стратегия lifelong guidance and counseling Обеспечивается возможность получения профконсультационной помощи в течение всего профессионального пути Со школы (профуроки с 7 класса) и в течение всей профессиональной жизни Практико-ориентированное обучение, профориентацию осуществляют консультанты- профессионалы (1 специалист на 150-200 учеников), активно вовлечены родители школьников
Израиль В большинстве школ спецкурсы по профориентации. Программы вечернего обучения Система школьного образования организована по профо-риентационному признаку. Программы вечернего обучения реализуются совместно с Министерством труда Службы трудоустройства. Центры профориентации Период школьного обучения Выбор профессионально-специализированной школы (технические, с/х, иешивы, военные училища) = выбор будущей профессии
Япония Диагностика по Ш. Фукуяме. Подготовительные курсы «Дю-ку» Тестовый экзамен по окончании средней ступени общеобразовательной школы определяет профессиональную судьбу: - лучшие результаты - ведущие школы, подготовка к поступлению в вуз; - средние - профтехучилища или технические колледжи; - низкие - низкорейтинговые школы Нет Весь период школьного обучения Ориентация на результаты экзаменов и тест Фукуямы, основанный на 3 принципах: - способность к самоанализу; - изучение работы; - практические пробы
Китай Программы изучения иностранных языков. Программы обучения рабочим профессиям Государство поддерживает талантливую молодежь. Дефицит мест в вузах. Высокие требования при поступлении Нет Старшие классы через презентацию возможностей поступления в университеты, в т. ч. российские Иностранные отделения в школах, мероприятия по презентации университетов
Европейские страны активно обмениваются опытом организации профориента-ционного сопровождения граждан, о чем свидетельствует создание в 2007 г. и функционирование вплоть до 2015 г. Сети Европейских государств (European Lifelong Guidance Policy Network - далее ELGPN), занимающейся вопросами организации и реализации в странах-участницах политики непрерывного консультирования как в сфере образования, так и в сфере занятости. По данным сайта ELGPN, в 2015 г. в ней состояли 30 стран-членов и Швейцария в качестве наблюдателя [18].
В зарубежных странах преобладают включенность государства в профориента-
ционные программы, отслеживание потребностей рынка труда и направление молодежи в соответствующие отрасли с учетом их желаний и способностей. Жизнь развитых стран «пропитана» идеей профориентации как важной составляющей успешного будущего ребенка. В таких случаях можно говорить о выстроенной и функционирующей СПР.
Сравнение профориентационных подходов в России и за рубежом. Сравним СПР в России и за рубежом (США, Канада, Франция, Великобритания, Германия, Швеция, Финляндия, Израиль, Япония, Китай) по выделенным критериям:
1. Наличие единой профориентацион-
ной программы в стране.
В России в отличие от большинства рассмотренных зарубежных стран отсутствует единая профориентационная программа. Позитивный момент в том, что СПР демонстрирует открытость к новым идеям, что могло бы проявляться в здоровой конкуренции профориентационных программ. На деле мы видим разобщенные, отдельно существующие программы и мероприятия, закрывающие различные вопросы профо-риентационного сопровождения на разных его временных этапах, не имеющие связи между собой. Тогда как в большинстве рассмотренных нами иностранных программ профориентации присутствует выстроенная система на уровне государства (Франция, Германия, Швеция) и/или налажена преемственность различных государственных и частных социальных организаций и институтов (США, Канада, Великобритания, Израиль), позволяющая оказывать непрерывную помощь гражданам в вопросах профессионального самоопределения.
2. Участие и контроль государства.
В нашей стране участие государства ограничивается наличием служб занятости, поддержкой за счет различных грантов и конкурсов профориентационных проектов, проведением единичных мероприятий. За рубежом мы видим большую (а иногда и главенствующую, как, например, в Германии) степень участия и, что немаловажно, контроля государства в сфере профориен-тационного сопровождения граждан. Это позволяет организовать по-настоящему работающую единую СПР.
3. Наличие профориентационных служб.
В России есть служба занятости, ресурсные центры и частные профориентаци-онные центры, работа которых обособлена (они редко связаны как между собой, так и с государством). За рубежом этот пункт представлен различными вариантами - в США, как и в нашей стране, есть и государственные, и частные профориентационные центры, в отличие от Канады, Великобритании и Франции, где профориентационные службы подконтрольны исключительно государству, или Швеции, Японии и Китая, где это направление профориентационной помощи вовсе не развито. Налаживание четкого межведомственного взаимодействия имело бы положительный эффект для развития СПР в России.
4. Длительность профориентационного сопровождения.
В основном начало профориентацион-ной работы приходится на подростковый возраст как в России, так и в зарубежных странах (Канада, Германия, Финляндия, Китай). США выделяется тем, что начинает
работу в этом направлении с детсадовского возраста. Практически все рассмотренные СПР ставят своей целью сопровождение граждан в течение всей жизни.
5. Участие школы в профориентацион-ной работе.
Роль школы в СПР велика. В подавляющем большинстве рассмотренных стран профориентационные мероприятия и программы реализуются, начиная со школьной скамьи. Для эффективности профориента-ционного сопровождения большое значение имеют интегрированность школ в СПР, преемственность между различными организациями через сетевое взаимодействие (Канада, США, Франция, Великобритания, Израиль, Япония). Оба эти параметра в нашей стране являются слабым местом профориентационного сопровождения. Важно отметить, что все большее число стран уходят от массовых профориентаци-онных мероприятий к индивидуально ориентированному подходу.
Выводы. Сравнивая СПР в России и за рубежом, можно сделать вывод, что основная проблема помощи в профессиональном самоопределении и сопровождении в нашей стране - в отсутствии налаженного взаимодействия всех социальных институтов, входящих в состав этой системы, а также в слабом участии и контроле со стороны государства.
Имеется ряд профессиональных наработок таких видных ученых в этой области, как Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжни-ков, А. К. Маркова, А. М. Павлова и др. Этой теоретической базы в сочетании с разумным использованием зарубежного опыта достаточно для реформирования СПР в России с целью повышения ее эффективности. Однако необходимы помощь на государственном уровне и большая включенность государственного аппарата и сопутствующих министерств в разработку и внедрение такой программы. Государство должно выступать регулятором профориен-тационной работы в зависимости от своих потребностей.
Оперативное реагирование СПР и системы образования на запросы рынка труда и потребности соискателей, учет индивидуальных особенностей граждан в выборе профессионального пути, установление тесных контактов с работодателями, доступность получения профориентационной помощи, использование зарубежного опыта профориентационного сопровождения с учетом национальных и экономических особенностей нашей страны - вот основные направления деятельности по изменению и усовершенствованию системы профориен-тационной работы в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбарова, П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А. Амбарова, М. В. Немировский. - Текст : электронный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/i0995/80855/i/iurp-2020-i95-2i.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
2. Атлас новых профессий. - URL: https://new.atlas100.ru (дата обращения: 20.04.2022). - Текст : электронный.
3. Барбашева, Л. Ю. Опыт профориентационной деятельности в Китайской Народной Республике: учителя только открывают двери, дальше идете вы / Л. Ю. Барбашева. - Текст : электронный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-deyatelnosti-v-kitayskoy-narodnoy-respublike-uchitelya-tolko-otkryvayut-dveri-dalshe-idyote-vy/viewer (дата обращения: 20.04.2022).
4. Билет в будущее. - URL: https: //bvbinfo.ru/ (дата обращения: 08.05.2022). - Текст : электронный.
5. Гуртов, В. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии / В. А. Гуртов, В. Н. Колесников, М. А. Питухина // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - Вып. 2 (26). - DOI: 10.15393/j5.art.2019.4725.
6. Дорожкин, Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика / Е. М. До-рожкин, Э. Ф. Зеер. - Текст : электронный // Сибирский психологический журнал. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prikladnye-osnovaniya-proforientatsii-teoriya-i-praktika/viewer (дата обращения: 08.05.2022).
7. Зеер, Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего молодежи как фактор развития городской среды / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Н. В. Сыманюк, А. Д. Сущенко, А. А. Степанова. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2019. - URL: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/2451/19.pdf (дата обращения: 21.04.2022).
8. Килина, И. А. Немецкая система профессиональной ориентации обучающихся / И. А. Килина. -Текст : электронный // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/nemetskaya-sistema-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 08.05.2022).
9. Кононова, В. Н. ДДО и «Профориентатор» преемственность отечественных профориентационных методик / В. Н. Кононова, А. Г. Шмелев. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - URL: https://docplayer.com/40440927-Ddo-i-proforientator-preemstvennost-otechestvennyh-proforientacionnyh-metodik.html (дата обращения: 08.05.2022).
10. Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. - URL: http://www.ovd.com.ru/doc30.pdf (дата обращения: 20.04.2022). -Текст : электронный.
11. Плешакова, А. Ю. Перспективы развития дуальной системы образования ФРГ в условиях глобализации / А. Ю. Плешакова. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2018. -URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2227/16.pdf (дата обращения: 08.05.2022).
12. Проектория. - URL: https://proektoria.online/ (дата обращения: 08.05.2022). - Текст : электронный.
13. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
14. Толстогузов, С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом / С. Н. Толстогузов. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-raboty-za-rubezhom (дата обращения: 21.04.2022).
15. Усольцева, В. В. Особенности построения карьерного маршрута старшеклассниками с разным уровнем самооценки / В. В. Усольцева. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. -2020. - URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2606/20.pdf (дата обращения: 08.05.2022).
16. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт реализации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов. - Текст : электронный // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-sistema-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya/viewer (дата обращения: 08.05.2022).
17. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». - URL: https://proforientator.ru/ about/#tocontent (дата обращения: 08.05.2022). - Текст : электронный.
18. European Lifelong Guidance Policy Network. - URL: http://www.elgpn.eu (mode of access: 08.05.2022). - Text : electronic.
REFERENCES
1. Ambarova, P. A., Nemirovsky, M. V. (2020). Novye podkhody k professional'noi orientatsii v shkole v usloviyakh izmenyayushchegosya mira professii [New Approaches to Vocational Guidance at School in a Changing World of Professions]. In Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80855/1/iurp-2020-195-21.pdf (mode of access: 20.04.2022).
2. Atlas novykh professii [Atlas of New Professions]. URL: https://new.atlas100.ru (mode of access: 20.04.2022).
3. Barbasheva, L. Yu. (2017). Opyt proforientatsionnoi deyatel'nosti v Kitaiskoi Narodnoi Respublike: uchitelya tol'ko otkryvayut dveri, dal'she idete vy [The Experience of Career Guidance in the People's Republic of China: Teachers Only Open Doors, Then You Go]. In Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-deyatelnosti-v-kitayskoy-narodnoy-respublike-uchitelya-tolko-otkryvayut-dveri-dalshe-idyote-vy/viewer (mode of access: 20.04.2022).
4. Bilet v budushchee [Ticket to the Future]. URL: https://bvbinfo.ru/ (mode of access: 08.05.2022).
5. Gurtov, V. A., Kolesnikov, V. N., Pitukhina, M. A. (2019). Ot traditsionnoi modeli proforientatsii k sisteme soprovozhdeniya i konsul'tirovaniya na protyazhenii vsei zhizni: opyt Finlyandii [From the Traditional Model of Career Guidance to the System of Support and Counseling Throughout Life: The Experience of Finland]. In Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Issue 2 (26). DOI: I0.i5393/j5.art.20i9.4725.
6. Dorozhkin, E. M., Zeer, E. F. (2014). Nauchno-prikladnye osnovaniya proforientatsii: teoriya i praktika [Scientific and Applied Foundations of Career Guidance: Theory and Practice]. In Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prikladnye-osnovaniya-proforientatsii-teoriya-i-praktika/viewer (mode of access: 08.05.2022).
7. Zeer, E. F., Symanyuk, E. E., Symanyuk, N. V., Sushchenko, A. D., Stepanova, A. A. (2019). Prognozirovanie professional'nogo budushchego molodezhi kak faktor razvitiya gorodskoi sredy [Forecasting the Professional Future of Young People as a Factor in the Development of the Urban Environment]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2451/19.pdf (mode of access: 21.04.2022).
8. Kilina, I. A. (2019). Nemetskaya sistema professional'noi orientatsii obuchayushchikhsya [German System of Vocational Guidance for Students]. In Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-sistema-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya/viewer (mode of access: 08.05.2022).
9. Kononova, V. N., Shmelev, A. G. (2010). DDO i «Proforientator» preemstvennost' otechestvennykh proforientatsionnykh metodik [DDO and "Professional Guidant" Continuity of Domestic Career Guidance Methods]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. URL: https://docplayer.com/40440927-Ddo-i-proforientator-preemstvennost-otechestvennyh-proforientacionnyh-metodik.html (mode of access: 08.05.2022).
10. Metodicheskie rekomendatsii po sisteme funktsionirovaniya psikhologicheskikh sluzhb v obshche-obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Methodological Recommendations on the System of Functioning of Psychological Services in General Educational Organizations]. URL: http://www.ovd.com.ru/doc30.pdf (mode of access: 20.04.2022).
11. Pleshakova, A. Yu. (2018). Perspektivy razvitiya dual'noi sistemy obrazovaniya FRG v usloviyakh globa-lizatsii [Prospects for the Development of the Dual System of Education in Germany in the Context of Globalization]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2227/16.pdf (mode of access: 08.05.2022).
12. Proektoriya [Proektoria]. URL: https://proektoria.online/ (mode of access: 08.05.2022).
13. Pryazhnikov, N. S. (2008). Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional Self-Determination: Theory and Practice]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 320 p.
14. Tolstoguzov, S. N. (2015). Opyt proforientatsionnoi raboty za rubezhom [Career Guidance Experience Abroad]. In Obrazovanie i nauka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proforientatsionnoy-raboty-za-rubezhom (mode of access: 21.04.2022).
15. Usol'tseva, V. V. (2020). Osobennosti postroeniya kar'ernogo marshruta starsheklassnikami s raznym urovnem samootsenki [Features of Building a Career Route by High School Students with Different Levels of Self-Esteem]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2606/ 20.pdf (mode of access: 08.05.2022).
16. Fursov, A. L. (2013). Zarubezhnyi i otechestvennyi opyt realizatsii sistemy professional'noi orientatsii naseleniya [Foreign and Domestic Experience in the Implementation of the System of Professional Orientation of the Population]. In Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-sistema-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya/viewer (mode of access: 08.05.2022).
17. Tsentr testirovaniya i razvitiya «Gumanitarnye tekhnologii» [Center for Testing and Development "Humanitarian Technologies"]. URL: https://proforientator.ru/about/#tocontent (mode of access: 08.05.2022).
18. European Lifelong Guidance Policy Network. URL: http://www.elgpn.eu (mode of access: 08.05.2022).